Что сближает Ларису Огудалову из Бесприданницы и Катерину Кабанову из Гроза? (Островский А. Н.)

Что сближает главных героинь пьес Островского «Гроза» и «Бесприданница»? Лариса Огудалова и Катерина Кабанова на первый взгляд кажутся очень похожими как внешне, так и внутренне, но если рассмотреть этот вопрос подробнее, то можно найти не только много общего между героинями, но и множество различий между ними.

У Ларисы с Катериной общая беданеудачный брак, брак по расчёту. Но если Катерина была представлена нам уже замужней, Лариса же только готовилась стать женой Карандышева. У Ларисы был выбор в отличии от Кати. Главная героиня «Бесприданницы» сама согласилась на предложение Карандышева, несмотря даже на то, что её мать была против этого брака. Катерине же повезло куда меньше, её мнение о замужестве не спрашивали вообще и выдали её за Тихона Кабанова из-за денег.

По своему социальному положению героини Островского значительно отличались. Катерина – жена богатого купца, который всегда подчинялся воле своей матери. Лариса – бесприданница, которая по воле случая решается выйти замуж за нелюбимого человека, небогатого, да ещё и к тому же полного неудачника. У этих женщин могло быть счастливое будущее, но в их несчастии во многом виноваты мужья.

Огудалова и Кабанова хотели сбежать, хотели уйти от ненавистной им жизни, просили об этом они свои мужей, но, к сожалению, чувства своих жён их совсем не волновали.

И когда героини поймут, что не смогут найти спасения, они придут к единому решению - оборвать свою собственную жизнь. Это представляется им единственным возможным выходом избавить себя от страданий. Катя – девушка более решительная и смелая, она решится на самоубийство, а Лариса не сможет этого сделать. Огудалову убьёт Карандышев, но это не будет похоже на преступление. Она примет грех Карандышева на себя, она не будет винить его или бороться за свою жизнь. Лариса хотела, чтобы её убили. И это ничем не лучше суицида.

Я считаю, что больше всего сближает Катерину и Ларису именно их страдания, чувство беспомощности, у них не было возможности изменить свою жизнь.

Женские образы имеют центральную роль в драмах Островского. В произведениях «Гроза» и «Бесприданница» хорошо показана дискриминация женщин в то время. Несмотря на то, что эти пьесы были написаны в разное время (разница почти в двадцать лет), положение женщин не улучшилось, а в традиционной семье отношение было ещё хуже.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Самые известные пьесы из творческого наследия Николая Островского — “Бесприданница” и “Гроза” — благодаря классическим театральным постановкам неумираемо актуальны и входят в репертуар огромного количества трупп. Такой интерес приводит не только к всестороннему анализу этих литературных произведений, но и к сравнению персонажей между собой. Так, в школьной программе часто выносится на обсуждение вопрос, что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову — двух главных героинь наших пьес. А действительно, что между этими барышнями общего?

На самом деле Лариса и Катерина совершенно друг на друга не похожи — это два самостоятельных образа, связанных между собой разве что метафорично. Слегка похожи их судьбы: обе несчастливы в личной жизни, обе не имеют возможности жить самостоятельно, обе в достаточной мере экзальтированны и эмоциональны, обе трагически погибают в молодом возрасте. За исключением гибели героинь такие же точно судьбы в России, современной Островскому, были даже не редкостью, а едва ли не нормальным явлением. И одно, и другое произведение на момент появления воспринимались исключительно как бестселлер, своего рода дамский роман для сцены, потому и в основе их — узнаваемое женское бытие, доведенное художником до трагизма.

Что может быть общего у блистающей в своем провинциальном светском обществе подчеркнуто бедной Ларисы Огудаловой и купеческой дочери, жены, невестки Катерины Кабановой? Если рассматривать биографию, то очевидна общая беда — неудачный запретный роман, закономерным итогом которого станет неминуемое страшное общественное порицание. Нравы той эпохи были весьма суровы, так что наказание действительно жестокое. Однако обе женщины готовы принять его ради возможности быть рядом с любимым человеком, обе просят своих избранников забрать их, увезти, жениться, принять. Избранники же у Ларисы и Катерины хоть и почти диаметрально разные, но ведут себя одинаково — оставляют своих женщин “волею судеб”, ничего не предпринимая для разрешения ситуации.

