История создания романа петр 1 кратко. Cочинение «История создания романа А.Н

«Пётр Первый»


Английский писатель начала XIX века Вальтер Скотт, родоначальник жанра исторического романа, создал тип романа, изображающего «историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» даёт историю «домашним образом», делая глав ным героем вымышленное лицо и исследуя историю его частной жизни на фоне исторических событий.

А.Н. Толстой написал исторический роман, который назвал «Пётр Первый». Тем самым он поставил в центр повествования историческое лицо. Это человек, чья судьба неотделима от истории России. Обращение к Петровской эпохе для него означает обращение к личности преобразователя страны.

В 1920-1930-е годы среди исторических романов преобладали, с одной стороны, «романы-исследования», в которых на первом плане находился социальный анализ, а художественность считалась лишь дополнением к нему; с другой - натуралистические произведения, в которых воссоздать эпоху пытались через очень подробное описание быта, нагромождение архаизмов.

Автор «Петра Первого» избежал обеих крайностей. Описания в романе построены на использовании относительно немногочисленных, но выразительных, характерных деталей. Социальный анализ, несомненно, очень важный для писателя, не подчиняет себе художественную ткань произведения.

Композиционно реальные и вымышленные персонажи уравнены в правах. Своё понимание событий автору легче показать посредством персонажей вымышленных.

«Пётр Первый» - исторический роман нового типа, который может быть назван героическим. В центре повествования в таком произведении находится героическая личность. Первая книга во многом сохраняет признаки романа становления, традиционного в мировой литературе. Она посвящена детству и ранней юности Петра Первого. Толстой избрал именно этот период жизни будущего российского императора, чтобы подчеркнуть масштабность, грандиозность его личности, уникальность пройденного им пути.

Однако даже первая книга построена не по традиционному романному принципу. До того момента, когда появляется главный герой (19 глава), в роман уже введены основные сюжетные линии и детали, при помощи которых создаётся образ страны. Персонажами романа являются представители разных социальных слоёв: родные царя, бояре, купцы, крестьяне, стрельцы, староверы, множество иностранцев. В романе показана Россия накануне перемен. Становление героя заканчивается в тот момент, когда он осознаёт, что страна нуждается в нём как в реформаторе. (Вспомните, какие способы изображения личности героя характерны для традиционного романа.)

Героический тип исторического романа требует нетрадиционных приёмов изображения главного героя. Любовная линия, наиболее важная для классического романа, в «Петре Первом» развита слабо. Характер героя проявляется не в любовных перипетиях, а на ниве строительства нового государства. Дружеские отношения базируются на единстве целей и интересов. Лефорт, Меншиков близки и дороги Петру потому, что полностью поддерживают его преобразовательскую деятельность.

Постепенно автор сужает временные отрезки повествования, сокращает сюжетные линии (первая книга охватывает промежуток с 1682 по 1698 год, вторая - около пяти лет, третья - полгода). Одновременно всё больше внимания уделяется внутреннему миру Петра, его окружению. Необходимость перемен уже очевидна, теперь важно понять, какова личность того, кто их совершает, какой ценой он добивается цели.

Путь Петра предстаёт как ряд испытаний, требующих предельного напряжения сил. Это испытания личного характера: смерть матери, непонимание со стороны жены, предательство Анны Моне, смерть Лефорта, постоянное воровство Меншикова. В горе Пётр всегда одинок: жена не разделяет его скорби по матери, окружающие втайне рады смерти Лефорта. Но главное - неудачи государственные: поражение под Азовом, стрелецкий бунт, нарвекая «кон-фузия», сопротивление народа, не желающего жить по новым законам. Победы достаются Петру ценой невероятных усилий, он буквально «хватает за волосы» фортуну. Именно такая трактовка образа и придаёт ему героический характер. Толстой утверждает всесилие человека, его способность изменить себя и мир, косвенно подтверждая тем самым и тезис своего времени о «новом человеке».

Работая над романом, А. Толстой, несомненно, выполнял и социальный заказ. Создавая героический образ Петра, ведущего страну по пути перемен, он тем самым оправдывал неимоверные жестокости, с которыми были связаны его реформы. Не случайно одна из основных идей романа заключается в том, что путь европейского развития для России необходим и «цель оправдывает средства».

