Образы в рассказе В. Распутина «В ту же землю

Тема: В. Г. Распутин. Жизнь и творчество.

Цель: знакомство с жизнью и творчеством В. Г. Распутина

Образовательные: Познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества. Познакомить учащихся с историей создания рассказа.

Развивающие: развивать умения художественного восприятия, истолкования эпизодов литературного произведения, его художественных деталей; навыки публичного выступления и аналитического слушания учебного материала; культуру речи, память, мышление, творческие способности;умения художественного восприятия, художественного истолкования эпизодов литературного произведения, его художественных деталей; способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей обучающихся, навыков работы с текстовым материалом; формировать самостоятельность и креативность мышления в условиях индивидуальной и парной работы.

Воспитательные: Раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина. Воспитать в детях такие чувства, как доброта, милосердие, бережное отношение к окружающим.

Тип урока: изучение нового материала.

Методическая цель:

1. Методика организации и проведения урока изучения нового материала в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).

Методы и приемы: наглядный, словесный, работа с текстом, с книгой, создание проблемной ситуации, слово преподавателя, исследовательский , частично-поисковый, аналитическое чтение, эвристический.

Технологические приемы: мозговая атака (мозговой штурм), метод «ИНСЕРТ», кластер, таблица «ЗХУ», «Чтение с остановками», синквейн.

Форма работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Межпредметные связи: история, русский язык

Наглядные пособия и технические средства: учебная доска, дидактический материал, презентация.

Оборудование: текст рассказа «Уроки французского», листы бумаги, фломастеры (по два разноцветных на группу), листы бумаги для кластеров.

План урока:

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

1) Стадия- Вызов.

2) Стадия Осмысления

а) Литературно-критическая деятельность учащихся

б) Анализ смысла названия рассказа «Уроки французского» Работа с кластером.

в) Работа с текстом. Чтение с остановками.

III. Стадия- Рефлексии Составление синквейна.

IV. Домашнее задание

V. Подведение итогов урока

Ход урока:

Для проведения занятия необходимо сформировать рабочие группы. Желательно не более пяти рабочих групп по четыре-пять человек.

I Организационный момент

Психологический настрой.

Составление плана урока.

II. Изучение нового материала

Для записи темы нового урока место должно быть оставлено, т.к. тему нового урока обучающиеся узнают немного позже.

1) Стадия Вызов

Перед вами портрет человека. Опираясь на ключевые слова, дайте предположения о жизни этого человека.

Война

Сибирь

Детство

Иркутский государственный университет

Добро

Нравственность

Задание: запишите в тетрадь свои предположения, озвучьте результат своей работы и прикрепите на доску. Время на выполнение этого задания 3-5 минут. Время выступления-2-3 мин.

В чем-то вы оказались правы, в чем-то не совсем. Возвращаемся к предположениям и анализируем их.

Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем говорить не только и не столько о литературе, а обратимся к нравственным проблемам, которые были актуальны во все времена и останутся такими до тех пор, пока будет существовать род людской. Эпиграфом урока я предлагаю взять слова Л.Н. Толстого:
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях».

Творчество В.Г.Распутина. (слайды)

2) Фаза Осмысления. Метод «ИНСЕРТ».

а) Работа с информацией.

Детские годы. В.Г.Распутин родился в 1937 году в Сибири. Детские годы будущего писателя пришлись на трудные военные и послевоенные годы. Детство в глухой сибирской деревне Усть-Уда было безрадостным. Ребятишки были лишены всех маленьких радостей и удовольствий, доступных современным детям. Особенно плохо было с питанием. Денег не было. Питались тем, что удавалось запасти летом: картошкой, грибами, хлебом. Часто до весны этих запасов не хватало. Тогда начинали есть, что придётся: глазки проросшей картошки, ростки молодой травы, какие-нибудь съедобные корешки. Одежду матери перешивали из обносков одежды взрослых, обувь тоже донашивали чужую, а летом обходились и без неё. Не было учебников, тетрадей, ручек, но было жадное желание учиться, желание постичь этот огромный мир во всех его проявлениях. Учиться, во что бы то ни стало.

Творчество . Окончил школу, потом Иркутский государственный университет, работал журналистом, уже в первых сборниках повестей и рассказов стремился создать обобщённый образ молодого человека 60-х годов, участника великих сибирских строек. Известность приходит к писателю с публикацией повести «Деньги для Марии». Появление каждой из последующих повестей: «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» - становится событием в литературной жизни страны. За повесть «Живи и помни» писатель удостоен Государственной премии. В. Распутин живёт в Иркутске и продолжает писать.

2. Работа с текстом

Задание: выпишите из текста словосочетания, характеризующие особенности творчества писателя

Обучающиеся работают индивидуально, выписывают словосочетания:

а) Слово учителя.

Сибирь – родина писателя. Глухая деревушка Усть-Уда в Иркутской области. Садов нет, так как деревья вымерзают от холода. В рассказе мы столкнёмся с тем, что герой никогда не видел яблок. В 1973 году появляется в печати один из лучших рассказов Распутина – «Уроки французского», посвящённый Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга Александра Вампилова, проработавшей много лет в школе.

Прототип - первоначальный образец, человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ.

Кому посвящает Распутин свой рассказ? Кто является прототипом учительницы французского?

Итак, рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое, посвящено Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери друга А.Вампилова, но прототипом учительницы французского стала настоящая учительница Лидия Михайловна Молокова.

. Сам писатель выделяет этот рассказ среди своих произведений. Действительно, рассказ «Уроки французского» в немалой степени автобиографичен.

Давайте вспомним, какие произведения называют автобиографичными? (автобиографичными называют те произведения, в которых автор использовал как материал события из своей личной жизни).

Автобиография - последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.

    Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения.

И пользуясь положением писателя, Распутин постарался рассказать нам о том, что он пережил в те годы.

Рассказ учителя о времени и месте действия

А теперь представьте себе трудное послевоенное время. Везде разруха, голод, неустроенность. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. 1948 год. Сибирь. Маленький герой рассказа «Уроки французского» 11-летний мальчик сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода. Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за свое существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Лишь молоденькой учительнице удалось обмануть его бдительность, проигрывая ему небольшие деньги в азартные и запрещенные в послевоенной школе игры. Учительница за этот поступок была с позором изгнана из школы, напомнив мальчику о последнем уроке доброты посылкой с яблоками, которых он никогда не видел.

Война! Это страшно. А как детское сердечко сжималось от потерь, боли, страдания, страха! И как важно было после этих страшных лет ощутить тепло, сердечность, доброту.
Во все времена эти понятия остаются неизменны. Они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что нашли свое отражение в народной мудрости.

Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. Вот и сегодня мы попытаемся понять, как входит доброта в нашу жизнь.

2. Работа с кластером

Что заставило В. Распутина написать рассказ «Уроки французского»?
Почему статью назвали «Уроки доброты»?
Какие ассоциации появляются у вас, когда вы слышите слово «доброта»?

Доброта Щедрость Бескорыстие Отзывчивость Расположение к людям.

На основе сделанных записей расскажите, как вы понимаете значение слова «доброта»?

Вывод: доброта – это качество характера человека, проявляющаяся в стремлении делать добро, отзывчивости, расположении к людям. Настоящая доброта бескорыстна

Знакомство с кратким содержанием текста

в) Работа с текстом. Чтение с остановками (вопрос – остановка – обсуждение - вопрос).

▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?

Что было неожиданным?

▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Как бы вы закончили его?

▪ Что будет с героем после событий рассказ

«Образы, имеющие в рассказе символическое значение».

Рефлексия.

Вернитесь к тому, что вы знали до прочтения текста

Какие знания подтвердились?

Какие не подтвердились?

Синквейн

Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.

Домашнее задание: Напишите эссе на тему: «Доброта»

Биография писателя

Валентин Григорьевич Распутин

15.03.1937 - 14.03.2015

Русский писатель, публицист, общественный деятель, действительный член Академии российской словесности, почётный профессор Красноярского педагогического университета им. В. П. Астафьева, почётный гражданин города Иркутска, почётный гражданин Иркутской области. Автор многих статей, посвященных литературе, искусству, экологии, сохранению русской культуры, сохранению озера Байкал. Повести, рассказы, очерки и статьи В.Г. Распутина переведены на 40 языков мира. Многие произведения поставлены в театрах страны, экранизированы.

Наиболее известные произведения : повести «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976), «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003),; рассказы «Встреча» (1965), «Рудольфио» (1966), «Василий и Василиса» (1967), «Уроки французского» (1973), «Век живи - век люби» (1981), «Наташа» (1981), «Что передать вороне?» (1981); книга очерков «Сибирь, Сибирь…» (1991).

