Кнут гамсун - пан. Кнут Гамсун «Пан

Автор использует форму повествования от первого лица. Его герой - тридцатилетний лейтенант Томас Глан вспоминает события, произошедшие два года назад, в 1855 г. Толчком же послужило пришедшее по почте письмо - в пустом конверте лежали два зелёных птичьих пера. Глан решает для собственного удовольствия и дабы просто скоротать время написать о том, что ему довелось пережить. Тогда где-то около года он провёл на самом севере Норвегии, в Нурланне.

Глан живёт в лесной сторожке вместе со своим охотничьим псом Эзопом. Ему кажется, что только здесь, вдалеке от чуждой ему городской суеты, среди полного одиночества, наблюдая за неспешной жизнью природы, любуясь красками леса и моря, ощущая их запахи и звуки, он по-настоящему свободен и счастлив.

Однажды он пережидает дождь в лодочном сарае, где также укрываются от ливня местный богач купец Мак с дочерью Эдвардой и доктор из соседнего прихода. Случайный эпизод почти не оставляет следа в душе Глана.

Встречая на пристани почтовый пароход, он обращает внимание на молодую хорошенькую девушку Еву, которую принимает за дочь сельского кузнеца.

Глан добывает пропитание охотой, отправляясь в горы, берет сыр у лопарей-оленеводов. Любуясь величественной красотой природы, он ощущает себя неотделимой её частичкой, он сторонится общества людей, размышляя над суетностью их помыслов и поступков. Среди буйства весны он испытывает странное, будоражащее чувство, которое сладко тревожит и пьянит душу.

В гости к Глану наведываются Эдварда и доктор. Девушка в восхищении от того, как охотник обустроил свой быт, но все же лучше будет, если он станет обедать у них в доме. Доктор рассматривает охотничье снаряжение и замечает фигурку Пана на пороховнице, мужчины долго рассуждают о боге лесов и полей, полном страстной влюблённости.

Глан спохватывается, что всерьёз увлёкся Эдвардой, он ищет новой встречи с ней, а потому отправляется в дом Мака. Там он проводит скучнейший вечер в обществе гостей хозяина, занятых карточной игрой, а Эдварда совсем не обращает на него внимания. Возвращаясь в сторожку, он с удивлением отмечает, что Мак ночью пробирается в дом кузнеца. А сам Глан охотно принимает у себя повстречавшуюся пастушку.

Глан объясняет Эдварде, что занимается охотой не ради убийства, а чтобы прожить. Скоро отстрел птиц и зверей будет запрещён, тогда придётся рыбачить. Глан с таким упоением рассказывает о жизни леса, что это производит впечатление на купеческую дочь, ей ещё не приходилось слышать столь необычных речей.

Эдварда приглашает Глана на пикник и всячески подчёркивает на людях своё к нему расположение. Глан чувствует себя неловко, пытается сгладить опрометчивые выходки девушки. Когда же на следующий день Эдварда признается, что любит его, он теряет голову от счастья.

Любовь захватывает их, но отношения молодых людей складываются трудно, происходит борьба самолюбий. Эдварда капризна и своевольна, странность и нелогичность её поступков порой выводит Глана из себя. Однажды он в шутку дарит девушке на память два зелёных пера.

Сложные любовные переживания вконец изматывают Глана, и когда к нему в сторожку приходит влюблённая в него Ева, это приносит облегчение в его мятущуюся душу. Девушка простодушна и добросердечна, ему хорошо и спокойно с ней, ей он может высказывать наболевшее, пусть она даже и не способна понять его.

В крайне взвинченном состоянии возвращается Глан к себе в сторожку после бала, устроенного Эдвардой, сколько колкостей и неприятных моментов довелось ему претерпеть в тот вечер! А ещё он испытывает бешеную ревность к доктору, хромой соперник имеет явное преимущество. От досады Глан простреливает себе ногу.

У лечащего его доктора Глан допытывается, была ли у них с Эдвардой взаимная склонность? Доктор явно сочувствует Глану. У Эдварды сильный характер и несчастный нрав, поясняет он, она ожидает от любви чуда и надеется на появление сказочного принца. Властная и гордая, она привыкла во всем верховодить, и увлечения в сущности не затрагивают её сердца.

Мак привозит в дом гостя, барона, с которым Эдварда отныне проводит все время. Глан ищет утешения в обществе Евы, он счастлив с ней, однако же она не заполняет ни его сердца, ни его души. Мак узнает об их отношениях и мечтает только о том, как бы избавиться от соперника.

При встречах с Эдвардой Глан сдержанно холоден. Он решил, что не даст больше себя морочить своевольной девчонке, тёмной рыбачке. Эдварда уязвлена, узнав о связи Глана с Евой. Она не упускает случая съязвить на его счёт по поводу интрижки с чужой женой. Глан неприятно удивлён, узнав об истинном положении дел, он пребывал в уверенности, что Ева - дочь кузнеца.

Мстительный Мак поджигает его сторожку, и Глан вынужден перебраться в заброшенную рыбачью хибарку у пристани. Узнав об отъезде барона, он решает отметить это событие своеобразным салютом. Глан подкладывает порох под скалу, намереваясь в момент отплытия парохода поджечь фитиль и устроить необыкновенное зрелище. Но Мак догадывается о его замысле. Он подстраивает так, что в момент взрыва на берегу под скалой оказывается Ева, которая погибает под обвалом.

Глан приходит в дом Мака сообщить о своём отъезде. Эдварда абсолютно спокойно воспринимает его решение. Она просит только оставить ей на память Эзопа. Глану кажется, что она станет мучить собаку, то ласкать, то сечь плёткой. Он убивает пса и посылает Эдварде его труп.

Два года прошло, а вот надо же - ничего не забыто, ноет душа, холодно и тоскливо, размышляет Глан. Что, если уехать развеяться, поохотиться где-нибудь в Африке или Индии?

Эпилогом к роману служит новелла «Смерть Глана», события которой относятся к 1861 г. Это записки человека, который был с Гланом в Индии, где они вместе охотились. Именно он, спровоцированный Гланом, выстрелил ему прямо в лицо, представив случившееся как несчастный случай. Он нисколько не раскаивается в содеянном. Он ненавидел Глана, который, казалось, искал гибели и получил то, что хотел.

Кнут Гамсун

Читается за 5–10 мин

Оригинал - за 130−140 мин

Автор использует форму повествования от первого лица. Его герой - тридцатилетний лейтенант Томас Глан вспоминает события, произошедшие два года назад, в 1855 г. Толчком же послужило пришедшее по почте письмо - в пустом конверте лежали два зелёных птичьих пера. Глан решает для собственного удовольствия и дабы просто скоротать время написать о том, что ему довелось пережить. Тогда где-то около года он провёл на самом севере Норвегии, в Нурланне.

Глан живёт в лесной сторожке вместе со своим охотничьим псом Эзопом. Ему кажется, что только здесь, вдалеке от чуждой ему городской суеты, среди полного одиночества, наблюдая за неспешной жизнью природы, любуясь красками леса и моря, ощущая их запахи и звуки, он по-настоящему свободен и счастлив.

