Самые известные картины франсиско. Мрачные картины франсиско гойи

Путешествуя в 1824 году по Испании, Эжен Делакруа записал в своем дневнике «Вокруг меня трепетал Гойя». Гойя - не только самый национальный художник Испании, с его именем связано становление искусства Нового времени.

Творчество Гойи, современника французской революции, национально-освободительной войны Испании с наполеоновской Францией, бурного подъема общественных сил и жестокой реакции, пришлось на один из самых драматических периодов испанской истории. Оно сочетало передовую мысль эпохи и отзвуки устойчивых народных представлений, широту общественных позиций и сильнейший отпечаток его субъективных переживаний, огненного темперамента, импульсивной натуры, безграничного воображения. От искусства Гойи исходит волнующая сила, оно поистине неисчерпаемо и не подвластно холодному анализу. Его художественный язык остро обнажен, беспощадно резок и в то же время усложнен, зашифрован, изменчиво подвижен, подчас трудно объясним.

Гойя родился в селении Фуэндестодос близ Сарагосы в семье ремесленника-позолотчика. Учился в Сарагосе у Х. Лусана Мартинеса, затем в Мадриде, у Ф. Байеу, на дочери которого, Хосефе, женился в 1773 году. Бурная, насыщенная приключениями молодость Гойи мало известна. Он посетил Италию, где участвовал в конкурсе Пармской академии и получил вторую премию. С 1773 года жил и работал в Мадриде, в 1786 году был назначен придворным живописцем.

Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776-1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Декоративную живопись Гойя обогатил новшествами композиции, укрупнением фигур, красочностью колористических находок, а главное - непосредственным ощущением национальной жизни, воспринятой им не взором постороннего наблюдателя, а как бы изнутри; эта среда была ему знакома с молодости.

В написанном в 1777 году «Зонтике» (Мадрид, Прадо) нет развитого сюжета. Модный в ту пору в жанровой живописи мотив вдохновил его на создание пленительного живописного образа, в котором лицо девушки и часть ее фигуры, затененные зеленым зонтиком от лучей солнца, полны легких красочных отсветов. Здесь можно убедиться, сколь многим Гойя обязан Веласкесу, которого, наряду с природой и Рембрандтом, считал своим учителем.

Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Трудно найти другого великого портретиста, который столь решительно проявлял бы свое личное отношение к изображаемым им людям. К иным из них он оставался совершенно равнодушным, и тогда его заказные портреты кажутся странно безжизненными, одеревенелыми. Художник, безупречно владеющий пластической формой, становится неожиданно беспомощным, допускает небрежность в рисунке и композиции. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет».

В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Поразителен размах его творческой эволюции от парадных портретов в традициях XVIII века до произведений, предвосхищающих самые смелые завоевания искусства XIX столетия. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Среди его друзей - писатели, поэты, политики, актеры. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). В начале XIX века в портретных образах Гойи, полных энергии, уверенности в своих силах, появляются черты, близкие идеалам эпохи романтизма. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью.

К концу столетия придворная карьера Гойи, достигшая своего зенита в 1799 году, когда он стал первым живописцем короля, принесла ему немало горечи и разочарований.

В конце 1790-х годов все отчетливее и резче воспринимая темные и уродливые стороны окружающей жизни, Гойя пережил душевный кризис, усугубленный в результате тяжелой болезни потерей слуха. Свою глухоту художник переносил с редким мужеством, стараясь найти средства общения с окружающим миром.

Могучие импульсы творческого вдохновения властвовали над противоречивой натурой Гойи. Конец XVIII столетия ознаменовался в его творчестве высокими художественными свершениями. Он закончил работу над серией офортов Капричос, включившей его в число крупнейших мастеров мирового графического искусства. В этом непревзойденном образце трагического гротеска Гойя обнажил язвы феодально-католической Испании.

В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. В росписи купола изображена средневековая легенда о чудесном воскрешении в Лиссабоне Святым Антонием Падуанским убитого человека, назвавшего имя своего настоящего убийцы. Чудо перенесено художником в обстановку современной ему жизни, происходит на фоне вольной кастильской природы, под открытым небом, в присутствии разноголосой толпы. Росписи церкви - грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Они были встречены с восторгом и энтузиазмом; один из его биографов писал, что в Мадриде произошли два чуда, одно - совершенное Антонием Падуанским, другое - художником Гойей.