В. Г. Распутин родился 15 марта 1937 г. в п. Усть-Уда. Мать - Нина Ивановна Чернова, отец - Григорий Никитич Распутин. Сохранилось здание поликлиники, в котором родился будущий писатель. При затоплении оно было разобрано и перенесено в новый поселок Усть-Уда. В 1939 г. родители переехали поближе к родственникам отца, в Аталанку. Бабушка писателя по отцу - Мария Герасимовна (в девичестве Вологжина), дед - Никита Яковлевич Распутин. По матери бабушку и дедушку мальчик не знал, мать была сиротой.

С 1 по 4 класс Валентин Распутин учился в Аталанской начальной школе. С 1948 по 1954 годы - в Усть-Удинской средней школе. Получил аттестат зрелости с одними пятёрками, серебряную медаль. В 1954 г. стал студентом историко-филологического факультета Иркутского государственного университета. 30 марта 1957 г. в газете «Советская молодёжь» появилась первая заметка Валентина Распутина «Скучать совсем некогда» о сборе металлолома учениками школы № 46 г. Иркутска. После окончания университета В. Г. Распутин остался штатным сотрудником газеты «Советская молодёжь». В 1961 г. женился. Его женой стала Светлана Ивановна Молчанова, студентка физико-математического факультета ИГУ, старшая дочь известного писателя И. И. Молчанова-Сибирского.

Осенью 1962 г. В. Г. Распутин с женой и сыном уезжает в Красноярск. Работает сначала в газете «Красноярский рабочий», затем в газете «Красноряский комсомолец». В Красноярске написаны яркие, эмоциональные очерки В. Г. Распутина, отличающиеся авторским стилем. Благодаря этим очеркам молодой журналист получил приглашение на Читинский семинар молодых писателей Сибири и Дальнего Востока (осень 1965 г.). Писатель В. А. Чивилихин отметил художественный талант начинающего писателя. В следующие два года вышли в свет три книги Валентина Распутина «Костровые новых городов» (Красноярск, 1966), «Край возле самого неба» (Иркутск, 1966), «Человек с этого света» (Красноярск, 1967).

В 1966 г. В. Г. Распутин ушёл из редакции газеты «Красноярский комсомолец» и переехал в Иркутск. В 1967 г. был принят в Союз писателей СССР. В 1969 г. избран членом бюро Иркутской писательской организации. В 1978 г. вошёл в редколлегию серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства. В 1990-1993 гг. являлся составителем газеты «Литературный Иркутск». По инициативе писателя с 1995 г. в Иркутске и с 1997 г. в Иркутской области проходят Дни русской духовности и культуры «Сияние России», Литературные вечера «Этим летом в Иркутске». В 2009 г. В. Г. Распутин участвовал в съемках фильма «Река жизни» (реж. С. Мирошниченко), посвященного затоплению деревень при пуске Братской и Богучанской ГЭС.

Писатель умер в Москве 14 марта 2015 г. Похоронен 19 марта 2015 г. в некрополе Знаменского монастыря (Иркутск).

Валентин Григорьевич Распутин награжден Государственной премией СССР 1977 г. в области литературы, искусства и архитектуры за повесть «Живи и помни», Государственной премией СССР 1987 года в области литературы и архитектуры за повесть «Пожар», Государственной премией РФ в области литературы и искусства 2012 г., Премией Иркутского ОК ВЛКСМ им. И. Уткина (1968), Почётной грамотой Советского комитета защиты мира и Советского фонда мира (1983), Премиями журнала «Наш современник» (1974, 1985, 1988), Премией им. Льва Толстого (1992), Премией им. Святителя Иннокентия Иркутского (1995), Премией «Москва-Пенне» (1996), Премией Александра Солженицына (2000), Литературной премией им. Ф. М. Достоевского (2001), Премией им. Александра Невского «России верные сыны» (2004), Премией «Лучший зарубежный роман. XXI век» (Китай) (2005), Литературной премией им. С. Аксакова (2005), Премией Международного фонда единства православных народов (2011), Премией «Ясная Поляна» (2012). Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот» (1987). Другие государственные награды писателя: орден «Знак Почёта» (1971), орден Трудового Красного Знамени (1981), орден Ленина (1984), орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2002), орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2008).

    15 марта. Родился в крестьянской семье Григория Никитича (1913 г. рождения) и Нины Ивановны Распутиных в посёлке Усть-Уда Усть-Удинского района Иркутской области. Детские годы прошли в селе Аталанка Усть-Удинского района.

    Время учёбы в Аталанской начальной школе.

    Время учёбы в 5-10-х классах Усть-Удинской средней школы.

    Учёба на историко-филологическом факультете Иркутского государственного университета им. А. А. Жданова.

    Март. Начало работы внештатным корреспондентом газеты «Советская молодежь».

    Январь. Принят в штат редакции газеты «Советская молодёжь» на должность библиотекаря.
    Продолжает работу в газете «Советская молодёжь». Публикуется под псевдонимом В. Каирский.

    Январь-март . В первом номере альманаха «Ангара» напечатан первый рассказ «Я забыл спросить у Алёшки…» (в поздних редакциях «Я забыл спросить у Лёшки...»).
    Август. Уволился из редакции газеты «Советская молодёжь» и поступил на должность редактора литературно-драматических передач Иркутской студии телевидения.
    21 ноября. Рождение сына Сергея.

    Июль. Уволен с Иркутской студии телевидения вместе с С. Иоффе за передачу о судьбе сибирского писателя П. Петрова. Восстановлен при вмешательстве Л. Шинкарева, но работать на студии не стал.
    Август . Отъезд в Красноярск вместе с женой Светланой Ивановной Распутиной. Принят на работу литературным сотрудником газеты «Красноярский рабочий».

    Февраль. Перешел на должность спецкора в редакцию газеты «Красноярский комсомолец».

    Сентябрь. Участие в Читинском зональном семинаре начинающих писателей, встреча с В. А. Чивилихиным, отметившим талант начинающего автора.

    Март. Ушёл из редакции газеты «Красноярский комсомолец» на профессиональную литературную работу.
    Возвратился с семьёй в Иркутск.
    В Иркутске, в Восточно-Сибирском книжном издательстве, опубликована книга очерков и рассказов «Край возле самого неба».

    Май. Принят в Союз писателей СССР.
    Июль-август. В альманахе «Ангара» № 4 впервые опубликована повесть «Деньги для Марии».
    В Красноярском книжном издательстве вышла книга рассказов «Человек с этого света».

    Избран в редколлегию альманаха «Ангара» (г. Иркутск) (с 1971 г. альманах носит заглавие «Сибирь»).
    Избран членом бюро Иркутской писательской организации.
    Иркутская студия телевидения показала спектакль «Деньги для Марии» по одноимённой повести В. Распутина.

    24-27 марта. Делегат III съезда писателей РСФСР.
    Июль-август. В журнале «Наш современник» № 7-8 появилась первая публикация повести «Последний срок».
    Избран в состав ревизионной комиссии Союза писателей РСФСР.
    Состоялась поездка во Фрунзе в составе клуба советско-болгарской молодёжной творческой интеллигенции.

    Май. Совершил поездку в Болгарию в составе клуба советско-болгарской молодёжной творческой интеллигенции.
    8 мая. Родилась дочь Мария.

    В журнале «Наш современник» № 10-11 впервые напечатана повесть «Живи и помни».
    Умер отец писателя Григорий Никитич.

    Член редколлегии газеты «Литературная Россия».

    Май. Совершил поездку в Венгерскую Народную Республику в составе делегации Союза писателя СССР.
    15-18 декабря. Делегат IV съезда писателей РСФСР.

    21-25 июня. Делегат VI съезда писателей СССР.
    Избран в состав Ревизионной комиссии Союза писателей СССР.
    Июль. Поездка в Финляндию с прозаиком В. Крупиным.
    Сентябрь. Поездка в Федеративную Республику Германии совместно с Ю. Трифоновым на книжную ярмарку во Франкфурте-на-Майне.
    Впервые напечатана повесть «Прощание с Матёрой» в журнале «Наш современник» № 10-11.

    Сентябрь. Участие в работе первой всемирной выставки-ярмарки книг (г. Москва).
    Избран депутатом Иркутского областного Совета народных депутатов шестнадцатого созыва.
    Московский театр им. М. Н. Ермоловой поставил спектакль «Деньги для Марии» по одноименной повести.
    МХАТ поставил спектакль «Последний срок» по пьесе В. Распутина.

    Март. Совершил поездку в ГДР по приглашению издательства «Фольк унд Вельт».
    На экраны страны вышел телевизионный фильм «Уроки французского» режиссера Е. Ташкова.
    Издательство ВААП (г. Москва) выпустило пьесу «Деньги для Марии».
    Октябрь. Поездка в Чехословакию в составе делегации Союза писателей СССР.
    Декабрь. Поездка в Западный Берлин с творческими целями.

    Март. Совершил поездку во Францию в составе делегации ВЛАП.
    Октябрь-ноябрь. Поездка в Италию на «Дни Советского Союза» в Турине.
    Избран депутатом Иркутского областного Совета народных депутатов семнадцатого созыва.