В «Петре Первом» чрезвычайно много действующих лиц и сюжетных линий. При таком количестве персонажей неизбежна мозаичность изображения. Традиционный сюжет при этом становится невозможным. Да и стремление автора исследовать процессы, происходившие в России во времена Петра Первого, требует иного композиционного решения. Поэтому основой композиции становятся главки, каждая из которых, посвящённая одному событию, структурно и содержательно завершена. Главки слабо связаны между собой. Персонажи в большинстве своём не имеют предыстории, их появление сюжетно не мотивировано. Даже если автор постоянно следит за судьбами своих героев (что происходит не всегда), всё равно заметна их разорванность.

Организующим моментом романа «Пётр Первый» является не сюжет, а система персонажей. В центре повествования находится Пётр, все остальные персонажи группируются вокруг него. Толстой считал, что композиция - это «установление цели, центральной фигуры, и затем установление основных персонажей, которые по нисходящей лестнице вокруг этой фигуры располагаются». Поэтому наиболее подробно разработаны сюжетные линии героев, находящихся на самых верхних ступенях «лестницы», т. е. близких к Петру. Когда персонажи утрачивают связь с главным героем, они исчезают со страниц романа. Так происходит с Софьей, Василием Голицыным, Анной Моне и др.

В системе персонажей представлены те, кто сопоставим с Петром. Это либо правители: Софья, Август, Карл Двенадцатый, турецкий султан, либо реформаторы: Голицын, Наталья. Венценосцы нужны не только для изображения исторической ситуации, но и как художественные образы. Каждый из них представляет определённый характер и тип правления. В романе ни один из самодержцев по масштабу личности и широте воззрений не может сравниться с Петром, для которого превыше всего забота о государстве. Он становится образом наиболее прогрессивного правителя.

Противопоставление Петра и Голицына осуществляется за счёт сюжетных параллелей (поход Голицына в Крым - походы Петра, борьба за власть, замыслы реформ). Это позволяет представить два типа реформаторов.

Сестра Петра Наталья не противопоставлена главному герою, а сопоставлена с ним. Она осуществляет реформу в быту, поддерживает брата в его начинаниях, что особенно нелегко женщине. Она действует в сфере культуры.

Ещё в конце 1916 года, как мы помним, работая над рассказом «День Петра», А. Толстой читал исторические документы конца XVI - начала XVII века. Язык того времени, причём чаще всего именно «подлую» речь, использует Толстой и в романе. В первой книге авторский язык стилистически сочетается с речью персонажей, причём «стыки» между ними почти не ощущаются. В третьей и частично во второй книге автор сознательно противопоставляет себя персонажам. Он оценивает действия Петра, поэтому речь повествователя отличается от языка персонажей.

Создавая образы исторических и вымышленных лиц, Толстой достигал особого эффекта достоверности благодаря использованной «теории жеста». Вместо внутренних монологов, самоанализа персонажей автор прибегает к постоянной фиксации жестов, мимики, деталей костюма и внешности, указывающих на душевное состояние. При этом наблюдателем выступает чаще всего не автор, а персонажи, окружающие героя.

Помимо творческой работы А. Толстой занимался и общественной деятельностью: «Я выступал пять раз за границей на антифашистских конгрессах. Был избран членом Ленсовета, затем депутатом Верховного Совета СССР, затем действительным членом Академии наук СССР».

В первые дни Великой Отечественной войны писатель закончил роман «Хмурое утро» - третью часть эпопеи «Хождение по мукам»: «Трилогия писалась на протяжении двадцати двух лет. Её тема - возвращение домой, путь на родину. И то, что последние строки, последние страницы “Хмурого утра” дописывались в день, когда наша родина была в огне, убеждает меня в том, что путь этого романа - верный».

В годы Великой Отечественной войны А. Толстой написал ряд статей, но самой главной своей работой считал драму «Иван Грозный». Не случайно в дни войны он опять обращается к исторической теме. Драма, писал он позже, была его «ответом на унижения, которым немцы подвергли мою родину. Я вызвал из небытия к жизни великую страстную русскую душу - Ивана Грозного, чтобы вооружить свою “рассвирепевшую совесть”».

Алексей Николаевич Толстой не дожил всего нескольких месяцев до Победы. Он скончался 23 февраля 1945 года.

