Картины шиле. Эгон Шиле: биография и картины с названиями

Egon Schiele. 1890-1918 г.
Австрийский художник, экспрессионист, мастер модерна.

Творческая карьера, как и земная жизнь Эгона Шиле, признанного мастера европейского модерна, была короткой, но плодотворной, а также богатой на яркие и неординарные события. Будущая знаменитость австрийского искусства появилась на свет 12 июня 1890, в Австрии, в городе Тульн-на-Дунае. Отношения в семье были своеобразные, далекие от пуританской морали, что во многом повлияло на формирование характера Шиле, тяжелого и часто непредсказуемого.

Венская школа изобразительных искусств, в которую Шиле поступил в 1906, ненадолго приняла его в свои ряды, т. к. преподаватели не пожелали связываться с проблемным учеником, но зато это не помешало юноше успешно выдержать экзамен и пополнить ряды Академии художеств.

В следующем году состоялось знакомство с Климтом, который находит рисунки Шиле талантливыми, и будущий мэтр живописи опекает молодое дарование, покровительствуя ему как в карьерных, так и обыденных вопросах. Именно под влиянием наставника подопечный увлекся эротической тематикой.

Закономерно, что с неординарностью характера Шиле, он не мог не проникнуться идеями немецкого югендстиля или австрийского сецессиона, и ранние пейзажи и портреты отмечены влиянием этих направлений.

Уже в 1908 творческая биография молодого художника ознаменована первой выставкой в Клостернойбурге (не без участия Климта), он выполняет несколько заказов для объединения, связанного с движением Сецессион.

В 1909 работы Шиле выставляются в Вене в Художественной галерее, причем соседствуют они с работами покровителя, а также Мунка, Ван Гога, Матисса. В этом же году он покидает Академию, а профессор Грипенкерль согласился подписать ему диплом, запретив строптивому ученику называть имя своего преподавателя. Богатый на события год ознаменован и созданием «Группы нового искусства», организованной совместно с друзьями по Академии.

В снятой квартире, Шиле устраивает художественную студию, причем в ней постоянно снуют уличные подростки, и обитатели «приюта» зачастую выступают в роли моделей. Художник, почти в совершенстве овладевший рисунком, в основном, работает с обнаженной плотью, и его эротическая «продукция» пользуется небывалым спросом. Кроме изображения моделей, Шиле создает много автопортретов, рисуя также и свое тело, которое ему очень нравилось. В его работах ощущается острота и нервное напряжение.

На протяжении 1911-1912 гг. основные события в жизни художника вращаются вокруг сексуальной сферы: после выставки в Мюнхене у Ганса Глотца, он в компании юной модели Валери Нойзель покидает столицу, и проживает сначала в провинциальных городках Чехии и Австрии, а в Нойленгбахе попадает на три недели в тюрьму. К этому привели внебрачное проживание с юной девицей, постоянное общество молодых парней переходного возраста и, в довершение, вызывающий эротизм его рисунков, найденных при обыске, которые для полиции показались всего лишь порнографией. Неординарный круг общения Шиле не одобрялся его друзьями, но именно в этой среде он находит подпитку, позволявшую развивать в картинах радикальный экспрессионизм.

В этот период кроме темы ню, Шиле обращается к сюжетам городской жизни, и работает над циклом «Умерший город». В ряде картин затрагивается и тема смерти, для развития которой он использует символизм.

После 1912 пришло время популярности, и до 1916 художник постоянно выставляется в крупнейших городах Европы. Свобода высказывания прочно укореняется в произведениях Шиле, он развивает эротическую линию, «унаследованную» от Климта, при этом углубляет тематику, предельно наполняя работы экспрессией, а также «выпускает на волю» собственные комплексы – следствие влияния психоанализа Фрейда.

В 1915 Шиле решается на брак, история которого полностью в духе его жизни и творчества, а начинался он со знакомства с сестрами Хармс, молоденькими школьницами. Через четыре дня после свадьбы художник призывается в армию, но война не стала для него серьезным испытанием, и не повлияла на творческое совершенствование. Наступило некоторое сглаживание эротизма картин этого периода.

В 1918, после смерти Климта, Шилле заслуженно занял ключевые позиции на вершинах художественного Олимпа Австрии, о чем свидетельствует присвоение ему почетного звания лидера венского авангарда, его имя неразрывно связано с развитием экспрессионизма в этой стране, хотя формально он не принадлежал к этому направлению.