Однажды он пережидает дождь в лодочном сарае, где также укрываются от ливня местный богач купец Мак с дочерью Эдвардой и доктор из соседнего прихода. Случайный эпизод почти не оставляет следа в душе Глана.

Встречая на пристани почтовый пароход, он обращает внимание на молодую хорошенькую девушку Еву, которую принимает за дочь сельского кузнеца.

Глан добывает пропитание охотой, отправляясь в горы, берет сыр у лопарей-оленеводов. Любуясь величественной красотой природы, он ощущает себя неотделимой её частичкой, он сторонится общества людей, размышляя над суетностью их помыслов и поступков. Среди буйства весны он испытывает странное, будоражащее чувство, которое сладко тревожит и пьянит душу.

В гости к Глану наведываются Эдварда и доктор. Девушка в восхищении от того, как охотник обустроил свой быт, но все же лучше будет, если он станет обедать у них в доме. Доктор рассматривает охотничье снаряжение и замечает фигурку Пана на пороховнице, мужчины долго рассуждают о боге лесов и полей, полном страстной влюблённости.

Глан спохватывается, что всерьёз увлёкся Эдвардой, он ищет новой встречи с ней, а потому отправляется в дом Мака. Там он проводит скучнейший вечер в обществе гостей хозяина, занятых карточной игрой, а Эдварда совсем не обращает на него внимания. Возвращаясь в сторожку, он с удивлением отмечает, что Мак ночью пробирается в дом кузнеца. А сам Глан охотно принимает у себя повстречавшуюся пастушку.

Глан объясняет Эдварде, что занимается охотой не ради убийства, а чтобы прожить. Скоро отстрел птиц и зверей будет запрещён, тогда придётся рыбачить. Глан с таким упоением рассказывает о жизни леса, что это производит впечатление на купеческую дочь, ей ещё не приходилось слышать столь необычных речей.

Эдварда приглашает Глана на пикник и всячески подчёркивает на людях своё к нему расположение. Глан чувствует себя неловко, пытается сгладить опрометчивые выходки девушки. Когда же на следующий день Эдварда признается, что любит его, он теряет голову от счастья.

Любовь захватывает их, но отношения молодых людей складываются трудно, происходит борьба самолюбий. Эдварда капризна и своевольна, странность и нелогичность её поступков порой выводит Глана из себя. Однажды он в шутку дарит девушке на память два зелёных пера.

Сложные любовные переживания вконец изматывают Глана, и когда к нему в сторожку приходит влюблённая в него Ева, это приносит облегчение в его мятущуюся душу. Девушка простодушна и добросердечна, ему хорошо и спокойно с ней, ей он может высказывать наболевшее, пусть она даже и не способна понять его.

В крайне взвинченном состоянии возвращается Глан к себе в сторожку после бала, устроенного Эдвардой, сколько колкостей и неприятных моментов довелось ему претерпеть в тот вечер! А ещё он испытывает бешеную ревность к доктору, хромой соперник имеет явное преимущество. От досады Глан простреливает себе ногу.

У лечащего его доктора Глан допытывается, была ли у них с Эдвардой взаимная склонность? Доктор явно сочувствует Глану. У Эдварды сильный характер и несчастный нрав, поясняет он, она ожидает от любви чуда и надеется на появление сказочного принца. Властная и гордая, она привыкла во всем верховодить, и увлечения в сущности не затрагивают её сердца.

Мак привозит в дом гостя, барона, с которым Эдварда отныне проводит все время. Глан ищет утешения в обществе Евы, он счастлив с ней, однако же она не заполняет ни его сердца, ни его души. Мак узнает об их отношениях и мечтает только о том, как бы избавиться от соперника.

При встречах с Эдвардой Глан сдержанно холоден. Он решил, что не даст больше себя морочить своевольной девчонке, тёмной рыбачке. Эдварда уязвлена, узнав о связи Глана с Евой. Она не упускает случая съязвить на его счёт по поводу интрижки с чужой женой. Глан неприятно удивлён, узнав об истинном положении дел, он пребывал в уверенности, что Ева - дочь кузнеца.

Мстительный Мак поджигает его сторожку, и Глан вынужден перебраться в заброшенную рыбачью хибарку у пристани. Узнав об отъезде барона, он решает отметить это событие своеобразным салютом. Глан подкладывает порох под скалу, намереваясь в момент отплытия парохода поджечь фитиль и устроить необыкновенное зрелище. Но Мак догадывается о его замысле. Он подстраивает так, что в момент взрыва на берегу под скалой оказывается Ева, которая погибает под обвалом.

Глан приходит в дом Мака сообщить о своём отъезде. Эдварда абсолютно спокойно воспринимает его решение. Она просит только оставить ей на память Эзопа. Глану кажется, что она станет мучить собаку, то ласкать, то сечь плёткой. Он убивает пса и посылает Эдварде его труп.

Два года прошло, а вот надо же - ничего не забыто, ноет душа, холодно и тоскливо, размышляет Глан. Что, если уехать развеяться, поохотиться где-нибудь в Африке или Индии?

Эпилогом к роману служит новелла «Смерть Глана», события которой относятся к 1861 г. Это записки человека, который был с Гланом в Индии, где они вместе охотились. Именно он, спровоцированный Гланом, выстрелил ему прямо в лицо, представив случившееся как несчастный случай. Он нисколько не раскаивается в содеянном. Он ненавидел Глана, который, казалось, искал гибели и получил то, что хотел.

1. Смысл названия произведения Кнута Гамсуна «Господин»

XX столетие обозначилось интересом к мифу, как со стороны писателей, так и со стороны читателей. Миф всегда считался глубинной основой человеческого и историко-культурного бытия, а писатели XX столетия стремились по-новому показать древний миф, использовать его символьную направленность, чтобы показать его грани, которые приоткрываются в наше время. Одним из таких авторов был Кнут Гамсун автор романа «Господин».

Почему же так назвал свое произведение писатель? Герой романа лейтенант Глан сперва и сам напоминает это мифическое существо. Ведь Господин - это бог лесов, отар, пастухов, покровитель природы в древнегреческих мифах. Он так любил землю, что ради нее покинул Олимп. Так же и Глан жил нелюдимом в лесной сторожке, где его единственным товарищем был пес Эзоп. Этот мужчина был счастливым среди природы, наслаждаясь каждым мгновением жизнь среди птичьего пения в солнечный или облачный день. Кажется, больше ничего человеку и не нужно, так как он сам - источник радости и грусти.

Глан настолько ощущал природу, что понимал даже серый камень, который, казалось, узнавал его. Тот камень был частью удивительной природы, которая дарила столько радости.