А. Н. Толстой роман «Петр Первый» создавал около полутора десятилетий. Было написано три книги, планировалось продолжение эпопеи, но даже третья книга не была доведена до конца. Перед написанием автор глубоко изучал исторические источники, и в результате мы имеем возможность увидеть портрет создателя империи.

«Петр Первый» - роман о нравах и быте той эпохи, в котором даны великолепные портреты петровского времени. Этому в значительной степени способствует язык, который передает колорит XVII века.

Детство и юность царя

После смерти царя Алексея Михайловича, а затем и его сына к власти стремилась прийти деятельная и энергичная Софья Алексеевна, но бояре пророчат на царство Петра - здорового и бойкого сына Нарышкиной. «Петр Первый» - роман, который описывает трагические события на Руси, где правят старина и знатность, а не ум и деловые качества, где жизнь течет по старинке.

Подстрекаемые Софьей стрельцы требуют, чтобы им показали двух малолетних царевичей Ивана и Петра, которых позже водворяют на царство. Но несмотря на это, реально в государстве правит их сестра Софья. Она отправляет Василия Голицына в Крым воевать с татарами, но бесславно возвращается русское войско. А тем временем Петруша подрастает в отдалении от Кремля. «Петр Первый» - роман, знакомящий читателя с теми лицами, которые в дальнейшем будут сподвижниками Петра: Алексашкой Меньшиковым, умным боярином Федором Зоммером. В немецкой слободе юный Петр знакомится с которая впоследствии становится некоронованной царицей. А тем временем мать женит сына на Евдокии Лопухиной, которая не понимает устремлений своего мужа и постепенно становится ему обузой. Так стремительно развивается действие в романе Толстого.

«Петр Первый» - роман, который в первой части показывает, в каких условиях выковывается несгибаемый характер самодержца: конфликты с Софьей, взятие Азова, Великое посольство, работы на верфях в Голландии, возвращение и кровавое подавление стрелецкого бунта. Ясно одно - Руси византийской при Петре не бывать.

Зрелость самодержца

Каким образом строит царь новую страну, показывает во втором томе А. Толстой. Петр Первый не дает спать боярам, возвышает деятельного купца Бровкина, выдает его дочь Саньку замуж за их бывшего господина и хозяина Волкова. Молодой царь жаждет вывести страну к морям, чтобы свободно и беспошлинно вести торговлю и ею богатеть. Он организовывает в Воронеже постройку флота. Позже Петр плывет к берегам Босфора. К этому времени умер Франц Лефорт - верный друг и помощник, который понимал царя лучше, чем он сам себя. Но мысли, заложенные Лефортом, которые не мог сформулировать Петр, начинают претворяться в жизнь. Его окружают деятельные энергичные люди, а всех замшелых и закостенелых бояр, вроде Буйносова, приходится силой вытаскивать из их дремы. Купец Бровкин набирает большую силу в государстве, а его дочь, знатная боярыня Волкова, осваивает русский и иностранные языки и грезит о Париже. Сын Яков - на флоте, Гаврила учится в Голландии, Артамоша, получивший неплохое образование, помогает отцу.

Война со Швецией

Уже заложен на топких и болотистых Санкт-Петербург - новая столица России.

Наталья, любимая сестра Петра, в Москве не дает дремать боярам. Она ставит спектакли, устраивает европейский двор возлюбленной Петра - Екатерине. А тем временем начинается война со Швецией. О 1703-1704 годах рассказывает в третьей книге А. Толстой. Петр Первый выступает во главе войска и после длительной осады берет Нарву, а генерала - коменданта крепости Горна, который обрек на бессмысленную гибель множество людей, уводят в тюрьму.

Личность Петра

Петр - центральная личность произведения. В роман введено много действующих лиц из народа, которые видят в нем и подмененного за границей правителя, и царя-реформатора, который трудолюбив и не чурается черной работы: он сам рубит топором при постройке кораблей. Царь пытлив, прост в общении, отважен в бою. Роман «Петр Первый» образ Петра представляет в динамике и развитии: от малолетнего малообразованного мальчишки, который уже в детстве начинает планировать создание армии нового типа, до целеустремленного строителя огромной империи.

На своем пути он сметает все, что мешает России превратиться в полноправное европейское государство. Главное для него в любом возрасте - смести старое, затхлое, все, что мешает движению вперед.