Умер Эгон Шиле 31 октября 1918 в Вене, в возрасте 28 лет, на пике творческой карьеры, с грандиозными планами, воплощение которых прославило бы не только австрийское искусство. В письме к матери жены он написал, что ее дочь почти обречена и, наверное, скоро умрет, но сам задержался в этом мире всего лишь на три дня дольше супруги.

2014-08-28

Обнаженные модели, застывшие в неестественных позах, беременные со сложенными на животе руками, прижимающиеся друг к другу влюбленные. В Пушкинском музее выставили графику главных представителей австрийского искусства начала XX века — Густава Климта и Эгона Шиле. Их рисунки в Москву привезли из венской Альбертины , где первые работы художников появились еще при их жизни. В Пушкинском музее зрители увидят почти 100 графических листов: 47 — Климта и 49 — Шиле.

Эгон Шиле. «Сидящая пара», 1915

Густав Климт пользовался репутацией феноменального рисовальщика, хотя со временем и оказался в тени Климта-живописца. Рисование было для него ежедневной потребностью. Кроме того, его графика оказала влияние на более молодых художников, среди которых был и Эгон Шиле. Сам Шиле считал себя в первую очередь живописцем, но при этом делал рисунки постоянно, инстинктивно и быстро. Всего он оставил более 3 тыс. работ на бумаге.


Эгон Шиле. «Скорчившаяся», 1918

arts-museum.ru / The Albertina Museum, Vienna

«Климт и Шиле — это такой горячий пирожок, который все хотят получить к завтраку. Музей понимал, что в России должны быть показаны произведения двух величайших художников XX века, без которых невозможно себе представить историю искусства. Мы сделали первый шаг, чтобы рассказать о Климте и Шиле. И начать говорить с рисунка было правильным», — отметила директор Пушкинского музея Марина Лошак.


Эгон Шиле. «Натурщица в красном», 1914

arts-museum.ru / The Albertina Museum, Vienna

Густав Климт произвел революцию в изображении обнаженной женской натуры. Причем в трактовке эротики в своих рисунках шел намного дальше, чем в живописи. Что же касается Шиле, его работы и вовсе называли порнографическими. Для художника не было запретов в изображении женского тела, которое он показывал предельно откровенно. Весной 1912 года Шиле даже был приговорен к сроку за порнографию. Находясь в тюрьме, он создал тринадцать акварелей и рисунков, пару из которых привезли в Москву.


Эгон Шиле. «Автопортрет в обнаженном виде, гримаса», 1910

arts-museum.ru / The Albertina Museum, Vienna

Выставке рисунков Густава Климта и Эгона Шиле присвоили возрастной ценз 18+. «Мы понимали, что можем иметь дело с публикой, которая впервые увидит искусство такого рода. Мы имели в виду некую напряженность в обществе. Мы все время думаем о том, как бы не ущемить чьи-то чувства: верующих, нервных или эмоциональных. И нам нужно было, не слишком расстраивая рассчитывающих на пуританство, тем не менее показать то, без чего невозможно показать искусство одинокого, страждущего, сложно воспринимающего жизнь художника», — рассказала Марина Лошак.


Эгон Шиле. «Художник Макс Оппенгеймер», 1910

arts-museum.ru / The Albertina Museum, Vienna

«Рисунки Климта и Шиле из Альбертины ждут во многих странах. В ближайшее время — в Англии и в Америке. Мы знаем также, что работы на бумаге не могут экспонироваться на свету ни слишком часто, ни слишком долго. И общий резерв времени для их публичного пребывания не безграничен. Три месяца из этого резерва отдали Москве. И это большая привилегия», — отметил куратор проекта Виталий Мишин.

Выставка «Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)» в Пушкинском музее продлится до 14 января 2018 года.

Э́гон Ши́ле (нем. Egon Schiele; 12 июня 1890(18900612), Тульн-на-Дунае - 31 октября 1918, Вена) - австрийский живописец и график, один из ярчайших представителей австрийского экспрессионизма .

Мать - чешка родом из южной Богемии, город Чески-Крумлов. Отец - ве́нец, служащий на железной дороге, умер от сифилиса в 1905 году. Юноша воспитывался в семье дяди, Леопольда Чихачека. В 1906 году он поступил в Венскую школу искусств и ремесел, затем перешёл в Академию изобразительного искусства. С 1907 года нашел наставника и покровителя в лице Густава Климта . В 1908 году состоялась первая выставка его работ в городке Клостернойбурге под Веной, где Шиле раньше учился в школе. В 1909 году Климт пригласил Шиле участвовать в выставке в Художественной галерее Вены, где его работы разместились в окружении как работ самого Климта, так и полотен Ван Гога , Эдварда Мунка и других художников.

