Рассуждение о взаимовыручке по тексту Воронковой Гринька и Федя собрались на луг за щавелём, и Ваня пошёл с ними (ЕГЭ по русскому). Монтажные смеси

С каждым днем Даня все больше прокручивает в своей голове список недостатков Вани, который он составил в один из первых дней пребывания в доме Ивановых. Казалось бы, это совсем не обязательно, ведь Иван - ходячее напоминание о своих недостатках. Но чем больше Даня проводит времени, кормя с длинноволосым парнем рысь и обыгрывая его в видеоигры, тем больше он прощает ему все его грехи и утопает в его больших зеленых глазах. Данила знает, что это неправильно. Во-первых, в отличии от своего нового брата, у него учеба всегда на первом месте. А если он влюбится в своего брата… В общем, плакала его золотая медаль. Во-вторых, Ваня натурал, это уж точно. И, скорее всего, у него были десятки девушек. Красивых девушек. Так думает Даня, ведь Ваня тоже красивый. Значит и девушки должны красивые быть. Зачем ему закомплексованный социопат-ботаник вроде Данилы, если он окружен женским вниманием? Ну и в-третьих, они оба Ивановы. И тут дело не в фамилии, а в том что теперь они братья. Не биологически конечно, но родители Дани - теперь родители Вани и наоборот. А влюбляться в своего собственного брата - это как-то мерзко. Да и вообще, Данила всегда думал что влюбляться в парней мерзко. В его доме всегда использовали слово “гей” как оскорбление. Но Данила не может остановиться. Поэтому когда он начинает думать о том, как Иван поправляет свои шелковистые волосы, когда думает, о его лучезарной улыбке и о том, как его сердце замирает, когда тот касается его, он старается закрыть глаза и думать о всех его недостатках.

1.Ваня неряшливый.

Это сводит Даню с ума (на этот раз в плохом смысле). Пусть он и не вырос в богатстве, но уж точно в чистоте. Светловолосый парень привык каждый день заправлять кровать за себя и за деда, а уборка и мытье посуды всегда были его обязанностью. А брюнет привык к тому что за него это делала домработница Катя. Но Данила терпеливый, да и к Ване он относится с особенным терпением и не отказывается лишний раз убрать за него грязную одежду, которая все время почему-то оказывается на полу. Да и вообще, Дане приятно делать что-то для Вани. Приятно видеть его улыбку и слышать его звонкое “Спасибо, Дань”, приятно чувствовать его руку у себя на плече и черт, он и вправду втюрился в своего брата.

2.Ваня глупый.

Даня всегда представлял себя с человеком, с которым он сможет вести интеллектуальные беседы. С Ваней это практически невозможно. Парень не знает, кто такой Александр Македонский и вообще не понимает половину слов в словарном запасе Дани. Но разве знание школьной программы определяет интеллектуальные способности человека? Ведь Ваня может найти выход из любой ситуации, да и поговорить с ним можно о чем угодно, и это будет интересней любой науки. И почему Даниле так хочется, чтобы каждый человек был таким же интеллектуалом, как он сам? Да и Ване так идет его детская наивность…

3.Ваня самовлюбленный.

У Дани адекватная самооценка. По крайней мере, он так считает. А вот Ваня может часами поправлять свою шевелюру в зеркале и тренировать свою кокетливую улыбку. Хотя, Данила думает что он бы тоже так делал, если бы был таким красивым. Но Ваня не стесняется ничего. Он демонстративно выходит из душа в одних трусах, а с его волос всегда стекают капли воды и падают ему на грудь. Даня старается не смотреть. Старается изо всех сил. Ваня заливается смехом и говорит “ты чего уставился”, а Даня пытается достать ему из шкафа полотенце, что вызывает у брюнета еще более сильный смех. Иван подходит к Даниле, берет его за талию и поднимает, помогая достать до полки. Щеки Дани загораются и он почему-то в первый раз не злится из-за того, что кто-то издевается над его ростом.

4.Ваня эгоист.

Сколько бы у него не было девушек, Ваня всегда сам у себя на первом месте. И Дане не стоит надеяться, что с ним будет как-то иначе. Да и вообще что Ваня его когда-нибудь полюбит. Не только потому что он натурал, а просто потому что он Ваня. Уверенный, успешный, харизматичный. Даня ему просто не подходит. И он прекрасно это понимает, хотя в глубине души надеется, что когда длинноволосый смотрит на него со своей кокетливой, но немного грустной улыбкой, между ними происходит что-то большее, чем братская любовь.

