Курочка ряба живет и в наше время.

Из всего обилия русских народных сказок можно выделить, как минимум три, которые каждый из нас уж точно помнит наизусть. Безусловно, это «Курочка Ряба», «Колобок» и «Репка». Знают-то эти сказки все, а вот понимают ли?

Этим вопросом я озадачился после того, как обнаружил в Интернете обилие статей с пугающими названиями вроде «Анализ русской сказки «Курочка ряба» в теории объектных отношений», или ««Колобок». Буквальная, архетипическая, натуральная, ритуальная и этимологическая интерпретации». И ладно бы это были шуточные или художественные интерпретации, так нет – пишут типа научно, на полном серьезе да еще зачастую на 50-100 тыс. знаков. Обилие сего заумного бреда заставляет задуматься над тем, как же странно устроены мозги отдельных представителей интеллигенции.

Ну что же, давайте посмотрим – какие загадки (настоящие и мнимые) скрывают эти три популярные сказки.

«Курочка Ряба, где твоя баба?» (П. Мамонов)

Каждый, кто всерьез заинтересуется нашими народными сказками, никогда не пройдет мимо академического издания.... Александра Николаевича Афанасьева – русского последователя братьев Гримм. Именно он впервые собрал, систематезировал и опубликовал собрание нашего сказочного наследия. Первые сборники выходили еще в 1860-х годах, а полное собрание было напечатано в 1873-м.

Надо сразу отметить, что народное творчество в отличие от авторского не склонно иметь один вариант одной и той же истории. Обычно вариантов много, и они порой сильно отличаются от того, который позже признают каноническим и печатают в популярных изданиях. То же и с «Курочкой-Рябой».

У Афанасьева сказка называется просто «Курочка» и звучит совсем по-другому. Во-первых, ни о каком золотом яйце речи в ней нет. Курочка сносит простое яичко, которое тут же разбивает мышка. После чего начинается настоящий конец света. Дед и баба, как и положено, рыдают, а вот их внучка с горя... вешается. После чего весть о разбитом яйце по цепочке разносится по селу, просвирня ломает и бросает просвиры, дьячок «побежал на колокольню и перебил все колокола», а поп рвет книги.

Понятно, что здесь сказка повествует о глупых людях, которые из-за пустяка впадают в панику – такой народный «черный юмор».

Однако Афанасьевскими вариантами сказка не исчерпывалась, и в итоге классическим стал пересказ известного педагога К. Ушинского, напечатанный в его хрестоматии «Родное слово». Здесь уже наличествуют все составляющие – и золотое яйцо, которое не поддается деду с бабой, но разбивается мышкой, и обещание Курочки-Рябы снести простое яйцо взамен золотого.

Именно на этом варианте и обтачивают зубы современные «исследователи». Таинственность сказки они усматривают в якобы абсурдных действиях, и задаются следующими вопросами:
1) Зачем дед с бабой бьют золотое яйцо?
2) Почему разбить яйцо удается мышке?
3) Почему, когда мышка, по сути, исполняет их желание – они не радуются, а плачут?
4) Зачем Курочка обещает им снести простое яйцо, а не золотое взамен разбитого?

После чего начинаются рассуждения о космогонических мифах, где мир рождается из Мирового яйца, о мыши, которая является «духом предков» и волшебной помощницей. Пишут и покруче.

И. Флерова «Славянские корни русского духа»:
«...Оно упало не из-за мышкиного хвостика, а от пренебрежения к сокровищу. Потеряли благоговение, оно и разбилось. Не так ли и в нашей жизни? Все разрушается при небрежении: любовь, здоровье, знания, Родина, язык, воздух, реки, растения, животные. Все гибнет».

М. Черненко ««Курочка Ряба» и «Репка»»:
«Мышка – это не просто аллегория в виде животного. Это символ мысли, той божественной мысли, которая приходит внезапно, придаёт толчок в застоявшихся делах, вдохновляет на подвиги. Это провидческий или божественный импульс, который Всевышний посылает нашим людям в трудную минуту».