В 1911 году подругой и моделью Шиле стала Валли Нойциль. Пара сбежала от венской богемной жизни в Чески-Крумлове, затем в городок Нойленгбах, где в 1912 году Шиле был арестован по обвинению в растлении несовершеннолетней. При обыске полиция обнаружила у него несколько десятков откровенных рисунков, которые были объявлены порнографическими. Художника приговорили к кратковременному тюремному заключению. Одним из покровителей Шиле был австрийский коллекционер Генрих Бенеш, отец будущего историка искусств Отто Бенеша.

В 1912-1916 годах Шиле широко и успешно участвовал в различных выставках. Его работы демонстрировались в Вене, Будапеште, Мюнхене, Праге, Гамбурге, Штутгарте, Цюрихе, Хагене, Дрездене, Берлине, Риме, Кёльне, Брюсселе, Париже. В 1917 году он вернулся в Вену. После смерти Климта весной 1918 года Шиле стал претендовать на роль крупнейшего художника Австрии.

Через три дня после смерти беременной жены Эдит он умер во время эпидемии испанки, унёсшей жизни миллионов людей в Европе.

В наследие художника входят около 300 картин и несколько тысяч рисунков. После смерти Шиле его экспозиции проходили и продолжают проходить в крупнейших музеях мира. О жизни Шиле написаны романы «Высокомерие» Джоаны Скотт (1990) и «Порнограф из Вены» Люиса Крофтса (2007). Милен Фармер в одной из своих самых известных песен «Je te rends ton amour» (1999) упоминает имя художника: «Je te rends ton amour/Redeviens les contours/De mon seul maître: Egon Shiele et…» (Я возвращаю твою любовь/Стану вновь контуром рисунка/Моего единственного учителя: Эгона Шиле и…).

Об Эгоне Шиле сняты художественные фильмы «Эгон Шиле - Скандал / Эгон Шиле - Эксцесс и наказание» (1981), в главных ролях Матьё Каррьер и Джейн Биркин, и «Эгон Шиле: Смерть и дева (нем.)русск.» (2016 год). В фильме Рауля Руиса «Климт» (2006) Эгона Шиле играет Николай Кински. Упоминается в 5 сезоне сериала «Бесстыжие».

Изображён на австрийской почтовой марке 1990 года.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →


В прошлые выходные был в Москве, сходил в ГМИИ им. Пушкина на выставки - два дня, две выставки. По времени можно было бы успеть и в один день, но интенсивность впечатлений такова, что лучше в два приема.

День первый - выставка Сутина в основном корпусе музея. Хаим Сутин, представитель "Парижской школы", такой мясной Модильяни. Собственно, они с Модильяни были дружны, так что влияние М на С очевидно. Но есть существенная разница: картины Модильяни это само спокойствие, его модели естественно неподвижны, в этом положении они могут пребывать вечность, время остановилось за ненадобностью. Совершенство достигнуто. В противовес этому картины Сутина это прежде всего движение. Он гениально мог изображать движение, поймать его. И выражение лица - очень точно ухваченный момент, запечатленная мимолетность.
Собственно, смотрите сами (фотки насобирал в сети, на выставке жестко следили за тем, чтобы никто не фотографировал):

Хаим Сутин "Большая шляпа"

Хаим Сутин "Невеста", 1923, 81х46 см

Хаим Сутин "Мальчик-хорист", 1928, 63,5х50 см

Хаим Сутин "Женщина, входящая в воду", около 1931. Холст, масло. 114×72.

Портреты у него интересны, да. Хотя первая фраза сопроводительного текста к выставке очень показательна: юный Хаим Сутин, живя еще в белорусском местечке, нарисовал портрет старого еврея, за что был побит. Прямо скажем - неудивительно. В его портретах сочетаются наблюдательность и отталкивающая карикатурность. Как сказал В.П., с которым мы были на этой выставке, "как жаль, что при таком умении уловить движение и изобразить выражение лица он так и не научился нормально рисовать". Суждение, возможно, слишком жесткое, но... Портреты у него интересны, хотя в любом изображенном проглядывает местечковый еврей, даже если он изображает французов; а вот натюрморты и пейзажи глубоко вторичны.

В общем, любопытно, но не та выставка, которую будешь потом вспоминать.

День второй - выставка рисунков Климта и Шиле в корпусе западноевропейского искусства XIX-XX веков. Вот это - действительно событие! Большая экспозиция из музея Альбертины в Вене.

Начнем с рисунков Густава Климта :

Густав Климт "Лежащая обнаженная" 1886/87 (этюд к росписи "Алтарь Диониса")

К сожалению, рисунков такого качества на выставке всего три - вот еще два этюда к другим росписям:

Остальные выставленные рисунки Климта - совсем уж почеркушки:

Все-таки Климт живописец, не рисовальщик. Смотреть его рисунки можно, но, как бы это сказать... Вот, к примеру, Гленн Гульд, когда играет Баха или Моцарта, что-то мурлычет себе под нос (на записях это слышно). Наверное, это помогает ему играть, и, возможно, музыковед или другой пианист может что-то извлечь из этого - но эти звуки, это мурлыканье во время исполнения что-то заведомо второстепенное, подпорки, леса, но не само произведение. Вот так и рисунки Климта - да, это этюды для его замечательных картин, но лучше смотреть картины, а не эти заготовки к ним.

В отличие от Климта Эгон Шиле прежде всего рисовальщик - любая его почеркушка создается как самодостаточное произведение. В википедии выложено очень много качественных репродукций его работ, так что большинство картинок ниже оттуда.

Эгон Шиле "Портрет певицы Моа", 1911

Большинство работ будет без названия - оно не добавит ничего к изображенному.

Два портрета Артура Ресслера от 1910 г.

Эгон Шиле "Портрет Эдит Шиле", 1915 г. (это его жена)

Эгон Шиле "Автопортрет, гримаса"

А на этой работе 1915 года он явно изобразил себя с женой

Эгон Шиле "Художник Макс Оппенгеймер", 1910 г.


Давно пора прерваться, но так и хочется запихнуть в пост едва ли не все виденные на выставке рисунки. Слава богу, у меня с собой были очки для чтения - было страшно интересно рассматривать линию, которой нарисован рисунок. Твердая, решительная, исключительно выразительная. Если вернетесь к рисункам Климта и посмотрите, как они нарисованы - линия там никакая, не ей нарисовано. А Шиле мог одной только линией мог сделать яркий рисунок - экспрессионист! Когда же брался за цвет, то цвет оказывался непредсказуемым - как же я удивился, увидев, что обнаженное женское тело изображено с использованием всего двух цветов - ярко-малинового и изумрудно-зеленого!

На репродукциях, кстати, это не видно - рисунки Шиле надо смотреть вживую и еще примерно полтора месяца в Москве есть такая возможность. Маленький хинт: если в выходные придти часов в 12, то очередь небольшая, всего человек тридцать. А вот часам к трем очередь выстраивается весьма внушительная.

В общем, эта выставка - событие, которое запомнится надолго. Я вообще люблю рисунки, а тут столько и такие крутые!

PS.
После выставки Климта и Шиле прошелся по основной экспозиции галереи. Прямо скажем, лучше этого не делать - впечатление от выставки было так сильно, что даже любимые мною импрессионисты совершенно не смотрелись. Зато обратил внимание вот на что: с точки зрения экспозиции, венского искусства вообще не существует. Сплошная Франция! В отдельном тупичке обнаружилось по одной картине Мунка, Бёклина, Кислинга, даже Уистлер нашелся (хотя он скорее импрессионист) - символизм и экспрессионизм в коллекции музея практически отсутствуют. Не обращал на это внимания раньше.

Рисунки из музея Альбертина (Вена)». В галерею искусства стран Европы и Америки XIX - XX веков привезли 47 рисунков и гравюр Климта и почти столько же Шиле - 49. Это не первый приезд их графики в Пушкинский музей, но впервые - столь объемный. Проект приурочен к объявленному в 2017-м Году туризма Россия - Австрия.

По словам кураторов, выставка проходит на фоне агрессии, давно нарастающей в некоторой части общества, от искусства далекой, но считающей себя вправе оскорбляться. Однако по набору работ этот показ - при всем эротизме некоторых рисунков - вышел вполне невинным, и то, что здесь нет жестких, переходящих грань приличий вещей Шиле, выставку не обеднило. От Климта тут и эскизы к картинам (включая хрестоматийный «Бетховенский фриз»), и рисунок обложки журнала Ver Sacrum («Весна Священная»), и самостоятельная графика - неизменно дышащие томностью и какою-то универсальной привлекательностью портреты. За Шиле, кроме портретов с фирменными «издерганными» линиями, тут отвечают рисунки, сделанные в темнице - собственно тюрьма и натюрморт с философическим названием «Мой путь пролегает над бездной». В 1912 году рисовавший юных особ в разнообразных фривольных ракурсах художник, возмутитель спокойствия 24 дня провел в заключении. Помимо эротических рисунков, представлены портреты его друзей и покровителей, в частности, Генриха Бенеша (который коллекционировал произведения Шиле), отца знаменитого историка искусства Отто Бенеша (он будет писать и о Шиле тоже).

Художники разных поколений, Климт и Шиле были ниспровергателями традиций на фоне fin de siecle и эпохи психоанализа. В смысле маршрутов искусства они встретились в пору модерна и символизма, к которой Климт - если говорить о графике - пришел от академических рисунков (их сейчас тоже показывают), когда линия стала служить ему не для изображения, а для обобщения образа. Шиле же, напротив, из этой эпохи ушел в экспрессионизм, овладев линией нервной, угловатой, прерывающейся. Он не столько обобщает формы, сколько утрирует и заостряет, стремится не к недосказанности, а к гипервыразительности, отчего и с автопортретов мастера, и с некоторых других работ на нас «выпрыгивают» гримасы. К своим героям он подчас бывал беспощаден: линии, которыми он прорабатывает тела моделей, часто напоминают хирургические нитки, будто эти тела разорваны и заново сшиты.

По словам куратора нынешнего показа с российской стороны Виталия Мишина, когда в 1973 году в ГМИИ впервые прошла выставка «Шедевры рисунка из музея Альбертина», на ней было всего три рисунка Климта и два Шиле. Некоторые из них снова привезли в Москву. Кураторы составили графическую историю, в которой рассказывают, как из общих корней (климтовская модерновая линеарность поначалу оказала большое влияние на Шиле) и формальных мотивов темпераменты художников создавали в итоге едва ли не противоположные по духу вещи.

Как рисовальщик Шиле по сравнению с Климтом ушел далеко вперед. Enfant terrible своего времени, Шиле технически виртуознее и разнообразнее - взять хотя бы рисунок с тремя уличными сорванцами, которых художник наделил разом и кукольными глазами, и старческими узловатыми пальцами. Варьируя толщину линии, силу нажима карандаша, он не просто оставил выразительные образы, но рисунок, где настроение художника в конкретный момент, энергия руки становились частью произведения.

Климту, одному из создателей Венского сецессиона, автору портретов весьма респектабельных особ, виделись идеально плавные контуры, будто все его модели - что, например, Фридерика Мария Беер (эскиз к живописному портрету, который хранится в Тель-Авивском музее изобразительных искусств), что «Юриспруденция» (эскизы к картинам для актового зала Венского университета, чьи оригиналы были уничтожены нацистами, и сейчас об этих композициях можно судить только по черно-белым снимкам и эскизам) - немного родственники. Климт искал красоты, Шиле - хара ктерности.

Изображение: Эгон Шиле / The Albertina Museum, Vienna

Эгон Шиле (1890-1918) начинал творческий путь, оказавшийся, увы, весьма кратким - художник умер от испанки, на несколько дней пережив беременную жену, в 28 лет - также традиционно. В Пушкинский привезли два ранних рисунка, на одном - прилежно нарисованный бюстик Вольтера, на втором - «Автопортрет» 1906 года: на нас скромно взирает эдакий отличник, которому, кажется, только что вытерли нос. Когда вы входите в зал - а развеска сейчас очень значима, тот случай, когда она и показывает путь, и расставляет акценты, и позволяет работам вступить в диалог, - эти два ученических, по сути, опуса оказываются сперва за спиной. Тем сильнее удивление, когда вы их обнаруживаете. Поскольку тут же его «фирменные» автопортреты. гримасничающие, с непонятным страданием, то прошитые теми самыми «хирургическими швами», то - другой, рядом - весьма подробный анатомически, но с белыми глазницами, и вдобавок обведенный жирной линией белил, как будто судорожная экспрессия позы с выставленными в стороны локтями скована камнем навсегда. Запечатана.

Нарциссизм Шиле, зацикленный на сексуальности, вероятно, был отражением страхов автора. Беззащитность и одиночество - мотивы, сквозящие во многих шилевских работах. Угловатость его фигур нередко довершается «обрывочностью» - словно у античных статуй с отколотыми конечностями, Шиле оставляет отрубленными ноги или руки. Возможно, в каком-то смысле их можно считать памятниками современности.

Климт и Шиле умерли в один год - это был зловещий 1918-й. Выставка в Пушкинском - первая из череды проектов будущего года, хотя, конечно, работы этих авторов востребованы всегда. Венская Альбертина, в чьем собрании находится 170 климтовских рисунков и 140 Шиле (а кроме того, 40 числящихся на долговременном хранении работ), как рассказал австрийский куратор нынешнего проекта Кристоф Мецгер, отправит выставки, подобные той, что сейчас демонстрируется в ГМИИ, в Бостон и Лондон.