Самые популярные стендап комики. Участники "Стендап" (ТНТ): их биография и личная жизнь

Юмористические формы искусства с древних времен пользовались неизменным успехом. Способность найти смешное в серьезных реалиях повседневности - очень важная составляющая комедии. Именно умение показать обыденные вещи так, чтобы вызвать смех у зрителя, является признаком мастерства артистов. Что такое стендап? В чем заключается этот стиль подачи шуток? Какие комики считаются лучшими в данном течении? Об этом мы расскажем в статье.

Стендап: специфика жанра

Стендап (Stand up) - жанр комедии, который предполагает сольное выступление артиста перед публикой. Основными особенностями этого юмористического формата являются:

  • выступление перед живой аудиторией;
  • взаимодействие с залом;
  • жизненность затрагиваемых тем.

Комики, работающие в этом направлении, уделяют особое внимание текстовому содержанию монологов, так как основная юмористическая нагрузка ложится именно на смысловую составляющую выступления. Жанр стендапа подразумевает разговорную манеру повествования, которая допускает использование ненормативной лексики, что позволяет вывести комедию на новый уровень тесного взаимопонимания артиста с залом. Освещение злободневных вопросов, предельная откровенность автора делает это течение в юморе очень востребованным у зрителя.

Немаловажное место занимает также подача шуток. Стендап не ограничивается только повествовательной манерой выступления. Это один из самых свободных в выражении жанров. Многие комики, хорошо знающие, что такое стендап, используют музыкальные инструменты, видеосопровождение и даже фокусы, чтобы разнообразить свои номера и сделать их зрелищнее.

История стендапа

Жанр зародился еще в начале XIX века в Британии, где были популярны выступления юмористов в мюзик-холлах. В эру расцвета стендап вступил в середине ХХ века с появлением в Эдинбурге фестиваля Fringe, который явился площадкой для самовыражения артистов, в том числе и комедийного жанра. С этого времени стендап стал активно распространяться по всему миру и на данный момент является одним из самых популярных юмористических течений в Британии и США.

Признанными мастерами этого направления являются стендап-комики:

  • Джордж Карлин.
  • Боб Хоуп.
  • Луи Си Кей.
  • Билл Косби.
  • Крис Рок.
  • Ричард Прайор.

Стендап-вечеринки устраиваются повсеместно. Обычно местом их проведения являются небольшие клубы. Маститые комики собирают огромные залы, их выступления транслируются по телевидению и переводятся на разные языки.

Открытый микрофон

Одной из отличительных особенностей жанра стендап является возможность выступить на публике любому желающему. Такие мероприятия получили название «Открытый микрофон». Начинающие или малоизвестные стендап-комики могут прийти в то место, где проводится подобная встреча, и показать свою программу.

Стендап в России

Что такое стендап, в России и других странах бывшего СССР узнали относительно недавно, но данный жанр уже успел завоевать безграничную любовь зрителей и продолжает набирать популярность. Комики, работающие в этом направлении комедии, успешно гастролируют, собирая большие залы.

Все больше и больше молодых юмористов выбирают для своего творчества это направление юмора. Изначально базируясь в небольших клубах и на маленьких закрытых площадках, стендап вышел на всероссийский уровень популярности. Телевизионные шоу, посвященные этому комедийному жанру, имеют большую популярность и высокие рейтинги.

Стендап Павла Воли

Учитель русского языка и литературы из Пензы много лет назад покорил миллионы сердец, найдя своё призвание в юморе. Популярный комик и телеведущий Павел Воля является одним из людей, знающих не понаслышке, что такое стендап, и сделавших очень много для популяризации и продвижения этого стиля в России.

Выступления Воли уже много лет занимают одно из центральных мест в шоу Comedy Club на ТНТ. У него за плечами огромный опыт работы жанре стендап-комедии, начиная с амплуа «гламурного подонка», вызывающе общающегося с залом, заканчивая образом примерного семьянина.

Несмотря на кардинальную разницу в образах, стендап Павла Воли всегда был актуален и интересен зрителю, а шутки вызывали неизменный смех. Основными лейтмотивами его монологов являются повседневные жизненные наблюдения, семейная жизнь, женщины, шоу-бизнес и политика. Артист успешно гастролирует с концертами. А его сольное шоу «Большой Stand-up Павла Воли» уже стало традицией.

Быть может, мир потерял хорошего учителя литературы, но точно приобрел прекрасного комика.

Stand Up на ТНТ

Телеканал ТНТ можно назвать колыбелью стендапа на телевидении. Именно здесь выпускаются в эфир программы, посвященные этому течению в юморе. Главная из них - Stand Up.

Шоу выходит в эфир с сентября 2013 и уже имеет толпы поклонников не только в России, но и странах СНГ. Комики, прославившиеся благодаря эфирам этой передачи, собирают аншлаги на своих концертах, а видео в Интернете с их выступлениями набирают огромное количество просмотров.

Руслан Белый

Наверное, самый популярный стендап-комик в России. Родившись в Праге, переехал с семьёй в Воронеж, когда ему было 15 лет. Здесь он начал заниматься юмором, стартуя, как и многие юмористы, с игры в студенческой команде КВН. Позже вступил в воронежское объединение Comedy Club.