В кульминационные моменты и Лариса, и Катерина приходят к решению оборвать собственную жизнь — это представляется им единственным выходом, альтернативой осуждению, позору и самому тусклому существованию: для Катерины в семье Кабановой, для Огудаловой — в замужестве с Карандышевым или на содержании у Кнурова. Катерина, под влиянием еще и религиозного кликушества, помимо психологического воздействия членов семьи, суицид все-таки совершает. Уход из жизни Ларисы куда более трагичен и нелеп, на грани фарса: ревнивый ничтожный чиновник Карандышев под высперенное “так не доставайся же никому!” убивает Огудалову из осмеянного пистолета. А она, умирая, считает такую смерть избавлением от позора и приравнивает ее для себя к самоубийству. Выглядит это для глаз невольных зрителей как попытка взять на себя вину жениха, оправдать его перед законом, хотя никаких законов в той мещанской жизни не существует в принципе.

Сходство биографий — далеко не последнее, что сближает Ларису и Катерину. Давайте посмотрим на их избранников, которые в обоих случаях и стали косвенными виновниками трагедии. Конечно, Борис и Паратов не похожи друг на друга ровно настолько, насколько не похожи между собой и сами героини. Однако оба они играют для Катерины и Ларисы одну роль — дают ирреальную возможность вырваться из неподобающего окружения. В других условиях, в другой обстановке привлекательность этих мужчин в глазах наших барышень стремилась бы к нулю, здесь же мы видим иное. Борис, человек умный, образованный, с тонкой душевной организацией, резко контрастирует с членами семьи Кабановых и их кругом, которые в лучших традициях русского купечества темны, скудны разумом и духом, жестоки — словом, олицетворяют собой косное прошлое. Катерине хочется легкости, свободы, жизни “как при маменьке”, она ищет не столько романтики, сколько защиты и человеческого отношения, участия, доверия. Борис способен дать ей только видимость желаемого, он и сам отчаянно в том же самом нуждается. Избранник Катерины не подлец, а очень слабый человек, потому альтернативы самоубийству у нее не оказывается: она понимает, что вместо поддержки нашла такое же бессилие.

У Огудаловой и Паратова отношения несколько иные. Несмотря на то, что она тоже ждет тепла и участия, ее желания принимают книжно-романтическую форму: Лариса воспитана на любовных романах. Именно поэтому она принимает показное гусарство Паратова за смелость, страстные речи за проявление любви, цыганщину за эстетство, проведенную вместе ночь — за обещание жениться. Лариса создала для себя идеал мужчины и полюбила его за кажущуюся возможность вырваться из окружения дельцов и мещанского быта. Но, в отличие от Катерины Кабановой, Огудалова гораздо теснее со своим миром связана, она его порождение. Трагедия ее в предательстве Паратова, который оказывается таким же дельцом, как Кнуров или Харита Игнатьевна. Лариса несчастна, но чувствует себя на своем месте — это ее “темное царство”. Личная обида делает реальным вариант пойти в содержанки, согласиться быть вещью.

Теснее всего сближает Огудалову и Кабанову метафора, символ. Для обеих сакральным местом стала Волга: Катерина находит в ней свою смерть, Лариса в прогулке по ней рушит свою жизнь. Волга видит оба трагических финала. Критики часто говорят и о символе птицы, полета, который сопровождает обеих героинь. Правда, в случае с Огудаловой он скрыт в переводе ее имени — “чайка”, тогда как Катерина несколько раз упоминает о желании полета. Если не брать во внимание абстрактный символизм, то полет у наших барышень получится разный: уводящий от реальности у Катерины и свободное падение у Ларисы. Последняя тяготится навязанными ей окружением и ролью невыгодной невесты, поэтому готова на все, чтобы вырваться, пусть даже и через дно. Кабанова же, изначально более сильная, тяготится личной несвободой, уже живет на дне, остро ощущая не социальные, а межличностные противоречия в своей семье.

