Добро и зло мастер маргарита егэ. Краткое сочинение Мастер и Маргарита - Добро и зло

Тема добра и зла волновала многих за-мечательных писателей во все времена. Недаром Ф. М. Достоевский писал в рома-не «Преступление и наказание» о том, что мы перестаем видеть грань между хоро-шим и плохим. Как же относился к этому М. Булгаков? Спустя двадцать пять лет по-сле его смерти, где-то с середины шести-десятых годов начали активно публиковать его произведения. В течение всего не-скольких лет друг за другом в свет выходят «Записки юного врача» (1963 год), «Белая гвардия» (1966 год), «Мастер и Маргари-та» (1966—1967). Романами Булгакова за-читывались пенсионеры и студенты, уче-ные и рабочие, многие цитировали отрыв-ки его произведений наизусть.

Добро и зло — понятия философские. Понятия вечные и неразделимые. И, пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом. Добро будет чело-веку освещать путь к истине. Такую борьбу и представляет нам Булгаков в романе «Мастер и Маргарита».

Своеобразие романа заключается в том, что действие развивается в двух времен-ных пластах. Первый — Москва 20-х годов XX века, другой — время Иисуса Христа. Булгаков создал как бы «роман в романе», и обе эти книги объединены одной иде-ей — поиском истины.

Булгаков создавал роман как историчес-ки и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, поэтому ро-ман стал для нас уникальнейшим докумен-том той эпохи. И в то же время этот роман обращен в будущее. Творческая мысль Булгакова как бы опережала время. Есть даже основания предположить, что автор мало рассчитывал на понимание и призна-ние его романа современниками.

В романе «Мастер и Маргарита» царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композицион-ного замысла. Сатана правит бал, а вдох-новенный Мастер, современник Булгако-ва, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают, при-спосабливаются, предательству ют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20—30-х годов XX века.

Смех и печаль, радость и боль перемеша-ны там воедино, как в жизни, но в той вы-сокой концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. «Мастер и Маргари-та» и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном твор-честве, которое всегда является преодо-лением, порывом к свету и добру.

Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пила-та. Перед прокуратором предстал чело-век 27 лет, обвиняемый в подстрекатель-стве к разрушению ершалаимского хра-ма, у которого руки «связаны за спиной, под левым глазом синяк». Звали его Иешуа. Он не боится возражать прокура-тору, у него своя жизненная философия: «Злых людей нет, есть люди несчастли-вые». Прокуратор сразу убедился в неви-новности арестанта, кроме того, он по-нял, что Иешуа обладает загадочной си-лой, ведь он умеет лечить. Поэтому он задумал спасти этого таинственного че-ловека: объявить его сумасшедшим и выслать на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Од-нако осуществить эту идею не удалось. Иуда из Кариафа за 30 сребреников пре-дал Иешуа, представив показания, по ко-торым арестанта следовало немедленно казнить. Да и сам Иешуа не захотел отре-каться от истины. Он считал, что «всякая власть — насилие над людьми», что «на-станет время, когда не будет ни кесарей, ни другой власти. Человек перейдет в царство истины».

Итак, Иешуа казнен. Но почему же муча-ется Понтий Пилат? Иешуа нес людям доб-ро, у него был острый ум и чистая душа. Он и только он отважился сказать свое слово о добре и истине. Значит, душа его была свободна. А могущество Понтия оказалось мнимым. Он трус, он раб своей должности и карьеры. Он всего лишь пешка в руках императора. И хотя у Понтия Пилата было желание спасти Иешуа, однако преступить цепи рабства свыше его сил. Где же побе-дитель? Иешуа казнен, Понтий лишен по-коя. Но у Учителя остался ученик, продол-жающий дело его, — Левий Матвей. Зна-чит истина, свет, добро и правда все же победили.

Сама идея поместить в Москву тридца-тых годов князя тьмы Воланда и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не под-даются никаким законам логики, была глу-боко новаторской. Воланд появился, что-бы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранив-шим верность друг другу и любовь, пока-рать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам до-бра, они предстанут перед судом преис-подней. По мысли Булгакова, в сложив-шейся ситуации со злом следует бороться силами зла, чтобы восстановить справед-ливость.

