Писатель Владимир Короленко: биография, творчество и интересные факты. Краткая биография владимира короленко самое главное

Короленко Владимир Галактионович

(1853-1922) - прозаик, публицист.
Родился Короленко в семье уездного судьи, начал учиться в польском пансионе, затем в Житомирской гимназии, а заканчивал Ровенскую реальную гимназию.
В 1871 году окончил ее с серебряной медалью и поступил в Петербургский технологический институт. Но нужда вынудила Короленко оставить учение и перейти на положение "интеллигентного пролетария". В 1874 году он переезжает в
Москву и поступает в Петровскую земледельческую и лесную (ныне Тимирязевскую) академию. В 1876 году был исключен из гимназии на год и выслан в ссылку, которую затем заменили поднадзорным "жительством" в Кронштадте. В восстановлении в Петровской академии Короленко было отказано, и в 1877 году в третий раз он становится студентом - Петербургского горного института.
В 1879 году по доносу агента царской жандармерии Короленко был арестован. На протяжении последующих шести лет он был в тюрьмах, на этапах, в ссылках. В этом же году в петербургском журнале появился рассказ Короленко "Эпизоды из жизни искателя". Находясь в Вышневолоцкой политической тюрьме, он пишет рассказ "Чудная" (рукопись распространилась в списках, без ведома автора рассказ был напечатан в 1893 году в Лондоне, в России - лишь в 1905 году под заглавием "Командировка").
С 1885 года Короленко было разрешено поселиться в Нижнем Новгороде. Следующие одиннадцать лет были периодом расцвета его творчества, активной общественной деятельности. С 1885 года в столичных журналах регулярно публикуются рассказы и очерки, созданные или напечатанные в ссылке: "Сон Макара", "В дурном обществе", "Лес шумит", "Соколинец" и др. Собранные воедино в 1886 году, они составили книгу "Очерки и рассказы". В том же году Короленко работал над повестью "Слепой музыкант", выдержавшей при жизни автора пятнадцать изданий.
Рассказы составили две группы, связанные с источниками тем и образов: украинские и сибирские. Еще один источник впечатлений, отразившийся в ряде произведений Короленко, - Волга и Приволжский край. Волга для него - "колыбель русского романтизма", ее берега еще помнят походы Разина и Пугачева, раздумьями о судьбе русского народа наполнены "волжские" рассказы и путевые очерки: "За иконой", "На затмении" (оба - 1887), "В облачный день" (1890), "Река играет" (1891), "Художник Алымов" (1896) и др. В 1889 году выходит вторая книга "Очерков и рассказов".
В 1883 году Короленко уезжает в путешествие по Америке, результатом которого явился рассказ, а по сути целый роман о жизни украинца-эмигранта в Америке "Без языка" (1895).
Короленко считал себя писателем-беллетристом "только наполовину", другой половиной его работы была публицистика, тесно связанная с его многогранной общественной деятельностью. К середине 80-х годов Короленко публикует десятки корреспонденции и статей. Из его публикаций в газете "Русские ведомости" составилась книга.
"В голодный год" (1893), в ней потрясающая картина народного бедствия связывается с нищетой и крепостной зависимостью, в которой продолжала оставаться русская деревня.
По состоянию здоровья Короленко переселяется в Полтаву (после того, как Российская Академия наук в 1900 году избирает его почетным членом). Здесь он завершает цикл сибирских рассказов ("Государевы ямщики", "Мороз", "Феодалы", "Последний луч"), пишет рассказ "Не страшное".
В 1903 году выходит третья книга "Очерков и рассказов". С 1905 года началась продолжавшаяся до смерти Короленко работа над многотомной "Историей моего современника".
После поражения первой русской революции 1905 года он выступает против "дикой оргии" смертных казней и карательных экспедиций (очерки "Бытовое явление" (1910), "Черты военного правосудия" (1910), "В успокоенной деревне" (1911), против шовинистической травли и клеветы ("Дело Бейлиса" (1913).
Выехав накануне первой мировой войны для лечения за границу, Короленко смог вернуться в Россию лишь в 1915 году. После Февральской революции он выпускает брошюру "Падение царской власти".
Борясь с прогрессирующей болезнью сердца, Короленко продолжает работу над "Историей моего современника", очерками "Земли! Земли!", организует сбор продовольствия для детей Москвы и Петрограда, основывает колонии для сирот и беспризорных, избирается почетным председателем Лиги спасения детей, Всероссийского комитета помощи голодающим. Смерть писателя наступила от рецидива воспаления мозга.
Одна из главных тем художественного творчества Короленко - путь к "настоящему народу". Раздумья о народе, поиски ответа на загадку русского народа, так много определившие в человеческой и писательской судьбе Короленко, тесно связаны с вопросом, который проходит через многие его произведения. "Для чего, в сущности, создан человек?" - так поставлен вопрос в рассказе "Парадокс". "Человек рожден для счастья, как птица для полета", - отвечает в этом рассказе существо, исковерканное судьбой.
Как бы ни была враждебна жизнь, "все-таки впереди - огни!" - писал Короленко в стихотворении в прозе "Огоньки" (1900). Но оптимизм Короленко не бездумный, не закрывающий глаза на реальность. "Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него". Так Короленко утверждает свое понимание счастья.
Короленко - реалист, которого всегда привлекал романтизм в жизни, размышляющий о судьбах романтического, высокого в суровой, совсем не романтической действительности. У него много героев, чей духовный накал, самосжигающая беззаветность приподнимают их над тупой, сонной действительностью, служат напоминанием о "высшей красоте человеческого духа".
"... Открыть значение личности на почве знания массы", - так формулировал задачу литературы Короленко еще в 1887 году. Это требование, осуществленное в творчестве самого Короленко, связывает его с литературой последующей эпохи, отразившей пробуждение и деятельность масс.

