Почему евгений онегин роман. Почему евгений онегин назван пушкиным свободным романом

Роман Пушкина «Евгений Онегин» - первый русский реалистический роман, причем написанный стихами. Он стал произведением новаторским как по форме, так и по содержанию. Пушкин поставил задачу не только показать в нем «героя времени», Онегина, человека с «преждевременной старостью души», создать образ русской женщины, Татьяны Лариной, но и нарисовать «энциклопедию русской жизни» той эпохи. Все это потребовало преодолеть не только тесные рамки классицизма, но и отказаться от романтического подхода. Пушкин стремится максимально приблизить свое произведение к жизни, которая не терпит схематичности и заранее заданных конструкций, а потому и форма романа становится «свободной».

И дело не только в том, что автор лишь в конце 7 главы помещает «вступление», иронично замечая: «…Хоть поздно, а вступленье есть». И даже не в том, что роман открывает внутренний монолог Онегина, размышляющего о своей поездке в деревню к дяде за наследством, который прерывается рассказом о детстве и юности героя, о годах, проведенных в вихре светской жизни. И даже не в том, что автор часто прерывает сюжетную часть, помещая то или иное лирическое отступление, в котором может говорить о чем угодно: о литературе, театре, своей жизни, о чувствах и мыслях, которые его волнуют, о дорогах или о женских ножках, - а может просто побеседовать с читателями: «Гм! гм! Читатель благородный, / Здорова ль ваша вся родня?». Недаром Пушкин утверждал: «Роман требует болтовни».

Он действительно как будто не создает художественное произведение, а просто рассказывает историю, случившуюся с его добрыми знакомыми. Вот почему в романе рядом с его героями Онегиным, Татьяной, Ленским, Ольгой появляются люди, которые жили во время Пушкина - Вяземский, Каверин, Нина Воронская и другие. Более того, сам Автор становится героем своего же романа, оказываясь «добрым приятелем» Онегина. Автор хранит письма Онегина и Татьяны, стихи Ленского - и они тоже органично входят в роман, нисколько не нарушая его цельность, хотя написаны не «онегинской строфой».

Кажется, что в такое произведение - «свободный роман» - может войти что угодно, но при всей «свободе» его композиция стройна и продуманна. Главное же, почему создается это ощущение свободы, состоит в том, что роман Пушкина существует, как сама жизнь: непредсказуемо и в то же время согласуясь с неким внутренним законом. Иногда даже сам Пушкин удивлялся тому, что «вытворяли» его герои, например, когда его любимая героиня Татьяна «взяла и вышла замуж». Понятно, почему многие современники Пушкина пытались увидеть в героях романа черты своих друзей и знакомых - и находили их! В этом удивительном произведении жизнь пульсирует и вырывается наружу, создавая и сейчас эффект «присутствия» читателя в момент развития действия. А жизнь всегда свободна в своих многочисленных изгибах и поворотах. Таков и подлинно реалистический роман Пушкина, открывший дорогу новой русской литературе.