В июне 1800 года Гойя приступил к "Портрету семьи короля Карла IV" (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Застывшие особы королевского дома, выстроенные в ряд в одном из дворцовых покоев Аранхуэса, заполняют полотно от края до края. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Из этого царственного великолепия выступают оцепенелые фигуры, но особенно обнаженно и остро написаны лица - ничтожные, оплывшие, самодовольные. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру, ибо здесь все - самая жестокая правда. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Портрет понравился и был благосклонно принят. То же произошло и в 1803 году, когда Гойя, опасаясь инквизиции, решился на смелый шаг и почтительно преподнес королю офортные доски "Капричос".

Особое место среди его произведений начала XIX века занимает изображение молодой женщины, запечатленной дважды - одетой и обнаженной. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Здесь воплощен привлекавший художника национально-характерный тип чувственной женской красоты, бесконечно далекий от академических канонов. В неправильности нежного бледно-золотистого и словно ощутимо живого обнаженного тела состоит его волнующая привлекательность. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. И по сей день многое остается неясным: обстоятельства заказа двух картин, их точная датировка и окончательное название, вопрос о том, кто эта женщина, столь смело в нарушение инквизиционного запрета изображенная художником обнаженной. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе - ок. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» - «городская щеголиха» - применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Предположение о том, что Гойе позировала его возлюбленная герцогиня Каэтана Альба было отвергнуто из-за физического и возрастного несходства герцогини с неизвестной девушкой, послужившей художнику моделью. Инквизиция заинтересовалась этими картинами, и в 1815 году художник был вызван в Мадридский трибунал, где должен был опознать их и объяснить для кого и с какой целью они были созданы. Но протокол допроса не сохранился. Обе Махи принадлежат к числу самых известных произведений Гойи, окруженных романтическим ореолом и разнообразными домыслами.

В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. В небольшой картине «Колосс» (1810-1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Фантастический образ истолковывался по-разному. Вероятно, колосс, грозно сжавший кулак и повернувшийся спиной к долине, где в диком смятении разбегаются люди и животные, падают всадники и повозки, олицетворяет беспощадные силы войны, несущие всеобщее разорение, панику и гибель. То, что Гойя - свидетель наполеоновского нашествия - пережил в оккупированном Мадриде, в многострадальной Сарагосе, разрушенной французскими осадами, которую он посетил осенью 1808 года, придало новый могучий импульс его творчеству как в живописи, так и в графике, привело к созданию произведений трагического и героического звучания. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала.

Навсегда остаются в памяти большие полотна в Прадо, которые составляют исторический диптих и изображают "Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года" и "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая". Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Схватку мадридцев с французской конницей на Пуэрта дель Соль Гойя наблюдал из дома своего сына. Вторая картина пользуется мировой известностью. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Осталось последнее мгновение перед залпом. Зловещий желтый свет фонаря вырывает из темноты прижатую к склону холма группу повстанцев, на которых направлены вскинутые ружья безликой шеренги французских солдат. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Художник просто, жестко, обнаженно и вместе глубоко человечно передает чувство обреченности, граничащий с безумием страх, волевую собранность, испепеляющую ненависть к врагу.

Присущая Гойе способность со всей страстью темперамента откликаться на события современности нашла ярчайшее выражение в серии офортов, известной под названием «Бедствия войны», данном ей Академией Сан Фернандо при издании в 1863 году. Национальная трагедия показана здесь во всей своей беспощадности. Это горы трупов, казни партизан, яростные схватки, бесчинства мародеров, муки голода, карательные экспедиции, опозоренные женщины, осиротевшие дети.

Позднее творчество Гойи совпадает с годами жестокой реакции после разгрома двух испанских буржуазных революций. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме, известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Стены двухэтажного дома Гойя покрыл четырнадцатью темными, исполненными маслом росписями фантастического характера. Полные иносказаний, намеков, ассоциаций, они совершенно уникальны по образному строю и мощному художественному воздействию. «Черным картинам» - так принято их называть - грозило полное исчезновение, ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо.

