Поручик ржевский имя. Кто такой поручик ржевский

В веренице героев анекдотов поручик Ржевский занимает особое место. В Ржевском сплелись несопоставимые качества – неуемное хвастовство и верность слову, любовь к слабому полу и безрассудное мужество в бою, патриотизм и склонность к азартным играм, умение танцевать и неприязнь к высшему свету. Откуда же взялся этот бравый поручик и был ли он на самом деле в истории?

Ржевский – вхождение в фольклор

В массовое сознание людей герой Отечественной войны 1812 года — поручик Ржевский вошел всего полвека назад, когда отмечалось 150-летие победы русской армии в этой войне.

С большой долей вероятности, можно утверждать, что фольклорное рождение поручика Ржевского произошло в 1962 году, после выхода комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Сам фильм представлял собой экранизацию пьесы Александра Гладкова «Давным-давно», которая впервые была поставлена в 1941 году. Драматург Гладков, подаривший России незаурядного народного героя, вспоминал, что на лихой образ поручика Ржевского его вдохновило стихотворение героя 1812 года, легендарного гусара Дениса Давыдова:

Сегодня вечером увижусь я с тобою,
Сегодня вечером решится жребий мой,
Сегодня получу желаемое мною —
Иль абшид на покой!

А завтра — черт возьми! — как зюзя натянуся,
На тройке ухарской стрелою полечу;
Проспавшись до Твери, в Твери опять напьюся,
И пьяный в Петербург на пьянство прискачу!

Но если счастие назначено судьбою
Тому, кто целый век со счастьем незнаком,
Тогда… о, и тогда напьюсь свинья свиньею
И с радости пропью прогоны с кошельком!

Актер Юрий Яковлев, блестяще вошедший в роль главного героя, своей великолепной игрой создал незабываемый образ поручика Ржевского – лихого хвастуна, дамского угодника, пройдоху, склонного к азартным играм и безрассудного в бою.





Прототипы

За право называться родиной поручика Дмитрия Ржевского могут побороться целых девять российских регионов. Дворяне с такой фамилией проживали в Воронежской, Курской, Тульской, Московской, Орловской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Тамбовской и Тверской губерниях.

Например, удельные князья Ржевские, чья фамилия названа по городу Ржеву, упоминаются в летописи 1315 года. Известно, что в Куликовской битве погиб князь Родион Ржевский.

В Санкт-Петербурге проживал капитан русской армии Ржевский, который владел частью Ржевской слободы. Считается, что свои угодья капитан продал морскому ведомству, которое устроило там Ржевский артиллерийский полигон, работающий по сей день.

В начале 18 века по указу Петра I в Италию для изучения морского дела был отправлен поручик Юрий Ржевский. По возвращению на Родину, офицер был назначен в Преображенский полк. Примечательно, что поручик Юрий Ржевский является прапрадедом А.С. Пушкина.

Известно, также, что в Отечественной войне 1812 года участвовали два брата Ржевских, но, вряд ли их можно считать настоящими прототипами нашего героя, поскольку, ни один из них не был поручиком.

Однако, самым реальным прототипом поручика Ржевского можно считать дворянина подпоручика Сергея Ржевского, жившего в середине 19-го века в Веневском уезде Тульской губернии. По словам современников, молодой повеса «безобразничал напропалую», зачастую весьма скабрезно и вульгарно, и успокоить его могла только полиция.

След в искусстве

С именем поручика Ржевского, помимо анекдотов, связано немало произведений искусства и шоу-бизнеса. Как уже говорилось, первым на сцену нашего героя вывел драматург Александр Гладков в канун Великой Отечественной войны. К слову, его комедия «Давным-давно» до сих пор с большим успехом идет в Центральном академическом театре Российской армии.

Образ Ржевского регулярно эксплуатируется в массовом искусстве. Так, в небезызвестном фильме Джаника Файзиева «Турецкий гамбит» внимание женской аудитории приковано к поручику-гусару Зурову – лихому рубаке, дуэлянту, картежнику и ловеласу, которого сыграл актер Дмитрий Певцов.

