Где работал глеб жеглов. Глеб жеглов

Образ в литературном первоисточнике отличается от привычной кинематографической трактовки. Согласно книге, Жеглову 25-26 лет (он всего на несколько лет старше Шарапова), хотя по фильму он - зрелый 40-летний мужчина. Высокого роста, ловок, подвижен, быстрые коричневые глаза навыкате. Смуглая кожа, иссиня-чёрные волосы. Очень широк в плечах.

Начальник отдела по борьбе с бандитизмом (ОББ). В МУРе уже пять лет, то есть с 1940 года. Чем занимался в период после окончания 9 классов (~ 1936 год) и до поступления на службу в милицию - неизвестно. Умеет ботать по фене. Имеющиеся награды, по словам Шарапова: «орден Красной Звезды , значки отличника милиции, парашютиста». Комсомолец .

Уже в XXI веке Георгий Вайнер признавался: «Кто читал этот роман, те знают, что там очень осторожно и очень аккуратно, безо всяких революционных криков написано, что замечательный человек, выдающийся сыщик Глеб Жеглов является по существу сталинским палачом. Для него не существует ценности человеческой жизни, свободы, переживаний. И совершенно очевидно для тех, кто помнит немножко историю, что вслед за событиями 45-46 года, описанными в романе, наступила волна чудовищных репрессий, где именно Жегловы отличились в корпусе МВД-МГБ неслыханными злоупотреблениями, неслыханными злодействами, потому что искренняя убежденность в правоте дела, которое они делают, безусловные личностные способности, отсутствие всяких моральных сомнений делало их страшным орудием. В романе это прослеживается, и понятно, что будет из Жеглова завтра. В фильме эта тема практически ушла, потому что исчез текст, а осталось огромное обаяние Володи Высоцкого» . Иван Дыховичный добавляет: «Володя упростил это, потому что ему безумно хотелось» .

В фильме

Пробы

По легенде, Высоцкий стоял у истоков создания ленты, уговорив братьев Вайнеров на написание сценария, по которому ему очень хотелось сыграть. Аркадий Вайнер вспоминает: «Высоцкий (…) буквально влюбился в Жеглова и в этот роман. Можно сказать, что это была любовь с первого взгляда. Он, получив от меня в подарок роман в день его выхода - так сказать, авторский экземпляр (их всего было 10), на другой день утром пришел весь проникнутый этим романом и воскликнул, что именно он сыграет Жеглова, потому что больше никто так хорошо его не сыграет» . Братья решили съехидничать, и заявили взамен, что эту роль хорошо бы сыграли и Сергей Шакуров , и Николай Губенко .

«Я пришёл застолбить Жеглова». - «В каком смысле „застолбить“?» Он говорит: «В буквальном смысле. Вы же не делаете вид, что не знаете, что это - сценарий гигантского многосерийного фильма, и Жеглова в этом фильме хотел бы играть я. И вообще, так, как я, вам Жеглова никто не сыграет» (из воспоминаний Аркадия Вайнера) .

Однако судя по воспоминаниям Говорухина, Высоцкий якобы не читал книгу к тому времени, как Вайнеры предложили ему Жеглова, но Высоцкий и Говорухин решили писателям этого не говорить.

Георгий Вайнер добавляет: «Роль писалась на Володю, и Володя с самого начала знал, что он любой ценой сыграет эту роль. Проблема была в том, что Высоцкий был не экранный артист, его не пускали на телевидение никогда, и поэтому главная задача была пробить Высоцкого на роль. Это стоило огромной крови, и надо отдать должное Говорухину, что он, будучи товарищем Высоцкого, пошел на риск закрытия картины, отстаивая именно кандидатуру Высоцкого перед всей этой чудовищной оравой с телевидения. И это удалось сделать» . Аркадий дополняет, что роль Жеглова была «подогнана» под Высоцкого .

Насчет проб Говорухин рассказывает: «Володю я мог бы утвердить и без проб , потому что для меня, как и для всех нас, было ясно, что эту роль должен играть только он. Но для проформы я сделал на эту роль несколько проб других актёров, которые заведомо не могли тягаться с Высоцким. И когда показывал их руководству, я показал и те, которые были, конечно, гораздо хуже проб Высоцкого. Начальство это очень убедило. „Конечно, только Высоцкий!“ - сказали они и довольно легко утвердили его на роль» . В число «подставных» Жегловых входил Евгений Стежко (ему в итоге досталась роль Топоркова) .

Съёмки

При работе над образом Высоцкий дотошно расспрашивал опытных сыщиков об их работе, выяснял каждую мелочь .

Характерен облик Жеглова, созданный костюмерами. Аркадий Вайнер указывает: «Одежду для своего героя Высоцкий выбирал на костюмерном складе Одесской киностудии с художником по костюмам Акимовой. Вещи подыскивали долго и тщательно. Неизбежные для второй половины 1940-х годов элементы военной формы: галифе , сапоги. А ещё пиджак, рубашка-апаш, джемпер в полоску. Примерно так был одет киногерой Аль Пачино в одном из фильмов , который очень нравился Володе» .

Высоцкий добавлял сценарий в образ и сюжет - так, именно Высоцкий придумал поместить фото Вари на стену кладовки; а с 19 по 21 и с 26 по 30 июня, пока Говорухин был в ГДР, вообще подменял его в качестве режиссёра; потом ещё раз в Москве . Говорухин упомянул две сцены, снятые Высоцким, - опознание Фокса и допрос Груздева .

В музее Одесской киностудии хранится расчётная ведомость фильма «Место встречи изменить нельзя». Согласно этому документу, Высоцкий получал 42 рубля за съёмочный день. В. Конкин получал на десять рублей больше

Песни

Высоцкий предложил для фильма несколько своих песен («За тех, кто в МУРе» , «Песня о конце войны» , «Баллада о детстве » и другие ), так или иначе созвучных с сюжетом, однако они в итоге были отвергнуты Говорухиным, который считал, что они не подходят к образу Жеглова. Когда Говорухин предложил ему спеть песню А.Вертинского «Лиловый негр » (этот эпизод отсутствует в книге), Высоцкий сначала отверг эту идею. Но в итоге он согласился - однако в сериале исполнение песни под фортепианный аккомпанемент перемежается прозаическими фразами. Вдобавок, в другом навязанном ему эпизоде (предшествующем - в единственной сцене, когда Жеглов появляется в парадном милицейском кителе капитана НКВД) , Высоцкий надевает китель (хотя носить эту форму сталинских времён артист также сначала отказывался категорически) и принижает его со словами: «…О, Шарапов. Моя домашняя одежда: нечто вроде пижамы. (…) Да потому, что никогда одевать не приходилось и, наверно, не придётся» .