Воланд судит жителей города по совер-шенным ими поступкам. И самоуверенный Берлиоз, и Варенуха-доносчик, и пьяница Степа Лиходеев — все получают по заслу-гам. Но вот в чем загадка: совершил ли Воланд благо? Конечно, он наказывает, карает, творя справедливость, «он не со-вершает ни одного плохого деяния», но это жестоко, так как Воланд вершит пра-восудие, рассматривая лишь деяния, а не самого человека и его внутренний мир. На мой взгляд, от дел сатаны в городе ни-чего не изменилось к лучшему. Так какое же это благо?

Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который тот сжег в при-ступе малодушия. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, перено-сит читателя в давние времена, утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом — вечно, оно кроется в самих об-стоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и по-рабощенной ложными интересами сего-дняшнего дня.

Мастер в романе не смог одержать по-беду. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной прав-ды, изменил бы своем чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги? Нет! На земле у Мастера остался ученик и бессмертный роман, ко-торым суждено продолжать борьбу добра со злом.

На мой взгляд, М. Булгаков хотел пока-зать нам, что грань между добром и злом действительно еле заметна: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты. Да и в жизни, стараясь делать добро, мы можем и не замечать, как наши поступки порождают зло.

«Мастер и Маргарита» — сложное произ-ведение. Существует множество толкова-ний знаменитого романа. О «Мастере и Маргарите» еще много будут думать, мно-го писать. «Рукописи не горят», — произ-носит один из героев романа. Булгаков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения. Роман продол-жал жить. Мастер помнил его наизусть. Ру-копись была восстановлена. После смерти писателя она обрела читателей во многих странах мира. Ныне творчество Михаила Булгакова получило заслуженное призна-ние, стало неотъемлемой частью нашей культуры.

Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. И пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом и добро будет «открываться» человеку, освещая путь к истине.

Такую борьбу представляет нам М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», причем делает это своеобразно: перед читателем одновременно проходят два пласта времени. Один связан с жизнью Москвы 20-х годов XX века, другой - с легендой (или правдой, в зависимости от убеждений и веры человека) об Иисусе Христе. Булгаков дает нам «роман в романе», и оба они объединены одной идеей - поиском истины и борьбы за нее. Вот Ершалаим, дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. «В белом плаще с кровавым подбоем» появляется он перед человеком лет двадцати семи, у которого «руки связаны за спиной, под левым глазом синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью». Человек этот - Иешуа Га-Ноцри - обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма.

Арестант хотел было оправдаться: «Добрый человек! Поверь мне…». Но его «научили соблюдать этикет»: «Крысобой вынул бич и… ударил арестованного по плечам… связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились… ».

Трудно не согласиться с тем определением, которое дал себе прокуратор: «свирепое чудовище». Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им; что формула «раб подчиняется господину» незыблема; что всесилен римский император, а в Ершалаиме он - наместник императора, значит, господин всех и вся. И вдруг появляется некто, смеющий думать иначе: «…рухнет храм старой веры, и создастся новый храм истины». Более того, этот «бродяга» смеет предлагать: «Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека». Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, просто и прямо, что Понтий Пилат приходит на какое-то время в замешательство.

У Иешуа своя жизненная философия: «злых людей нет на свете», есть люди «несчастливые»; «правду говорить легко и приятно». Арестант показался интересен.

В его невиновности прокуратор убедился сразу; конечно, он чудаковат и наивен, его речи несколько крамольны, но зато он обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает Понтия Пилата! И у него уже сложился план действий: он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземном море, туда, где находится его, Пилата, резиденция. Но это оказалось невозможно. Иуда из Кириафа (за 30 серебреников) представил такие сведения о «безумце», что наместник кесаря не имел права не казнить его. Прокуратор хотел и даже пытался спасти новоявленного «пророка», но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины»: «В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

Тут уж никак не вывернешься - задет закон об оскорблении кесаря, налицо бунт, а бунт должно усмирить, иначе… И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник! Преступник! Преступник!». Иешуа казнен.

Почему же мучается Понтий Пилат?

Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто идут они вместе по лунной дорожке и мирно беседуют? И он, «жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне»…

Почему Иуда из Кириафа убит? За что казнен Иешуа? Иешуа казнен за то, что считал их людьми, за то, что был человеком духовно независимым, имел высокую душу и проницательный, острый ум. Он отважился сказать свое слово о добре, отстаивать истину любви.

А Понтий Пилат? Его могущество оказалось мнимым. Он трус, он верный пес кесаря и всего лишь пешка в руках императора. Кто же побеждает в этом столкновении добра и зла? Иешуа? Но он казнен. Прокуратор? Но ему никогда не будет покоя - он понимает, что Иешуа прав. У Иешуа остался ученик и последователь - Левий Матвей, он продолжит дело своего Учителя.

Между двумя романами - Мастера и о Мастере - существует связь. Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствуют и в мире, который окружает Мастера. Их обнажает перед читателем Воланд - художественно переосмысленный образ Сатаны. «Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочинил к первому числу! - кричит попавший в сумасшедший дом Иван Бездомный. - «Взвейтесь!» да «развейтесь», а вы загляните к нему внутрь - что он там думает… вы ахнете!». А на сеансе черной магии в московском варьете Воланд и в прямом, и в переносном смысле раздевает некоторых «гражданок», рвущихся на сцену за дармовым добром, и с грустью заключает: «Они люди как люди, обыкновенные, в общем - _ напоминают прежних».

Но стремление людей к добру вечно. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви - Иисус - жив в душах. К его образу обращались и будут обращаться люди. И Мастер, главный герой романа Булгакова, создает роман о Христе и Пилате. Христос для него - мыслящая и страдающая личность» утверждающая достоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие духовные ценности в мир.

Каждое поколение людей вновь и вновь разрешает нравственные проблемы, этические противоречия. Одни люди хоть иногда «прозревают», заглядывают «внутрь» себя. «Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи. Отчего они дурны? Правду, правду сказал Бездомный! - безжалостно обращался к самому себе Рюхин. - Не верю я ни во что из того, что пишу!..». Другие - никогда. Для Берлиоза, начитанного, но бессовестного главы МАССОЛИТа, вовсе не важно, был или не был Иисус; главное, что этого возможного «не было» достаточно для того, чтобы ему все было дозволено. Но возмездие настигает Берлиоза»

А Мастер? Истина, открылась ему, и он шагнул навстречу добру, чтобы выполнить то, зачем он пришел на землю, - написать роман об Иисусе. Но такой герой не «впишется» ни в один «социальный заказ», а его автор, не желающий орать «взвейтесь» и «развейтесь», - враг, и нет ему места ни в МАССОЛИТе, ни в обществе в целом. Свора «литературных» критиков набросилась на него, и Мастер, так же, как Иешуа, только в свое время, должен заплатить за право провозгласить свою истину.

Сумасшедший дом - вот место, где находят приют пророки (вспомним желание Понтия Пилата объявить Иешуа сумасшедшим). Увы, мир оказался таким, что лишь Сатана стал подобием судьи - ведь именно он воздал в романе всем по заслугам.

Мастер уходит от людей. Но на земле у него остались ученик и роман, которому суждена долгая жизнь.

Борьба добра и зла продолжается…

Добро и зло... На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с ними. Эти понятия неразделимы. Где есть добро, там есть и зло. И не всегда носителями добра и зла могут быть разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека.
В своем романе М. А. Булгаков показывает читателям эту вечную борьбу добра и зла. Причем делает это своеобразно - перед нами появляются два романа. Автор в одной книге описывает события двадцатых-тридцатых годов нашего века и события библейских времен. Булгаков представляет вниманию читателей роман в романе, и оба они объединены одной идеей - поисками истины и борьбы за нее.
Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Пон-тия Пилата. По воле судьбы перед ним человек - зовут его Иешуа, - которого обвиняют в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Арестант хотел было оправдаться: “Добрый человек! Поверь мне...”, но его тут же “научили” соблюдать этикет и правильно обращаться к прокуратору. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им. И вдруг появляется человек, который думает иначе: “...рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины”. Этот человек не боится возражать прокуратору и делает это столь просто, что Понтий Пилат приходит на некоторое время в замешательство. В невиновности Иешуа прокуратор убеждается сразу же. Но, несмотря на это, он проявляет малодушие: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. Иешуа казнен. Понтия же Пилата преследуют кошмары, а его могущество оказывается мнимым. Он трус, верный слуга кесаря. Совесть мучает прокуратора, и ему никогда не будет покоя.
Но как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа? Герои и времена, описанные в этих двух романах, как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера, и в мире, где живет Иешуа. Все эти пороки обнажает Воланд. Воланд - это художественно переосмысленный образ Сатаны. Цель Сатаны и его помощников, появившихся в Москве, -обнажить сущность негативных явлений в человеческом обществе, выставить их на всеобщее обозрение. Фокусы Воланда в Варьете и прочие его проделки лишний раз показывают читателю всю порочность человеческой природы. В конце представления Воланд приходит к выводу: “Ну что же... они - люди как люди. Любят деньги... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...”. Воланд точно определяет “кто есть кто”: Степа Лиходеев, известный человек в культурном мире Москвы, - бездельник, развратник и пьяница; Никанор Иванович Босой- взяточник; Фокин, буфетчик “Варьете”,- вор; барон Майгель, служащий одной из контор, - доносчик, а “тщательно маскирующийся под пролетария” поэт А. Рюхин - закоренелый лицемер.
Но вечное стремление к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви - Иисус Христос - жив в душах людей. Мастер, главный герой романа, создает роман о Христе и Пилате. Христос для него - это мыслящая и страдающая личность, бескорыстно служащая людям. Мастер пытается проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Истина открылась ему, и он шагнул навстречу добру, чтобы выполнить то, зачем он пришел на землю, - написать роман об Иисусе Христе. Но такой герой не впишется ни в один социальный заказ, а сам автор всегда будет считаться врагом общества. Литературные критики буквально набросились на него. Увы, мир оказался таким, каков он есть. И лишь Сатана оказался способным раздать всем по заслугам.
Мастер уходит от людей. Но на земле у него остался ученик и роман, которому суждена долгая жизнь. И этот роман служит нам постоянным напоминанием о том, что наши нравственные проблемы предстоит решать нам самим. Борьба добра и зла продолжается...