Родился будущий писатель в Житомире в семье судьи. В 1871 году поступил в технологический институт, но из - за нехватки денег был вынужден привезтись в Петровскую земледельческую академию в Москве на стипендию. Чувство справедливости побудило его пополнить ряды революционного народнического движения. И за активную деятельность его выгнали из академии и был сослан в портовый город России Крондштадт.

После окончании ссылки снова поступает в институт. В этот период Короленко активно занимается общественною деятельностью и литературой. Впервые в журнале «Слово» была напечатана его новела. Но вскорости его снова выгоняют из института и ссылают в самый северный город Глазов. После этого его переправляют в другой населённый пункт, отбывать наказание, но из - за самовольной отлучки Короленка отправляют в тюрму. Но вскорости по рассмотрению его дела вышей комиссией его отпустили. Он на этот испытания у него не закончились еще на раз он вынужденно бывал в Сибири. Все это не сломало, а наоборот помогло сформировать богатый внутренний мир писателя. Часто в его работах отражались проблемы того времени. Он смело высказывал свою точку зрения и не боясь становился в защиту угнетённых.

Благодаря своему творчеству его почитатели были как и на его родине так и за рубежом. "Сон Макара", "В дурном обществе", "Слепой музыкант" - все эти его труды принесли небывалую славу.

Видя, каким успехом Короленко, пользуется, власть стала более терпима к его общественной деятельности. Короленко очень много путешествует Крым, Кавказ, Чикаго.

В 1990 году облюбовал город на Украине Полтаву, сюда и поселился жить, но вскорости заболел и умер. Так умер великий писатель, смелый общественный деятель, но память о нем не забыта. По четырех его романах были сняты фильмы. Было создано множество библиотек, школы и другие здания носящие его имя, музеи. У многих городах есть улица Короленка.

Биография Владимира Королен о главном

В. Г. Короленко (1853 -1921) - известный русский писатель. Всю свою сознательную жизнь посвятил общественной деятельности.

При царском правлении, во время Гражданской войны, при становлении Советской власти занимался правозащитной деятельность. Многие произведения были написаны им, основываясь на личных воспоминаниях о детстве и юности прошедших на Украине, о своих лишениях во времена ссылок и репрессий.