Однако воспоминания Аркадия Вайнера относительно песен опять противоречат словам Говорухина: «Высоцкий написал заготовки всех пяти песен, но, когда шли съемки на Одесской киностудии, он вдруг сказал: „Ребята, а ведь это неправильно, если я буду выступать как автор-исполнитель. Мы тратим большие усилия, чтобы к десятой минуте первой серии зритель забыл, что я Высоцкий. Я - Жеглов. А когда я запою свою песню, все труды пойдут прахом“. Мы скрепя сердце вынуждены были с ним согласиться» . Георгий Вайнер говорит то же самое: «Высоцкий сказал, попробовав разные варианты: „По-моему, это лабуда. Как только я запою, все сразу скажут: какой же это Жеглов, это Высоцкий“» .

Трактовка образа

Георгий Вайнер хвалит исполнение Высоцкого: «Надо отметить одно важное обстоятельство: Высоцкий очень точно понимал социальную роль Жеглова… Такой яркий и сильный человек, как Жеглов, при определённых исторических предпосылках, предоставленный своим инстинктам и своему пониманию правосознания, превращается из обуха, при помощи которого держали в узде преступность, в кистень против людей порядочных» .

«…Вообще, ограничений было множество. В Главлит , например, поступил знаменитый приказ заместителя министра внутренних дел Юрия Чурбанова , из которого следовало: литературным героям - сыщикам, следователям - запрещалось выпивать, расходиться с жёнами и, не дай бог, иметь любовницу! Для надзора за нами, писателями и журналистами, в то время существовала целая государственная система: Главлит, пресс-бюро КГБ, пресс-бюро МВД и пресс-бюро Прокуратуры СССР. Я специально рассказываю об этом цензурном маразме, чтобы было понятно: появление в литературе такого яркого антигероя, как Глеб Жеглов, – мощный прорыв братьев Вайнеров . Они уже были очень знаменитыми людьми, когда начали работать над «Эрой милосердия». Я считаю – это их главный роман. Победа над цензурой произошла ещё и потому, что роман вышел в „Воениздате ”. Военную цензуру не интересовал моральный облик сыщиков; их интересовало, нет ли в романе военных тайн - описания нового танка или дислокации войск. Ничего этого в романе не было. Так впервые в детективной литературе возник образ антигероя - высокого, с тонкой талией, цыганисто-красивого Глеба Жеглова. Он сложный человек. Мог отдать свои хлебные карточки соседке; а мог взять уголовное дело, забытое другом на столе, спрятать его и весь день наблюдать, как друг мучается. Вайнеры не любили своего героя - он больше нигде никогда не появляется, а Шарапов «переселяется» в новую книгу „Гонки по вертикали”. Высоцкий сделал Жеглова другим. Песенное обаяние и мастерство актёра сделали из антигероя - героя. „Вор должен сидеть в тюрьме” – это стало заповедью для многих сыщиков. Но, к сожалению, подбросить кому надо пистолет или наркотики, для некоторых стало таким же обыденным делом, как для Жеглова - запихнуть кошелёк в карман воришки Кости Сапрыкина, так незабываемо сыгранного Садальским ».

Предпоследняя роль

Высоцкий сыграл Жеглова в 41-летнем возрасте. Две роли - Жеглова и Дона Гуана в «Маленьких трагедиях » того же 1979 года оказались последними для Высоцкого, скончавшегося на следующий год. Говорухин вспоминает: «10 мая 1978 года-первый день съемок. И день рождения Марины Влади . Мы в Одессе, на даче нашего друга. И вот - неожиданность. Марина уводит меня в другую комнату, запирает дверь, со слезами просит: „Отпусти Володю, снимай другого артиста“. И Володя: „Пойми, мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль!“ Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в этот вечер. Однажды, когда я рассказал этот случай на встрече со зрителями, из зала пришла записка: „А стоит ли год жизни Высоцкого этой роли?“ Вопрос коварный. Если бы год, который заняли съемки, он потратил на сочинение стихов, тогда ответ был бы однозначным: не стоит! Быть поэтом - таково было его главное предназначение в этой жизни! Но у Володи были другие планы, я знал их, и мы построили для него щадящий режим съемок, чтобы он мог осуществить все задуманное: побывать на Таити , совершить гастрольное турне по городам Америки» .

Биограф Высоцкого добавляет к этому эпизоду уговоров: «На минуту и сам Высоцкий поддается слабости: „Мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль!“ На самом деле не думает он так: не работа убивает, а ощущение безнадежности. Жеглов как раз сейчас может вытащить. Это будет не стандартный советский милиционер, не „мент“, а персонаж вроде бальзаковского Вотрена : сам из „бывших“, досконально знает воровскую среду. В сценарии этого нет, но можно же такой подтекст чисто психологически протащить. Плюс возможность закольцевать творческую биографию, сомкнуть эту работу со своими ранними, „блатными“ песнями, показать всем, откуда они выросли. Пожалуй, „Баллада о детстве“ вполне подходит, чтобы прозвучать за кадром. И еще можно написать о конце войны… Да, какие сомнения - сам весь этот сыр-бор затеял, сам кашу заварил. Расхлебаем!»

В 1987 году за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен Владимиру Высоцкому присуждена Государственная премия СССР (посмертно) .

Дальнейшая судьба Жеглова

В XXI веке Георгий Вайнер несколько раз (см. также выше) высказывался о личности своего литературного персонажа, обозначая контуры его развития и отмечая, что кинотрактовка все упрощает: «…в сознании миллионов людей он - герой, весельчак, бескорыстный замечательный человек. Никто не понимает, что из этого парня через очень короткое время вышли те симпатичные, обаятельные молодые и бесстрашные работники МГБ , которые выворачивали руки, вышибали зубы: Они делали работу без зла и без какого-то злорадного желания мучить этих людей. Они работали как плотники: доски надо строгать, пилить» .

Песни

Глеб Жеглов впервые появляется в песенном творчестве самого Высоцкого - в шутливой песне «Братьям Вайнерам»:

Граждане, ах, сколько ж я не пел, но не от лени -
Некому: жена - в Париже, все дружки - сидят.
Даже Глеб Жеглов, что ботал чуть по новой фене -
Ничего не спел, чудак, пять вечеров подряд . .