Дальнейшим продвижением в карьере было участие в телевизионных проектах «Смех без правил» и «Убойная лига», где его стендап-выступления имели большой успех. Именно Руслан Белый является основателем, а также бессменным ведущим телевизионного шоу «Стендап» на ТНТ. Юмор этого комика отличается жесткостью и бескомпромиссностью, его монологи зачастую являются сатирой на поведение людей, а также политическую ситуацию и важные события в мире.

Юлия Ахмедова

Юлия Ахмедова тоже является представителем воронежской школы КВН. Ее телевизионная юмористическая карьера началась с капитанской позиции в команде «25-я», которая стала участником Высшей Лиги этого нестареющего шоу. Но большую популярность Юлия получила, благодаря передаче Stand Up на ТНТ, куда ее пригласил Руслан Белый.

Удачный комедийный образ одинокой «девушки за 30» принес ей огромную славу и неофициальный титул «единственной девочки-комика в стендапе». Шутки, описывающие нелегкую женскую судьбу, снискали любовь зрителей.

Сейчас Юлия Ахмедова - один из самых популярных стендаперов на нашей сцене.

Слава Комиссаренко

Белорус Слава Комиссаренко - самый обаятельный участник проекта. Получил известность, будучи еще совсем юным. С недавнего времени живет и работает в Москве. Свои выступления посвящает темам отношений между людьми, любви мужчины и женщины, жизни приезжего в столице.

Двухметровый рост в сочетании с обезоруживающей наивностью образа и легким белорусским акцентом придают этому комику особый шарм. Не зря номера Комиссаренко много лет являются одними из центральных в шоу «Стендап» на ТНТ.

Стас Старовойтов

Уроженец Томской области много лет был близок к юмору, участвуя в организаторской работе местного филиала Comedy Club. В составе комедийного дуэта «Револьвер» являлся участником «Смеха без правил» на ТНТ. Но полностью раскрыть свой юмористический талант у него получилось благодаря участию в передаче Stand Up.

Близкий каждому юмор, основанный на бытовых проблемах обычного человека, сделал Стаса Старовойтова одним из самых любимых в России комиков. Вопросы семейной жизни, раскрытые с особой откровенностью и прямотой, обеспечивают монологам артиста неизменный зрительский интерес.

Иван Абрамов

Самый интеллигентный участник шоу. Окончив МГИМО, он связал свою жизнь с юмором. Выступления Ивана Абрамова отличаются не только интеллектуальной направленность тем, но и использованием в номерах музыкального сопровождения. Инструмент в его монологе - равноправный участник номера. Мастерски вплетая игру на синтезаторе в повествование, комику удаётся создать уникальные представления, которые очень нравятся слушателям.

Посмотреть выступления этих и многих других комиков можно каждое воскресенье в 22:00 на телеканале ТНТ. Дата выхода стендапа анонсируется на официальном сайте проекта, а также в тематических сообществах в социальных сетях.

Как попасть на стендап?

Как мы видим, данный юмористический жанр сейчас очень популярен в России. Почти в каждом городе регулярно проходят большие концерты звезд телевизионного проекта, вечеринки с участием местных комиков, мероприятия формата «открытый микрофон». Достаточно заглянуть в афишу своего населенного пункта, чтобы найти подходящий концерт и приобрести билеты на стендап.

Некоторые мероприятия проводятся абсолютно бесплатно. Также у начинающих комиков есть возможность выступить перед зрителями, ведь на многих подобных встречах организаторы предоставляют такую возможность.

Становится понятно, почему этот вид комедии имеет огромную популярность в мире. Стендап - поистине народный жанр, близкий и доступный каждому. Это способность увидеть наш мир непредвзято и всё равно любить его таким, какой он есть.

Их юмор любят во всём мире, их называют кумирами и в чём-то даже подражают современные российские комики. Если вы никогда в жизни не смотрели англоязычный стендап, советуем начать знакомство вот с этими парнями из подборки. Поверьте, их стендап-выступления - отличная альтернатива сериалам.

Джордж Карлин (George Carlin)

Когда мы говорим о современной стендап-комедии, чаще всего подразумеваем Джорджа Карлина. В Интернете разгуливает множество отрывков его выступлений, а люди делятся хлёсткими цитатами, даже не подозревая, чьи это слова. Вот, например.

«Религия - это как пенис. Нормально, когда он у тебя есть. Приятно, если вы гордитесь им. Но пожалуйста, не доставайте его и не размахивайте им на людях. И пожалуйста, не пытайтесь подсунуть его моим детям».

Джордж Карлин - один из первопроходцев жанра, актёр и писатель, обладатель четырёх премий «Грэмми» и премии Марка Твена. Он делился с аудиторией своими проницательными наблюдениями, шутил про политику, религию, секс, высмеивал пороки американцев, а ему за это аплодировали.

«Я вот думал, почему люди старея всё активнее читают Библию. И тут меня осенило: они ведь готовятся к выпускному экзамену».

Начинал Карлин диджеем на радиостанции, затем ставил комедийные номера в ночных клубах, был частым гостем на различных телешоу. Его популярность росла как снежный ком. Большинство его шуток, так или иначе, были формой ироничной социальной критики. Но настоящая популярность пришла к Карлину с выходом его монолога «Семь слов, которые вы никогда не произнесёте на телевидении». Не только слава тогда обрушилась на комика, но и масса критики. Но суд наказывать за столь неординарный монолог не стал.

