Чичиков вступает в соглашение с контрабандистами. Обучение в училище

Жизненная цель и карьера Чичикова

Над поэмой “Мертвые души” Гоголь работал около семи лет. В центре сюжета поэмы - Павел Иванович Чичиков. Внешне этот человек приятен, но на самом деле это страшный, расчетливый стяжатель. Поражает его лицемерие, жестокость, которые он проявляет при достижении своих корыстных целей. Он чудовищно подло обошелся со своим учителем. Вся его карьера - цепь обманов, взяток, подкупов, загубленных человеческих судеб. В чиновничьем мире лжи и грабежа, подкупа и стяжательства он свой, он рожден этим миром.

Чичиков поставил перед собой определенную цель в жизни и делает все для ее осуществления. Он мечтает о жизни со всеми удовольствиями: экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды, балы.

“Вышед из училища, он не хотел даже отдохнуть: так сильно было у него желание скорее приняться за дело и службу, местечко ему досталось ничтожное, жалованье тридцать или сорок рублей. Но решился он все победить и преодолеть”. Чичиков, как только может, подлизывается к своему начальству. Войдя к нему в доверие, он получает повышение в чине. После этого дружные с ним ему стали не нужны. Он сам мог теперь пробить себе дорогу. Чичиков поступил в комиссию по созданию какого-то казенного сооружения. И хотя за шесть лет ничего не было построено, зато у членов комиссии оказалось по “красивому дому гражданской архитектуры”.

Мелкие спекуляции сменились махинациями крупного масштаба. Чичиков занимается такими “делами”, “которым свет дает название не только чистых”. Почти все его дела кончаются крахом. Но вот что парадоксально: Чичиков не испытывает угрызений совести и не падает духом. Скрыв следы преступления и избежав наказания, он с удвоенной силой принимается за новое нечистое дело. “Зацепил, поволок, сорвалось, не спрашивай” - таков его девиз. Новая служебная должность - таможенный чиновник. “За службу свою он с ревностью необычайной принялся. Казалось, сама судьба определила ему быть таможенным чиновником. Подобной расторопности, проницательности, прозорливости не было не только видано, но и слыхано”. Войдя в доверие к своему начальству, он прослыл работником неподкупным и честным, получил повышение. И Чичиков “представил проект изловить всех контрабандистов, прося средства, чтобы испытать его самому, на что получил полное согласие”. Теперь наступила для него полная свобода действий. Заключив союз с себе подобным, Чичиков берет огромные взятки с контрабандистов. Получив на этом деле около полумиллиона, он опять скрывается, но не огорчается; скрыв следы преступления, он берется за новое дело - скупку мертвых душ.

Превращение Павлуши в респектабельного, всеми почитаемого Павла Ивановича в тогдашней России невозможно иным путем, так что карьера Чичикова типична и глубоко закономерна. Сам Чичиков является олицетворением эксплуататорского строя.

Сочинение

Тема: Биография, учеба, служба и карьера Чичикова (Мертвые души)

Биография Чичикова По происхождению Чичиков - дворянин: "...Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные - Бог ведает..." Его отец - больной и бедный человек. О матери нам ничего не известно: "...отец, больной человек [...] беспрестанно вздыхавший, ходя по комнате, и плевавший в стоявшую в углу песочницу..." Отец и маленький Павлуша живут в простой крестьянской избе: "... Маленькая горенка с маленькими окнами, не отворявшимися ни в зиму, ни в лето..."

Учеба Чичикова Чичиков едет с отцом в город для учебы в городском училище. Он селится у какой-то старой родственницы: "...Тут должен был он остаться и ходить ежедневно в классы городского училища..." Отец уезжает назад в деревню, и больше Чичиков его никогда не видит: "...отец расстался с сыном и потащился вновь домой на своей сорóке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел..." В училище Чичиков - это прилежный и усердный ученик. У него нет особых талантов. Но зато он - практичный и терпеливый ребенок: "... Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем не оказалось; отличился он больше прилежанием и опрятностию..." Еще в училище Чичиков начинает зарабатывать деньги: "...слепил из воску снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно..." "... добился наконец до того, что мышь становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу, и продал потом ее тоже очень выгодно..." Чичиков находится на хорошем счету в училище. Он примерно и прилежно себя ведет. Он заканчивает училище как примерный ученик: "Во все время пребывания в училище был он на отличном счету и при выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение." В это время умирает отец Чичикова. Он продает дом и землю. За них он получает 1000 рублей - свой начальный капитал: "... В это время умер отец его [...] Чичиков продал тут же ветхий дворишко с ничтожной землицей за тысячу рублей..."