5.Ваня еще ребенок.

Хоть он и пьет и курит в свои шестнадцать (что Дане совсем не нравится), Ваня на самом деле еще совсем ребенок. Он вечно спорит с родителями, любит поздно ложиться и есть сладкое до обеда. С одной стороны, Данила никогда не хотел связываться с такими непредсказуемыми инфантилами, как он. Что Ивану в голову взбредет, то он и сделает. Но с другой стороны, Даня тает, когда брат просит его помочь с домашкой, делая щенячьи глазки и заставляет его купить ему мороженое.

6.Ваня не умеет строить отношения.

Даня все больше замечает, насколько Ваня боится любых отношений, которые серьезнее секса без обязательств. Да и сложно ожидать чего-то большего от такого оболтуса, как он. Но почему бы не дать ему шанс? Хотя, о чем Данила только думает? Даже если Ваня решится с кем-то вступить в серьезные отношения, он точно выберет не его по уже известным причинам. Нужно как можно быстрее избавиться от этих глупых мыслей, как можно быстрее.

7.Ваня избалованный.

Они с Даней из совершенно разных миров - Ваня рос как в теплице, получал новейшие модели гаджетов и дорогущих репетиторов. А Даня всего добивался сам, и поэтому вырос умным и воспитанным. Так говорит мама Лида. Но Ваня же не виноват, что его воспитали в достатке? Да и теперь они в одной и той же ситуации. И вообще, зачем судить его за то, что он не может контролировать? Зачем Даня докапывается до Вани и придумывает тупые причины, почему он плохой человек? И вообще, Данила сам виноват, что влюбился в своего так называемого брата, который никогда не полюбит его в ответ.

Так думает Даня и старается выгнать мысли о Ване у себя из головы. Только он не знает, что тот уже давно борется с острым желанием прижать к себе и целовать хрупкого блондина. И когда Данила в очередной раз объясняет Ивану решение задачи по геометрии, прокручивая в голове злополучный список, Ваня не сдерживается и нежно касается своими губами губ Дани, поправляя прядь его волос. Так начинается новая глава в их жизни.

Взаимовыручка подразумевает обоюдную помощь друг другу. Причем она передается по цепочке и обязательно вернется к доброму человеку. Такое содействие бескорыстно, поэтому помогает нам увереннее чувствовать себя в окружающем мире.

Любой может столкнуться с непомерными для него неприятностями, но взаимная помощь позволяет справляться с проблемами. В такие моменты обязательно найдется человек, готовый протянуть руку помощи. На этом строится мир.

Во фрагменте текста Л.Ф.Воронковой имеется подтверждение моим мыслям. Когда Васятко зашел на пчельник, Ваня не испугался как Гринька и Федя (предложения 23-26), не убежал с пасеки, а вернулся за плачущим малышом. Мальчик знал, что его покусают потревоженные пчелы, однако действовал по принципу «сам пропадай, но товарища выручай».

Это основной девиз взаимной выручки.

Когда отец Вани узнал, почему его лицо распухло, он лишь похвалил сына за смелый поступок. И сказал упрекавшей внука бабушке, что и мать гордилась бы таким решительным сыном.

В период минувшей войны взаимопомощь между советскими людьми была негласным законом. Граждане помогали друг другу в тылу, на фронте бойцы выносили на себе раненых товарищей, делились патронами и хлебом, поддерживали морально во время жарких сражений, отдыхали по очереди.

При сборе материалов для «Блокадной книги» Даниил Гранин узнал много удивительных случаев взаимопомощи. Зимой 1942-го на улице упала изможденная женщина, которая уже не могла подняться и непременно замерзла бы. Но незнакомый человек поднял ее, подставил свое плечо, отвел несчастную домой, растопил печь и напоил ее кипятком. Он сам еле держался на ногах от голода, но не прошел мимо чужого горя. В блокаду жители Ленинграда помогали друг другу, поскольку завтра любой из них мог оказаться на месте той женщины.

Таким образом, в основе взаимовыручки лежит готовность человека к помощи и поддержке, состраданию и милосердию.

Желание помочь оказавшемуся в беде незнакомцу присуще лишь неравнодушным людям, обладающим добрым сердцем.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-01-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Ваня бежал так быстро, как мог. И это получалось плохо. Тело девушки прижимало Ваню к полу.