Вопрос этот не решен окончательно, потому что о выборе фамилии Онегин сам Пушкин не оставил никаких записей. Самая распространенная версия говорит о том, что поэт мог сам образовать фамилию Онегин от географического названия, ему хорошо известного, Онега. Такое наименование носит река Онега, впадающая в Белое море, и город, стоящий в ее устье. Населенный пункт с названием Онега известен еще с XVI века. Конечно, нужно вспомнить и о другом, похожем географическом названии (но уже с окончанием о) Онего. Это древнерусское название Онежского озера, огромного и красивейшего водоема на северо-западе европейской части СССР.Исторические источники рассказали ученым, что существовала и реальная фамилия Онегин. Она была распространена на севере России и первоначально означала «житель с реки Онега». Большинство людей, носивших фамилию Онегин, были лесорубами или сплавщиками леса.Итак, Пушкин для героя своего романа в стихах мог взять или готовую фамилию, гдето им услышанную или прочитанную, либо создать ее по правилам русской речи. Используя такую «северную» фамилию, поэт, возможно, хотел подчеркнуть суровость Евгения, его холодное сердце, трезвый, слишком рассудочный ум. Представим себе на минуту, что у Евгения Онегина была бы другая фамилия... Кажется, ну и что же ничего особенного, ведь основное действие, идеи романа не изменились бы. Да, все осталось бы в основном на своих местах. Но русский читатель наверняка уже менее образно воспринимал бы те строки, которые говорят о холодности, суровости Онегина: «...рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум»; «Ничто не трогало его, Не замечал он ничего» ; «Они сошлись, Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой» и другие отрывки.Есть кроме такого возможного внутреннего содержания «холода» у фамилии Онегин и еще однаособенность. Она необычно благозвучно сочетается с именем. Вслушайтесь: Евгений Онегин. В обоих этих словах совпадает количество слогов. В них одна и та же гласная буква е несет на себе ударение. Обратное повторение слогов ген нег обладает мелодичностью. К тому же в этом словосочетании Евгений Онегин трижды повторяются е и н. А ведь благозвучие, мелодичность имен и названий играли для Пушкина не последнюю роль. Вспомним, что об имени Татьяна, впервые упоминая о нем в романе «Евгений Онегин», поэт говорит, что оно «приятно, звучно». Этот же довод Пушкин почти дословно повторяет в поэме «Медный всадник», где герой носит имя Евгений: «Мы будем нашего героя звать этим именем. Оно звучит приятно; с ним давно Мое перо к тому же дружно»... Так что в художественной литературе, особенно в поэзии, для авторов имеет значение не только реальность имен, фамилий персонажей, но и их звучание, музыкальное и эстетическое впечатление от них.


Пушкин писал роман «Евгений Онегин» более семи лет: с 1823 по 1830 годы. «Долгий труд» был начат, когда автор «ещё не ясно различал» «даль свободного романа».

Почему же он называет своё произведение «свободным романом»?

Во-первых, сам поэт подчёркивал, что он пишет «не роман, а роман в стихах», и увидел в этом «дьявольскую разницу». Повествование строится на переключении из одного плана в другой, на изменении тональности и интонации произведения.

Перед читателем разворачивается

…собранье пёстрых глав,

полусмешных, полупечальных,

простонародных, идеальных.

Роман начинается совершенно неожиданно, без всяких предисловий и вступлений. он открывается внутренним монологом Евгения Онегина, который едет к умирающему дяде в деревню и готовится лицемерить ради получения наследства.

Финал этого произведения такой же неожиданный, как и его начало. Автор оставляет своего героя « в минуту злую для него». В момент объяснения с Татьяной, вышедшей замуж за генерала. Читатель никогда не узнает, что же произойдёт с Онегиным дальше, найдёт ли он в себе силы для новой жизни.

Перед нами роман без начала и конца, и в этом его необычность. Жанр романа оказывается свободным, как и его сюжет.

Автор ведёт с читателем свободный и непринуждённый разговор обо всём, «забалтываясь донельзя»: об элегиях и одах, о яблочной наливке и брусничной воде, о русском театре и французских винах. Множество лирических отступлений убеждает читателя в том, что в центре повествования находится не герой, а автор, мир которого бесконечен. Автор – это лирический центр романа.

Чтобы создать эффект свободного, импровизированного повествования, Пушкин придумывает Онегинскую строфу, которая включает в себя 14 строк. Возникает иллюзия «болтовни», когда автор свободно перемещается во времени и пространстве, легко переходит от одного предмета речи к другому. Он рассказывает не только о несбывшихся надеждах и разбитых сердцах своих героев, но и повествует о себе самом и об универсальных законах человеческой жизни.

Иными словами, в центре повествования не судьба отдельных героев, а сама жизнь – бесконечная и непредсказуемая. именно поэтому роман не имеет ни начала, ни конца.

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И переимчивый Княжнин…

И так во всём. Автор свободно высказывается и о петербургских балах, и о мирной деревенской тишине, передавая своё отношение к жизни, не совпадающее с мнением главного героя. таким образом, создатель романа становится его героем.