Есть и еще один общий момент для образов Ларисы и Катерины. Между созданием “Грозы” и “Бесприданницы” прошло без малого двадцать лет. В этот период российское общество стремительно менялось, не могли изменения не отразиться и на творчестве Островского. Можно легко представить, как Катерина эволюционирует в Ларису — с учетом социальных процессов и отношений, новых явлений. Вместо необразованной купеческой дочки в героинях теперь светская полуаристократка, вместо страха перед наказанием свыше за грех — тоска и метания в ожидании замужества, вместо сказок богомольцев и церкви — цыганский хор и гитара, вместо “темного царства” — просвещенное приличное общество. Таким как Катерина в изменившемся социуме нет больше места, потому появляется современная автору Лариса, которая не может быть настолько цельной, чтобы вырвать свою жизнь из тех условий, в которых оказалась. Люди стали сложнее, их проблемы и противоречия лишились однозначности, стали многоплановыми.

Катерина и Лариса Огудалова - главные героини двух знаменитых пьес А. Н. Островского, «Гроза» (1859 г.) и «Бесприданница» (1878 г.). Произведения отделяют девятнадцать лет, однако в этих драмах можно найти много общего.

Две героини - схожая судьба

Действие происходит в небольшом провинциальном городке, в купеческо-мещанской среде, второстепенные персонажи - представители так называемого третьего сословия. Воссоздание бытовой жизни занимает центральное место в сюжете, служа фоном для конкретизации и развития образов действующих лиц, а также создавая резкий контраст между Ларисой Огудаловой и Катериной с одной стороны и окружающей обстановкой - с другой. Характеристика Ларисы Огудаловой и сравнение героини с Катериной Кабановой являются предметом настоящего обзора.

Общие черты в характерах Ларисы и Катерины

Образы героинь имеют много общего. Девушки никак не вписываются в купеческо-мещанский мир, несмотря на то что родились, росли и воспитывались в нем. Обе мечтают о свободе и счастливой любви и всячески противятся нормам, правилам и установкам, которых придерживаются их семьи, знакомые и, наконец, обыватели города. Обе несчастны в любви: Катерина страдала в семье Тихона Кабанова, а помолка Ларисы с Карандышевым закончилась трагедией. Не сложились у девушки отношения и с Паратовым: последний, хотя и был к ней неравнодушен, счел для себя более выгодным жениться на богатой невесте. Обе тяжело переживали эти потрясения: для их чувствительных, нежных и мягких натур это был слишком тяжелый удар.

Протест героинь против патриархального уклада

Каждая по-своему выражает протест против патриархального уклада: Лариса Огудалова всеми силами пытается противиться усилиям матери, Хариты Игнатьевны, выгодно выдать ее замуж за богатого и влиятельного жениха. Катерина прямо заявляет о неприятии того образа жизни, который она ведет в доме своей свекрови Кабановой. При этом следует отметить, что Катерина более решительно и смело выражает свою позицию, чем Лариса: она в принципе не может ужиться в той новой обстановке, в которой очутилась после замужества. В семье мужа все ей кажется чужим, и она еще до рокового свидания с Борисом прямо заявляет Варваре о том, что ничто ей не мило в семье супруга. Протест же Ларисы проявился только тогда, когда она всерьез увлеклась Сергеем Сергеевичем Паратовым: девушка неожиданно проявляет такие черты характера, которые, казалось, никак нельзя было заподозрить в этой воспитанной барышне. Впрочем, уже по первым репликам героини читатель может судить о ее решительном нраве: она довольно резко отзывается о своем женихе Карандышеве и прямо говорит ему, что он проигрывает в сравнении с Паратовым.

Характер Ларисы

Лариса Огудалова, бесприданница, очень горда: так, ей стыдно за себя и за мать, за тот нищенский образ жизни, который они вынуждены вести, угождая богатым гостям, которые толпами являются в их дом посмотреть на красивую, но бедную невесту. Тем не менее, Лариса терпит эти вечеринки, несмотря на неоднократные скандалы в доме, о которых тут же становится известно всему городу. Однако когда затронутыми оказались ее чувства, героиня презрела все условности и бежала вслед за Паратовым в день его отъезда из Бряхимова (который, кстати, как и Калинов, расположен на берегу Волги). После возвращения домой героиня продолжает жить привычной жизнью и даже соглашается выйти замуж за Карандышева - брак неравный во всех отношениях. И если бы не повторное появление Паратова на сцене, то, скорее всего, Лариса стала бы госпожой Карандышевой, уехала бы с мужем в деревню и, возможно, через некоторое время на лоне природы нашла бы в себе силы продолжать вести привычное существование.