В росписях господствует дьявольское, устрашающее, противоестественное начало, зловещее изображение возникает как в кошмарном сне. Беззубые мегеры или старцы с голыми черепами - подобие самой Смерти - жадно хлебают похлебку, орущая исступленная толпа уродов шествует к источнику Сан Исидро, дьявол в виде громадного черного Козла в монашеской рясе возглавляет сборище гнусных ведьм. Набор красок суров, скуп, почти монохромен - черное, белое, рыже-красноватое, охра, цвета словно вобрали в себя оттенки испанской земли, сожженной солнцем, ржавчину горных пород, тлеющий пламень красноземов, мазки размашисты и стремительны. Графической параллелью росписям Кинты стала серия "Диспаратес" ("Пословицы", 1820-1823) с еще более сложными зашифрованными образами.

В 1824 году в годы реакции Гойя вынужден был эмигрировать во Францию, в город Бордо, где скончался. Неисчерпаемая жажда творчества не покидала его до последних лет жизни. Совсем глухой, слепнущий художник продолжал создавать картины, портреты, миниатюры, литографии. «…Только воля поддерживает меня», - писал он друзьям.

В самых поздних произведениях Гойя возвращается к образу торжествующей молодости (Молочница из Бордо, 1826, Мадрид, Прадо).

Жизни Гойи посвящены литературные произведения, беллетризированные биографии и кинофильмы. Его искусство оказало колоссальное воздействие на испанскую художественную культуру XIX-XX веков, не только на живопись и графику, но также и литературу, драматургию, театр, кино. К Гойе обращались многие мастера мировой культуры, от Делакруа до Пикассо, от Эдуарда Мане до мексиканских мастеров народной графики. И сегодня Гойя остается неувядаемо современным.

Татьяна Каптерева

А «Два старика кушают суп» очень перекликается атмосферой, экспрессией с «Едоками картофеля» Ван Гога.

Очень хорошие цитаты ты подобрала к потрясающим росписям. Мне они очень нравятся.

Писать прямо на стене — это фантастика. У меня был такой опыт, невероятные ощущения.

Юлия Риа :
ноября 22, 2011 в 12:20

Сравнила с Ван Гогом. Да, такие же мрачные цвета, такая же атмосфера удушливости и бессилия что ли... Мне больше всех из этих картин нравится «Собака», странная такая атмосфера создана Гойей.

Не помню, ты читала эту книгу про Гойю Фейхтвангера? Она обрывается как раз на том месте, где художник решил расписать стены своего дома. Должна была быть и вторая часть, но... жизнь писателя оборвалась — так несправедливо.

:
ноября 22, 2011 в 13:47

У собаки такой жалобный взгляд, столько в ней одиночества, обиды, а перед ней еле различимая тень, (но может быть это и выступы стены), на которую она смотрит с вопросом: «Почему ты меня бросил?»...

Я не помню, если читала Гойю Фейхтвангера, но это не помешает мне прочитать эту книгу, когда будет соответствующее настроение.

Эти поздние работы Гойи — чистый экспрессионизм. Он очень опередил свое время.

:
ноября 24, 2011 в 18:07

:
ноября 25, 2011 в 11:30

Я долго не принимала и отвергала концептуальное искусство, разные дикие, отталкивающие перформансы, акции, хэппенинги и тому подобное. В России принят термин — актуальное искусство, в остальном мире о нем не знают.))

Как пример, скандальные выходки самого известного русского художника, человека-собаки Олега Кулика. Очень нравится одна его старая работа «Русское затмение», где он обнаженный с красным знаменем в руке.))

Мне потребовалось много времени, чтения соответствующей литературы и статей о современном искусстве, чтобы начать убеждать себя, что всему есть место в искусстве. И нельзя ничего отрицать.

Понимать я лучше не стала, но по-прежнему иногда интересуюсь, что творится в концептуальном (интеллектуальном) искусстве. Почитай высказывания Олега Кулика, они достойны этого. Вот, например, одна его мысль:

«Все хорошие, но врут, а художник не врет, зато он жадный и наглый эгоист. Все эти качества в обывателе тоже есть, но в современном мире неприлично их демонстрировать. Самое страшное в мире обывателя не атомная бомба, не бедность, а что о тебе скажут соседи. Художник этого не боится.»

А вот еще, мне очень понравилось:

«Искусство, существующее ради продажи, уже не искусство.»

