Зеленый слоник стенограмма. Отзывы о фильме "Зеленый слоник"

Сплэттер
трагикомедия
трэш
психоделика">

«Зелёный сло́ник» - фильм в жанре трэш, снятый на любительскую киноплёнку в 1998-1999 годах российским режиссёром Светланой Басковой. В фильме затрагиваются такие табуированные темы, как садизм, копрофилия и гомосексуальность. Фильм был удостоен диплома III степени в разделе полнометражных игровых фильмов конкурса «Любительское кино» КФ «Любить кино!-2000» в Москве.

Сюжет

Действие фильма происходит, возможно, в 1986 году - на это намекает плакат, висящий у охранника в комнате, к тому же ходят все персонажи в советской форме. На гауптвахту, стены которой окрашены в ядовито-зелёный цвет, за дисциплинарные провинности попадают два младших офицера: «поехавший» офицер Сергей Пахомов и «братишка» Владимир Епифанцев . Достигнув конечной точки назначения, офицеры обнаруживают, что на гауптвахте протекают трубы, и в начале фильма пытаются решить данную проблему. Поняв, что данную проблему невозможно решить подручными средствами, оба лейтенанта начинают свой диалог. Диалог начался с обсуждения различных философских проблем, а также армейских историй двух лейтенантов. Сделав несколько отжиманий от пола гауптвахты, «поехавший» офицер начинает сводить разговор в совершенно другую сторону, рассказывая «братишке» о том, как он впервые занялся сексом с пьяной женщиной, как на неё эякулировал, как испражнялся в море, как пробовал фекалии, а также о том, как его на срочной службе чуть не сделали опущенным. Сначала «братишка» смеялся над историями «поехавшего» офицера, но постепенно они начали ему сильно надоедать. Заметив, что у «братишки» начал иссякать запас терпения, и без того не гигантский, «поехавший» всячески пытается развлечь своего собеседника, предлагая сыграть в карты или шашки, созданные из грязи и бумаги. «Братишка» от подобных идей приходит в ярость и пытается угомонить «поехавшего», предлагая тому просто помолчать. Однако «поехавший» не успокаивается и сам предлагает сделать отжимания от пола. Собеседник соглашается, но вместо просмотра начинает давить на оппонента, приговаривая «поехавшему», чтобы тот хорошенько отжимался. На слова собеседника «все же мы люди» «братишка» окончательно выходит из себя и говорит «поехавшему» просто заткнуться. И на этот раз «поехавший» офицер не замолкает, повторяя фразу «все же мы люди». За многократное повторение этой фразы «братишка» сдирает погоны с собеседника. «Поехавший» упрашивает второго офицера отдать ему погоны при условии, что сам станцует как цапля на одной ноге. Смеясь, «братишка» соглашается на сделку, но вместо того, чтобы отдать погоны, он начинает избивать своего собеседника. Невзирая на боль от ударов, «поехавший» предлагает очередную бредовую идею - совершить акт дефекации на пол, чтобы избавить «братишку» от якобы надоедливых мух. За эту идею «братишка» избивает собеседника второй раз. На крики поехавшего приходит «охранник» Александр Маслаев , который отправляет «братишку» на «работу». Работой оказывается чистка унитаза при помощи вилки. Не зная, как чистить вилкой унитаз, «братишка» не справляется с поставленной задачей. Увидев, что «братишка» не справляется со своей работой, охранник показывает, как правильно чистить унитаз вилкой, и уходит. Но и на этот раз «братишка» не справляется с работой, и, разозлившись, охранник отправляет заключённого обратно к «поехавшему». «Поехавший» спрашивает своего товарища, почему он такой грустный, и начинает исполнять сочинённую им самим песенку про зелёного слоника. После этого оба офицера ложатся спать, и завершается действие первой части фильма.