Характер Катерины

Однако такой сценарий трудно предположить применительно к Катерине: вряд ли последняя смирилась бы с подобным существованием. К характеристике Ларисы Огудаловой следует добавить, что героиня чрезвычайно замкнута в себе: при своем первом появлении на сцене она ограничивается лишь несколькими репликами, в то время как Катерина с самого начала откровенничает с сестрой своего мужа Варварой. Она охотно делится с ней воспоминаниями детства, признается, как ей нелегко в новой обстановке. В свете сказанного есть смысл сравнить образы героинь с Татьяной Лариной, с которой у них, на первый взгляд, можно найти много общего: все трое отличаются импульсивностью и непосредственностью восприятия окружающего мира. Однако и Катерина, и Лариса слишком оторваны от действительности: обе живут точно во сне, и, кажется, все время пребывают в каком-то своем внутреннем мире.

Сравнение Ларисы и Катерины

Кнуров неспроста говорил о том, что в Ларисе «ничего житейского нет», что она похожа на «эфир». Пожалуй, это лучшая характеристика Ларисы Огудаловой: девушка действительно постоянно отвлечена и остается удивительно равнодушной ко всему окружающему, и лишь иногда у нее срываются отдельные замечания, которые выдают ее неприязнь к мещанскому быту. Удивительно, что она нисколько не выражает своей любви или даже хотя бы какой-нибудь привязанности к родной матери. Разумеется, с нравственной точки зрения портрет Хариты Игнатьевны далек от идеала, однако эта женщина, как-никак, заботится о дочери, озабочена ее судьбой и, безусловно, заслуживает некоторой почтительности. Лариса производит впечатление отчужденной от жизни барышни: ее образ, если можно так выразиться, бестелесен и оторван от исторической и социальной почвы. В этом отношении Катерина более реалистична: она живо и остро реагирует на происходящее вокруг; она живет полнокровной, насыщенной, хотя и более трагической, жизнью. Однако образ Катерины отличается некоторой идеализированностью, несмотря на вполне узнаваемые черты.

Сопоставление героинь с Татьяной Лариной

Не такова Татьяна Ларина - она прочно привязана к своему родному уголку в деревне, о чем и говорит Евгению в финале романа. Пушкинская героиня твердо стоит на своей почве, что и придает ей нравственную силу выдержать выпавшие на ее долю испытания. Именно поэтому она вызывает уважение, а Лариса и Катерина - сострадание и жалость. Несомненно, сочинение "Лариса Огудалова" должно проводить параллель между ее драмой, трагедией Катерины Кабановой и историей Татьяны Лариной.

Сочинение на тему: « сходство между Ларисой Огудаловой и Катериной Кабановой».

А. Н. Островский знаменитый русский писатель и известный драматург. Его произведения многому учат нас. Каждый человек хочет быть свободным. И каждый понимают ее по-разному. Для кого-то свобода- это что- то физическая. Кто-то хочет освободиться из тюрьмы или влияния родителей, а для других- Свобода души. И именно это хорошо показывает нам Островский в своих пьесах. Лариса и Катерина – главные героины двух великих произведений Островского.

Лариса Огудалова в пьесе «Бесприданница». Лариса – молодая девушка, выросла в порядочной семье, хотя и в очень бедной семье. О ее внешности говорят мало, но мы можем узнать об этом исходя из реакции окружающих ее людей. Она очень горда, ей стыдно за себя и зи мать, она стыдиться своего нищенского происхождения. Их семья вынуждена прислуживать богачам, тем самым они посещают их семью, чтобы посмотреть на красивую, но в тот же момент и бедную девушку. Но героиня влюбляется в Паратова. Она любит его бесконечно. Верит ему и строит с ним планы на дальнейшую жизнь. С ним она очень счастлива и ей начинает казаться, что с ним вся жизнь как сказка. Но Паратов уезжает из городка. И выходит Лариса замуж за Карандышева, она чувствует себя униженной и оскорбленной, несправедливо приговоренной к той жизни, которую ей даст мелкий чиновник. Она не может ему простить личного оскорбления, и всегда сравнивает его с Паратовым и бросает в лицо своему мужу, что Паратов лучше, чем он. В ее душе происходит борьба между стремлением смириться с неизбежной участью и тоской по красивой жизни с Паратовым. И все же она решается на безрассудный поступок, она сама решает свою судьбу и бежит за Паратовым, хотя все ее мечты- были иллюзии, в итоге этот поступок ведет ее к гибели. Скорее всего, автор считает, что получить одним безрассудным поступком любовь и счастье невозможно. Ведь говорят: « На чужом несчастье, счастья не построишь». Нужно помнить, разбив сердце одному и украв его честь, с другим тебе счастья нет.