    Декабрь. Делегат V съезда писателей РСФСР. Избран в состав правления СП РСФСР.

    30 июня-4 июля. Делегат VII съезда писателей СССР.
    Избран в состав правления СП СССР.
    Вышел на экраны художественный фильм режиссера И. Поплавской «Василий и Василиса».
    Участие в выездном заседании Совета по российской прозе Союза писателей РСФСР. Итоги работы и выступление В. Распутина опубликованы в журнале «Север» № 12.
    В альманахе «Сибирь» № 5 напечатан рассказ «Что передать вороне?».
    Вышел на экраны художественный фильм «Прощание» режиссеров Л. Шепитько и Э. Климова.

    1-3 июня. Делегат IV съезда Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (г. Новгород).

    Поездка в ФРГ на встречу, организованную клубом «Интерлит-82».
    Вышел документальный фильм Восточно- Сибирской студии «Иркутск с нами», снятый по сценарию В. Распутина.

В 1966. На Читинском семинаре молодых писателей Восточной Сибири и Дальнего Востока (1965) отмечен талант Распутина, он рекомендован в Союз писателей СССР. Большой успех у читателей получила первая повесть Распутина «Деньги для Марии». Критика отметила ее как переход Распутина от «таёжной романтики и поэтизации сильных характеров в их таинственном единстве с природой» к глубокому психологизму, который будет затем сопутствовать всему дальнейшему творчеству писателя. Распутин будет испытывать своих героев, подвергая их в каждой повести проверке совестью, деньгами, любовью к матери, верностью к дому и стране, отношением к миру и природе. Повесть «Последний срок» (1970) принесла Распутину всемирную известность. С начала 1970-х повести и рассказы Распутина выходят в многочисленных издательствах страны, переводятся на языки всех республик (ныне – «ближнего зарубежья»), выходят во многих европейских странах, в Японии, США. В 1977 за повесть «Живи и помни» Распутину присуждена Государственная премия СССР, в 1987 Государственная премия присуждена за повесть «Пожар». Распутин – член Правления Союза писателей СССР и РСФСР (с 1985), неоднократно избирался секретарём того и другого союзов, с 1994 – сопредседатель Правления Союза писателей России. В 1980-1990-е много работает в жанре публицистики, пишет очерки-размышления о судьбе заветных уголков Сибири. Его книга «Сибирь, Сибирь...» (1991), иллюстрированная снимками иркутянина Б. В. Дмитриева, стала тотчас же по выходе в свет библиографической редкостью. Избирался депутатом Верховного Совета СССР последнего созыва, был советником в Президентском совете при М. С. Горбачеве. Член редколлегий многих газет и журналов, входил в руководящие органы общественных движений, деятельность которых посвящена возрождению России. Инициатор и вдохновитель проведения в Иркутске ежегодных Дней русской духовности и культуры « » с 1994.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. 2011

Жил и работал в Иркутске и Москве. 12 марта 2015 был госпитализирован, находился в коме. Умер 14 марта 2015.

Общественно-политическая деятельность

С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Писатель занимает последовательную антилиберальную позицию, подписал, в частности, антиперестроечные письмо с осуждением журнала «Огонёк» («Правда», 18.01.1989), «Письмо писателей России» (1990 год|1990), «Слово к народу» (июль 1991), обращение 43-х «Остановить реформы смерти» (2001). Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная Распутиным в выступлении на I Съезде народных депутатов СССР фраза П. А. Столыпина: «Вам нужны великие потрясения. Нам нужна великая страна».

2 марта 1990 года в газете «Литературная Россия» опубликовано «Письмо писателей России», адресованное Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР и ЦК КПСС, где, в частности, говорилось:

«В последние годы под знаменами объявленной „демократизации“, строительства „правового государства“, под лозунгами борьбы с „фашизмом и расизмом“ в нашей стране разнуздались силы общественной дестабилизации, на передний край идеологической перестройки выдвинулись преемники откровенного расизма. Их прибежище - многомиллионные по тиражам периодические издания, теле- и радиоканалы, вещающие на всю страну. Происходит беспримерная во всей истории человечества массированная травля, шельмование и преследование представителей коренного населения страны, по существу объявляемого „вне закона“ с точки зрения того мифического „правового государства“, в котором, похоже, не будет места ни русскому, ни другим коренным народам России».

Распутин был среди 74 литераторов, подписавших это обращение.

В 1989-1990 - народный депутат СССР.

Летом 1989 на первом съезде народных депутатов СССР впервые высказал предложение о выходе России из СССР.

В 1990-1991 - член Президентского совета СССР при М. С. Горбачеве. Комментируя в позднейшей беседе с В. Бондаренко этот эпизод его жизни, В. Распутин заметил:

«Моё хождение во власть ничем не кончилось. Оно было совершенно напрасным. […] Со стыдом вспоминаю, зачем я туда пошел. Моё предчувствие меня обмануло. Мне казалось, что впереди еще годы борьбы, а оказалось, что до распада остались какие-то месяцы. Я был как бы бесплатным приложением, которому и говорить-то не давали».

В Иркутске Распутин содействует изданию газеты «Литературный Иркутск».

В 2007 Распутин выступил в поддержку Зюганова.

Семья

Отец - Григорий Никитич Распутин (1913–1974), мать - Нина Ивановна Распутина (1911–1995).

Супруга - Светлана Ивановна (1939–2012), дочь писателя Ивана Молчанова-Сибирского , родная сестра Евгении Ивановны Молчановой, супруги поэта Владимира Скифа. Умерла 1 мая 2012 в возрасте 72 лет.

Дочь - Мария Распутина (8 мая 1971 – 9 июля 2006), музыковед, органист, преподаватель Московской консерватории. Погибла 9 июля 2006 в результате авиакатастрофы , произошедшей в аэропорту , в возрасте 35-ти лет.

Сын - Сергей Распутин (1961), преподаватель английского языка.

Сочинения

Повести

  1. Деньги для Марии (1967)
  2. Последний срок (1970)
  3. Живи и помни (1974)
  4. Прощание с Матёрой (1976)
  5. Пожар (1985)
  6. Дочь Ивана, мать Ивана (2003)

Рассказы и очерки

  1. Я забыл спросить у Алёшки... (1965)
  2. Край возле самого неба (1966)
  3. Костровые новых городов (1966)
  4. Вверх и вниз по течению (1972)
  5. Уроки французского (1973)
  6. Век живи – век люби (1982)
  7. Сибирь, Сибирь (1991)
  8. Эти двадцать убийственных лет (в соавторстве с Виктором Кожемяко) (2013)

Экранизации

1969 - «Рудольфио», реж. Динара Асанова

1969 - «Рудольфио», реж. Валентин Куклев (студенческая работа во ВГИК) видео

1978 - «Уроки французского», реж. Евгений Ташков

1980 - «Прощание», реж. Лариса Шепитько b Элем Климов.

1980 - «Продаётся медвежья шкура», реж. Александр Итыгилов.

1981 - «Василий и Василиса», реж. Ирина Поплавская

2008 - «Живи и помни», реж. Александр Прошкин

Награды

Герой Социалистического Труда (1987), два ордена Ленина (1984, 1987), орден Трудового Красного Знамени (1981), орден Знак Почета (1971), орден За заслуги перед Отечеством III степени (8 марта 2007), орден За заслуги перед Отечеством IV степени (28 октября 2002). Лауреат (1977, 1987) международной премии имени Фёдора Достоевского, премии Александра Солженицына «за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни, в сращённости с русской природой и речью; душевность и целомудрие в воскрешении добрых начал », литературной премии имени Сергея Аксакова (2005). премии Правительства РФ (2010), Государственной премии России (2012). Почётный гражданин Иркутска (1986).

Память

Имя Валентина Распутина присвоено Научной библиотеке ИГУ .

В 2015 имя Валентина Распутина было присвоено Байкальскому международному фестивалю научно-популярных и документальных фильмов «Человек и Природа».

В 2015 имя Валентина Распутина присвоено школе №12 в г. (Иркутская область), в марте 2016 на фасаде здания школы установлена мемориальная доска в честь писателя.

19 марта 2015 имя Валентина Распутина присвоено средней школе № 5 в г. Урюпинске (Волгоградская область).

Приложение. Валентин Распутин. Биографический очерк

«Родился я в трехстах километрах от ,- рассказывает писатель,- в , что на . Так что я - коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал... Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, - ей забот, сколько помню, всегда хватало» (Вопросы литературы. 1976. №9).

Детство Распутина прошло в низовьях , в небольшой деревне Аталанке, которая впоследствии была перенесена на берег . С 1944 по 1948 учился в Аталанской начальной школе, с 1948 по 1954 в Усть-Удинской средней школе.

В 1954 поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета .

«В Москве откровенно говорят о том, что не знают, как поступить с Восточной Сибирью. Об этом говорилось на недавнем форуме в Иркутске. Похоже, что нас собираются передать каким-то государствам: продают карту наших полезных ископаемых, чтобы те знали, где и что у нас добывать. Это не сказки, это точно. Тысячи китайцев переходят сюда, селятся, работают, обживаются. В Благовещенске уже не знают, куда от них деваться. Перспективы очень безрадостные... Игры в справедливость, разговоры о правах человека... Какие права человека - здесь людей с родной земли, с родных могил гонят!»

Литература

  1. Русское Устье // Распутин В. Сибирь… Сибирь… : очерки. - М., 1991. - С.221-264
  2. Распутин В. На Индигирке, рядом с океаном // Розовая чайка . - 1991. - № 1. - С.195-201.
  3. Распутин В. Писатель и время : Сб. документ. прозы. - М., 1989. - С.4-50.
  4. Распутин В. Русское Устье: Из книги «Сибирь, Сибирь…» // Наш современник . - 1989. - № 5. - С.3-40.
  5. Валентин Распутин. Дочь Ивана, мать Ивана. Повесть // статья из журнала «Наш современник». - 2003. - № 11.
  6. Чупринин С. Русская литература сегодня. Новый путеводитель. - М., 2009.
  1. У нас - Поле Куликово, у них - «поле чудес» : Валентин Распутин в беседе с Виктором Кожемяко //

Журнал «Сибирь» № 357/2 (2015) полностью посвящён Валентину Распутину.

В создании национальной духовной культуры разных народов особая роль принадлежит художественной литературе и в первую очередь писателям, сознательно работающим в русле традиций русской классики, в произведениях которых можно обнаружить самые разнообразные связи с предшественниками.

Именно таким является современный писатель Валентин Григорьевич Распутин, широко известный в нашей стране и за рубежом. Он родился в 1937 году в посёлке Усть - Уда, расположенном на берегу Ангары, в трехстах километрах от Иркутска. Красота таежного края воспитала в будущем писателе нежную любовь к природе. После окончания сельской средней школы в 1954 году Распутин поступает в Иркутский университет на историко-филологическое отделение. К этому времени относится и начало его журналистской деятельности.

С начала 80-х годов Распутин видит свою главную задачу как писателя в борьбе за сохранение природы и духовное возрождение людей. Одна из его главных тем - тема памяти, тема сохранения нравственного опыта предыдущих поколений. Именно тему нравственности он раскрывает в своей повести Последний срок. С повестью Распутина в литературу возвратилось мистическое начало: проблемы жизни и смерти предстали в вечном, вневременном измерении. Это было поворотом к традициям русской классики XIX века. Творчество В.Распутина явило миру самые глубинные процессы, происходящие в стране, в обществе, в душах наших людей.

Красная книга русской жизни в повести Последний срок

Сюжет повести Распутина Последний срок очень простой. Умирает старуха Анна. По телеграмме сына Михаила съезжаются на похороны старшая дочь деревенская Варвара, средняя дочь городская Люся и сын Илья, потерявший своё лицо. Только младшая и любимая дочь старухи Анны Татьяна, или Таньчора, как её всегда называла мать, единственная из всех детей не приехала, и ни слуху о ней, ни духу. Обрадованная приездом детей, мать неожиданно для них ожила. Варвара, Илья и Люся, погостив три дня и, пожелав, матери ещё долго жить, покидают родительский дом, а ночью старуха умерла.

Центральный образ произведения давно созревал в творчестве В.Распутина. Прототипом старухи Анны была бабушка В.Распутина Мария Герасимовна. К её литературному воплощению, писатель готовился, тренировался с самых первых своих произведений. Черты старухи Анны угадываются уже в раннем, несамостоятельном рассказе -очерке И десять могил в тайге, в скорбном образе матери, которая четырнадцать раз рожала, и только двое...остались в живых. Краски к портрету отбирались тщательно, и их уместность, точность проверялись на эскизах; штрихи будущего образа мы находим в деталях, увиденных раньше и даже воплощённых во фразы, которые потом почти без изменения лягут в ткань повести: Старуха не боялась смерти, она знала, что от смерти не спастись. Она выполнила свой человеческий долг... Её род продолжается, и будет продолжаться - она в этой цепи была надёжным звеном, к которому прикреплялись другие звенья.. .Ночью старуха умерла.

Старуха Анна - образ старой русской женщины, помнящей ещё жизнь до революции, пережившей несколько войн, отдавшей им несколько своих детей, а им, детям, отдавшей всю себя. Отдавшей детям - значит, отдавшей миру, обществу, стране, - поэтому так близок нам этот образ.

Анна исчерпала свою жизнь и с легкой душой встречает смерть, о которой много раз думала...и знала её, как себя, - нет, ей не страшно умереть, всему своё место. Хватит, нажилась, насмотрелась. Больше тратить в себе ей нечего, вся истратилась - пусто. Изжилась до самого донышка, выкипела до последней капельки.

Она только и знала: ребятишки, которых надо было накормить, напоить, обстирать, загодя наготовить, чтобы было чем напоить, накормить их завтра. Оглянувшись сейчас на эти годы со своего смертного порога, она не находит между ними большой разницы - все они, подгоняя друг друга, прошли одинаково в спешке: по десять раз на дню старуха задирала в небо голову, чтобы посмотреть, где солнце, и спохватывалась - уже высоко, уже низко, а она всё ещё не управилась с делами. Всегда одно и то же: теребили ребятишки, кричала скотина, ждал огород, а ещё работа в поле, в лесу, в колхозе - вечная круговерть, в которой ей некогда было вздохнуть и оглядеться по сторонам, задержать в глазах и душе красоту земли и неба. Скорей, скорей, - подгоняла она себя, набрасываясь то на одно дело, то на другое, а им, сколько ни делай, не видно было ни конца, ни края....

Отдав всю свою жизнь детям, истратив на них все силы и не имея теперь возможности даже встать с постели, старуха больше всего переживает, что стала обузой Михаилу и его семье. Выхватив из дальних девических лет воспоминание о молодой, яркой, красивой природе и пожалев на мгновение, что красота эта остаётся без неё, она тут же и пристыдила себя: хороша бы она была, если бы хотела, чтобы все на свете старело и умирало вместе с ней. Прикованная к постели, ожидая своего смертного часа, в отпущенные ей последние минуты она тревожится о своей подружке Миронихе - Не с ей ли че доспелось. Одна ить, как перст.

Труд во всех произведениях В.Распутина есть дело жизненно необходимое, вопрос номер один, что, даже прощаясь с жизнью, старуха Анна спорит...с Миронихой больше от обиды, почти ревности: вот Мирониха в состоянии ходить за коровой, а она нет. Привыкшие всем миром встречать и беду, и праздник, на личном опыте убедившиеся в эффективности коллективного труда, познавшие цену взаимовыручки и добрососедства, герои Последнего срока не отгораживают своей души от чужого несчастья.

Размышляя об умирающей матери, Михаил говорит: Отца у нас нет, а теперь мать переедет, и все, и одни. Не маленькие, а одни. Скажем, от нашей матери давно уж никакого толку, а считалось: первая её очередь, потом наша. Вроде загораживала нас, можно было не бояться. А теперь живи и думай... Вроде как на голое место вышел, и тебя кругом видать. Но мать не только загораживала их, она ещё и сохраняла семью.

Смерть такая же героиня книги, как Анна. Она смотрит в лицо, слушает их простые завещания, оглядывает их жизнь и принимает их бережно с материнской любовью.

Семью в повести Последний срок мы застаём на грани окончательного распада. Вернее, она уже и сегодня распалась. Из многочисленных детей старухи Анны навещает её только Варвара, -когда картошки или ещё чего надо, а остальных - будто и на свете нету.

Собираются они, - и то не все, - у смертного одра матери. И в том, что единственной темой для разговора остались у них воспоминания детства, и в том, как братья тщетно пытаются восстановить контакт через бутылку, а сестры, успокаивая собственную совесть, упрекают друг друга в душевной черствости. Семьи давно нет, единственное, что её как - то ещё скрепляет, - это мать. Но вот умрет старуха Анна, - и не собрать их больше вместе.

А ещё страшнее то, что к матери детей собрала не любовь, не желание проводить её в последний путь, а боязнь того, что их осудят так же, как они осуждают Таньчору, самую любимую дочь старухи Анны, так и не приехавшей к умирающей матери. Есть что-то трогательное в том, как терпеливо, но и упрямо ждет Анна свою младшую, самую любимую дочь. Не хватает только Татьяны; Таньчора, - с мольбой выговорила старуха; Вот Татьяна и теперь не едет... Она... то во сне её увидит, то ещё как...; И вот Таньчора уехала, так и сгинула. Проститься с этой наземной дочерью, без встречи с ней - хотя бы мысленно - она не может.

За короткий срок обнажается нравственная суть четырёх взрослых людей, которую вряд ли можно назвать здоровой.

Валентин Распутин в повести Последний срок писал Красную книгу русской жизни. Красная книга Распутина горяча и тревожна, и болит в сердце, но есть боль к смерти, а есть - к исцелению. Перед писателем, как ни перед кем другим, открылась душа русского человека. Автор не усложняет, искусственно не завязывает жизнь, он пытается развязать её узлы, вывести своего героя из лабиринта.