М. Вигдорчик «Анализ русской сказки «Курочка ряба» в теории объектных отношений»:
«Золотое яйцо, снесенное курицей – это символ ребенка, имеющего особую значимость для его родителей. ...дед и баба бьют яйцо. Бьют – воспитывают, пытаются привести яйцо в соответствие со своими представлениями и горечь разочарования наступает, когда в один момент некая «мышка» достигает того, чего они не могли достигнуть сами в отношении яйца. Кто же она, эта мышка? И ее символическое значение и ее действия (вильнуть хвостом) указывают на то, что это женщина (сноха), которая воспринимается родителями сына как соперница, легкомысленно себя ведущая. Утешение же могут родители найти только в оставшейся у них «Курочке Рябе» и ее детородной функции».

Психолог Е. Веременко:
«Если именно «Курочка Ряба» запала в душу, во взрослой жизни у человека могут появиться такие черты как жадность, накопительство, склочность, он может противиться определенным нормам и правилам. Или наоборот, становится педантом, стремится выстраивать жизнь по придуманным самим собою нормам и правилам».

Думаю, достаточно. После прочтения подобных опусов я подумал, что, либо у авторов не все дома, либо они живут по принципу – «Не хочу, чтоб было просто, а хочу, чтоб было сложно». Я провел свой небольшой опрос среди самых обычных знакомых, не отягощенных столь глубокой «эрудицией». И почти все они прекрасно понимали, в чем суть сказки о золотом яичке. Ясно же, что дед и баба хотели кушать и о ценности золота не подозревали. Разбить золотую скорлупку нелегко. Мышка – это конечно же сказочное забавное допущение – эвон какая маленькая и слабая, а яичко разбила (кстати, мышь в сказках часто решает проблемы). Понятно, что мышь разбила яичко совсем не так, как было надо – с пола содержимое яйца никто есть не будет. И понятно, что видя, что дед и баба ничего в золоте не смыслят, Курочка обещает больше не экспериментировать и снести полноценную калорийную пищу.

Объясните, что тут сложного? Нет тут никакого «экзистенциального абсурда», а есть шуточный рассказ о разном восприятии разных ценностей. Помните, как Робинзон, найдя сундук с золотом, горестно восклицал: «И зачем ты мне на необитаемом острове?».

Конечно, напиши народ сказку, как это в ироничной форме предложил сделать Е. Клюев, никаких бы вопросов не возникло.

«А вот представим себе:
«Жили себе дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко – яичко не простое, а золотое. Обрадовался дед. Обрадовалась баба. Взяли они яичко и понесли на рынок. И там за это золотое яичко продали им десять тысяч простых. Сто яичек они съели, а остальные протухли».
…Чудная сказка! Я дарю ее моему знакомому: пусть рассказывает своим внукам и правнукам про оборотистых деда и бабу».

Кстати, в 1920-е годы, когда вокруг жанра сказки еще шел спор – вреден он советскому ребенку или полезен – на почве «Курочки-Рябы» даже сцепились две организации – Деткомиссия при ГУСе и Комиссия при Главсоцвосе. Первая была против включения сказки в круг детского чтения – мол, ребенку надо давать правильные представления о мире. Вторая резонно отвечала: «Сказка «Курочка Ряба» помещена в ряде книг для чтения, предназначенных для первых классов сельских школ. Дело педагогов объяснить детям, что золотых яиц куры не несут, и деревенские дети сами это прекрасно знают».

Как оказалось, объяснять смысл простейших сказок надо не только детям...

Хотите удивить знакомых? Предложите им прочитать русскую народную сказку о курочке Рябе. Если ваши друзья не знатоки фольклора - эффект обеспечен. Вот в каком виде нашёл и записал эту непростую историю знаменитый собиратель сказок Александр Николаевич Афанасьев :

Курочка

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?

Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.