Похождения поручика Ржевского были излюбленной темой телепередачи «Городок». Юрий Стоянов и Илья Олейников порой весьма оригинально обыгрывают пикантные моменты из биографии поручика.

В комедии Марюса Вайсберга «Ржевский против Наполеона», вышедшей на экраны в феврале 2012-го года, раскрыты все истинно «гусарские» качества поручика. Ржевский в исполнении актера Павла Деревянко – средоточие разврата, азарта и брутальности. Разухабистость Ржевского зашкаливает настолько, что временами вгоняет в краску даже самых прожженных телезрителей.

Абсурдность сюжета (русский генералитет забрасывает Ржевского, переодетого в женщину, в штаб Наполеона, где французский император без ума влюбляется в темпераментную незнакомку) раскрывает новые черты Ржевского, сумевшего переступить через свои принципы и войти в роль искусительницы ради славы Отечества.

Ржевский, в отличие от Василия Ивановича Чапаева и Штирлица, стал героем порядка 10-ти полноценных литературных произведений, вышедших в свет в 1990-2000 гг. В отличие от своих кинематографических конкурентов, он может похвастаться багажом в виде нескольких театральных постановок и даже отдельного балета («Гусарская баллада» Тихона Хренникова).

Фольклорное наследие Ржевского не поддается никакому подсчету. Исследователи насчитали более 400 анекдотов про лихого поручика. Естественно, что большинство из них весьма сложно опубликовать без купюр.

Помимо всего, поручик Ржевский увековечен в живописи и скульптуре. Художник Владимир Овчинников в 1979 году подарил миру картину «Поручик Ржевский», а благодарные жители Павлограда (Украина) воздвигли настоящий памятник герою народных анекдотов.

Так или иначе, поручик-авантюрист Дмитрий Ржевский занял свое место в плеяде народных героев, в разное время вставших грудью на защиту Отечества. И пусть о ратных подвигах Ржевского мы имеем смутное представление, зато его успехи в мирной жизни, несомненно, многим повышают настроение.

Поручик Дмитрий Ржевский - популярный в СССР и России литературный, кинематографический, театральный и юмористический (фольклорный) вымышленный персонаж. Первоначально - герой пьесы в 2 частях Александра Гладкова «Давным-давно» (1940).

По словам его создателя А. Гладкова, его характер «весь вышел» из одного стихотворения Дениса Давыдова 1818 года - «Решительный вечер».
Широкую известность в СССР получил благодаря комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» (1962), в свою очередь снятой по пьесе Гладкова. В фильме Рязанова поручика играл Юрий Яковлев.
Юрий Яковлев считает, что «поручик Ржевский стал как бы реальным лицом - о нём есть анекдоты, как о Чапаеве, а недавно в Ржеве даже решили поставить ему памятник».