Служба и карьера Чичикова: Чичиков - настоящий карьерист, целеустремленный и упорный. Чичиков не создает семью и не заводит детей. Сначала Чичиков хочет обеспечить "потомству" достойное будущее. Читайте также: "Служба Чичикова" Карьера Чичикова на всегда идет легко и просто. Он усердно трудится и старается. В службе Чичикова есть и взлеты, и падения. За свою жизнь он успевает поработать в разных местах - и даже в разных городах. Вообще Чичиков начинает свою службу с простой должности в казенной палате: "...с большим трудом определился он в казенную палату..." Затем Чичиков получает место в более хлебном месте. Здесь он зарабатывает капитал на взятках. Но приходит новый начальник и раскрывает хищения. Так Чичиков теряет все, что нажил нечестным путем: "... все распушено было в пух, и Чичиков более других..." После этого Чичиков служит в другом городе на каких-то жалких должностях. Наконец он получает место на таможне: "...перешел наконец в службу по таможне..." На таможне Чичиков получает повышение по службе, а также чин коллежского советника: "...Он получил чин и повышение..." Сделавшись начальником, Чичиков вступает в сговор в преступной группировкой контрабандистов. На этом "нечистом" деле Чичиков зарабатывает сотни тысяч рублей. Но дело раскрывается. Чичиков теряет место и нажитые деньги: "...Чиновников взяли под суд, конфисковали, описали все, что у них ни было..." Так Чичиков снова остается ни с чем. У него остается около 10 тысяч рублей, бричка и два крепостных - Селифан и Петрушка. Чичиков снова начинает свою карьеру с нуля. Он работает поверенным (юристом-самоучкой) по самым разным делам. Тут ему и приходит в голову накупить себе умерших крепостных крестьян, чтобы разбогатеть.

Задачи:

  • Образовательные :
    • сформировать у учащихся представление о герое гоголевского произведения.
  • Развивающие :
    • развивать навыки целостного анализа художественного произведения;
    • развивать умение грамотно строить монологическое высказывание, владеть культурой диалогической речи;
    • развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действует герои;
    • развивать умение сопоставлять текстуально изученные произведения, их проблематику и героев.
  • Воспитательные :
    • воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям;
    • подвести учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.

Методика урока: слово учителя, работа со справочной и литературоведческой литературой, аналитическая беседа, текстуальный анализ отдельных сцен, комментированное чтение, выразительное чтение учащихся, работа по индивидуальным заданиям, работа над тезисами, работа с черновыми рукописями.

ХОД УРОКА

1 этап урока

Слово учителя (на фоне музыки).

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи….

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, –
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты

– Нет, не эти чувства переполняли душу Павла Ивановича Чичикова, когда он въезжал в своей рессорной коляске в город Н. Чем же озабочен наш герой, зачем он приезжает в обычный российский городишко и кто он, Павел Иванович: подлец, милый человек, приобретатель? Вечен ли он? Грозит ли нам сегодня чичиковщина и чем? Эти проблемы мы постараемся сегодня осмыслить.
– Итак, в путь за автором и его героем.

2 этап урока

Кадры фильма «Мертвые души» М. Швейцера.

Учитель. А вот и наш герой. Посмотрите фрагмент фильма и сравните с гоголевским повествованием. Какие эпизоды первый главы режиссер опустил, а какие углубил и почему?

Учитель. Первое впечатление о персонаже всегда очень важно, поэтому обратимся к первой главе, попробуем ответить на вопрос: кто он, Чичиков? И какие приемы изображения образа использует автор.

– Найдите описание портрета Чичикова, что подчеркивает автор в образе героя? (Фраза откровенно ироническая. Описание внешности дано как будто для того, чтобы у читателя не сложилось никакого впечатления о приезжем. Построение предложения восходит к народным образцам: в русских народных сказках мы постоянно встречаемся с выражениями, вроде «ни далеко, ни близко, ни высоко, ни низко».
Гротескная деталь: приезжий громко высморкался: «неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как труба». Приезжий господин держится с подчеркнутым достоинством, есть что-то преувеличенное, надуманное в его поведении).

