Десять интересных фактов о памятнике минину и пожарскому. Необыкновенные памятники мира

сайт вспоминает интересные факты о знаменитом московском монументе.

Освободители

Кузьма Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский - руководители второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время. Оба они являются русскими национальными героями, так как принимали важнейшее участие в освобождении Москвы от польско-литовских оккупантов в 1612 году.

В 1803 году научные и культурные деятели России выступили с идеей начать сбор средств на постройку памятника, посвященного героям. Изначально его планировалось поставить в Нижнем Новгороде - городе, где собиралось народное ополчение. Вскоре скульптор Иван Мартос приступил к работе над проектом. Идею возведения памятника всецело поддерживал император Александр I.

Чуть позже было решено установить монумент в Москве, городе, который освободили герои. А в Нижнем Новгороде планировалось поставить мраморный обелиск, посвященный Минину и Пожарскому.

Двойной повод

На самом деле памятник Минину и Пожарскому символизирует два события - освобождение Руси от иноземных захватчиков в 1612 году и победу в Отечественной войне 1812 года, которая также вошла в историю как «народная война». Первоначально планировалось установить «Минина и Пожарского» в 1812 году к двухсотлетию победы второго ополчения, но война разрушила планы авторов проекта, замедлив ход работы. Скульптурная композиция появилась на Красной площади лишь 4 марта 1818 года.

1100 пудов меди

Работы по созданию памятника начались в 1812 году, вскоре после победы русских войск над французами в Отечественной войне. Отливка была поручена петербургскому мастеру Академии художеств Василию Екимову. Отливка была выполнена 17 августа 1816 года. Для плавки было подготовлено 1100 пудов меди, которую плавили на протяжении 10 часов. Изготовление столь колоссального монумента одним разом было выполнено впервые европейской истории.

Изначально памятник был расположен в центре Красной площади Фото: Commons.wikimedia.org

Гранит вместо мрамора

Изначально планировалось использовать под постамент сибирский мрамор. Однако транспортировать такой груз было настолько трудно через пол-России, что решение изменили. Вместо мрамора взяли гранит, которого было в достатке вокруг Санкт-Петербурга. Огромные камни доставили в Северную столицу с берегов Финляндии. Пьедестал был изготовлен камнетесом Самсоном Сухановым.

Долгий путь

Памятник был очень тяжелым, транспортировать его по дорогам не представлялось возможным. Поэтому доставку из Петербурга в Москву было решено осуществлять водным путем на кораблях. Перевозка заняла несколько месяцев: старт 21 мая, прибытие в Москву 6 сентября 1818 года. По пути останавливались в Нижнем Новгороде. Сначала скульптурную композицию везли через Мариинский канал до Рыбинска, оттуда по Волге до Нижнего Новгорода, где памятник задержался на некоторое время в знак уважения к роли новгородцев в Смутное время. Затем транспортировка продолжилась вверх по Оке до Коломны, а оттуда по Москве-реке до Краснохолмского моста.

Сыновья в роли натурщиков

Изначально скульптор Мартос задумывал обоих героев стоящими на постаменте во весь рост, однако позже был вынужден изменить свой замысел. Первоначальная идея вызвала недовольство среди некоторых государственных лиц. Дело в том, что Дмитрий Пожарский был князем, а Кузьма Минин - простолюдином, которому не полагалось стоять рядом с князем.

А позировали Ивану Петровичу Мартосу при создании скульптур Минина и Пожарского его собственные сыновья.

Авторы величественного памятника получили высокие награды. Так, Ивану Мартосу было присвоено звание действительного статского советника и пожизненная пенсия в размере 4 тыс. рублей в год. Литейщику Василию Екимову по приказу императора была выплачена премия 20 тыс. рублей и вручен орден Анны II степени.

Сердце отечества

В 2005 году композиция появилась в Нижнем Новгороде. Фото: Commons.wikimedia.org

Изначально памятник был открыт перед зданием нынешнего ГУМа на Красной площади. Фасадной частью он был обращен к Кремлю. Минин указывал Пожарскому на Кремль, призывая его прогнать поляков из Москвы. По замыслу автора, Москва и Кремль, на который указывает Минин, едины и олицетворяют сердце Отечества и святыни духовного и материального характера.

Но в 1931 году композицию было решено перенести, так как она мешала проведению парадов боевой техники на Красной площади и строительству мавзолея Ленина. Минина и Пожарского перенесли к собору Василия Блаженного.