“Добро и зло” -- понятия философские. Понятия вечные и неразделимые. И, пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом. Добро будет “открываться” человеку, освещая ему путь к истине. Такую борьбу и представляет нам Булгаков в романе “Мастер и Маргарита”. Своеобразие романа заключается в том, что перед нами два пласта времени. Один связан с жизнью Москвы 20-х годов двадцатого века, другой -- с жизнью Иисуса Христа. Булгаков создал как бы “роман в романе”, и оба эти романа объединены одной идеей -- поиском истины. Булгаков создавал роман как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, поэтому роман стал для нас, русских, уникальнейшим документом той эпохи. И в то же время этот роман обращен в будущее. Творческая мысль Булгакова как бы опережала время. Есть даже основание предположить, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романа современниками. добро зло роман булгаков

В романе “Мастер и Маргарита” царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Сатана правит бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20--30-х годов нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. “Мастер и Маргарита” и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру.

Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Перед прокуратором предстал человек 27 лет, обвиняемый в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма, у которого руки “связаны за спиной, под левым глазом синяк”. Звали его Иешуа. Он не боится возражать прокуратору, у него своя жизненная философия: “Злых людей нет, есть люди несчастливые”. Понтий сразу же убедился в невиновности арестанта, кроме того, он понял, что Иешуа обладает загадочной силой, ведь он умеет лечить. Поэтому прокуратор задумал спасти этого таинственного человека: объявить его сумасшедшим и выслать на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Однако осуществить эту идею не удалось. Иуда из Кариофа за 30 сребреников предал Иешуа, представив показания, по которым арестанта следовало немедленно казнить. Да и сам Иешуа не захотел отрекаться от истины. Он считал, что “всякая власть -- насилие над людьми”, что “настанет время, когда не будет ни кесарей, ни другой власти. Человек перейдет в царство истины”.

Итак, Иешуа казнен. Но почему же мучается Понтий Пилат? Иешуа нес людям добро, у него был высокий уровень сознания и чистая душа. Он, и только он отважился сказать свое слово о добре и истине. Значит, душа его была свободна. А могущество Понтия оказалось мнимым. Он трус, он раб своей должности и карьеры. Он всего лишь пешка в руках императора. И хотя у Понтия Пилата было желание спасти Иешуа, однако преступить цепи рабства выше его сил. Где же победитель? Иешуа казнен, Понтий лишен покоя. Но у Учителя остался ученик, продолжающий дело его, -- Левий Матвей. Значит, истина, свет, добро и правда все же победили.

События в “Мастере и Маргарите” начинаются “однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах”. В столице появляются сатана и его свита. Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, здесь, в “Мастере и Маргарите”, играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным примером гротеско-фантастического, сатирического обнажения противоречий живой действительности. Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность.

Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы Воланда и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Воланд появился в Москве, чтобы “испытать” героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед судом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом следует бороться силами зла, чтобы восстановить справедливость.

Вершителем правосудия в романе является Воланд. Он судит жителей города по совершенным ими поступкам. И самоуверенный Берлиоз, и Варенуха-доносчик, и пьяница Степа Лиходеев -- все получают по заслугам. Но вот в чем загадка: совершил ли Воланд благо? Конечно, он наказывает, карает, творя справедливость, “он не совершает ни одного плохого деяния”, но это жестоко, так как Воланд вершит правосудие, рассматривая поступки человека, а не самого человека и его внутренний мир. На мой взгляд, от дел сатаны в городе ничего не изменилось к лучшему, так какое же это благо?

Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтий Пилате, который Мастер сжег в приступе страха и малодушия. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом -- вечно, -оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и порабощенной ложными интересами сегодняшнего дня.

Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида, проведя аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку видимость всех этих берлиозов, лагунских, майгелей, никаноров ивановичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле “раздевает” некоторых граждан из зала. В Москве есть только одно заведение, где люди остаются самими собой -- клиника Стравинского, сумасшедший дом. Именно там Бездомный излечивается от навязчивых догм Берлиоза, где он прозревает и становится последователем и учеником Мастера. Мастер в романе не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги? Нет! На земле у Мастера остался ученик и бессмертный роман, которым суждено продолжать борьбу добра со злом.

На мой взгляд, М. Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом, действительно, еле заметна: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты. Да и в жизни, делая добро, мы можем и не замечать, как наши поступки порождают зло.

“Мастер и Маргарита” -- сложное произведение. О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкований знаменитого романа. О “Мастере и Маргарите” еще много будут думать, много писать. “Рукописи не горят”, -- произносит один из героев романа. Булгаков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения. Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восстановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела читателей во многих странах мира. Ныне творчество Михаила Булгакова получило заслуженное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры. Однако далеко не все в нем осмыслено и освоено. Читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему понять его творения и открыть новые ценности, таящиеся в глубинах.

Макиевская Кьяра

Кьяра очень любит роман Булгакова "Мастер и Маргарита". Она прошлась по всем булгаковским местам в Москве, была на спектаклях по этому роману.Я рада, что у меня есть ученики, трепетно относящиеся к нашей классической литературе,понимающие её прелесть и достоинства. Я счастлива, что у меня есть думающие и размышляющие ученики.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинение ученицы 11 класса Макиевской Кьяры на тему «Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова»

В романе "Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков поднимает множество интересных, актуальных и важных для общества проблем. В своём произведении автор задумывается о роли настоящей любви в жизни и творчестве, о храбрости и трусости, об истинных и ложных жизненных ценностях, о вере и безверии и о многих других вечных вопросах, но больше всего в романе меня заинтересовала проблема добра и зла.
В отличие от многих других классических авторов М.А. Булгаков не проводит очевидную и четкую грань между добром и злом, подчеркивая неоднозначность данной проблемы. М.А. Булгаков наводит читателя на эту мысль ещё с самой первой страницы романа, а именно с эпиграфа, представленным цитатой из "Фауста": "Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо".
Именно эта фраза замечательно характеризует образ одного из ключевых героев романа - Воланда. Воланд является булгаковской интерпретацией Сатаны, настоящим представителем зла, но можно ли утверждать, что Воланд является самым страшным злом, описанным на страницах произведения? С первых глав у читателя может создаться именно такое представление, но с каждой новой страницей и каждым новым эпизодом образ Воланда раскрывается все сильнее и сильнее. В основном из московских глав мы узнаем, что в действительности Воланд не совершает никаких жестоких злодеяний, он лишь обнажает истинный облик москвичей, срывает с них маски и демонстрирует все их главные пороки: алчность, зависть, жадность, лицемерие, жестокость и эгоизм. Автор наглядно показывает это в эпизоде сеанса чёрной магии в театре Варьете, где Воланд и его свита проводят череду своеобразных фокусов, в ходе которых открываются истинные лица москвичей. Тогда Воланд отметит: "Они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их..."
В то же время некоторых героев Воланд не просто проучил, а смог научить чему-то важному, повлиять на судьбу и поменять жизнь в лучшую сторону. Сразу же вспоминается история жизни поэта Ивана Бездомного. Встреча с Воландом повлекла за собой для Ивана множество бед, главной из которых стало пребывание в больнице для душевнобольных, однако именно там судьба Ивана колоссально меняется, ведь там он знакомится с Мастером. Мастер стал для Бездомного мудрым учителем, способным научить Ивана различать ложные и истинные жизненные ценности и сумевшим помочь ему выбрать верный жизненный путь.
Также нельзя не отметить роль зла и нечистых сил в жизни Мастера и Маргариты. Ведь в конечном итоге Воланд помог влюблённым воссоединиться и обрести покой и счастье, для Мастера и Маргариты Воланд и его свита по-настоящему "совершили благо".
Интересен и тот факт, что и добро в понимании М.А. Булгакова не так уж однозначно. Например, если вспомнить жизненный путь Маргариты, нельзя не обратить внимание на то, что жизнь её не была праведной, ведь Маргарита не была верной женой, согласилась стать настоящей ведьмой, гневно и беспощадно отомстила литературным критикам и приняла помощь от самого Сатаны, однако несмотря на все эти факты Маргарита представляется нам исключительной и идеальной женщиной, в душе которой есть место искренней любви, милосердию и храбрости. Маргарита обладает верными взглядами на жизнь, она ценит духовность, а не что-то материальное и пустое. На страницах романа среди москвичей возможно найдётся множество порядочных семьянинов и сдержанных и интеллигентных людей, однако этого совершенно недостаточно для того, чтобы считаться человеком, несущим в себе лишь добро, особенно если за маской порядочности и интеллигенции скрываются ненависть и зависть, именно поэтому Маргарита значительно сильнее располагает к себе читателя, нежели, к примеру, члены МАССОЛИТа.

Проблема неоднозначности добра и зла также поднимается автором и на ершелаимских страницах романа. В ершелаимских главах ещё сильнее ощущается условность таких понятий, как "добрый человек" и "злой человек". С первого взгляда может показаться, что нельзя рассуждать о доброте Понтия Пилата, ведь он не смог найти в себе смелости побороть страх перед ответственностью из-за своей должности, вследствие чего Иешуа приговорили к смертной казни. Понтий Пилат всей душой ощущал, что Иешуа невиновен, но он не смог помешать исполнению приговора. Из-за Понтия Пилата умер невиновный человек, казалось бы, как можно после этого искать что-то светлое в его душе? Но, раскаявшись, Понтий Пилат смог обрести прощение и свободу. Его неравнодушие и муки совести означали наличие света и чистоты в душе, именно поэтому Понтий Пилат все-таки смог взойти на лунную дорогу и проследовать по ней вместе с Иешуа и своим самым дорогим земным существом - любимым псом.
В то же время сразу хочется обратиться к образу Иуды. И на его душе лежит тяжкий грех за смерть Иешуа, разница лишь в том, что Иуда не сожалел о содеянном, в его сердце не было места милосердию и совести, ради денег он смог легко обречь человека на смерть и дальше думать о своей личной жизни, строить планы и жить спокойной и довольной жизнью. Равнодушие и жестокое хладнокровие - вот что отличает Иуду от Понтий Пилата. Именно поэтому Иуда не заслужил спасения и был лишён своей жизни.
Таким образом, по мнению М.А. Булгакова, нельзя разделять мир на добро и зло, хороших людей и плохих. Жизнь невероятно сложна, поэтому нельзя судить о человеке, не попробовав разобраться в его характере, ничего не узнав про его судьбу и прошлое. Устами Воланда в разговоре с Левием Матвеем А.М. Булгаков выразил очень важную мысль: "Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?" М.А. Булгаков отмечает важность и зла, и добра в жизни людей, ведь одинаково в жизни важны как и свет, так и тень. Добро и зло являются неотъемлемыми частями жизни всех людей в целом, а в отдельности - души каждого человека, но лишь сам человек способен выбрать путь, по которому ему предстоит идти. Именно поэтому М.А. Булгаков не даёт четких ответов и не внушает какую-то определенную точку зрения, в романе "Мастер и Маргарита" он лишь показывает возможные дороги на жизненном пути, а читатель самостоятельно должен сделать выводы для себя лично. Именно поэтому спустя столько лет роман "Мастер и Маргарита" остаётся таким же актуальным и интересным для людей, ведь каждый читатель способен найти и увидеть в нем часть себя, после чего он уже никогда не сможет остаться равнодушным к великому творению М.А. Булгакова.