– Гоголь – мастер детали. Особенно ярко это проявляется в описании багажа Павла Ивановича. Вещи помогают понять суть героя. О чем нам поведали вещи Чичикова? (Рессорная бричка, «чемодан из белой кожи, несколько поистасканный», «ларчик красного дерева, с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица»; картуз, радужная косынка – все предметы намекают кое на что в положении, привычках и характере Чичикова. Он, по-видимому, не слишком богат, но обеспечен, много ездит, любит покушать, следит за своей внешностью. Можно даже заключить, что он раньше был побогаче, чем теперь: чемодан из белой кожи и искусно сделанный ларчик – вещи дорогие.)

– Еще больше мы узнаем о Чичикове, если вчитаемся в маленькую историю с афишкой. Найдите этот эпизод, подчеркните ключевые слова, которые помогают понять характер Павла Ивановича. (Видно, что Чичиков – человек деловой, дотошный, изучает город, как поле будущего сражения. Недаром он расспрашивал трактирного слугу, будочника, все внимательно оглядывал, «как бы с тем, чтобы хорошо припомнить положение места». И еще одно любопытно: прочитав афишу, Чичиков «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что ни попадалось». Прозрачный намек на то настойчивое, ставшее второй натурой приобретательство Чичикова, которое будет потом полнее раскрываться с каждой страницей.)

– Существенна для характеристики героя его речь . Как речь раскрывает характер Чичикова? (Автор с разных сторон и по разным поводам показывает необыкновенную ловкость, благопристойность, дипломатическую увертливость речи Чичикова. В разговорах с властителями города «он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то скользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные, и что те правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большей похвалы». При этом Чичиков не высказал лестных слов прямо в адрес губернатора: это была бы топорная работа, недостойная такого тонкого знатока правил обхождения. Чичиков не говорит, например, что губернатор заслуживает похвалы. Но те правительства, «которые назначают мудрых сановников…». Вице-губернатору и председателю палаты Чичиков опустил комплименты погрубее («сказал даже ошибочно два раза ваше превосходительство»), но, видно, уж он знал, к кому как подойти).

– Скажите. Что думают и говорят о Павле Ивановиче другие герои?(Они признали в нем своего человека. Если бы отцы города почувствовали в Чичикове честность и добродетель, они отшатнулись от него, как от чумы. Нет, они в нем видят человека своего круга, только одаренного талантами к преуспеянию. И когда Чичиков, с «заметной скромностью», употребляя «несколько книжные обороты», говорит, что «потерпел за правду», его слушателей даже слово «правда» не пугает. Они понимают, что это просто красное словцо, но очень ловко и к месту сказано.)

Вывод.

Итак, так каким человеком Чичиков предстал перед нами? Чем похож хитроумный путешественник на тех, с кем он обделывает свои дела? (Чичиков может быть не менее делекатен, чем Манилов, способен копить более упорно, чем коробочка, может кутнуть не хуже Ноздрева, а в умении «прилгнуть» далеко превзойдет этого болтуна; он прижимист и деловит, как Собакевич, в бережливости не уступи Плюшкину той поры, когда тот был еще мудрым хозяином, и уж, безусловно, в искусстве брать взятки перещеголял Ивана Антоновича – «кувшинное рыло».)

– Но есть в характере Чичикова черта, которая придает всем его свойствам новое значение и делает его первым лицом в галерее подлости. Какая? (Поразительная гибкость, цепкость, приспособляемость к любым обстоятельствам. Чудеса мимикрии демонстрирует весь его жизненный путь.)

– Из встреч с помещиками, мы узнаем о причине его приезда: покупка мертвых душ, числящихся по ревизской сказке живыми. Для чего? Что здесь плохого? (Чичиков стремится нажиться на самом страшном – на человеческой смерти. Покупка мертвых душ, этот бесчеловечный меркантилизм – пугающее действо российских буржуа, они истребляют человечность)

– Откуда это в людях? Когда мы задаем этот вопрос, мы обращаемся к прошлому людей, вся жизнь Чичикова представлена в последней 11 главе.

3 этап урока

Учитель. Вы получили задание составить развернутый план жизнеописания Чичикова и приготовить творческий пересказ текста с целью понять, что это за человек, что заставляет его сегодня торговать мертвыми душами.

Рассказ по плану

А) Тяжелая картина раннего детства.

Б) Чичиков в городском училище:

  • отношения с товарищами;
  • приращение к полтине, данной отцом;
  • спекуляция Чичикова;
  • дрессировка мыши;
  • отношение к учителю;
  • «…ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками; экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды».

В) Служба в казенной палате:

  • неудачная попытка расположить к себе повытчика;
  • каким путем Чичиков добыл себе место повытчика;
  • порядок брать взятки, заведенные им

Г) Чичиков – член строительной комиссии:

  • несостоявшееся строительство казенного здания;
  • красивые дома, появившиеся у членов комиссии, в том числе и у Чичикова;
  • катастрофа, которую он пережил.