Когда же появляется другой Господин? Когда происходит встреча с Эдвардой и ее отцом. С того времени Глана начало мучить одиночество, так что он даже клал в карман два медяка и звенел ими, чтобы не было так одиноко. «Ночи не стало, солнце только окуналось в море и снова выходило на снег, еще свежее и краснее». И каждый раз Глан, прислушиваясь к ночному шепоту, будто ощущал, как Господин смеется над ним. Пока длятся его запутанные отношения с Эдвардой и Евой, время от времени Глан будто слышит голос Господина, ощущает на себе его взгляд. Душа его слышит этот призыв. О чем говорит бог лесов? Может, предупреждает о том, что герой никогда не сможет жить среди людей, среди их страстей, так как и сам погружается в их водоворот. Тогда и охватывает его та самая Господиника, которая гонит героя по лесам в напрасном поиске покоя.

По мифу, такой страх - Господинику - способен был нагонять именно Господин. Весь роман преисполнен иллюзий из мифа о Господине. В самом произведении много аналогий с этим богом природы, который, по легенде, владел даром пророчить. А с средних веков Господина уже считали злым духом. Все эти черты воплощены в характере главного героя романа, имя которого созвучно мифическому богу: Глан - Господин. Поэтому и называется произведение именно так - «Господин».

Одним из характерных признаков модернизма, который, начиная с конца XIX столетия, играл доминирующую роль в литературе и искусстве, было современное повествование античных мифов. Художники и писатели-модернисты часто обращались к сюжетам культурного достояния человечества, переосмысливая их и открывая в них новые мотивы, созвучные их времени.

Один из лучших романов норвежского писателя Кнута Гамсуна, чье творчество имеет раннемодернистский характер, имеет название «Господин».

По древнегреческой мифологии, Господин - это бог лесов, полей, отар, сын вестник богов Гермеса и нимфы Дриопы. Родился в Арпидии, на мир появился с козлиными рогами и ногами. Некоторое время жило на Олимпе, но олимпийская жизнь не пришлась ему по вкусу. Он возвратился на землю, где мог прыгать по горам, будто молодой козел, и видеться с белыми стадами, которые паслись на душистых лугах. В горах Господин чувствовал себя настоящим хозяином.

Вечером, после охоты, он ложился на берегу ручья и играл на дудке. Пение ни одного птицы нельзя было сравнить со сладким звуком той дудки. Когда он играл, с гор сбегали призрачные нимфы и пели или, взявшись за руки, танцевали при лунном сиянии на лесных лужайках. Пастухи просыпались в своих шалашах и, молча, слушали музыку законного бога. И будучи божеством стихийных сил, Господин мог нагонять на людей Господинику, без явных причин страх, который называли Господиническим страхом, Господиникой.

В эпоху Александра Македонского образ Господина приобрел наибольшее значение, так как именно тогда жители больших городов запылали неожиданной любовью к жизни пастухов. Идиллическая жизнь Аркадии выдавалась тогдашним нервным и утомленным людям удивительно благословенной, и, воспевая «счастливую» Аркадию, они начали напевать хвалу и Господину, как богу пастухов и их беззаботной жизни. В средневековые же века Господина считали злым духом, а его образ стал образцом для первых известных изображений черта.

В романе Кнута Гамсуна, который назван именем мифического бога, писатель подходит к человеку как к неотделимой частичке природы. Главный герой произведения лейтенант Глан, что живет в лесу со своей охотничьей собакой Эзопом, полную свободу, настоящее счастье ощущает лишь в царстве природы - в полном одиночестве, наедине с незатухающим днем северного лета, прислушиваясь к неторопливому дыханию природы. В лесу Глан может быть самим собой, там никому нет вреда от его неизысканных манер. А среди людей он чувствует себя неуютно, неловко. Среди цивилизованных людей ему приходится напрягать все силы, чтобы вести себя надлежащих образом.

По легенде, бог лесов владел даром предсказания. Глан говорит о себе, что он умеет читать души людей. Эдварде кажется, что у лейтенанта «звериный взгляд». И этот взгляд весьма проникновенный, чтобы разглядеть суетливые помыслы людей, которые живут будничной бездуховной жизнью рядом с ним в рыболовецком поселке. Глану скучно среди общества, которое собирается в доме местного богача - купца Мака, среди банальных разговоров о вещах, которые не являются для него ценными.

Имя главного героя произведения недаром созвучно с именем мифического бога: Глан - Господин. Он ощущает свое родство с природой всем своим искренним сердцем. Оказавшись в лесу после вынужденного перерыва из-за простреленной ноги, Глан каждой клеточкой своего тела ощущал душу леса, плакал от любви, искренне радовался, обессилел от признательности. «Лес ты мой милый, дом мой, здравствуй!» - хотелось сказать ему. В минуты единства с природой герой благословляет жизнь и небо, и даже своих врагов.

Тем не менее, гармония отношений Глана с миром природы была нарушена, когда он встретился с Эдвардой. Он потерял покой. Глана начало мучить одиночество, он даже клал в карман медяки и звенел ими, чтобы не было так одиноко. В ночной тишине появляется жгучий напев дудки Господина, сплетенный из жары и мерцания света звездных ночей. Эта мелодия растравляла душу Глана и сеяла в ней беспокойство. Ему казалось, что Господин сидит на дереве, подсматривая за ним, и дерево трясется от того неслышного смеха. Глана охватывал Господинический страх, и он блуждал лесными тропами в напрасных поисках покоя.

Мотив дисгармонии мира, который пронизывает весь роман Гамсуна, наполнил произведение меланхолией, которую не может преодолеть даже естественная любовь писателя к жизни. Роман, который начался как идиллия, как гимн красоте мира, заканчивается драматическим, преисполненным печали финалом. Могущественный Господин, требуя себе жертв, распоряжается судьбами людей.

2. Инструктивно-методические материалы

А Чехов назвал норвежского писателя Кнута Гамсуна «вдохновенным певцом любви\", который показал обаяние и драматизм бурных страстей Кнута Гамсуна всегда интересовали процессы, происходившие в чел ДСК души, поэтому своим лучшим романом \"Пан\" (1894) он начал психологическую прозу в норвежской литературе Этот роман стал образцом прозы раннего модернизма, который соединил в себе черты импрессионизм в, символизма и неоромантизма Углубившись в мир человеческих переживаний, писатель показал любви на фоне прекрасной природы, которая должна бы стать примером гармонии, однако люди, по его мнению, не прис луховуються к голосу природы и разума и разрушают чувства и отношения между собой К Гамсун концентрировал внимание на психологическом стороне любви, на его трагичности, когда обвинения и обиды сделали немо жливим союз двух сердец Роман написан в то время, когда писатель, находясь в эмиграции, оказался в Париже Автор долго думал, как назвать роман начала дал ему название \"Эдварда\", по имени главной г ероини Но когда книга была уже готова к печати, Гамсун решил, что название \"Эдварда\" не соответствовала содержанию произведения и поэтому сообщил издателю новое название - \"Господинвору і тому повідомив видавцеві нову назву - "Пан".

В XX и в начале XXI века наблюдался повышенный интерес к мифу со стороны писателей, философов, психологов, социологов Я Полищук отметил, что миф - \"универсальный, культурный феномен, значе ения которого выходит за конкретные временные измерения (однако в каждую эпоху устанавливается в духовных координатах времени) как первоначальный код символов, смыслов, мировоззренческих представлений или, по общепринятым в науке термина ном, архитип \"Мифологический фактор в литературе обусловлен прежде всего процессами сознательной авторской мифотворчества Философско-мифологический аспект романа\" Пан \"ощутим уже в названии произведения, и это дало возможность автору синкрезуваты культуру и мифологизировать картины мирологізувати картини світу.