Также Высоцкий упоминает о нём в песне «Я не спел вам в кино, хоть хотел…» о съёмках:

Я не спел вам в кино, хоть хотел,
Даже братья меня поддержали:
Там, по книге, мой Глеб где-то пел,
И весь МУР все пять дней протерпел,
Но в Одессе Жеглова зажали . .

Возможно, это именно та песня, о которой вспоминает Аркадий Вайнер, рассказывая, как Высоцкий уговаривал их с братом написать продолжение: «Мы вынуждены были отказаться от продолжения, поскольку у нас был запланирован роман „Лекарство против страха“. Но надо знать упорство Высоцкого, он от нас не отступал. И однажды утром, когда собралась труппа, он спел шуточную песню „О вайнеризме“, посвященную нам с братом. Нам было это очень приятно». Всего братьям Высоцкий посвятил 2 песни .

Алмазов, Борис Александрович в песне, посвящённой памяти Высоцкого (о корабле, названном в честь артиста), упоминает этого персонажа:

Его рулевой, крепко в палубу впаян,
Стоял, как инспектор Жеглов. .

В 1990 году группа «Любэ » впервые исполнила песню Александра Шаганова «Атас», посвящённую героям фильма «Место встречи изменить нельзя»:

«Глеб Жеглов и Володя Шарапов
За столом засиделись не зря.
Глеб Жеглов и Володя Шарапов
Ловят банду и главаря…» .

Героям фильма «Место встречи изменить нельзя» посвящена песня Михаила Шелега «Чёрная кошка» в жанре русского шансона:

«Выследил Фокса капитан Жеглов.
На допрос к Шарапову просится Груздёв»
.

См. также

  • Давид Гоцман (сериал «Ликвидация»)

Напишите отзыв о статье "Глеб Жеглов"

Комментарии

Примечания

  1. . www.sovsekretno.ru. Проверено 3 апреля 2016.
  2. «Сегодня » № 80 (3213), 15.04.2009, стр.4, «Возле Луценко теперь круглые сутки курит Жеглов»

Отрывок, характеризующий Глеб Жеглов

Дело представлялось со стороны обиженных в таком виде, что, после отбития транспорта, майор Денисов, без всякого вызова, в пьяном виде явился к обер провиантмейстеру, назвал его вором, угрожал побоями и когда был выведен вон, то бросился в канцелярию, избил двух чиновников и одному вывихнул руку.
Денисов, на новые вопросы Ростова, смеясь сказал, что, кажется, тут точно другой какой то подвернулся, но что всё это вздор, пустяки, что он и не думает бояться никаких судов, и что ежели эти подлецы осмелятся задрать его, он им ответит так, что они будут помнить.
Денисов говорил пренебрежительно о всем этом деле; но Ростов знал его слишком хорошо, чтобы не заметить, что он в душе (скрывая это от других) боялся суда и мучился этим делом, которое, очевидно, должно было иметь дурные последствия. Каждый день стали приходить бумаги запросы, требования к суду, и первого мая предписано было Денисову сдать старшему по себе эскадрон и явиться в штаб девизии для объяснений по делу о буйстве в провиантской комиссии. Накануне этого дня Платов делал рекогносцировку неприятеля с двумя казачьими полками и двумя эскадронами гусар. Денисов, как всегда, выехал вперед цепи, щеголяя своей храбростью. Одна из пуль, пущенных французскими стрелками, попала ему в мякоть верхней части ноги. Может быть, в другое время Денисов с такой легкой раной не уехал бы от полка, но теперь он воспользовался этим случаем, отказался от явки в дивизию и уехал в госпиталь.

В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова.
Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище.
В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке.
Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер.
– Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него.
– Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова.
– Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных.
– Отчего? – спросил Ростов.
– Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши.
Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова.
– Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру.
Фельдшер имел измученный вид. Он, видимо, с досадой дожидался, скоро ли уйдет заболтавшийся доктор.
– Майор Денисов, – повторил Ростов; – он под Молитеном ранен был.
– Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера.
Фельдшер однако не подтвердил слов доктора.
– Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор.
Ростов описал наружность Денисова.
– Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев?
– Списки у Макара Алексеича, – сказал фельдшер. – А пожалуйте в офицерские палаты, там сами увидите, – прибавил он, обращаясь к Ростову.
– Эх, лучше не ходить, батюшка, – сказал доктор: – а то как бы сами тут не остались. – Но Ростов откланялся доктору и попросил фельдшера проводить его.
– Не пенять же чур на меня, – прокричал доктор из под лестницы.
Ростов с фельдшером вошли в коридор. Больничный запах был так силен в этом темном коридоре, что Ростов схватился зa нос и должен был остановиться, чтобы собраться с силами и итти дальше. Направо отворилась дверь, и оттуда высунулся на костылях худой, желтый человек, босой и в одном белье.
Он, опершись о притолку, блестящими, завистливыми глазами поглядел на проходящих. Заглянув в дверь, Ростов увидал, что больные и раненые лежали там на полу, на соломе и шинелях.
– А можно войти посмотреть? – спросил Ростов.
– Что же смотреть? – сказал фельдшер. Но именно потому что фельдшер очевидно не желал впустить туда, Ростов вошел в солдатские палаты. Запах, к которому он уже успел придышаться в коридоре, здесь был еще сильнее. Запах этот здесь несколько изменился; он был резче, и чувствительно было, что отсюда то именно он и происходил.
В длинной комнате, ярко освещенной солнцем в большие окна, в два ряда, головами к стенам и оставляя проход по середине, лежали больные и раненые. Большая часть из них были в забытьи и не обратили вниманья на вошедших. Те, которые были в памяти, все приподнялись или подняли свои худые, желтые лица, и все с одним и тем же выражением надежды на помощь, упрека и зависти к чужому здоровью, не спуская глаз, смотрели на Ростова. Ростов вышел на середину комнаты, заглянул в соседние двери комнат с растворенными дверями, и с обеих сторон увидал то же самое. Он остановился, молча оглядываясь вокруг себя. Он никак не ожидал видеть это. Перед самым им лежал почти поперек середняго прохода, на голом полу, больной, вероятно казак, потому что волосы его были обстрижены в скобку. Казак этот лежал навзничь, раскинув огромные руки и ноги. Лицо его было багрово красно, глаза совершенно закачены, так что видны были одни белки, и на босых ногах его и на руках, еще красных, жилы напружились как веревки. Он стукнулся затылком о пол и что то хрипло проговорил и стал повторять это слово. Ростов прислушался к тому, что он говорил, и разобрал повторяемое им слово. Слово это было: испить – пить – испить! Ростов оглянулся, отыскивая того, кто бы мог уложить на место этого больного и дать ему воды.
– Кто тут ходит за больными? – спросил он фельдшера. В это время из соседней комнаты вышел фурштадский солдат, больничный служитель, и отбивая шаг вытянулся перед Ростовым.
– Здравия желаю, ваше высокоблагородие! – прокричал этот солдат, выкатывая глаза на Ростова и, очевидно, принимая его за больничное начальство.
– Убери же его, дай ему воды, – сказал Ростов, указывая на казака.
– Слушаю, ваше высокоблагородие, – с удовольствием проговорил солдат, еще старательнее выкатывая глаза и вытягиваясь, но не трогаясь с места.
– Нет, тут ничего не сделаешь, – подумал Ростов, опустив глаза, и хотел уже выходить, но с правой стороны он чувствовал устремленный на себя значительный взгляд и оглянулся на него. Почти в самом углу на шинели сидел с желтым, как скелет, худым, строгим лицом и небритой седой бородой, старый солдат и упорно смотрел на Ростова. С одной стороны, сосед старого солдата что то шептал ему, указывая на Ростова. Ростов понял, что старик намерен о чем то просить его. Он подошел ближе и увидал, что у старика была согнута только одна нога, а другой совсем не было выше колена. Другой сосед старика, неподвижно лежавший с закинутой головой, довольно далеко от него, был молодой солдат с восковой бледностью на курносом, покрытом еще веснушками, лице и с закаченными под веки глазами. Ростов поглядел на курносого солдата, и мороз пробежал по его спине.
– Да ведь этот, кажется… – обратился он к фельдшеру.
– Уж как просили, ваше благородие, – сказал старый солдат с дрожанием нижней челюсти. – Еще утром кончился. Ведь тоже люди, а не собаки…
– Сейчас пришлю, уберут, уберут, – поспешно сказал фельдшер. – Пожалуйте, ваше благородие.
– Пойдем, пойдем, – поспешно сказал Ростов, и опустив глаза, и сжавшись, стараясь пройти незамеченным сквозь строй этих укоризненных и завистливых глаз, устремленных на него, он вышел из комнаты.