Карлин выпустил 14 полнометражных стендапов (полтора-два часа юмора). Последний It’s Bad for Ya был снят за четыре месяца до его смерти. Карлин скончался в 71 год (2008) от сердечной недостаточности.

Луи Си Кей (Louis C. K.)

Главный американский комик современности, наследник брюзжащего стиля Джорджа Карлина - Луи Си Кей. Начинал с того, что писал тексты для других комиков и телеведущих. Успех к нему пришёл, когда Луи было уже за 40. Золотой жилой оказалась тема кризиса среднего возраста, Си Кей вовсю эксплуатирует образ раздражённого мужчины, который разведён, воспитывает двух дочерей и неумеренно ест. Юмор может показаться очень циничным, но стоит посмотреть, КАК он произносит свои монологи, и понимаешь, что всё сказанное им пропитано любовью к людям.

«Я никогда не осуждаю других родителей. Знаете, вот этот момент, когда вы видите маму в «Макдоналдсе» или где-то ещё и она кричит на ребёнка: «Заткнись! Я ненавижу тебя». А люди стоят и смотрят с осуждением: «Боже, какая ужасная мать!» Чтобы вы знали: эти люди - не родители, у них нет детей. Потому что любой родитель на их месте бы подумал: «Что этот маленький засранец такого натворил?! Бедная женщина!»

С 2010 по 2015 год Луи собственноручно создавал телевизионный ситком с его же именем «Луи» - едва ли не лучший сериал в жанре «ситком про стендап-комика».

Дилан Моран (Dylan Moran)

Наткнувшись на ютьюбе на видео с этим ирландским комиком, большинство наверняка подумает: «Эй, парень, походу у тебя была весёлая ночка». Торчащие волосы, небрежная одежда, сигарета в руке, а нередко и стаканчик вина. Дилан Моран - один из лучших комиков в мире, забавный, местами наигранно нелепый, но никого не оставляющий равнодушным. Его юмор, по сути, классическая комедия наблюдений.

«Я не употребляю наркотики. Мне это уже не нужно. Я постарел, и если мне теперь нужен приход, нужно просто неожиданно встать со стула».

При этом о своей личной жизни Моран старается не распространяться и просто ненавидит давать интервью. Свою карьеру комик начал в 20 лет, в 24 стал самым молодым обладателем награды Perrier Comedy Award, а в 25 поехал в первый тур по Великобритании. В начале нулевых создал культовый ситком «Книжный магазин Блэка», где Моран играет собственно Блэка - владельца книжной лавки, пьющего, курящего и ненавидящего всех на свете.

Моран сейчас по-прежнему снимается в фильмах, но большую часть времени гастролирует. Кстати, уже не раз он выступал и в России.

Эдди Иззард (Eddie Izzard)

Самый известный трансвестит в стендап-комедии и вроде пока как единственный. К успеху пришёл в начале 90-х, когда выходил на сцену исключительно в женских платьях, на шпильках и при полном макияже. Сейчас он более сдержан: мужские рубашки, галстуки и костюмы - впрочем, подведённые глаза, каблуки и накрашенные ногти остались. Несмотря на сценический образ, был и остаётся гетеросексуальным мужчиной.

У Иззарда дислексия (избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению), ходят слухи, что именно из-за неё он не готовится к выступлениям. Поэтому может возникнуть впечатление, что он перескакивает с места на место и события его монолога бессвязны. Но в этом и состоит особенность юмора Иззарда: доведение до абсурда, импровизация и необычные взгляды на вещи. Например, Иззард рассказывал, как Иисус проповедует динозаврам.

Эдди Иззард - один из редких комиков, который вовсю использует пантомиму и пародию, а ещё он человек небывалой эрудиции, нередко шутит про исторические события, балет и космические программы.

Вы могли не знать его как комика, но точно замечали в кино или в сериалах. Появление в «Ганнибале», роль криминального эксперта в «Друзьях Оушена», главная роль в картине «Потерянное Рождество». Он действительно чертовски талантлив.

Джимми Карр (Jimmy Carr)

Карр - англичанин до мозга костей. Сухая британская подача, театральные паузы и… минимум эмоций. Его острые подколки и чёрный юмор нравятся далеко не всем (у Джимми были проблемы из-за шуток про людей с синдромом Дауна), к чему Карр относится спокойно, говоря, что люди имеют право оскорбиться, но и у него есть право свободно шутить о чём хочет.

«Самое распространённое в мире суеверие - это вера в гороскопы. И есть название для людей, верящих в гороскопы, они называются одинокие женщины».

Получив хорошее образование и начав строить карьеру в нефтегазовой компании, Джимми вдруг круто изменил профессиональное будущее, в 2000-м перейдя в сферу стендап-комедии. Сейчас он постоянно гастролирует, выступает на комедийных вечерах и фестивалях. Кстати, Карр - мастер «уанлайнеров» (коротких шуток), даже написал по этому поводу книгу.

Заработав неплохую репутацию в стендап-среде, Карр начал работать ведущим на телевидении.

Билл Бёрр (Bill Burr)

Сегодня жанр стенда-комедии прочно вошел в нашу жизнь. Если вчера юмор у нас ассоциировали с КВН или Аншлагом, то сегодня с телеэкранов не сходят герои «Комеди Клаба». А главные его представители уже давно стали миллионерами. Павел Воля - современный тренд, задвинув на провинциальные сцены комиков прошлого. Но зародился этот жанр не в России.

