Шерпы настоящие герои эвереста. Чай от фроси бурлаковой

«Когда молодой шерп смотрит вверх - он видит гору,

когда он смотрит вниз - то видит груз.

Он поднимает его и идет на гору.

В этом его жизнь - носить грузы вверх и вниз.

Он не видит в этом ничего необычного или неприятного.»

Норгей Тенцинг

Жизнерадостный народ - шерпы - живет в отдаленном уголке Непала, но жители других частей страны охотнее всего посещают именно этот уголок.

Вверх и вниз... Вот дорога идет вниз, - от перевала за Луклой она тянется в долину мутно-зеленой реки Дуд-Коси. Река питается ледниками Джомолунгмы. На пятьсот-шестьсот метров вниз в узкое ущелье спускается тропа шириной не более метра.

Ледовый великан на севере, скрытый выступившими вперед шеститысячниками, лишь изредка просматривается из-за зубцов хребта, протянувшегося между двумя вершинами - Кангтайга и Кариолунг. Русло реки зажато отвесными скалами. Скалистые утесы, омываемые бурлящим потоком, теснят тропу то к одному, то к другому берегу, направление пути определяют шаткие висячие мостки, перекинутые через реку обычно подле деревень.

Так когда-то выглядела тропа ведущая через южную часть страны шерпов - Соло - в район Кхумбу.

Сердце Кхумбу - Намче Базар. Это родина "тигров" К Намче Базару дорога серпантином поднимается вверх, а у селения становится широкой и ровной, почти как улица, пока наконец не разветвляется в сеть переулков.

Намче Базар - торговый центр и самый большой населенный пункт шерпов. Он расположен на высоте 3880 метров над уровнем моря.

Говорят, что у тех, кто здесь родился в груди трое легких. Еще детьми шерпы - как мальчики, так и девочки - в течение всего лета пасут коз и яков на высокогорных пастбищах вблизи ледниковых ручьев на высоте 5000 метров. Они ходят с родителями через перевалы, ходят в Тибет, через покрытый снегом Нангпа Ла, поднимающийся на 5500 метров, или в соседнюю долину Рольвалинг через ледовый перевал Теси Лапаче, который внушает ужас даже самым отважным из них: здесь люди и нагруженные животные карабкаются вверх до высоты в 6000 метров, и для яков приходится топором прорубать ступени во льду.

Так проходит их юность - и вся жизнь.

Шерсть - в горы, в Тибет, на родину предков. Соль - в Индию, в Катманду, в Непальскую долину. Но в долине и шерпам, и их вьючным животным слишком жарко. Крестьяне-горцы стремятся скорее вернуться домой, в долину Кхумбу, огражденную со всех сторон высочайшими в мире вершинами, защищенную от жестоких бурь, имеющую более мягкий и устойчивый климат, чем многие места, расположенные ниже.

Там, на высоте четырех с половиной тысяч метров, они собирают хороший урожай ячменя, выращивают картофель. В других горах на такой высоте можно встретить лишь метеорологов, уединившихся на своих яростно атакуемых ветрами метеостанциях.

А здесь, под крышами монастырей и раскрашенных молельных домиков развеваются пестрые ритуальные флажки, у ручьев тарахтят приводимые в движение водой молитвенные цилиндры. Крестьяне, смеясь и болтая, молотят ячмень. Здесь тесно соседствуют молитвы и веселье.

Шерпы хорошо знают всю свою страну, однако лучше всего чувствуют себя, когда вокруг них горы. Их не гложет тоска по родным местам, только если вершины гор у них перед глазами, но больше всего они любят смотреть на снега Джомолунгмы из окон своего дома.

Когда началась эпоха изучения Гималаев, альпинисты их разных стран стали приглашать шерпов с собой на вершины гор-великанов, на "троны богов". Многие шерпы не вернулись домой, остались навсегда во льдах, но наиболее мужественных это не остановило, и они вместе с лучшими альпинистами мира продолжают наступление на ледовые гребни и заснеженные вершины.

Пауль Гюсфельд, географ из Берлина, один из первопроходцев Альп и Анд сказал: "Заслуга освоения высочайших гор принадлежит в равной мере как восходителям, так и их проводникам. Первые не смогли бы ничего предпринять без помощи вторых, и в то же время жителя гор не смогли бы без помощи приезжих альпинистов пробудить в себе дремлющие таланты проводников и носильщиков".

Свыше двух тысяч шерпов стали "тиграми", неутомимыми носильщиками и верными спутниками знаменитых восходителей. Лучшие из "тигров" побывали и в горах и других стран: их приглашали в Швейцарию, Австрию, Францию, Японию. Не все политические деятели и коммерсанты Непала могут похвастать таким числом заграничных путешествий, как шерпы.

Шерпы открыли Непал остальному миру, и в то же время шерпы, по существу, не являются непальцами. Они пришельцы из Тибета: слово "шер-па" означает "человек с востока". Много столетий назад переселились они из юго-восточной части огромной гористой страны, расположенной к северу от Непала, перешли через перевалы и спустились к подножию Джомолунгмы в долину Кхумбу, которая стала их второй родиной.

Позже многие из них, привлеченные возможностью выгодной работы в городе, ушли через границу в Индию, в высокогорное курортное местечко британских колониальных чиновников и офицеров - Дарджилинг.

Но все шерпы рано или поздно, на время или навсегда возвращаются в родные места: в Кхумбу и Тхами, Порче и Кумъюнг, к монастырям Тьянгбоче и Дингбоче, к своим террасами раскинувшимся полям, к монастырям, к горным склонам, над которыми сияют вершины.

И все они рано или поздно снова приходят в большую деревню Намчебазар - сердце их родины.

Домики Намчебазара ступеньками приютились на горном кряже - там, где сливаются воды Тхами-Коси и Дуд-Коси. Отсюда долины тянутся вверх к перевалам - к хребту Рольвалинг-Гимал, в Тибет через Нангпа Ла, к огромной котловине Имджа-Кхола, расположенной под южной стеной Лхоцзе, к двадцатикилометровой ледяной реке Нгоюмба у подножия Чо Ойю и почти восьмитысячника Гиачунг-Канга и, наконец, к ледопаду Кхумбу, святая святых Джомолунгмы.

Ни одна экспедиция, направляясь к великанам Махалангур-Гимала, не может миновать Намче Базара. Так что это местечко знают гости со всех концов света.

Шерп. Что это за слово? Наверняка это существительное слышали многие, но его значение для большинства людей, не знакомых с этнографией, международными отношениями или альпинизмом, остается загадкой.

Действительно, у этого слова есть несколько толкований. Шерпы - что это или кто? В статье будет рассмотрено происхождение этого слова, приведены самые распространенные примеры его употребления, а также раскрыты интересные факты, имеющие к ним отношение.

Народность шерпов

Самое распространенное значение слова «шерп» - это азиатская народность, населяющая горы Непала: маленького государства, расположенного в Азии. Предки древних тибетцев, ранее населяющие этот регион, называют себя шерпами.

На востоке Непал граничат с Бутаном и Бангладешем. На севере - с Китаем, а на западе и юге - с Индией.

Откуда появилось название

С местного диалекта этноним «шер-па» (название народа, этноса) буквально переводится как «человек с востока». До недавнего времени об этих людях практически не было информации. Связано это с относительно недавней популяризацией альпинизма и восхождений на вершины выше восьми тысяч метров.