Д) Служба Чичикова в таможне:

  • цель поступления на службу в таможню;
  • Чичиков – гроза контрабандистов;
  • путь, которым он шел к повышению по службе;
  • Чичиков вступает в сговор с сообществом контрабандистов;
  • новая катастрофа.

– Каков здесь Павел Иванович Чичиков? Подлец? Были же в нем и терпение, незаурядная сила воли, расчетливость. Но в то же время мошенничество, авантюризм, преступления. Но ведь он сам объясняет, что он никого не убивал, не разорял, больше всего заботится о будущем доме, семье, детишках Что же отталкивает в нас в этом герое. (Да, все хорошо в светлом будущем. Но каким путем идет наш герой. Оправдывает ли цель средства? Вечный философской вопрос, который предстоит еще решать многим поколениям).

«Подлец ли, ну почему же подлец, приобретение – вина всего…Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиогномию под публичную оплеуху, отыщется разве каких-нибудь два, три человека, да и те уже говорят теперь о добродетели».

– Ведь главная задача автора заставить нас с вами посмотреть во внутрь себя и спросить: «А нет ли во мне Чичикова?» И обязательно возродиться, как верил Гоголь в возрождение своего героя, (неслучайно именно Чичикову снится птица-тройка, а с ней вера, надежда и великое слово – любовь).

4 этап урока

Чтение учеником наизусть отрывка о Руси.

Учитель. Какими лексическими и синтаксическими средствами создана возвышенная, торжественная интонация лирического отступления «Русь».

5 этап урока

Учитель на фоне музыки читает:

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика.

Над поэмой “Мертвые души” Гоголь работал приблизительно семи лет. В центре сюжета поэмы - Павел Иванович Чичиков. Внешне тот самый человек приятен, но на самом деле это страшный, расчетливый стяжатель. Поражает его лицемерие, жестокость, которые он проявляет при достижении своих корыстных целей. Он чудовищно подло обошелся со своим учителем. Вся его карьера - цепь обманов, взяток, подкупов, загубленных человеческих судеб. В чиновничьем мире лжи и грабежа, подкупа и стяжательства он свой, он рожден этим миром.

Чичиков поставил перед собой определенную поставленная задача в жизни и делает все для ее осуществления. Он мечтает о жизни со всеми удовольствиями: экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды, балы.

“Вышед из училища, он не хотел даже отдохнуть: так сильно было у него желание скорее приняться за дело и службу, местечко ему досталось ничтожное, жалованье тридцать или сорок рублей. Но решился он все победить и преодолеть”. Чичиков, как только может, подлизывается к своему начальству. Войдя к нему в доверие, он получает повышение в чине. После этого дружные с ним ему стали не нужны. Он сам мог теперь пробить себе дорогу. Чичиков поступил в комиссию по созданию какого-то казенного сооружения. И хотя за шесть лет ничего не было построено, зато у членов комиссии оказалось по “красивому дому гражданской архитектуры”.

Мелкие спекуляции сменились махинациями крупного масштаба. Чичиков занимается такими “делами”, “которым свет дает название не только чистых”. Почти все его дела кончаются крахом. Но вот что парадоксально: Чичиков не испытывает угрызений совести и не падает духом. Скрыв следы преступления и избежав наказания, он с удвоенной силой принимается за новое нечистое дело. “Зацепил, поволок, сорвалось, не спрашивай” - таков его девиз. Новая служебная должность - таможенный чиновник. “За службу свою он с ревностью необычайной принялся. Казалось, сама судьба определила ему быть таможенным чиновником. Подобной расторопности, проницательности, прозорливости не было не только видано, но и слыхано”. Войдя в доверие к своему начальству, он прослыл работником неподкупным и честным, получил повышение. И Чичиков “представил проект изловить всех контрабандистов, прося средства, чтобы испытать его самому, на что получил полное согласие”. Теперь наступила для него полная свобода действий. Заключив союз с себе подобным, Чичиков берет огромные взятки с контрабандистов. Получив на этом деле приблизительно полумиллиона, он опять скрывается, но не огорчается; скрыв следы преступления, он берется за новое дело - скупку мертвых душ.

Превращение Павлуши в респектабельного, всеми почитаемого Павла Ивановича в тогдашней РФ невозможно иным путем, так что карьера Чичикова типична и глубоко закономерна. Сам Чичиков является олицетворением эксплуататорского строя.