Семь необыкновенных экспонатов кунсткамеры. Выставка не для слабонервных, или откуда берутся двухголовые дети

Публикации раздела Музеи

Семь необыкновенных экспонатов Кунсткамеры

П етербургская Кунсткамера (сегодня Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН) основана в 1714 году. Петр Великий создал ее как собрание диковин и научных курьезов, а его наследники продолжили пополнять коллекцию. «Культура.РФ» рассказывает о семи удивительных экспонатах из собрания Кунсткамеры.

Кунсткамера, Санкт-Петербург. Фотография: Лиляна Виноградова / фотобанк «Лори»

Один из самых первых экспонатов Кунсткамеры. Препарат со скелетом сиамских близнецов происходит из коллекции знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Его анатомические препараты, которые он создавал по собственным методам, славились на всю Европу. В юности Петр Великий, побывав в Голландии с Великим посольством, посетил его «кабинет» в числе прочих достопримечательностей Амстердама - и пришел в восторг.

Почти 20 лет спустя, узнав, что Рюйш продает свою сильно выросшую коллекцию, Петр приобрел несколько тысяч экспонатов за 30 тысяч золотых гульденов. Эти предметы (и другие купленные в тот же период коллекции) стали основой собрания Кунсткамеры.

Это первый в мире «глобус-планетарий»: в него можно залезть через специальную дверцу и изнутри смотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр гигантского глобуса - 3 метра, так что сидеть в нем удобно. Он был создан по заказу готторпского герцога Фридриха III (отсюда и название), а автором проекта был великий картограф Адам Олеарий. В 1713 году очередной правитель герцогства подарил эту игрушку весом в 3,5 тонны известному любителю редкостей - Петру Великому, который пришел в восторг от подарка и установил его в здании Кунсткамеры.

Однако в середине XVIII века глобус сгорел - сохранился только механический каркас. Впрочем, вскоре его восстановили и назвали по-новому: «Большой Академический глобус». В начале ХХ века он находился в Царском Селе, откуда его похитили нацисты. В 1948 году глобус удалось вернуть - именно туда, куда его поместил основатель Кунсткамеры.

Эта механическая игрушка изображает небесный кораблик, на котором божество (из янтаря), окруженное танцовщицами и музыкантами (из слоновой кости) путешествует по морям и океанам. Механизм ладьи заводится с помощью ключа - корабль движется, а слуги танцуют и музицируют.

Редкий пример симбиоза восточного искусства и западной механики был создан в начале XVIII века при дворе императора-маньчжура Канси, в китайской часовой мастерской, работавшей под руководством миссионеров-иезуитов. Игрушка была куплена в Пекине в 1719–1720 годах, судя по всему, русским посланником Л.В. Измайловым. Это один из экспонатов Кунсткамеры, сохранившихся с петровских времен.

Ученые назвали Венерами подобные фигурки эпохи верхнего палеолита (40–12 тысяч лет назад) отчасти в шутку: не сильно они похожи на изображения прекрасной античной богини Афродиты. А отчасти потому, что в них гипертрофированы признаки женственности - грудь и ягодицы, важные для деторождения. В пещерные времена таких дам ценили высоко.

По одной версии, палеолитические Венеры - это образы богини-прародительницы, символ плодородия; по другой - обереги или изображения реальных женщин. Эта фигурка, вырезанная из бивня мамонта, - возрастом примерно в 21–23 тысячи лет. Ее раскопали на стоянке Костёнки в Средней России в 1936 году.

Одна из работ великого антрополога Михаила Герасимова, придумавшего метод скульптурного восстановления облика человека по черепу. В Кунсткамере находится большая коллекция его произведений. Бюст владимирского князя, погибшего от рук убийц, профессор создал в 1939 году. В этот период Герасимову были доступны для работы останки многих великих правителей Руси - ведь большинство из них стали святыми, их останки покоились в раках, которые большевиками вскрывались и изымались из церквей.

