Cочинение «Пьер Безухов и Андрей Болконский. Почему князь Андрей и Пьер – друзья? (по роману Толстого «Война и мир»)

Роман «Война и мир» стал ничем другим как шедевром не только русской, но и мировой литературы. Андрей Болконский и Пьер Безухов – герои романа постоянно в поисках своего места в жизни. Возможно, благодаря общим целям их отношения переросли в настоящую дружбу, в которой они искренне доверяли друг другу.

Оба на перепутье. Оба думают не о карьере, а о смысле жизни, о полезной, достойной человека деятельности. Они еще не знают, чего хотят, к чему надо стремиться, не понимает этого не только наивный Пьер, но и князь Андрей, однако Болконский знает точно, что жизнь, которую он ведет, не по нему. Он считает, что жизнь не удалась, мечется, ищет выхода. Однако это не мешает ему попытаться повлиять на Пьера, убедить его, что на любом поприще тот «будет хорош», только надо держаться подальше от компании Долохова и Анатоля Курагина. Волнуют их не только личные проблемы.

И Пьер, и князь Андрей в свое время проходят через увлечение Наполеоном, причем если Безухова этот человек привлекает как «наследник» французской революции, то Болконский связывает с именем Наполеона собственные мечты о великой славе и подвиге. Убедиться в фальшивости, несостоятельности этого идола и Пьеру, и Андрею помогает наблюдение и общение с простым русским народом, солдатами во время исторических событий войны 1812 года.

Толстой ведет своих героев через непрерывный ряд увлечений тем, что кажется им наиболее значительным в жизни человека и общества, но очень часто эти увлечения приводят героев к разочарованию, поскольку то, что вначале их привлекает, на деле оказывается мелким и ничтожным. И лишь в результате жестоких столкновений с миром, в результате освобождения от «миражей» друзья открывают то, что, с их точки зрения, является истинным, подлинным.

Однако интереснее всего то, что и Андрей Болконский, и Пьер Безухов, неповторимо, каждый по- своему и даже в разное время приходят к результатам, поражающим своей общностью. Так, по мере более глубокого проникновения в истинную сущность окружающего их общества, им становится тесно в узком, фальшивом и бессмысленном пространстве света, который ограничивает и отягощает их, и они уходят оттуда в поисках новых человеческих ценностей.

Страницы «Войны и мира», посвященные дружбе таких разных и таких одинаково прекрасных людей, как Андрей Болконский и Пьер Безухов, незабываемы. Ведь на наших глазах эти люди, поддерживая друг друга, становятся лучше, чище, справедливее. О таких друзьях и такой дружбе мечтает каждый.

Роман Толстого «Война и мир» познакомил нас со многими героями, обладающими лучшими человеческими качествами, благородными, целеустремленными, добросердечными ревнивцами высоких нравственных идеалов. И прежде всего к ним относятся Пьер Безухое и Андрей Болконский. Каждый из них представляет собой яркую личность, обладает привлекательными индивидуальными чертами характера. Но вместе с тем в них много общего и оба они являются воплощением одного авторского идеала - человека, способного глубоко мыслить и в результате этого нравственно развиваться и духовно совершенствоваться, совершать поистине героические поступки. Изображая своих героев, автор вовсе не приукрашивал и не идеализировал их: он наделил Пьера и Андрея противоречивыми чертами, достоинствами и недостатками. В их образе он представил обычных людей, способных быть и сильными, и слабыми в отдельные моменты своей жизни, но умеющих преодолеть внутреннюю борьбу и самостоятельно возвыситься над ложью и обыденностью, духовно возродиться и найти свое призвание в жизни.

Их пути - разные, но вместе с тем в них много общего. И, в частности, сходство заключается в их душевных мытарствах, в борьбе. У Пьера - с собственной слабостью характера, трусостью, излишней доверчивостью и идейным бездорожьем. У Андрея Болконского-с гордостью, надменностью, честолюбием и призрачными устремлениями к славе.