Тема памяти в произведении Живи и помни

С наибольшей остротой нравственные проблемы поставлены писателем в его повести Живи и помни. Произведение написано со свойственным автору глубоким знанием народной жизни, психологии простого человека. Автор ставит своих героев в сложную ситуацию. Молодой парень Андрей Гуськов честно воевал почти до самого конца войны. Среди разведчиков считался надежным товарищем, его брали с собой в пару, чтобы подстраховывать друг друга, самые отчаянные ребята. Воевал, как все - не лучше и не хуже. Солдаты ценили его за силу-коренастый, жилистый, крепкий. Жизнь на войне была временам очень тяжёлой, но никто не жаловался, потому что всем доставалось поровну. И столько они, кто дрался, с первых дней войны, вынесли и выдержали, что хотелось верить: должно же для них выйти особое, судьбой данное помилование, должна же смерть от них отступиться, раз они сумели до сих пор от неё уберечься.

Большая и малая родина в Прощании с Матерой

Герои прозы В.Распутина - простые люди из деревни, всеми корнями связанные с родной землёй, естественные в своей житейской мудрости и неизменно порядочные в своих жизненных представлениях. Так, в повести Прощание с Матерой выведен замечательный образ старухи Дарьи, у которой чувство рода, ответственности перед предками обострено до предела. Повесть построена так, что мы постепенно входим в пространство Матёры, и в ее историю, что позволяет не только привыкнуть ко времени и месту действия, но и сродниться с ними. Первая глава посвящена острову и деревне. Это как бы взгляд с высоты птичьего полета, некий общий портрет. Во второй главе мы знакомимся с главной героиней произведения, "самой старой из старух" Дарьей, и с прочими обитателями острова, причем, знакомимся не поверхностно, а сразу погружаясь в их быт, заботы, судьбы. Начинаем догадываться, как они жили, видим, каковы они и что для них ценно. Здесь начинается в повествовании то теснейшее переплетение их жизней и судьбы Матёры, которое будет прослеживаться, углубляться на протяжении всего произведения. Сидя за самоваром, старухи говорят, конечно, в первую очередь о предстоящих переменах - и не видят в них ничего доброго. Настасья откровенно тоскует: "Я там в одну неделю с тоски помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!" Симе, которая недавно на острове, и того хуже: "У Симы не было собственности, не было родственников, и ей оставалась одна дорога - в Дом престарелых". Дарья крепится: не тот у нее характер, чтоб выплескивать чувства наружу. Влияние Дарьи на односельчан велико и заслуженно.

"Старуха Дарья, высокая и поджарая..."; у нее "строгое бескровное лицо с провалившимися щеками"; "Несмотря на годы, была старуха Дарья пока на своих ногах, владела руками, справляя посильную и все-таки немаленькую работу по хозяйству. Теперь вот сын с невесткой на новоселье наезжают раз в неделю, а то и реже, и весь двор, весь огород на ней, а во дворе корова, телка, бычок с зимнего отела, поросенок, курица, собака".

Все в ее хозяйстве прочно и слаженно, прибрано и ухожено. И затевалось надолго, и продолжается без колебаний, по заведенному порядку. Матёра приучила людей к неторопливой деловитости, к труду, связывающему прошлое и будущее в узел настоящего. Но прежде сами люди возделали эту землю, обжили ее, обиходили. Матёринцы давно уже стали одним целым, и потому особенно остро воспринимается начинающееся несоответствие настроя матёринцев и природы, которая еще не знает о предстоящей беде, а если и догадывается, то единственное, чем может ответить, - своею невозмутимостью. Старухи уже размышляли над раздирающими душу новостями, а в природе острова еще "кругом благодать, такой покой и мир, так.густо и свежо сияла перед глазами зелень, еще более приподнявшаяся, возвысившая над водой остров, с таким чистым, веселым перезвоном на камнях катилась Ангара, и так все казалось прочным, вечным, что ни во что не верилось - ни в переезд, ни в затопление, ни в расставание". Старухи словно принимают на себя боль природы, давая ей последние месяцы остаться естественной. Такие моральные качества и чувства, как благородство, верность, уважение, гордость, любовь, стыд, не существуют в отвлеченном виде - они должны подтверждаться поступками, и, как известно, именно поступки, дела, а не слова и благие намерения доказывают, каков человек и каковы его принципы. В этом

смысле человеческая память - как хранительница нравственного опыта предыдущих поколений - играет первостепенную роль. А без ощущения человеком связи с прошлым она, память, становится ущербной, неполной. У Дарьи в "Прощании с Матёрой" это чувство рода, ответственности перед предками, личной значимости как именно ответственной, не заменимой никем более единицы обострено в еще большей степени. Вернее даже, оно в ней преобладающе, и все прочие цели и поступки увязываются в первую очередь с этим. Рассказывая о случившемся на кладбище разорении сыну, она и говорит об этом как о самой большой на тот час беде: "А ить оне с меня спросют. Спросют: как допустила такое хальство, куды смотрела? На тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне лежало доглядывать. И что водой зальет, навроде тоже как я виноватая. И что наособицу лягу. Лучше бы мне не дожить до этого". Это воспринимается ею именно как беда потому, что произошло вторжение в ее гармоничные ранее взаимоотношения с миром, в то, что называется миропониманием, и произошло в одной из наиболее болевых точек. Смирись она, и тогда все остальное могло бы потерять свой смысл, измельчать, поникнуть.

Вот старуха Дарья, пятидесятилетний сын Павел и его сын, Дарьин внук Андрей. Дарья до слова помнит завет своего отца: "Живи, на то тебе жить выпало. В горе, в зле будешь купаться, из сил выбьешься, к нам захочешь - нет, живи, шевелись, чтоб покрепче зацепить нас с белым светом, занозить в ем, что мы были"; она свято чтит память об ушедших и тем самым достигает внутреннего ощущения исполненности долга перед ними, ибо знает, что "живешь-то всего ничего, пошто бы ладом не прожить, не подумать, какая о тебе останется память. А память, она всё помнит, всё держит, ни одной крупинки не обронит. Опосля хошь кажин день на могилке цветочки сади, все одно колюча, попрет"; она настаивает на сохранении, а затем и на переносе на новое место могил. Сын ее, Павел, настроен уже менее решительно; он понимает мать, но то, что ее волнует, для него не самое главное: пообещав выполнить ее просьбу, он так и не сделает этого. А Андрей и вовсе не понимает, о чем речь, всерьез ли бабка заводит столь странный, по его мнению, разговор. Для него не представляет сложности принять решение пойти строить именно ту плотину, из-за которой и будет затоплен остров; его влекут и вдохновляют достижения научно-технической революции, прогресс, по сравнению с которым Матёра - лишь частный случай, песчинка. Их поистине философский спор с бабкой, видимо, что-то оставляет в его сознании, но все же переубедить его уже не удается. Дело ведь не в том, что прогресс плох, - нет, он хорош, он необходим. Вопрос в том, насколько он нравственно обеспечен, насколько учтена душа человека и сам человек не как придаток прогресса, а как потребитель его достижений. Андрей, доказывающий необходимость ГЭС, словно между делом роняющий: "Много ли толку от этой Матёры?", - доходит и до обвинения, которое характеризует его довольно красноречиво как дитя именно нравственно не обеспеченного прогресса. "Вы почему-то о себе только думаете, да и то, однако, памятью больше думаете, памяти у вас много накопилось", - бросает он бабке и отцу, уверенный в своей правоте, в том, что память - это плохо, без нее лучше. Может, кому-то и лучше, да - крепче ли, не вырвет ли без нее, как былинку без корня, первым ветром, не понесет ли куда попало? Туг можно ответить Андрею более ранними размышлениями его бабки о совести: "...поминают ее без пути на каждом слове, до того христовенькую истрепали, места живого не осталось. Навроде и владеть ей неспособно... Народу стало много боле, а совесть, поди-ка, та же - вот и истончили ее, уж не для себя, не для спросу, хватило б для показу". Она оберегает кровную связь с малой родиной, знает ей цену.

Пожар как последний акт трагедии, разрушение былого нравственного уклада.