Отец, Галактион Афанасьевич, служил судьей, был суровым и малообщительным человеком. Его мама, Эвелина Иосифовна.

Свою учёбу маленький Володя начинал с пансионата в Польше, потом были годы учебы в Житомире. Когда отца по долгу его службы перевели в Ровно, Володя поступил учиться здесь же в училище. Ещё совсем юным мальчиком увлекся литературой, мечтал выучиться на адвоката.

В 1871 году А.Г.Короленко поступает в Петербургский Технологический институт, но вскоре обучение пришлось оставить ввиду тяжелого материального положения. В 1874 году он переехал в Москву. Здесь будущий писатель поступил в академию. Во время учебы он активно принимает участие в студенческой жизни академии, выступает против администрации, увлекается народническими идеями. Из академии, вскоре, тоже исключили и выслали под надзор полиции в Кронштадт.

После отбывания срока наказания писатель возвращается в Петербург. В 1877 году опять поступает в тот же институт, откуда за революционные взгляды, весной 1879 года писатель отчислен. Следующие шесть лет (1878 - 1884) он провел на этапах, в тюрьмах или ссылках. В ссылке писатель занимался тяжелым крестьянским трудом, знакомился с их жизненным укладом, делал наброски для своих будущих рассказов.

В 1879 года издается первый рассказ «Эпизоды из жизни искателя», он печатается в одном петербургском журнале. Суровые жизненные испытания, выпавшие на долю В.Г.Короленко не сломили его волю и характер. Годы, проведенные в ссылках и тюрьмах только укрепили его сознание, сформировали из юноши взрослого писателя, явились источником для будущих творений.

В 1885 году В.Г.Короленко разрешается жить в Нижнем Новгороде. С 1885 года и по 1895 год начинается расцвет творчества писателя, он активно включается в общественную жизнь: занимается сбором продуктов для детей, создает колонии и приюты для сирот. Это десятилетие можно по праву назвать всплеском таланта.

В 1886 года В.Г.Короленко и Евдокия Семёновна, после продолжительного знакомства, решают пожениться, у них родилось двое детей, она была с ним до конца дней.

«Очерки и рассказы» - это первая изданная книга писателя, выпущенная в свет в 1886 году. В книгу вошли рассказы, написанные в ссылке: «В дурном обществе», «Сон Макара», «Слепой музыкант». Вскоре были напечатаны «Павловские очерки», где автор описывает нищенское, голодное житье кустарей.

В период с1895 года по 1900 год писатель живет и работает в Петербурге, занимается редакцией. Тогда же печатаются новеллы «Марусина заимка» и «Мгновение».

В 1900 году, по состоянию здоровья, писатель вынужден уехать жить на Украину, здесь он провел остаток жизни.

Мечтая о создании художественной летописи своего поколения, в период с 1906 года по 1921 год писатель работает над созданием большого романа «История моего современника», но роман не был завершен. А.Г.Короленко скончался работая над очередным томом.

Популярность А.Г. Короленко была огромна не только в стране. Он своими талантливыми и актуальными произведениями, своей активной деятельностью направленной на благо человека привлекал внимание людей к самым острым, волнующим сторонам реальности.

Интересные факты и даты из жизни

Многие вспоминают о рассказе «Дети подземелья», которого вы не найдете ни в одном собрании сочинений Владимира Галактионовича, потому что такого рассказа он не писал. У него есть повесть «В дурном обществе», которую сократили специально, чтобы познакомить с этим произведением детей. Причем сделано это было без участия писателя, который сетовал, что юные читатели познакомятся с его творчеством в сильно усеченном виде. Еще достаточно хорошо известно о том, что Короленко многажды был арестован и сослан, долго жил под надзором полиции, нуждался… И при этом никогда не терял какого-то непреклонного, что ли, мужества, неугомонной совести.