На Западе юмористы давно уже не читают по бумажке, предлагая зрителям старые шутки «из Интернета». Эти актеры вовсю пользуются экспромтом, для них неважно - выступать в тесном прокуренном клубе или на огромном стадионе при скоплении зрителей. Западный стендап стал частью масс-культуры, этот феномен можно долго изучать. Ведь тут присутствует немало стилей и направлений, часто мы видим только верхушку айсберга.

Но определяют жанр, естественно, его звезды. Именно с них и берут пример начинающие актеры. Расскажем ниже о самых главных звездах стендап-комедии, включив сюда и отечественную, работающую именно в этом жанре.

Ричард Прайор. Один из легендарных представителей этого жанра, Джерри Сайнфилд, герой сериала о самом себе, назвал Прайора ни много, ни мало «Пикассо этой профессии». Сомнения, быть может, и спорное. Но очевидно, что сын боксера и проститутки, воспитывающийся бабушкой, владелицей борделя, сумел стать одним из самых великих американских стендапщиков. Творчество Прайора во многом повлияло на всех тех, кто пошел по его стопам. А начинал он еще в конце 1950-х, сперва, как обычный юморист. Тогда Прайор работал преимущественно с белой публикой. Однако через 10 лет артист понял, что такое положение является для него тупиковым и смог переродиться. Подобно большинству великих американских юмористов Прайор строил свои сценки на основе материалов из своей собственной жизни. А она у него была поистине безумной, так что рассказать было что. Даже когда Прайор стал уже всемирно признанным гением, он как-то облился с головы до ног ромом и принялся за непростое дело изготовление очищенного кокаина. Но артист вдруг загорелся и в таком виде принялся бегать по улицам. Родные решили, что Ричард решил таким необычным способом покончить с собой. А история эта стала одним из самых знаменитых номеров комиков, при этом он сумел рассказать ее одновременно смешно и трогательно. Пример шутки: «Горящая задница вдохновляет. Эта методика должна использоваться на Олимпийских играх. Я сам как-то пробежал стометровку за 4,3 секунды».

Джордж Карлин. Благодаря этому столпу американского стендапа жанр приобрел все те черты, которые сегодня мы в нем и наблюдаем. Карлин считался специалистом по черному юмору, тем не менее его выступления были пронизаны острой социальной критикой, неважно, рассуждал комик о глобальных вещах или житейских мелочах. Именно Карлин стал звездой первых лет существования канала HBO, благодаря ему телевидение заметно расширило границы дозволенного. Знаменитый номер юмориста «Семь слов, которые нельзя говорить по телевизору» стали даже причиной скандала и судебного разбирательства. Зато для истории цензуры в СМИ это стало важным событием. Как и в случае с Прайором, сегодня нотки и манеры Карлина можно найти практически у любого комика из стендапа. Пример шутки: «А вы не замечали, что большинство противниц абортов - женщины, с которыми вы даже не стали бы заниматься любовью? Такой вот баланс в природе».

Луи Си Кей. У брюзжащего стиля Джорджа Карлина нашлось немало последователей, но самым успешным, многогранным и невероятно смешным стал Луи Си Кей. Его карьера началась в 1990-х в ранге помощника на вечерних шоу Леттермана, О’Брайана и других звезд телеэкрана. Но на их возрасте Луи долго не мог выделиться, пока уже в середине 2000-х не наткнулся вдруг на собственную золотую жилу. Юморист стал рассказывать о такой близкой многим теме кризиса среднего возраста, об обрюзгших мужчинах, которые окружены детьми и понимают неудачность своего брака. На сцене Си Кей выглядел раздраженным грубияном, который ругается со всеми - с детьми, хипстерами, животными и даже с самим собой. В плане отсутствия политкорректности с Си Кеем может поспорить разве что Рики Джервейз. Только вот за всей безжалостностью Си Кея, называющего своих детей засранцами и желающего смерти знакомым, виден не только его больной живот, но и огромное доброе сердце. С 2010 года комик стал писать для себя тексты сам. Си Кей даже стал снимать и продюсировать ситком «Луи». Говорят, что эта штука на американском телевидении - настоящий бриллиант. Пример шутки: «Когда телки сходят с ума, они показывают всем сиськи. А когда с ума сходят тетки, они убивают мужей и топят детей в ванной».

Билл Хикс. Можно сказать, что этот комик является своеобразной альтернативой Карлину. Его выступления еще более злые, едкие и циничные. Хикс выглядит умником, которому на роду написано выступать в небольших клубах, постепенно убивая свою жизнь запрещенными удовольствиями. И хотя курение и алкоголь так и остались его спутниками, артист сумел добиться немалой славы, пускай преимущественно и за счет скандалов. Хикс никогда не стремился всем понравиться, а тем, кому он все же нравился, артист не боялся грубить и оскорблять их. Карлин всего лишь пытался научить страну отбросить привычное ханжество, а Хикс вознес юмор на новые высоты. Он показал, что смеяться можно над всем - даже над Гитлером и геноцидом, если в этом есть какой-то смысл. Умер звездный комик в 1994 году, всего лишь в возрасте 32 лет - злоупотребления дали о себе знать. Пример шутки: «Сколько вы выкуриваете в день, сэр? Пачку? Боже ж ты мой, иди, надень платьице и кури свою гейскую пачечку. Да я трачу две зажигалки в день!».