Особое место в литературе середины 80-х годов заняла повесть Пожар. Повесть Пожар выглядит как последний акт трагедии, разрушения былого нравственного уклада, поражения былого природно-патриархального человека. Но напрасно, видимо, некоторые критики усматривают в повести только продолжение и заключительную ноту в поминальной молитве Валентина Распутина, художественный приговор этой бесчеловечной коммунистической системе, загубившей старую Россию. Здесь вновь сведены в поединке носители моральных устоев былой Матёры с их совестливостью, глубоким пониманием души, доброты и существа, духовно и нравственно падшие, уголовники с женскими именами, разрушающие все вокруг себя. Главный герой повести Иван Петрович изумляется одной удручающей его перемене в земляках: все так любят вспоминать былую высоконравственную жизнь, готовы молиться на свое прошлое, но вдруг так легко предают свои же воспоминания перед натиском архаровцев. Люди, столкнувшись с какой-то невиданной сплоткой, держащейся не на лучшем, а словно бы на худшем человеке, растерялись и старались держаться от архаровцев подальше. Сотни народу в поселке, а десяток захватил власть - вот чего не мог понять Иван Петрович - эта прозорливая тревога относится уже не только к поселку Сосновка, а ко всей России 80-90-х годов. Как же так? Столько молитв о спасении России, столько властных для души воспоминаний о былой жизни по совести и такая робость перед пакостниками? И такое затянувшееся недоверие к государству, отчужденность от него? Почему десяток полулюдей, сговорившихся, сплотившихся не на лучшем, может манипулировать сотнями?

Тогда писатель не знал ответа на этот вопрос. Но что произошло во время пожара? Весьма многозначительное событие. Один из ключевых героев, и в Пожаре, и во всем художественном мире Распутина, немой богатырь Миша Хампо, самый совестливый герой, поставленный охранять спасенное от огня добро, вдруг отказался от принципа непротивления. Даже осознав, как неравны его силы одиночки перед архаровцами, сыплющими удары и сбоку, и в спину, он не стал спасать себя: он ценой своей жизни остановил зло, скрутил его в три погибели... Сюжет повести, как и всегда у Распутина, прост: в поселке Сосновка на берегу Ангары горят орсовские склады. Люди пытаются хоть что-то спасти от огня. Кто эти люди, как они ведут себя в этой ситуации, почему они совершают тот или иной поступок? Писателя интересует именно это, т. е. человек и все, что с ним происходит, - а это не может не волновать и всех нас. Ведь с человеком что-то творится, если душа его не находит покоя, мечется, болит, стонет. Что же с ним происходит, и кто тому виною, и каковы причины? Все эти вопросы словно витают над пропахшей дымом пожара Сосновкой, требуя ответа. Центральный персонаж повести - шофер Иван Петрович Егоров. Но главным героем можно назвать саму действительность: и многострадальную землю, на которой стоит Сосновка, и бестолковую, временную, а потому изначально обреченную Сосновку, и самого Егорова как неотъемлемую часть этого поселка, этой земли - тоже страдающего, сомневающегося, ищущего ответ.

"И прежде чувствовал Иван Петрович, что силы его на исходе, но никогда еще так: край, да и только", - первая фраза повести, словно предупреждающая о том, что действие будет происходить в экстремальной ситуации, на пределе, на грани слома. Что же случилось с этим сильным, умным и добрым человеком, с чего он так устал, что для него "просто край открылся, край - дальше некуда", "и в завтрашний день верилось с трудом", и "ничего не хотелось, как в могиле", и даже необычное, противоестественное для него желание появилось: "Пусть бы долго-долго, без меры и порядка ночь, чтоб одним отдохнуть, другим опамятоваться, третьим протрезветь..."?

Он устал от неверия, он понял вдруг, что ничего не сможет изменить. Видит, что все идет не так, что рушатся основы, и не может спасти, поддержать. Больше двадцати лет прошло с тех пор, как переехал Егоров сюда, в Сосновку, из родной своей затопленной Егоровки, которую вспоминает теперь каждый день. За эти годы на его глазах, как никогда ранее, развилось пьянство, почти распались былые общинные связи, люди стали, словно чужими друг другу, озлобились. Пытался Иван Петрович противостоять этому - сам едва жизни не лишился. И вот подал заявление об уходе с работы, решил уехать из этих мест, чтоб не травить душу, не омрачать ежедневным огорчением оставшиеся годы. Несколько дней осталось отработать.

На этих нерадостных размышлениях и настигли едва вошедшего в дом Ивана Петровича крики: "Пожар! Склады горят!" И не случайно почудилось шоферу, "будто крики идут из недр", - душа тоже горела. Так и пройдут они через всю повесть - два пожара, связанные один с другим внутренней логикой. Распутин от главы к главе будет заставлять читателя переводить тревожный взгляд с одного зарева на другое и до последней страницы, до завершающей строки не даст передыху, не снизит напряжения, ибо все тут важно. Огонь пожирает быстро и навсегда - надо успеть увидеть, что он пожирает, увидеть и запомнить. Вряд ли склады, располагающиеся большой буквой "Г", запылали случайно: "Занялось в таком месте, чтоб, загоревшись, сгореть без остатка". Тому могло быть немало причин. Например, скрыть хищения, недостачу, замести следы. Если в первой повести Распутина Мария могла жестоко пострадать из-за какой-то тысячи рублей и к тому же невинно, то теперь никто не хотел расплачиваться за десятки или сотни разбазаренных тысяч.

Такого большого пожара не бывало за всю историю Сосновки - огонь мог перекинуться на избы и выжечь поселок, об этом в первую очередь подумал Егоров, бросившись к складам. Но в других головах были и другие мысли. Скажи кто о них Ивану Петровичу полтора десятка лет назад - не поверил бы. Не уложилось бы в его сознании, что люди на беде могут нажиться, не боясь потерять себя, свое лицо. Он и сейчас не хотел в это верить. Но уже - мог. Потому что все к этому шло. Сама Сосновка, ничем уже не похожая на старую Егоровку, располагала к тому. И в прежней деревне было туго: обреченная на ожидание гибели, на затопление, она была как парализованная - никто не строился, леспромхоз сманивал молодежь; но Сосновка... Неуютный и неопрятный, и не городского и не деревенского, а бивуачного типа был этот поселок, словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду и отдохнуть, да так и застряли. Но застряли в ожидании - когда же последует команда двигаться дальше, и потому - не пуская глубоко корни, не охорашиваясь и не обустраиваясь с прицелом на детей и внуков, а лишь бы лето перелетовать, а потом и зиму перезимовать". Все тут напоминало временное пристанище - и разбитые техникой улицы, и грязь, и клуб в общественной бане. "Те же самые люди, которые в своих старых деревнях, откуда они сюда съехались, и жизни не могли представить себе без зелени под окнами, здесь и палисадники не выставляли". Потому что все - временно: к чему пускать корни, если потом выберут здесь лес, и дальше кочевать надо. Вон по соседству Березовка: ушел леспромхоз, вырубив все подчистую, и она опустела -"лишь осатаневшие туристы, пуская дым в двери, разжигают в домах костры".

Не смогли люди, привыкшие к хлеборобскому постоянному, на одном месте делу, прижиться в новом поселке. Но это еще полбеды, что не приживались. Беда в том, что стали приспосабливаться, перенимать худшее. Да и было у кого: леспромхоз в год выбирал больше ста тысяч кубометров древесины, нужны были рабочие руки, вот и поехали сюда сезонники, люди без кола, без двора, так - перекати-поле. За четыре года в Сосновке из-за пьяной стрельбы да поножовщины погибло почти столько же народу, сколько в шести деревнях, слившихся в Сосновку, за войну. Тогда, узнав об этом, Иван Петрович пораженно ахнул. Теперь ему еще раз представился трагический случай увидеть, почему такое могло случиться.

Продовольственный склад горел вовсю, "сбежался едва не весь поселок, но не нашлось, похоже, пока никого, кто сумел бы организовать его в одну разумную твердую силу, способную остановить огонь". Потому что и начальство, кроме разве Бориса Тимофеевича Водникова, начальника участка, - тоже чужое, недавнее, считай, временное, да и того на месте нет. И пожарная машина на запчасти разобрана, и огнетушители не действуют. Словно бы и впрямь совсем никому ничего не надо. Иван Петрович, да его приятель еще по Егоровке Афоня Бронников, да тракторист Семен Кольцов - вот и все почти, кто прибежал тушить. Остальные - как бы тушить, а больше помогали именно пожару, ибо тоже разрушали, находя в этом свое удовольствие и свою корысть. Когда Водников крикнул архаровцам: "Ломайте!", - те сразу бросились исполнять: "эта работенка была по ним". Дело даже не в том, что при пожаре действительно многое приходится ломать, - и раздумывать тут некогда: Егоров тоже и забор валит, и доски отбивает. Суть в чувстве, с каким это делается. Архаровцы ломают вдохновенно, "будто всю жизнь только тем и занимались, что ломали запоры".

Архаровцы... После публикации "Пожара" это слово вновь вошло в обиход - как синоним злого, агрессивного равнодушия, наплевательства: лишь бы мне было хорошо, за это "хорошо" я со всеми сделаю что угодно. Их в повести несколько, архаровцев, - от предводителя Сашки Девятого до Сони. И каждый, как полагается, имеет имя. Но мы запоминаем их не по именам, а как некое явление, вместе, и Распутин подсказывает, в чем суть: "Всякие наезжали, но таких, как нынешние, не было. Эти явились сразу как организованная в одно сила, со своими законами и старшинством. Пробовали разбить их - не получилось". Это была действительно сила, причем держащаяся "не на лучшем, а словно бы на худшем в человеке". Стать таковою она смогла потому, что не видела преграды, сопротивления. Ибо, как верно догадывается Иван Петрович, в уста которого писатель вкладывает свои сокровенные раздумья, "люди разбрелись всяк по себе еще раньше, и архаровцы лишь подобрали то, что валялось без употребления".