  1. Короленко родился 27 июля 1853 года в Житомире, именно на Украине он получил первое образование и провел свое детство.
  2. Учась в гимназии, Короленко мечтал стать адвокатом, но у семьи не было средств, чтобы оплатить обучение. В 1871 г. он поступил в Технологический институт в Петербурге, а в 1874 г. перевелся в Москву. Здесь Короленко увлекся народническими идеями, участвовал в студенческом движении, был исключен, выслан в Кронштадт, и с этого времени потянулась долгая череда ссыльных его лет. Университет писателю так и не пришлось закончить.

Когда в 1881 г. на престол восшел Александр III, все политические ссыльные должны были подписать присягу на верноподданство новому императору. Это была формальность. Однако Короленко присягу не подписал – последовал новый арест, трудный путь в Восточную Сибирь, тюрьмы (в одной из них был написан рассказ «Чудная») и, наконец, поселение в отдаленном районе Якутской области.

«Делай, что должно, и пусть будет, что будет », - вот девиз, которому писатель следовал всю жизнь, не оглядываясь на последствия.

Долгие месяцы той якутской ссылки были наполнены трудом: Короленко изучал быт людей, записывал фольклор, пытался сам сочинять. Произведения, написанные тогда (рассказы «Сон Макара», «Соколинец», «Лес шумит», повесть «В дурном обществе»), принесли ему известность.

  1. Короленко очень много писал: может быть, больше даже как публицист, а не прозаик. Он был, безусловно, мастером художественного слова, но отклики на злободневные общественно-политические события часто вытесняли другие его писательские планы. К сожалению, многие художественные произведения Короленко остались незаконченными. О публицистике писатель говорил, что она для него - способ непосредственно влиять на жизнь, защищать права и достоинства человека всюду, где это можно сделать при помощи пера.

Вот два самых громких дела с его участием:

Первое дело известно как Мултанский процесс (дело вотяков, 1895-96 гг.). Недалеко от села Старый Мултан был найден обезображенный труп местного нищего. Характер повреждений был таков, что наводил о мысль о ритуальном убийстве (с целью жертвоприношения). Семеро жителей села были арестованы, обвинены в убийстве и осуждены на десять лет каторги.

Короленко, узнав о беде мултанских вотяков, приехал на вторичное разбирательство дела в Елабугу в качестве корреспонтента. Потрясенный этим делом и еще больше допущенными нарушениями, он провел собственное расследование и доказал, что несчастный нищий уже был мертв, когда над телом совершили надругательство – именно для того, чтобы обвинить вотяков в ритуальном убийстве. В столичных газетах Владимир Галактионович написал несколько статей о своем расследовании, выступил с докладом о Мултанском деле, произнес на заключительном судебном заседании две речи. Эти речи до нас не дошли. Современники вспоминают, что стенографистки, задыхаясь от слез, начисто забыли о своих обязанностях. Все подсудимые были оправданы.

Второе дело получило названия дела Бейлиса – еврея, обвиненного в ритуальном убийстве христианского мальчика Андрея Ющинского (погибшего на самом деле от рук уголовников). Увы, еврейские погромы – это печальная страница российской не такой уж давней истории. Убийство произошло в 1911 году, и два года процесс этот лихорадил всю империю. Обвинительный приговор обозначал бы новую волну еврейских погромов, однако Короленко, уже будучи тяжело больным, решил лично участвовать в судебном разбирательстве. Бейлис был оправдан. Дочь писателя, Софья Владимировна, вспоминала, что из зала суда Владимир Галактионович с женой возвращались в гостиницу на бричке. Ликующая толпа выпрягла лошадей и донесла бричку на руках до гостиницы.

Русская пресса называла писателя «солнцем русской литературы». Иван Бунин на вопрос корреспондента, что он думает о Короленко, ответил, что он, Бунин, может спокойно жить, потому в России что есть Владимир Галактионович – «живая совесть русского народа».

А потом наступил 1917 год. А за ним – кровавые 1918-1920-е гг.