Так вот неприятие и отторжение у меня появляется от коммерческого искусства, картин для продажи. Но я давно борюсь и с этим «праведным гневом» вполне успешно.))

Юль, а у тебя что вызывает отторжение?

:
ноября 25, 2011 в 16:16

И все таки мне не совсем понятно, что имеешь ввиду под коммерческим искусством? То что продается в принципе или то, что рисуется заведодомо под вкус публики?

:
ноября 25, 2011 в 17:37

Как я могу быть против всего, что продается? Я сама продала не один десяток картин. Плюс, все в конечном счете рано или поздно попадает на арт-рынок.

Конечно, я имею в виду то, что рисуется специально для продажи. То есть заведомо зная, что публика купит. На ее вкус. Но я уже давно и к этому отношусь с пониманием. Ведь людям надо от чего-то жить. Почему бы и не от картин?

Оль, мне важно намерение художника. Изначальное. Именно оно и делает разницу между работами. Поэтому одну картину мы называем — искусство, а другую — не называем.

:
ноября 25, 2011 в 18:13

Теперь понятно А то иногда мне кажется, что ты вообще против продажи

:
ноября 26, 2011 в 12:57

Нет, конечно! Я только за. И очень рада, когда художники успевают жить от своего искусства. Это большая редкость.

В этом вопросе важно разобраться, в чем цель, а в чем средство.))

:
декабря 1, 2011 в 13:57

Да-да, если думать в первую очередь только о деньгах, теряется духовность, осмысленность. Но, наличие заработка не отрицает наличие смысла. Эти вещи не всегда всем понятны. Особенно у нас в стране, в России. Мастер должен быть беден — сидит у многих в умах, а если мастер богат — то это уже не искусство. Тот же Гойя получал немалые деньги за свои портреты и был придворным живописцем, чем гордился. Но он не переступил через себя.

Фраза: «Самое страшное в мире обывателя не атомная бомба, не бедность, а что о тебе скажут соседи» — восхитительна! Проста, но точна. Что скажут о тебе... соседи, коллеги, просто прохожие. Противно от всего этого (однако и во мне это, увы, есть).

:
декабря 1, 2011 в 15:20

Конечно, не отрицает! Люди путаются в понятиях, совершенно верно. Причем до какой степени, у меня в голове не укладывается. Например, большинство считает, что любая картина — это искусство. Автоматически. Если есть все атрибуты: холст, покрытый красками, рама, то искусство. Что же еще? Меня это не перестает шокировать. Юля, почему слово искусство относят к любой живописи? У тебя есть версия?

Вот это «что о тебе скажут» мне знакомо до боли. Так как мне всегда было все равно, то последствия моего безразличия вкушали по полной программе мои родители.))

Талант позволил принимать участие в конкурсах, организовываемых Академией художеств Мадрида.
Представляя свои работы, юноша надеется на учебу в Королевской Академии искусств, что в Сан-Фернандо.
К сожалению, картина не прошла отбора. И Гойя решил отправиться учиться и работать в Италию. Добравшись до Рима, художник изучает полотна великих итальянских мастеров. Но авантюрная натура и здесь дает о себе знать. Молодой человек решил похитить свою возлюбленную, которая находилась в женском монастыре, но был пойман прямо на месте преступления. Поэтому ему пришлось спешно бежать из Рима.

Становление

В 1771 году написана картина на тему античной истории, которая была удостоена премии Академии художеств Пармы. Вскоре Гойя снова переселяется в Сарагосу, где большую часть времени работает над фресками бокового нефа Нуэстра Сеньора дель Пилар. Тогда, в 1771-1772 годах, он оттачивал технику позднего итальянского барокко.
Амбициозный художник в 1773 году направляется в Мадрид, где обосновывается у своего приятеля Франсиско Байеу, занимавшего на тот момент должность придворного художника у королевы Марии Луизы и короля Карла IV. Гойя работает преимущественно в мастерской Байеу. Друг знакомит художника с сестрой Хосефой. Впечатлительный Гойя влюбился и соблазнил красавицу. В 1775 году ему пришлось на ней жениться, потому что дама сердца была уже на пятом месяце беременности. У пары вскоре родился сын Эусебио, который прожил совсем недолго.
Хосефа родила Гойе пятерых детей, хотя некоторые источники сообщают, что их было больше. К сожалению, дожил до взрослого возраста лишь один сын — Франсиско Хавьер Педро, он пошел по стопам отца, хотя и не достиг такой славы, но все же стал художником.
Авантюрный гений быстро пресытился супругой, и как только попал в окружение придворных аристократок, перестал ею интересоваться. За всю жизнь он написал всего один портрет супруги.