Пройдя коридор, фельдшер ввел Ростова в офицерские палаты, состоявшие из трех, с растворенными дверями, комнат. В комнатах этих были кровати; раненые и больные офицеры лежали и сидели на них. Некоторые в больничных халатах ходили по комнатам. Первое лицо, встретившееся Ростову в офицерских палатах, был маленький, худой человечек без руки, в колпаке и больничном халате с закушенной трубочкой, ходивший в первой комнате. Ростов, вглядываясь в него, старался вспомнить, где он его видел.
– Вот где Бог привел свидеться, – сказал маленький человек. – Тушин, Тушин, помните довез вас под Шенграбеном? А мне кусочек отрезали, вот… – сказал он, улыбаясь, показывая на пустой рукав халата. – Василья Дмитриевича Денисова ищете? – сожитель! – сказал он, узнав, кого нужно было Ростову. – Здесь, здесь и Тушин повел его в другую комнату, из которой слышался хохот нескольких голосов.
«И как они могут не только хохотать, но жить тут»? думал Ростов, всё слыша еще этот запах мертвого тела, которого он набрался еще в солдатском госпитале, и всё еще видя вокруг себя эти завистливые взгляды, провожавшие его с обеих сторон, и лицо этого молодого солдата с закаченными глазами.
Денисов, закрывшись с головой одеялом, спал не постели, несмотря на то, что был 12 й час дня.
– А, Г"остов? 3до"ово, здо"ово, – закричал он всё тем же голосом, как бывало и в полку; но Ростов с грустью заметил, как за этой привычной развязностью и оживленностью какое то новое дурное, затаенное чувство проглядывало в выражении лица, в интонациях и словах Денисова.
Рана его, несмотря на свою ничтожность, все еще не заживала, хотя уже прошло шесть недель, как он был ранен. В лице его была та же бледная опухлость, которая была на всех гошпитальных лицах. Но не это поразило Ростова; его поразило то, что Денисов как будто не рад был ему и неестественно ему улыбался. Денисов не расспрашивал ни про полк, ни про общий ход дела. Когда Ростов говорил про это, Денисов не слушал.
Ростов заметил даже, что Денисову неприятно было, когда ему напоминали о полке и вообще о той, другой, вольной жизни, которая шла вне госпиталя. Он, казалось, старался забыть ту прежнюю жизнь и интересовался только своим делом с провиантскими чиновниками. На вопрос Ростова, в каком положении было дело, он тотчас достал из под подушки бумагу, полученную из комиссии, и свой черновой ответ на нее. Он оживился, начав читать свою бумагу и особенно давал заметить Ростову колкости, которые он в этой бумаге говорил своим врагам. Госпитальные товарищи Денисова, окружившие было Ростова – вновь прибывшее из вольного света лицо, – стали понемногу расходиться, как только Денисов стал читать свою бумагу. По их лицам Ростов понял, что все эти господа уже не раз слышали всю эту успевшую им надоесть историю. Только сосед на кровати, толстый улан, сидел на своей койке, мрачно нахмурившись и куря трубку, и маленький Тушин без руки продолжал слушать, неодобрительно покачивая головой. В середине чтения улан перебил Денисова.
– А по мне, – сказал он, обращаясь к Ростову, – надо просто просить государя о помиловании. Теперь, говорят, награды будут большие, и верно простят…
– Мне просить государя! – сказал Денисов голосом, которому он хотел придать прежнюю энергию и горячность, но который звучал бесполезной раздражительностью. – О чем? Ежели бы я был разбойник, я бы просил милости, а то я сужусь за то, что вывожу на чистую воду разбойников. Пускай судят, я никого не боюсь: я честно служил царю, отечеству и не крал! И меня разжаловать, и… Слушай, я так прямо и пишу им, вот я пишу: «ежели бы я был казнокрад…
– Ловко написано, что и говорить, – сказал Тушин. Да не в том дело, Василий Дмитрич, – он тоже обратился к Ростову, – покориться надо, а вот Василий Дмитрич не хочет. Ведь аудитор говорил вам, что дело ваше плохо.
– Ну пускай будет плохо, – сказал Денисов. – Вам написал аудитор просьбу, – продолжал Тушин, – и надо подписать, да вот с ними и отправить. У них верно (он указал на Ростова) и рука в штабе есть. Уже лучше случая не найдете.
– Да ведь я сказал, что подличать не стану, – перебил Денисов и опять продолжал чтение своей бумаги.
Ростов не смел уговаривать Денисова, хотя он инстинктом чувствовал, что путь, предлагаемый Тушиным и другими офицерами, был самый верный, и хотя он считал бы себя счастливым, ежели бы мог оказать помощь Денисову: он знал непреклонность воли Денисова и его правдивую горячность.
Когда кончилось чтение ядовитых бумаг Денисова, продолжавшееся более часа, Ростов ничего не сказал, и в самом грустном расположении духа, в обществе опять собравшихся около него госпитальных товарищей Денисова, провел остальную часть дня, рассказывая про то, что он знал, и слушая рассказы других. Денисов мрачно молчал в продолжение всего вечера.
Поздно вечером Ростов собрался уезжать и спросил Денисова, не будет ли каких поручений?
– Да, постой, – сказал Денисов, оглянулся на офицеров и, достав из под подушки свои бумаги, пошел к окну, на котором у него стояла чернильница, и сел писать.
– Видно плетью обуха не пег"ешибешь, – сказал он, отходя от окна и подавая Ростову большой конверт. – Это была просьба на имя государя, составленная аудитором, в которой Денисов, ничего не упоминая о винах провиантского ведомства, просил только о помиловании.
– Передай, видно… – Он не договорил и улыбнулся болезненно фальшивой улыбкой.