Уменьшенная копия

В 2005 году Минин и Пожарский, наконец, появились и в Нижнем Новгороде. Копия памятника работы Зураба Церетели установлена под стенами Нижегородского кремля. Нижегородская композиция на 5 сантиметров меньше московского оригинала.

Памятники - история и интересные факты

Чтобы увековечить память о выдающихся личностях и событиях с древних времен люди устанавливают памятники. Правда, они не имели тот вид, как современные. В те далекие времена, часто это были необработанные или грубо обработанные каменные глыбы. Именно эти своеобразные архитектурные сооружения и положили начало происхождения памятников.

Спустя несколько веков, в Древнем Риме появились первые полноценные памятники, которые выполняли и мемориальную функцию. Такие, как конные статуи императоров, мемориальные арки и колонны. В Европе, в средневековье, сначала воздвигали каменные кресты, а в дальнейшем появилась и традиция возведения храмов-памятников. Они сочетали в себе, как мемориальную, так и культовую функции. В допетровской Руси также имели место такие культовые постройки. Примером может послужить храм Василия Блаженного в Москве, который был воздвигнут в честь победы над Казанским ханством.

В эпоху Возрождения, в Европе начали появляться первые памятники - статуи. Их образцом послужили древнеримские памятники императорам. В XVIII-XIX веках в мемориальных целях возводятся и большие мемориальные сооружения. Получают распространение и триумфальные арки, которые создавались опять же по образу и подобию древнеримских. В это время начали сооружаться памятники выдающимся общественным деятелям и творческим личностям. А в 19 в. большой популярностью стали пользоваться памятники литературным героям.

В прошлом столетие и начале этого актуальными становятся мемориальные комплексы . Эти ансамбли занимают обширную территорию, на которой находится несколько монументальных скульптур. Их можно заказать в компании "Свежий взгляд". которая занимается проектированием и созданием комплексов любых масштабов. Услуги предлагаются по выгодным ценам. Подробную информацию можно узнать на сайте компании. Если вы хотите сделать заказ, то напишите сообщение или закажите обратный звонок. В последние десятилетия появились и небольшие "камерные" памятники-статуи. Они не имеют идеологического содержания, их выполняют в натуральную величину и устанавливают без постаментов, прямо на земле.

Несколько интересных фактов о памятниках России

- В России впервые был воздвигнут постамент Петру Великому ("Медный всадник") по приказу Екатерины II, в 1782 г. Так было положено начало отечественной монументальной скульптуре.

- В 1818 г. появился на красной площади монумент Минину и Пожарскому на Красной площади. Он стал первым памятником, который был воздвигнут не в честь царя, а во славу народных героев. Сначала его хотели поставить в Нижнем Новгороде.

- Со второй половине XIX в. статуи царей и выдающихся деятелей начали ставить не только в столице, но и в губернских городах.

- Самым старым воинским мемориалом России является Храм-памятник погибшим воинам при взятии Казани в 1552 г.

- В Санкт-Петербурге находится единственный в лире конный монумент, который имеет две точки опоры - это памятник Николаю I на Исаакиевской площади. (Работа Петра Клодта)

Интересных фактах о памятниках есть очень много и всегда интересно узнать о них. Значение памятных мемориалов очень велико и для нас важно, как сохранить память о предках и их подвигах.







П амятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» - вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.

Волгоград. Мемориальный комплекс «Родина-мать зовёт!». Андрей Ижаковский / Фотобанк Лори

Конкурс без границ . Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны . Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров - 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа - из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1962. Фотография: zheleznov.pro

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: stalingrad-battle.ru

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: planet-today.ru

Изменения в композиции . Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо - со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Первый железобетонный памятник . Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.

Советская легкоатлетка Нина Думбадзе на соревнованиях. 1950-е. Фотография: russiainphoto.ru

Барельеф «Отход волонтеров на фронт в 1792 году» («Марсельеза»). Триумфальная арка. Скульптор Франсуа Рюд. Париж, Франция. 1836

Скульптура «Ника Самофракийская». Пифокрит из Линдоса. Около 190 до н.э. Лувр, Париж

Укрепление конструкции . Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню . Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.

Памятник эпохи трех генсеков . Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет - его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС - в то время уже Леонид Брежнев.

Самая высокая статуя мира . Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы - ее высота без пьедестала составляла 46 метров.

После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.