Пьер Безухов - один из центральных, наиболее привлекательных героев романа. Его образ, как и образ Андрея Болконского, изображен в постоянной динамике. Писатель делает акцент на почти детской доверчивости, доброте и искренности помыслов своего героя, и поначалу Пьер представлен растерянным, пассивным, абсолютно бездеятельным молодым человеком. Пьер очевидно не вписывается в фальшивое общество льстецов и карьеристов, присутствующих в салоне Шерер. Кроме того, Безухое равнодушен к деньгам и роскоши, он бескорыстен и, несмотря ни на что, остро чувствует границу между невинными шутками и опасными играми, которые могут искалечить чью-то жизнь.
В переломные минуты жизни проявляются сильная воля и самые лучшие стороны характера Пьера, и тогда он способен на многое. Кто бы мог подумать, что Пьер Безухов, этот мягкий и безвольный человек, впоследствии должен предстать организатором тайного общества «независимых и свободных людей» и в дальнейшем будет обвинять царя в бездействии, резко критиковать общественный строй, реакцию и аракчеевщину и вести за собой огромные массы людей?

Как и Пьер, Андрей Болконский с первых строк выделяется из общей толпы действующих лиц романа тем, что он неуютно чувствует себя в светской среде. Он ощущает собственное важное предназначение. Он предстает как культурный, образованный, цельный человек - один из лучших представителей дворянского общества той эпохи. Особенно поражает его любовь к труду, стремление к полезной, активной деятельности. Андрея тяготит спокойная семейная жизнь и занятия пустыми общественными делами, его душа рвется к чему-то значительному, он мечтает о великих подвигах, «о своем Тулоне», о славе. Именно с этой целью Болконский решает идти на войну с Наполеоном и объясняет Пьеру причину своего решения такими словами: «Жизнь, которую я веду здесь, - не по мне».

Но ему суждено разочароваться в своем кумире Наполеоне, пережить смерть жены и чудом самому остаться в живых после битвы, а кроме того, пережить настоящую любовь к Наташе и смириться с ее потерей. После всего этого Андрей теряет веру в себя, чтобы потом снова обрести смысл в жизни и воспрять духом. Оказавшись снова в центре военных событий, но уже не в поисках славы и подвига, Андрей меняется внешне и внутренне. Защищая семью, Болконский желает уничтожить врага всего русского народа и ощущает свою пользу и нужность.

Так, освободившись от уплетающей лжи светского общества и попав в сложные военные условия, оказавшись в среде простых русских солдат, Пьер и Андрей начинают чувствовать вкус жизни, обретают душевное спокойствие. Пройдя тяжелый путь ошибок и собственных заблуждений, эти два героя находят самих себя, сохраняя при этом свою природную сущность и не поддаваясь влиянию общества.
Идеалом женщины для Толстого является героиня романа «Война и мир» Наташа Ростова. С первых строк мы видим, насколько симпатизирует ей писатель, который старался показать свою любимую героиню в самых ярких моментах ее жизни. Наташа Ростова сразу привлекает к себе внимание как искренняя и глубоко чувствительная натура, в которой заложены лучшие человеческие качества: жизнелюбие, доброта, искренность, наивность, способность к самопожертвованию и состраданию, умение любить, радоваться жизни и дарить свою любовь и радость окружающим.

Автор признается в том, что его любимица не обладает безупречной внешностью. Поначалу она худенькая и хрупкая, похожая на гадкого утенка, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка», а позже - располневшая, слегка неухоженная женщина. Но Толстой убеждает читателей в том, что мраморная красота Элен Курагиной - ничто по сравнению с миловидностью, природным обаянием и очарованием Натальи Ростовой, красоте которой - в простоте, в естественности, в непосредственности и неподдельной женственности.

Его маленькая Наташа - «порох», она все время в движении, полна жизни, за один день именин она успевает столько, что удивляешься - как такое возможно? Ей словно хочется жить и чувствовать за всех, во всем принять активное участие, и именно такой она предстает при первой встрече. Автор отмечает, что неистребимая жажда жизни Наташи Ростовой каким-то образом влияла на людей, которые находились рядом с ней. А как прекрасна Наташа во время первого в своей жизни бала! Как искренна она в своих тревогах и мечтах, в своей надежде понравиться!