Известность

В 1780 году художнику удалось добиться приема при дворе. Благодаря удачному портрету короля Карла III и картине «Распятие» Гойю приняли в Королевскую академию. В 1785 году он стал вице-директором, в 1795 — директором отделения живописи.
В 1786 году достигнута долгожданная должность придворного художника, которая сохранилась за мастером даже после смерти в 1799 году Карла III. Карл IV оставил за Гойей это место.
В 1791 году происходит судьбоносное знакомство художника с герцогиней Альба. Она на долгие годы становится его покровительницей и музой.
В 1792-1793 годах Гойя серьезно болеет. Эта болезнь забирает у художника слух. В процессе выздоровления началась работа над офортами Капричос, которая была завершена только в 1799 году. Вся серия была сатирической, обнажала недостатки социальных, политических и религиозных порядков.
В 1796 году умирает герцог Альба, покровитель и супруг музы художника. Гойя сопровождает возлюбленную в Андалусию, где она оплакивает потерю мужа. Приблизительно в это время появляется знаменитая картина «Маха обнаженная», датируемая 1797 годом.
Карл IV в 1798 году дал задание придворному художнику — роспись купола в церкви Сан Антонио де ла Флорида, находящейся за городом.
В 1802 году создана «Маха одетая», которую можно увидеть в Прадо. В этом же году герцогиня Альба умерла и завещала сыну возлюбленного Хавьеру Гойе ренту в 3500 реалов ежегодно. В память о музе художник пишет в 1816 году «Маху на балконе».

Поздние годы


В 1808 году Гойя стал свидетелем оккупации Испании наполеоновскими войсками, а также наблюдал восстание в Мадриде и репрессии, которые за этим последовали. Война запечатлена на двух знаменитых полотнах, написанных в 1814 году: «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» и «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года». Картины выставлены в музее Прадо.
Когда сын женился и стал жить с супругой отдельно, пожилой Гойя остался в одиночестве. Несколько тяжелых для себя лет он жил в «Кинта дель Сордо» — «Доме глухого» за городом. В период с 1820 по 1823 год художник расписывал стены маслом. Сегодня эти росписи можно увидеть в Прадо.
Одиночество закончилось вместе со знакомством с Леокадией де Вейс. Из-за художника она разводится с супругом-предпринимателем Исидро Вейсом. От Гойи Леокадия родила дочь Росариту.
Чтобы избежать преследования нового испанского правительства, семья художника в 1824 году переезжает во Францию. Там Гойя жил до кончины 16 апреля 1828 года.
Здесь в Бордо он осваивает литографию, пишет портреты новых друзей-эмигрантов. Особенно известны из французского периода серия 1826 года «Бордосские быки» и полотно «Молочница из Бордо», написанное в 1827-1828 годах. Влияние Франсиско Хосе де Гойи на европейское художественное искусство невозможно переоценить.

Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес (исп. Francisco José de Goya y Lucientes; 30 марта 1746(17460330), Фуэндетодос, близ Сарагосы - 16 апреля 1828, Бордо) - испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма .

Франсиско Гойя Лусьентес родился в 1746 году в Сарагосе, столице Арагона, в семье среднего достатка. Его отец - Хосе Гойя. Мать - Грасиа Лусьентес - дочь бедного арагонского идальго. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40 км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям - до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Франсиско был младшим из трёх братьев: Камилло, старший, стал впоследствии священником, средний, Томас пошёл по стопам отца. Хосе Гойя был известным мастером по золочению, которому даже каноники собора Базилика-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар поручают проверку качества позолоты всех изваяний, над которыми тогда трудились арагонские мастера, реконструировавшие собор. Образование все братья получили довольно поверхностное, Франсиско Гойя всегда будет писать с ошибками. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. В конце 1763 года Франсиско принимает участие в конкурсе на лучшую живописную копию гипсового Силена, но 15 января 1764 года за него не подали ни одного голоса. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид и здесь его ждёт новый провал на конкурсе в Академии Сан-Фернандо . Сюжеты для конкурсных работ связаны с великодушием короля Альфонсо X Мудрого и подвигами национальных героев-воинов XVI века. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Ко всему прочему, Франсиско Байеу , другой молодой живописец из Сарагосы и член жюри конкурса, является сторонником взвешенных форм и академической живописи, не признающим фантазии молодого Гойи. Первую же премию получает младший брат Байеу, 20-летний Рамон… В Мадриде Гойя знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство.

Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры». Весной 1771 года он участвует в конкурсе Пармской академии на картину по античной теме, называя себя римлянином и учеником Байеу. Правящим принцем Пармы в то время являлся Филипп Бурбон-Парм, брат испанского короля Карла III. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр.)русск. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов.

Капитул церкви дель-Пилар обращает внимание на молодого художника, возможно из-за его пребывания в Риме, и Гойя возвращается в Сарагосу. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп.)русск. на тему «Поклонение имени Бога». В начале ноября 1771 года капитул одобряет предложенную Гойей пробную фреску и поручает ему заказ. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15 000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп.)русск. запрашивает 25 000 реалов за ту же работу. 1 июля 1772 года Гойя заканчивает роспись, его работа вызывает у капитула восхищение ещё на стадии представления эскиза. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп.)русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772-1774 годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Девы Марии. Из которых сохранились только семь, и те испорчены реставрационными работами.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Февраль 05, 2012

Испанский художник Гойя и в своей жизни, и в творчестве стремился следовать высоким гуманистическим принципам. Король называл его атеистом и считал, что он вполне заслужил петли.

Автопортрет в мастерской

ок. 1793-1795; 42х28 см
Академия Сан Фернандо, Мадрид

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес родился 39 марта 1746 года в небольшом городишке Фуэндетодос, близ Сарагосы. Его отец был типичным «батурро» - бедняком-простолюдином, имевшим крохотную мастерскую по золочению алтарей, а мать происходила из семьи обнищавшего идальго (таких дворян в те времена было чуть ли не пол-Испании). Счастливые родители не могли и предположить тогда, что пройдут годы, и их сын Франсиско - Франчо, как ласково его называла мать, - будет на равных общаться не только с представителями испанской знати, но и с самим королем.

Бурная юность Гойи в Арагонии

Первые годы жизни Франсиско проводит в деревне. В 1760 году его родители переезжают в Сарагосу - столицу Арагона. Здесь мальчик сначала постигает азы грамоты в школе при монастыре, а затем поступает на учебу в мастерскую Хосе Лусано Мартинеса - весьма посредственного художника, последователя условного академического искусства.

По словам одного из исследователей жизни и творчества Гойи , «юный Франсиско успевает не только легко усваивать уроки мастерства, но с еще большим тщанием приобщается к пению серенад, исполнению арагонской хоты и фанданго - искрометных народных танцев; а кроме этого, что естественно для молодых испанцев, вспыльчивых и гордых до крайности, Франсиско не раз хватается за наваху, столь необходимую во многих спорах».

Все это приводит к тому, что двадцатилетний Гойя, имевший огромный опыт участия в лихих уличных побоищах, в результате одного из них вынужден покинуть город. Молодой человек справедливо полагает, что лучше всего ему удастся скрыться в многолюдном Мадриде. Он без особого сожаления оставляет мастерскую Мартинеса, который не стал удерживать юношу, поскольку, сразу разглядев в темпераментном, непоседливом ученике яркую искру таланта, он и сам давно рекомендовал ему отправиться для продолжения обучения в Мадрид. Переехав в испанскую столицу, Гойя дважды - в конце 1763-го и, спустя три года, в 1766-м — предпринимал попытки поступить в мадридскую Художественную академию Сан Фернандо, однако оба раза удача отворачивалась от него...

Такое трудное начало

Начались годы странствий. В конце 1769 года Гойя отправляется в Италию — посещает Рим, Неаполь и Парму. Два года спустя он получает вторую премию Пармской академии художеств за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (как это часто бывает в истории, имя обладателя первой премии кануло в Лету). Этот успех помог начинающему живописцу поверить в себя и в определенной мере явился компенсацией того высокомерного молчания академического совета Сан Фернандо, которым встречались работы Гойя, регулярно высылаемые им в Мадрид на всевозможные конкурсы и выставки...