В первоисточнике - пьесе - обладает как отрицательными (склонность к выпивке, хвастовство, брань), нейтральными (умение танцевать), так и положительными качествами: храбрость, ловкость, доверчивость, прямодушие, откровенность, умение обращаться с оружием, любовь к родине, нелюбовь к «свету», надёжность, верность долгу, слову и друзьям. По пьесе и фильму Ржевский реальным бабником не является (хоть два раза хвастается успехом у женщин), однако именно «сексуальная» тема является основной составляющей в поздних анекдотах, скетчах и фильмах про поручика. Поручик в современном (1980-х - 2010-х годов) русском фольклоре является «брутальным» альфа-самцом, мало образованным ловеласом, от напора которого женщины теряются.
Поручик - потомственный военный, племянник бригадира (командующего бригадой) Ржевского.
В классических произведениях (пьесе и фильме) место службы поручика Ржевского прямо не называется. В пьесе А. Гладкова командир партизанского отряда Давыд Васильев говорит, обращаясь к Ржевскому: «Драчливость, брат, твоя вошла в пословицу давно в полку Ахтырском». Данная фраза может означать как то, что Ржевский ранее служил в Ахтырском полку, так и то, что сам подполковник Денис Давыдов действительно в 1812 году служил в Ахтырском полку.
В фильме «Гусарская баллада» поручик в мундире Мариупольского гусарского полка, а не Лубенского, Сумского либо Павлоградского, как говорится в некоторых источниках - о чём говорит расцветка ташки (темно-синяя, обклад либо приборный цвет жёлтый), в случае же его службы в Лубенском полку ташка синяя, обклад белый. В Мариупольском полку с января 1808 по апрель 1811 года под именем корнета Александра Андреевича Александрова на самом деле служила „кавалерист-девица“ Надежда Андреевна Дурова. Таким образом, служба поручика в фильме в Мариупольском полку не вызывает сомнений.
В фильме "Подлинная история поручика Ржевского" (2005) отставной поручик также в сине-жёлтом мундире Мариупольского гусарского полка.
В фильме "Ржевский против Наполеона" (2012) поручик в красной форме Лейб-гвардии Гусарского полка. Современный автор Дм. Репин в произведении „Поручик Ржевский. Гусарская поэма“ (2002) также указывает местом службы Ржевского Гусарский лейб-гвардии полк (ярко-красные мундиры, в этом полку также служил Д. Давыдов с июля 1806 по февраль 1807 года).

В различных юмористических инсценировках, не имеющих ничего общего с историей, военная форма поручика обычно фантастическая - такая, какая есть в реквизите под рукой. Так, Г. Харламов в передаче „Какие наши годы“ одет в голубой гусарский мундир цвета Гродненского полка с жёлтым обкладом Мариупольского полка. В двух передачах „Городок“ Ржевский в фантастической форме Лейб-гвардии Гусарского полка с красными и белыми панталонами, в третьей - в странной жёлто-блакитной раздельной форме цветов Мариупольского полка, в четвёртой - вообще в гусарской форме цвета хаки.
Другой персонаж пьесы Гладкова, Шура Азарова, использует зелёный мундир Павлоградского гусарского полка (Ржевский говорит, обращаясь к ней: - Мундир на вас я вижу Павлоградский), однако в фильме носит светло-серый мундир Сумского гусарского полка, что, вероятно, послужило причиной причисления самого поручика Ржевского к этому полку; - в Павлограде даже был сооружён ему памятник.

"Ржевский, ожидающий барышню".
Автор скульптуры – знаменитый белорусский мастер Владимир Жбанов (26.01.1954 - 16.01.2012).
Некоторые местные молодухи верят, что коснёшься рукой усов гусара – и муж будет усатым, а подержишься за другое место – быстрее забеременеешь.

Сам Ржевский в пьесе говорит: - По мне милее голубого нет!, а цвет павлоградского мундира не голубой, а светло-песочно-серый. В Павлоградском полку служил и другой вымышленный персонаж, но уже Льва Толстого - Николай Ростов, брат Наташи Ростовой, которая обычно присутствует в анекдотах про Ржевского вместе с другими персонажами романа «Война и мир», по которому в 1967 году вышел фильм Сергея Бондарчука. Поскольку те и другие персонажи - современники, они переплелись в фольклоре.
В стихотворении Николая Асеева «Синие гусары», в частности, говорится об их участии в «Южном обществе» заговорщиков (1821-1825), которое располагалось в Малороссии. Синими гусарами были Мариупольский, в котором по фильму служил Ржевский, и Лубенский гусарские полки, там дислоцировавшиеся.
Единственным гусарским полком Российской Империи, где в 1812 году носили частично голубую военную форму, был отличившийся в Отечественной войне Гродненский гусарский полк, прозванный в русской армии за этот цвет «голубыми гусарами». Основной же цвет обмундирования Лубенского полка - синий, Мариупольского - тёмно-синий. Гродненский полк за кампанию 1812 года полк получил награду: серебряные трубы с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года.»Такую же награду получил и Мариупольский полк.
В России известен дворянский род Ржевских, якобы происходивший от легендарного князя Рюрика и утративший княжеский титул в конце XIV века. Ржевские, чья фамилия названа по городу Ржеву, упоминаются в летописи 1315 года - они были удельными князьями во Ржеве. Князь Родион Федорович Ржевский был убит в Куликовской битве в 1380 году.