Еще большее впечатление на читателей производит героиня в состоянии любви. Любить и быть любимой - это потребность, необходимая ей как воздух. В любви она преображается, становится более сдержанной, задумчивой, серьезной. Кроме того, мы видим, как любовь Наташи повлияла на Андрея Болконского, переживавшего тяжелый жизненный кризис. Андрей словно пробудился ото сна, а ночь, проведенная в Отрадном, сыграла важную роль в его дальнейшей судьбе. Светлый, поэтически окрашенный мир Наташи помогает ему заглянуть в себя, почувствовать жизнь пo-новому и изменить свое отношение ко многим вещам.

Но даже во влюбленном состоянии Наташа - все еще наивный ребенок, доверчивость которого коварно используют такие, как Анатоль и Элен Курагины. Поэтому требуется время, чтобы беспечная и вечно восторженная юная девочка превратилась в настоящую Наталью Ростову- преданную и внимательную дочь, любящую и верную жену, заботливую мать. И Наташа проходит немало испытаний, прежде чем стать по-настоящему взрослой и духовно вырасти: она получает первый в жизни жестокий урок, познав боль предательства, она переживает потерю любимого человека, а потом - гибель брата. Одна за другой на долю хрупкой девушки сваливаются беды, и, кажется, тяжелые удары судьбы должны сломить ее. Но нет, напротив, именно несчастья пробуждают в ней любовь к людям, к жизни.

В атмосфере событий 1812 года проявляются новые черты внутреннего образа героини: раскрывается сила ее характера, чувство сострадания и взаимопомощи (в сцене отправки раненых из Москвы, в заботе о родителях и т. п.). Еще более привлекает Наташа в эпилоге: она - прекрасная мать четверых детей, жена, преданная своему мужу во всем и счастливая с ним. Для нее нет ничего важнее, чем дом и семья, и это лучший период ее жизни. На мой взгляд, в образе Натальи Ростовой Толстой воплотил лучшие черты национального женского характера.


Как выглядит искренняя и благородная дружба, построенная на духовной близости людей, можно понять, прочитав роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Такая дружба была между князем Андреем Болконским и графом Пьером Безуховым.

Пьер, прибывший из-за границы, встречается с Андреем в знатном светском салоне Анны Шерер. При встрече с Пьером, непосредственном и похожем на ребенка, Болконский чувствовал оживление. Он ценил Пьера за его живость и простодушие.

Князь Андрей говорил ему о том, что Пьер дорог ему как единственный «живой человек» из всего высшего общества, которое его окружает. Болконский любил и принимал Пьера таким, какой он есть.

Беседы их были всегда искренними и доверительными. Болконский проявлял интерес к делам Пьера, спрашивал у молодого друга о выборе: кем он будет – дипломатом или кавалергардом. Пьер был нерешителен и оттягивал выбор. Князь Андрей советовал, чтобы юноша решился как можно быстрее, так как этого ждал и отец Пьера. Андрей откровенно, не скрывая, объяснил Пьеру причину своего решения служить в армии. Он понял, что светская жизнь, полная сплетен, равнодушия и напыщенности, не для него.

Болконский советовал Пьеру не торопиться с женитьбой, советовал узнать женщину лучше. У них был общий кумир – Наполеон. Юный Безухов восхищался им как великим полководцем. Князь Андрей хотел, как Наполеон, прославиться.

Пьер видел ценность своего старшего друга, считал его идеалом и надеялся на его помощь в будущем. Пьер Безухов считал Болконского человеком сильным и волевым. Князь Андрей отговаривал молодого друга от поездок к Курагиным, обращал внимание Пьера на то, что кутежи - это пустая трата времени.

Тяжелое ранение князя Андрея вынудило его поселиться в Богучарове. Мечты о славе остались в прошлом. Он впал в состояние апатии и утратил интерес к общественной жизни. Пьер, осознавая перемены, произошедшие с другом, всегда был рядом. Они беседовали о смысле жизни. Пьер видел счастье в наслаждении творить добро для всех, жить для других. Андрей же понимал счастье иначе. Жизненное счастье в его понимании – жить для себя и своих родных и близких, воспитывать сына.