  1. Ни красный, ни белый террор Короленко не принял, считая его излишней жестокостью. Ему ближе был постепенный переход к демократии, чем беспощадная борьба классов. Свое видение ситуации Короленко откровенно излагал в прессе, чем привлек к себе внимание Ленина. Ленин был недоволен непримиримостью Владимира Галактионовича: от человека, не понаслышке знающего, что такое гонения, он ожидал большей лояльности. По просьбе Ленина с Короленко встретился Луначарский (в июне 1920 г.). Они договорились о переписке. Луначарский попросил Владимира Галактионовича написать, что именно ему не нравится в политике новой власти, и обещал публиковать письма. Короленко написал шесть писем, но ни на одно из них не получил ответа.

В годы Гражданской войны Владимир Галактионович спас многих людей от грозившей им расправы. Писатель много работал, несмотря на резкое ухудшение здоровья. А еще он организовывал сбор продовольствия для детей Москвы и Петрограда, основывал колонии для детей-сирот и беспризорников. Однажды ему пришлось отстаивать собранные средства с оружием в руках: к нему в дом ворвались бандиты.

  1. Выражение «фабрика смерти», которое часто применяю к нацистским концлагерям, принадлежит Короленко. Только он имел в виду знаменитые бойни в г. Чикаго. Он побывал в Америке в 1893 г. и поразился, что эти бойни считаются местной достопримечательностью, как великолепно отлаженный конвейер, что туда приводят детей полюбоваться на работу мясников. А мясники еще и привыкли вымогать у посетителей чаевые. Очерк под названием «Фабрика смерти» написан в 1895 г.

Владимир Галактионович Короленко умер 25 декабря 1921 г. Критик А.Горнфельд, долгие года работавший вместе с Короленко, писал: «О лучшем произведении Короленко едва ли возможны споры. …Лучшее произведение его – он сам, его жизнь, его существо».

Родился 15 июля 1853 в Житомире в семье судебного чиновника украинского дворянского рода (его образ запечатлен в повести «В дурном обществе» и «Истории моего современника») и матери, польки, католички из шляхетского сословия. Учился в житомирской и ровенской гимназиях, учениками которых были украинцы, русские, поляки, евреи. Многонациональная среда, разнообразные культурные традиции наложили особую печать на его творчество, художественную манеру. Будущий писатель впоследствии неоднократно протестовал против национальных притеснений и религиозной нетерпимости.

Его мировоззрение складывалось под воздействием произведений И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова. После смерти отца в 1870 семья Короленко осталась без средств к существованию (у Короленко были еще два брата и сестра). Поселившись в Петербурге, будущий писатель вместе со своими братьями занялся раскрашиванием атласов и корректурной работой. В конце1870 в печати появились первые литературные опыты Короленко, однако в тот период автор не был замечен читающей публикой. Его дебютная повесть «Эпизоды из жизни искателя» «Слово», 1879, написанная в период, когда писатель был увлечен идеями «правдоискательства», свидетельствовала о высоком нравственном подъеме, охватившем русскую молодежь, призывала жить во имя общественного блага. Это настроение во многом определило дальнейшую личную и творческую судьбу писателя.

В 1871 г. поступил в Петербургский технологический институт, но не окончил его. В 1874 успешно сдал вступительные экзамены в Петровскую сельскохозяйственную академию в Москве, но и здесь недолго проучился, в 1876 г. был отчислен за участие в коллективном протесте, направленном в адрес администрации академии.

В связи с этим был сослан в Вятку (по пути к месту ссылки был написан рассказ «Чудная», опубликованный четверть века спустя, в 1905 г.), затем в Кронштадт - его ссылка продолжалась год. Время, проведенное в Вятке, Короленко считал лучшим. Его новым литературным ориентиром становится Г. И. Успенский, изображающий «живую жизнь живых людей». Получив в 1877 г. разрешение на свободное проживание, Короленко поступил в Горный институт в Петербурге, который также бросил, т. к. увлекся идеями народников и, мечтая сблизиться с народом, стал учиться сапожничать.