Прирожденный авантюрист и отчаянный драчун, Гойя, даже находясь вдали от родины, оставался верен себе: легенда приписывает ему дерзкий налет на женский монастырь в Риме, удачное похищение оттуда некой прекрасной итальянки и последовавшую за этим дуэль, из которой художник вышел победителем...

В 1771 году Гойя возвращается в Сарагосу, где начинает деятельность профессионального живописца, занимаясь церковными фресками. Его работы по оформлению дворца Собрадиэль и церкви Эль Пилар удостоились похвальных отзывов, что побудило амбициозного живописца снова попытать счастья в столице.

В 1773 году Гойя приезжает в Мадрид и через некоторое время начинает работать над панно, которые служат образцами для ковров Королевской шпалерной мануфактуры. Его друг, художник Франсиско Байеу знакомит тезку со своей сестрой, белокурой красавицей Хосефой. Горячий арагонец влюбляется без памяти и... соблазняет девушку. Однако жениться на ней не спешит и будет вынужден пойти на это, лишь когда станет известно о беременности Хосефы.

Следует также учесть то обстоятельство, что брат девушки является хозяином мастерской, в которой трудится художник. Свадьба состоялась 25 июля 1773 года. Родившийся вскоре после этого события ребенок прожил недолго. Всего же супруга художника родила пять (по некоторым сведениям — шесть) детей, из которых выжил лишь один — сын Франсиско Хавьер (род. в 1784), который впоследствии стал известным художником.

Гойя — придворный художник

22 января 1783 года, не без участия Байеу, Гойя получает важный заказ от высокопоставленного королевского вельможи графа Флоридабланка. Художник не может поверить в удачу: «Граф хочет, чтобы я исполнил его портрет. Я смогу немало заработать. Да и не только в деньгах будет моя выгода!» Предчувствие не обмануло Гойю: Флоридабланка вводит его в высшее общество и представляет младшему брату короля, Дон Луису.

Инфант приглашает Гойю в свою резиденцию в Аренас, где он живет с момента своей самовольной женитьбы, вызвавшей недовольство короля и ставшей причиной изгнания наследника престола со двора. Дон Луис поручает художнику исполнить портреты членов своей семьи. Гойя писал об этом времени одному из своих приятелей: «Я целый месяц находился рядом с Их Высочествами. Они — настоящие ангелы Я получил от них двадцать тысяч реалов, а моя жена — платье, расшитое золотом и серебром, стоимостью, наверное, около тридцати тысяч реалов. Честно говоря, я и не рассчитывал на такое вознаграждение и теперь, как ни странно, чувствую себя обязанным».

Знакомство с инфантом положило начало новому этапу карьеры Гойи : он становится признанным в кругах испанской аристократии портретистом. В 1786 году, после серии работ, выполненных по заказу герцога Осуны, творчеством Гойи заинтересовался сам король Карл III. В письме, датированном 7 июля того же года, художник сообщает: «Так случилось, что отныне я — придворный художник. Трудно привыкнуть к мысли, что мой годовой доход теперь будет составлять более 15 тысяч реалов в год». После смерти Карла III, его преемник, Карл IV, оставляет Гойю при должности официального королевского живописца, существенно увеличив ему жалованье.

Влюбленный Гойя

1795-1796; 82х58 см
Музей Прадо
Мадрид

Как только Гойя получает возможность регулярно общаться с придворными дамами, он словно забывает Хосефу. Кстати, в отличие от большинства жен и подруг художников, она практически не служила ему моделью — Гойя написал всего один ее портрет...

Осенью 1792 года Гойю поражает тяжелая болезнь, которая заканчивается полной глухотой, хотя все могло закончиться гораздо хуже: художник чувствовал постоянную слабость, сильные головные боли, частично потерял зрение и какое-то время даже был парализован. Исследователи полагают, что все это были осложнения запущенного еще в молодости сифилиса. Глухота, конечно, сильно осложняла жизнь художника, однако не настолько, чтобы он отказывал себе в простых человеческих радостях...