Вернувшись в полк и передав командиру, в каком положении находилось дело Денисова, Ростов с письмом к государю поехал в Тильзит.
13 го июня, французский и русский императоры съехались в Тильзите. Борис Друбецкой просил важное лицо, при котором он состоял, о том, чтобы быть причислену к свите, назначенной состоять в Тильзите.
– Je voudrais voir le grand homme, [Я желал бы видеть великого человека,] – сказал он, говоря про Наполеона, которого он до сих пор всегда, как и все, называл Буонапарте.
– Vous parlez de Buonaparte? [Вы говорите про Буонапарта?] – сказал ему улыбаясь генерал.
Борис вопросительно посмотрел на своего генерала и тотчас же понял, что это было шуточное испытание.
– Mon prince, je parle de l"empereur Napoleon, [Князь, я говорю об императоре Наполеоне,] – отвечал он. Генерал с улыбкой потрепал его по плечу.
– Ты далеко пойдешь, – сказал он ему и взял с собою.
Борис в числе немногих был на Немане в день свидания императоров; он видел плоты с вензелями, проезд Наполеона по тому берегу мимо французской гвардии, видел задумчивое лицо императора Александра, в то время как он молча сидел в корчме на берегу Немана, ожидая прибытия Наполеона; видел, как оба императора сели в лодки и как Наполеон, приставши прежде к плоту, быстрыми шагами пошел вперед и, встречая Александра, подал ему руку, и как оба скрылись в павильоне. Со времени своего вступления в высшие миры, Борис сделал себе привычку внимательно наблюдать то, что происходило вокруг него и записывать. Во время свидания в Тильзите он расспрашивал об именах тех лиц, которые приехали с Наполеоном, о мундирах, которые были на них надеты, и внимательно прислушивался к словам, которые были сказаны важными лицами. В то самое время, как императоры вошли в павильон, он посмотрел на часы и не забыл посмотреть опять в то время, когда Александр вышел из павильона. Свидание продолжалось час и пятьдесят три минуты: он так и записал это в тот вечер в числе других фактов, которые, он полагал, имели историческое значение. Так как свита императора была очень небольшая, то для человека, дорожащего успехом по службе, находиться в Тильзите во время свидания императоров было делом очень важным, и Борис, попав в Тильзит, чувствовал, что с этого времени положение его совершенно утвердилось. Его не только знали, но к нему пригляделись и привыкли. Два раза он исполнял поручения к самому государю, так что государь знал его в лицо, и все приближенные не только не дичились его, как прежде, считая за новое лицо, но удивились бы, ежели бы его не было.
Борис жил с другим адъютантом, польским графом Жилинским. Жилинский, воспитанный в Париже поляк, был богат, страстно любил французов, и почти каждый день во время пребывания в Тильзите, к Жилинскому и Борису собирались на обеды и завтраки французские офицеры из гвардии и главного французского штаба.
24 го июня вечером, граф Жилинский, сожитель Бориса, устроил для своих знакомых французов ужин. На ужине этом был почетный гость, один адъютант Наполеона, несколько офицеров французской гвардии и молодой мальчик старой аристократической французской фамилии, паж Наполеона. В этот самый день Ростов, пользуясь темнотой, чтобы не быть узнанным, в статском платье, приехал в Тильзит и вошел в квартиру Жилинского и Бориса.
В Ростове, также как и во всей армии, из которой он приехал, еще далеко не совершился в отношении Наполеона и французов, из врагов сделавшихся друзьями, тот переворот, который произошел в главной квартире и в Борисе. Все еще продолжали в армии испытывать прежнее смешанное чувство злобы, презрения и страха к Бонапарте и французам. Еще недавно Ростов, разговаривая с Платовским казачьим офицером, спорил о том, что ежели бы Наполеон был взят в плен, с ним обратились бы не как с государем, а как с преступником. Еще недавно на дороге, встретившись с французским раненым полковником, Ростов разгорячился, доказывая ему, что не может быть мира между законным государем и преступником Бонапарте. Поэтому Ростова странно поразил в квартире Бориса вид французских офицеров в тех самых мундирах, на которые он привык совсем иначе смотреть из фланкерской цепи. Как только он увидал высунувшегося из двери французского офицера, это чувство войны, враждебности, которое он всегда испытывал при виде неприятеля, вдруг обхватило его. Он остановился на пороге и по русски спросил, тут ли живет Друбецкой. Борис, заслышав чужой голос в передней, вышел к нему навстречу. Лицо его в первую минуту, когда он узнал Ростова, выразило досаду.
– Ах это ты, очень рад, очень рад тебя видеть, – сказал он однако, улыбаясь и подвигаясь к нему. Но Ростов заметил первое его движение.
– Я не во время кажется, – сказал он, – я бы не приехал, но мне дело есть, – сказал он холодно…
– Нет, я только удивляюсь, как ты из полка приехал. – «Dans un moment je suis a vous», [Сию минуту я к твоим услугам,] – обратился он на голос звавшего его.
– Я вижу, что я не во время, – повторил Ростов.
Выражение досады уже исчезло на лице Бориса; видимо обдумав и решив, что ему делать, он с особенным спокойствием взял его за обе руки и повел в соседнюю комнату. Глаза Бориса, спокойно и твердо глядевшие на Ростова, были как будто застланы чем то, как будто какая то заслонка – синие очки общежития – были надеты на них. Так казалось Ростову.
– Ах полно, пожалуйста, можешь ли ты быть не во время, – сказал Борис. – Борис ввел его в комнату, где был накрыт ужин, познакомил с гостями, назвав его и объяснив, что он был не статский, но гусарский офицер, его старый приятель. – Граф Жилинский, le comte N.N., le capitaine S.S., [граф Н.Н., капитан С.С.] – называл он гостей. Ростов нахмуренно глядел на французов, неохотно раскланивался и молчал.
Жилинский, видимо, не радостно принял это новое русское лицо в свой кружок и ничего не сказал Ростову. Борис, казалось, не замечал происшедшего стеснения от нового лица и с тем же приятным спокойствием и застланностью в глазах, с которыми он встретил Ростова, старался оживить разговор. Один из французов обратился с обыкновенной французской учтивостью к упорно молчавшему Ростову и сказал ему, что вероятно для того, чтобы увидать императора, он приехал в Тильзит.
– Нет, у меня есть дело, – коротко ответил Ростов.
Ростов сделался не в духе тотчас же после того, как он заметил неудовольствие на лице Бориса, и, как всегда бывает с людьми, которые не в духе, ему казалось, что все неприязненно смотрят на него и что всем он мешает. И действительно он мешал всем и один оставался вне вновь завязавшегося общего разговора. «И зачем он сидит тут?» говорили взгляды, которые бросали на него гости. Он встал и подошел к Борису.
– Однако я тебя стесняю, – сказал он ему тихо, – пойдем, поговорим о деле, и я уйду.
– Да нет, нисколько, сказал Борис. А ежели ты устал, пойдем в мою комнатку и ложись отдохни.
– И в самом деле…
Они вошли в маленькую комнатку, где спал Борис. Ростов, не садясь, тотчас же с раздраженьем – как будто Борис был в чем нибудь виноват перед ним – начал ему рассказывать дело Денисова, спрашивая, хочет ли и может ли он просить о Денисове через своего генерала у государя и через него передать письмо. Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису. Борис заложив ногу на ногу и поглаживая левой рукой тонкие пальцы правой руки, слушал Ростова, как слушает генерал доклад подчиненного, то глядя в сторону, то с тою же застланностию во взгляде прямо глядя в глаза Ростову. Ростову всякий раз при этом становилось неловко и он опускал глаза.
– Я слыхал про такого рода дела и знаю, что Государь очень строг в этих случаях. Я думаю, надо бы не доводить до Его Величества. По моему, лучше бы прямо просить корпусного командира… Но вообще я думаю…
– Так ты ничего не хочешь сделать, так и скажи! – закричал почти Ростов, не глядя в глаза Борису.
Борис улыбнулся: – Напротив, я сделаю, что могу, только я думал…
В это время в двери послышался голос Жилинского, звавший Бориса.
– Ну иди, иди, иди… – сказал Ростов и отказавшись от ужина, и оставшись один в маленькой комнатке, он долго ходил в ней взад и вперед, и слушал веселый французский говор из соседней комнаты.