Возможные прототипы героя.

Ржевские жили в девяти российских губерниях: Воронежской, Курской, Тульской, Московской, Орловской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Тамбовской, Тверской.
В Санкт-Петербурге реально существовал капитан русской Императорской армии Ржевский, от фамилии которого произошло название Ржевской слободы, которой он владел, и района города (тогда пригорода) Ржевка. Данную землю капитан продал морскому ведомству, и там устроили Ржевский артиллерийский полигон. Ныне этот топоним сохранился в названии одноимённой железнодорожной станции, а также располагающегося неподалеку жилого массива «Ржевка-Пороховые».
Первым Ржевским, носившим звание поручика, был Юрий Алексеевич, учившийся в начале 18 века Италии морскому делу по указу Петра Первого, Поручик Юрий Алексеевич Ржевский - прапрадед А. С. Пушкина, после чего был назначен в чине поручика в Преображенский полк. Его потомок Николай Ржевский, брат А. С. Пушкина в шестом колене, учился вместе с Пушкиным в Царскосельском лицее.
В Венёвском уезде Тульской губернии в середине 19 века жил дворянин подпоручик Сергей Семёнович Ржевский, который «безобразничал напропалую», зачастую весьма пошло и чьи шутки часто шокировали дворянское общество. Рассказы о похождениях «венёвского безобразника» описывались в московской бульварной прессе. В армии он прослужил всего год и три месяца, после чего был выгнан со службы. В Отечественной войне 1812 года не участвовал, поскольку тогда ещё не родился. Об этом говорится в мемуарах его племянницы Надежды Петровны Ржевской (урождённой Волконской), изданных Тульским краеведческим музеем. Из реальных похождений поручика Ржевского, описанных княгиней и попавших в газеты:
Однажды на маскарад Ржевский оделся печкой. В трубу просунул голову, внизу печи сделал отверстия для ног. Разделся донага и голым влез в печку, которая была картонная. Спереди был затоп, сзади отдушник. Кругом обоих закрытых пока отверстий были крупные надписи: «Не открывайте печку, в ней угар». В маскараде держали все себя очень вольно, а такая надпись поощряла всех открыть печку и в нее посмотреть. Всякий видел голые члены мужчины, спереди и сзади. Одни плевали, другие хохотали, но весь зал зашумел и стали собираться толпы. Сергей Семенович только этого и хотел. Явилась полиция, и его с триумфом вывели.
В Отечественной войне 1812 года участвовали два брата Ржевских, но среди них не было поручика и они не являются прототипами героя.
В воспоминаниях гусара подполковника Дениса Давыдова есть участник Отечественной войны подполковник Павел Ржевский, также не являющийся прототипом Дмитрия Ржевского.
Волгоградский писатель Юрий Войтов считает, что прототипом Ржевского «мог стать уроженец Царицына Николай Ашинов, который был широко известен в конце ХIХ века. Ашинов был отчаянным авантюристом и столь же ярым патриотом. Это же надо было додуматься - высадить сто с лишним лет назад на территории нынешнего африканского Сомали казачий десант, основать там „африканское казачество со станицей Московская“ и заявить, что отныне эти земли находятся под юрисдикцией российской короны. Такое мог совершить только истинный… поручик Ржевский.»
Анекдоты о Ржевском появились в СССР после выхода на экран фильма «Гусарская баллада» и получили широкое распространение к 1980-м годам. Ржевский - один из трёх самых популярных героев анекдотов в СССР/России, пришедших из кинематографа; остальные Чапаев и Штирлиц. Всего известно более четырёхсот «классических» анекдотов на данную тему. Чаще всего в анекдотах, кроме самого поручика Ржевского, действуют его сослуживцы-гусары, Наташа Ростова и корнет Оболенский из 20 века.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Газеты сороковых-пятидесятых XIX века часто писали о «шутках» Сергея Семеновича Ржевского, происходящего из дворян Веневского уезда Тульской губернии. Он находил место и время, чтобы побезобразничать. Чтобы понять этого человека посмотрим на записи, сохранившиеся в архивах.