Лестница. Пролёт. 1 этаж.

Дверь распахнута.

Иван вышел из проклятого дома. И обнаружил Макса...

Обезображенным. Мёртвым. Он стал очередной жертвой Банши.

У Ивана подогнулись колени. Он упал перед телом друга.

"ЧТО ТЕБЕ НУЖНО??!! " - вопил Иван в истерике. Банши убивала всех без разбора. Она - убийца, который не остановится пока...

Пока... что?

Что должен сделать Иван?

Взгляд его упал на труп девушки.

И Иван понял, что именно он должен избавить дом от проклятия. Ведь только он смог найти незахороненное тело. Поэтому Банши не может успокоиться.

Он поднялся с колен и огляделся. В заброшенном саду что-то блеснуло. Иван подошёл ближе: лопата. Ваня взял лопату и поволок труп девушки на кладбище за домом.

Между могил он обнаружил пустое место. Иван воткнул лопату, и работа пошла. Вскоре яма была выкопана.

Иван бережно опустил тело девушки в свежевыкопанную могилу. Он решил почитать молитву и, закрыв глаза, стал тихо проговаривать "Отче Наш".

И он услышал тихое пение.

Банши не отстала.

Иван снова побежал в дом и закрылся в спальне. Самой первой комнате.

И стал размышлять.

"Что же делать? Почему она не упокоилась? Значит, она не показывала мне выход! Это была ловушка!"

И тут он вспомнил про мешочки. Он достал наугад один из них и развязал тесёмку.

Иван ужаснулся - в мешочке лежало вырезанное сердце.

Самое настоящее человеческое сердце, ещё пахнущее кровью.

Иван развязал остальные мешочки. В них находились лёгкие, печень, почки и другие органы. Ивана чуть не вырвало. Но теперь он точно знал: нужно вернуть органы трупу.

Иван вышел на улицу. Никого. Он подошёл к свежевыкапанной могиле. Снял с девочки платье (не подумайте ничего пошлого!) и увидел на теле разрезы в тех местах, где должны быть органы из мешочков. Аккуратно расфасовал органы по телу (было противно). Снова прочитал молитву и присыпал тело землёй.

И увидел Банши.

Она летела на него со всей скоростью, с раскрытой пастью, явно намереваясь отгрызть Ивану лицо.

Иван перепрыгнул через могилу. Теперь от Банши его отделяла яма с трупом.

Яркая вспышка.

Иван потерял сознание.

Эпилог

Иван очнулся. Всё было белым.

"Какие-то люди... Ага... Халаты... Я в больнице?"

Сознание возвращалось очень медленно.

Ваня слышал обрывки фраз "Он очнулся... очнулся..."

Он застонал. Не от боли, просто хотел привлечь внимание.

К нему подошёл врач.

Что такое? Ну, привет, Ваня, очнулся?

Что произошло? - с трудом произнёс Ваня.

Тебя нашли без сознания около дома, где погибла Екатерина Беляева с семёй. Ты лежал около могилы девочки.

Ваня вспоминал.

А что с девочкой?..

У неё почему-то не было головы... - сказал врач.

А где... Банши...? - слабо спросил Иван.

Банши? Какая Банши? - недоумённо ответил врач вопросом на вопрос.

Голова с кишками... - Ваня не понимал, почему его не понимали.

Врач рассмеялся.

Какая голова? О чём ты? Тебе наверняка приснилось, ты был без сознания неделю!

Иван опешил. "Неделя? А что с домом?"

А что с тем домом?

Его снесли. Сразу после того, как тебя нашли. Видно, что-то было с тем домом не так.

Тут сознание от радости окончательно прояснилось. И сразу нашёлся вопрос.

А почему вы говорите по-русски? Я же в Шотландии!

Тебя уже давно перевезли в Москву, - ответил врач.

"Ура! Как хорошо дома!..."

Ваня понял, что он избавил мир от Банши.

Больше она никого не сможет убить. Она могла убивать только в окрестностях дома, в котором находился труп.

Дома больше нет.

Но труп...

"О НЕТ!!! ЧТО Я НАДЕЛАЛ!!!"

Труп (а соответственно источник сил Банши) находится вне дома, а значит...

Значит, Банши жива.

И теперь её место действия не ограничивается двухэтажным домом.

ЧАСТЬ I

Хорошая коллекция! - одобрил Петя и тут же сказал: - Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.