Ничего себе сказочка! Может быть есть ещё какой-то вариант? Есть! Вот он:


Курочка (вариант сказки 2):

Как у нашей бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула —
Яичко приломала!
Об этом яичке дед стал плакать,

Баба рыдать, вереи хохотать,
Курицы летать, ворота скрипеть;
Сор под порогом закурился,

Поповы дочери шли с водою,
Ушат приломали,
Попадье сказали:
«Ничего ты не знаешь, матушка!
Ведь у бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула —
Яичко приломала!
Об этом яичке строй стал плакать,
Баба рыдать, вереи хохотать.
Курицы летать, ворота скрипеть,
Сор под порогом закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался;
Мы шли с водою — ушат приломали!»
Попадья квашню месила —
Все тесто по полу разметала;
Пошла в церковь, попу сказала:
«Ничего ты не знаешь...
Ведь у бабушки в задворенке

(Снова повторяется тот же рассказ.)

Тын рассыпался;
Наши дочери шли с водой —
Ушат приломали, мне сказали;
Я тесто месила —
Все тесто разметала!»
Поп стал книгу рвать —
Всю по полу разметал!


Ну, как? Похоже на знакомую с детства историю? Но других вариантов у Афанасьева нет, а его сборник считается самым полным собранием сказок.

Что же за текст мы читаем малышам по названием «Курочка Ряба»?

Это - адаптированный вариант. Его написал замечательный педагог и талантливый литератор Константин Дмитриевич Ушинский. Уж он-то знал, как не напугать, а заинтересовать и попутно и воспитать ребёнка. В нашем аудиосборнике сказок «Курочка Ряба» сказка звучит именно в его обработке. А сопровождают её народные мелодии, сыгранные на настоящих звончатых гуслях, детские прибаутки, пестушки, песенки. Деткам понравится!


Подобный материал:
  • Конспект досуга фольклорная сказка «Курочка Ряба» , 28.75kb.
  • Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба… Замечательная сказка! Ловко сложена , 116.29kb.
  • 1 слайд. «Жили, были…», «В некотором царстве…» начинается сказка, начинается жизнь. , 74.75kb.
  • Театрально – речевой мини – проект по мотивам русской народной сказки курочка Ряба , 74.74kb.
  • Сценарий экологической сказки «Курочка Ряба на новый лад» , 65.85kb.
  • Сказка повествовательный фольклорный жанр, он характеризуется своей формой бытования. , 665.04kb.
  • Не какая-то там обезьяна, которую прочат нам в предки, не собака друг человека, а именно , 47.47kb.
  • Комплексное питание в ресторане «Зимняя сказка» 2011/2012 , 38.84kb.
  • Зачем добрым молодцам сказки с намеком на ложь , 111.77kb.
  • Журнал издается с 1991 , 2949.78kb.

Городская научно – практическая конференция

«Первые шаги в науку»

Исследовательская работа на тему

«Курочка Ряба – сказка с намеком? (научно-развлекательный журнал)»

Секция: информатика

Бобровская Наталия Сергеевна

Россия, г. Тольятти,

МОУ гимназия № 39, 5 «В»

Научный руководитель:

Малышева Елена Юрьевна, доцент кафедры информатики ТГУС

Учитель

Осипова Светлана Леонидовна, учитель информатики

Тольятти 2008

  1. Введение

Я, как и все дети, люблю сказки и компьютер. Практически любая сказка таит в себе скрытый смысл, который бывает, неясен и непонятен не только детям, но и взрослым. Я взяла сказку «Курочка Ряба», чтобы попытаться понять, какой в ней может быть смысл у разных народов. И, чтобы было интересно, собранный материал представила в виде научно-развлекательный мультимедийного журнала на компьютере.

Основной проблемный вопрос , который был поставлен – это какой смысл в сказке и совпадает ли он у разных народов и у разных категорий людей. Мне хотелось выяснить, какие варианты сказки есть у русских, белорусов, украинцев, остается ли основное содержание её неизменным, есть ли современные варианты сказки.

Чтобы ответить на эти вопросы я обратилась, прежде всего, к среде ВИКИ, и нашла в Википедии много интересных изложений сказки. Так возникла идея, собрать и сгруппировать информацию, сделать выводы и, используя технологию Flash, создать мультимедийный журнал, который потом разместить на школьном сервере и на школьном портале.