Энди Кауфман. Нет более загадочной личности в истории стендапа, чем Кауфман. Его вообще трудно назвать комиком или стендапщиком, сам он всячески открещивается от своей принадлежности к какому-то жанру. Сегодня сказали бы, что именно Кауфман и породил такое явление, как «троллинг». Во всяком случае Энди никогда не умел, а может быть и не хотел шутить в традиционном понимании этого слова. На сцене комик выступал в различных амплуа, представляя вымышленных им персонажей. Это был то польский иммигрант, то имперсонатор Пресли, а то плохой певец-неудачник. Одним из героев был и сам Кауфман, который комфортно себя чувствовал в образе фрика, пусть и испытывавшего терпение публики. Многие сегодня задаются вопросом: а каким вообще был настоящий и нормальный Кауфман? Актер так долго шутил о желании инсценировать собственную смерть, что когда умер от рака легких в 1984 году, то многие ему попросту не поверили. Именно Энди Кауфмана изображал Джим Керри в фильме 1990 года «Человек на луне». Легенде жанра посвятила свою песню и группа R.E.M.

Рики Джервейз. Для представителей стендапа стало обычным делом начать на сцене клуба, а со временем попасть на телеэкраны со своим ситкомом. В случае же с Джервейзом все произошло с точностью до наоборот. Сперва Джервейз успел побывать вокалистом малоизвестной группы «Seona Dancing», работающей в жанре нью-вейв. Затем он снялся в главной роли английской версии сериала «Офис». Та работа принесла ему славу, так что на сцену стендапа Джервейз вышел уже знаменитым. Очевидно, что актер не столь профессионален, как его более звездные коллеги. Зато недостаток опыта работы в жанре Рики компенсирует своим обаянием и отсутствием границ в плане политкорректности. Джервейз позволяет себе шутки над полными людьми, карликами, представителями секс-меньшинств и делает это так, что все искренне смеются. А свои выступления актер посвящает большим и серьезным темам - славе, политике, науке. И хотя в последнее время Джервейз слишком уж отвлекся на ведение «Золотого глобуса», вскоре он обещал представить новое шоу с многообещающим названием «Человечество». Пример шутки: «Я наполовину француз и наполовину англичанин, так что во мне сошлись их лучшие качества... Я ужасен в постели, но зато у меня плохо пахнет изо рта».

Билли Коннолли. Шотландец выделяется своим акцентом и колоритной внешностью. Рядом с Коннолли словно ощущаешь, что попал в паб и находишься рядом с местным завсегдатаем. А он постоянно рассказывает небылицы о своих многочисленных и безумных родственниках и об интимных медицинских процедурах. А начинал комик, как певец в жанре фолк. В стендап Коннолли пришел в 70-х, быстро став культовым в Англии. Причина такого успеха - уникальность актера. Уж кому-кому, а ему подражать просто невозможно. Каких-то четко выдержанных тем при выступлении комик не придерживается, его номера - бесконечные анекдоты или истории из жизни, часто напоминающие старческое бурчание. Кажется, что благодаря неповторимой интонации и акценту любая история от Коннолли сможет стать смешной. Подражать Коннолли невозможно - попытки смельчаков смешны сами по себе. Пример шутки: «Рейган заседает за столом в Белом доме, где у него присутствует кнопка "БАБАХ"! Да мой папаша моложе, а мы ему даже пульт от телика не даем!».

Эдди Иззард. В этом жанре комик-трансвестит уж большая редкость. Тем не мене Иззард сумел стать одним из самых знаменитых стендапщиков в Британии. Успех пришел к актеру в 1990-х, когда он начал активно носить женскую одежду и накладывать соответствующий макияж. Свои же шоу актер обставлял так, как будто зрители вместе с ним попадают на рок-концерт. Интересно, что сценический образ никак не повлиял на сексуальные предпочтения Эдди - он 100% гетеросексуал. Стиль Иззарда многие называют безумным, ведь его речь на концертах напоминает настоящий поток сознания. Актер говорит обо всем на свете - о религии и смерти, о супермаркетах и моде, при этом еще и постоянно перескакивая с темы на тему. Правда, в последнее время комик похудел, сбросил вес и перестал краситься. Кажется, что он слегка подрастерял былую энергию, об этом говорит и отсутствие новых шоу в последние три года. Тем не мене восемь вышедших концертом Иззарда являются для стендапом показательным образцом, отсюда непосвященные могут начинать знакомство с жанром. Пример шутки: «Покуда они занимаются гомофобией у себя дома за закрытыми дверями и никого не насилуют, я не против».