Катерина Кабанова, как мы знаем жена Тихона. Муж был пьяницей, а свекровь ужасная женщина. Катерина мечтает о свободе, сравнивая себя птицей, которая может улететь куда угодно. Мужа она не любила и была несчетна и об этом она рассказывает сестре мужа Варваре. Счастлива она была во сне, во сне она была свободна от всего и всех. Но в последние дни видела она дурной сон. Повсюду мерещится скорая гибель и сны ее были пророческими. Катя – нежная и мечтательная девушка, но вместе с тем и хрупкая, хотя в ее монологах видна ее сила и стойкость. Например, она решается выйти навстречу Борису, ее одолевали сомнения, но все же совершила этот важный шаг. Она хотела развестись с мужем и жить честно с Борисом. Катерина не подчиняется своей свекрови и не делает то, что она ей говорит. Для Катерины очень важна ее свобода, никому не подчиняться, жить, как ей хочется. Но такая свобода была достижима только путем самоубийства.

Кнуров неспроста говорил о том, что в Ларисе «ничего житейского», что она похожа на «эфир». Пожалуй, это лучшая характеристика Ларисы Огудаловой: девушка действительно постоянно отвлечена и остается удивительно равнодушной ко всему окружающему, и лишь иногда у нее срываются отдельные замечания, которые выдают ее неприязнь к мещанскому быту. Удивительно, что она нисколько не выражает своей любви, и привязанности к своей матери. В этом отношении Катерина более реалистична: она живет полнокровно, насыщенной жизнью. Однако образ Катерины отличается некоторой идеализированностью, несмотря на вполне узнаваемые черты. Каждая из героинь выражает протест против патриархального уклада: Лариса всеми способами пытается противиться матери, чтобы не выходить замуж. В тот момент, как Катерина прямо заявляет о неприятии образа жизни, который она ведет дома у Кабанихи. Также следует отметить, что Катерина более решительно и смело, выражает свою позицию, чем Лариса. А протест Ларисы проявился только тогда, когда она в серьез увлеклась Паратовым: она начинает проявлять такие черты характера, которые никак нельзя было заподозрить в этой воспитанной барышне. Она очень резка со своим мужем и оскорбила его, сравнив с Паратовым. Эти женщины не были счастливы, мечтали о свободе, и каждая из них ее получила, заплатив за это огромную цену.

Женский образ, его противоречивость и истинная красота всегда привлекали писателей-драматур- гов. Одной из основных черт русской литературы является внимание к женским образам, а зачастую и выведение женского образа как главного, ведущего в произведении. Несмотря на то что авторами произведений становились мужчины, они очень тонко чувствовали и крайне точно изображали силу и слабость женского характера.

Исключением не явился и А. Н. Островский - создатель национального русского театра. В своих пьесах писатель показывал жизнь купеческого общества и то, как время меняло его. Две, пожалуй, наиболее популярные пьесы писателя - «Гроза» и «Бесприданница» - разделены промежутком в двадцать лет. «Гроза», написанная в 1859 году, явилась вершиной творчества А. Н. Островского. Эта пьеса стала жемчужиной русской драматургии второй половины XIX века, потому что в ней явилась сила, которая решительно противостояла странному мертвящему порядку, гнетущей атмосфере. Строки же «Бесприданницы» легли на бумагу в 1879 году. В данной пьесе купцы - это уже не невежественные представители «темного царства», а претендующие на образованность, читающие иностранные газеты, одетые на европейский лад люди. По своей идее пьесы очень похожи. На страницах обоих произведений находит отражение проблема женского бесправия, противостояния характера и внутреннего мира девушки порядкам и нравам того общества, в котором она живет.

IСудьбы Катерины и Ларисы Огудаловой схожи. А. Н. Островский демонстрирует то, что, когда в отношения людей вмешиваются деньги, разрушается то, что когда-то называлось любовью и доверием. Но мне кажется, что дело не только в непреодолимой власти денег. Я считаю, что если между двумя людьми возникли действительно высокие отношения, то ни один человек, стоящий перед выбором «деньги или любимая», ни на минуту не остановится на варианте «деньги». Но в пьесах Островского ни Борис, ни Паратов не смогли предпочесть деньгам, безбедному существованию любимых женщин. По моему мнению, в данном случае нельзя говорить о любви Бориса к Катерине и каких-либо истинных чувствах Паратова к Ларисе.