В семействе Ржевских было три сына. Старший сын стал дипломатом, средний – военный, дослужившийся до чина полковника, а младший стал «позорным гвардейцем». Свои «подвиги» Сергей Ржевский начал, будучи еще юнкером. Его мать генеральская дочь рода Головиных сумела устроить его в юнкерскую школу в Петербурге. Он ее окончил с большим трудом, часто вечерами выходил в компании других юнкеров, переодевались в штатскую одежду, а потом развлекались:

Срывали шапки с прохожих, иногда получалось сорвать и шубу;

Подкрадываясь сзади, выливали ледяную воду за шиворот барышням – те громко и задорно визжали от неожиданной водной процедуры, некоторые даже падали в обморок, что очень забавляло молодых людей;

Заходили в трактиры и опрокидывали столики, брали без разрешения угощения со столов, а потом покидали помещение;

Кидались грязью в проезжающие мимо кареты;

С особым восторгом мазали грязью ворота домов известных людей;

Писали на стенах похабные стихи;

Пробирались в Мариинский театр в раздевалку актрис, шутили, воруя у них одежду, добавляя в их грим сажу;

Пугали балерин, наряжаясь в чертей и другую нечисть.

В этот период молодые люди еще не попадались в руки полиции, о «подвигах» весельчаков на следующий день писали городские газеты. На них устраивали засады, но эти засады легко вычисляли, проходя в местах будущих развлечений, облаченными в юнкерские мундиры – на юнкеров внимания не обращали. Только переодевшись в штатское, молодежь начинала свои шалости. Для переодевания была снята специальная квартира, где и хранились наряды для «шуток». Перед выходом для развлечений молодые люди наносили на лица полоски сажи, поэтому никто не мог вспомнить их лиц, помнили только грязные полосы на лицах.

По окончании юнкерского училища Ржевскому присвоили чин подпоручика, в котором он и остался на всю жизнь (в фильме «Гусарская баллада» ему прибавили звание до поручика). Служить Ржевского направили в гусарский полк. Но прослужил Ржевский совсем недолго, через год и три месяца его отправили в отставку. Мать долго краснела за своего непутевого сына, когда ее вызвали к генералу. Что же сделал Ржевский? Он решил проверить на практике, насколько смел его генерал.

Молодой человек обладал необходимыми знаниями, чтобы изготовить шутиху (взрыв-пакет). Все устройство Ржевский сумел спрятать внутри грецкого ореха. На плацу перед построением и маршем Ржевский рассчитал и подкинул орех в то место, откуда генерал должен командовать строем. Начался ежедневный строевой проход рот полка. Генерал, переступая с ноги на ногу, сумел наступить и на шутиху. Та громко рванула под ногами генерала.

Генерал был уже довольно пожилым человеком. От неожиданного сильного хлопка между ног он сделал лужу, а потом упал в обморок. Все громко и весело смеялись над произошедшим событием. Генерал устроил разбирательство, в результате которого был вычислен злоумышленник. Военная карьера Ржевского завершилась изгнанием из воинских рядов.

Ржевский не пил и не играл в карты, дамы его интересовали, как объект развлечений. Постоянных любовниц не имел. Однажды в женском монастыре пристроился сзади за симпатичной монахиней, стал так близко к ней, что отбивая земные поклоны, ударял лбом ей в спину. Та пыталась отойти, но Ржевский преследовал ее во время службы. Когда его стали выводить из церкви, то он подхватил двух девиц под руки и с ними вместе выбежал на улицу. Девушки не могли избавиться от молодого человека, вынуждены бежать вместе с ним. Он бежал и кричал: «Вот мчится тройка удалая…».