Бери, конечно! - согласился Ваня.

Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок.

Я тебе потом отдам, - сказал он Ване.

Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в пёрышки сыграем!

Стали играть. Не повезло Пете - проиграл он десять перьев. Насупился.

Кругом я у тебя в долгу!

Какой это долг, - говорит Ваня, - я с тобой в шутку играл .

Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые...

«И чего это я с ним дружу? - подумал Петя. -Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню .

Ляжет он спать и мечтает: «Накоплю ещё марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев - пятнадцать...»

А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось?

Подходит как-то к нему и спрашивает:

За что косишься на меня, Петя?

Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:

Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?

Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог.

Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.

Получай все долги сполна! - Сам радостный, глаза блестят. - Ничего за мной не пропало!

Нет, пропало! - говорит Ваня. - И того, что пропало, не вернёшь ты уже никогда! (В. Осеева)


  1. Какое из высказываний наиболее точно выражает тему прочитанного текста?
Рассказ В. Осеевой...

  1. о том, как Петя и Ваня собирали коллекцию марок

  2. о том, как Петя обиделся на Ваню

  3. о том, как не должен поступать настоящий друг

  4. о том, как Петя отдал долг Ване

  1. Какая из пословиц наиболее точно передаёт главную мысль произведения?

  1. Нет друга - ищи, нашёл - береги.

  2. Из-за нового приятеля не теряй старого.

  3. Для друга ничего не жаль.

  4. Дружба что стекло: расколешь - не соберёшь.

  1. Почему Петя не отдал Ване марки, купленные ему отцом?

  1. Отец не разрешил отдать коллекцию.

  2. Стало жалко отдавать свои марки.

  3. Забыл отдать.

  4. Ему не купили марки.

  1. Что пообещал Петя, забирая у Вани одинаковые марки? Восстанови последовательность.

  1. «Я тебе потом отдам»
Б) Выпросил денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.

  1. «Куплю другие марки и верну тебе»
Г) «Накоплю ещё марок и всю коллекцию отдам»
Запиши в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

  1. Почему Ваня не смог ответить на грубости Пети?

  1. ему стало обидно

  2. стало жалко Петю

  3. не смог найти нужных слов

  4. ему стало стыдно

  1. Какие чувства испытывал Ваня, когда Петя наговорил ему грубостей?

  1. удивление

  2. гнев

  3. обиду

  4. раздражение

С1. «Нет, пропало! - говорит Ваня. - И того, что пропало, не вернёшь ты уже никогда!» О какой пропаже говорит Ваня ?

__

__

__
С2. Какие, на твой взгляд, человеческие качества помогают сохранить дружбу?

_________

__________________________________________________________

________________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________
СЗ. Один мальчик в сочинении так написал о своём друге.

У меня есть замечательный друг! На него можно положиться в трудную минуту. Он всегда придёт мне на помощь. Я ему доверяю все свои секреты.

Напиши и ты о своём друге или подруге. В твоём тексте должно быть 3-4 предложения.

______________________________________________________

____________________________________________________

_____________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

____________________________________________________

_____________________________________________________

ЧАСТЬ II
Прочитай тексты и выполни задания 7-12 и С4. Для заданий 7-11 обведи номер правильного ответа.
Библиотека - это учреждение , в котором собирают и хранят книги, журналы и газеты для общественного пользования. «Библио» по-гречески - книга , а «тека» - хранилище. А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? Почти пять тысяч лет! Ещё бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте - написанные на папирусе, в Междуречье - выцарапанные на глиняных табличках, в Индии - составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае свитки из шёлка.

Итак, библиотека - это дом книг. В ней очень много книг , журналов, и всё это называется книжным фондом. А для того чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своём месте - по темам, по алфавиту, по фамилиям авторов. В библиотеках хранятся сотни миллионов книг, журналов и других документов. Как найти нужный нам документ? В каждой библиотеке обязательно есть алфавитный каталог, который поможет узнать, есть ли в библиотеке конкретная книга или книги какого-то автора. Каталог - это перечень книг, периодических изданий и других произведений печати, имеющихся в библиотеке, составленных по определённому принципу, предназначенный для раскрытия библиотечного фонда. Карточки в алфавитном каталоге расставлены по алфавиту, фамилиям авторов и заглавиям.