Запоминающиеся картины создал А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый» читается легко и захватывает читателя сразу. Язык богат, свеж, исторически точен. Художественное мастерство писателя основывается не только на таланте, но и на глубоком изучении первоисточников (труды Н. Устрялова, С. Соловьева, И. Голикова, дневники и записки современников Петра, пыточные записи). На основании романа поставлены художественные кинофильмы.

«Петр Первый»

«День Петра» глубоко пессимистичен. И дело не в том, что Петр в глазах автора - полубезумный деспот, а в глазах народа - антихрист, что вслед за символистом Мережковским. Толстой иной раз наделял великого государственного деятеля чертами дегенеративности. Источник пессимизма в том, что Петр, по убеждению автора, «одной своей страшной волей укреплял государство, перестраивал землю», что опоры у него нет. Помощники царя - пропойцы, воры и жулики, народ его не понимает и проклинает, да и сам Петр руководствуется не государственными соображениями, а низменным чувством мелкого хозяйчика, завидующего соседу-кулаку.

«Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой и ревностью: как это - двор его и скот, батраки и все хозяйство хуже, глупее соседского? С перекошенным от гнева и нетерпения лицом прискакал хозяин из Голландии в Москву... Налетел с досадой,- ишь, угодье какое досталось в удел, не то, что у курфюрста бранденбургского, у голландского штатгальтера. Сейчас же, в этот же день, все перевернуть, перекроить, обстричь бороды, надеть всем голландский кафтан, поумнеть, думать начать по-иному». И хоть треснула сверху донизу вся иепробудность - окно все же было прорублено, и свежий ветер Еорвался в ветхие терема,- случилось не то, чего хотел Петр: «Россия не вошла, нарядная и сильная, на пир великих держав. А подтянутая им за волосы, окровавленная и обезумевшая от ужаса и отчаяния, предстала новым родственникам в жалком и неравном виде - рабою». При такой трактовке личности Петра и Петровской эпохи вполне закономерна глубоко пессимистическая концовка рассказа: «И бремя этого дня и всех дней, прошедших и будущих, свинцовой тягой легло на плечи ему, взявшему непосильную человеку тяжесть: одного за всех».

Осенью 1928 года Толстой вернулся к образу Петра в пьесе «На дыбе» («Петр Первый»). За двенадцать лет, отделявших трагедию от рассказа, воззрения писателя на Петровскую эпоху изменились. Не прихоть хозяина-самодура, а историческая необходимость заставляет царя проводить государственные реформы. Но по-прежнему глубоко трагична романтическая фигура Петра, одинокого в своей титанической деятельности и, непонятого даже близкими, обрекающего ради государства на жертву всех и все: народ, друзей, сына, жену, себя. Ни автору, ни его герою неясно главное: «Для кого сие?» А потому символически звучит последняя фраза Петра, видящего, как гибнет дело его жизни: «Страшен конец».

Пьеса была написана Толстым «с налету», в два с небольшим месяца (окончена 12 декабря 1928 г.), без детального изучения исторических материалов, без глубокого проникновения в сущность эпохи. В ней остались еще явственные следы влияния реакционных писаний Мережковского. Все это привело к тому, что пьеса вышла символически-романтической, да еще обильно сдобренной натуралистическими деталями. Сам Толстой о ней впоследствии отзывался пренебрежительно, справедливо указывая, что в трагедии «На дыбе» «не было настоящего изучения материала», а потому оказалось «много романтики» и Петр «попахивал Мережковским».

Завершив пьесу, Толстой собирался написать повесть о Петре и после серьезной подготовки взялся за нее в феврале 1929 года. «Повесть начинает развертываться так, как я того хотел»,-сообщал он В. П. Полонскому 22 февраля. Через месяц Толстой ему же пишет: «Мне кажется, Вы будете довольны Петром, лучшего я не писал. Но это так трудно, что иногда приходишь в отчаяние». Уже на второй главе писатель понял, что получается не повесть, а роман, и к тому же - многотомный. 2 мая 1929 года он признался: «Начав работать над Петром, я думал все уложить в одной книге, теперь вижу свое легкомыслие». Правда, писатель полагал еще, что в третьей (по тогдашнему плану - последней) главе первой книги будет изображена «Голландия, казнь стрельцов, история с Монс, начало Северной войны и основание Петербурга». Окончить эту часть Толстой обещал в июле 1929 года. Однако работа опрокинула эти расчеты. Первая книга «Петра» была закончена лишь 12 мая 1930 года, и последняя, седьмая глава завершается казнью стрельцов. Остальные пункты плана составили содержание второй книги, которую Толстой писал с декабря 1932 года по 22 апреля 1934 года. Над третьей книгой эпопеи писатель начал работать 31 декабря 1943 года и успел довести ее до шестой главы.