А неправедная сила, захватившая неправедную власть, как известно, должна подтверждать свое преимущество, что архаровцы и делали. Стоило лесничему Андрею Солодову оштрафовать леспромхоз за высокие пни, в результате чего архаровцам задержали зарплату, как они сожгли солодовскую баню, а затем у Солодова "потерялась лесхозовская кобыла, единственная на весь поселок трудяга, на которой вспахивали половину огородов, и которая в лесном деле была незаменима. Только по весне вытаяли ее косточки в чащобе; рядом валялась догнивающая веревка". Стоило самому Ивану Петровичу несколько раз высказать недовольство работой и поведением "бригады оргнабора", как он стал обнаруживать то песок в двигателе своей машины, то изрезанный шланг, а то и вовсе только успел вынести из-под стойки голову, как "тяжеленная металлическая подпора вдруг оборвалась. Взяла и оборвалась, хотя, установленная и наклоненная внутрь, не должна была пойти назад и никогда не ходила. С той стороны, куда вывалили лес, суетились архаровцы - двое".

Даже сам Водников, их начальник, "после получки вез втихаря в своей брезентовой сумке на лесосеку пару бутылок... А они научились принимать это как положенное..."

Но не столько архаровцев винил тот же Егоров, пытавшийся понять, что происходит, сколько своих односельчан, - почему смирились, поддались, позволили так неуважительно с собой обходиться? "Иван Петрович размышлял: свет переворачивается не сразу, не одним махом, а вот так, как у нас: было не положено, не принято - стало, положено и принято, было нельзя - стало можно, считалось за позор, за смертный грех -почитается за ловкость и доблесть".

И этот внутренний, никому из окружающих не видимый пожар в душе героя нестрашнее того, который уничтожает склады. Одежду, продукты, драгоценности, прочие товары можно затем восполнить, воспроизвести, но вряд ли когда-либо оживут угасшие надежды, начнут вновь плодоносить с такою же щедростью выжженные поля былой доброты и справедливости. Ведь не сами же по себе десяток архаровцев захватили власть - значит, что-то стоит за ними такое, что придает им сил, негласно поддерживает и вдохновляет. Это "что-то" - система, направленная только на сиюминутное и требующая лишь сиюминутных результатов. Какая душа, какие могилы предков, какие условия для внуков? Все это для архаровцев, и уже не только для них, - пустые звуки, за это не платят, а для них основной критерий, основное мерило ценностей - рубль. Когда Ивану Петровичу, озабоченному тем, что портят технику, губят ее, используя по собственной надобности, пьют и воруют, - говорят, что все это не главное, главное - план выполнять, то он справедливо возмущается: "План, говоришь? План?! Да лучше б мы без него жили!.. Лучше б мы другой план завели - не на одни только кубометры, а и на души! Чтоб учитывалось, сколько душ потеряно, к черту-дьяволу перешло, и сколько осталось!.. План!.. Ты вспомни, как было... ну, пускай хоть пять лет назад..." Однако его возмущение обречено на непонимание. Потому и чувствует Иван Петрович в себе страшное разорение, что не смог полностью реализовать эту данную ему созидательную энергию, - в ней, вопреки логике, не было потребности, она наталкивалась на глухую стену, отказывавшуюся ее принимать. Поэтому и одолевает его разрушительный раздор с самим собой. Душа жаждала определенности, а он не смог ей ответить, что для него теперь - правда, что - совесть, ибо и сам он, помимо своей воли выдернутый, вырванный с корнем из микромира Егоровки, где все помогало ему находить лад, уже не в состоянии соединить внешнее и внутреннее: они распались, как две полусферы, обнаружив в середине пустоту. Не случайно же, когда, справляя тридцатилетие совместной жизни, Иван Петрович с женой Аленой поехали к сыну Борису на Дальний Восток, там впервые за долгие годы душа его отдохнула: он вновь увидел единение человека и природы, "поглядел в людские лица, не испорченные через одно пьянством", и понял, что "жизнь здесь чувствовалась не надрывная, порядка здесь просматривалось больше, и держался этот порядок не на окрике и штрафе, а на издавна заведенном общинном законе".

В Сосновке никто ни перед кем не в ответе, нравственные обязательства призрачны, а то и вовсе отсутствуют. Тем же архаровцам не к чему тут относиться с уважением - с этой землей их ничто не связывает, - вот и сворачивают оправляться на кладбище, хамят и угрожают сельчанам, воруют все, что плохо лежит.

"Что ж это делается-то, Иван?! Что делается?! Все тащат!" - в испуге восклицает жена Егорова, Алена, не понимающая, как вместе с пожаром могут дотла сгорать и такие человеческие качества, как порядочность, совесть, честность. И если б только архаровцы волокли все, что на глаза попадается, но ведь и свои, сосновские, тоже: "Старуха, за которой ничего похожего никогда не водилось, подбирала выброшенные со двора бутылки - и, уж конечно, не пустые"; однорукий Савелий таскал мешки с мукой и крупой прямиком в собственную баню. Пожар... Что ж это делается? Мы почему такие-то? - вслед за Аленой мог бы воскликнуть, если б умел говорить, дядя Миша Хампо. Но что же их так мало, возмущающихся? Л сколько есть. Сколько осталось. После пожара и еще на одного, на Хампо, меньше стало.

Дядя Миша Хампо словно перешел в "Пожар" из "Прощания с Матёрой", - там его звали Богодулом. Не зря автор подчеркивает это, называя старика "духом егоровским". Он так же, как и Богодул, почти не говорил, был так же бескомпромиссен и предельно честен. Он считался прирожденным сторожем - не потому, что любил эту работу, а просто "так он выкроился, такой из сотни сотен уставов, недоступных его голове, вынес первый устав: чужого не трожь. Все неудобство мира и неустройство его он, быть может, с одним только и связывал: трогают". А трогают - значит, лишают человека части жизни: ведь он работал, чтоб приобрести вещь, тратил силы, здоровье. Увы, даже дяде Мише, который как самую большую беду воспринимал воровство, пришлось смириться: сторожил он один, а тащили почти все. Во время пожара он добросовестно, как и всегда, охранял вынесенные со склада вещи, сложенные грудой во дворе. И, увидев, как кто-то пытается перекинуть через забор сверток с цветными тряпками, бросился за вором. "Хампо только-только сумел рассмотреть, кто это и что, как сбоку на него обрушился удар... И снова и снова его ударили чем-то тяжелым - не руками. Дядя Миша все тянул голову, чтобы увидеть, кто бьет, но никак не мог поднять ее и только выставил правую, не подвластную ему руку, пытаясь защититься. И всё били и били его, всё били и били..." В этом страшном поединке Хампо с архаровцами дядя Миша удушил одного из них, Соню, но и сам был убит колотушкой. Он следовал основному своему принципу. Чему следовали они? Тоже принципам? В таком случае, когда и на какой почве эти "принципы" появились, почему процветала поощряющая их безнаказанность? В повести на эти вопросы дается однозначный ответ: виною - вседозволенность, попрание элементарной справедливости. Когда человеку говорили в глаза, что чего-то нет, в то время как оно было, - ему, значит, этому человеку, откровенно предпочитали что-то другое. Так чем же ответит он? В "Пожаре" парень, увидевший обгоревший мотоцикл "Урал", за которым давно гонялся по магазинам, возмущается: "Ведь был же он, был, "Урал"-то! Для кого вот он был?! Для кого его прятали?!" Да и сам Иван Петрович, впервые попав внутрь склада, поразился изобилию -колбасным кругам, маслу, красной рыбе. "Было, значит! Все-таки было! -и куда все это уходило?.. И усмехнулся Иван Петрович или подтолкнул себя, обожженный мыслью, что надо в этом месте усмехнуться над своим неразумием: а машины из райцентра, оттуда, отсюда, каждый божий день подворачивающие к Орсу?.. Сколько же на свете неробей и причиндалов! И как получилось, что сдались мы на их милость, как получилось?!" Вся эта повесть - конфликт, который всерьез еще только предстоит рассмотреть и изучить литературной критике: конфликт одного и многих, памяти и беспамятства, глубинного, истинно народного и наносного, временного, бескорыстия и жадности, милосердия и жестокости.