Дилан Моран. Этот комик выходит к своим зрителям таким растрепанным, что кажется, будто его в спешке разбудили всего пять минут назад в состоянии жуткого похмелья. А спал артист не иначе, как на полу и прямо в одежде. И рассказы комика словно бы повествуют обо всем тот нерадостном, что случилось с ним накануне. Самые лучшие друзья Дилана - алкоголь и сигареты, но и они радуют его все меньше. В отличие от своего американского коллеги Си Кея, который вовсю смеется над собственным несовершенством, Моран целенаправленно наслаждается этим. Все же остальное, что его окружает, покрывается цинизмом. Можно сказать, что актер одновременно и критикует нездоровый образ жизни и вместе с тем и пропагандирует его. Моран помимо стендапа снимается в кино. Можно упомянуть ленту «Зомби по имени Шон» и три сезона ставшего культовым английского комедийного сериала «Книжный магазин Блэка». А недавно Моран дал пару концертов в Петербурге, что поклонники жанра не могли пропустить. Пример шутки: «Я не умею плавать, да и водить тоже. То есть я собирался одно время пойти на курсы, но потом подумал: «А что, если въеду в озеро? Мне ж кранты!».

Джимми Карр. Странно, но этот ирландец на сцене демонстрирует образец исконно английского высокомерия. Карр напоминает того самого классического конферансье, у которого по непонятной причине испортилось настроение и он принялся всем вокруг хамить. Карр постоянно пытается вовлечь в диалог публику, он довольно много импровизирует, а весомая часть его шоу отдана быстрым очередям выстроенных последовательных шуток. Артист часто по совместительству исполняет роль ведущего на различных телевизионных и радио-шоу. Именно Карр близок к тому образу комиков, который сложился традиционно в нашей стране. Конечно, разница тут в пользу ирландца за счет качества его юмора. Пример шутки: «Боксеры не занимаются сексом перед боем, знаете, почему? Они друг другу не нравятся».

Джерри Сайнфилд. Первое выступление 22-летнего Джерри состоялось в Нью-йоркском клубе в 1976 году. В 1981 году Джерри стал одним из участников популярного «Вечернего шоу Джонни Карсона». Вскоре комик стал появляться и в других вечерних шоу, у Леттермана и Гриффина. А в 1989 году на канале NBC стартовал ситком «Сайнфилд», который повествовал о жизни артиста. Он входил в число создателей этого сериала. Ситком транслировался до 1998 года, став одним из самых популярных в стране. При этом в каждой серии можно увидеть отрывки выступлений Сайнфилда, что принесло ему еще большую популярность. Артист за свою работу получил даже «Золотой глобус» в 1993 году. А телешоу возглавило список «50 величайших» по версии TV Guide. Пример шутки: «Вы знаете, что становитесь старым, когда получаете на торте одну свече. Как будто кто-то спрашивает: «Хм! А сможешь ли ты задуть ее?».

Павел Воля. В завершении нашего списка самых знаменитых героев стендапа упомянем и отечественного персонажа. Павел родился в 1979 году и школу юмора прошел в пензенской команде КВН. До прихода в Comedy Club Павел успел поработать ведущим на радио. Амплуа артиста в новом для России шоу сложилось сразу - «гламурный подонок». Он высмеивает гостей передачи, звезд шоу-бизнеса. Шутки Воли довольно жесткие и циничные. Зато Павел не ограничивает себя рамками сцена - он записывает музыкальные альбомы, активно снимается в кино. Ежегодный доход главной звезды российского стендапа составляет более 2 миллионов долларов. Пример шутки: «При опьянении организм считает, что близок к смерти, а потому инстинктивно стремится к продолжению рода».

Эдди Мерфи, «Raw»

Многим Эдди Мерфи известен как актер, но начинал он как стендап-комик, причем крайне успешный. Отрывки из его спешла «Как есть» (Raw) видели, скорее всего, даже те, кто не интересуется стендапом.

Конец 1980-х. Мерфи тогда выступал в синем кожаном костюме. Он смело и с матом рассказывает о сексе с белыми женщинами, геях, брачных разводах и, конечно, о других чернокожих и своем бедном детстве.

«Raw» отметился культовыми битами (так в стендапе называют законченные куски монолога) и рекордными кассовыми сборами: около 50 миллионов долларов. А еще в фильме рекорное количество раз произносится слово fuck, даже больше, чем в фильме «Лицо со шрамом».

Джордж Карлин, «Вы все больны »

Джордж Карлин — легенда стендапа. По ВКонтакте гуляют куски его выступлений, а люди расшаривают цитаты, даже не зная, чьи это слова. Джордж скончался в 2008 году, и после него осталось очень богатое творческое наследие: за более чем 40 лет работы помимо кучи спешлов у него вышло пять книг (особенно он гордился миллионными тиражами), двадцать музыкальных альбомов и шестнадцать фильмов.

Джордж Карлин был непримиримым борцом с глупостью и абсурдом, которые окружают нас в нашей жизни. В ситуациях, где все уже давно смирились, Карлин бил аудиторию по щекам и кричал: «Ну посмотрите, вы же все конченые, раскройте глаза». Образно, конечно. Он говорил, например, про книги о мотивации, про ангелов, в которых не верил, и про десять заповедей, которые считал выдуманными какими-то «шустрилами».

У Джорджа вышло очень много спешлов, но начинающим стоит посмотреть «Вы все больны» который он записал в 1990-м году. Карлин жестко, ядовито, используя всю силу своего слова, проходится по всем проблемам современной Америки: терроризму, ношению оружия, нездоровой экономике, пропасти между социальными классами, и конечно же, религии. «Мы все больны, мы все в полной жопе, но давайте хотя бы не закрывать на это глаза» — действенная таблетка против розовых очков.