В облике Андрея удивляет азиатский разрез глаз и высокие скулы - Герасимов руководствовался как генетическими маркерами скелета, так и теорией, что мать князя, половчанка, «Аепина дщерь» (дочь хана Аепы), принадлежала к монголоидной расе. В 2000-е годы по благословению Русской православной церкви была произведена новая реконструкция облика князя - и, по свежей версии, никакой монголоидности в его лице быть не должно.

Астролябия Арсениуса

Эти инструменты для определения положения звезд изобрели еще в Древней Греции. В Средневековье лучшие астролябии делали арабы, а европейцы лишь их копировали. В Европе научились создавать астролябии по собственным проектам только в XVI веке. Одним из лучших мастеров этого периода был фламандец Гуалтерус Арсениус, который работал по заказу Филиппа II Испанского и других монархов. Во всем мире сохранилась лишь 21 астролябия его работы, причем в России - только одна.

Вот уже на протяжении 300 лет уникальные коллекции Кунсткамеры продолжают привлекать посетителей. Об интересных фактах о не менее интересном музее - в нашем материале

Кабинеты кунштов

Путешествуя по Европе в 1697-1698 годах, Петр I так заинтересовался «кабинетами кунштов» (то есть чудес) в богатых домах, что он решил и у себя собрать подобную коллекцию. Для этого правитель отвел отдельное помещение и стал активно закупать экспонаты.


Фото: cityguidespb.ru 2

Расширение коллекции

В 1718 году царь подписал указ, которым велел приносить всё, что «зело старо и необыкновенно», так что коллекция очень стремительно начала расти, и в результате было решено построить для нее отдельное здание.

Штраф

Тогда как в обмен на доставленных в Петербург уродов Петр I обещал большое вознаграждение, тех, кто скрывал от государства «подарки природы», ждал штраф, превышающий размер награды в несколько раз.


Фото: wildwildworld.net.ua 4

Выбор места

Однажды, прогуливаясь по Васильевскому острову, император увидел странную сосну, одна из веток которой вросла в ствол, образовав полукольцо. Петру I так это понравилось, что он велел вырезать интересный фрагмент и построить на месте дерева здание для музея. Часть этой сосны до сих пор хранится в музее.

Затяжное строительство

Однако новое здание «Палаты Санкт-Петербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры» Петру І так и не судилось увидеть: строительство музея продолжалось шестнадцать лет, и к моменту смерти царя (1725 год) были возведены лишь стены. К 1726 году в еще незаконченное здание, возведенное в стиле петровского барокко, перевезли коллекции.


Фото: cityguidespb.ru 6

Царское поощрение

Кунсткамера открыла свои двери для посетителей в 1719 году. Петр I решил сделать просмотр коллекции бесплатным да еще и выдавать посетителям угощение - чашечку кофе или рюмку водки. Таким образом император позаботился о том, чтобы просмотр уникальных экспонатов был доступен абсолютно всем.

Живые экспонаты

«Жуткая» особенность музея - зал живых экспонатов. Это были люди с нестандартной внешностью и разного вида уродствами. «Монстры» жили при Кунсткамере. Одним из самых известных был коротышка Фома, проживший в стенах музея 16 лет. Его рост составлял 126 см, а на ногах и руках было всего по два пальца, так что конечности напоминали клешни краба.


Фото: pg21.ru 8

Коллекция Рюйша

Коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша - одна из жемчужин экспозиции. Заспиртованных младенцев и отдельные части человеческого тела ученый собирал на протяжении 50 лет. Петру I понадобилось 20 лет, чтобы уговорить Рюйша расстаться со своей коллекцией за весьма солидную сумму. Вместе с экспонатами в Россию был привезен и рецепт сохранения и бальзамирования трупов.

Готторпский глобус

Коллекция музея была полна самых разнообразных и удивительных вещей. Не исключением был и удивительный Готторпский глобус, который преподнесли правителю в качестве подарка. Этот огромный шар диаметром около 3 м, на наружной поверхности которого была карта земли, а внутри - звездного неба, переживший пожар и блокаду, восстановлен и сейчас находится на четвертом этаже Кунсткамеры.


Фото: kolibri31.ru

Разделы музея

В Кунсткамере собраны богатейшие коллекции по истории, культуре и быту народов из разных уголков мира: Северной Америки, Японии, Африки, Китая, Монголии, Индии, Индонезии, Австралии и Океании. Отдельного внимания заслуживает известный анатомический раздел, где собраны экспонаты с физическими уродствами и разнообразные природные редкости.

(«Дню Знаний 2011» посвящается)

Что слышится нам в слове «Кунсткамера»? Конечно, заспиртованные уроды в банках, которых Пётр I туда утрамбовывает. От уродов волосы встают дыбом, а к горлу подкатывает всё то, что Вы съели на завтрак. У меня, к сожалению или к счастью,подобные эмоции уже утрачены. Это следствие годовой работы в студенческие годы внештатным экскурсоводом Кунсткамеры.


Вообще-то, слово Кунсткамера в переводе с немецкого означает всего лишь «Комната диковин». И во времена Петра Великого ходить сюда никто не желал. Поэтому император издал указ, согласно которому вход был бесплатным; на выходе мужчинам давали рюмку водки, а дамам - чашку кофе. Пирожное на закуску предлагали без различия пола. Сейчас, к сожалению, вход платный и напитков не дают.

Вряд ли Пётр Великий предполагал, что его собрание диковин станет любимым музеем для… школьников. Многие родители сейчас скажут «Фи! Мой ребёнок такие ужасы смотреть не пойдёт». И будут правы, потому что с точки зрения взрослого человека Кунсткамера является весьма мерзким музеем.Однако я уверен, что детей с 1 по 7 класс сводить сюда просто необходимо. Однако надо знать, как это делать правильно.

Алгоритм посещения Кунсткамеры со школьником

2. Вы приезжаете к зданию Кунсткамеры. На машине лучше запарковаться в Биржевом проезде. Если едете на общественном транспорте - до метро «Невский проспект», выход- на «Канал Грибоедова», оттуда- на автобусе № 7, троллейбусах № 1, 10 до самой Кунсткамеры. Помните, вход - с Таможенного переулка, а не с набережной.


3. Вы покупаете билет, пока ребёнок разглядывает огромные изображения вьетнамского бога войны и демона-раджаса со Шри-Ланки, стоящие у лестницы.

4. Вы поднимаетесь по лестнице и через экспозицию Китая и Индии идёте к самому интересному - постоянной выставке «Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры», в просторечии – «к уродам». Не вздумайте попытаться подробно разобраться в этих двух экспозициях. Ваш ребёнок сюда пришёл не за этим. Если что-то заинтересует, посмотрите на обратном пути. Можно правда обратить внимание на китайский гроб, который считался лучшим подарком отцу на юбилей. Интересно остановиться у модели юрты, заглянув в которую, вы увидите изображения Ленина на стене, всё-таки Монголия входила в соцлагерь.

5. Вы попадаете на экспозицию «Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры». Ребёнок сначала стоит, немного оторопев. Вокруг те самые заспиртованные дети с разными отклонениями в развитии. Чтобы не пугать наследника окончательно, заметьте, что дети мертворождённые. Позвольте ребёнку подробно разглядеть все экспонаты, почитайте вместе с ним этикетки. Оставайтесь в зале столько, сколько ребёнок захочет, и даже немного больше. Теперь главный аккорд, ради которого Вы сюда пришли. Спросите ребёнка: «Как ты думаешь, почему эти дети получились такими страшными?» И здесь расскажите поучительную историю о том, что такие дети рождаются у родителей, которые курят, пьют и потребляют наркотики. Тем более, что отчасти это правда. Говорить о том, что появление более половины случаев уродств современная наука объяснить просто не в состоянии, не нужно. Поверьте мне, когда Вашему ребёнку товарищи предложат сигарету или не дай бог шприц, первое, что он вспомнит - это посещение Кунсткамеры.

6. Теперь пора слегка снизить эмоциональное напряжение. Покажите ребёнку собственную одежду Петра Первого, зубы, которые он вырвал лично, сердце его великана - телохранителя.

7. Теперь покидайте зал и поднимайтесь на третий этаж, в музей Ломоносова. Не знали, что он здесь есть? Для посетителей Кунсткамеры он бесплатный, почему бы не напомнить ребёнку о личности первого русского академика. Только не надо затягивать это посещение. Поднялись - обошли кругом - спустились.

8. Теперь что касается прочих коллекций. Это этнографические коллекции - костюмы и бытовые предметы разных народов мира. Возможно, ваш ребёнок интересуется Японией или индейцами - тогда Вам нужно сразу идти на эти экспозиции. Если же особых предпочтений нет, просто пройдите спокойно по всем оставшимся залам. На экспозиции Индии (через неё Вы опять пройдёте) обратите внимание на модель индийской деревни. Увидев весьма скромный быт индийского простонародья, ребёнок будет меньше беспокоиться об отсутствии у него ай-фона. На втором этаже справа от лестницы - экспозиция Японии. Какого ребёнка не заинтересуют настоящие костюмы самураев? За японской - экспозиция, посвящённая народам Африки.

9.На мой взгляд, самая интересная выставка посвящена индейцам и эскимосам. Покажите ребёнку костюм из крыльев кондора, деревянные доспехи тлинкитов, ведро из позвонка кита и носочки из травы. Заметьте, что всё западное побережье Америки в начале XIXвека принадлежало России и лишь потом было продано США и Великобритании. Это вызовет нешуточный прилив патриотизма, который нынче в моде.


10. Не затягивайте посещение музея. В идеале Вы должны здесь провести около часа. Бессмысленно доказывать ребёнку, что здесь ещё много интересного. Никаких педагогических целей с уставшим ребёнком Вы не достигнете.

Вы сходили в Кунсткамеру с ребёнком. Что Вы получили на выходе?

  1. Проведена эффективная антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда. Ребёнок трижды подумает, прежде чем взять в руки сигарету.
  2. Ребёнок посетил первый музей в истории России
  3. У ребёнка возникла устойчивая ассоциация «музей-родители-интересно». Не удивляйтесь, если на следующих выходных он сам попросится в Эрмитаж.

В Казань прибыла экспозиция из города на Неве. Экспонаты санкт-петербургской кунсткамеры, по мнению организаторов, должны не просто шокировать посетителей, но и предостеречь их от последствий «нехороших излишеств»...

Обычно от подобных зрелищ предостерегают впечатлительных, беременных и детей. Однако как раз школьников и пригласили в Казани на торжественное открытие передвижной выставки «Архивы кунсткамеры». Менеджер выставки Ирина Чудина уверяет: «шоковая терапия» весьма полезна для подрастающего поколения.

«Пусть школьники своими глазами увидят печень алкоголика и скелет девушки-наркоманки, - говорит Ирина. - Это впечатляет гораздо сильнее, чем просто слова».

Насколько повлияли человеческие пороки на появление на свет будущих экспонатов, собранных более чем за два века, сказать трудно. Вообще же «кабинет редкостей» (именно так переводится слово «кунсткамера») возник в России в 18 веке по указу Петра Первого. Впечатлившись подобными западными коллекциями, первые экспонаты для своей кунсткамеры Петр приобрел в 1717 году у голландского анатома Фредерика Рюйша. Деньги за уродцев были отданы просто баснословные - 30 тысяч гульденов.

«Три военных корабля в полном оснащении можно было бы купить в те времена за такие деньги, - рассказывает Ирина. - Не скупился Петр и на родине, покупая экспонаты для своей коллекции у местного населения. Например, за двухголового теленка он заплатил мешок серебряных монет, равный по весу самому теленку. Если учесть, что на одну копейку в то время люди могли прожить не один день, можно себе представить, как разбогател хозяин теленка!»

Младенец, которому 266 лет

Самый древний экспонат выставки - сиамские близнецы, рожденные в 1742 году в Тверской губернии. Двухголовое чудо появилось на свет в крестьянской семье Аристарха и Ефросиньи, в которой уже было 12 детей. Роковое ли число 13 тому виной или какие-то другие мистические причины, но рождение младенца о двух головах сопровождалось рядом невероятных событий. По свидетельству очевидцев, в день родов резко испортилась погода, началась сильная гроза. Аристарх в это время заготавливал дрова в лесу. Молния ударила в дерево, оно упало и придавило отца сиамских близнецов насмерть. А в этот самый момент в деревне из дома роженицы выскочила повитуха, принимавшая роды, с криками: «Дьявол, нечистая!» Люди обвинили мать в том, что она ведьма, и стали преследовать семью: подожгли избу, убили корову-кормилицу, били старших детей. Несчастная Ефросинья сошла с ума и своими руками задушила двухголовое дитя... Безумную определили в клинику, а сросшиеся братья стали экспонатом Императорского анатомического музея.

Баба Маня из банки

Есть на выставке экспонат, который особенно впечатляет посетителей. Крошечное существо в банке - взрослая женщина 56 лет! Девочка родилась в 1863 году с аномалией - микроцефалией (недоразвитым головным мозгом) и без гипофиза (железы, которая вырабатывает гормон роста). Она не прибавила к своим нормальным в общем-то для новорожденного 51 см ни сантиметра, только старела согласно возрасту. Всю жизнь провела она под наблюдением в лаборатории. Вела полурастительное существование - только питалась и справляла естественные надобности. В силу недоразвитости полушарий она не могла ни нормально общаться, ни самостоятельно передвигаться. Наблюдавшие за живой «дюймовочкой» наряжали ее, как куколку, и даже выносили погулять. В лаборатории, где жило это существо, его ласково называли бабой Маней. Так и прожила она до 56 лет. Может быть, просуществовала бы и дольше, но тут грянула революция. Лабораторию прекратили финансировать, ухаживать за бабой Маней стало некому, и несчастное существо умерло от голода...

Связано с этим экспонатом и еще одно, прямо-таки мистическое и даже жуткое обстоятельство. Говорят, что баба Маня может повернуться в своей банке спиной к посетителям! Случается это прямо на глазах свидетелей, но когда это произойдет в следующий раз - предугадать трудно.

Котенок-осьминог и другие «милые» зверушки

Если родителей предыдущих персонажей хоть как-то и можно было бы заподозрить в пороках вроде алкоголизма, то в появлении на свет существ из зоологической части коллекции дурные привычки точно не виноваты. С другой стороны, природа подобным образом шутит тоже не просто так. Плохая экология, загрязнение среды - ко всему этому тоже приложил руку человек. Всё это тоже от «излишеств», которые он себе позволяет. Как говорят сотрудники выставки, пополнение коллекции происходит и в наши дни. Один из самых «молодых» экспонатов - чучело двухголовой лисицы. Ее прозвали Обжоркой: однажды один-единственный желудок просто не справился с тем огромным количеством пищи, которое поглощали две мордочки, и зверек умер. Есть в коллекции котенок-«осьминог» (у него действительно 8 лап), двухголовый поросенок (говорят, его хозяин сошел с ума) и птица, весьма символичная для России, - двуглавый орел. При жизни птицы одна голова кормила другую - возможно, принимала за птенца.

Орган как улика

Отдельную часть коллекции составляет собрание человеческих органов. Причем врожденных аномалий у большинства из этих экспонатов не наблюдается. Все особенности приобретенные. Либо от нездорового, либо от «неспокойного» образа жизни. Печень алкоголика, вся в жутких циррозных изменениях, весит около 7 килограммов вместо нормальных полутора. Рядом сердце, пробитое пулей. Принадлежало оно террористу Василию Каменеву, который взрывал и грабил церкви и был однажды застрелен монахами. Ранение оказалось уникальным: пуля прошила сердце навылет, не задев ни одного сосуда. После этого Каменев жил еще три часа. Еще один экспонат - свидетельство жестокого преступления, произошедшего почти полтора века назад. История появления его в коллекции связана с именем Салтычихи - московской боярыни Дарьи Салтыковой, изощрённой садистки и серийной убийцы, которая забила больше сотни своих крепостных девок. Одна из жертв была беременной. От жестоких побоев у нее произошел разрыв матки... Теперь эта страшная улика стала экспонатом под названием «Зародыш, выпавший в брюшную полость».

«Жизнь прекрасна, несмотря ни на что!»

По словам Ирины Чудиной, именно такую мысль закладывали организаторы во вторую часть выставки - экспозицию голографии под названием «Картины-призраки». Удивительные объемные изображения «выступают» из рамок либо, наоборот, завораживают своей глубиной. Причем чтобы увидеть это, посетителю не нужны ни специальные очки, ни другие приспособления. Технология зародилась более 100 лет назад, но вначале она была бесцветна (в черно-белых тонах).

«Только современные ученые-оптики изобрели оборудование, которое позволило передать предмет в объеме, - рассказывает Чудина. - Добавить изображениям цвет помогли металлы - золото, серебро и медь. На фотопластину многослойно наносится изображение объекта, и возникает эффект объемности».

Коллекцией голографических изображений, созданных в Государственном оптическом институте имени Вавилова, экскурсоводы предлагают полюбоваться после «Архивов кунсткамеры». По замыслу устроителей выставки, эта красота смягчит впечатления от первой части, и посетители покинут выставку хоть и шокированными, но не подавленными...

Кунсткамера – один из тех музеев, которые каждому гостю Санкт-Петербурга посетить необходимо. «Кабинет редкостей» был открыт первым российским императором Петром I в 1716 году, но с тех пор посетителей здесь ничуть не убавилось. А ведь сначала государь всеми правдами и неправдами заманивал местных жителей в диковинный музей! Заглянем?

Дуть туда

1. Флейта из человеческой кости

Для ритуальной флейты монгольские шаманы использовали исключительно кость из бедра девственницы. Дуть в этот музыкальный инструмент простым смертным было строго запрещено – с его помощью жрецы вызывали духов трех миров.

Много каши кушал

2. Французский великан

Тут, конечно, можно поспорить об этической стороне вопроса. Выглядит немного аморально, но если учесть, что огромный француз ростом 226, 7 см Николя Буржуа был обласкан императором и семь лет прожил при дворе в чине лакея, все выглядит не так уж плохо. Если бы не одно НО… После смерти Буржуа от апоплексического удара Петр I приказал установить его скелет в одном из залов. Говорят, после пожара 1747 года, в котором загадочным образом исчезла голова, скелет Николя с чужим черепом бродит по залам в поисках пропажи.

3. Русский карлик

Федор Игнатьев, человек с конечностями-клешнями, чей рост составлял всего 126 см, 16 лет провел в музее в качестве живого экспоната. Его Петр I любил ничуть не меньше, чем Николя Буржуа – частенько захаживал в Кунсткамеру затем, чтобы поздороваться с карликом за руку.

4. Голова Марии Гамильтон

История проста и коротка: любовница императора Мария Гамильтон, обвиняемая в детоубийстве, была обезглавлена. По легенде, Петр I поцеловал отрубленную голову и отдал ее все туда же, в Кунсткамеру. А потом ее утащили на Родину пьяные английские моряки.

Одна голова хорошо, а две лучше

5. И снова о головах

Известно, что со своим «Великим посольством» Петр I побывал в Голландии, где помимо корабельного дела обучался другим полезным вещам. Там он и познакомился с анатомом Фредериком Рюйшем, чья коллекция необычных препаратов ужасала и восхищала всю Европу. За 30 тыс. гульденов государь купил у врача несколько тысяч экспонатов, они и составили основной фонд музея. Среди самых интересных – двухголовый скелет ребенка.

6. Бронзовая кошка

Кису, приносящую несчастья, сотрудники спрятали в запасники музея от греха подальше – по легенде, кошка время от времени моргает и того, кто при этом присутствует, ждет скорая смерть. Некий студент однажды решил переночевать в одном помещении со статуэткой… Под утро беднягу не нашли. И только бронзовая животинка зловеще ухмылялась.

7. Еще одна легенда гласит, что неисправные часы из красного дерева, привезенные из заграничного военного похода одним офицером, умеют предсказывать смерть. Иногда стрелки начинают двигаться в обратном направлении сами по себе. И как только они останавливаются на отметке 9:45, умирает кто-то из сотрудников Кунсткамеры.