Шерпы и раи

У народа шерпов существует два этнонима - раи и шерпы. Что это за отличия могут быть у одного этноса? На самом деле все очень просто. Все отличия между шерпами и раями заканчивается в высоте проживания. Если шерпы - это люди, живущие на высоте выше трех с половиной тысяч метров над уровнем моря, то раи - те, кто живет ниже. Вот и все различия.

Внешний вид шерпов

Большинство представителей этого высокогорного народа низкорослы и коренасты, что является их явным преимуществом при передвижении по горам перед другими людьми. Секрет заключается в том, что, благодаря такому телосложению центр тяжести тела этих людей располагается ближе к земле. Следовательно, они крепче стоят на ногах.

Волосы у шерпов черные и прямые. Внешне они отличаются от туристов не только антропологическими характеристиками, но и одеждой. Крайне редко можно увидеть в дорогом современном снаряжении шерпа. Что это означает? Во-первых, шерпы не нуждаются в таковом. Во-вторых, далеко не все представители народности могут себе его позволить.

Из одежды они предпочитают обычные куртки, трико, шапки. Для того чтобы глаза не слепило горное солнце, ими были изобретены специальные «очки», повязка на глаза с двумя узкими дырочками для глаз.

Вся терморегуляция шерпа, в зависимости от погодных условий, заключается в застегнутой либо расстегнутой куртке. Вот и все.

Род занятий

Самое распространенное и прибыльное дело для высокогорного населения - помощь в восхождениях. Кого часто сопровождают шерпы? Коммерческие и некоммерческие экспедиции, которые задаются целью покорить Эверест или другую вершину в районе Гималаев. В этом деле невозможно найти лучших помощников, чем шерпы. Прекрасно чувствуя себя на высоте, они не только выступают в роли носильщиков (портеров), способных нести груз альпинистов весом до сорока килограмм, но и в роли организаторов перил. Так в альпинизме называют специальную веревку, протягиваемую из точки А в точку Б, прикрепленную к скале и позволяющую покорителям горных вершин двигаться строго по маршруту с максимальной скоростью и безопасностью. Также шерпы достаточно часто наводят переправы через пропасти с помощью специальных алюминиевых конструкций. Ценник на услуги шерпов при восхождении начинается от двадцати-тридцати долларов в день и может доходить до пятидесяти.

В целом восхождение на Эверест в составе коммерческой экспедиции обходится туристу в кругленькую сумму, измеряющуюся тысячами долларов.

Быт шерпов

Шерпы - очень общительный и веселый народ. Многие из них - талантливые художники и исполнители.

Живут шерпы в небольших домах в неприхотливых условиях. Все убранство жилища состоит из аскетической мебели и маленькой кухни. Собственный большой дом для шерпа - большая редкость. Обычно они живут в маленьких хижинах.

Наиболее состоятельные шерпы владеют своим бизнесом, связанным, как правило, с предоставлением услуг туристам. Стоит отметить, что Гималаи - заветная «Мекка» для каждого серьезного альпиниста, и поток туристов в этом месте вряд ли когда-нибудь иссякнет.

Этот народ можно отнести к быстро развивающимся. Еще несколько десятилетий назад у них практически не было письменности, а сейчас многие из них неплохо говорят по-английски.

Женщины шерпов почти так же выносливы, как и мужчины. Зачастую прекрасная половина этого народа также оказывает помощь в восхождении туристов на Эверест.

В качестве пищи шерпы могут использовать все, что является съедобным. Нет каких-либо ограничений. Нормально они относятся к алкоголю и даже варят свое местное пиво - чанг.

У шерпов развито земледелие на тех участках земли, которые для него пригодны. Выращиваются в основном ячмень и рис.

В традициях шерпов есть место многоженству. Мужчина вправе иметь одновременно несколько жен при условии, что он способен их содержать.

Имена этой народности очень забавны. Как правило, они состоят из имени, например Дон, с приставкой «-шерпа». Получается Дон-шерпа. Зачастую имя человека могло меняться в зависимости от его жизненного пути, условий обитания и статуса. С точки зрения учета населения это не очень удобно, но это давно укоренившаяся у них традиция.

Религия

Большинство шерпов - буддисты. Во время путешествий по Непалу часто встречаются буддистские храмы, убранные скромно, но в традициях мировой религии. Шерпов нельзя назвать фанатичными приверженцами религии. Нигде это публично не афишируется.

«Горный» ген

Отличительной особенностью этого народа является так называемый «горный» ген. Еще в начале двадцатого столетия европейцы, оккупировавшие Индию, заметили врожденную способность шерпов переносить все перегрузки, связанные с нахождением в горах. Причина тому - наследственность.

Смертность

При работах на склонах высочайшей вершины мира ежегодно случаются несчастные случаи, уносящие жизни шерп. Услуги, оказываемые ими частным экспедициям, оплачиваются более чем достойно. В то же время подобные работы связаны с огромным риском для жизни. Ежегодно под лавинами погибают десятки добровольцев.

Причиной гибели альпинистов прежде являются сложные метеорологические условия: сходы снежных масс, ледяные ветра, снежные бураны, резкий дефицит кислорода. Эверест не зря имеет славу одной из самых смертоносных вершин в мире.

Самый знаменитый шерпа

Настоящей легендой среди местного населения считают Тенцинга Норгей, или по-простому - Тенцинга-шерпу. Этот человек по праву заслужил титул самого знаменитого шерпы в мире. В столице Непала, городе Катманду, даже установлен в честь него памятник.

Так в чем же заключался подвиг Тенсинга-шерпы? В компании с британцем Эдмундом Хиллари этот человек впервые поднялся на высочайшую вершину мира - Эверест. Случилось это в 1953 году. Знаменитое восхождение было приурочено к коронации Елизаветы II. За столь выдающееся достижение мужчина получил высшую государственную награду Непала, ордена Британии и Индии.

Примечательно, что для участия в экспедиции Тенцинг Норгей был нанят в качестве бригадира носильщиков-портеров и его восхождение на высочайшую вершину первоначально не входило в планы британцев. Трудно сказать, что на самом деле повлияло на решение британской экспедиции послать Тенцинга на «Вершину мира». Возможно, сказались опасения, вызванные неудачей предыдущей экспедиции 1924 года, в которой погибли Джордж Мэллори и Эндрю Ирвин. Возможно, у руководителей экспедиции были и другие причины. Факт остается фактом. Тенцинг-шерпа стал одним из первовосходителей на Эверест.

Распространение названия «шерпа» в других сферах жизни

Шерпы - это не только народ, населяющий горы Непала. Есть автомобиль повышенной проходимости с аналогичным названием. Также термин «шерпа» применяется в сфере внешней политики.

Вездеход «Шерп»

Суровость и природная выносливость шерпов вдохновили конструкторов техники на создание одного из самых востребованных и проходимых вездеходов за всю историю механики. Названием своим этот аппарат обязан бесстрашному горному народу.

Надо сказать, что и задачи у вездехода и у шерпов схожие. Транспортное средство с повышенной проходимостью также используют для заброски грузов на горные вершины. Кого сопровождают "Шерпы"? Коммерческие и исследовательские горные экспедиции. Впрочем, машина уверенно чувствует себя не только на горной тропе, но и на пересеченной местности.

Цена нового "Шерпа" может варьироваться от трех до пяти миллионов рублей. Дорогое удовольствие, однако.