В 1878 г. попробовал себя в качестве журналиста, опубликовав материал в газете «Новости». В 1879 г. был арестован по подозрению в связях с революционерами, с нелегальными организациями. После того как отказался присягнуть императору Александру III, в 1881 г. был выслан в Якутию, где отбывал трехлетнюю ссылку. Суровая, но прекрасная природа Восточной Сибири, тяжелая обстановка жизни поселенцев, своеобразная психология сибиряков, жизнь которых была полна самых невероятных приключений, нашли свое отражение в сибирских очерках Короленко: «Сон Макара» (1885 г.), «Записки сибирского туриста», «Соколинец» (1885 г.), «В подследственном отделении».

«Сон Макара» - вторая крупная публикация писателя. В образе главного героя, казалось бы, давно потерявшего человеческий облик, автор тем не менее увидел человека. Источник отступлений Макара от правды в том, что никто не научил его отличать добро от зла. Очерк, написанный поэтичным языком, обладающий мастерски сколоченным сюжетом, принес писателю настоящий успех. Вслед за «Сном Макара» увидел свет рассказ «В дурном обществе» (1885 г.), сюжетную основу которого составили ровенские воспоминания. В творчестве писателя появился мотив «отверженных». Рассказ более известен в сокращенном варианте для детского чтения как «Дети подземелья».

В 1885 г. Короленко поселился в Нижнем Новгороде, оставаясь под надзором полиции. Однако ему было разрешено заниматься журналистикой, литературным трудом. Верхневолжская жизнь со всеми ее невзгодами и маленькими радостями органично вошла в книги писателя. Здесь были написаны рассказы: «На затмении» (1887 г.), «За иконой» (1887 г.), «Птицы небесные» (1889 г.), «Река играет» (1892 г.), «На Волге» (1889 г.) а также «Павловские очерки» (1890 г.) и очерки, составившие книгу «В голодный год» (1893 г.).

«Река играет» - один из лучших рассказов не только этого периода, но и, пожалуй, всего творчества Короленко. Писатель создал образ, на первый взгляд, безалаберного, но на самом деле обаятельного, подкупающего искренностью перевозчика Тюлина, который в свое немудреное ремесло вложил душу артиста.

Десять лет, проведенные в Нижнем Новгороде, оказались очень плодотворными для писателя. Он занимался литературным творчеством, вел активную общественную деятельность: помогал в организации помощи голодающим, обрел личное счастье (женился на Авдотье Семеновне Ивановской, в октябре у них родилась старшая дочь). Здесь он получил читательское признание; познакомился с А. П. Чеховым, Л. Н. Толстым, Н. Г. Чернышевским и др. В 1887 г. самостоятельным изданием вышла повесть «Слепой музыкант», которая стала, выражаясь современным языком, бестселлером. «Слепой музыкант» - повесть о вечном стремлении человека к непознанному. Главный ее герой испытывает неодолимую тягу к свету, которого никогда не видел. В произведении реализм изображения действительности гармонично сочетается с идеализмом мировосприятия. Основная тема, волнующая писателя, - торжество духовного начала в человеке над материальными сторонами жизни. Повесть была переведена на европейские языки и заинтересовала П. Верлена, увидевшего в ней образец нового искусства.

В 1893 г. Короленко пересек океан, чтобы посетить Всемирную художественно-промышленную выставку в Чикаго. Америка писателю решительно не понравилась. Эта поездка укрепила его в неприятии буржуазного мира. В 1902 г. писатель опубликовал повесть «Без языка», написанную по следам американских впечатлений.

Интерес Короленко к «психологии общечеловеческой тоски по недостижимому» («Письма к А. Г. Горнфельду») прослеживается и в рассказе «Ночью» (1888 г.). Ребенок, чувствующий «тайну» рождения и смерти, по мнению автора, мудрее студента-медика. Рационалисты усмотрели в этом рассказе уклон автора в сторону метафизики.

К лучшим публицистическим произведениям писателя принадлежит статья «О сложности жизни» - напоминание о преемственной связи поколений русской интеллигенции, задача которой заключена в защите личностной свободы человека.

В 1896-1918 гг. Короленко входил в редакцию журнала «Русское богатство» в Петербурге (с 1904 г. - редактор-издатель). Писатель считал, что в России недостаточно развито гражданское общество, правовое сознание народа крайне слабо, почти отсутствует правосудие (сам он неоднократно выступал правозащитником на судебных процессах).

В 1900 г. перебрался из Петербурга в Полтаву в связи с нервным истощением, где жизнь его не стала размеренней и спокойней: частые поездки в столицу по делам журнала, сложности с цензурой. Здесь он завершил цикл сибирских рассказов («Государевы ямщики», «Мороз», «Феодалы», «Последний луч»), написал рассказ «Не страшное».

В 1902 г. вместе с Чеховым отказался от звания почетного академика (был в числе первых избранных) в знак протеста против отмены избрания М. Горького в Академию наук.

В публицистике прямо выражал свою гражданскую гуманистическую позицию, возмущение еврейскими погромами («Дом №13», 1905). В 1905 году, когда цензурный гнет несколько ослаб, приступил к работе над художественной летописью своего поколения, писал ее с большими перерывами до конца своих дней. Полностью «История моего современника», выдержанная в литературной традиции «Былого и дум» Герцена, появилась в 1922-29 гг. - в ней ярко выражен многогранный талант писателя, его тяготение к лирическим, очерковым и публицистическим жанрам.

Февральскую революцию 1917 г. воспринял как возможность демократического обновления России. 6 марта 1917 г. выступил на митинге в Полтаве по поводу свержения самодержавия. К Октябрьскому перевороту отнесся прохладно, а в годы Гражданской войны резко выступал против кровавого подавления крестьянских восстаний, клеймил революционный террор (шесть писем А. В. Луначарскому, 1922 г.).

В 1921 году, будучи тяжелобольным, отказался покинуть Россию и ехать лечиться за границу. В 1922 г. в очерковом цикле под эмоциональным названием «Земли! Земли!» изложил собственные представления о том, на каких основах могла бы возродиться Россия. В глазах современников оставался «нравственным гением», человеком высоких моральных принципов, праведником русской литературы.

Короленко Оренбургский край заинтересовал Пугачевским восстанием. Первый раз в Оренбургском крае, в Бугуруслане, Короленко был в 1891 году по пути в Уфу. В июле 1900 года Короленко побывал в с. Илек. Интерес Короленко был связан с тем, что Илек первым признал Пугачева «царем», здесь его встретили хлебом-солью. 25-26 августа 1900 г. совершил ещё одну поездку в Оренбургский край на речку Таловую, так как по убеждению писателя там находился «умет», постоялый двор, «где Пугачев начинал свое дело». «Свою поездку Короленко описал в очерках «У казаков» (1901). В очерке, посвящённом описанию Илека, есть страницы, где Короленко достигает особенной художественной силы. Это замечательная сцена своеобразного песенного состязания старых и молодых казаков в трактире «Плевна». Эту сцену исследователи сопоставляли, по силе художественного проникновения, с «Певцами» И. С. Тургенева. Эту сцену и все очерки «У казаков» высоко ценили Л. Н. Толстой и А. П. Чехов.

Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 году на Украине в семье судебного чиновника. Родители его высоко чтили и культивировали в детях пофнятие долга и чести. Отца неизменно сопровождала слава «судьи праведного». Впоследствии Короленко сам столкнется с законом в роли подсудимого и поймет, что для соблюдения законности нужно большое мужество и стойкость.

Студенческие годы Короленко приходились на начало 70-ых годов. Сначала он учился в Санкт-Петербургском Технологическом институте, а затем в Московской Петровской Сельскохозяйственной Академии. Призыв слиться с народом и распространять там социалистические идеи привлекал Короленко.