Подведём итоги. Пушкин называет свой роман «свободным», потому что в центре его повествования не столько судьба героев, сколько широкая картина жизни, высказывания автора на самые различные темы, его мысли и чувства. Свободной является и импровизированная манера изложения. Роман не имеет ни начала, ни конца.

Обновлено: 2017-10-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин» прежде всего — самое известное и важное для понимания его творческой личности и литературного пути произведение. Поэт начал работу весной 1823 года в Кишиневе, завер-шил роман в Болдине удивительно плодотворной и счаст-ливой для Пушкина осенью 1830 года. В знаменательный «лицейский» день 19 октября сжег рукопись опасной де-сятой главы, но продолжал свой замысел.

Произведение «Евгений Онегин» называется «свобод-ным романом»: «свободным» от правил, по которым со-здавались художественные произведения того времени. До Пушкина, в классическом романе, и сюжет, и герои всегда подчинялись строго определенной схеме. Здесь же вдохновенный и откровенный разговор с читателем уди-вительно свободен, ничто не сковывает поэта. Автор ста-новится действующим лицом своего романа в стихах, его режиссером и дирижером. Он с легкостью переходит от судьбы героев к собственным рассуждениям и воспомина-ниям, иногда спокойно обрывает рассказ.

Повествователь выходит за рамки личного конфликта, и в роман входит русская жизнь во всех ее проявлениях. Это самая главная композиционная и сюжетная особен-ность романа.

Стихотворная речь — форма необычная и в известной мере условная, в обыденной жизни рифмой не говорят. Но стихи позволяют отклоняться от привычного, тради-ционного. Без сомнения, поэт ценит в избранной им жан-ровой форме исторического повествования именно свобо-ду, а ее дает вольное поэтическое слово. Для Пушкина «Евгений Онегин» прежде всего свободен по характеру повествования, по композиции, и эта свободная форма определила «русское лицо» романа нового поколения.

Ни для кого не секрет, что литературные произведения принадлежат к определённым жанрам и родам литературы. И если ограничиваются тремя категориями: эпос, лирика, драма, то жанров существует гораздо большее количество.

«Евгений Онегин»: жанр

Знаменитое художественное произведение «Евгений Онегин», принадлежащее перу великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, уже давно находится под пристальным вниманием филологов и литературоведов. Мало того что это произведение наполнено глубоким смысловым содержанием, весьма неоднозначны ещё и его жанровые характеристики. Итак, чем же так необычно определение жанра «Евгения Онегина»?

Роды и жанры литературы

Для начала следует отметить, что произведение написано в стихотворной форме, значит, к которому оно принадлежит, - лирический. Однако, несмотря на то что история описана в стихах, назвать её простым стихотворением абсолютно невозможно. Развёрнутый сюжет, динамика развития событий, психологизм и произведения внутри произведения с полным правом позволяют отнести «Евгения Онегина» к жанру романа. Согласно определению из толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова, роман - это прозаическое эпическое литературное произведение с несколькими героями и сложной структурой сюжета. Опираясь на него, можно сказать, что по смыслу и содержанию «Евгений Онегин» относится, скорее, к роду эпоса и романному жанру литературы.

Краткое описание сюжета

По сюжету, избалованный и эгоистичный столичный юноша Евгений Онегин, устав от бесконечных балов и светских приёмов, решает удалиться жить в деревню, чтобы хоть как-то внести разнообразие в свои одинаковые будни. Однако в деревне жизнь оказывается скучнее, чем в Петербурге, на Евгения вновь нападает хандра. Он знакомится с молодыми жителями деревни: восемнадцатилетним талантливый поэтом Владимиром Ленским, сёстрами Лариными - красивой и весёлой Ольгой, задумчивой и мечтательной Татьяной.