Луи Си Кей, «Hilarious»

Луи Си Кей — тоже очень известная фигура в России, да и во всем мире. Вы наверняка могли видеть , в котором он шутит о том, какими избалованными мы стали со всеми новыми технологиями.

Луи начал свою карьеру в конце 1990-х как автор текстов для других известных комиков и телеведущих: Конана, Дэвида Леттермана, Криса Рока. Сейчас Си Кей считается главным американским комиком. Многие американцы, да и вообще мужчины среднего возраста, могут узнать в Луи себя: ему 40 лет, он разведен, лысеет, неумеренно ест, воспитывает двух дочерей, одинок. Но, в отличие от обычных людей, поводы порыдать в жилетку он превращает в комедийный материал. Луи рассказывает о своей жизни, браке, разводе, детях, какой-то мелкой рутине, которая наполняет жизнь каждого человека, и делает это великолепно. У Луи прекрасный талант рассказчика, и даже историю об игре в монополию с дочерьми он превращает в .

В одном из лучших своих спешлов под названием «Hilarious» Луи начинает размышлять о смерти, затем рассказывает о разводе, безуспешных занятиях спортом, нездоровом питании, мастурбации и прочих рутинных занятиях одинокого сорокалетнего мужика.

В одном из выступлений он сказал: «Я слишком много знаю о жизни, чтобы быть оптимистом». Да, Луи сложно назвать оптимистом, но надо признать, что все неудачи по жизни помогают ему зарабатывать очень хорошие деньги. Не забудьте посмотреть другие его спешлы, Shameless и Live at the Beacon Theater. Скоро их будет еще больше: он подписал контракт на новые концерты с Netflix.

Эдди Иззард, «Dress to kill»

Эдди Иззард — самый известный трансвестит в стендап-комедии, потому что он вроде как и единственный. Выступления Иззарда полны импровизации. Некоторые связывают это с дислексией комика: якобы он не может выучить сценарий и поэтому придумывает текст на ходу. Многие шутки Иззарда посвящены историческим событиям, которые он любит комбинировать и превращать в безумные истории. Например, однажды он рассказал о встрече Иисуса с динозаврами.

На русский язык переведены почти все его выступления, но начать советую все же с Dress to Kill. Говорят, что это лучшее его шоу. Комик будто на ходу генерирует идеи в голове и выбрасывает их в зал. Вот он что-то говорит про Сан-Франциско, и тут же переключается на рассуждения о трансвеститах в армии. Далее, как большой любитель истории, он переходит на сложные приколы про исторические события, потом прыгает на тему кино, а заканчивает монологом про американскую мечту. В общем, обо всем да ни о чем.

Джимми Карр, «Смешить людей»

Карр — англичанин до мозга костей. Он был воспитан в хорошей семье, получил отличное образование. Джимми успешно продвигался по карьерной лестнице, но потом, к счастью, где-то свернул не туда и стал комиком.

За годы плодотворной работы Карр постиг искусство коротких шуток в одну строку, ванлайнеров, с тех пор в этом жанре и работает. К этим шуткам он подошел как настоящий ученый и даже написал по теории ванлайнеров.

Как мне кажется, можно взять практически любой его спешл. Они, в общем-то, друг на друга похожи. Начните со «Смешить людей». Шутки в этом концерте не объединены какой-то темой: вы просто два часа смотрите, как мужик в костюме острит со сцены. Все равно что два часа провести в одной комнате со своим дедом, только Джимми выглядит и шутит получше.

Дилан Моран, «Like Totally»

Дилана Морана вы можете знать по сериалу «Книжный магазин Блэка», который горячо любят в России. Дилан — ирландец, и, чтобы не рушить наши представления об ирландцах, на сцене он всегда выходит с выпивкой и сигаретой. Возможно, если бы он пил немного умереннее, его лицо сейчас бы имело менее расплывчатые очертания.

Попробуйте начать знакомство с его спешла «Типа, обо всем». Выступление полностью отвечает своему названию: Дилан рассказывает типа обо всем. Начинает с того, какая глупость хотеть переехать в деревню, а далее плывет по потоку сознания, прыгает с темы на тему, болтает о различии ирландцев и американцев, взрослых и детей и просто делится наблюдениями о нашей нелепой жизни.

Джим Джеффрис, «Свободнутые»

Джим Джеффрис — это тот человек, про которых говорят: «все, что не убивает нас, делает нас сильнее». Джим внес очень большой вклад в саморазрушение. Сложно найти запись выступления, где он выступает трезвым.

У Джеффриса очень жесткий, иногда отталкивающий юмор, а сам он успел насолить многим, особенно женщинам и верующим. Хорошо, что никто из редакции Wonderzine не заинтересовался его выступлениями. Еще одна фишка Джима — рассказывать сумасшедшие истории из жизни, которые нередко случаются с ним под алкоголем. Например, у него есть легендарная история, которая называется . В течение 25 минут Джим, откинувшись в кресле со стаканом пива, рассказывает, как возил своего полностью парализованного друга к проститутке.

Наверняка вы спрашивали себя: "Стендап - что это такое?" Словосочетание Standup Comedy в дословном переводе означает "юмор стоящего". Да-да, оказывается, это просто стиль "постою на сцене и повеселю народ". Но в наше время это искусство достигло таких вершин, что назвать всем известных Петросяна, Задорнова, Хазанова и много кого еще из их братии стендап-комиками язык не поворачивается. Но это так, по сути, они и есть пионеры этого юмористического жанра на нашей родине. Таким образом, это разговорный жанр, суть которого сводится к увеселению публики своими рассказами на любые возможные темы.