Его Аналитический ум, который идеально сочетался с его деятельным и импульсивным характером, побуждал его к неустанному поиску истины, и как ему казалось, эта истина была в народе.

Впервые Короленко сблизился с народом в годы своей первой ссылки в Волгородскую губернию, куда он попал за организацию и проведение нелегальных сходок в Петровской академии.

Первая ссылка была недолгой. В результате хлопот многих друзей ему разрешили переселиться в Кронштадт, где проживала его семья, а вскоре он переехал в Петербург, где он готовился, так сказать, к хождению в народ, ради чего начал обучаться сапожному ремеслу. Но его идеи по просвещению крестьян в деревне не увенчались успехом, так как в 1879 году усилились репрессии и выступления народников в виде террора. Короленко вновь был арестован и отныне стал «бесповоротно подозрительным.

С ярлыком «политически неблагонадежен» Короленко отправили в город Глазов Вятской Губернии. Во время ссылки Владимир Галактионович избавляется о наивном книжно-романтическом представлении, о крестьянине, борющимся за свою жизнь каждый день, не останавливаясь. Он понимает, что крестьянину не нужно, то о чем мечтает для него аристократическая интеллигенция.

В тоже время личность Короленко вызывает интерес у его соседей: они приходят к нему за советом, доверяют ему свои проблемы, и просто любят его. В результате этого беспокойного ссыльного высылают еще дальше на север Вятской губернии в Березовские починки (как он в последствии узнал - за попытку к бегству)

Затем Короленко попадает в Сибирь за отказ присягнут Александру III и близко сталкивается с якутами. Он убеждается, что их быт, их образ мыслей и нужды далеки от того, его ищут народники в крестьянских душах.

Короленко считал терроризм противным явлением человеческой природе. Недаром, что один из его друзей, в то время, как Короленко мучался: присягать или не присягать, подшучивал, что если бы он присягнул он обязательно бы стал террористом, что противоречило ему самому, его природе, его ходу мыслей и совести.

В то время, когда он ждал ареста после отказа присягнуть ему представилась возможность побега, но он ею не воспользовался, так же как и раньше в Глазове, когда у него была такая же возможность убежать от всего этого.

Однако верность себе у Короленко не переходила в исступление, строгое подчинение каким-то принципам и т.д.

Как мне кажется, в своем рассказе «Чудная» (1880) он как бы представляет себя в роли той женщины, которую везут в ссылку. К чему привели её принципы? что они ей дали? Короленко пишет о ее убеждениях и ее принципиальности: «Сломать ее можно… ну а согнуть - сам, чай, видел: не гнуться такие»

Убийство и пролитие крови - темы волновавшая многих писателей XIX века и рассматривавшаяся ими в разных аспектах. Короленко же думает о «стройном порядке в мире», но идея взаимосвязанности, взаимообусловленности природы, человека, общества была расплывчатой, но пронизывала все творчество Короленко.

Борьба и неудовлетворенность, постоянное движение, даже если цель неосознанна до конца, - вот что ценит Короленко в людях. Остановка равносильна смерти.

Почти все рассказы Короленко созданы на основе пережитого или виденного им самим, и в их центре - не покорившийся человек.

Словами «Человек создан для счастья, как птица для полета в рассказе парадокс Владимир Галактионович высказывает мысль о том, что человек - часть огромного мира и в себе заключает его бесконечность.

После разгрома революции 1905 года, повлекшего за собой массовые аресты и казни, Короленко всеми силами пытался активизировать гражданский темперамент общества, массовый отпор убийствам и пыткам.

Общественная деятельность Короленко отвлекала его от литературы, и в последние годы жизни он занялся большим трудом «История моего современника», где, в общем, занимался анализированием своих духовных поисков.

Короленко умер в 1921 году. На протяжении всей его жизни его несмолкающая натура требовала справедливости. Понятия «литература» и «борьба» для Короленко были едины, как понятия «человек» и «гражданин». Они являли собой органическое и естественное воплощение его самого.

короленко писатель публицистика произведение