К остальным ответам (в большинстве своем совершенно верным) хотелось бы добавить, что в "Зеленом слонике" можно - и нужно - искать смысл помимо меметичности и абсолютной бесчеловечности. Наличие такого смысла придает ему популярность среди той части зрителей, которая склонна искать в кинотворениях как разновидности искусства какой-то посыл. Хотя, что уж там, в случае с "Зеленым слоником" любой зритель сначала знакомится с мемами, а уж потом со всем остальным. Но это издержки формы. На мой взгляд, если бы "Слоник" был лишь набором бессмысленных, пусть и смешных, фраз, поедания экскрементов, насилия, крови и убийств, он вряд ли бы стал настолько популярен. "Слоник" - вполне законченное высказывание и логичная история, которая производит (даже без крови и дерьма) очень гнетущее впечатление. В этом плане, на мой взгляд, "Зеленый слоник" можно сравнить с некоторыми фильмами Балабанова, за вычетом того, что он куда более маргинален.

Режиссер фильма Светлана Баскова (другие работы - "Пять бутылок водки", "Голова", "За Маркса..." и др.) - достаточно радикальный художник левых взглядов, и в ее фильмах всегда существует социальный подтекст, выраженный, как правило, в максимально мусорной, трэшовой форме. "Зеленый слоник", по выражению кинокритика Андрея Плахова - "жестокая антимилитаристкая притча". Сама Баскова в интервью высказала ту же точку зрения, называя снятый в 1998-1999 году фильм реакцией на Чеченскую войну.

С одной стороны, антивоенный посыл виден ярко - "Слоник" гипертрофированно изображает, до чего людей доводит власть и атмосфера насилия. Герой Епифанцева, Братишка, на момент начала фильма - относительно нормальный человек, сходит с ума, не выдержав окружающего ада, и становится убийцей. Герои Осмоловского и Маслаева (Начальник и Охранник) - воплощения мерзости власти: один из них пользуется полной вседозволенностью и творит вообще все, что ему в голову взбредет - от лекций про японского адмирала Ямамото до сексуального насилия, другой ползает на коленях перед вышестоящим начальством, завидуя ему и мечтая о его безнаказанности. Герой Пахома, Поехавший - безобидный идиот, которого унижают и над которым издеваются вообще все, и в итоге и он становится чудовищем к концу картины, засыпая среди окровавленных тел (но единственный, кстати, остается в живых). Все герои при этом в офицерской форме. Вполне понятно, при чем тут армия и война.

С другой стороны, по словам той же Басковой, фильм на фоне замалчивания Чеченской войны должен был показать, что говорить нужно обо всем и каким угодно языком: "Фильм был снят настолько искренне, с болью и молодецким задором, протестом, что (возможно) подкупает открытостью и показом того, что существует и другая жизнь". Правда, в том же интервью режиссер через несколько предложений признается: "Я не знаю, почему "Зеленый слоник" так популярен. Правда, не знаю".

Вчера, на очередном просмотре в «Синефантоме», увидел «самый грязный фильм тысячелетия», как о нём пишут в сети — «Зелёный слоник». Так уж совпало, что предыдущим мощнейшим потрясением от визуального искусства, был для меня «Зелёный медвежонок» — мультфильм, увиденный месяц назад в «Музее кино», в рамках ретроспективы эстонской анимации. И вот, не успев прийти в себя от манипуляций косолапого, в моё подтаявшее сознание тычет свой хобот «Зелёный слоник». Какая-то цикличность, какая-то неподвластная взлому матрица… Всё идёт к тому, что следующим культурным потрясением будет никто иной, как «Зелёный бурундучок» или, того хуже — «Зелёный бобёр».

Был крайне удивлён, что такое чересчур жёсткое кино, могла снять женщина. Хрупкая и довольно привлекательная, судя по фотографиям, девушка — Светлана Баскова. «Зелёный слоник» — фильм о свободе человека, о её краеугольном значении и бесценности для личности. Кино о возможных метаморфозах человеческой сущности в условиях замкнутого пространства, тотального унижения и безысходности. Фильм — о подвиге русского офицера.

Их двое. Один из них уже сдался, второй — продолжает по инерции сопротивляться. Но рано или поздно, они придут к одному финалу. Своей собственной свободе.

Первый — смирившийся с тем, что ничего светлого его уже в этой жизни не ждёт, сообразил, что сложившуюся ситуацию можно обернуть себе во благо. Этим единственным удовольствием запертого в четырёх стенах человека является крайнее унижение. Он готов выполнять любые прихоти сокамерника: дабы того не донимали мухи, предлагает насрать, чтобы на кучку кала слетелись все мухи и их можно было одномоментно уничтожить в одном месте. Он умывается струйкой из прохудившейся канализационной трубы. Он развлекает своего соседа рассказами про то, как «дрочит» и, что «е… лся всего лишь раз» и то — напившись портвейна «777». Он получает дикое наслаждения от физического насилия и избиений. Его забавляет обмазывание блевотой. Он жертвует последней своей пищей, дабы собрат по несчастью что-нибудь поел: для этого производит акт дефекации на единственную в камере тарелку, съедает маленькую колбаску кала, большую же предлагает своему сокамернику. Он называет своего соседа по каземату не иначе как на «Вы» и во множественном числе, тем самым, возводя его в ранг господина. Он вовремя сориентировался и поэтому получает удовольствие от всех этих страданий. Он — «Зелёный слоник», хоботом которому служит вырванная из горла надзирателя трахея.

А что же второй герой, «господин»? Его непреклонное эго противостоит всему этому раболепству. Он будет идти до конца, он будет сражаться до «последней капли крови», он бросает вызов системе. Не просто тюремной системе, а системе ханжеской заиндевевшей морали, которая держит его в оковах. Он настоящий герой, гордый и несгибаемый русский офицер, которому как бы не хотелось поесть говна, но честь «носить звёздочки» превыше всего. И он сражается за свою честь, понимая, что всю систему не уничтожить, готов покуситься на главного надзирателя, хоть за пределы самой тюрьмы и не выйти. В этой ситуации русский офицер вскрывает брюшную полость надзирателю, вываливая из неё исходящие паром извилистые потроха. Он вгрызается в горло сатрапу, вырывая зубами куски кровоточащего мяса и длинный шланг ребристого пищевода. Он производит ожесточённое анальное совокупление с уже обессиленным телом надзирателя, дабы другим неповадно было. И вот свобода так близка, лишь стоит перерезать вены. Он уходит с достоинством самурая, не давая себя одолеть подоспевшей охране. Трагедия заключается в том, что герой убил себя, не подозревая, что добился своего. Своим подвигом он сломал систему. Уничтожив главного надзирателя- разложил волю исполнителей.

Фильм не простой, местами тяжеловатый, но, безусловно, достойный. По крайней мере, такого кино я еще не видел. Во всей своей красе и мощи нерафинированного брутала. Кино, хоть и постановочное, но по сути — документальное. Кино без прикрас и дешёвых спецэффектов, кино о человеческой воле

«Зелёный слоник» - один из самых неоднозначных фильмов в российском кинематографе. Его обсуждают уже более 10 лет. Актёры «Зелёного слоника» навсегда наложили на себя клеймо участников этой киноленты. Данный фильм можно смело назвать единственным в своём роде. Его по праву считают культовым.

Нарезки и стоп-кадры из фильма стали настоящими интернет-мемами.

«Зелёный слоник»: актёры и роли

«Зелёный слоник» - это фильм в жанре психоделического треша. В российском кинематографе не так много лент подобной направленности. «Слоника» сняла режиссёр Александра Баскова. Она специализируется на подобных картинах. Все её фильмы довольно сложны к восприятию. Сюжет в «ЗС» (распространённое сокращение «Зелёного слоника») практически отсутствует. В центре внимания два главных героя - Владимир Епифанцев в роли «братишки» и Сергей Пахомов в роли «поехавшего». Они являются заключенными военными на гауптвахте. Помимо них, в кадре появляются капитан и начальник, сыгранные и Александром Маслаевым.

Описать события довольно трудно, поскольку значительная часть хронометража посещена непонятным, абсурдным действием. Например, фраза «Козлов этих ещё...» повторяется более пяти раз без объяснения причины. Первые полчаса довольно понятны. В них показывается пребывание заключенных в трудных условиях тюрьмы. Актёры «Зелёного слоника» играют весьма убедительно и правдоподобно, поэтому у ничего не подозревающего зрителя может возникнуть ощущение реальности происходящего.

Игра актёров

Епифанцев играет сдержанного офицера.

Он не курит и пытается с достоинством перенести заключение. Чтобы успокоится, герой занимается даже китайской медитацией. Но Поехавший является разгильдяем и постоянно достаёт Братишку своими расспросами и историями. Постепенно его рассказы становится всё менее аутентичными, логика напрочь теряется. Пахомов довольно хорошо вжился в роль, возможно, этому поспособствовало эксцентричное поведение актёра в реальной жизни. После первых 20 минут деградация Поехавшего начинает проявляться всё сильнее. Он постоянно задаёт бесконечные вопросы и предлагает совершать странные действия, например, справить нужду на пол, чтобы привлечь таким образом мух и затем убить их. Братишка реагирует вполне адекватно и всячески пытается рационально объяснить Поехавшему абсурдность его действий. Затем его терпение кончается, он начинает оскорблять визави и даже избивать. Актёры «Зелёного слоника» очень реалистично обыгрывают диалоги.

Противопоставление глупым и нелогичным действиям Поехавшего разумной агрессии Братишки вызывает смех.

Особенности фильма

Стоит отметить, что фильм снят на любительскую плёнку. Более того, в кадре слышен смех и голос оператора, а сама съёмка ведётся в психоделическом стиле.

На половине фильма появляется новое действующее лицо - Начальник. Он выводит Братишку за пределы камеры и заставляет чистить унитаз вилкой. После этого начинается самая непонятная стадия фильма.

Герой поёт песню «Зелёный слоник». Фильм показывает довольно отвратительные сцены и события. Поехавший испражняется на пол, затем ест собственные фекалии и будит Братишку с предложением позавтракать ими. При этом весь процесс показывается зрителю, в том числе и гениталии Пахомова. После этой сцены Епифанцев тоже начинает Кульминация фильма довольно трудна в восприятии и понимании. Актёры «Зелёного слоника» бьют друг друга, насилуют, и даже едят. Камера без стеснения показывает все эти события.

Известность

Светлана Баскова в 1999 году сняла ленту «Зелёный слоник».

Фильм приобрёл настоящую популярность лишь в 2010 году. В то время он начал быстро распространятся на просторах Интернета и стал известен широким массам.

Многие критики до сих пор ведут споры относительно основного посыла и смысла картины. Сама Баскова считает его своеобразным протестом против разлагающих общественных ценностей и войны. Несмотря на наличие шок-контента, фильм даже принимал участие в различных фестивалях.

В начале 2000-х годов Россия увидела ленту «Зелёный слоник». Владимир Георгиевич Епифанцев на этот момент уже начал уверенно двигаться по актёрскому пути. Его приглашали для съёмок в различных бюджетных фильмах и сериалах. Поэтому Владимир старался не афишировать своё участие в творении Басковой.

На нескольких небольших фестивалях в Германии и ряде других стран Европы демонстрировался «Слоник». В основном, это были показы для узких кругов ценителей контркультуры и психоделии. Поэтому практически никаких данных, в том числе и об отзывах, с этих фестивалей не сохранилось.

Пахомов

Сергею Пахомову же фильм только прибавил славы.

Сам Пахом (творческая кличка) является художником. Некоторое время он работал главным редактором в нескольких серьёзных глянцевых изданиях. В масс-медиа он умело создал себе образ фрика. После 2010 года он записал несколько видеобглогов, которые мигом распространились на просторах Интернета. Фигура художника стала по настоящему культовой. Популярность даже привела Сергея к участию в передаче «Битва экстрасенсов», где он выступал в роли ясновидящего. Нарезки с его участием набрали сотни тысяч просмотров на «Ютубе».

«Зеленый слоник» - пример андеграундного кинематографа. Фильм получил множество отрицательных отзывов критиков. От зрителей - преимущественно положительные. Актеры «Зеленого слоника» стали популярны среди молодежи. Ведь чаще всего именно студенты являются поклонниками фильмов в жанре трэш. Кто снимался в «Зеленом слонике»? Актеры и роли культового фильма начала двухтысячных - тема статьи.

В камере

В основе фильма «Зеленый слоник» лежит острая социальная проблема взаимоотношений людей, находящихся в замкнутой системе. Актеры Пахомов и Епифанцев воссоздали на экране диалог двух эксцентричных личностей.

В центре картины - история двух офицеров, совершивших нарушение военного порядка и оказавшихся на гауптвахте. Попав в тесную камеру, они испытывают весь спектр чувств, присущих человеку, лишенному свободы. Угнетающе зеленые стены, плохое освещение, затхлый запах - все это способно превратить осознание лишения свободы в психоз. Актеры «Зеленого слоника» перенесли на экран эмоции людей, оказавшихся в сложной, с психологической точки зрения, обстановке. И это вызывает некоторое уважение. Ведь один из них не имел никакого отношения к кинематографу до съемок в фильме «Зеленый слоник».

Актеры

Режиссер скандально известного фильма - Светлана Баскова. Актеры "Зеленого слоника":

  1. Сергей Пахомов (офицер с явными психическими отклонениями).
  2. Владимир Епифанцев (тоже офицер, в начале сюжета вполне вменяемый).
  3. Александр Маслаев (охранник).
  4. Анатолий Осмоловский (начальник гауптвахты).

Фильм шокирует запредельным натурализмом и изображением бессмысленной жестокости. Сюжет его вызвал в кинематографических кругах бурю гнева. О чем картина? Какой философский смысл несет история двух офицеров, оказавшихся на гауптвахте и постепенно лишающихся рассудка? И наконец, что думают о сюжете актеры фильма «Зеленый слоник»? Отзывы о картине представлены ниже. Но прежде стоит рассказать, чем закончилась история в камере.

Разговор на гауптвахте

Офицеры не теряют силы духа и проявляют попытки взаимодействия. Вскоре у них завязывается разговор. «Поехавший», выходец из деревни (Сергей Пахомов), начинает рассказывать «братишке» (Владимир Епифанцев) занимательные истории. Он повествует о своей жизни, акцентируя внимание на самых ярких ее моментах. «Братишку» сперва рассказы сокамерника веселят. Но вскоре истории абсурдного поведения начинают раздражать, и он в ярости срывает с «поехавшего» погоны. Все следующие действия деревенского офицера только разжигают пламя злости, и «братишка» несколько раз сильно избивает его. На крики о помощи приходит охранник и жестоко наказывает молодого офицера за избиение сокамерника.

Фантазии «поехавшего»

Но сюрпризы в этот вечер не заканчиваются. Герой Пахомова будит своего сокамерника и предлагает ему отведать собственные испражнения. На удивление «поехавшего», предложение отвергается. Более того, этот поступок повергает офицера в шок, и он начинает звать на помощь. Именно этот поступок и становится предпосылкой для роковой развязки фильма.

Кульминация

Появление командира гауптвахты только усугубило сложившуюся обстановку. Издевательства над личностью офицера, даже если он лишен всякого ума, не может остаться незамеченным, и оказывает на «братишку» сильное впечатление. Дальнейшая цепочка событий заставляет его жестоко убить начальника гауптвахты и покончить жизнь самоубийством. Фильм наполнен жестокостью, абсурдными поступками и яркими диалогами.

Этот культовый фильм стал символом «трэша» в России. Картина относится к категории «Любительское кино» и в 2000 году была удостоена премии «Любить кино». «Зеленый слоник» был снят на одну видеокамеру за два дня и в двух местах. Название фильма навеяно песней, которую неоднократно исполнял герой Сергея Пахомова. Этот мотив стал финальным аккордом жизни нескольких героев и самого фильма.