Характер Катерины формировался в атмосфере простой патриархальной купеческой семьи. Ее духовные потребности удовлетворялись рассказами странниц и богомолок наподобие Феклуши. Любовь в семье и предоставляемая ей свобода формировали характер Катерины, которая от природы наделена поэтической душой. Н. А. Добролюбов охарактеризовал Катерину как «луч света в темном царстве». Это действительно так. Она сияла неподдельной красотой души, искренностью и верой в то, что возможен иной образ жизни. Среди шаткой морали, которая стала последней каплей и толчком к измене, она была самой высоконравственной натурой. Ее измену мужу нельзя рассматривать как роковую ошибку и осуждать ее за это. Ведь героиня боролась со своими чувствами всеми способами, стараясь оградить себя от греха. В Борисе она видит своего защитника, ищет поддержки. Но и он уезжает и бросает Катерину, понимая, что самым лучшим выходом для нее является смерть. О том, сильна Катерина или слаба, нельзя говорить однозначно. С одной стороны, она сильный человек, потому что нашла в себе силы противостоять общественным устоям того времени, борется за счастье со своими чувствами.

Судьба подарила Катерине счастье любить, а любить по-настоящему может только сильная личность. С другой стороны, она хрупка, чувственна, слаба именно в силу своей чистоты и наивности. Героиня устает бороться, найдя выход из тупика- самоубийство. Несмотря на все противоречия, в характере Катерины выразились правдивость, совестливость, вольнолюбие и поэтичность русской женщины.

Лариса Огудалова - девушка, которая получила достойное образование и воспитание. Она от природы наделена творческим воображением, хорошим музыкальным слухом и голосом, красотой, женственностью. В общих чертах образ Ларисы - это образ идеальной женщины. Но ее внутренний мг формировался совсем другими факторами, нежели у Катерины. Она была воспитана без отца корт толюбивой матерью, которая своей целью видела выгодное замужество дочери. И Лариса не сомневается в том, что, даже не имея приданого, она сможет выйти замуж за мужчину, в котором соединял и любовь, и богатство. Одна из главных черт характера Ларисы - вера в настоящую любовь. А. Н. 0стровский делает акцент на том, что его главная героиня готова бороться за нее. Ей все равно, что будут говорить люди о ней и об ее семье, если она будет с тем, кого любит: «Что мне за дело до разговоров Я могу быть с вами везде». В этом случае можно говорить о некоторой наивности Ларисы, любившей Паратова по-настоящему и Ставшей жертвой своей любви.

Сильна ли Лариса? И кто сильней: она или Катерина? Лариса не "страшится ничего, когда говорит Карандышеву о том, что она испытывает по отношению к нему: «Только я-то себя не прощаю, что вздумала связать судьбу с таким ничтожеством, как вы». Это может сделать только человек с сильный характером. В момент отчаяния Лариса задумывается о самоубийстве. Но она не решается на этот шаг. Не потому, что боится Бога и его суда, а просто из-за страха перед самим моментом падения в води «Ой, ой, как страшно... Расставаться с жизнью совсем не так легко, как я думала». Возможно, с этой точки зрения можно говорить о Ларисе как о человеке слабом по сравнению с Катериной. Но следя учитывать, что нравы Катерины и Ларисы формировались разным временем их жизни, различны! воспитанием. Но с полной уверенностью можно сказать, что Лариса - также «луч света в темной царстве». Смерть для нее стала освобождением от всех мук, которые она испытала и, возможно, испытывала бы еще на этой Земле. Безусловно, при всех различиях между Ларисой и Катериной есть много общего: и жажда полета, и стремление к воле, свободе, и протест против «темного царства».

Итак, обе героини брошены и унижены. Но в обоих случаях девушка оказалась сильнее, чем любой из мужчин. И Лариса, и Катерина погибли личностями, смерть в их случае явилась спасением от потери достоинства. Обе героини представляют собирательный образ настоящей русской женщины. Хотелось бы, чтобы в настоящее время в современном мире было больше таких натур, как они, и меньше тех, кто подталкивает их к падению.