великого сына русского народа - М. В. Ломоносова, дав тем самым оптимистическую перспективу русской истории после Петра. Уже работая над третьей книгой, Толстой в письме В. Б. Шкловскому от 21 ноября 1944 года сообщал: «Роман хочу довести только до Полтавы, может быть до Прутского похода, еще не знаю. Не хочется, чтобы люди в нем состарились, - что мне с ними со старыми делать?» Смерть помешала писателю довести монументальный труд до конца. Но несмотря на это, эпопея о Петре - одно из самых цельных, завершенных произведений самого Толстого и вершинное достижение мирового исторического романа.

не только представить в воображении прочитанное, но и дополнить собственной фантазией. И действительные исторические личности, и созданные воображением писателя фигуры начинали двигаться, разговаривать, думать - жить полнокровной жизнью.

«галлюцинировать», то есть живо представлять в своем воображении изображаемое. Сам Толстой считал, что это качество можно и нужно развивать в себе, поскольку оно является непременным условием литературного мастерства вообще. «Это закон для писателя, - утверждал он, - создавать произведения путем внутреннего видения тех предметностей, которые они описывают.

Стало быть, нужно в себе выработать эту способность видения. Нужно над собой работать в этом отношении.

в окружающем мире, и конкретными обстоятельствами, в которых он живет и действует. При этом писатель, создавая образ, учитывает мельчайшие детали, выдвигая иногда на первый план такие, какие современному читателю могут показаться второстепенными, малозначащими. Вот, например, очень короткая, всего в одну страницу сцена, в которой Петр в присутствии дьяка Андрея Андреевича Виниуса принимает купца Жигулина. Богатый и умный купец, очевидно, достаточно наслышан о Петре, потому он не бухается в ноги царю и не молит, стуча лбом об пол, как полагалось бы раньше, а лишь кланяется. Для него, русского человека из низов, выросшего в сознании, что царь - это земной бог, повеление Петра сесть в его присутствии звучит дико. Однако ведь и Петр - не такой царь, как были: какой бы «царь всея Руси» снизошел до разговора с безродным, неименитым купцом, принимал его самолично, да еще без бояр, без византийской пышности, при одном дьяке, в захудалом домишке на берегу Двины, не в роскошном одеянии, - в холщевой, запачканной смолой рубахе, с закатанными по локоть рукавами? Но Жигулин- «купчина», он привык ко всякому в торговле - притворяться равнодушным, лицемерить, скрывать свои чувства: первая заповедь купца «не обманешь - не продашь».

И потому Жигулин почти не выдает душевного смятения («только шевельнул бровями»), видны лишь замедленность, осторожность в движениях («сел с великим бережением»), слышна сдержанность в словах. Все же, излагая по-деловому, без лишних слов просьбу, купец не забывает по-своему посулить и царю выгоду - «своему послужим».

Люди должны знать историю своей страны, чтобы в будущем знать, как поступать в том или ином случае. Алексей Толстой, вдохновившись эпохой Петра 1, решил показать нам все тонкости и трудности петровской эпохи. Как известно, он вложил в работу почти 10 лет своей жизни и потратил множество часов, чтобы изучить в точности эпоху преобразований и изменений в нашей стране.

Алексея Николаевича Толстого очень интересовала судьба императора Петра 1, более двадцати лет писатель изучал биографию и исторические факты из жизни правителя. Этот случай можно назвать одним из тех, когда творчество автора, в попытках передать характер эпохи и личности, граничит с научной исторической литературой.