Ростов приехал в Тильзит в день, менее всего удобный для ходатайства за Денисова. Самому ему нельзя было итти к дежурному генералу, так как он был во фраке и без разрешения начальства приехал в Тильзит, а Борис, ежели даже и хотел, не мог сделать этого на другой день после приезда Ростова. В этот день, 27 го июня, были подписаны первые условия мира. Императоры поменялись орденами: Александр получил Почетного легиона, а Наполеон Андрея 1 й степени, и в этот день был назначен обед Преображенскому батальону, который давал ему батальон французской гвардии. Государи должны были присутствовать на этом банкете.
Ростову было так неловко и неприятно с Борисом, что, когда после ужина Борис заглянул к нему, он притворился спящим и на другой день рано утром, стараясь не видеть его, ушел из дома. Во фраке и круглой шляпе Николай бродил по городу, разглядывая французов и их мундиры, разглядывая улицы и дома, где жили русский и французский императоры. На площади он видел расставляемые столы и приготовления к обеду, на улицах видел перекинутые драпировки с знаменами русских и французских цветов и огромные вензеля А. и N. В окнах домов были тоже знамена и вензеля.
«Борис не хочет помочь мне, да и я не хочу обращаться к нему. Это дело решенное – думал Николай – между нами всё кончено, но я не уеду отсюда, не сделав всё, что могу для Денисова и главное не передав письма государю. Государю?!… Он тут!» думал Ростов, подходя невольно опять к дому, занимаемому Александром.
У дома этого стояли верховые лошади и съезжалась свита, видимо приготовляясь к выезду государя.
«Всякую минуту я могу увидать его, – думал Ростов. Если бы только я мог прямо передать ему письмо и сказать всё, неужели меня бы арестовали за фрак? Не может быть! Он бы понял, на чьей стороне справедливость. Он всё понимает, всё знает. Кто же может быть справедливее и великодушнее его? Ну, да ежели бы меня и арестовали бы за то, что я здесь, что ж за беда?» думал он, глядя на офицера, всходившего в дом, занимаемый государем. «Ведь вот всходят же. – Э! всё вздор. Пойду и подам сам письмо государю: тем хуже будет для Друбецкого, который довел меня до этого». И вдруг, с решительностью, которой он сам не ждал от себя, Ростов, ощупав письмо в кармане, пошел прямо к дому, занимаемому государем.

«Место встречи изменить нельзя » (1979) (роль сыграл Владимир Высоцкий). Глеб Жеглов - гениальный следователь Московского уголовного розыска, порой жесток и суров, но в то же время вызывает самые глубокие симпатии у читателей и зрителей. Именно под таким имиджем он «вторгается» в мотив этого мастерского произведения. Дальше же начинают проявляться иные, конфликтующие между собой признаки его персоны…

Железный принцип Жеглова: «Если человек вор - он должен сидеть в тюрьме! А людей не беспокоит, какими методами я его туда упрячу!», превосходит многочисленные формальности закона и «моральные» рамки дозволенного. Глеб Георгиевич берет закон в свои руки и его не останавливает простая «этическая» сторона своих действий, что часто вызывает смущения у его напарника, Володи Шарапова - героя донельзя «правильного» и работающего исключительно «по книжке».