В классической мифологии Пан - сын Гермеса, бог лесов, стад, пастухов, который преследовал нимф в порыве влюбленности Пан, хотя и был одним из древнейших богов Греции, недостаточно весомая лицо Постепенно он потерял свой первоначальный характер и стал богом - покровителем всей природы Когда родился великий Пан, то его мать, нимфа Дриопа, взглянув на сына, в ужасе бросилась бежать, ибо имел козлиные ноги и рога и длинную бороду Но его отец, Гермес, обрадовался рождению ребенка, взял его на руки и поднял на светлый Олимп, где все боги громко приветствовали Пана и смеялись, глядя на негоього.

Пан не остался жить на Олимпе, а ушел в тенистые леса и горы, играя на звонкой свирели Как только услышали нимфы ее замечательные звуки, сразу толпами спешили к нему, и вскоре веселый хоровод двигался с зеленой замкнутой долине под звуки музыки Пана, который и сам любил танцевать с нимфами Когда он розвеселявся, большой шум зчинявся в лесах, по склонам гор: весело играли нимфы и сатиры вместе с Шумлы ным цапоногим господином полдень он шел в чащу леса, чтобы отдохнуть Именно тогда опасно его беспокоить: Господин вспыльчив и мог в гневе наслать тяжелый давящий сон или панический страх Случалось, что бог ус ьому армии внушал такой страх и заставлял вовсю бежать Когда Пан не гневался, то он милостив и добродушнодушний.

Пан - воплощение стихийного жизненного начала, живущего в каждом из героев романа: в Глан, Эдварде, Еве Сходство Глана с Паном оказался в том, что он имел почти безграничную власть над женщинами, их сердцами и Тяжелый \"звериный\" взгляд привлекал к нему женщин На мифического Пана герой похож тем, что оба они слились в одно целое с природой Стремительные порывы души Глана часто нельзя было понять, и автор подчеркнул, что не только на его пороховницы, но и в нем самом как будто сидели неуемное божество - Па божество - Пан.

Ведущей темой в романе стала тема любви, появилась в произведении как непреодолимая сила, которая не поддавалась контролю разума, не знала преград и не признавала никаких ограничений

Идея произведения: люди не прислушиваются к голосу природы и разума и разрушают чувства и отношения между собой Роман сложный по проблематике Он нарушил философские и морально-этические проблемы: в чем смысл л человеческого бытия; что такое счастье, человек и природа Гамсун, известный в мировой литературе как поэт любви, изобразил новые оттенки любовного чувства Именно власть любви определила отношения и поступки героироїв.

Повествование в романе \"Господин\" шла от главного героя Это своеобразные записки о том, что произошло с ним несколько лет назад Описанное в романе и рассказано Гланом воспринималось как гимн красоте мира и большая человеческая а трагедия водночадія водночас.

Сюжет романа, на первый взгляд, несложный Лейтенанта Глана, живший отшельником в лесу, любили две женщины - Ева и Эдварда, он тоже любил их, не зная, кому отдать предпочтение Стихия любви захватило все их трех героев Как любая природная стихия, любовь стала опасным и, как мифический Пан, требовало жертртв.

Лейтенант находился в том возрасте, когда молодость прошла, на смену ей пришла зрелость Он жил вдали от людей со своим верным другом псом Эзопом Герою скучно среди людей, которые собирались для развлечений в бу удинку местного богача - торговца Мака Для Глана лес - не просто уголок природы Только в лесу он чувствовал себя сильным, здесь мог жить настоящей жизнью, чувствовать его красоту Природа заполонила душу но не преодолела его чувства к Эдварде Первая встреча с девушкой произошло во время бури Тогда ей было лет 16, и она сразу покорила сердце мужчины Его любовные истории не ограничивался отношениями с Эдвардом Во время встречи парохода он познакомился с Евой, молодой замужней красавицей Автор говорил, что было что-то особенное в тяжелом зверски \"взгляде\" Томаса, что, как магнитом, тянуло к себе жи нок, и искренняя душой Ева, как бабочка прилетела на свет, не ощущая опасности Для молодой женщины это было первое сильное, бурное чувство, которому она полностью отдала С покорной домашней рабыни она превратилась в личность, чувствовала свое достоинство и независимость, ее чувства безграничное, она ничего не требовала от любимого Плановые было приятно чувствовать ее заботу, его душа у Евы просто е дпочивала и набиралась сил Но все время думал о Эдвардас він думав про Едварду.

Обе женщины любили Томаса Глана, но каждая по-своему Глан часто встречал Еву с сельским кузнецом, думая, что это ее отец Лишь накануне смерти женщины узнал, что кузнец - то ее муж Ева загы инула при взрыве мины, которую заложил Глан, чтобы отметить отъезд Эдварде грандиозным фейерверком Мину взорвал господин Мак, надеясь, что погибнет ГлаГлан.

Эдварда также любил Глана Но объяснить их отношения сложно Она почти не бывала сама, ее все время кто-то сопровождал Это раздражало Томаса, а он, в свою очередь, раздражал Мака, который заметил, что между ни им и его дочерью возникли чувства Эдварда не так хороша, как Ева, Глан ее полюбил не за красоту, а за душу Девушка посещала его сторожку, и после расставания юноша чувствовал себя опустошенным и одиноким Ревность сопровождали его страстная любовь и толкали на невероятные поступки Эдварда тоже часто безрассудная Освидчившись Глан в любви, она решила выйти замуж за барона Непредсказуемость ихн их действий можно объяснить экспрессивностью характеров Даже в те минуты, когда души их готовы открыться друг другу, что-то сдерживало йимувало їх.

На первый взгляд, Эдварда слишком капризна, чопорная Но она ждала от любви чего-то необычного и поэтому не смогла оценить чувство Глана Доминирующая тема \"любовь - страдание\" достигла своего апогея в в эпизоде??прощания Эдварде и Гланарди і Глана.

Финал романа \"Господин\" открыт, но в новелле \"Смерть Глана\" (1893), своеобразном эпилоге произведения, автор логично завершил сюжетную линию Интересно, что новелла была написана раньше роман, то есть художник еще ст создания \"Пана\" знал, чем закончится жизнь его героевим закінчиться життя його героя.

Глан отправился на охоту в далекую Индию Там он получил письмо от Эдварде с просьбой вернуться к ней Но для него возврата назад нет Он сделал все возможное, чтобы вызвать у своего соперника ревностно ощи и ярость И тот убил героевероя.

\"Когда разрушаются любовные отношения, - рушится мир,\" - писал Кнут Гамсун в своих заметках к роману \"Господин\"

Пытаясь решить сложную проблему отношений человека и природы, Кнут Гамсун подчеркнул, что все мы дети природы, а потому не можем пренебрегать вечными законами единства, мудрости, гармонии Именно и народ дина, осознавший ее причастности к необъятного океана природы, может быть и будет счастливой Никакие достижения цивилизации не заменят человеку простых и искренних чувств, которые пленили ее душу во время спилкув Ання с природой Именно поэтому писатель искал непреодолимую силу любви в таинствах природы, таинствах человеческой души Для Глана весь мир был сказкой Он умел слушать природу, улавливать ее тихую музыку, ус им сердцем чувствовать свое единство с ней Природа заполонила душу Томаса, а не преодолела его чувства Он только в лесу мог быть самим собой, жить полноценной жизнью, чувствовать его красоту, поэтому он изменил военную форму на \"одежду Робинзона\" и жил в хижине вместе со своей собакой Эзопом Мир цивилизации герой воспринял как несовершенное, искусственное отражения мира природы Он \"наслаждался запахом корни и листья запахом сосновой живицы \", и ничто не смущало его душі ніщо не бентежило його душу.

Импрессионистический психологизм - главная стилевая признак импрессионистической техники письма Исследователь Георг Брандес отмечал, что Кнут Гамсун \"воспроизвел душевный кинематограф\" благодаря неслыханному психологии ичной импрессионизма Не все события в произведении можно назвать мотивированными и логическими (убийство Томасом Гланом своего верного друга - собаку Эзопа) Мотивация поступка не лежала на поверхности текста, героев и действовал по внутреннему предчувствием, мгновенным впечатлениевим враженням.

В образе Глана находим черты неоромантического героя Это мужественный человек, которая противостояла обществу (отчужден от людей, одинок), шла на риск, попадала в необычные обстоятельства и пыталась преодолеть

Внутренние связи можно проследить между романом \"Пан\" Кнута Гамсуна и повести \"Тени забытых предков\" М Коцюбинского И для норвежского, и для украинских писателей Пан (Чугайстер) - это олицетворение сил природы Он воспринимался как символ единения человека с природой, научил человека видеть прекрасное, всегда помогал сохранить душевное равновесие Украинский писатель утверждал, что и человеческая песням я, и человеческий труд - все дышало первоначальной природой Отыскать мелодию, которая была бы созвучна с красотой горных пейзажей, Ивану Па-лийчуку долго не удавалось Но после встречи с богом лесов - Чу гайстром, - которая и удивила парня, мелодия пришла к нему легко и просто украинский писатель в своей повести стремился воссоздать оригинальное мифологическое мировосприятие гуцулов, показать их, ов ияне сказочностью, мифами и поверьями жизни Иван Палийчук стал частью природы, ведь с детства \"знал, что в мире господствует нечистая сила, аридник (злой дух) правит всем; что в лесах полно леших, я ки пасут там свою маржинку: оленей, зайцев и серн; что там бродит веселый чугайстрив, который сейчас просит встречного танец и раздирает нявки; живущий в лесу голос топора Мог бы рассказать и о русалках, что хорошего погоду выходят из воды на берег, поют, сочиняют басни и молитвы \"То есть, уже с раннего возраста сознание Ивана была\" настроена \"на восприятие мифологического опыта, произведено го гуцулами протяжении многих веков Он слышал голоса предков, рос в атмосфере мифа карпатских лесов и долин Отношение Ивана к мифологического мира изменилось после смерти Марички Страх перед демо ночными силами вытеснил благодаря большой силе любви, которое он потерял со смертью любимой Поэтому Иван спасал нявку-Маричку, играя чугайстрив песню, которую подслушал в лешийу-Марічку, граючи Чугайстрові пісню, яку підслухав у щезника.

украинский и норвежский художники в своих произведениях через внутренний мир человека воспроизвели карпатскую мифологию, которая соединила в себе языческие и христианские верования и античный миф о Господине неповторимых ного колорита произведениям предоставили \"фигуры мифологических существ - олицетворений сверхъестественной силы\", материализация которых в \"Тенях забытых предков\" выступила как \"Субъект общения в отношениях с героем\", а в \"Пан и \"- как\" объект наблюдения героя над этим миромuot;об"єкт спостереження героя над цим світом".

справедливо будет фраза, взятая из романа украинского писателя-современника Валерия Шевчука из его романа \"Горбунка Зоя\": \"Любовь между лицами разного пола - это не мир, а война, взаимное завоевания и поборюва Ання, именно поэтому на этом поле происходит столько трагедий: иногда такое соревнование ведется не на жизнь, а на смерть и такая война у некоторых людей становится смыслом их существования, то есть они на этом поле будто воины-профессионалы \"украинский писатель трактовал проблему любви подобно тому, как ее показал и норвежский романист Кнут Гамсун Общее у этих двух писателей, что они отразили прис Траст, в определенной степени агрессивность, бесконтрольность чувств, трагизм отношений между людьми, а все это присуще литературе модернизма Любовь в гнуть Гамсуна было любовью-страданием, любовью - \"общест ю \", войной между лицами разного пола, не похоже на борьбу за какие-то идеалы или предпочтения, это\" бегство \"от себя, поэтому Валерий Шевчук назвал эту ситуацию войной\" воинов-профессионаловзвав цю ситуацію війною "воїнів-професіоналів".

Много общего с Кнутом Гамсуном в трактовке проблемы любви можно найти у Леси Украинская, которая в своей известной поэме \"Лесная песня\" писала: \"Любовь - как вода, - плавке и Быстрое, рвет, играет, ласкай ить, привлекает и топитьатягає й топить.

Последние дни мне все думается, думается о незакатном дне северного лета. Все не идут у меня из головы это лето и лесная сторожка, где я жил, и лес за сторожкой, и я решился кое-что записать, чтоб скоротать время и так просто, для собственного удовольствия. Время идет медленно, я никак не могу заставить его идти поскорей, хоть ничто не гнетет меня и я веду самую беззаботную жизнь. Я совершенно всем доволен, правда, мне уже тридцать лет, но не так уж это много. Несколько дней назад я получил по почте два птичьих пера, издалека, от человека, который вовсе не должен бы мне их присылать, но вот поди ж ты - два зеленых пера в гербовой бумаге, запечатанной облаткой. Любопытно было взглянуть на эти перья, до чего же они зеленые... А так ничто меня не мучит, разве что иногда ломит левую ногу из-за старой раны, впрочем, давно уже залеченной.

Помню, два года назад время бежало быстро, не то что теперь, не успел я оглянуться, как промчалось лето. Это было два года назад, в 1855 году, а сейчас я для собственного удовольствия решил написать обо всем, что мне тогда выпало на долю, а может быть, и просто приснилось. Теперь уж позабылись многие подробности тех событий, я ведь о них почти и не вспоминал; помню только, что ночи были очень светлые. И многое казалось мне странно: в году, как всегда, двенадцать месяцев, а ночь обратилась в день, и хоть бы одна звезда на небе. И люди там тоже особенные, никогда еще мне такие не встречались; иной раз одна всего ночь - и вчерашний ребенок становится взрослым, разумным и прекрасным созданьем. И не то чтобы это колдовство, просто никогда еще мне такое не встречалось. О, никогда, никогда не встречалось.

В большом белом доме у самого моря судьба свела меня с человеком, на короткое время занявшим мои мысли. Теперь этот человек уже не стоит неотступно у меня в голове, так только, изредка вспомню, да нет, совсем позабыл; я вспоминаю, напротив, совсем другое: крик морских птиц, охоту в лесах, мои ночи, каждый горячий час лета. Да и свел-то нас с нею случай, и ведь не будь этого случая, я бы и дня о ней не думал.

Из сторожки я видел сумятицу островков и шхер, кусочек моря, синие вершины, а за сторожкой лежал лес, бескрайний лес. Как я радовался запаху корней и листвы, запаху жирной сосновой смолы; только в лесу все во мне затихало, я чувствовал себя сильным, здоровым, и ничто не омрачало душу. Всякий день я шел в горы с Эзопом, и ничего-то мне больше не надо было - только вот так ходить в горы, хоть еще не сошел снег и местами чернела слякоть. Единственным товарищем моим был Эзоп; теперь у меня Кора, а тогда был Эзоп, мой пес, которого я потом застрелил.

Часто вечером, когда я подходил к своей сторожке, у меня уютно замирало сердце, пробирала радостная дрожь, и я говорил с Эзопом о том, как славно нам живется. «Ну вот, сейчас, мы разведем огонь и зажарим на очаге птицу, - говорил я ему, - что ты на это скажешь?» А когда мы отужинаем, Эзоп, бывало, забирался на свое место за очагом, а я зажигал трубку, и ложился на нары, и вслушивался в глухой шорох леса. Ветер дул в сторону нашего жилья, и я отчетливо слышал, как токуют тетерева далеко в горах. А то все было тихо.

И часто я так и засыпал, как был, во всей одежде, и просыпался лишь от утреннего крика морских птиц. Выглянув в окно, я видел большие белые строенья, лавку, где я брал хлеб, пристани Сирилунна, и потом еще лежал на нарах, дивясь, что я тут, на самом севере Норвегии, в Нурланне, в сторожке на краю леса.

Но вот Эзоп потягивался узким длинным телом, звенел ошейником, зевал, вилял хвостом, и я вскакивал после трех-четырехчасового сна, совершенно выспавшийся и всем, всем довольный.

Так прошло много ночей.

Бывает, и дождь-то льет, и буря-то воет, и в такой вот ненастный день найдет беспричинная радость, и ходишь, ходишь, боишься ее расплескать. Встанешь, бывает, смотришь прямо перед собой, потом вдруг тихонько засмеешься и оглядишься. О чем тогда думаешь? Да хоть о чистом стекле окна, о лучике на стекле, о ручье, что виден в это окно, а может, и о синей прорехе в облаках. И ничего-то больше не нужно.

А в другой раз даже и что-нибудь необычайное не выведет из тихого, угнетенного состояния духа, и в бальной зале можно сидеть уныло, не заражаясь общим весельем. Потому что источник и радостей наших, и печалей в нас же самих.

Вот помню я один день. Я спустился к берегу. Меня захватил дождь, и я спрятался в лодочном сарае. Я напевал, но без охоты, без удовольствия, так просто, чтобы убить время. Эзоп был со мной, он сел, прислушался. Я перестаю петь и тоже слушаю, я слышу голоса, ближе, ближе. Случай, чистейший случай! Два господина и девушка влетают ко мне в сарай. Они, хохоча, кричат друг дружке:

Скорее! Тут и переждем!

Один из мужчин был в белой некрахмаленой манишке, теперь она вдобавок совсем промокла и пузырилась; в этой мокрой манишке торчала брильянтовая булавка. На ногах у него были длинные, остроносые башмаки весьма щегольского вида. Я поклонился, это был господин Мак, торговец, я узнал его, я покупал хлеб у него в лавке. Он еще приглашал меня к себе домой, да я пока не собрался.

А, знакомые! - сказал он, разглядев меня. - Вот, пошли было на мельницу, и пришлось воротиться. Ну и погодка, а? Так когда же вы пожалуете в Сирилунн, господин лейтенант? - Он представил мне низкорослого господина с черной бородкой, доктора, жившего в соседнем приходе.

Девушка подняла вуаль на нос и принялась тихонько беседовать с Эзопом. Я заметил ее кофту, по изнанке и петлям видно было, что она перекрашена. Господин Мак представил и ее, это его дочь, зовут ее Эдвардой.

Эдварда быстро глянула на меня через вуаль и опять стала шептаться с Эзопом и разбирать надпись у него на ошейнике.

Тебя, оказывается, зовут Эзоп... Доктор, кто такой Эзоп? Я только и помню, что он сочинял басни. Фригиец, кажется? Нет, не знаю.

Ребенок, школьница. Я смотрел на нее. Высокая, но еще не развившаяся, лет пятнадцати-шестнадцати, длинные, темные руки без перчаток. Наверное, придя домой, она отыскала в лексиконе Эзопа, чтобы блеснуть при случае.

Господин Мак расспрашивал меня об охоте. Чего попадается больше? Я могу свободно располагать любой из его лодок, одно мое слово - и она в моем нераздельном пользовании. Доктор все время молчал. Когда они пошли, я заметил, что доктор прихрамывает и опирается на палку.

Я побрел домой; на душе у меня было по-прежнему пусто, я безразлично напевал. Встреча в лодочном сарае не произвела на меня ровным счетом никакого впечатления; больше всего запомнилась мокрая манишка господина Мака с брильянтовой булавкой, тоже мокрой и почти без блеска.

Автор использует форму повествования от первого лица. Его герой — тридцатилетний лейтенант Томас Глан вспоминает события, произошедшие два года назад, в 1855 г. Толчком же послужило пришедшее по почте письмо — в пустом конверте лежали два зелёных птичьих пера. Глан решает для собственного удовольствия и дабы просто скоротать время написать о том, что ему довелось пережить. Тогда где-то около года он провёл на самом севере Норвегии, в Нурланне.

Глан живёт в лесной сторожке вместе со своим охотничьим псом Эзопом. Ему кажется, что только здесь, вдалеке от чуждой ему городской суеты, среди полного одиночества, наблюдая за неспешной жизнью природы, любуясь красками леса и моря, ощущая их запахи и звуки, он по-настоящему свободен и счастлив.

Однажды он пережидает дождь в лодочном сарае, где также укрываются от ливня местный богач купец Мак с дочерью Эдвардой и доктор из соседнего прихода. Случайный эпизод почти не оставляет следа в душе Глана.

Встречая на пристани почтовый пароход, он обращает внимание на молодую хорошенькую девушку Еву, которую принимает за дочь сельского кузнеца.

Глан добывает пропитание охотой, отправляясь в горы, берет сыр у лопарей-оленеводов. Любуясь величественной красотой природы, он ощущает себя неотделимой её частичкой, он сторонится общества людей, размышляя над суетностью их помыслов и поступков. Среди буйства весны он испытывает странное, будоражащее чувство, которое сладко тревожит и пьянит душу.

В гости к Глану наведываются Эдварда и доктор. Девушка в восхищении от того, как охотник обустроил свой быт, но все же лучше будет, если он станет обедать у них в доме. Доктор рассматривает охотничье снаряжение и замечает фигурку Пана на пороховнице, мужчины долго рассуждают о боге лесов и полей, полном страстной влюблённости.

Глан спохватывается, что всерьёз увлёкся Эдвардой, он ищет новой встречи с ней, а потому отправляется в дом Мака. Там он проводит скучнейший вечер в обществе гостей хозяина, занятых карточной игрой, а Эдварда совсем не обращает на него внимания. Возвращаясь в сторожку, он с удивлением отмечает, что Мак ночью пробирается в дом кузнеца. А сам Глан охотно принимает у себя повстречавшуюся пастушку.

Глан объясняет Эдварде, что занимается охотой не ради убийства, а чтобы прожить. Скоро отстрел птиц и зверей будет запрещён, тогда придётся рыбачить. Глан с таким упоением рассказывает о жизни леса, что это производит впечатление на купеческую дочь, ей ещё не приходилось слышать столь необычных речей.

Эдварда приглашает Глана на пикник и всячески подчёркивает на людях своё к нему расположение. Глан чувствует себя неловко, пытается сгладить опрометчивые выходки девушки. Когда же на следующий день Эдварда признается, что любит его, он теряет голову от счастья.

Любовь захватывает их, но отношения молодых людей складываются трудно, происходит борьба самолюбий. Эдварда капризна и своевольна, странность и нелогичность её поступков порой выводит Глана из себя. Однажды он в шутку дарит девушке на память два зелёных пера.

Сложные любовные переживания вконец изматывают Глана, и когда к нему в сторожку приходит влюблённая в него Ева, это приносит облегчение в его мятущуюся душу. Девушка простодушна и добросердечна, ему хорошо и спокойно с ней, ей он может высказывать наболевшее, пусть она даже и не способна понять его.

В крайне взвинченном состоянии возвращается Глан к себе в сторожку после бала, устроенного Эдвардой, сколько колкостей и неприятных моментов довелось ему претерпеть в тот вечер! А ещё он испытывает бешеную ревность к доктору, хромой соперник имеет явное преимущество. От досады Глан простреливает себе ногу.

У лечащего его доктора Глан допытывается, была ли у них с Эдвардой взаимная склонность? Доктор явно сочувствует Глану. У Эдварды сильный характер и несчастный нрав, поясняет он, она ожидает от любви чуда и надеется на появление сказочного принца. Властная и гордая, она привыкла во всем верховодить, и увлечения в сущности не затрагивают её сердца.

Мак привозит в дом гостя, барона, с которым Эдварда отныне проводит все время. Глан ищет утешения в обществе Евы, он счастлив с ней, однако же она не заполняет ни его сердца, ни его души. Мак узнает об их отношениях и мечтает только о том, как бы избавиться от соперника.

При встречах с Эдвардой Глан сдержанно холоден. Он решил, что не даст больше себя морочить своевольной девчонке, тёмной рыбачке. Эдварда уязвлена, узнав о связи Глана с Евой. Она не упускает случая съязвить на его счёт по поводу интрижки с чужой женой. Глан неприятно удивлён, узнав об истинном положении дел, он пребывал в уверенности, что Ева — дочь кузнеца.

Мстительный Мак поджигает его сторожку, и Глан вынужден перебраться в заброшенную рыбачью хибарку у пристани. Узнав об отъезде барона, он решает отметить это событие своеобразным салютом. Глан подкладывает порох под скалу, намереваясь в момент отплытия парохода поджечь фитиль и устроить необыкновенное зрелище. Но Мак догадывается о его замысле. Он подстраивает так, что в момент взрыва на берегу под скалой оказывается Ева, которая погибает под обвалом.

Глан приходит в дом Мака сообщить о своём отъезде. Эдварда абсолютно спокойно воспринимает его решение. Она просит только оставить ей на память Эзопа. Глану кажется, что она станет мучить собаку, то ласкать, то сечь плёткой. Он убивает пса и посылает Эдварде его труп.

Два года прошло, а вот надо же — ничего не забыто, ноет душа, холодно и тоскливо, размышляет Глан. Что, если уехать развеяться, поохотиться где-нибудь в Африке или Индии?

Эпилогом к роману служит новелла «Смерть Глана», события которой относятся к 1861 г. Это записки человека, который был с Гланом в Индии, где они вместе охотились. Именно он, спровоцированный Гланом, выстрелил ему прямо в лицо, представив случившееся как несчастный случай. Он нисколько не раскаивается в содеянном. Он ненавидел Глана, который, казалось, искал гибели и получил то, что хотел.

Лейтенанту Томасу Глану приходит письмо – в конверте лишь два зеленых пера. Они возрождают в памяти события двухлетней давности. В 1855 г. Томас около года прожил в Нурланне, на севере Норвегии.

Живя в лесной сторожке вдали от городской суеты, Глану кажется, что он по-настоящему свободен. Пропитание добывает охотой, а верный пес Эзоп заменяет надоевшее общество.

Как-то во время дождя Томас оказывается в лодочном сарае вместе с местным купцом Маком, его дочерью Эдвардой и доктором. Он не придал значения мимолетному знакомству. Больший интерес вызвала встреченная на пристани Ева, которую принял за дочь кузнеца. В сторожку наведываются доктор и Эдварда. Барышне нравится обустройство логова, но она считает: обедать Глану следует в их доме. Доктор восхищается снаряжением охотника. Заметив на пороховнице фигурку Пана, он пускается в рассуждения о страстном боге лесов и полей.

Незаметно Глан увлекся дочерью купца. В надежде на встречу с девушкой, он отправляется в дом Мака, где проводит скучный вечер в обществе гостей хозяина. Ночью Глан замечает: Мак тайно посещает дом кузнеца.

Однажды Эдварда приглашает Глана на пикник и демонстрирует свое расположение. Гостю неудобно перед компанией, он пытается отшутиться. На следующий день девушка первой признается в любви, Глан счастлив. Однако отношения между ними не складываются - Эдварда самолюбива и капризна. В шутку Томас дарит ей пару зеленых перьев. Уставший от сложностей Глан обрадовался, завидев на пороге Еву. Простодушная девица влюблена в него, хоть и не способна понять. Зато с ней легко и спокойно.

Бал, устроенный в доме Мака, окончательно вывел Глана из себя. Эдварда отпускала колкости, была заносчивой, к тому же отдавала явное предпочтение хромому доктору. От досады Томас прострелил себе ногу. На приеме он пытается выпытать у доктора об отношениях с Эдвардой. Тот сочувствует пациенту и рассказывает, что у девушки властный характер, она ждет чуда в образе принца, все остальное – обычные интрижки.

В доме Мака появляется заезжий барон. Отныне Эдварда все время посвящает ему. Глан пытается забыться в обществе Евы. Но Маку не по душе отношения Глана с девушкой, он намерен избавиться от соперника. Глан решает быть предельно холодным с Эдвардой, не позволять морочить себе голову. Та в свою очередь упрекает молодого человека в связи с чужой женой. Глан все это время считал, что Ева – дочь кузнеца!