Стендап: что это такое, и с чем его "едят"

Стендап - это стиль юмористического шоу, где юморист с заранее подготовленным текстом выступает перед реальными зрителями. Формат такого выступления оценивается исключительно по реакции зала на комика. Тематика номера определяетсятоже исключительно тем, на что зал реагирует хорошо, а на что плохо.

Для полноценного выступления в этом жанре необходимо обзавестись комиком, публикой, помещением, микрофоном и барным стулом (причем микрофон и барный стул - это уже роскошь, дополнительная опция к набору-минимум). Замечательным в стендапе всегда было и есть то, что вариация тем, на которые можно шутить и рассуждать, не ограничена ничем, кроме желаний публики, главное - ее развлечь и заставить засмеяться. Именно из такого опыта взаимодействия с залом появляется умение понимать желания толпы. Основоположники зарубежной кино- и ТВ-индустрии начинали в жанре стендап. Что это такое, мы разобрались.

Так как же следует писать слово?

Несмотря на все разногласия, писать нужно "стендап", а не "стэндап" или "стенд-ап". Запомните этот момент.

История стендапа как жанра

Родиной стендапа, как и многого хорошего в этом мире, по праву является Великобритания. Свое начало этот жанр берет в XVIII-XIX веках, когда исполнители играли в мюзик-холлах. Примерно в 70-х годах прошлого века традиция музыкального сопровождения устарела, уступив место сольному выступлению актера-комедианта.

Вечным двигателем стендапа как жанра стали телевидение и радио. Благодаря повсеместной осведомленности зрителя комики уже не могли годами колесить по стране с одним и тем же отработанным, пусть и хорошим выступлением. Им приходилось писать новые шутки постоянно, отыскивая новые темы и проблемы. Лучше всего с таким поворотом событий справились в США, там жанр стедап-комедии быстро стал популярным, и количество камеди-клубов росло чуть ли не в геометрической прогрессии. Стендапом занимались практически все, кто умел говорить, и он стал основным направлением в юморе прошлого века.

Комики всего мира и по сей день выступают в той манере, которая была заложена в США в 70-х. Многие голливудские звезды начинали свою карьеру на подмостках стендап-клубов. Например, и Робин Уильямс положили начало так называемому новому поколению комиков.

Сегодня настолько популярен стендап, что такое значение иностранного слова известно в России каждому. Этот жанр появился в нашей стране совсем недавно, поэтому монополию в стендап-индустрии уже в течение многих лет уверено держит канал ТНТ. Изначально задуманный как юмористический канал, он держит планку, выпуская все новые и новые шоу. Началом всего был, конечно же, "Камеди-клаб", который набрал свою популярность и сделал из обычного учителя известного комика Павла Волю, а из выпускника Государственного университета управления с дипломом по специальности «управление персоналом» метра юмора Гарика Харламова. Не стоит забывать и про других, например, про ныне самого желанного жениха Тимура Батрутдинова. ТНТ дал дорогу в жизнь почти всем популярным на телевидении юмористам, и вышли они не только из "Камеди Клаба", но и из его многочисленных "дочек": ComedyWoman, «Смеха без правил», «Убойной лиги» и Comedy-Баттла. На сегодняшний день канал решился на запуск проекта под простым, но говорящим названием StandUp ("Стендап"). Что это такое, вы сможете понять, только посмотрев.

Особенности выступления в стиле

У данного стиля существует несколько особенностей, без которых он не может существовать как жанр.

В основании формата стендапа лежит одно очень важное правило: выступающий должен быть один. Успешных выступлений вне сольного жанра в истории стендапа пока не было, несмотря на то что развивается он на протяжении нескольких веков.
Комик может делать и использовать в своем выступлении все что угодно. Ограничений нет. Многие стендаперы используют доски с маркером, чтобы изобразить или написать что-то, что может рассмешить, нередки и случаи простого кривляния (у непрофессионалов, естественно). В общем, в ход идет все, что может хоть как-то рассмешить зрителя, публику.

Традиция проводить такие выступления в маленьких барах или камерных аудиториях появилась неспроста. Свое начало она берет в том, что большинство стендаперов являются новичками, да и более опытным комикам сложно взаимодействовать сразу с большой аудиторией. Только некоторые известные по всему миру стендап-комики могут собирать целые концертные залы.

Современный стендап - новый жанр, ненормативная лексика в котором никоим образом не запрещается и не возбраняется.

Существует множество вариантов подачи шутки. Это юмор, основанный и на игре актера, и на визуальных, звуковых эффектах. Возможен музыкальный или даже текстовой стендап. Последний из перечисленных является на данный момент ведущим и основным.

Как провести стендап-выступление? Схемы развития

Вопросы, которые всех интересуют

  • Стендап и мысль, которую он несет. Обычно стендап-шоу не обязано нести в себе какой-то мысли, но если ты говоришь о том, что тебя действительно волнует, без нее не обойтись.
  • Стендап и индивидуальность. Это жанр, в котором существует огромная конкуренция, поэтому если комик выделяется - это его плюс. Индивидуальности - да.