Они же и становятся главными действующими лицами в сюжете. Ленский помолвлен с Ольгой, в то время как Татьяна влюбилась в Евгения. Однако на чувства девушки он не отвечает взаимностью, а получив письмо с пылким и нежным признанием в любви, и вовсе пытается наставить её на путь истинный, советуя не излагать в дальнейшем свои чувства малознакомым людям. Татьяна смущена и обижена. А Ленский тем временем вызывает Онегина на дуэль за то, что тот неоднократно приглашал на танец его невесту Ольгу. Перед самой дуэлью Татьяна видит сон, в котором Евгений убивает Владимира, но девушка не знает о намерении молодых людей стреляться, иначе она предотвратила бы поединок. Онегин убивает Ленского, боясь отменить дуэль и прослыть в светском обществе трусом. Ольга же недолго оплакивает своего возлюбленного и вскоре выходит замуж за другого. Спустя некоторое время венчается и Татьяна, какое-то время она ещё продолжает любить Евгения, но потом пелена спадает с её глаз.

Однажды на светском балу эти двое встретились: по-прежнему скучающий и хандрящий Онегин и недоступная благородная жена генерала Татьяна. И в эту встречу герои поменялись ролями, Евгений понял, что влюбился в прекрасную княгиню, Татьяна же ответила ему фразой, впоследствии ставшей знаменитой: «Но я другому отдана и буду век ему верна».

Анализ жанровой специфики текста

Итак, как, собственно, определить в произведении "Евгений Онегин" жанр? О сюжете можно сказать, что он действительно богат событиями, а диалоги и монологи героев полны чувственности и психологизма. Эти черты позволяют причислить произведение к жанру романа. Однако стихотворная форма знаменитого творения Пушкина оставляет вопрос открытым. Специалисты склонны утверждать, что жанр «Евгения Онегина» - роман в стихах. Однако, по мнению некоторых литературных критиков, в том числе Виссариона Григорьевича Белинского, это не так. Они утверждают, что жанр «Евгения Онегина» - поэма, поскольку в произведении в полной мере и почти с исторической достоверностью воспроизведена жизнь российской общественности в столице и за её пределами. В. Г. Белинский, не скупясь, назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». Но для поэмы произведение всё же имеет слишком большой объём, количество текста ближе к романному. В этом заключается первое противоречие.

Второе противоречие связано с содержанием романа. Опять же критики называют «Евгения Онегина» не только «романом о романе», но также «романом в романе». И если на первое определение напрямую влияет жанр «Евгения Онегина» Пушкина А. С., а также любовная линия - центральная тема сюжета, то вторая характеристика имеет прямое отношение к внутри произведения.

«Роман о романе»

Итак, как уже было выяснено ранее, по своему жанру произведение относится скорее к роману, несмотря на изложение в стихах. И это первая составляющая определения «роман о романе». Вторая, несомненно, отражает наличие любовных событий в сюжете. По ходу развития действия читатель может наблюдать, как развиваются взаимоотношения двух пар: Ольги Лариной и Владимира Ленского и её сестры Татьяны и Евгения Онегина. Однако на первый план выходят всё же отношения последних. Именно вокруг этой пары и вращается сюжет. Таким образом, выражение «роман о романе» сообщает не только о наличии любовной линии в тексте, но также в очередной раз подчеркивает, что в произведении «Евгений Онегин» жанр характеризуется как роман.

«Роман в романе»

В данной характеристике также имеется отсылка к жанру пушкинского творения. Однако теперь, когда уже не возникает вопроса "Евгений Онегин" - какой жанр?", расшифровки второй части словосочетания не требуется. Речь, разумеется, идёт об отношении к жанру. Зато первая часть определения напоминает о наличии в тексте другого романа - письма Татьяны Лариной, почти художественного произведения. Признаваясь Онегину в любви, Татьяна письменно рассказала о своих чувствах. И Александр Сергеевич Пушкин в полном объёме отразил её порыв. Именно об этом романе как о жанровой характеристике внутри другого романа - самого произведения - идёт речь. Татьяна Ларина, изливая свою любовь к Евгению, произвела на свет свой собственный роман в стихах, отобразив его в письме.

Итак, даже проанализировав произведение «Евгений Онегин», жанр его по-прежнему установить проблематично. По форме это поэма, по содержанию - роман. Возможно, только такому талантливому и великому поэту, как Александр Сергеевич Пушкин, позволено изобрести свой собственный жанр - роман в стихах - и продемонстрировать его на лучшем примере.