Тот самый Герасим

Вездеход в России своей популярностью во многом обязан Герасиму Шерпу. Мужчина ведет увлекательный видеоблог, придумывая для своего «железного коня» всевозможные трудности и с блеском из них... выкатываясь. Блог будет интересен не только водителям-экстремалам, но и всем любителям охоты, рыбалки, кладоискательства и просто активного образа жизни.

Шерпы в сфере международной политики

На политической арене тоже есть свои шерпы. Разумеется, они не занимаются оказанием помощи в восхождениях и не таскают на себе груз, по крайней мере физический.

Шерпами называют помощника руководителя страны, входящей в Большую Семерку (Большую Восьмерку). На каждого из политика предусмотрен один шерп, в обязанности которого входит подготовка рабочих встреч лидера, составление повестки и прочая необходимая работа.

Первым российским (советским) шерпом стал Евгений Примаков в 1991 году.

Традиция распространилась и на G-20, и на страны-участницы БРИКС.

В заключение

Так что такое шерп? Идеальным синонимом для шерпа является слово «проводник». Как и в горах, так и в большой политике, эти люди помогают своим патронам добиваться поставленных целей, покорять географические и политические вершины мира.

Непальские дневники. Носильщики-шерпы. Часть 1

Для большинства людей (далеких от альпинизма, от Непала, от Гималаев) слова шерпы и горные носильщики означают одно и то же. На самом деле это не совсем так. Шерпы – это народность. Эти люди живут преимущественно в Гималаях, в частности в восточной части Непала, в районе Эвереста, в индийской части Гималаев. Шерпы традиционно работают носильщиками в альпинистских экспедициях. Вот почему слова шерпы и носильщики часто ошибочно воспринимаются, как синонимы.

С достоверной информацией о шерпах все непросто. Разнятся не только сведения авторитетных источников, но рассказы самих шерпов. Например, мы даже точно не знаем, как правильно в русском языке образуется единственное число от «шерпы». Некоторые говорят и пишут «шерп», а некоторые «шерпа». Оба варианта считаются словами мужского рода. Оба варианта можно считать условно правильными. И это только самая поверхностная неопределенность. Глубинных намного больше. Почему нам так мало известно о шерпах? Вплоть до недавних времен, пришедших с развитием современного альпинизма, шерпы не использовали письменности, не использовали календаря и не имели постоянных имен (имя, как прозвище, могло меняться в течение жизни). Наверное, самое потрясающее и достоверное свидетельство о жизни шерпов – это воспоминания известного шерпа по имени Тенцинг Норгей, записанное с его слов, так сам он не умел писать.