Цель данного проекта – создать научно-развлекательный мультимедийный журнал, в котором представить варианты сказки «Курочка ряба» и ее смысл.

Задачи проекта:

  • разыскать и сгруппировать варианты изложения сказки у различных народов;
  • взять интервью у различных категорий населения (служащих, инженеров, попутчиков, учащихся);
  • спроектировать электронную версию журнала и используя Flash-технологию, создать мультимедийный программный продукт.
  1. Курочка ряба – глазами детей и взрослых

    1. Как я представляю сказку в анимации

В разделе «Мультфильм» представлено классическое изложение русской народной сказки. Некоторые рисунки созданы в стандартном графическом редакторе Paint, некоторые на бумаге, а некоторые прямо во FLASH. По мотивам сказки в качестве приложения сделана игра, которая будет интересна дошкольникам.

На рисунках - внешний вид меню журнала, первого кадра анимированной сказки и кадры игры.

    1. О сказке и вариантах сказки

Общую информацию о сказке можно посмотреть из журнала по кнопке «О сказке». Выяснилось, что сказка имеет свой международный классификационный номер, а тот сюжет, который мы знаем – сокращенный детский вариант (из Википедии). Материал представлен в виде html-документа и имеет ссылку на дополнительный материал из викиучебника.

В разделе «Версии сказки» собраны варианты сказки, представленные в Интернете и в среде ВИКИ различными народами – русскими, украинцами, белорусcами и сказка современного автора в нескольких вариантах.

Если сравнить содержание сказок разных народов, то оно отличается только в деталях. Во всех вариантах присутствует повторение, концовки иногда отличаются.

Все версии представляют собой html-документы, которые открываются по гиперссылкам

    1. Интервью или мнения детей и взрослых

Как понимают смысл сказки дети и взрослые, я выясняла через интервью, предварительно подготовив текст вопросов.

Вопросы такие:

  • Как курочка Ряба, смогла снести золотое яйцо?
  • Зачем дед и баба били золотое яйцо, а не пошли на базар и не продали его?
  • Предположим дед и баба очень хотели есть. Зачем тогда они не сварили яйцо, а стали бить сырое об стол?
  • Почему яйцо не разбилось когда его били дед и баба, а когда мышка вильнула хвостиком, оно упало и разбилось?
  • Курочка случайно снесла золотое яйцо или специально, что бы дед с бабкой не смогли его разбить?
  • Какой философский смысл в этой сказке?
Интервью в журнале представлено в формате html и подключено к первой странице через гиперссылку.

На вопросы отвечали ученики музыкальной школы, где я учусь, мои одноклассники, преподаватели университета, где работают мои родители, попутчик в поезде, когда я ездила летом отдыхать.

Ответы на вопросы можно просмотреть по гиперссылкам

Я опросила 14 человек и попробовала сгруппировать их мнения. Выяснилось, что на некоторые вопросы мнения почти совпадают, а на другие распадаются на группы.

На основной вопрос - «Какой философский смысл в этой сказке?» - почти у каждого свое мнение или его вообще нет.

Анализируя ответы, можно сделать вывод, что мнения о сказке практически не зависят от профессии и возраста, а на вопрос о философском смысле (намеке) сказки мнение у каждого свое. Хотя в целом можно сказать, что к сказке и взрослых, и – детей объединяет одно – сказка сказкой, но в ней намек – будьте умными, внимательными, не жадными и рассудительными.

Игра построена так же по мотивам сказки «Курочка Ряба». Она включает в себя 5 этапов.

Первый – успеть щелкнуть курочку Рябу, которая появляется в разных местах экрана на 1-2 секунды.

Второй этап – навести прицел на летящую с яйцом ворону и нажать клавишу «Пробел».

Третий этап – поймать яйцо, падающее по сложной траектории.

Четвертый этап – провести мышь через лабиринт, не задев стенки.

Пятый этап – щелчком убрать с экрана яйца в заданной последовательности.

Внешный вид сцены каждого этапа игры представлен в приложении.

Делая эти маленькие игры я научилась

  • управлять курсором мышки,
  • определять нажатые клавиши на клавиатуре,
  • определять столкновение одного объекта с другим,
  • программировать события, связанные с кадрами, нажатием клавиш на клавиатуре, щелчком мыши.
    1. Об авторе

Страничка журнала об авторе содержит краткие сведения обо мне и моих увлечениях.

  1. Выводы

  • При обработке данных интервью выяснилось, что по некоторым вопросам мнения людей совпадают, а по другим распадаются на группы
  • На основной вопрос почти у каждого свое мнение или его вообще нет
  • Сюжет в сказках (не считая детской) один и тот же, отличия в подробностях и концовках
  • Создание анимационного журнала с играми требует умения программировать события, связанные с кадрами, клавиатурой, мышью
  1. Литература

  • 100% самоучитель macromedia Flash MX: [учеб. пособие] / под. ред. Б. Г. Жадаева.-M.: ТЕХНОЛОДЖИ – 3000, . – 544 с.
  • Macromedia Flash MX. Создание игр с помощью ActionScript. Пер.с англ. – М.: ДМК Пресс, 2003.- 576с.
  • Рихард Айзенменгер. HTML 3.2/4.0/ Справочник / Пер. с нем. – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. – 368 с.
  • ru.wikipedia.org/wiki/Курочка_Ряба_(сказка)
  • www.bayushki.ru/tales_russian_ryaba.htm
  1. Приложения



Сцена первого этапа игры.



Сцена второго этапа игры.



Сцена третьего этапа игры.



Сцена четвертого этапа игры.



Сцена пятого этапа игры.

2.Курочка ряба – глазами детей и взрослых 4

2.1.Как я представляю сказку в анимации 4

2.2.О сказке и вариантах сказки 4

2.3.Интервью или мнения детей и взрослых 5

3.Выводы 9

4.Литература 9

Понятно, что в специализированном журнале, рассчитанном на специалистов узкой отрасли, нельзя писать как в «Комсомолке».
А почему нельзя?
Ну, потому что это как-то слишком уж по-простецки. Каждый может прочесть, и всем понятно, даже детям. А какое же это тогда специализированное издание? В чем тогда его специфика? В чем особенность? Шарм? Тайна? Избранность?
И вот так в специализированных изданиях, рожденных в академической среде, родился особенный стиль, загадочный, с глубоким внутренним смыслом, элитарным языком, закодированным от случайного читателя.
Например, если корреспондента узкоспециализированного журнала попросить написать изложение сказки «Курочка Ряба», то он сделает это приблизительно так:
«С целью разбития золотого яйца, снесенного Курочкой Рябой, принадлежащей ЗАО «Д&Б», г-н Дед нанес по яйцу несколько безрезультатных ударов. Хвостовое зацепление яйца хаотично движущимся грызуном (мышь) вызвало падение яйца на пол, в результате чего произошло яйцеразбитие, спровоцировавшее общую депрессию в коллективе ЗАО «Д&Б». Вскоре, после взятия Курочкой Рябой на себя обязательств снести менее капиталоемкое яйцо упрощенной конструкции, напряжение в коллективе было снято».
Текст, конечно, красивый, но судьба его - бесславие. Почему? И вроде бы сюжет хороший, и герои те же, и события изложены правильно, но... Нет в нем чего-то самого главного.
Любви. Любви к своему читателю. Любви, которая сделала сказку про «Курочку Рябу» бессмертным произведением на тысячи лет.
Тут у меня возник вопрос: а могут ли позволить себе любовь к читателю журналисты специализированного отраслевого журнала? Можем ли мы писать легко, интересно и полезно?
Почему бы не попробовать?!
И так у нас появился новый стандарт написания материалов в журнал «Картон и Гофрокартон».

Стандарт №18 (не для тупых)
Как написать выдающуюся статью?
Чтобы написать гениальную вещь, нужно сесть за компьютер и набрать:
1. Жили-были (дальше нужно назвать имена, должности и регалии главных героев вашей истории). Например, дед и баба (если речь идет о постоянных персонажах, можно переходить к пункту 3).
2. И была у них (необходимо назвать (перечислить), что у них было - вещи, имущество, животные, люди, которые в последствии станут ключевыми объектами в вашем рассказе) Курочка Ряба.
3. Однажды (что произошло?) снесла Курочка яичко.
4. Но не простое (что необычного было в том, что произошло?), а золотое.
5. Дед (подробно описать реакцию главных героев на происшествие, какие действия ими были предприняты?) бил-бил -
6. Не разбил (какими были последствия этих действий?).
7. Баба (подробно описать последующие действия героев) била-била -
8. Не разбила (результат).
9. Мышка пробежала (появление нового персонажа, который неожиданно изменил ход событий),
10. Хвостиком зацепила (подробное описание действий нового персонажа),
11. Яичко упало и разбилось (результат этих действий).
12. Дед плачет, баба плачет (реакция и действия главных героев на происшествие, их мысли, переживания),
13. А курочка кудкудахчет (кто же взял все на себя в трудное время, поддержал, вдохновил, вселил веру в людей?): «Не плач, дед, не плач, баба.
14. Я снесу (анализ события, анализ ресурсов, какие были возможные решения задачи, какое решение было принято, как рождалась гениальная идея, кто ее родил?) другое яичко.
15. Не золотое, а простое (сколько удалось заработать, сэкономить на новом проекте?).
16. Вот и сказки конец, а кто слушал - молодец (мораль, выводы, полезный опыт, объяснение, почему важно было читателю прочитать этот рассказ?).

А вот и три критерия, по которым мы просим вас, дорогие читатели, оценивать в ваших письмах и звонках опубликованные материалы:
1. полезно - бесполезно;
2. интересно - неинтересно;

Давно интересовал смысл сказки "Курочка Ряба", а он оказывается есть...

Известная детская сказка:

Жили-были Дед и Баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула - яичко упало и разбилось. Дед плачет, Баба плачет, а Курочка кудахчет: "Не плачь, Дед, не плачь, Баба. Я снесу вам яичко другое - не золотое, а простое".

Знакомая сказка?

А теперь проверим себя:

- Дед и Баба хотели разбить яйцо?

- Если хотели, то почему плакали, когда оно разбилось?

- Почему Дед и Баба не заложили скорлупки в ломбарде, если они золотые?

- Что было в яичке, когда оно разбилось?

- Как часто Вы задумывались над ситуацией сказки, когда рассказывали её ребёнку?

- Зачем Вы рассказываете те или иные сказки, если они всегда полны противоречий?

- Чего Вы ожидаете от чтения этой сказки?

Мораль: часто, общаясь с ребёнком, мы не задумываемся о том, что реально делаем. А потом удивляемся, почему он растёт такой, когда мы его воспитывали совершенно по-другому. Особенно аккуратными надо быть именно со сказками. Нет ни одной сказки, которая не несла бы в себе чрезвычайно МОЩНЫЙ психологический смысл (чаще всего в сказке бывает даже не одно "второе дно", а три - четыре). Причём информация, заложенная в сказках, несет в себе послания, имеющие гораздо большее влияние, чем все слова, сказанные ребёнку прямо. Как Вы думаете, почему даже существует такое направление в психологии, как сказкотерапия? Именно потому, что сказка способна оказывать на развитие, установки и мировоззрение ребёнка колоссальное влияние. А Вы знакомы со смыслом и "посланием" тех сказок, которые Вы рассказываете ребёнку?

" Итак, про Рябу.

Сказка - всегда метафорическая модель Космоса (не Космоса в прямом смысле, а в смысле Жизни, Мироздания). Она несёт в себе знания о том, как устроен мир и как себя надо в нем вести - опять же в метафоричной форме.

Перейдём к анализу Рябы.

Дед и Баба - модель семейных отношений, но не с информацией о взаимоотношении полов (тогда была бы молодая семья), а с информацией о Всех Людях, Живущих Вместе. У них есть некоторые ресурсы, опыт, знания. В частности, у них есть курица. Они вполне ожидают от неё предсказуемых действий: она должна нести яйца. Но вдруг курица несёт не простое яйцо, а золотое. Что это означает? Во-первых, жизнь сама решает, когда и какие сюрпризы нам преподносить. И это не зависит ни от статуса, ни от суеверий, ни от человека. В жизни есть место случайностям. Золотое яйцо здесь - как шанс, как возможность, как Событие. Но старики, будучи боязливыми, ПЕРВОЕ, ЧТО ПЫТАЮТСЯ СДЕЛАТЬ С НЕИЗВЕСТНЫМ - УНИЧТОЖИТЬ. Потому что новое - всегда страшное. (Ведь можно было бы отложить яичко и посмотреть, что из него вылупится, например). И тут появляется Мышь. Очень часто в сказах мышь символизирует Случай, Руку Бога, Судьбу. Мышь отбирает у стариков (Всех Людей) то, чем они не умеют пользоваться. Поэтому Дед и Баба начинают плакать.

Но что на это им отвечает Жизнь? Не плачьте - ну, упустили вы сейчас Шанс, (яичко золотое), но я снесу вам простое (то есть хоть Вы сейчас и не готовы к новому, то те ресурсы, которые у вас были, никуда не делись, конец света с потерей шанса не наступил).

Кроме всего прочего, в оригинальном варианте этой сказки есть продолжение, в котором сообщается, что когда эту историю услышали одни - пятые - десятые родственники, кто-то от неожиданности бадью разбил, воду разлил, и так далее. Это говорит о том, что события у одного человека влияют на всё окружение.

А теперь обобщим: сколько же в пяти строчка сказки скрыто информации О ЖИЗНИ? И это я сейчас толкьо поверхностный анализ провела, по основному сценарию. А при тщательном обычно выделяется ещё три - четыре темы..."

А у вас есть мнение на счет этой сказки?

Из комментариев:
"Психоанализ Рябы". Вот сказка детская про Рябу, про мышку, деда, яйца, бабу. На первый взгляд, полнейший бред, но, что сказал бы Зигмунд Фрейд. У деда был яйца некроз, косая грыжа и фимоз. А бабку мучило желанье, хотелось секса в подсознаньи. И попросила бабка Рябу:"Пойми меня, как баба бабу. Чтоб дед ко мне ночами лез, снеси ему яйца протез. Из силикона чтоб, как груша, а то пойдешь на ножки Буша!" С протезом Ряба намудрила, из золота яйцо родила. Короче полная фигня: дед ходит яйцами звеня! Из норки выглянула мышь:" Что ходишь старый и звенишь?" И чтобы этот звон заглох, хвостом хлестнула между ног. Клянут дед с бабкой мышь - заразу, что их лишила секса сразу. Мораль усвоили мы дружно: БЕРЕЧЬ МУЖЧИНАМ ЯЙЦА НУЖНО!
Эта сказка не так проста и примитивна как иногда представляется взрослым. В ней действительно отражена модель Вселенной. За давностью лет и так как сказку рассказывали совсем маленьким, неграмотные бабушки думали, что ЯИЧКО - это уменьшительное от ЯЙЦА. Изначально Курица снесла ЯЙЦО! И размер здесь ни причём, и страусиное яйцо, и перепелиное тоже яйцо. ЯИЧКИ - это принадлежность особей мужского пола, то есть самцов. То, что дети якобы не понимают, это не совсем так, через сказки ребёнок получает информацию на бессознательном уровне о своём роде, о своём народе, о своей Родине и т.д. на архитипическом уровне.

*********
Русская сказка «Курочка Ряба» - космический календарь
Академик РАН В.Н. Топоров относит сюжет русской народной сказки «Курочка Ряба», в которой начало мира представлено в образе яйца, к наиболее древней мифологическо-астрономической религиозной русской традиции.

Чтобы правильно понять глубину сюжетной линии, заложенной многотысячелетней мудростью русского народа в эту сказку, рассмотрим её ключевые термины.

Термин «стар-» в словах «старик» и «старуха» - в русском языке обозначает древность событий, равную космической - звёздной. Поэтому star - букв. старая, то есть «звезда». Суффиксы -ик и -уха обозначают лиц мужского и женского пола, соответственно.

Термин «Курочка» - орнитоморфное воплощение богини Макоши, которая олицетворяет Вселенную и Время и осуществляет власть над ними.

Термин «Ряба» - образован при помощи суффикса -б(а) «имён существительных, обозначающих процесс движения (просьба, молотьба, дружба, женитьба, свадьба и др.), но в древнерусском языке этих слов было значительно больше, и они образовывались, главным образом, от имён существительных». Сюда же относится и слово «судьба», обозначающее одну из сфер, которыми управляет богиня Макошь. Судьба - от судить + -ба; ср. русск. посл. судьба рассудит. А первая часть слова «Ряба» происходит от древнего русского глагола «рять» (рясть, рятать), обозначающего множественность, обильность, яркость. Сравните русск. рясно «украшения, ожерелье», рясный «густой, висящий густыми гроздьями», ряса «ряд, низка, нитка ожерелья, бус», рясным-нарясно «видимо-невидимо», звёзды глядят вприпуск, ясно и рясно. Таким образом, Ряба - это космос, мерцающий-рябящий множеством своих звёзд. А полностью имя Курочка Ряба расшифровывается как «космос-Макошь, мерцающая множеством звёзд».

Яйцо - чрезвычайно распространённый и общеизвестный символ мира - его начала и конца.

Термин «мышь» - древнейший сакральный термин. Он известен практически во всех народах с незапамятных времён. О чём свидетельствует неизменность слова «мышь»: укр. миш, болг. миш, сербохорв. миш, словен. mм, род. п. mнi, чеш., слвц. mу, польск. mysz, в.-луж., н.-луж. mу. Индоевропейская основа на согласный: др.-инд. mьs- м. «мышь», нов.-перс. mь, греч. м. «мышь, мышца», лат. mьs, алб. mi «мышь», д.-в.-н. mыs - то же, арм. mukn «мышь, мышца»; др.-инд. mцsati, musati, musnдti «ворует».

От «мышь» произведено название Млечного пути - Мышиная тропка. Согласно народному поверью, Млечный путь - это, как и радуга, дорога, по которой душа отправляется на тот свет. Ср. лит. Paыkciu kлlias, Paыkciu tгkas «млечный путь», букв. «птичья дорога, тропа», нж.-нем. kаuраt - то же, собственно, «коровья тропа». Лингвист Трубачёв, комментируя словарь М. Фасмера, добавляет, что «скорее всего, это одно из древнейших индоевропейских табуистических названий животных - *mьs, собственно, «серая», - родственное словам муха, мох».

По древнерусским преданиям, Млечный путь был сформирован молоком, вытекающим из сосцов Коровы Земун (Макоши) и Козы Седунь (Сатаны). Макошь вообще имеет три своих измерения: первое - сама Макошь, как судья, как властительница вечности и Вселенной, космоса и времени. Второе - Макошь, равная Живой воде, Жива, Доля, Среча. Третье - Макошь, равная Мёртвой воде, Мара, Недоля, Несреча. В общем, влияние Макоши на мир следующее: в пределах Макоши-вечности Макошь-Жива рождает мир заново, а после цикла жизни Макошь-Мара принимает мир в лоно смерти.

Последняя сущность Макоши - смерть - и есть МЫШЬ. А хвостик, которым мышка взмахнула и разбила яйцо, - это конец периода (кода, эры и т.п.).

Из сказанного виден и смысл космической русской сказки, который простыми словами можно передать так: во власти Макоши находятся как рождение мира, так и его смерть; души русичей, присоединившиеся к звёздам, также находятся во власти Макоши и могут получить от неё себе новое воплощение - в виде простого яйца, то есть земной жизни.
*******
Вот вам и простая сказочка!