Жеглов отличается великим умением поглубже «залезть» в психологию допрашиваемого им человека. Он легко находит «общий язык» с проституткой Манькой Облигацией, с биллиардным жуликом и вором-рецедивистом Копченым, с карманником высшей степени Кирпичем, с воровской сообщницей вора Ручечника и многими другими персонажами. Порой даже кажется, что задержанные преступники сами выкладывают ему нужную информацию, но это предположение конечно было бы ошибочным. На самом-то деле - это все заслуги того самого Жегловского умения «проникнуть» в глубины психологии задержанных, касаясь чуть ли ни самого подсознания. Каким образом? Теоретически, принцип довольно прост - К каждому индивидуальному лицу, нужен особенный специфический подход! Практически же - это не каждому лицензированному психиатору под силу. Но у Жеглова железно отработана техника допроса и задавая правильные вопросы (к тому же задавая их в самое нужное время), вовремя улыбаясь (по его же словам: «люди это любят»), используя правильные интонации и ударения в разговоре, и каких только еще психологических трюков нет в его арсенале - он способен «расколоть» любого уголовника.

К тому же существует еще и другая сторона Жегловского характера - он по своему добр. И не то что-бы мягок или скажем сентиментален, но чужое горе не проигнорирует и это железный факт! Примером служит его реакция на плачущую многодетную сосдедку, у которой в самом начале месяца украли все хлебные карточки. Даже не задумываясь, Жеглов просто отдает ей свои, да и те что принадлежали его напарнику, при том без спросу, ибо этот человек УВЕРЕН в правоте своих действий и не нуждается в никаком оправдании. Именно это и является его главным пороком - для Жеглова просто не существует концепции, что он может быть, хоть на волосок, не прав.

Эта черта Глеба Георгиевича неоднократно проявляется в деле доктора Ивана Сергеевича Груздева (по роману - микробиолога Ильи Сергеевича Груздева). Даже уперевшись в твердые факты о невиновности человека, подозреваемого в убийстве бывшей жены, Жеглов ни на шаг не отступает от своего решения. А в последствии, при полном оправдании задержанного, он все равно твердит, что «наказаний без вины не бывает» и не желает преподнести ему свои извинения.

В конце романа и кинокартины, Жеглов убивает бандита «Черной Кошки» при попытке к бегству. Вроде все правильно - команда «стреляю без предупреждения» была отдана еще до выхода бандитов из подвала склада. Предупреждал, что так сделает и не задумываясь даже на долю секунды - сделал, исполнил! Однако Глеб Георгиевич не знает, что этот самый уголовник - старый военный друг его напарника Шарапова. Но самое страшное в том, что узнав об этом, Жеглов не показывает малейшего сострадания о содеяном.

Шарапов: «Ты убил человека!»

Жеглов: «Я убил бандита!»

Шарапов: «Он пришел вместе со мной, чтобы сдать банду!»

Жеглов: «А-а-а….»

Вот именно это «А-а-а…» и показывает «нечеловечность» этого героя. Зрителям кинофильма и читателям романа, очень тяжело решить, каков он на самом деле этот Жеглов.

Ну как может один и тот же человек пойти навстречу ограбленной женщине, можно даже сказать - спасти от голодной смерти ее детей, и в то же время не показать малейшего сострадания, убив старого армейского друга своего напарника, пускай даже нынешнего бандита? Тяжелый вопрос - очень тяжелый!

Однако, именно персонаж Глеба Жеглова намного ближе к реальной жизни, нежели какой-либо другой. Жизнь - она ведь штука закрученная, непредсказуемая и жестокая! Резкие перемены обстоятельств, крутые повороты, короткая дистанция между любовью и ненавистью - вот она, эта жизнь - без всяких иллюзий и лакировки действительности. Как бы мы не старались плыть по ее потоку и оценивать прожитое в рамках черного и белого - все равно она покажет свои промежуточные оттенки. Вот и Жеглов умещает в себе множество конфликтующих черт характера и мы не знаем - питать ли к нему симпатию или яро ненавидеть за жестокость. А ведь любой из нас, прочитавший роман братьев Вайнеров или просмотревший кинофильм Говорухина - задался этим вопросом, не так ли?

Имя: Глеб Жеглов (Gleb Zheglov)

Страна: СССР

Создатель: Братья Вайнеры

Деятельность: Оперативный работник, начальник отдела по борьбе с бандитизмом

Семейное положение: не женат

Глеб Жеглов: история персонажа

Жанр детектива пользуется все большим спросом среди любителей литературы. Поклонники книг все чаще скупают произведения, где главный герой распутывает хитросплетенные узлы преступлений, но некоторые экранизации превзошли бумажный оригинал.


Наверное, нет на свете такого человека, который бы не слышал о советском фильме под названием «Место встречи изменить нельзя». На самом деле эта лента, которая со временем разошлась на крылатые фразы, была поставлена по мотивам романа братьев Вайнер «Эра милосердия». Актеру удалось создать запоминающийся образ детектива Глеба Жеглова, служившего в МУРе.

История создания

Книга о борьбе органов правопорядка с преступными элементами «Эра милосердия» была опубликована в 1975-м году, и это было не дебютное творение Аркадия и Георгия Вайнеров, которые к тому моменту уже успели утвердиться на вершине литературного Олимпа. Авторы сумели придумать остросюжетную фабулу и запоминающихся персонажей, основываясь на реальных прототипах.


По утверждению журналиста Петра Вайля, прообразом следователя послужил некто Сергей Жеглов, который работал в уголовном розыске. Правдива эта информация или нет, остается только гадать, ибо другие почитатели романа уверены, что образ Глеба Жеглова собирательный. Также есть указание на то, что второй персонаж книги, оперуполномоченный МУРа Владимир Шарапов, «списывался» с Владимира Арапова, который из-за своего крутого нрава больше походил на «киношного» Жеглова, нежели на его интеллигентного и воспитанного коллегу.


Примечательно, что актер Владимир Высоцкий будто бы предугадал будущее романа. Дело в том, что артисту достался от братьев Вайнер первый экземпляр книги. После прочтения детектива Владимир Семенович твердо заявил авторам, что «застолбил» Жеглова:

«Это будет фильм. Наверное, большой. И это моя роль. Никто вам так не сыграет Жеглова, как я…»

Сказано – сделано. По утверждению Говорухина, именно Высоцкий, знакомый с режиссером еще со времен съемок фильма «Вертикаль», привел его в проект:

«Знаешь, тут мне Вайнера сказали, что у них для меня есть хорошая роль…Ты почитай роман, мне сейчас некогда», – говорил артист кинодеятелю.

Таким образом, по утверждению Станислава Сергеевича, исполнитель роли Жеглова прочитал роман только во время съемок. А братьям Вайнер Владимир Высоцкий, оказывается, по-актерски врал, восхищаясь книгой и Глебом Жегловым. Как говорится, иногда ложь бывает и во благо, потому что образ следователя прибавил лицедею многомилионную армию поклонников.


Нужно отметить, что образы литературного и экранного Жеглова значительно разнятся. Так, перед читателями книги предстает молодой человек лет 25-26, тогда как Владимиру Семеновичу на момент начала съемок исполнился 41 год.

Но артисту не пришлось соревноваться за место под солнцем, так как его утвердили в актерский состав практически сразу. Хоть артист и читал «Эру милосердия» второпях, к своей работе он подошел рачительно: по воспоминаниям современников, Высоцкий лично выяснял у следователей детали их работы, а также сам выбирал костюм на костюмерном складе «Одесской киностудии». В итоге в фильме Глеб Жеглов щеголял в брюках-галифе, сапогах и кепке.


Актер внес и режиссерский вклад, придумывая новые сценки. Однако не только Владимир Семенович импровизировал на съемочной площадке. Например, его напарница по фильму вспоминала, что фраза: «Облигация или Аблигация?», – ставшая крылатой, вырвалась у нее случайно.

Фильм, который строился на основе подлинных уголовных дел, получился из пяти серий, а не из шести, как указывалось в договоре между Гостелерадио СССР и Одесской киностудией.

Последнюю серию пришлось сократить по требованию Гостелерадио, поэтому заядлые киноманы не увидели сцен, где объясняется дружба межу Глебом Жегловым и Володей Шараповым. Зато у любителей телевизоров есть повод открыть печатный оригинал.

Помимо несравненного Высоцкого, который поражает талантом и харизмой, в криминальной киноадаптации сыграли , и другие звезды кинематографического небосвода.

Биография и сюжет

Биография Глеба Жеглова, который не расстается с пистолетом даже во сне, подобна книге за семью печатями, но персонаж в ходе диалогов все-таки приоткрывает занавесу тайны. Будущий начальник оперативной бригады воспитывался в крестьянской семье, где, помимо него, росли братья и сестры. Отец Жеглова - «мужик молоток» - воспитанием детей не занимался, а отправился в город, дабы сорвать большой куш. Пока главный кормилец пребывал в разъезде, он «не забывал» о своих отпрысках и изредка радовал их гостинцами: один раз даже конфеты и зубную пасту привез.


Однажды отец главного героя решился на отчаянный поступок и свел корову со двора, даже обул ее в опорки, чтобы не было следов. Поэтому можно предположить, что именно этот случай в жизни Жеглова привил ему интерес к расследованиям. Хоть протагонист и не имеет высшего юридического образования, он весьма грамотно выражает свои мысли и владеет чистописанием.

Далее в жизнеописании Жеглова, заявлявшего, что «вор должен сидеть в тюрьме», имеется пробел: чем занимался герой после окончания школы и до поступления на службу – не известно. Работает в МУРе с 1939-1940 года, имеет орден «Красной Звезды», получил звание капитана милиции. Жеглов берется за сложные уголовные дело и с энтузиазмом распутывает преступления по щелчку пальцев.


Если говорить о фильме «Место встречи изменить нельзя», то его сюжет окунает телезрителей в послевоенную Москву. Опытному оперативнику Глебу Жеглову и его напарнику Владимиру Шарапову НКВД поручает раскрыть сложное дело группировки «Черная кошка». Эта банда орудовала в Московской области в 1950-ых годов, занималась разбоями, грабежами и убийствами.

На главное задание был отправлен оперативник Василий Векшин. Этот человек должен был внедриться в банду, однако преступники его вычислили и убили заточкой, поэтому расследовать дело оказывается еще сложнее.


Параллельно с этим детективы выясняют обстоятельства убийства некой Ларисы Груздевой. Главный подозреваемый – бывший муж погибшей, так как в его квартире был найден пистолет. Однако и это дело не такое простое, так как улики и показания свидетелей не стыкуются. Пока оперативники выясняют детали, их взору открываются все новые факты.

  • В столице Украины возле МВД открыли памятник Шарапову и Жеглову. Произошло это событие 14 апреля 2009 года. Также скульптуру Владимира Высоцкого в образе Глеба Жеглова можно встретить в Мариуполе, неподалеку от ресторана «Место встречи».
  • В репертуаре российской группы «Любэ» есть песня, посвященная главным героям фильма.

  • За создание запоминающегося образа Жеглова Высоцкий получил Государственную премию СССР посмертно.
  • Первоначально продюсеры хотели назвать фильм аналогично книге, но чиновники были против «несоветского», «попсового» слова «милосердие».

  • Георгий Вайнер говаривал, что в образе Жеглова прослеживается «сталинский палач», не знающий ни человечности, ни жалости: во времена репрессий именно «Жегловы» отличались злоупотреблением служебными полномочиями. Но в фильме эта черта главного героя канула в лету благодаря обаянию актера, который решил упростить характер своего персонажа.
  • В мире существует необъяснимое явление, так называемый «эффект Манделы» – массовые ложные воспоминания. Например, большая часть зрителей «помнит», что в эпизоде фильма Жеглов сказал: «Ну и рожа у тебя, Шарапов». Но истинная фраза звучит по-другому: «Ну и рожа у тебя, Володя».

Цитаты

«Ты свободен, Ручечник... Пшел вон отсюда! Не свети, ты нам мешаешь».
«Если Кирпич - вор, он должен сидеть в тюрьме! И людей не беспокоит, каким способом я его туда упрячу!»
«Кому повезет, у того и петух снесет. И такая птица, как ты, у меня тоже нестись будет!»
«Так что по десятке вам, граждане. По десятке на душу населения...»
«У нищих слуг нет!»
«Судьба - она ведь тоже умная. Она достойных ищет».
«Не впадай в отчаянье. Не имей такой привычки».
«Упрямство - первый признак тупости».