Стальной меч . Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника - меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.Монумент «Родина-мать зовет!». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Николай Никитин. Волгоград. 1959-1967

Монумент «Воин-освободитель». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Яков Белопольский. Берлин, Германия. 1949

Образ «Родины-матери» . Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.

4 марта 1818 года в Москве был торжественно открыт памятник героям народного ополчения Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому работы скульптора Ивана Мартоса. Первоначально памятник планировали установить в Нижнем Новгороде, где в 1612 году разворачивались основные действия народного ополчения против польской интервенции, однако затем выбор пал на Москву из-за особой значимости памятника для русской истории. Мы решили рассказать о десяти интересных фактах об этом памятнике.

СБОР СРЕДСТВ

Инициаторами установки памятника выступили члены российского просветительского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств в 1803 году. Сбор средств для постройки и возведения проводился по всенародной подписке по всей России. С этой целью была опубликована гравюра с изображением первой модели памятника. К 1811 году сумма достигла 136 тыс. рублей, из которых 18 тыс. были присланы из Нижегородской губернии.

ТРАНСПОРТИРОВКА ПАМЯТНИКА

Работа над памятником велась в Санкт-Петербурге, после чего он отправился в Москву водным путем: через Мариинский канал до Рыбинска, оттуда по Волге до Нижнего Новгорода, где памятник задержался на некоторое время в знак уважения к роли новгородцев в Смутное время. Затем транспортировка продолжилась вверх по Оке до Коломны, а оттуда по Москве-реке до Краснохолмского моста. Транспортировка заняла три с половиной месяца: отправившись из Петербурга 21 мая 1817 года, памятник оказался в Москве 3 сентября.

МАТЕРИАЛЫ

Постамент для памятника был изготовлен из гранита. Контракт на его изготовление был заключен с петербургским купцом Самсоном Сухановым, который уже принимал участие в сооружении гранитных колонн для Казанского собора. Гранитный постамент был изготовлен в Выборгской губернии.

Для отливки самой скульптурной группы понадобилось «1000 пудов штыковой меди, 10 пудов олова, 60 пудов шпиуатеру». Только чтобы расплавить медь, понадобилось около 10 часов, после чего ее стали заливать в форму. Через пять дней, когда металл остыл, форму разбили, получив «идеальный монумент». Для того времени такая литейная работа считалась уникальной.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЗАМЫСЕЛ

Изначально скульптор Мартос задумывал обоих героев стоящими на постаменте во весь рост, однако был вынужден изменить свой замысел, так как он вызвал недовольство среди некоторых государственных лиц. Дмитрий Пожарский был князем, а Кузьма Минин — простолюдином, которому не полагалось стоять рядом с князем.

СКУЛЬПТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Иван Мартос придерживался традиций классицизма, поэтому фигуры Минина и Пожарского напоминают античные статуи. Вместе с тем памятник не лишен русского национального своеобразия: хитон Кузьмы Минина напоминает русскую рубашку, а князь Пожарский в одной руке держит щит с образом Спаса Нерукотворного, который был на стягах русского войска во время Куликовской битвы. Кроме того, на барельефе на тыльной стороне памятника на щите в руках одного из русских воинов изображение иконы Казанской Божией Матери, которая была обретена в день освобождения Кремля от поляков. На лицевом барельефе головы женщин в античных одеждах украшают традиционные русские кокошники.

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ

Изначально памятник был открыт перед зданием нынешнего ГУМа на Красной площади. Фасадной частью памятник был обращен к Кремлю. Минин указывает Пожарскому на Кремль, призывая его прогнать поляков из Москвы. По замыслу автора, Москва и Кремль, на который указывает Минин, едины и олицетворяют сердце Отечества и святыни духовного и материального характера. В 1931 году памятник был перенесен к собору Василия Блаженного, так как мешал проведению парадов боевой техники на Красной площади и строительству Мавзолея Ленина. Кроме того, существует легенда, что большевикам, недавним хозяевам Кремля, в жесте Минина виделся призыв освободить Кремль от новой власти. Якобы на памятнике даже кто-то нацарапал надпись «Гляди-ка, князь, какая мразь у стен кремлевских разлеглась».

ОБРАЗ АВТОРА

На одном из барельефов слева от женщин, отдающих деньги и драгоценности ради Отечества, можно видеть самого Ивана Мартоса с двумя сыновьями, которых отец отправляет в ополчение. Один из сыновей Мартоса, Алексей, был участником Отечественной войны 1812 года, другой сын, Никита, был убит наполеоновскими солдатами в 1813 году во время учебы в Италии.