Во время поездки в имение Лысые Горы у Пьера с Андреем был разговор о жизни и вере в лучшее. Лев Толстой пишет, что в тяжелый период жизни Андрея Болконского помощь Пьера Безухова помогла ему начать новую жизнь. Разговор князя Андрея с Пьером перед Бородинским сражением был очень важен. Болконский размышлял не только о своей жизни, но и о жизни других людей. Исход Бородинского сражения мог сильно повлиять на их судьбы.

Дружба князя Андрея Болконского и графа Пьера Безухова была построена на общности интересов, на общности духовных запросов – поисков смысла жизни.

Обновлено: 2017-12-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Как известно, первоначально Л.Н.Толстой задумал роман о декабристе, который возвращается с каторги в пореформенную Россию. Но писатель решил рассказать и о восстании декабристов, чтобы выявить причины этого события для судьбы родины. Однако это событие потребовало от него также обращения к истокам декабризма — отечественной войне 1812 года.

Сам писатель говорил, что для него было невозможно рассказывать о времени русских побед, не обратившись к эпохе «срама и поражений» — войне 1805-1807 годов. Так появился роман «Война и мир». Как видно из этой истории, в романе изначально был один герой — Пьер Безухов.

Образы Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир»

Образ Андрея Болконского появился из сцены гибели молодого офицера на поле Аустрелица. Итак, в «Войне и мире» два положительных героя, которые близки автору и во многом осмысляют события так, как осмыслял их автор.

Князь Андрей появляется на страницах романа уже сложившимся человеком: он офицер, ведет светскую жизнь, женат, но

«та жизнь, которую он ведет не по нему».

Этим он объясняет причину своего желания ехать на войну. Мы почти ничего не знаем о детстве героя, но, зная его отца, старого князя Болконского, мы можем с уверенностью сказать, что воспитание князя Андрея было суровым, он, скорее всего, не знал ласк матери. Но в то же время от отца он унаследовал огромное чувство долга, патриотизм, верность данному слову, отвращение к фальши и лжи.

О детстве Пьера мы тоже знаем мало. На его судьбу накладывает отпечаток то, что он незаконорожденный сын крупного екатерининского вельможи. Пьер возвращается из-за границы, где он и воспитывался. Заграничное воспитание заложило в него гуманистический подход к проблемам человечества. Мы знакомимся с героями на вечере Анны Павловны Шерер. И Пьер, и Андрей выделяются из всех присутствующих на вечере:

  • Андрей — тем, что ему откровенно скучно, он только выполняет обязанность светского человека,
  • а Пьер — тем, что наивно нарушает установленный порядок искренностью и естественностью. Пьер плохо знает жизнь и плохо разбирается в людях.

Мир героев Толстого — это мир патриархального дворянства. Позицию лучших представителей дворянской интеллигенции и пытается понять писатель.

И для Пьера, и для Андрея характерны:

  • мучительные раздумья о цели жизни,
  • раздумья о судьбе родины,
  • благородство, искренность,
  • осознание единства своей судьбы и судьбы народа и родины.

Отношение писателя к войне выражает князь Андрей в разговоре с Пьером перед Бородинским сражением:

«Война — самое гадкое дело на свете».

Толстой проводит каждого из героев мучительной дорогой поисков истины. Принципиально важно, что писатель не боится показать ошибки и провалы героев.

Жизненный путь князя Андрея

  • отвращение к светской жизни (» … эта жизнь — не по мне», характеристика автора: » Он все читал, все знал, обо всем имел понятие»)
  • война 1805-1807 гг., мечты о славе («Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими»)
  • небо Аустерлица («Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба…»)
  • жизнь в Лысых горах, воспитание сына (Жить так, чтобы не делать другим зла, жить для себя)
  • возрождение к жизни: разговор с Пьером на пароме, ночь в Отрадном, дуб (» Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…»)
  • сближение и разрыв со Сперанским — любовь к Наташе и разрыв с нею — («Я простить не могу»)
  • отечественная война 1812 года, единение с народом, ранение, поиски вечности, прощение врагов (Курагина) — любовь к («Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде») — открытие вечности.