Иван Петрович решает покинуть Сосновку и уехать к сыну Борису на Дальний Восток. Как помним, уже и заявление подал, и внутренне собрался, и Алену подготовил. Но случившийся пожар показал то, до чего не сумели довести его все вместе взятые архаровцы и свои Иваны, не помнящие родства, - показал, что сама земля уже в агонии, она переполнена страданиями, и если не будет у нее защитника, то трудно сказать, что может произойти. В финальной главе повести, где мы видим героя наедине с природой, отчетливо звучит мысль, что "никакая земля не бывает безродной", что это зависит от человека, от того, каков он. Все дальше и дальше уходя из охваченного послепожарнои суетой и возбужденностью поселка, наблюдая гору, лес, залив, небо, Егоров чувствует, как "легко, освобождение и ровно шагается ему, будто случайно отыскал он и шаг свой и вздох, будто вынесло его, наконец, на верную дорогу". Вернется ли он? Уйдет ли навсегда из Сосновки? "Молчит, не то, встречая, не то, провожая его, земля. Молчит земля. Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?" Этими вопросами заканчивается повесть, похожая на болевой вопрос, который задает сама жизнь. Кроме нас, никто на него не ответит. Время идет, земля ждет, ее суд приближается. Да, "Отечества и дым нам сладок и приятен", но не дым пожара, а дым над обжитым домом, в котором жить и детям, и внукам. Пожар Валентин Распутин нам показал. О доме мы должны задуматься сами, и не дать ему запылать.

Звенящая струна тревоги, символ беды - Деньги для Марии

Рассматривая тему нравственности, также нужно обратить внимание на первую повесть Валентина Распутина Деньги для Марии. Его ранняя проза - это уже родовая черта всех произведений писателя! -несла в себе дух тревоги, близкого обвала, скрытой до поры катастрофичности. В 1997 году писатель признается: Стал я по ночам слышать звон, Будто трогают длинную, протянутую через небо струну, и она откликается томным, чистым, занывающим звуком.... Невесть откуда берущийся, невесть, что говорящий сигнал завораживает меня... повергает меня в оцепенение: что дальше?

Что это? - или меня уже зовут?. Звенящая струна тревоги, символ быстротекущей жизни, беды звучит уже в первой повести писателя. В первой повести беда вроде бы небольшая, вполне земная: у продавщицы сельского магазина Марии обнаружилась недостача в тысячу рублей. Она по простоте душевной в силу близких, почти родственных отношений с односельчанами, друзьями с детских лет порой не отчужденно продавала товары, а часто давала в долг, плохо считала. И вот ревизор обнаружил долг, ужаснувший и Марию, и мужа ее тракториста Кузьму, и детей. Ревизор, правда, пожалел героиню и дал доброй, неумелой Марии возможность за пять дней собрать недостающие деньги.... Этот провал в тихом житье-бытье остро поставил вопрос: а как поведет себя душа народа в отношении Марии? Явит ли она всю силу родства? Вторгся разлад, спасет ли лад, праведнические начала, совесть?

Виновная без вины Мария говорит мужу Кузьме: Я вспомнила, кто-то рассказывал, что бабы там, в тюрьмах этих, вытворяют друг над другом. Срам какой. Мне стало нехорошо. А потом думаю: да ведь я еще не там, а еще здесь.

В целом же повесть Деньги для Марии с хождениями Кузьмы с шапкой по избам, с собранием в колхозе, на котором председатель предложил служащим - бюджетникам просто расписаться в ведомости, а деньги отдать в долг Кузьме на спасение Марии - по отдельности-то легче отказать... разговор без свидетелей - выглядит бытовым происшествием.

Есть какой-то запредельный ужас, который овладевает Марией, в ее мольбе: Не отдавай ты им меня. Но главный ужас, овладевший и Марией, и Кузьмой, готовым всю землю перевернуть, но не отдать Марию, - в ином: как легко люди пользовались добротой, простодушием, нерасчетливостью Марии и как трудно, увы, жертвуют они деньги на спасение ее. Автор показал горе Марии с нравственной точки зрения, а не общегосударственной.

Творчество Валентина Распутина - явление в мировой литературе, и, как всякое явление, оно единственно, уникально.

Совесть, вина, память являются ключевыми нравственными категориями в произведениях Распутина. Именно совесть определяет поведение человека, его судьбу, связь с народной памятью. Прочитав повести Распутина, их уже никогда не забудешь, столько в них горьких и справедливых слов о человеческом счастье и горе, о преступлении против нравственных законов, которыми держится жизнь, и которые мы не всегда помним.

Критики не раз еще будут обращаться к его произведениям, приводить примеры, развивать мысли писателя. Главное, конечно, - сами произведения. Их нужно читать медленно, не торопясь, с раздумьями. Книги Распутина этого заслуживают. Сам писатель говорит, что "чтение -это работа... Читатель сам должен участвовать в событиях, иметь к ним свое отношение и даже место в них, чувствовать прилив крови от движения".

В. Г. Распутин - один из крупнейших писателей современности. Его творчество стало значительным явлением в духовной жизни России во второй половине 20 века. Произведения, написанные в 70-е годы: «Последний срок» (1970), «Уроки французского» (1973), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976), - поистине вершинные художественные достижения писателя.

Писатель известен не только своими яркими, глубоко содержательными повестями, психологически тонкими рассказами, но и страстными публицистическими выступлениями. Распутин сопереживает своему народу, восхищается его мужеством и силой воли. Этим пафосом проникнуты многие, преимущественно ранние, произведения Распутина: «Прощание с Матерой», а также его очерки и рассказы. Вполне естественно, что творческий процесс столь талантливого писателя не ограничивается лишь этой темой. Творчество Распутина многогранно, богато живым разнообразием характеров героев, оно отражает современную картину мира, дает понять специфику деревенской жизни. К началу 80-х годов Распутин постепенно отходит от деревенской тематики, но остается верен нравственной тематике: «Век живи -- век люби», «Что передать вороне?», «Наташа». С этого времени Валентин Григорьевич стал много писать об экологических, нравственных, литературно-организационных проблемах. Увидели свет его очерки и статьи на эти темы, а также главы публицистической книги «Сибирь, Сибирь…». Также в 1982 году Распутин пишет потрясающего содержания статью, предваряющую фотоальбом о Байкале, где с чувством заботы о природе и любви к сибирским красотам описывает Байкал и природу в целом.

Конечно, Распутин, как человек, взращенный сельской жизнью и самой природой, костяком своего творчества делает деревенский быт. Ведь не напрасно исследователи считают Валентина Григорьевича одним из ярчайших представителей так называемой «деревенской прозы. Она дала исчерпывающую картину жизни русского крестьянства в ХХ веке, отразив все главные события, оказавшие прямое влияние на его судьбу: октябрьский переворот и гражданскую войну, коллективизацию и голод, колхозное строительство и «форсированную индустриализацию». Она представила читателю разные, подчас весьма несхожие по жизненному укладу российские земли: русский Север, центральные районы страны, южные районы, Сибирь. В творчестве «сибирского писателя» были отмечены общие родовые черты «деревенской прозы». Распутин отразил в своих произведениях гибель природы и нравственности под воздействием цивилизации, большое внимание уделил русской деревне -- нищей и бесправной. Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Распутин, подобно другим писателям-«деревенщикам», видит истоки бездуховности в социальной действительности: человека лишили чувства хозяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений. Сам Распутин говорит: «Человек всегда интересен для человека, особенно когда он «раскрывается», рассказывает о себе не столько словами, сколько поступками и действиями». Вместе с тем писатель предъявляет высокие требования к самой личности. Для него неприемлемы индивидуализм. Все эти понятия обретают в прозе писателя материальное воплощение, описываются в лирико-поэтической манере. Сам Распутин говорит: «Все последние годы так называемая деревенская проза больше всего занималась нравственным здоровьем человека -- и человека настоящего, и человека будущего».

Внутренний мир героев отражается в состоянии природы, которая является неотъемлемой составляющей практически всех произведений Распутина. Особую роль он отводит женским образам. У Распутина они всегда характерны, индивидуально личностны и, в то же время, типичны. В традиции Распутина отводить женскому образу роль «несущего» в конструкции повествования. Женский характер в произведениях Распутина -- это народный характер, образ деревенской женщины, вынесшей на своих плечах, выдюжившей терпением и трудом и голодное детство, и страшное испытание войной, и неустроенность послевоенных лет, выстоявшей на всех ветрах и не загрубевшей, не очерствевшей душой.

Распутин относится к тем наиболее беспокойным и совестливым писателям второй половины XX века, которые в своих произведениях ставят мучительные вопросы современности и напряженно ищут на них ответы.

Распутин, как и Толстой, обнажает низкие, эгоистические чувства своих героев, исследует проявление зла в человеческой душе. Но если герои Толстого осознают эти низкие чувства в себе и испытывают стыд и отвращение к себе, то герои Распутина, «простые люди», не способны подняться на уровень понимания того, что с ними происходит.

Таким образом образах героев Распутина выражается огромное душевное богатство русского человека -- доброта, совестливость, любовь к Родине, отзывчивость, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость, нестяжательство. Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями, следуем логике их поступков. Мы можем спорить с ними и не соглашаться, но не в состоянии оставаться равнодушными.

распутин художественный повесть матера