Среди придворных аристократок самой желанной для Гойи была 20-летняя герцогиня Альба. Один из современников художника так описывал герцогиню: «Нет в мире более прекрасной женщины. Когда она появляется на улице, то неизменно привлекает к себе всеобщее внимание и вызывает восхищение своей грацией и красотой. Даже дети прекращают свои шумные игры и долго смотрят ей вслед».

Гойе удалось познакомиться с герцогиней. А после того, как летом 1795 года она посетила его мастерскую, художник, который несколькими месяцами ранее был избран почетным директором Академии Сан Фернандо, потрясенно признался одному из друзей: «Теперь, наконец, я знаю, что значит жить!» Их бурный роман продолжался около семи лет. В 1796 году умер престарелый муж герцогини, и она уехала в свое поместье в Андалузию «оплакивать потерю». Очевидно, для того чтобы слезы безутешной вдовы не были слишком горькими, Гойя отправился с ней, и они несколько месяцев прожили вместе.

Однако по возвращении в Мадрид Альба покинула Гойю, предпочтя ему высокопоставленного военного. Художник был уязвлен и оскорблен, но разлука оказалась недолгой. В 1799 году Гойя достигает вершины своей карьеры — его возводят в сан первого придворного живописца короля Карла IV. Тогда же Альба возвращается к Гойе. Известные полотна «Маха одетая» и «Маха обнаженная», по одной из версий, были написаны именно с герцогини.

Герцогиня изображена совершенно обнаженной и на сотнях рисунков, сделанных художником. Возлюбленная позволила Гойе сохранить их, но на одном написала: «Хранить такое — просто безумие. Впрочем, каждому свое», — и как в воду глядела. Действительно, эта живопись вызвала крайнее раздражение Сант-Оффицио (святой инквизиции). Некоторые наиболее ревностные церковники объявляли Гойю чуть ли не дьяволом, раз он может не просто изобразить такое, но и вдохнуть пылкую жизнь в свои полотна, сделать этих обнаженных женщин таинственно притягательными. К счастью, у Гойи имелись влиятельные покровители при дворе, да и инквизиция на рубеже веков была уже не столь могущественной.

Беспокойная старость Гойи

ок. 1821-1823; 147х132 см
Прадо, Мадрид
По одной из версий, эта картина
представляет собой портрет Леокадии Вейс

С годами состояние здоровья художника ухудшается, а его живопись становится все мрачнее. На смену поражающим своей откровенностью сатирическим офортам из серии «Капричос» (1799) приходят серии, посвященные аутодафе и ужасам войны. Эти последние были созданы под впечатлением вторжения Наполеона в Испанию. Тогда же в официальных портретах, которые Гойя как «первый живописец короля» обязан был время от времени писать, обнаруживается, казалось бы, немыслимый в работах подобного назначения сарказм по отношению к сильным мира сего. В «Семье короля Карла IV великолепие красок, потоки золота, мерцание драгоценностей лишь оттеняют мещанскую заурядность и удручающую вульгарность тех, кто правил Испанией...»

В 1812 году умирает жена художника, Хосефа. Сын Хавьер женится и начинает жить отдельно. Гойя остается совсем один. В 1819 году он отходит от дел, уезжает из Мадрида и уединяется в своем загородном доме «Кинта дель Сордо», что означает «Дом Глухого». Стены своего жилища он расписывает изнутри мрачными фресками, так называемыми «Черными полотнами», представляющими, по сути, видения и галлюцинации одинокого, уставшего от жизни человека. И все же судьба улыбается Мастеру в последний раз: он знакомится с Леокадией Вейс. Вспыхивает бурный роман, в результате которого Леокадия разводится со своим мужем...

В 1824 году, опасаясь гонений со стороны нового правительства (король Испании Фердинанд, только что вошедший на престол, прямо заявил Гойе: «Вы достойны петли!»), художник испрашивает разрешения уехать «лечиться» во Францию. Так Гойя и Леокадия оказываются в Бордо. Два года престарелый мастер прожил во Франции. Но настал день, и Гойя затосковал. Вот что писал об этом один из его друзей: «Гойе засело в голову, что у него много дел в Мадриде. Если бы мы его не отпустили, то он сел бы на мула и пустился бы в путь один»... Неуютно почувствовал себя художник, оказавшись в Мадриде в пик послереволюционной реакции, и вскоре вынужден был покинуть родину и вернуться в Бордо...