Наблюдавшие вокруг аплодировали весельчаку. Он сумел затащить девушек в карету, дальнейшие события этого происшествия остались загадкой, но монахини после этой шутки долго замаливали свой грех.

Попытки приструнить Ржевского ни к чему не привели. Однажды он сам оконфузился перед невестой, что на всю жизнь остался холостяком. В возрасте 25 лет вернулся в Венев, там местные жители надолго запомнили Ржевского, как великого безобразника.

Пусть вас не удивляет определение «высокая нравственность», трудно соотносящееся с образом героя анекдотов. Автор писал о роде князей Ржевских вообще, а «поручик Ржевский» в этом повествовании как бы сбоку-припеку, тем более что в реальности такой фигуры не существовало — она вышла из пьесы Александра Гладкова «Давным давно», вышедшей в 1940 году. Так что анекдотические похождения ухаря-гусара ни в коей мере не бросают тень на обширный и древний род, восходящий к началу XIV века, когда Ржевские удельно княжили во Ржеве. Между прочим, поручик Преображенского полка Юрий Ржевский был прапрадедушкой Пушкина…

И все же дыма без огня не бывает: образ поручика из анекдотов во многом схож с реальным тульским дворянином Сергеем Семеновичем Ржевским, сыном Авдотьи Дмитриевны Головиной, сродственной широко известным фамилиям Фонвизиных и Победоносцевых. Это убедительно доказывает книга княжны Надежды Ржевской «Личные воспоминания и все слышанное», вышедшая в 2010 году в Туле.

Мемуары помещицы из села Мильшина Веневского уезда, рукопись которых хранится в районном краеведческом музее, интересны не только деталями быта и нравов провинциального дворянского общества ХIХ века: целый ряд страниц посвящены похождениям дяди княжны, Сергея Семеновича Ржевского.

«Именно он является прообразом героя многих анекдотов того времени и продолжает жить в современном фольклоре в облике поручика Ржевского», — утверждал заместитель директора музея «Тульский некрополь» по науке Роман Клянин. По его словам, воспоминания Надежды Ржевской — «документальное подтверждение реальных корней легендарного персонажа». Клянин рассказывал, что пакет, набитый листами с рукописным текстом, принесли ему в 1988 году, когда он участвовал в организации Веневского музея. Рукопись ценна не только описанием похождений Сергея Семеновича — в ней много любопытных свидетельств о жизни и быте помещиков Тульской, Рязанской, Московской губерний. Причем написаны они ярким, живым языком: Надежде Петровне был не чужд литературный дар. Вот, например, одна из ее остроумных фраз: «Министр просвещения, слава Богу, умер — сколько можно мучить детей».

Сергей Семенович Ржевский «безобразничал напропалую и кутил по-своему, не по-барски», пишет мемуаристка. В карты он не играл, выпивать не любил, в пикантных любовных историях замечен не был, однако за неприличное поведение имел множество неприятностей: его выгоняли из церкви и даже арестовывали. В то же время Ржевский любил цветы, фейерверки и музыку, хотя его бабушка «находила это для дворянина неподходящим. Наконец «ей удалось впихнуть внука в гвардию. Но что же из него вышел за позорный гвардеец! Однажды мой отец, уже произведенный в офицеры, идет по Невскому и видит вдали гвардейца без портупеи, за которым денщик несет саблю. Мой отец спешит к этому офицеру с целью отправить его под арест за неправильное обмундирование, и вдруг оказывается, что это Сергей Семенович. Отец обращается к нему: «Сережа, да ты с ума сошел! Зачем же Кузьма несет за тобой саблю и портупею? Сейчас же возьми и надень на себя!» На это ответ: «Она очень тяжела, я не хочу» .

Ржевский прослужил лишь год и три месяца, отмечает его племянница. Последней каплей, переполнившей чашу терпения начальства, оказалась шутка с грецкими орехами. Он устроил из них хлопушки и подбросил из окна своему командиру: «Хлопушка лопнула, а начальство чуть не упало в обморок».

Вернувшись в родную деревню, Ржевский не оставил проказ.

«Раз он пошел в женский монастырь. Там он выбрал молоденькую и хорошенькую монахиню и стал сзади нее, но так близко, что, делая крест и поклон, ударялся лбом ей в спину. Монахиня отошла, а он опять приблизился. Наконец, это заметила игуменья и поставила монахиню рядом с собой на игуменское возвышение. Сергей Сергеевич не пронялся этим и последовал за монахиней, даже и на то место… Тогда игуменья приказала двум монахиням вывести его из церкви. Те взяли его с двух сторон под руки и повели. Он шел до паперти без сопротивления. Там он прижал руки монахинь к своим бокам, кинулся вместе с ними бежать по площади и запел: „Вот мчится тройка удалая вдоль по дорожке столбовой…“ Публика на площади хохотала и аплодировала, монахини, не поспевая за ним, падали, а он их все тащил и пел. Скандал вышел полный и на следующий день попал в газеты».

Однажды на маскарад Ржевский оделся печкой: «В трубу просунул голову, внизу печи сделал отверстия для ног. Разделся донага и голым влез в печку, которая была картонная. Спереди был затоп, сзади отдушник. Кругом обоих закрытых пока отверстий были крупные надписи: „Не открывайте печку, в ней угар“. В маскараде держали все себя очень вольно, а такая надпись поощряла всех открыть печку и в нее посмотреть. Всякий видел голые члены мужчины, спереди и сзади. Одни плевали, другие хохотали, но весь зал зашумел и стали собираться толпы. Сергей Семенович только этого и хотел. Явилась полиция, и его с триумфом вывели» .

Непутевого сына мать пыталась женить, надеясь, что это его образумит. Однако, придя свататься, Ржевский настолько разнервничался, что в самый ответственный момент пулей вылетел из дома потенциальной невесты. Так и прожил Сергей Семенович остаток жизни холостяком. Правда, с годами он остепенился и стал знаменит тем, что «развел в имении такой роскошный парк, что им приезжали любоваться даже великие князья».

На могиле Сергея Семеновича Ржевского, похороненного у стен Венева монастыря, нет памятника. Но лучший памятник народному герою — анекдоты о нем. И так ли уж важно, откуда был родом реальный Ржевский?!

И в тему — несколько относительно невинных анекдотов о Ржевском…

* * *
Однажды на званом обеде поручик Ржевский взял вилочку для омаров не в ту руку.

— Фи, какая невоспитанность! — сказала одна пожилая дама.

С тех пор про поручика и рассказывают всякие гадости…

* * *
— Почему вас не было вчера на службе? — спрашивают Ржевского.

— Так я же в карауле был!

— И в карауле вас не могли найти…

— Здрасте-пожалуйста! Сами в караул поставили, а найти не могут.

* * *
Наташа появляется на балу с распухшей, лиловой губой. Подходит к ней Пьер Безухов, целует ручку и с нотой сочувствия в голосе спрашивает о причине конфуза.

— Мы с поручиком Ржевским катались на лодке и вдруг, откуда ни возьмись — оса! Села мне прямо на губу.

— Так это оса вас так ужалила?!

— Нет, не успела, поручик ее веслом убил.

* * *
Стаpый генеpал говоpит Ржевскому, показывая на борзую собаку:

— У меня никого нет, кpоме этой суки, она мне как дочь.

— Так заведите ей кобеля, и у вас будут внуки.

* * *
— Поручик Ржевский, я слышал, вы вчера стрелялись из-за Наташи Ростовой с корнетом Оболенским.

— Да-с, это правда. Я стрелялся из-за Наташи, а вот трус корнет стрелялся из-за дерева.