В библиотеке есть несколько отделов, один из них - абонемент. Это место, где выдают книги на дом. Несколько дней, а точнее 14 - книга ваша. Вы можете рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку - ведь она нужна другим ребятам. А если не успели прочитать? Не беда, приходите в библиотеку и попросите продлить время пользования книгой. В библиотеке есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература - энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день, хранятся они в читальном зале, ещё одном библиотечном отделе. В современной библиотеке появился новый отдел - медиатека (хранение электронных ресурсов и предоставление их читателям). Кроме залов, где вас обычно встречают библиотекари и помогают вам найти нужную информацию, книгу, журнал, в библиотеке есть и другие отделы, без которых она просто не сможет существовать. К таким относится отдел комплектования и хранения фондов. Работа этого отдела состоит в приобретении новых книг , газет, журналов, дисков.

Читатель обязан соблюдать правила пользования

библиотекой


  1. При входе в библиотеку соблюдайте тишину.

  2. Бережно относитесь к книгам и другим произведениям печати, полученным из фонда библиотеки.

  3. Возвращайте книги в установленные сроки в опрятном виде.

  4. Не выносите из помещения библиотеки книги , не записанные в читательские формуляры.

  5. Не делайте в книгах никаких пометок, подчёркиваний, не загибайте страницы.

  6. Тщательно осмотрите книгу при получении и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщите об этом библиотекарю, который обязан сделать соответствующие пометки.

  1. Укажи, что нужно, чтобы узнать краткое изложение содержания книги.

  1. прочитать оглавление

  2. прочитать аннотацию

  3. посмотреть иллюстрации в книге

  4. прочитать фамилию автора и название книги

  1. На уроке окружающего мира ученики изучали тему «Мир земноводных». На дом задали найти ответ на вопрос «Могут ли земноводные жить в солёной воде?» В какой из перечисленных книг ученики смогут найти ответ на этот вопрос?

  1. В. Бианки «Сказки и рассказы о животных»

  2. И. Куклина «Юмористические истории о животных »

  3. Н. К. Слепнёв «Наши четвероногие друзья»

  4. Д. Грин «Животные. Детская энциклопедия в вопросах и ответах»

  1. Какие правила поведения не относятся к правилам поведения в библиотеке?

  1. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.

  2. Если ты взял книгу и увидел, что она порвана или грязная, сообщи об этом библиотекарю.

  3. В книгах нельзя ничего писать и подчёркивать; нельзя загибать страницы.

  4. Не следует стоять в проходе или загромождать его вещами .

  1. Книга какого автора должна стоять на книжной полке
сразу после книги Пришвина согласно алфавитному каталогу?

1) Маршак 3) Сапгир

2) Носов 4) Хармс


  1. В библиотеке есть несколько отделов. Какого отдела из
перечисленных не может быть в библиотеке?

  1. медиатека

  2. абонемент

  3. камера хранения

  4. комплектование и хранение фондов

  1. Установи соответствие между словами и их значением.
К каждой позиции из первого столбика подбери соответствующую позицию из второго столбика .


Запиши в таблицу выбранные цифры.


А

Б

В

Г

С4. Дай название темы, к которой можно отнести данные произведения, чтобы их удобно было найти в библиотеке. Объясни свой ответ.


  1. «Иван-царевич и серый волк»; «Каша из топора»

  2. Ш. Перро «Красавица и чудовище»; В. Гауф «Маленький Мук»

  3. Е. Чарушин «Томка»; М. Пришвин «Кладовая солнца»

  4. Н. Носов «Федина задача»; В. Драгунский «Кот в сапогах»
Название темы

1 )

_________________________________________________________

2 )

_______________________________________________________________

__________________________________________________________

4)____________________________________________________________

______________________________________________________________

Оксана Павлова,
Лидия Фарутина

Оксана Павловна ПАВЛОВА - учитель литературы высшей квалификационной категории. Лидия Викторовна ФАРУТИНА - библиотекарь. Работают в МОУ «Средняя (полная) школа № 6» г. Юрги Кемеровской области

Библиотечный урок по повести В.П. Катаева «Сын полка»