Изначально произведение задумывалось как роман-эпопея, который бы позволил при своем объеме показать все позиции и смену мыслей человека советского. Писателю это в полной мере удалось, ведь через образ Петра проглядывает личность покровителя и почитателя Толстого – И. В. Сталина. В своем романе Толстой хотел показать ценность преобразований того времени, он описывает, как мудрость правителя определяет дальнейшее развитие государства. Но читателю совсем нетрудно уловить связь между тем временем и новой советской эпохой, где народу также нелегко измениться к лучшему, где люди не хотят принимать необходимость перемен. В такой ситуации стране нужен жестокий, но сильный и дальновидный руководитель, которого автор видел и в Петре Первом, и в генеральном секретаре партии КПСС.

Жанр, направление

“Петр Первый” — исторический роман, включает в себя элементы романа становления и героического повествования. Также можно найти черты биографического романа.

Суть

В первой книге перед нами предстает Петр-преобразователь. Личность, еще до конца сформировавшаяся, но стремившаяся к становлению на истинный и правильный путь. Автор показывает нам царя как человека, близкого к своему народу, способного понять все проблемы и постараться найти их решение.

  1. Первый том показывает нам еще совсем маленького Петра, напуганного грядущими трудностями правления. С этого момента начинается наше знакомство со становлением будущего царя, способного изменить судьбу своей страны. Мы можем наблюдать как маленький правитель учится справляться с дворцовыми интригами, предательствами, переживает первые неудачи, учится исправлять свои ошибки и решать сложные, даже, казалось бы, неразрешимые проблемы.
  2. Во втором томе мы видим Петра уже подросшего, способного наравне с простым народом трудиться на благо процветания страны. Прошло уже много времени, молодой правитель готовится к первым преобразованиям и подписаниям законов. Петр заботится о воем народе, стараясь не допускать произвола со стороны бояр. Так, страница за страницей, у нас на глазах происходит становление царя, из маленького напуганного мальчишки в зрелого мудрого правителя.
  3. В третьем томе перед нами предстает уже состоявшийся как личность человек, царь, мужчина. Вот уже стоит на берегу Невы Петербург, прекращены многолетние войны. Как и Петр, страна встает на новый путь, изменений и улучшений. Третий том является финалом и показателем положительных последствий реформ, происходит культурный подъем жизни людей, растет и военная мощь государства.

Главные герои

  • Петр Алексеевич — царь России. Писатель постарался раскрыть образ правителя многогранно и полноценно, показав как положительные, так и некоторые отрицательные качества Петра. Монарх предстает перед нами в разном свете, начиная с молодых лет, заканчивая пиком успешных реформ состоявшейся исторической личности. Герой отличается трудолюбием, целеустремленностью, дальновидностью и силой воли.
  • Александр Данилович Меншиков — соратник Петра, готовый на все ради правителя, ему Петр доверял полностью, считал своей правой рукой. Меньшиков сбежал из семьи, будучи совсем молодым, выживал как мог, перебивался с копейки на копейку. Благодаря своему уму, попал во дворец, где работал постельничим. Когда же Петр понял истинную ценность этого человека, тот стал правой рукой государя. Он отличался умом, деловитостью и способностью усваивать новые веяния.
  • Франц Лефорт — наставник Петра, его друг, помогавший раскрыть потенциал царя. Франц предстает перед нами уже зрелым мужчиной, можно сказать, что он был главным по всем делам иностранцев в России. Лефорт служил советником Петра по военным вопросам, по социальным и экономическим делам, подсказывал, как лучше поступить во время дворцовой борьбы с Софьей.

Есть и другие герои романа, которые не менее важны для сюжета, но описать каждого нет возможности, у нас же не статья-эпопея. Но если Вам кого-то не хватило, смело пишите об это в комментариях, добавим.

Темы и проблемы

  1. Основная тема — патриотизм . Автор показывает, что наша земля богата различными природными залежами, но они растрачиваются впустую. Таким образом, в нашей стране есть потенциал, но он либо не используется, либо используется неправильно. Это может изменить только сильный и волевой человек, по мнению писателя. Каждый из нас ради своей родины, ради своего будущего должен стать таким человеком.
  2. Главная проблема – власть и ее влияние на личность . Петру пришлось столкнуться с родственными интригами, родные люди готовы были избавиться от него, лишь бы занять престол. Тяга к власти выбивает из человека все самое хорошее, оставляя на месте души выжженное поле.
  3. Проблема социальной несправедливости . Петр поставил себя на место обычного работника и понял, как тяжела жизнь народа под гнетом боярского произвола. Поэтому он так ополчился против знати, которая своей алчностью тянула страну назад, изнуряя крестьянина и живя за его счет.
  4. Социальная проблематика также включает в себя и вопрос о готовности народа к переменам. Новаторам очень трудно менять мир, они постоянно сталкиваются с непониманием и агрессией тех, кто привык жить по старинке.

Главная мысль

Основная идея романа заключается в том, что большой стране нужен дальновидный, целеустремленный и решительный лидер, который силой своей воли направит страну вперед. Без сильной и твердой руки невозможно эффективное управление. Без нее элита никогда не согласится менять хоть что-либо, ведь ей и так хорошо живется, а народ из страха перемен или невежества будет плавно погружаться в застой. Таким образом, настоящий лидер – это жесткий и непреклонный человек, который обязан идти на жертвы, чтобы творить историю.

С этим посылом можно не согласиться, он очень спорный. Автор, который вернулся из эмиграции и (благодаря протекции Горького) устроился при враждебном ему режиме, мог выполнять политический заказ, смысл которого в том, чтобы оправдать жестокую диктатуру Сталина, прикрывая репрессии исторической необходимостью.

Чему учит?

Изменения, приносящие пользу, нужны всегда. Жизнь не может стоять на месте, особенно в таком большом государстве, как наша страна. Но хоть сколько-нибудь значимые преобразования не могут свершиться сами собой, без нашей готовности к ним. Книга учит людей брать ответственность за будущее страны в свои руки и смотреть в будущее.

Нередко сами люди тормозят прогресс, и их действительно приходится подталкивать сверху, таково прямое назначение правительства. Но и сам человек должен идти навстречу позитивным переменам, должен развиваться и адаптироваться в современности, а не стоять на месте и упираться в то, что уже есть. Тогда и подталкивать никого не придется.

Критика

Современники высоко оценили произведение «Петр Первый» и сожалели, что автор не закончил его до конца. Например, Корней Чуковский писал, что перед смертью воображение автора стало граничить с ясновидением. Судя по его воспоминаниям, Толстой планировал написать историческую литературную эпопею, посвященную эпохе дворцовых переворотов и правлению Ивана Грозного. Все это было бы продолжением истории, уже написанной им.

И. Эренбург указывал на то, что работа Толстого была похожа на творчество Достоевского. Сам автор не знал, что сделают герои, они оживали в его голове и делали то, что сами считали нужным. Никогда эти писатели не знали, чем кончится та или иная книга.

В. Инбер вспоминал, что Толстой был удивительно цельной натурой и героя выбрал себе под стать. Он также любил Россию, как и первый ее император.

Ю. Олеша отмечал подлинность прозы коллеги по перу. Он часто представлял то, что написано в романе, и строки оживали в его голове. Текст мастерки описывал все то, что хотел сказать литератор.

В. Лидин говорил, что в Толстом он ценит, прежде всего, народность. Его царь – как будто человек из народа, живущий интересами простых людей. Автор виртуозно передал русский дух, уделив внимание живой русской речи, которая украшает текст и передает тончайшие оттенки смыслов.

Л. Коган описывал подробности бесед с писателем, тот считал, что переломным моментом в русской истории является полтавская битва, именно там царь и народ соединились в едином порыве.

Г. Уланова полагала, что Толстой жил в душах своих героев, как будто бы сам переживал их эмоции, будто бы видел историю своими глазами.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1883 – 1945)

История создания романа «Пётр Первый»

Воссоздать время, представляющее важнейший «узел русской жизни» - такую цель ставит в своём историческом романе А.Толстой. Интерес писателя к петровской эпохе отразился в ряде его ранних произведений: «Наваждение», «День Петра», в 1928 году создаёт историческую пьесу «На дыбе». Приступив к работе над романом, в 1929 году Толстой продолжает этот труд до последних дней своей жизни, роман публиковался в Журнале «Новый мир» с 1929 по 1945год. Весьма обширный исторический материал, исследованный писателем, лёг в основу романа: подлинные документы петровской эпохи, труды историков, мемуары современников Петра – русских и иностранцев,- дневники, письма, дипломатические донесения и судебные отчёты; изучение таких исторических реалий, как архитектура, костюмы, интерьеры, портреты, гравюры, картины, планы конца 17 – начала 18 века. Это помогло воссоздать обстановку далёкой исторической эпохи. Широко использовал писатель и разнообразный фольклорный материал: исторические песни, анекдоты, байки; несомненный отпечаток наложило УНТ. Работе над языком он придавал исключительное значение. Писатель много раз говорил, что никак не мог начать работу над романом, пока не проник в тайны языка описываемой эпохи. Он старался выбирать наиболее типичные для языка 17 – 18веков слова и выражения, старался выбрать те обороты речи, которые несли аромат и колорит страны. Писатель кропотливо работал над каждым портретом, эпизодом, оборотом речи, даже эпитетом.

Композиция и сюжет романа.

«Первое десятилетие 18 века – удивительная картина взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Европа, ждавшая совсем не того, в изумлении и страхе глядит на возникающую Россию…» - такой видится писателю эпоха, изображаемая в «Петре»

Действие романа разворачивается в необозримом географическом пространстве: от Балтийского моря до Урала; из России оно переносится в европейские столицы и города. «Вместе с Петром и птенцами гнезда Петрова» читатель побывает при дворе шведского короля Карла 12 и польского короля Августа, турецкого султана; увидит поля сражений и морские походы, военные лагеря и неприступные крепости; крестьянскую избу, топящуюся по-чёрному, раскольничий скит; роскошный меншиковский дворец и богатое купчиное подворье.

Романное время охватывает целую эпоху, ограниченную рамками деятельности центрального героя – Петра, которого писатель показывает на протяжении 25 лет. Первоначально толстой предполагал довести повествование до Полтавской битвы, но смерь писателя остановила работу над рукописью, и роман завершается победой русских войск под Нарвой. Историческая судьба главного героя определила композицию романа. В первом томе автор рисует детство и раннюю молодость Петра. Исторически это очерчивается возвращением Петра из первого заграничного путешествия и событиями стрелецкого бунта. Во втором томе воссоздаётся первый период преобразований Петра, включающий в себя начало Северной войны и основание Петербурга. Третья книга написана в последний период творчества и осталась незавершённой. Толстой утверждал, что «третья книга – самая главная часть романа», т.к. она относится к наиболее интересному периоду жизни героя… 6 глав развёртывают перед нами богатое содержание. В повествовании обозначаются новые горизонты, проступают новые сюжетные линии… Гораздо большую завершённость и яркость приобретает образ Петра. Основу содержания 3 книги составляют темы крепнущей военной мощи России и культурного подъёма общества, победы нового в патриархальном укладе старой Руси. Три книги, составляющие роман, связаны воедино и развитием сюжета – постепенное становление нового русского государства и личности Петра – и общими для всех трёх книг героями. Личная судьба царя – реформатора крепко спаяна в романе с исторической судьбой России. Чутко улавливая назревавшую потребность коренных изменений жизни Российского государства, царь начинает действовать решительно. Толстой показывает, как сама эпоха выбирает Петра, как исторические обстоятельства формируют те качества его личности, которые помогают ему пробудить Россию от вековой спячки, вывести её на новый этап развития, когда уже не призраки торговых кораблей, а настоящий российский флот выходит в море, и русские закрепляются на Балтийском побережье, где начинается строительство города – крепости. Таким образом, композиция романа связана с главной творческой задачей писателя – показать становление личности в эпохе. Этой художественной задаче подчинены все компоненты произведения. Особенно значительно сопоставление образа Петра и Василия Галицына. Просвещённый мечтатель Голицын так же, как Пётр, осознаёт необходимость решительного общественного и государственного преобразования России, но личная слабость, пассивность, нерешительность приводят его в лагерь реакционных сил. В систематическом противопоставлении Голицыну и Софье писатель рисует Петра в развитии, в неуклонном движении его личности вперёд. Пётр постоянно, но ненавязчиво противопоставляется королю Августу, грубому и ограниченному солдафону – Карлу, твердокаменному коменданту Нарвы – Горну, а также ближайшим сподвижникам – Францу Лефорту и Александру Меншикову. Писатель сумел оценить историческое место своего героя, правдиво изобразить масштабы его деятельности, дать художественное исследование целой эпохи. Из множества эпизодов и картин складывается достоверный художественный мир, в центре которого царь – преобразователь и его деятельность. Противоречивый образ государя становится связующим звеном всех событий и судеб в романе.