Из мести Мак поджигает обитель Глана, тот вынужден поселиться в рыбачьей сторожке у пристани. Отъезд барона он планирует отметить оригинальным салютом, для чего подкладывает под скалу порох. Купец, догадавшись о замысле соперника, устраивает так, что в момент взрыва Ева оказывается возле скалы и погибает.

Глан сообщает семейству Мака о своем отъезде. Эдварда равнодушно встречает новость, просит лишь оставить на память Эзопа. Представив, как она будет мучить пса строптивым норовом – то бить, то ласкать, он убивает его и велит отправить девушке труп собаки. Глядя на присланные перья, Томас понимает: ничего не забылось за два года. Он раздумывает над охотой где-нибудь в Африке или Индии.

В эпилоге выясняется, что в 1961 г. человек, охотившийся вместе с Гланом в Индии, застрелил его. Спутник повествует, что Томас искал смерти и специально спровоцировал на выстрел в лицо, обставив все как несчастный случай.

Настоящим феноменом литературы XX века стало творчество норвежского писателя Кнута Гамсуна. Мастер психологического анализа, тонкий лирик, он умел передать едва заметные движения человеческой души. По его мнению, разрыв духовных связей между людьми, нарушение гармонии природы, как последствия жестокости цивилизации, были опасны не только для его современников, но и для будущих поколений. Писатель считал, что чувства и переживания – это «особый воздух, которым дышит каждая эпоха», и важно, чтобы он остался полным ароматов трав и деревьев, а не привкусом цивилизации». Именно эти мысли нашли свое воплощение в романе «Господин». Углубляясь в мир человеческих переживаний, Кнут Гамсун показывает любовь на фоне прекрасной северной природы, которая должна стать образцом гармонии и совершенства, если бы люди прислушивались к голосу разума. Неоднократно подчеркивая то, что человек – неотъемлемая часть природы, автор призывает подчиняться ее законам, не нарушать гармонию окружающего мира.

Главный герой, лейтенант Томас Глан, которому надоел мир цивилизации, живет вдали от людей, среди лесных зарослей. Он – охотник и мечтатель, любит природу, любуется ее изменениями и чувствует себя счастливым и свободным человеком. Он осознает себя частью природы, ощущает свою связь с ее мощной стихией. «Время идет медленно… мне уже тридцать лет, но это еще не так много», – успокаивает себя Томас.

Порывы души Глана стремительны, их часто нельзя объяснить. Жизнь дарит ему встречу с двумя замечательными, но совершенно разными женщинами – Евой и Эдварды, которые пленили его сердце, внесли изменения в его жизнь. Во время бури пленила сердце Глана «высокая, стройная, лет 15-16» Эдварда, благодаря ей еще острее чувствует он и красоту окружающего мира, и свое единство с природой. «Я радовался запахам корней и листьев, запахом сосновой смолы. Только в лесу я успокаивался и чувствовал себя сильным, здоровым и ничто не смущало душу». Несмотря на чувство взаимной любви, отношения Глана и Эдварды были сложными и непонятными. Эта девушка привлекала его не столько своей внешней красотой, сколько совершенством мыслей, цельностью натуры, красотой души. Ревность, сопровождавшая страстную любовь лейтенанта, толкала на невероятные поступки и приносила горе близким ему людям.

Пытаясь найти понимание с самим собой, опьяненный от любви к Эдварде, Глан знакомится с Евой, молодой замужней красавицей. Автор говорит, что было нечто особенное в тяжелом зверском «взгляде» Томаса, что словно магнитом тянуло к себе женщин, и искренняя душой Ева, как мотылек, летела на свет, не чувствуя опасности. Для молодой женщины это было первое чувство, сильное, бурное, которому она отдает себя до капельки. Из покорной домашней рабыни она превращается в личность, чувствует свое достоинство и независимость. Ее чувство безгранично и, главное, оно ничего не требовало от любимого. Глану было приятно ощущать ее заботу, ее тепло. Ее душа, уставшая от ревности, отдыхала и набиралась сил. Но все время он думал о той, другой, которая оставалась и близкой, и недосягаемой. Любовный треугольник, как же он разрешится, кто одержит победу – искренность чувств или умелая игра?

На протяжении всего романа мы чувствуем страстный напев Пана, лесного божества, который, по мифологическому сюжету, преследовал нимф в порыве влюбленности. Сотканный из дневного зноя и небесного света звезд, этот напев словно обогащает психологическую палитру романа. Автор не раз подчеркивает, что человек – частица мира, а Пан – воплощение стихийного жизненного начала, которое живет в каждом герое: и в Глане, и в Еве, и в Эдварде. Этот напев Пана сопровождает главную тему произведения – любовь, ибо она возникает как непреодолимая сила, которая не руководствуется разумом, отбрасывает моральные принципы. Ее волевая стихия, как языческое божество, требует себе жертв. Именно она привлекает и поглощает Еву, делая из нее первую жертву на алтаре этой бессмысленной любви. Женщина погибает при взрыве мины, которую заложил ее возлюбленный, чтобы отпраздновать грандиозным фейерверком отъезд другой женщины, ее соперницы, недосягаемой Эдварды. Потеряв Еву, Глан словно обезумел от невероятной боли этой потери. Он почувствовал себя одиноким без ее любви, ее улыбки, ее заботы. «Ты отдала все, и это тебя не тяготило, ты была щедрая и ты любила».

Эдварда – совсем другой тип женщины, она умеет любить, но ее любви хватает самопожертвования. Для нее любовь – это борьба, в которой победу она видит только за собой. Поэтому их отношения с Глан не искренние, потому что им присущ характер любовного поединка, в котором каждый выступает гордым эгоистом. Ощущение поглощения волевой стихией рисовало в воображении Томаса мифического Пана, который наблюдает за ним. Глан чувствовал, что потерял связь с природой, потерял равновесие чувств, чувствовал, что его поглощает страсть и жажда победы. Именно эта неуемная страсть требовала новых жертв. На этот раз, на алтарь были принесены его любимая собака Эзопа, труп которой, как осознание смерти любви, которая не осуществилась, и жизнь, которая не удалась по вине самих людей, передает Глан Эдварде.

Роман заканчивается трагически, но главное лицо так и остается почти не известным. Это мощный Пан, мощная сила природы, «дыхание которой ощущается и в морской буре, и в тайне любви», которая стремительно соединяет все живое на земле. Итак, пытаясь решить сложную проблему отношений человека и природы, Кнут Гамсун подчеркивает, что все мы – ее дети, поэтому не можем пренебрегать извечными законами единства, мудрости, гармонии. Именно тот человек, который осознает свою причастность к необъятному океану природы, может быть и будет счастливым. Никакие достижения цивилизации не заменят человеку простых и искренних чувств, которые пленяют его душу во время общения с матушкой-природой. Вот почему выдающийся психолог Кнут Гамсун ищет непреодолимую силу любви в таинствах природы, таинствах человеческой души.