Вероятно, отношение читателей к этому материалу не будет единодушным. Сама по себе тема «Дети на войне», разумеется, возражений не вызывает. Она должна быть постоянной, лейтмотивной в системе школьного литературного образования.
Вопрос в другом: к каким произведениям следует обращаться для её раскрытия? Давняя повесть Валентина Катаева, казалось бы, переполнена конъюнктурными реалиями - можно вспомнить, что именно за неё, а не за что другое талантливого писателя удостоили Сталинской премии, которую без пропагандистских видов, просто так не давали. С другой стороны, Катаев не умел писать плохо, история военного сиротства для той поры была не просто злободневна, она была всенародной драмой. К тому же, к сожалению, контекст нашей сегодняшней жизни не стал менее жёстким, а детская бесприютность, обездоленность не канула в невозвратном прошлом. Катаева порой упрекали за “сказочные” разрешения ситуаций в этой повести, но на фоне свершающихся ныне событий многое в ней выглядит уже не сказкой, а легендарной правдой.
Во всяком случае нам представляется, что чуткие, думающие словесники могут выйти с повестью «Сын полка» для серьёзного, важного разговора с одиннадцати-двенадцатилетними детьми. Есть главное: в книге передана реальность Великой Отечественной войны, войны как таковой.

Война! Твой страшный след
Живёт в архивах пыльных,
В полотнищах побед
И в нашумевших фильмах.
Война! Твой горький след -
И в книгах, что на полках.

Н.Старшинов

Цели: развивать интерес учащихся к чтению; познакомить их с биографией и творчеством В.П. Катаева (1897–1986), в частности с повестью «Сын полка» (1945).

Оборудование. Портрет В.П. Катаева;выставка книг о Великой Отечественной войне; рисунки учащихся на темы войны.

Учитель. Каждый год среди весны, когда радостно поют птицы, а земля, омытая талой водой, дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей родины день, когда мы вспоминаем тех, кто не щадил себя во имя победы над иноземными захватчиками, вспоминаем живых героев и погибших.

Когда бывает этот день?

Накануне годовщины Победы народов нашей страны и стран антигитлеровской коалиции над нацистской Германией мы будем говорить о Великой Отечественной войне, о разных её страницах. Сегодня речь пойдёт о ваших ровесниках, ребятах, кому во время войны было столько же лет, сколько и вам, чуть больше или чуть меньше.

Пусть во время нашего разговора горит эта свеча - как символ памяти о тех детях, что не дожили до Победы, не узнали взрослой жизни. Вспомним о них… (Учитель зажигает свечу.)

Сегодня наш разговор о книге Валентина Катаева «Сын полка».

Наш библиотекарь расскажет о писателе, об истории создания книги «Сын полка».

Библиотекарь. Выдающийся русский писатель Валентин Петрович Катаев создал много произведений для детей, в том числе сказок. Он прожил долгую жизнь, почти девяносто лет. Родился и вырос на Чёрном море, в знаменитом городе Одессе. О мальчишках той поры он написал повесть « Белеет парус одинокий» - вы её обязательно прочитаете.

Катаев учился в гимназии, но началась Первая мировая война, и семнадцати лет он вступил добровольцем в действующую армию. Был артиллеристом, его дважды ранило, однажды он стал жертвой отравляющих газов, которые тогда стали применяться как оружие массового поражения, страшное изобретение науки ХХ века. В годы Великой Отечественной войны Валентин Катаев, уже известный писатель, а по возрасту немолодой человек, вновь надел военную форму, стал фронтовым корреспондентом. Служил корреспондентом и его младший брат, тоже писатель, Евгений Петров (такую литературную фамилию - псевдоним - он взял, чтобы его не путали с братом. Но теперь его и не спутаешь: ведь вместе с Ильёй Ильфом он написал знаменитые романы - «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Если вы, ребята, пока не читали эти книги, то фильмы по романам, наверное, уже видели).

Пройдя три войны (а надо считать и Гражданскую войну), увидев безмерное людское горе, испытав собственные несчастья, Валентин Петрович написал немало рассказов и повестей, где показал трагедию войны, её противоестественность… Но самая известная из них - повесть «Сын полка», напечатанная впервые в феврале победного 1945 года во взрослом журнале «Октябрь» и одновременно публиковавшаяся в детском журнале «Дружные ребята». Отрывки из неё печатали другие журналы и газеты.

Как вы полагаете, почему эту повесть печатали в изданиях и для взрослых, и для детей?

Однажды писатель рассказал о том, как появилась эта книга. “Тему я нашёл в 1942 году. Встречался с подобными мальчуганами неоднократно. Понял, что это - явление”.

Повесть посвящена суровой жизни детей в годы войны. Катаев любит своих героев, он стремится показать силу их характеров. За какое бы дело они ни взялись, всё делают с полной отдачей, умело и ловко. Это талантливые разведчики, прекрасные наводчики, люди легендарной храбрости, поражающей даже солдат.

Учитель. А теперь - короткая викторина.

1. В каких эпизодах книги упоминаются эти предметы: букварь, верёвка, ножницы, зеркало, веник, гвоздь, погоны, пакет?

2. Ответьте на вопросы, подтверждая свои высказывания примерами из книги.

Что сделал Ваня, когда увидел возле себя взрослых?

Почему сначала Ваня недоверчиво относится к людям?

В своей повести Валентин Катаев показывает несовместимость понятий война и детство . Детство - это начало жизни, радость, а война - это страх, насилие, ежеминутная смертельная опасность. Взрослые бойцы, солдаты это понимают, поэтому, накормив и обогрев Ваню, отправляют его в тыл.

Что такое тыл? Чем он отличается от фронта?

Почему Ваня не хотел уезжать от разведчиков?

По дороге в тыл Ваня сбегает и снова устремляется на фронт. Во время второго круга скитаний он встречает мальчика в военной форме.

Прочитайте по ролям эпизод из повести «Встреча с мальчиком в военной форме».

Какие черты характера Вани мы видим в этом отрывке?

Как вы понимаете выражение “сын полка”?

Как Ваня попал к разведчикам и ходил в разведку?

Как Ваня ведёт себя в плену?

Как Ваня попал в суворовское училище?

После освобождения из плена Ваня становится настоящим сыном полка. Затем от разведчиков он попадает к артиллеристам. И для капитана Енакиева становится настоящим сыном. И как бы Ваня ни сопротивлялся, его отправляют с фронта в мирную жизнь. Мальчик поступает в суворовское училище - так назвали открытые в те годы военные учебные заведения для подростков, потерявших родителей, детей офицеров. Были также созданы и нахимовские училища - для детей погибших моряков.

Почему Ваня не сбежал на фронт из училища?

Чем привлекает читателей Ваня Солнцев?

Почему писатель дал своему герою такое имя и такую фамилию?

Какого сказочного героя напоминает Ваня?

Можно ли назвать повесть «Сын полка» сказкой?

Библиотекарь. Повесть «Сын полка» на многие годы становится одной из самых читаемых детских книг о войне. Валентин Катаев рассказывал: “Дети любят эту книгу, и до сих пор я получаю письма, в которых спрашивают, где сейчас Ваня Солнцев. Даже из других стран приходят письма. Когда я на вопрос одного мальчика ответил: «Не было Вани Солнцева!», дети ахнули и посмотрели на меня как на злодея”.

Учитель.

Как вы думаете, почему так ответил писатель?

Знаете ли вы какие-то действительные истории, похожие на судьбу Вани Солнцева?

Какие стихи о детях и войне вы знаете?

(Школьники читают стихотворения К.Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете», А.Твардовского «Рассказ танкиста».)

Библиотекарь. Великая Отечественная война была самой страшной войной в истории нашей страны. Но и сегодня в мире неспокойно, и даже маленькие войны, которые иногда называют просто “вооружёнными конфликтами”, приносят людям страшное горе, разрушают семьи, делают детей сиротами, инвалидами, калечат их души.

Книги о войне помогают нам увидеть и понять глубину чужого горя, хотя бы немного пережить его, вспомнить погибших в годы Великой Отечественной войны, других войн, в которых участвовали граждане нашей страны.

Урок можно завершить обзором имеющихся в библиотеке книг по теме «Дети на войне».

Историко-культурная справка. Само выражение “сын полка” появилось в русском языке задолго до Великой Отечественной войны. Оно, очевидно, связано с названием комической оперы итальянского композитора Гаэтано Доницетти «Дочь полка» (1840). Позднее рассказ «Дочь полка» написал Редьярд Киплинг.

О реальных прототипах катаевского «Сына полка» есть немало историй, хотя, по словам сына писателя, Валентин Катаев утверждал, что Ваню Солнцева и его конкретную судьбу “он выдумал, взял из головы”. Но жизнь всегда шире вымысла: Катаев не отрицал и того, что “сыны полка” - “это явление”. О судьбе одного бывшего сына полка Ивана Солнцева недавно рассказала журналистка Полина Иванушкина в газете «Аргументы и факты» (2006. № 8 от 22 февраля). Есть она и в Интернете: http://www.aif.ru/online/aif/1321/47_01