Важнейшее, что выносит читатель из судьбы Андрея Болконского, — познание истины требует от человека отказа от индивидуализма и эгоизма, истина же, по Толстому, в прощении и примирении с жизнью.

Пути Андрея и Пьера постоянно пересекаются, но интересно, что герои почти никогда не находятся в одной точке: периоды подъема у Пьера почти всегда совпадают с периодами спада у князя Андрея.

Путь духовный исканий Пьера Безухова

Посмотрим на путь духовных исканий Пьера Безухова. Женитьба на Элен — первое жизненное испытание Пьера. Здесь проявилось не только незнание жизни, неумение противостоять давлению, но и внутреннее чувство, что в том, что произошло что-то неестественное. Дуэль с Долоховым — переломный этап в жизни Пьера: он в свою очередь понимает, что та жизнь, которую он ведет, не по нему

(» … свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь»)

Но причину в том, что произошло герой Пьера видит прежде всего. Вину он берет на себя. В этот момент и происходит его встреча с масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым. Безухов начинает видеть смысл жизни в необходимости делать людям добро. Но Пьер еще не знает жизни, поэтому так легко его обмануть, как обманывают его приказчики и управляющие в его имениях. Он еще не может отличить правду от лжи. Разочарование в масонстве приходит к герою, когда он сталкивается с представителями высшего света в масонской ложе и понимает, что для них масонство — только возможность сделать карьеру, получить выгоду. Примечательно, что любовь к Наташе приходит к Пьеру тогда, когда Наташа совершила ужасную ошибку, встретив Анатоля Курагина. Любовь делает человека лучше, чище.

Любовь Пьера к Наташе, вначале безнадежная, возрождает героя к поискам истины. Бородинское сражение переворачивает его жизнь, как и жизнь многих русских людей. Безухов хочет быть простым солдатом,

«скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего мира».

Наивное желание убить Наполеона, принести себя в жертву, спасение девочки, плен, расстрел, потеря веры в жизнь встреча с Платоном Каратаевым — этапы духовного становления Пьера в романе «Война и мир» стремительно меняются. Герой учится у Платона умению жить в любых обстоятельствах, принимать жизнь, ощущать себя частицей огромного мира

(«И все это мое, и все это во мне, и все это я!»).

Примечательно, что после плена Пьер обрел умение общаться с людьми и понимать их, его уже невозможно обмануть, ему внутренне присуще понимание хорошего и плохого. Встреча с Наташей, взаимное чувство любви возрождает Безухова, дает ему счастье. В эпилоге романа Пьер увлечен идеями радикальных изменений общественного устройства России — он будущий декабрист.

Раскрытие характеров Пьера и Андрея в романе

Особо следует отметить, что образы Пьера и Андрея не дублируют друг друга: перед нами два разных человека, два разных характера. Появление в романе не единственного положительного героя дает Толстому возможность показать, что поиски смысла жизни, духовные искания были свойственны лучшим дворянам России.

Характер героев Толстого раскрывается:

  • в столкновении с другими персонажами (сцена объяснения Пьера и Элен),
  • в монологах героев (размышления князя Андрея по дороге в Отрадное),
  • психологического состояния героя («О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых не мог разрешить и не мог перестать задавать себе»- о Пьере),
  • на духовное и душевное состояние героя (небо Аустерлица, дуб по дороге в Отрадное).

Вся жизнь писателя Толстого была направлена на постижение Истины. Таковы и любимые его герои — Пьер и Андрей, которые как бы задают читателю высокую планку постижения смысла жизни, заставляют мучительно переживать падения и взлеты, постигать жизнь и самого себя.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я...» Многие тыся-чи лет человечество бьется над этими вопросами, но чем дальше оно заходит в поиске ответа, тем больше новых вопросов встает перед ним.

Поисками места в жизни постоянно заняты и герои ро-мана Л. Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский и Пьер Безухов. Их отношения очень скоро переросли в друж-бу — настоящую, искреннюю, доверительную. Мне кажется, что настоящие друзья, как и влюбленные, по словам одного великого человека, смотрят не друг на друга, но в одну сто-рону. Безусловно, этот критерий можно применить к таким разным по характерам и неповторимости жизненного пути, но сходным по бесконечному стремлению к самосовершен-ствованию, к осмысленной полноценной жизни Андрею Бол-конскому и Пьеру Безухову. Толстой ведет своих героев через непрерывный ряд увлечений тем, что кажется им наи-более значительным в жизни человека и общества, но очень часто эти увлечения приводят героев к разочарованию, по-скольку то, что вначале их привлекает, на деле оказывается мелким и ничтожным. И лишь в результате жестоких стол-кновений с миром, в результате освобождения от «миражей» друзья открывают то, что, с их точки зрения, является ис-тинным, подлинным. Однако интереснее всего то, что и Ан-дрей Болконский, и Пьер Безухов, неповторимо, каждый по- своему и даже в разное время приходят к результатам, по-ражающим своей общностью. Так, по мере более глубокого проникновения в истинную сущность окружающего их об-щества, им становится тесно в узком, фальшивом и бес-смысленном пространстве света, который ограничивает и отягощает их, и они уходят оттуда в поисках новых чело-веческих ценностей.

И Пьер, и князь Андрей в свое время проходят через увлечение Наполеоном, причем если Безухова этот чело-век привлекает как «наследник» французской революции, то Болконский связывает с именем Наполеона собствен-ные мечты о великой славе и подвиге. Убедиться в фаль-шивости, несостоятельности этого идола и Пьеру, и Анд-рею помогает наблюдение и общение с простым русским народом, солдатами во время исторических событий войны 1812 года.

Мужество и сила простых людей во время Бородинско-го сражения заставили Пьера Безухова возненавидеть На-полеона, принесшего человечеству столько зла. В мучи-тельных поисках истины он постепенно освобождается от мелких эгоистических чувств и приходит к пониманию подлинных ценностей жизни, поражающих его своей про-стотой, доступностью, естественностью, добротой, и в этом ему снова помогают русские солдаты, а особенно Платон Каратаев в плену у французов. Пьер начинает понимать, что смысл жизни — в ней самой, ее естественных радостях, в служении людям.

Князь Андрей во время сражения при Аустерлице совершил подвиг перед тяжелым ранением, подхватив падающее знамя и стремясь увлечь за собой солдат. И вот, раненый, он падает на землю и видит высоко над собой голубое небо. Все меняется в его душе: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал... Совсем не так ползут облака по этому высо-кому бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого беско-нечного неба». Суровые военные события, ожесточенные схватки озлобленных и испуганных людей, уничтожа-ющих друг друга, тяжелое ранение, поставившее его на грань жизни и смерти, открывают Болконскому при-зрачность его стремлений к военной славе, заставляют его признать и мелочность, и ничтожность мнимого величия Наполеона. Материал с сайта

Разочаровавшись в идеалах и целях своей жизни, Анд-рей Болконский, выздоровев, замыкается в себе. И лишь спустя длительный промежуток времени, смертельно ра-ненный в Бородинской битве, князь приходит к выводу, что истинные отношения между людьми, к которым нуж-но стремиться — это отношения дружбы и братской люб-ви, прощения врагам.

Так стремление постичь истину, найти смысл жизни объединяет Андрея Болконского и Пьера Безухова. На этом трудном пути они часто испытывают разочарования, но настойчиво добиваются своего. И в этом им, бесспорно, помогают всегда и споры друг с другом, дружеская поддер-жка. Взгляды Андрея и Пьера после их духовного станов-ления во многом похожи, даже их любовь к Наташе Рос-товой, принесшая «возрождение к жизни» Болконскому и подарившая семейное счастье Безухову, роднит их друг с другом.

Я считаю, что таких людей, как Пьер Безухов и Андрей Болконский, дружба не только возвышает, но и помогает им в трудных жизненных ситуациях. И мне бы очень хотелось иметь таких верных и интересных друзей, как эти замечательные люди.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском