Описание природы в повести ночь перед рождеством. Вопрос: найдите описание природы в повести

Выполнил: Шелопугин Егор,

5 класс МОУ «СОШ №57»

Руководитель: Цыбикова Н.В.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №57»

Роль сравнений в повести Н.В. Гоголя

Ночь перед Рождеством»

Введение

«Вечера на хуторе близ Диканьки» - книга, которая прославила Н В. Гоголя. Пушкин писал о книге: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности…». Неслучайно так популярна она и в наше время. Особенно любимой стала повесть «Ночь перед Рождеством»: по ее мотивам снят мультипликационный фильм, кино, музыкальный фильм с участием популярных эстрадных артистов. Такой успех повести связан прежде всего с тем, что в ней описывается особенная ночь: ночь накануне празднования великого христианского праздника – Рождения Иисуса Христа. И все же праздник Рождества в нашей стране связывается всегда с любимым всеми праздником Нового года. Ведь в новогоднюю ночь все люди ждут чуда. А в повести «Ночь перед Рождеством» и происходят всевозможные чудеса. Вместе с тем в эту ночь злые силы – черт, ведьма – ведут себя наиболее активно, смело, стараются навредить добрым людям. Но у них в повести Гоголя ничего не выходит.

Читая повесть, нельзя не обратить внимания на прием сравнения, которым автор часто пользуется, так что удивляешься тому, какими фантастическими они могут быть и какие реальные, зримые образы создают. В своей работе мы хотели понаблюдать за сравнениями: что с чем сравнивается - и определить, с какой целью автор приводит то или иное сравнение. Таким образом, цель исследования - определить роль сравнений в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (раскрытии своеобразия художественного мира Гоголя). С этой целью мы изучили разновидности сравнений, распределили их по группам в зависимости от того, что с чем сравнивается.

Нечистая сила

В самой главной фигуре черта можно различить самые разные человеческие черты: «спереди совершенно немец…но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире…и весь был не белее трубочиста…», а когда черт схватил месяц, то «перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки». Так, с первых же строчек мы видим, что ничего страшного в черте нет, и даже, наоборот, он выглядит смешным, особенно когда хочет «лезть в люди»: «досаднее всего то, что он, верно, воображает себя красавцем, между тем как фигура – взглянуть совестно. Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры!». Здесь черт выглядит легкомысленным, ветреным человеком – «проворным франтом», который целует руку Солохи «с такими ужимками, как заседатель у поповны» (этот заседатель, верно, тоже легкомысленный человек). И даже у себя в аду он не страшен, когда «надевши колпак и ставши перед очагом, будто в самом деле кухмистр, поджаривал он грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на Рождество колбасу». Но когда черт попадает в руки кузнецу Вакуле, то становится совсем маленьким: в мешке он лежит, как «струмент». Черт для него и будет только инструментом. Сразу понятно, что против Вакулы ему не совладать: он для него, «как ягненок». Против сильного человека черт ничего не может сделать, становится совсем жалким.

А ведьма в повести - и вовсе веселый человек. У нее от ведьмы только то, что она умеет летать, а делает она это обыкновенно: «как человек, летящий на коньках». Солоху вообще считают ведьмой за «хитрости и сметливость». Кроме того, Солоха была привлекательной и умела «причаровать» к себе Козаков.

Таким образом, злые силы изображены не страшными, а забавными и смешными.

Оксана

Об Оксане говорится, что «лучшей девки и не было еще никогда, и не будет никогда на селе». Почему же о ней говорится, что она «была капризна, как красавица», когда она и есть красавица? Под словом «красавица» подразумевается знатная дама, так что понятно, что Оксана ведет себя с большим достоинством: «как царица». А ее косы, «как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы». Это сравнение показывает, какие красивые у Оксаны косы, и, наверное, что и у Оксаны есть что-то от ведьмы – ее красота, которая «причаровывает» к ней парубков. Неудивительно, что Вакула должен достать царские «черевики», чтобы завоевать ее сердце.

Природа

В эту ночь сама природа – «весело смеющаяся ночь» - становится действующим лицом. Сначала «Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам», потому что черт украл месяц, и сделалась метель. Но как только «месяц, пользуясь случаем, вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу», снег «загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами». Красота описания пейзажа создает атмосферу праздничной «чудной ночи», когда ждешь самых необыкновенных чудес.

Люди и животные

В образе черта мы видим, как соединяются черты человека и животных: он и «немец», и «губернский стряпчий», но с козлиной бородой, рожками и копытцами, а на заре он убегает «поджавши хвост, в свою берлогу». Но и здесь угадываются человеческие черты характера.

А вот и некоторые животные совершенно похожи на людей: «две пары дюжих волов всякий раз высовывали свои головы из плетеного сарая на улицу и мычали, когда завидывали шедшую куму – корову, или дядю – толстого быка. Бородатый же козел взбирался на самую крышу и дребезжал оттуда резким голосом, как городничий, дразня выступающих по двору индеек и оборачиваясь задом, когда завидывал своих неприятелей, мальчишек, издевавшихся над его бородою». Сразу представляется трусоватый городничий, который может «дразнить» только слабых.

Когда незадачливые кум и ткач притащили в хату мешок, брошенный Вакулой на дороге, то они подумали, что там целый кабан, а оказалось, что это был Чуб, а вот о дьяке все подумали, что это поросенок. И сразу можно догадаться, как эти люди выглядят и даже какие они по характеру. Действительно, дьяк все время терпел, сидя в мешке «под невежливыми сапогами Чуба», потому что он маленький и слабый.

Живое и неживое

Часто неживые предметам приписывают свойства живых, но в повести у Гоголя и живое превращается в неживое, когда Вакула людей в мешках принял за уголь, а девушки и парубки приняли их за колбасы и паляницы. И совсем неудивительно, потому что никому и в голову бы не пришло, что в мешках сидят такие уважаемые люди. Солидные люди спрятались в мешки из-под угля, чтобы не попасть в смешное положение, и как раз попали в него. Здесь используются юмористические приемы несоответствия, неожиданности. А самым ярким примером, когда неживое оживает, становятся «ожившие» вареники, которые ест Пацюк: «вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот». И хотя кузнец испугался и «опрометью выбежал из хаты», нам все равно смешно, потому что нечистая сила Пацюка предстает не в грозном, страшном действии, а попросту в поедании вареников и галушек, которые сами прыгают в рот. Многие люди тоже желали бы вовсе ничего не делать, не утруждать себя, чтобы все само в рот попадало.

Заключение

Наблюдая за сравнениями в тексте повести «Ночь перед рождеством», приходим к выводу, что роль их заключается в том, чтобы показать единство мира, в котором всему приписываются человеческие черты, ведь именно он, человек связывает все вокруг, он в центре этого мира: «Чудно устроено на нашем свете! Все, что ни живет в нем, все силится перенимать и передразнивать один другого…Словом, все лезет в люди!»

Повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» всегда будет любимой людьми, потому что всем хочется, чтобы чудеса совершались, чтобы злое было смешным, чтобы желания исполнялись. Особенно этого хочется в канун рождественских праздников. Н.В. Гоголь создал в своей повести чудную атмосферу рождественского праздника.

Рассмотрено: Рассмотрено: Рассмотрено:

директор школы завуч УЧ руководитель МО

_______________ ___________ ___________________
_________________ ___________ ________________

Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Открытый урок литературы

Тема: «Картины народной жизни и природы в повести»

Учитель русского языка и литературы Коргун Л. П.

КГУ «Журавлевская средняя школа»

Тема: Картины народной жизни и природы в повести.

Теория литературы: Юмор в повести.

Цели: 1. Обобщить изученное о повести; календарные обряды и их роль в жизни народа; определение роли пейзажа в повести.

2. Развитие речи учащихся, умение выделять главное.

3. Воспитывать уважение и интерес к обычаям и традициям народов.

Тип урока: урок-обобщение.

План.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего здания.

3. Рождество. Календарные обряды.

4. Анализ текста повести.

5. Понятие о юморе и способах юмористического повествования.

6. Творчество учащихся. Рисунки к уроку.

7. Из истории праздника.

8. Итог урока.

9. Оценивание ответов.

10. Домашнее задание.

Вот настоящая веселость, искренняя,

Непринужденная, без жеманства, без чопорности… Все это так необыкновенно в нашей теперешней литературе,

что я доселе не образумился.

А. С. Пушкин.

О сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Оборудование: Сборники повестей, портрет писателя, рисунки учащихся, учебники, тетради.

Ход урока.

1. Организационный момент: Сегодня мы проводим открытый урок литературы, завершающий изучение творчества Николая Васильевича Гоголя и его повести «Ночь перед Рождеством». На уроке мы обобщим изученное по повести, поговорим о роли календарных обрядов в жизни народа, определим цели пейзажа, использованного автором в повести, а также об обычаях и традициях украинского и русского народа.

2. Проверка домашнего задания. Начнем наш урок с проверки домашнего задания, которое вы выполняли по группам. Каждая группа учащихся готовила рассказ об одном из героев повести.

Казак Корний Чуб

Чуб был вдов и довольно богат: 8 скирд хлеба стояло перед его хатою, две пары волов, козел, индейки; в сундуках у Чуба водилось много полотна, нарядной одежды; огород поражал своим изобилием: капуста, подсолнечник, мак, табак. Сам он был довольно ленив, всегда шел наперекор и не желал ни с кем соглашаться.

Дочка Чуба – красавица Оксана.

Оксане не было еще и семнадцати лет. Она была очень красива, но капризна, как и любая красавица, парубки гонялись за нею толпами, но теряли терпение и обращали свое внимание на других девушек. Один Вакула был упрям и не оставлял своих ухаживаний. Но Оксана любила только себя и мучила кузнеца. Она любила вертеться у зеркала и принаряжаться.

Вопрос: Какую героиню из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. Пушкина напоминает Оксана, любующаяся перед зеркалом?

Мать кузнеца Вакулы – Солоха.

Солоха была матерью кузнеца Вакулы. Ей было не больше сорока лет, она была ни хороша, ни дурна собою. Умела причаровывать степенных казаков и так обходиться с ними, что и на ум не приходило, что у них есть соперники. Но приветливее всего Солоха была с Чубом, так как мечтала присоединить к своему хозяйству все, что имел Чуб. Поэтому он ссорила Вакулу с Чубом.

Вопрос: Соседки считали Солоху ведьмой. Так она ведьмой считалась или была на самом деле?

Пузатый Пацюк.

Пузатый Пацюк был когда-то запорожец. И вот уже 10-15 лет жил в Диканьке. Сначала жил, как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру. Он был небольшого роста, но очень толстый. За это его и прозвали Пузатым. В Диканьке его считали знахарем: он мог лечить заговором, мог искусно ударить подавившегося по спине, не причинив ему никакого вреда. Но последнее время он почти не выходил из дома: может быть лень, а может и то, что в дверь с каждым годом ему становилось труднее пролезать.

Вопрос: Как называется литературный прием, используемый Гоголем при описании Пацюка? (гипербола)

3. Работа по теме урока.

Словарная работа:

Жеманство – поведение, лишенное простоты, естественности, манерность.

Чопорность – чрезмерная строгость, щепетильность в поведении, в соблюдении приличий.

Скоромная (пища) – мясо, молоко (животного происхождения), не соблюдающий поста.

Колядовать – петь песни, которые называются колядками.

Сарказм – язвительная насмешка, содержащая уничтожающую оценку.

Как связан интерес Н. В. гоголя к народным поверьям, легендам и его сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки»

(В русском обществе растет интерес ко всему украинскому: народному творчеству, быту, образу жизни, поэтому его повести имели такой успех)

О каком празднике идет речь в повести? (О Рождестве)

А что это за праздник? (Рождество Христово – великий праздник христиан)

С древних времен народные праздники были связаны с хозяйственной деятельностью человека и приурочены к определенному времени года.

С 22 декабря – это самый короткий день в году начиналось нарастание силы солнца, световой день постепенно прибывает, увеличивается. Праздник «воскрешения» солнца назвали колядой и праздновали в конце декабря – начале января. Новый год во все времена и для всех народов означал обновление мира (в связи с обновлением, возрождением солнца):

Новый год пришел,

Старый угнал, себя показал,

Ходи, народ,

Солнышко встречать,

Мороз прогонять.

В эти дни, когда солнце начинало свой годичный путь, когда начинался новый год в природе, а значит, и в жизни человека, естественно было задуматься о том, каким будет новый год, что он принесет и природе, и человеку. В предугадывании будущего, погоды, урожая, судьбы и т.п. проходила коляда или Святки (Рождественские вечера. Праздник продолжался от Рождества Христова (7 января по новому стилю) до Богоявления (19 января по новому стилю). Центральными магическими действиями, проводимыми в этот период, были колядование и гадание.

В народной среде праздник рождества Христова почитался как один из самых великих. С этим днем связано много обычаев и традиций. Одна из них – это молитва хозяина с его домочадцами после первой звезды. После молитвы старший в семье вносил в избу охапку сена и расстилал ее в красном переднем углу на лавке. Сено покрывалось чистой скатертью, и на него ставились необмолоченный сноп пшеницы или ржи и кутья – каша из зерен пшеницы, ячменя или риса. Сено и сноп всегда были неотъемлемой частью обряда. После вечерни начиналось колядование. Коляда – это древнее языческое название праздника.

А что такое язычество? (многобожие), бывшего примерно в это время года до принятия христианства. Коляда состояла в том, что деревенская молодежь, парни, девушки, подростки собирались в группы, рядились в костюмы, маски, ходили по домам. У каждого двора «кликали» Коляду и Овсеня, мифических существ, которые должны были принести обильный урожай и счастье в дом. Под окнами дома или в избах они пели колядки, а хозяева в награду давали угощения и деньги. Если хозяева угощали щедро, то, по примете, в следующем году у них должен быть богатый урожай.

Пришла коляда Пришла коляда

Накануне Рождества, Накануне Рождества,

Сею, вею, посеваю, Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю! С Новым годом поздравляю!

На Новый год, на ново счастье Вы нас будете дарить,

Уродись, пшеничка, Мы вас будем хвалить.

Горох, чечевичка! А не будете дарить,

На поле – копнами, Мы вас будем корить!

На столе – пирогами! Коляда, коляда,

С Новым годом, Подавай пирога!

С новым счастьем,

Хозяин, хозяюшка!

А какие забавы накануне Рождества описывает Гоголь в повести?

Итак, «Ночь перед Рождеством»

4. Работа с текстом.

Что представляет собой это описание? (пейзаж)

Пейзаж (фр. «местность») - это описание природы в литературе.

Какую роль он играет в дальнейшем развитии повести? (Это фон, на котором происходят события)

Ночь эта особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника – Рождения Иисуса Христа, но вместе с тем в эту ночь злые силы – черт, ведьма – ведут себя более активно, смело, стараются выместить свое зло на добрых людях. Вот и появляются в эту ночь ведьма верхом на метле и «немец спереди, сзади губернский стряпчий в мундире» - на самом деле просто черт.

2. Зачем черт украл месяц с неба?

3. Почему он так зол на кузнеца?

4. Каким человеком был Вакула? (богобоязливым, верующим человеком)

5. Что вы можете сказать о любви Вакулы к Оксане? (Он готов на все: даже продать свою душу черту, совершить самоубийство, а это очень страшный грех)

6. Зачем Вакула пошел к Пузатому Пацюку?

7. Какие чудеса он увидел в его доме?

8. Почему так радуется черт, поняв, что кузнец хочет отдать ему свою душу? (Вакула – самый набожный человек в селе и черт потом сможет хвастаться перед всеми)

9. Как Вакула победил черта?

10. Почему Вакула оказался в Петербурге?

11. Каким он увидел город? (Боже мой! Стук, гром, блеск. Вакула поражен, изумлен)

12. Чьими глазами увиден дворец? (Глазами мастера: великолепные сени, лестница – жаль ногами топтать, перила – одного железа рублей на 50; картины, а особенно медная ручка и замок)

13. Выполнил ли Вакула желание Оксаны?

14. Как ведет себя Оксана в начале повести? А в конце?

15. Нужны ли ей черевички? (Нет, потому что она любит Вакулу)

5. Способы юмористического повествования.

А теперь перейдем к другим эпизодам повести.

1. Что произошло с ухажерами Солохи?

2. Как им удалось выбраться из мешков?

3. Почему Чуб и Голова, когда вылезли из мешков, стали говорить о погоде? (им досадно, что Солоха обманывала их, а они ни о чем не догадывались)

4. На чем строится эта смешная ситуация в повести? (на неожиданности, это юмор)

Юмор (анг. «нрав, настроение») – изображение героев в смешном виде. Юмор – это смех веселый, доброжелательный.

Какое настроение вызывает у вас чтение «Ночи перед Рождеством»? (Светлое, радостное, веселое)

Способом юмористического повествования много:

а) Неожиданность. Неожиданными могут быть мысли и поступки героев, развитие сюжета. Так черт захотел завладел завладеть душой Вакулы, а сам оказался под его властью.

б) Несоответствие. Слово «мужественно» не очень-то соответствует облику героев и вызывает улыбку, когда мы читаем: «Ткач и кум мужественно отстояли мешок»

в) Гипербола, то есть преувеличение. «Пацюк жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру»

Какие еще смешные эпизоды встретились в повести?

Почему мы взяли эпиграфом урока слова А. Пушкина?

6. Творческая работа учащихся.

Рисунки к каким эпизодам повести вы нарисовали? Рассказы учащихся.

7. Из истории праздника.

Из древних времен до наших дней дошел обычай наряжать елку на Рождество. А обычай пришел из древней Германии. Древние германцы были язычниками. Они верили, что в ели живут добрые духи. Древние германцы наряжали елку в лесу, чтобы задобрить духов, чтобы они были благосклонны к ним.

А сколько прекрасных стихотворений написано о Рождестве.

(Учащиеся читают стихотворения С. Черного, Б. Пастернака)

Рождественское

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц вынырнул из тени,

Гладил лен его волос…

Бык дохнул в лицо младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша,

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой,

Пес, прокравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть дитя у бочком…

Присмиревший белый козлик

На чело его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на ребенка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей!»

Саша Черный

Рождественская звезда

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было

младенцу в вертепе (пещера)

На склоне холма.

Его согревало дыхание вола

Домашние звери

Стояли в пещере.

Над яслями теплая дымка плыла.

Б. Пастернак

8. Итог урока.

Что запомнили из сегодняшнего урока?

Что для вас было новым?

9. Оценки за урок.

10. Домашнее задание: Написать эссе «Кузнец Вакула и добрый герой из сказки. В чем их сходство и различие?»

Введение. Общее описание повести, основная идея.

«Ночь перед Рождеством» - выдающаяся повесть Гоголя, множество раз экранизировалась и искренне полюбилась отечественному читателю. Входит в цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» . Невероятные фантастические события и живой язык описания делают повесть яркой и выделяющейся. Она буквально напитана фольклором, народными сказаниями и легендами.

Идейный смысл произведения наиболее полно можно понять, проанализировав взгляды Гоголя. В то время он все больше задумывался над величием демократии над слепым патриархальным укладом современной ему России. Его подпитывали прогрессивные веяния в области литературы и науки. Быт помещиков, их тугодумство и приверженность старым идеалам раздражала Гоголя, и он раз за разом высмеивал их жалкий образ жизни и примитивное мышление.

Очень важно, что в «Ночи перед Рождеством» добро побеждает зло, а свет держит верх над тьмой. Вакула отважен и великодушен, он не трусит и не складывает руки перед лицом трудностей. Именно такими, похожими на бравых былинных героев и хотел Гоголь видеть своих современников. Однако, реальность резко отличалось от его идеализированных представлений.

Автор пытается на примере Вакулы доказать, что только творя хорошие дела, ведя праведный образ жизни можно стать счастливым человеком. Власть же денег и попрание религиозных ценностей приведут человека на самое дно, сделают его безнравственной гниющей личностью, обреченной на безрадостное существование.

Все описание пронизано глубоким авторским юмором. Вспомнить только с какой насмешливой иронией он описывает придворное окружение императрицы. Обителей Петербургского дворца Гоголь изображает как заискивающих и раболепных людей, заглядывающих в рот вышестоящим.

История создания

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была издана в 1831 году, тогда же была написана и «Ночь перед Рождеством». Повести цикла рождались у Гоголя быстро и непринужденно. Доподлинно неизвестно, когда Гоголь приступил к работе над повестью, и когда впервые у него родилась идея ее создания. Есть данные о том, что первые слова он нанес на бумагу еще за год до выхода в свет книги. Хронологически события, описанные в повести приходятся на период примерно 50 годами ранее реального времени, а именно царствование Екатерины II и последняя депутация запорожцев.

Анализ произведения

Основной сюжет. Особенности композиционного строения.

(Иллюстрация Бубнова Александра Павловича к Н.В.Гоголю "Ночь перед Рождеством" )

Сюжет завязан на приключениях главного героя - кузнеца Вакулы и его любви к взбалмошной красавице Оксане. Разговор молодых людей и служит завязкой повести, первая красавица не селе обещает Вакуле замужество в обмен на царские черевички. Девушка вовсе не собирается выполнять данное ею слово, она смеется над юношей, понимая, что тот не сможет выполнить ее поручения. Но, согласно особенности построения жанра сказки, Вакуле удается исполнить желание красавицы, в этом ему помогает черт. Полет Вакулы в Петербург на прием к императрице является кульминацией повествования. Развязкой служит свадьба молодых людей и примирение Вакулы с отцом невесты, с которым у них были разлажены отношения.

В жанровом отношении повесть больше тяготеет к сказочному типу сложения. Согласно законам сказки, мы можем увидеть в финале повествования счастливый конец. Кроме того, множество героев берут свое начало именно из истоков древних русских сказаний, мы наблюдаем волшебство и власть темных сил над миром простых людей.

Образы главных героев

Кузнец Вакула

Главные герои - реальные персонажи, жителя хутора. Кузнец Вакула - настоящий украинский мужчина, вспыльчивый, но вместе с тем исключительно порядочный и честный. Он трудяга, хороший сын для своих родителей и, наверняка, станет отличным мужем и отцом. Он прост с точки зрения душевной организации, не витает в облаках и имеет открытый довольно добрый нрав. Он всего добивается благодаря твердости характера и несгибаемому духу.

Черноокая Оксана - главная красавица и завидная невеста. Она горда и высокомерна, в силу своей юности имеет вспыльчивый темперамент, несерьезна и ветрена. Оксана постоянно окружена мужским вниманием, любима своим отцом, старается одеваться в самые нарядные платья и бесконечно любуется собственным отражением в зеркале. Когда она узнала, что парубки хором провозгласили ее первой красавицей, она стала вести себя подобающим образом, постоянно досаждая всем своими капризами. Но молодых женихов такое поведение только забавляет, и они продолжают гурьбой бегать за девушкой.

Помимо главных героев повести описано множество не менее ярких второстепенных действующих лиц. Мать Вакулы - ведьма Солоха, появившаяся также и в «Сорочинской ярмарке», является вдовой. Привлекательная внешне, кокетливая дама, крутящая шашни с чертом. Несмотря на то, что она олицетворяет собой темную силу, образ ее описан весьма привлекательно и ничуть не отталкивает читателя. Также как и у Оксаны, у Солохи полно обожателей, в том числе иронично изображенный дьяк.

Заключение

Повесть сразу же после выхода в свет была признана необычайно поэтичной, захватывающей. Гоголь настолько умело передает весь колорит украинской деревни, что читателю как будто удается самому погостить там и погрузиться в этот волшебный мир на время прочтения книги. Все идеи Гоголь черпает из народных преданий: черт, укравший месяц, летающая на метле ведьма и так далее. Со свойственной ему художественной манерой он переделывает образы на свой поэтический лад, делая их уникальными и яркими. Реальные события переплетаются со сказочными настолько тесно, что тонкая грань между ними вовсе теряется - это еще одна особенность писательского гения Гоголя, которая пронизывает все его творчество и придает ему характерные черты.

Творчество Гоголя, его наполненные глубочайшим смыслом повести и романы принято считать образцовыми не только в отечественной, но и мировой литературе. Он настолько завладел умами и душами своих читателей, сумел нащупать такие глубинные струны человеческой души, что его творчество заслуженно считают подвижническим.

Прочёл "Вечера близ Диканьки", они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужден-ная, без жеманства, без чопорности.
А местами такая поэзия! Какая чувственность!
А.С.Пушкин.

Цели: дать учащимся представление о страницах жизни Н.В.Гоголя, о неповторимом национальном колорите повести "Ночь перед Рождеством", развивать речь учащихся, воображение; воспитывать любовь к Родине, природе, уважение к национальным традициям, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование:

  • мультимедиаппаратура,
  • интерактивная доска,
  • видеофильм,
  • учебник литературы для 6 класса "Год после детства" и рабочая тетрадь под редакцией Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой,
  • СD-диск с оперой Римского-Корсакова "Ночь перед Рождеством".

Ход урока

I. Чтение эпиграфа.

Эту высокую оценку получил сборник повестей под названием "Вечера на хуторе близ Диканьки" неведомого в Санкт-Петурбурге "пасичника Рудого Панько". Под этим именем скрывался молодой писатель Н.В.Гоголь. Сборник принёс начинающему писателю славу.

II. Компьютерная презентация о Н.В.Гоголе.

Детство писателя.

Годы учебы в гимназии.

Петербург.

Выход в свет "Вечеров:"

III. Беседа.

В 2009 году исполняется 200 лет со дня рождения Н.В.Гоголя. Первое апреля - день рождения писателя и день смеха. Может это не случайно. Гоголь любил посмеяться и над собой, и над окружающими, и над своими героями. Недаром на страницах его произведений мы встречаем яркие, веселые эпизоды.

Где родился писатель?

На Украине, которую в те времена еще называли Малороссией. Этот край воспел в своих повестях Н.В.Гоголь.

Выразительное чтение отрывка из повести "Сорочинская ярмарка" со слов "Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!" до слов "Как полно сладострастия и неги малороссийское лето!"

Каждое слово пронизано любовью к Родине. Природа родного края и народные украинские легенды и предания, рассказанные долгими зимними вечерами бабушкой, вдохновили писателя на создание сборника повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Познакомимся с историей создания повести "Ночь перед Рождеством" (задание I.1 стр11 в рабочей тетради).

Как вы поняли выражение "порядочно обработать"?

Талантливый писатель, Гоголь сумел соединить народные предания и свою авторскую фантазию. "Картины народной жизни и родной природы в повести "Ночь перед Рождеством" - тема нашего урока.

IV. Анализ текста.

1. Проверка домашнего задания.

Вы прочитали повесть "Ночь перед Рождеством".

Понравилась вам повесть?

Какие эпизоды вам запомнились и почему?

Какой интонацией пронизано произведение? (В повести много веселых, ярких эпизодов).

Перечисли известные тебе обряды, поверья, связанные с Рождественской ночью (Задание I.2 страница 11 в рабочей тетради).

(Колядование, угощение ряженых кутьей, проделки нечистой силы (ведьмы, черта)).

2. Словарная работа.

Какие слова вы не сразу поняли? Давайте вместе выясним их значение и заполним кроссворд.

По горизонтали:

  1. Праздничный обряд накануне Рождества.
  2. Каша с изюмом, подаваемая накануне Рождества.
  3. Шапка с ушами.
  4. Вид женской обуви.

По вертикали:

  1. Клецки.
  2. Трубка.
  3. Парень.
  4. Девушка.

3. Чтение и анализ эпизодов.

Перечитайте вслух те эпизоды, в которых описывается колядование. Что значит "колядовать"? (В сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) проходит праздничный обряд колядование. Ряженые парубки и дивчины ходили по деревне и пели колядки - короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучия, а те угощали их кутьей. И чем обильнее было угощение, тем сытнее должен быть будущий год.)

А теперь послушайте фрагмент оперы Римского-Корсакова "Ночь перед Рождеством". Как вы думаете, сумел ли композитор передать национальный колорит праздника?

Вспомните, какое условие поставила Оксана кузнецу, согласившись выйти за него замуж?

Почему из всех желаний хуторян на Рождество сбылось самое трудное для исполнения желание Вакулы - достать царицыны черевички и добиться любви Оксаны? Запиши ответ. Задание 4 стр.12 в рабочей тетради. (На протяжении всей повести Гоголь посрамляет гордыню, высокомерие, чревоугодие, а вознаграждает трудолюбие, веру, верность, целомудрие.)

Посмотрите фрагмент фильма о встрече Вакулы с запорожцами.

Сумел ли Гоголь придать героям какие-либо национальные черты?

Какова манера их речи?

Как автор относится к своим героям? (Фольклорные традиции проявляются и в портретах и в характерах героев. Высокие стройные фигуры парубков, одежда, разукрашенная красным и зеленым, вышивка на рубашке в духе народных традиций. Речь героев поэтична, в ней много образных выражений, у нее народно-песенный склад).

Поистине красив и богат наш русский язык! В нём так много слов, с помощью которых Гоголь передаёт не только цвета, но и звуки, даже запахи украинской ночи. Пейзаж становится средством выражения настроения автора, его состояния души.

Прочитайте вслух описание ночи перед Рождеством

Какой цвет в пейзаже доминирует? Какую обстановку создаёт этот цвет?

Какие изобразительно-выразительные средства использует Гоголь для описания ночи? (эпитеты, сравнения, олицетворения)

(Ночь перед Рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника - Рождения Иисуса Христа. В сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) проходит праздничный обряд колядование. Но вместе с тем в эту ночь злые силы - черт, ведьма - ведут себя наиболее активно, смело, стараются выместить зло.)

V. Домашнее задание.

Выполните задание III.1 из рабочей тетради.

Задание II.4: Действие в повести разворачивается как в вертепе, народном театре. Подумай, какую сцену повести ты бы назвал самой театральной. Какую роль выбрал бы для себя?

Задание II.5: Мистическое, фантастическое в изображении Гоголя совсем не страшное, а скорее смешное. Понаблюдай над тем, как писатель изображает ведьму, черта.

VI. Подведение итогов урока.

Подводя итог урока, хочется вспомнить слова В.Г.Белинского: "Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их".