Взято отсюда . Кстати, Тенцинг Норгей это имя (прозвище, означающее «счастливый богатый приверженец религии»), а не имя и фамилия, как вы могли бы подумать. При рождении он получил имя Намгьял Вангди, но при этом имел родовое имя Ганг Ла (что означает «снежный перевал»), а еще в разное время именовался то Кхумджунг, то Ботиа. С точки зрения культуры шерпов, такая смена имен очень логична. Растет и меняется человек, меняются условия в которых он живет – вмести с этим меняется и имя человека. Ведь имя отражает суть человека и занимаемое им положение в обществе. Подобным образом происходило в культуре северо-американских индейцев, и не только у них. Но для западного сознания это, как минимум, не очень удобно. Вот почему известный шерп Тенцинг Норгей, который раньше даже дату своего рождения определял приблизительно по воспоминаниям матери о погоде и сборе урожая, был вынужден выработать стандартную форму написания своего имени латиницей Tenzing Norgay, а его биографы надеются, что эта версия имени будет окончательной. Полную версию его удивительных воспоминаний можно прочитать ЗДЕСЬ, а мы приведем лишь несколько интересных цитат. «Удивительное дело с этим словом "шерп". Многие думают, что оно означает" носильщик" или "проводник", потому что слышат его только в связи с горами и экспедициями. Между тем это совсем не так. Шерпы - название народа, племени, обитающего в высокогорной области Восточных Гималаев. Сведущие люди говорят, что нас насчитывается около ста тысяч. Шерп значит "человек с востока". Но все, что известно на сегодня о нашем прошлом, - это что мы монгольского происхождения и наши предки давным-давно переселились из Тибета. Мы и сейчас во многом ближе к тибетцам, чем к любой другой народности. Наш язык сходен с тибетским (только у нас нет письменности), похожи также одежда, пища, обычаи последнее относится особенно к тем шерпам, которые мало соприкасались с внешним миром. Очень тесно нас связывает религия: подобно тибетцам, мы буддисты. Хотя в Тибете теперь уже нет шерпских деревень, часть нашего племени принадлежит приходу большого монастыря в Ронгбуке, по ту сторону Эвереста, и между этим монастырем и нашим собственным в Тьянгбоче поддерживаются сношения». «Язык шерпов, мой родной язык, не имеет письменности, поэтому у нас не сохранилось никаких официальных записей. К тому же счет времени велся у нас по тибетскому календарю. Таким образом, я не могу поручиться за точность всех фактов и дат, относящихся к моей молодости. Даже с моим собственным именем - оно несколько раз изменялось – было немало путаницы. Когда я родился, меня назвали совсем не Тенцингом. Об этом я еще расскажу позже. В разное время мое теперешнее имя писалось на западных языках когда с "s ", когда с "z ", когда без "g " на конце. Второе имя тоже менялось: сначала я был Кхумжунь (по названию одной шерпской деревни), потом Ботиа (тибетец) и наконец стал Norkay или Norkey , а также Norgya или Norgay (в переводе это значит "богатый" или "удачливый", что не раз заставляло меня улыбаться). Я и сам путался то и дело, но как быть, если нет официальных записей, и как писать на языке, который не знает письменности. По-настоящему моя фамилия, или название моего рода, Ганг Ла, что означает на языке шерпов "снежный перевал", однако мы обычно не пользуемся фамилиями. Много имен -- много языков. Это характерно для той части мира, в которой я живу. Как известно, найти единый язык для многочисленных народов Индии -- одна из труднейших задач этой страны. Чуть ли не в каждом дистрикте говорят на своем языке. А так как я много путешествовал, то стал, несмотря на неграмотность, настоящим полиглотом. Еще в детстве я выучился говорить на тибетском языке (на обоих диалектах -- северном и южном), от которого происходит мой родной язык -- шерпский. Свободно объясняюсь по-непальски, и это понятно: ведь Солу Кхумбу находится в Непале, недалеко от Дарджилинга, где я живу уже много лет. Классическому хинди я не учился, но могу объясняться на хиндустани, представляющем собою смесь хинди и урду и довольно сходном с непальским. Кроме того, я немного знаком с другими языками, например пенджабским, сиккимским, гархвали, ялмо (употребляется в Непале), пушту (употребляется в Афганистане), читрали (на нем говорят в Северо-Западной Пограничной провинции), знаю по нескольку слов на многочисленных языках Южной Индии, но всем этим я пользуюсь только во время путешествий. Дома, в кругу семьи, я обычно разговариваю на шерпском языке, а с другими людьми в Дарджилинге чаще всего говорю по-непальски. Ну и конечно, еще западные языки. Много лет я ходил по горам с английскими экспедициями, знавал немало англичан, живших в Индии, и говорю теперь по-английски настолько уверенно, что смог рассказать без переводчика большую часть настоящего повествования. Приходилось мне путешествовать и с людьми других национальностей, и я не всегда оставался немым. Французский? - "Са va bien, mes braves !" Немецкий? -- "Es geht gut !" Итальянский? - "Molto bene !" Может быть, это даже к лучшему, что мне не пришлось сопровождать польские или японские экспедиции, не то бы я, пожалуй, слегка помешался. Я много путешествовал. Путешествовать, передвигаться, ездить, смотреть, узнавать - это у меня словно в крови. Еще мальчишкой, живя в Солу Кхумбу, я как-то раз удрал из дому в Катманду, столицу Непала. Потом удрал снова, на этот раз в Дарджилинг. А из Дарджилинга я на протяжении более чем двадцати лет ходил с экспедициями во все концы Гималаев. Чаще всего -- в лежащий поблизости Сикким и обратно в Непал, нередко в Гархвал, Пенджаб и Кашмир. Случалось ходить и подальше: к афганской и к русской границам, через горы в Тибет, в Лхасу и за Лхасу. А после взятия Эвереста мне пришлось побывать еще дальше: я изъездил почти всю Индию, и южную и северную, летал в Англию, дважды посетил Швейцарию, провел несколько дней в Риме. Правда, я еще не видел остальной части Европы и Америку, но надеюсь скоро получить такую возможность. Путешествовать, познавать и изучать -- значит жить. Мир велик, и его не увидишь сразу весь, даже с вершины Эвереста. Я сказал, что я счастливый человек. Далеко не всем шерпам так везло, как мне, - многие из них погибли от болезни или во время несчастных случаев в горах. Конечно, и со мной бывали несчастные случаи, но серьезного ничего не было. Я никогда не падал с обрывов и не обмораживался. Кто сильно потеет, легко обмораживается, но я никогда не потею во время восхождения а в лагере, когда нам положено отдыхать, тоже стараюсь двигаться. Обмораживается тот, кто сидит и ничего не делает. Трижды я попадал в лавины, но они были не опасны. Один раз потерял очки на снегу и сильно помучился с глазами из-за ослепительного солнца с тех пор я всегда ношу с собой две пары темных очков. Другой раз я сломал четыре ребра и вывихнул коленные суставы, но это было во время лыжной прогулки, а не в горах. Единственное настоящее повреждение в горах я получил, когда пытался задержать падающего товарища и сломал палец. Говорят, что у меня "трое легких" -- так легко я переношу большие высоты. Это, конечно, шутка. Вместе с тем я готов допустить, что лучше приспособлен для высот, чем большинство других людей, что я действительно рожден быть альпинистом. Во время восхождения я передвигаюсь в ровном, естественном для меня ритме. Руки у меня обычно холодные, даже в жару, и сердце, по словам врачей, бьется очень медленно. Большие высоты - моя стихия, там я чувствую себя лучше всего. Когда я недавно ездил в Индию, то заболел из-за духоты и тесноты так, как никогда не болел в горах. И куда бы ни заводил меня мой жизненный путь, он всегда возвращал меня в горы. Горы для меня все. Я знал это, чувствовал всем своим существом в то голубое майское утро 1953 года, когда мы с Хиллари взошли на вершину мира. Подобно буддийскому колесу жизни, моя жизнь совершила свой великий оборот. Много лет назад маленький пастушонок смотрел на большую гору и мечтал... И вот я снова вместе с Эверестом, с Чомолунгмой из детской мечты. Только теперь мечта стала явью». «Черные волосы, карие глаза, гладкая смугло-желтая кожа типичны для моего народа. Черты лица у нас, понятно, монгольские, но не так ярко выраженные, как у китайцев и тибетцев можно встретить любые размеры и любой рисунок глаз и носов. Шерпы невысокого роста, сложением обычно коренасты, хотя не так, как этого можно было бы ожидать, если учесть нашу работу и переносимые поклажи. Мой собственный рост 1 метр 72 сантиметра, нормальный вес 72 килограмма таким образом, я несколько выше и суше среднего. В Дарджилинге большинство наших женщин все еще носят традиционную шерпскую одежду: темное свободное платье и вязаный шерстяной передник в яркую поперечную полоску Мужчины в большинстве перешли на европейскую одежду, чаще всего спортивные рубахи и штаны, свитеры и тому подобное, что получено в экспедициях. В отличие от индийцев и непальцев почти все мы носим обувь если есть - европейскую, в противном случае тибетские катанки. На торжества после взятия Эвереста я обычно надевал индийский костюм: узкие белые штаны и длинный, по колено, черный сюртук с высоким воротником. Обычно же я ношу английскую или швейцарскую спортивную одежду и привык к ней настолько, что чувствую себя чуть ли не ряженым, когда надеваю традиционный наряд своих предков. Успешная работа шерпов в экспедициях объясняется не только силой наших спин и ног и любовью к горам, но и нашими обычаями в отношении еды. Большинство восточных народов - индусы, мусульмане, ортодоксальные буддисты и почти все малые народности - придерживаются в пище строгих религиозных правил, и их очень трудно обеспечить соответствующим питанием в глухой местности. Зато шерпы едят все, что угодно, - любые свежие или сушеные продукты, любые консервы. Иными словами, мы едим то же, что европейцы, так что им не приходится запасать для нас какие-то особенные продукты. Дома в Дарджилинге, как и в Солу Кхумбу, мы едим обычно тушеный картофель, смешанный с мясом или овощами. Кроме того, попав в Индию, мы стали есть много риса, часто с соусом карри 17 для вкуса. Любимое блюдо – традиционное шерпское мо-мо, суп с пельменями, которые, по словам профессора Туччи, очень напоминают итальянские равиоли. Пьем мы обычно чай, чай и еще раз чай, сколько оказываемся в состоянии выпить за день, совсем как англичане. В старое время мы пили его на тибетский лад, с яковым маслом, но в Дарджилинге нет яков, поэтому здесь мы пьем чай по-европейски, с молоком и сахаром. Если захочется чего-нибудь покрепче, то у нас есть чанг, шерпское пиво. Обычно оно домашней варки, приготовляется из риса, ячменя или какого-либо другого зерна в соответствии со вкусами и возможностями. Единственное, что недопустимо в отношении чанга, - нельзя, чтобы он был слабым Пьют его не как обычно, не из стаканов или бутылки: когда закваска готова, ее наливают в чашу, добавляют горячей воды и тянут получившуюся жидкость через бамбуковую трубочку. Чаще всего чаша рассчитана на одного, но есть и большие, из которых пьет несколько человек одновременно. По мере того как жидкость в чаше убывает, хозяин доливает горячей воды, во всяком случае, пока не сочтет, что гостям пора домой... Мы общительный народ, любим поговорить, посмеяться, попеть, любим наш чанг и обычно не ленимся доливать его, потому что хотим, чтобы гости посидели подольше. Если они не выпьют по меньшей мере три порции чанга или чая, мы считаем их невежливыми и обижаемся. Индусам и мусульманам, которые не пьют вовсе, наше поведение может показаться вольным и развязным впрочем, думаю, что мы пьем в общем и целом не больше и не меньше, чем большинство других народов, не имеющих такого запрета Лично я люблю чанг, а также многие европейские напитки, с которыми познакомился в последнее время. Мне нравятся сигареты. К счастью, я без труда могу обходиться без них, что и делаю всегда перед началом очередной экспедиции и во время нее. Не пью я и не курю также, когда нахожусь среди людей, религиозные чувства которых мне не хочется задевать. Большинство шерпов любят путешествовать. Мы охотно навещаем своих друзей и принимаем их у себя и, хотя можем показаться застенчивыми, любим знакомиться с новыми интересными людьми. Играем между собой в азартные игры - кости и карты. Мы не прочь подшутить друг над другом. Спорт и спортивные игры распространены мало, возможно, потому, что мы не могли научиться им, хотя скорее всего причина в нашей работе - после нее не очень-то нуждаешься в дополнительных упражнениях Зато многие шерпы, и я в том числе, увлекаются верховой ездой и лошадьми, а для того, кто считает слишком обременительным для себя самому стать в стремя, в Дарджилинге есть всегда конные состязания, где можно побиться об заклад. Я недавно купил коня и участвую в скачках, правда, должен признаться, не как жокей. А мои друзья говорят, что я скоро стану шерпским Ага Ханом. Многие наши развлечения мы разделяем со своими женами. Шерпские женщины занимают в семье более видное место и пользуются большей свободой, чем у большинства азиатских народов. Дома - в этом я не раз убеждался на собственном опыте - им принадлежит вся полнота власти, однако жизнь их не связана исключительно с домом часто они интересуются мужскими делами и выполняют работу, которую обычно принято считать мужской. Как я уже говорил, Анг Ламу девочкой ходила с ношами по Дарджилингу, а многие работают даже носильщиками в экспедициях и проходят весь путь до базового лагеря. Большинство шерпских женщин низкорослые, некоторые совсем маленькие. Но силой и выдержкой они почти равны мужчинам: есть женщины, которые носят поклажи, достигающие двух третей их собственного веса. Развод у нас допускается. Желающий расторгнуть брак, будь то мужчина или женщина, должен уплатить другой стороне известную сумму денег, после чего считается свободным. В Тибете, откуда пришли наши предки, распространено и многоженство и многомужество. Часто у двух или нескольких братьев имеется общая жена. Смысл этого - сохранить имущество внутри семьи. Но уже в Солу Кхумбу такие явления редки, а в Дарджилинге их вовсе не бывает. При той свободе и равноправии полов, которые царят у нас, дай бог мужчине или женщине управиться с одним супругом! Большая перемена произошла за последнее время в жизни наших детей - теперь они наконец-то ходят в школу. Раньше единственным путем для шерпа научиться чему-нибудь было пойти в монастырь В Дарджилинге это было сложнее, чем в Солу Кхумбу, потому что здесь у нас нет своих монастырей - только сиккимские или тибетские - и очень мало лам. Теперь же дело улучшилось. После войны многие из нашей молодежи стали посещать непальские школы, которых в Дарджилинге много, а в 1951 году открылась небольшая шерпская школа. В начале книги я уже сказал, что отсутствие образования - моя главная беда и для меня очень важно, что подрастающее поколение имеет то, чего не хватало мне. Мои собственные дочери Пем-Пем и Нима ходили несколько лет в непальскую школу, но теперь я смог отдать их в школу при католическом монастыре Лорето, которая действует в Дарджилинге уже много лет и возглавляется ирландской монахиней. Это не значит, что они станут католичками. Они научатся свободно говорить по-английски, будут встречаться с различными людьми и получат хорошее современное образование. Правда, сдается мне, что нет добра, которое не влекло бы за собой сколько-либо зла. Я заметил, что многие молодые шерпы совершенно не имеют представления о наших старых нравах и обычаях. Они и по-шерпски-то едва изъясняются. И я боюсь, что их новые представления в большой мере почерпнуты не из учебников, а из кинофильмов. Впрочем, возможно, это неизбежная цена, которую приходится платить народу, переходящему от старой простой жизни к совершенно иной, и уж лучше учиться и развиваться, хотя бы и с ошибками, чем топтаться на месте. Я уже рассказал кое-что о своей буддийской вере. Подобно мне, большинство "новых" шерпов религиозны, но не фанатики. Они хранят образ бога в своих сердцах, однако не верят в обряды и ритуалы. Так как в Дарджилинге нет шерпского монастыря, то мы и не имеем настоящего религиозного центра. Зато почти все отводят дома угол для молитвы там находятся свечи, ладан, молитвенные колеса и изображения Будды, важнейший символ нашей веры Для меня жизнь сложилась лучше, чем для других, поэтому я смог в своем новом доме отвести целую комнату под молельню В ней хранятся драгоценные священные предметы, привезенные из Тибета, в ней мой зять лама Нванг Ла по нескольку часов в день занимается свечами и курениями, вращает молитвенные колеса и молится за всех нас. На дворе, на склоне холма, я расставил бамбуковые шесты, на которых развеваются молитвенные флажки в сторону далеких снегов Канченджанги. Как и у большинства народов, наши важнейшие обряды связаны с рождением, женитьбой и смертью. Мы сжигаем наших покойников, кроме маленьких детей, которых принято хоронить. Исключение составляют также умершие высоко в горах их тоже хоронят - либо люди, либо сама природа. Для важных случаев и вообще для всех желающих в Тунг Сунг Басти имеется небольшой храм. Внутри него находится один-единственный предмет: большое молитвенное колесо, почти в два человеческих роста, заполняющее чуть ли не все помещение. Оно приводится в движение с помощью веревки, а вращаясь, звонит наподобие гонга. Часто, проходя мимо, можно услышать его звон. Значит, либо кто-нибудь умер, либо родился, либо просто в храме кто-то молится. И ты сам произносишь в уме: "Ом мани падмэ хум... Ом мани падмэ хум...", зная, что звук гонга касается не только новорожденного или умершего, но каждого из нас, медленно вращающегося на колесе своей жизни. Я сказал, что прожил три жизни. Собственно, обо всем шерпском народе можно сказать, что он живет три жизни: в своей религии, в своем доме и в своей работе. Раньше мы все были земледельцами и пастухами, а в Солу Кхумбу этим и сейчас занимается большинство. Теперь появились среди нас дельцы и торговцы, а в будущем, я думаю, из шерпов выйдут врачи и юристы, учителя и ученые - все, что угодно. Но в мире мы известны как восходители, и, наверное, многие из нас так и останутся восходителями. Больше того, я надеюсь на это от всего сердца: слишком много мы получили от гор и слишком много отдали им. Мальчик-шерп смотрит вверх - он видит гору. Потом он смотрит вниз и видит груз. Он поднимает груз и идет на гору. Он не видит в этом ничего необычного или неприятного. Идти с грузом - его естественное состояние, и ноша для него все равно что часть тела. Главный вес приходится на широкий ремень, который надевают не на плечи, а на лоб, потому что длительный опыт научил нас, что это лучший способ носки. Таким способом взрослый шерп несет почти пятьдесят килограммов по обычной местности и до тридцати – тридцати пяти на крутых склонах. Так и я сам носил грузы всю мою жизнь до недавнего времени». Взято

Правила жизни

Пуринджи Шерпа, 30 лет,

горный гид и оператор туров, Катманду, Непал

«За что я люблю горы? Я непалец. Я шерпа. Родился в Гималаях. Горы всегда улыбаются, несмотря на то что это всего лишь скалы»

«Моя Планета» беседует с жителями самых разных уголков мира, чтобы узнать, что важно для них в жизни.

Шерпы — коренной народ Гималаев, по-непальски мы говорим sherwa. Сегодня шерпы живут не только в Непале, но и по всему миру. Мир узнал о нас после того, как Тенцинг Норгей покорил Эверест вместе с Эдмундом Хиллари (В 1953 году Эверест впервые покорился людям — это были новозеландец Эдмунд Хиллари и непальский шерпа Тенцинг Норгей. — Прим ред.). Затем другие шерпы покорили другие горы. Мы известны своей древней историей и культурой.

Большинство шерпов работает в туристическом бизнесе, горными гидами и иногда носильщиками — другую работу найти очень трудно.

Слово «шерпа» стало нарицательным. Но шерпы — это народность. У нас есть права, за которые мы все еще боремся с правительством.

У шерпов нет фамилий. Вместо фамилий берут само слово «шерпа». Зато у нас интересные имена, которые получаются из дней недели. В какой день человек появился на свет, такое имя ему и дают. Например, меня зовут Пуринджи, я родился в четверг (za phuru). Еще есть особенные дни, например полнолуние (chenga) и новолуние (namgang). И людей называют в честь луны.

Я живу в Катманду, а родился в деревне в районе Солукхумбу на востоке Непала. Мои родители, а также бабушки и дедушки — фермеры.

Эверест — это по-английски. В Непале гора называется Сагарматха. «Сагар» значит «видеть», а «матха» — «вершина». «Вершина мира». По-тибетски — Джомолунгма. Значение то же самое, потому что тибетский и непальский языки очень похожи. Мы говорим и так и так.

Международная пресса писала: «Эверест больше не хочет быть покоренным» . Действительно, за последние два года в Непале погибло много людей из-за природных катастроф и недостаточной подготовки и опыта. Но в этом году 95% восхождений на Эверест были успешными. Надеюсь, так будет и дальше.

Раньше ходить в горы было намного опаснее. Сейчас у альпинистов и трекеров больше шансов выжить в трудных ситуациях. В Непале работают профессиональные гиды, инструкторы и спасательные команды. У них есть вертолеты.

Шерпы покоряли горы задолго до того, как в Гималаях появились альпинисты из других стран. В плане техники европейцы очень хороши, но на высоте шерпы лучшие. Мы живем в горах с детства.

Кто был первым на Эвересте: Эдмунд Хиллари или Тенцинг Норгей? Конечно, Тенцинг! Это ясно как день. Ему нужно было проложить тропу и провесить веревки до вершины. Затем он вернулся, чтобы подобрать Хиллари. Без веревок они бы не поднялись на вершину. Я знаком с сыном Тенцинга.

Я покорил множество гор. Самые высокие: Мера-Пик, 6476 м, в составе группы альпинистов из Сингапура. И Айленд-Пик, 6189 м, с группой из Великобритании. Мы провели больше часа на вершине. Выше 7000 никогда не поднимался.

Мечта всей жизни — покорить Монблан, 4809 м. Однажды я это сделаю.

Самое важное в работе горного гида — навыки альпиниста и знание гор. Без этого в нашей профессии невозможно.

За что я люблю горы? Я непалец. Я шерпа. Родился в Гималаях. Горы всегда улыбаются, несмотря на то что это всего лишь скалы.

Сколько экспедиций провожу в году? Я их не считаю. Иногда это две за сезон, иногда больше шести. Только что отправил группу в горы с другим проводником. Но если участники группы хотят, чтобы гидом был я, то тогда пойду с ними.

В свободное время я люблю путешествовать с семьей и слушать музыку.

Счастливая семья — та, где люди живут в достатке. И еще в Непале говорят: «Маленькая семья — счастливая семья». Но не всегда это возможно.

У меня небольшая семья. Мою жену зовут Сирджана Рай. Она из другой касты, не из шерпов. У нас есть дочка, ей шесть лет. Девочка пошла недавно в школу, она хочет стать доктором и не собирается покорять горы.

Религия нам не помогает. Мы просто верим в бога. Большинство шерпов — буддисты, и я уверен, что не все из них свободны от религии и могут быть теми, кем захотят. Но я тоже буддист.

Шерпы верят не только в Будду, но также в богов и демонов, которые населяют каждую гору, пещеру или лес. Природа — живая.

Кое-где Непал действительно похож на сказочную страну: ветхие дома, добрые люди, волшебная природа, интересные традиции... Но чтобы увидеть все это, придется поехать в деревню. Туристический Непал совсем другой.

У меня очень трудная работа. Чего бы я пожелал своим детям? Чтобы они не ходили в горы и никогда не занимались трекингом. Надеюсь, их будущее — более светлое, чем то, что есть у нас.

На протяжении более чем сотни лет иностранные альпинисты нанимают местных шерп для самой опасной работы в мире. Это прибыльный бизнес для местного населения в бедном регионе, но он стоит жизни многим из них...

Утром 24 октября 2010 года, ветеран альпинизма, шерпа Чхеванг Нима (Sherpa Chhewang Nima) работал на склоне горы, в его обязанности входила установка высотного лагеря на отметке в 7130 метров на склоне пика Барунтзе (Baruntse), остроконечной вершины вблизи Эвереста в восточном Непале. В то время высоко в небе плыли кучные облака, а склоны горы сильные порывы ветра забрасывали снегом.
Из-за своей высоты, чуть более 7000 метров, пик Барунтзе не значился среди великих мировых вершин, но несмотря на это он по прежнему оставался популярной вершиной для иностранных альпинистов.

В тот день, вместе с Чхевангом работал в связке и 43-х летний шерпа Нима Гальзен (Nima Gyalzen) родом из долины на западе - Rolwaling. Как и в большинстве случаев, в этой экспедиции, Чхеванг был фрилансером (человек, выполняющий работу без заключения долговременного договора с работодателем, нанимаемый только для выполнения определённого перечня работ), нанятый за плату в 1000 $. Его единственным клиентом была Мелисса Арно (Melissa Arnot) - 26-и летняя профессиональный горный гид компании "Rainier Mountaineering", проживающая в Сан-Вэлли, штат Айдахо. ().

Нима Гальзен работал на иранскую команду. В этот день они работали в паре, закрепляя веревку и прокладывая маршрут по склону горы, в это время из клиенты: Арно, иранцы и несколько других команд находились в нижних лагерях ожидая завершения работы шерп и планируя восхождение на вершину горы.

Арно была в высотном лагере на середине маршрута. Она планировала свой штурмовой выход на следующий день, давая тем самым шерпам целый день на выполнение их работы. Снег на склоне горы был особо глубоким, но Арно сказала: "Я видела что они продвигались довольно быстро, быстрее чем мы даже могли предполагать. Тогда я даже подумала что они пройдут в этот день к самой вершине".

Примерно в 2 часа дня, находясь всего лишь в 200 метрах от вершины, Чхеванг ставил очередную станцию страховки на снежном склоне горы, в это время, внезапно, снег ушел из под его ног, скатываясь в низ большим пластом. Чхеванг остался стоять на большом карнизе, державшимся лишь слабой снежно-ледовой связкой за склон горы, и любой, даже маленький порыв ветра мог его обрушить.
И в мгновение ока, Чхеванг исчез в пропасти вместе с обрушившимся карнизом.

Как потом рассказывал Нима Гальзен, катившиеся по склону горы глыбы льда, как соломинку перебили страховочную веревку Чхеванга, лишив его последней надежды на выживание... Как ни пытался Гальзен, он так и не смог обнаружить на склоне горы тело своего товарища; завершив осмотр склона, он поспешил спуститься в низ к Арно, которая встретив его в высотно лагере, сперва приняла истерику Гальзена как радость от восхождения на вершину...

- "Я принесла ему горячий чай и спросила: "Вы сделали хорошую работу, Вам удалось проложить веревку к самой вершине?" - вспоминает Арно, подчеркивая, что разговор с шерпой велся на особом упрощенном диалекте, принятом на Эвересте для общения иностранцев с местными жителями, незнающими английский язык.

- "Нет. нет, случилась авария" -сказал Гальзен, "Чхеванг Нима убит, он упал со снегом"

Арно сразу же связалась с ее туристическим агенством в Непале с просьбой выслать спасательный вертолет.

Недавно команда Национального географического общества США (National Geographic) выпустила видеосюжет на тему "Почему шерпы поднимаются на вершины гор?" главные роли в котором исполнили сами шерпы - коренная народность Непальских Гималаев.


Это видео - прекрасный сюжет к статье
Впрочем этот сюжет National Geographic посвятили

В соответствии с этим новым положением, которое согласовал Совет Правительства Непала с 1 января 2014 года вводятся следующие тарифы страховых полисов:


  • страховка для Офицера связи (и его сотрудников) увеличена с 600 000 рупий до 800 000 рупий (с 5000 до 6500 евро)
  • страховка для Сардара (руководитель группы шерпов в экспедиции) увеличена в два раза: с 500 000 до 1 000 000 рупий (с 4000 до 8000 евро)
  • страховка носильщиков и шерп, работающих на низкой высоте выросла с 250 000 до 500 000 рупий (с 2000 до 4000 евро)
  • страховка для высотных шерп и носильщиков работающих на большой высоте увеличена с 400 000 до 1 000 000 рупий (с 3000 до 8000 евро)

Кроме того, увеличивается оплата аварийно-спасательных работ, включая перевозку умерших альпинистов: с нынешних 3000 евро до 7500 евро.

Соответственно, уже сейчас, все иностранные экспедиции, планирующие свои восхождения в горах Непала на 2014 год, должны быть готовы к повышению тарифов, и учитывать их в своих экспедиционных сметах!

И только один факт экспедиций в Непале не поддается изменениям - это поддержка альпинистских восхождений шерпами. Без их усилий, практически ни одна из международных экспедиций не смогла бы добиться своих успехов в восхождениях на вершину. И как свидетельствует статистика раненных в восхождениях шерп, которые не смотря ни на что на следующий год снова нанимаются на работу, этот труд пользуется огромным спросом. "Если бы вы могли отменить всех рабочих, собирающихся на Эверест, вы бы получили единогласный ответ: "НЕТ" - сказал Атанс.

Со времен Эдмунда Хиллари, шерпы, обеспечивая безопасное восхождение для своих клиентов, практикуют осадный альпинистский стиль восхождения, и это единственный способ провести благополучно коммерческую группу.
Но по мере развития альпинизма, когда начал практиковаться другой, альпийский, легкий и быстрый стиль восхождений, работа шерп выше Базового лагеря в горах стала отчасти считаться излишней помощью, которая лишь портит чистый стиль восхождений, так же как и восхождения с использованием кислородных баллонов, по крайней мере такие мысли витают среди элиты профессиональных альпинистов, которые приходят к Эвересту каждый год, и хотят вписать свое имя в историю Эвереста.

Этот конфликт развернулся вокруг трех профессиональных альпинистов: Симоне Моро (Simone Moro), Ули Штека (Ueli Steck) и Джонатана Гриффита (Jonathan Griffith), когда трое иностранных альпинистов пренебрегли просьбой шерп не подниматься по склону Эвереста пока шерпы не закончат провешивать перила... В итоге конфликта, каждая команда обвинила другую в провоцировании и развязывании конфликта. По словам 28 летнего шерпы Карма Сарки (Karma Sarki), Симоне Моро в этом конфликте назвал их "chor" (“воры”), кроме того, Моро стал оскорблять их, выкрикивая в адрес шерп ругательства типа "machickne" (непальский аналог слова "ублюдок"), этот крик Симоне был услышан по рации и в Базовом лагере, и о нем знали большинство альпинистов.

Более подробней о этом конфликте Вы можете прочитать в нашей подборке статей:

  • 2. Эмоциональный отчет Джонатана Гриффита:

    Фактически драка произошла. когда обе команды спустились в лагерь Camp2, Моро и Штек были избиты ногами и руками, а также получили следы на теле от ударов камнями; хотя они и были окровавлены, все же не требовали медицинского вмешательства.
    Мелисса Арно, которая в этом сезоне собиралась уже пятый раз взойти на Эверест в своей карьере, попала в эпицентр этого конфликта.
    "Я чувствовала, что мне шерпы в пылу конфликта не навредят, я могла не бояться ударов или бросания камней, поскольку просто была единственной женщиной там" - сказала она в интервью Good Morning America по спутниковому телефону в этот же день.

    В первые дни после события, Моро, Штек а также большинство профессиональных альпинистов высказали свое мнение в том, что они имели полное право находиться на склоне Эвереста, и что их экспедиция не нуждается в помощи шерп.
    "Мы платим много денег, что бы оказаться у Эвереста, так почему кто то препятствует нашему восхождению?" - сказал в последствии Ули Штек.

    Тем не менее, сама идея альпинистов, подняться по Южному склону без помощи шерп является заблуждением. Моро. Штек и Гриффит при восхождении к лагерю Cmap2 несомненно пользовались как лестницами, установленными на ледопаде Кхумбу шерпами.

    Шерпа Карма Шарки, который также был вовлечен в этот конфликт в тот день, сказал что Симоне Моро оскорбил их труд, он сказал: "Вам нужны деньги? Мы провесим веревки до седловины Эвереста", и поднимавшиеся в легком, альпийском стиле европейцы прошли с веревкой гораздо больший путь чем шерпы за тот же промежуток времени, в результате чего, команда шерп, работавшая над провешиванием перил в глазах иностранных альпинистов, коммерческих клиентов была просто опозорена.
    "Шерпы были в ярости, потому что три альпиниста догнали нас," продолжает говорить Карма Шарки, "и они сделали это в нашей стране, на нашей горе. Мы предаем нашу жизнь опасности при восхождении на Эверест при этом помогая иностранным альпинистам... Эверест для нас означает все..."
    Но в тоже время, ни одно из этих объяснений не сгладит конфликтные действия произошедшие на склоне Эвереста, очевидно, что двойной стандарт использования помощи шерп, лишь только спустя некоторое время может объяснить почему шерпы, работавшие над провешиванием веревки были настолько разгневаны действиями иностранных альпинистов.

    Эти размытые, нечеткие границы на самом деле широко распространены в альпинизме. Выдающиеся альпинисты мира продолжают ставить жизнь шерп в опасности, несмотря на широкое убеждение сообщества в том, что профессионалы должны сами делать всю свою "грязную работу".
    Так и Арно, которая была вполне способной альпинисткой, что бы взойти на вершину Барунтзе в 2010 году без помощи шерп, все же решила не рисковать лично, а использовать труд шерп ан склоне горы.

    Совсем недавно, . Вместе с двумя другими шерпами в команде, он отступил с маршрута, находясь всего в 200 метрах от вершины.

    "Мы были наняты командой для прокладывания веревок по маршруту", рассказал Лхакпа Рангду в октябре прошлого года в небольшой квартире, которую он, его жена 36-и летняя Лхакла Дики снимают в аренду в Dhapasi, пригорода Катманду. Он сидел, положив свою свою левую ногу на правое колено, выставляя на показ покрытые шрамами лодыжки. Тогда, в этой экспедиции, он подскользнулся на маршруте и повредил лодыжку. Это было основной причиной, которая заставила Кэти О’Дауд (Catherine O"Dowd (ЮАР) и шерп: Lhakpa Rangdu Sherpa, Lahkpa Nuru Sherpa и Lakpa Zarok Sherpa спуститься со склона горы в низ, оставив двоих альпинистов братьев Сэнди Аллена и Рика Аллена (Sandy Allen и Rick Allen (Великобритания) продолжать тяжелейшее восхождение.
    "К счастью мы были всего лишь в одном дне перехода к долине, и мы должны были спуститься в низ на следующий день после травмы лодыжки" - сказала Кэти О’Дауд.

    Десять дней спустя, после того, как Лхакпа Рангду вернулся в Катманду, он сделал рентген поврежденной лодыжки, после чего врач сказал что необходима операция. У Лхаклы был медицинский полис на 575$, и он еще заплатил 500 $ из своих заработанных в экспедиции денег в размере 3000 $.

    Пакистан также требует приобретение страхового полиса для шерп, но и здесь, детали этой страховки не были прочитаны альпинистами, которые, не без оснований, больше были сосредоточены на безопасном прохождении маршрута и восхождении на вершину восьмитысячника, они большую часть времени провели в этих раздумьях, оставив обеспечение страховки на пакистанскую компанию Adventure Pakistan, "Так что я не могу рассказать Вам как точно работает эта страховка... Но я точно была уверена в ее наличии" - сказала в последствии Кэти О’Дауд.

    Сэнди Аллен, который называл шерпу Рангду "профессионалом и дорогим своим другом" выделил на его лечение еще пару тысяч. "Мы дали эти деньги не потому что он сломал в нашей экспедиции ногу, мы знали что страховая компания выплатит средства по полису, мы хотели поддержать его семью пока Рангду оставался без работы" , писал в своем отчете Аллан.

    Сэнди Аллен и Рик Аллен взошли на вершину Нангапарбат по хребту Мазено за 18 дней экспедиции, и это было историческое для альпинизма событием. Это прохождение далось для команды не без помощи шерп, что в современном альпинизме противоречит его строгим стандартам первопрохождений.
    . Тогда, Кэти О’Дауд сказала: "Золотой Ледоруб данный этому прохождению очень много значит для наших шерп Lhakpa Rangdu Sherpa, Lahkpa Nuru Sherpa и Lakpa Zarok Sherpa, без которых это прохождение не состоялось бы"

    "Все клиенты остаются очень довольными работой шерп. Но шерпы созданы не для вершины, мы созданы для работе на склоне горы" - сказал Лхакпа Рангду в октябре 2012.

    В октябре прошлого года я был в гостях в небольшой, замусоренной комнатушке в Намче-Базар, в которой племяница Лакпа Рита и кузина Чхеванга: Нима Лхаму готовили на электроплите момо (блюдо из теста с начинкой, аналогичные русским пельменям), которое они затем намеревались продать на еженедельном рынке (который и дал название этому городу)
    Горный гид Дэвид Мортон (David Morton), его жена, Кристина Китайяма (Kristine Kitayama) - работающая администратором в компании Alpine Ascents и их двухлетний сын Торн, тоже были там.

    В апреле 2006 года, Нима Лхаму была на шестом месяце беременности своим первым ребенком, когда ее муж Дава Темба (Dawa Temba) трагически погиб на ледопаде Кхумбу вместе с двумя другими шерпами. Ему было 22 года.
    "Я была беременна, и когда я пошла в Катманду, то оказалось что деньги со страховки Давы Тембы уже забрала его мать. После этого она начала конфликтовать со мной, а затем вообще перестала общаться" - сказала Нима Лхаму.
    Ее сын, Тенцинг Чосанг (Tenzing Chosang) родился несколько месяцев спустя. Два года назад она снова вышла замуж за шерпу Карма Сарки (Karma Sarki), работающим в компании Alpine Ascents в качестве установщика веревок на Эвересте.
    По культурным традициям шерп, для того что бы повторно выйти замуж, она вынуждена была оставить своего четырехлетнего сына на попечение своих родителей: Dati и Pasang Rita, работавших в свое время шерпами на Эвересте.

    Дэвид Мортон и Кристина Китайяма вызвались спонсировать школьное обучение Тенцинга Чосанга. Это были сложные отношения, которые, казалось охватывают всю непростую историю шерп и иностранных альпинистов. За прошедшие более чем сто лет, иностранные альпинисты помогли повысить уровень жизни шерп, выведя из из ужасного нищего существования к одной из самой знаменитой в мире этнической группы; но при этом, невольно разбивая их семьи, а затем пытаясь изо всех сил помочь их осиротевшим семьям.

    На следующий день я сопровождал Арно в ее посещении деревни Thamo, где она заходила в гости к вдове Чхеванга - Лхаму Чхикки (Lhamu Chhiki). Ее дети Ang Gyaltzen и Lhakpa Tenzing были дома на школьных каникулах, и также посетили дом своей матери.

    Лхаму встретила нас у себя на кухне, она была одета в традиционный полосатый фартук шерп. Увидев Арно и нас, она лишь жестом пригласила присесть и подала горячий чай. Арно сказала ей, что она, возможно, нашла ей работу в туристическом магазине Sherpa Adventure Gear в Катманду. Затем она вручила ей конверт, в котором были сотни долларов США... Этот ежегодный ритуал, как сказала Арно, для нее очень сложный этап жизни.

    Спустя некоторое время, я спросил Лхаму, согласна ли она дать мне интервью.

    "Я низа что не захочу что бы мои дети стали работать на альпинистов, что бы они работали на склонах гор. Я хочу дать им образование, что бы после того, как они выростут они могли бы заняться чем либо другим, кроме альпинизма" - сказала Лхаму

    К концу нашего короткого разговора, я спросил ее, обвиняет ли она Арно в смерти своего мужа, "Нет, я не виню Мелиссу" - сказала Лхаму.

    Уже на улице мы встретили брата Lhamu - Мингму Черинга (Mingma Tshering), красивого, высокого 21 летнего юношу, который говорил с нами на хорошем английском языке. Он недавно закончил среднюю школу в Катманду, благодаря спонсорской поддержке одного из иностранных фондов, и он сказал нам, что уже сейчас видит несколько вариантов своего будущего. "Раньше люди в Непале не были образованными, у них был лишь один выход - идти на Эверест, быть нанятыми иностранными экспедициями" сказал он.

    С другой стороны, его детство прошло в семье шерп, где он постоянно слушал рассказы своего отца Пасанг Рита, двоюродного брата Чхеванга, и своего дяди Лакпа Рита о Эвересте, это были рассказы из первых уст, о которых иностранные альпинисты могли читать лишь
    в книжках. "Я с детства мечтал взойти на Эверест" - сказал он.

    В 2012 году Пасанг Рита завершил свою карьеру высотного шерпы. "Я и мой младший брат планируем пройти теперь по его следам" сказал Мингма, Он, несмотря на полученное образования, все же решил работать на Эвересте, но пока еще не сказал о этом решении свои родным. "Я хочу испытать себя на этой великой горе. Может быть это будет лишь раз в моей жизни, когда я поднимусь на ее вершину. После этого я пожалуй больше не захочу рисковать своей жизнью" .
    Но все его знакомые сказали Мингме, что как только он начнет работу на Эвересте, бросить ее будет очень трудно, это как наркотик, к которому сразу же привыкаешь, который тебя убивает, но без него начинаются страшный ломки.

    Видеоверсию этой статьи Вы можете посмотреть в этом ролике: