Эстрадный артист. Артист эстрады. Описание профессии

32.0

Для друзей!

Справка

Чем отличается артист эстрады от или, например, от ? Все они выступают перед публикой с творческими номерами, развлекают зрителей и слушателей. Но в выступлениях эстрадных артистов за развлекательной оболочкой скрывается наполненное глубоким смыслом содержание.

Эстрадное искусство существовало ещё в античности, его олицетворяли странствующие певцы, различные скоморохи, акробаты, жонглёры. Известно, что ещё в 19 веке куплетисты исполняли песни с текстами на злободневные темы. Чем смелее был номер, тем больший интерес он вызывал у аудитории.

Описание деятельности

Главное орудие труда эстрадного артиста - слово. С помощью умелого владения речью и правильной интонации ему удаётся создать цельный художественный образ. Он становится словно собеседником для зрителей. Такой артист может рассказывать им о простых бытовых ситуациях или серьёзных социальных вещах, но в обоих случаях его выступления заставляют публику смеяться.

Нередко артисты эстрады используют сценические костюмы, музыкальное сопровождение, исполнение песен. Автором сценария номера может быть как сам артист, так и отдельный специалист.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Трудовые обязанности

Эстрадный артист должен работать над созданием ярких, узнаваемых образов.Для этого ему необходимо находиться в творческом поиске, постоянно репетировать свои номера, вносить полезные поправки.В случае если его выступление состоит из нескольких номеров, ему следует определить их порядок - программу. Нередко концерты артистов эстрады снимают для трансляции на телевидении, это требует особой внимательности и недопущения ошибок со стороны выступающих.Представители эстрадного искусства также участвуют в пресс-конференциях, радио- и телепередачах, дают интервью журналистам. Некоторые артисты по отдельности или с группой коллег отправляются в гастрольные туры.

Особенности карьерного роста

Карьера артиста эстрады во многом зависит от его таланта. Большое влияние оказывает место его работы:от ресторана до сцены крупного концертного зала. Высока зарплата у тех, кто стал «звездой» эстрадного искусства, у остальных его представителей доход находится на среднем уровне. Опытные артисты эстрады пробуют себя в качестве преподавателей актёрского мастерства, авторов как своих, так и чужих номеров, телеведущих

Характеристика сотрудника

Представитель этой профессии - артистичный, общительный человек, способный придать словам необходимое значение и наделить его нужной интонацией. Ему понадобятся чёткое произношение, отсутствие дефектов речи, богатая мимика, хорошая память для запоминания текстов. Также будут полезными умения петь и танцевать. Творческое мышление, чувство юмора и наблюдательность помогут артисту эстрады самостоятельно придумывать актуальные и интересные для аудитории номера. Данный специалист должен суметь найти контакт с публикой, развеселить её. Ему следует быть уверенным в себе и не бояться объективов камер, пристального зрительского внимания.

Специальности: клавишные инструменты, саксофон и др. духовые инструменты, ударные инструменты, аккордеон, гитара, эстрадно-джазовое пение, эстрадный танец, конферанс (оригинальный жанр).

Требуемое образование:

Средне-специальное – любое училище или колледж эстрадного искусства, любое музыкально училище или училище искусств.

Высшее – любой институт культуры (эстрадный факультет), институты искусств (эстрадный факультет), институты и академии современного искусства.

Примечание: артистом эстрады в принципе можно стать и с любым непрофильным образование, были бы способности, сильное желание и настойчивость «проситься» в тот или иной эстрадный коллектив. Однако освоить музыкальный инструмент придётся на уровне не ниже музыкального училища.

Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:

Музыкальный слух, голос, чувство ритма, врождённый артистизм поведения на сцене, хорошая моторика пальцев для музыкантов, певческие голосовые данные для певцов, пластику движений, сильные и неутомимые ноги, красивую фигуру и выраженные хореографические данные для танцоров, хороший эстрадный голос и свойственное артистам чувство юмора и оригинальную внешность для артистов разговорного жанра. От певцов публика требует ещё и ярко выраженного внешнего обаяния. Чрезвычайно важна и музыкально-артистическая выносливость, то есть способность уверенно и красиво выступать перед публикой в течение часа без перерыва и дольше.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Занятия на музыкальном инструменте, пение (вокал), танцы, история музыки, история эстрадного искусства*, физкультура, русский язык и литература.

Характер и содержание работы по данной профессии:

Разучивание сольных и оркестровых (ансамблевых) партий и произведений для выступления на эстраде, поиск и отбор репертуара, постоянные репетиции, осуществление ухода за избранным инструментом, голосом или опорно-двигательным аппаратом, участие в концертных выступлениях, включая гастроли.

Очевидные плюсы:

Творческий характер работы, возможность стать знаменитым, погружение в мир искусства.

«Подводные камни», очевидные минусы:

Те же, что и для актёра, артиста цирка и режиссёра, музыканта и вообще для всех творческих профессий – муки творчества и слабая уверенность в своём профессиональном завтра. К тому же необходимо постоянно беречь голос или пальцы, т.к. любая травма или заболевание могут привести к потере способности исполнять на сцене, то есть к дискфалификации как артиста. Большая проблема в том, что, не состоявшись как профессионал, способный прокормить профессией семью, или уйдя с эстрады из-за травмы, экс-артист эстрады психологически очень тяжело приспосабливается к жизни вне эстрады и работе не по специальности. При этом работать ему приходится, как правило, в сфере, совсем не связанной с искусством (торговля, производства, органы управления, социальные органы), и в коллективах, члены которых в большинстве своём не способны понять, почему дипломированный эстрадный артист ушёл из профессии.

Возможные профессиональные заболевания – вегетососудистая дистония, заболевания кистей рук и предплечий, связанные с перенапряжением в результате чрезмерных репетиций, для вокалистов – заболевания голосовых связок – риск умеренный

Вилка зарплаты (в рублях в месяц)* (гонорары звёзд во внимание не принимаются)

В Москве: 15 000 – 90 000 (чаще 25 000)

В крупных областных центрах: 8 000 – 50 000 (чаще 20 000)

В глубинке России: 6000 – 12 000 (чаще работы нет вовсе, либо приходится много ездить с концертами по сёлам)

И этой профессией грезят сотни тысяч современных школьников. Мальчиков среди таких мечтателей, конечно, в несколько раз меньше, чем девочек (а в музыкальных училищах, обучающих по академическим программа с упором на произведения классиков, обычно вообще один юноша приходится на 4-6 девушек). Но среди абитуриентов музыкальных колледжей эстрадного направления юноши всегда были, есть и будут, и поступает их в процентном соотношении «абитуриенты – студенты» заметно больше, чем девушек . И, надо сказать, попасть на эстраду, получив надёжное специальное образование, среди выпускников школ желающих оказывалось довольно много во все времена.

Но одно дело желать, а другое – поступать. Дело в том, что в такое училище (ныне, как правило, колледж) надо сдавать экзамены по будущей специальности, а не просто проходить проверку слуха и голоса. Документы об окончании музыкальной школы предъявлять было не обязательно (в отличие от академического музыкального училища), но к исполняемым произведениям предъявлялись чётко заданные требования по уровню сложности. То есть, нужно было продемонстрировать определённый уровень исполнительской техники и знание музыкальных форм. И те, кто не учился в музыкальной школе, шансы имели только на специальность «эстрадное пение». Потому что найти качественный эстрадный голос (как и академический, предположим, для оперы и академического вокала) всегда было трудно. Сейчас же ситуация ещё более усугубилось, несмотря на повальное увлечение школьников прослушиванием всяческих эстрадно-музыкальных дисков. Хотя, удивляться тут нечему, поскольку Россию последнее время заполонила эстрадная дурновкусица, лень-матушка в получении начального музыкального воспитания школьников (то есть у нынешних школьников заметно снижен интерес к обучению в музыкальной школе) и всякие телевизионные химеры типа «фабрик звёзд», создающие у молодёжи иллюзии того, что стать артистом эстрады – легче лёгкого.

Но певческий голос – он и на эстраде голос. Бренчать дома под гитару или, тем более, пытаться петь под караоке, – это не способ выявить свои музыкально-певческие способности. Вообще, чтобы понять, какие у тебя данные будущего певца или, скажем, гитариста, нужно много раз выступить в концерте любительской эстрадной группы, которая может быть создана при школе или в ближайшем Доме культуры (центре досуга и творчества детей и юношества). А для этого нужно много и упорно репетировать. Если вы этого никогда не делали, то поступать на гитариста или саксофониста (тем более клавишника, пианиста) нет смысла: ваше доморощенное бренчание или выдувание хриплых звуков из саксофона никто слушать не будет. Но могут предложить вам

поучиться в работающей при эстрадно-музыкальном колледже музыкальной школе, где вы всё начнёте с нуля. Обучение, разумеется, платное. Но и самом колледже на бесплатные места, как правило, большой конкурс, поэтому заметная часть поступивших учится за деньги. Это, правда, не значит, что на первый курс зачислят вчерашнего школьника, не знающего нот и не понимающего значения слов «сольфеджио» и «музыкальный диктант».

Иное дело поступать на эстрадное пение . Как я уже обозначил, тут на приёмных испытаниях многое решает ваш голос. Но опять же – голос демонстрируется не сам по себе (возьми, мол, ноту или прокричи что-нибудь). Нужно исполнить минимум три эстрадных песни, а потом ещё и рассказать басню, стихотворение. Могут попросить и подвигаться, что-нибудь станцевать. Эстрадный певец немыслим без движений, танца и пантомимы, органично вплетающихся в ткань исполнения песни.

Но хорошие вокальные данные, чувство ритма и врождённая пластика движений – ещё не всё. Певец и певица должны быть привлекательны внешне, то есть и на лицо тоже.

Только не комплексуйте по поводу юношеских прыщей – они элементарно убираются без мучений. Да и редко у кого из молодёжи лицо взрослыми людьми воспринимается некрасивым. Важно, чтобы внешняя пригожесть сочеталась со всеми вышеперечисленными данными.

И помните: конкурс на учёбу по специальности «эстрадное пение» всегда большой – от трёх до 15-20 человек на место, во всяком случае он всегда больше, чем на духовые инструменты. Поэтому выше шанс поступить и добиться успеха у тех ваших конкурентов, кто до подачи документов хотя бы год (а лучше все пять лет) проучился в музыкальной школе-студии, либо занимался с профессиональным преподавателем вокала, либо хотя бы просто пел в любительской (самодеятельной) эстрадной группе.

Что касается танцоров, то конкурсы на это отделение обычно немного меньше, чем на пение, но тоже высоки. Может быть потому, что освоить технику эстрадного танца школьникам кажется намного труднее, чем петь. И, понятное дело, с нуля поступать в эстрадно-музыкальное училище не пойдёшь: ничего перед комиссией не «спляшешь».

На будущего конферансье же (артиста разговорного жанра), насмотревшись на пародистов и юмористов, тоже идут большими наплывами, тем более что прочесть юмореску и несколько басен всем кажется легко. Увы, всё оказывается не так, как представляется.

Но вот, гип-гип ура (!), вы поступили, проучились и сдали квалификационные экзамены – что дальше? А то же самое, что и у актёра – начинается волнующий период поиска работы, всякие кастинги, прослушивания, переживания, слёзы. Последние у кого-то текут рекой от радости, а у кого-то сами понимаете. Оборотная сторона любой творческой профессии – это везде процветающая вкусовщина в оценке таланта того или иного исполнителя. Причём, нередко импресарио (почти продюсер или его помощник), прослушав новых юных певцов и конферансье, просмотрев танцоров, никому «не отказывает» в таланте и квалификации. Но… именно для проекта, в который он отбирает голоса и «ноги», именно вы не подходите. Вас, разумеется, внесут в базу данных и… ждите. Или сами ищите себе продюссера.

И вот тут выясняется, что в наиболее выгодном положении оказались (как всегда) музыканты. Опять же не гитаристы, на которых все так рвутся (хотя инструмент этот, надо сказать, чрезвычайно трудный для освоения и… неблагодарный, потому что хороших гитаристов всегда единицы – таков закон природы, и ничего с этим не поделаешь). Мастера исполнения на духовых инструментах – саксофонисты, трубачи, кларнетисты, тубисты, тромбонисты – вот в ком всегда нуждаются самые разные эстрадно-симфонические оркестры и группы.

Пианисты-эстрадники нужны тоже, но им больше светит работать преподавателями, так как потребность в них меньше, чем в духовиках. И поступить на духовые инструменты всегда проще.

Разумеется, единицы из духовиков-эстрадников становятся любимцами публики, выступающими соло на разных концертных площадках. Зато подавляющее большинство выпускников с духовым инструментом в руках находят стабильные места в оркестрах и ансамблях и год за годом делают себе, не торопясь, музыкальную карьеру.

А петь… Вопрос неоднозначный. Вы ведь уже знаете: звёздами эстрады становятся единицы, многие из них причём откровенно бездарны да ещё и мало образованны. И, зная, что эти «звёзды» на самом деле поют хуже вас, но их всё равно продвигают, а вас просто держат в банке данных (на всякий случай), как вы себя поведёте в такой ситуации?

Впрочем, если вы прирождённый эстрадный артист, то как бы ни складывалась после учёбы ваша творческая судьба, само эстрадное искусство вам окажется дороже, чем карьера в нём. И вы хоть в простую школу пойдёте – урок музыки и пения вести (а что? Школьникам это будет воспринято на ура) – но профессию не предадите.

Поэтому не стану говорить и о заработках эстрадных артистов. Какой смысл? Это как ответил однажды Шуман одному из своих слишком расчётливых горе-учеников. Мучаясь над сонатой, тот вдруг спросил знаменитого к тому времени маэстро: «Когда же я наконец смогу зарабатывать игрой на фортепиано, чтобы вернуть все затраченные на обучение деньги?». И, сурово сдвинув брови, великий композитор ответил: «Ты сперва играть научись».

Словом, нелёгкая эта работа – растить в себе эстрадного артиста. Но, как говорится, попытка – не пытка. А вдруг получится? Однако, чтобы впоследствии не разочароваться в профессии (если вдруг выяснится, что именно вас она не может прокормить), сначала следует хорошенько подумать, положа руку на сердце: а что вас, собственно, влечёт на эстраду? Если неодолимая тяга к музыке и пению, танцу или конферансу, независимо от того, как сложится дальнейшая ваша судьба, то есть смысл попробовать. Но себя не обманешь. И если внутренний голос скажет вам, что эстрада для вас – просто придуманный вами путь в любимцы представителей противоположного пола (или просто в любимцы сверстников), то лучше не обольщаться, а найти себе другое, более рациональное занятие. И тогда сама собой решится психологическая проблема юности, которая заставила вас думать об эстраде.

Эта настройка позволит отфильтровать весь контент сайта по вузу: программы обучения, специальности, профессии, статьи. Вернуться к полному содержанию сайта можно отменив эту настройку.

Эта настройка позволит отфильтровать весь контент сайта по вузу.

  • НИУ ВШЭ

    Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

  • ИГСУ

    Институт государственной службы и управления

  • ВШФМ

    Высшая Школа Финансов и Менеджмента

  • ИБДА

    Институт бизнеса и делового администрирования

  • B&D

    Институт бизнеса и дизайна

  • РГУТИС

    Российский государственный университет туризма и сервиса

  • Московский Политех

    Московский политехнический университет

  • РГСУ

    Российский государственный социальный университет

  • МГРИ-РГГРУ им. Серго Орджоникидзе

    Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе

  • МФЮА

    Московский финансово-юридический университет

  • МИП

    Московский институт психоанализа

  • ИГУМО и ИТ

    Институт гуманитарного образования и информационных технологий

  • ВШКУ

    Высшая школа корпоративного управления

  • ИЭАУ

    Институт экономики и антикризисного управления

  • МГЭУ

    Московский гуманитарно-экономический университет

  • МФТИ

    Московский физико-технический институт (государственный университет)

  • МГИМО

    Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

  • НИЯУ МИФИ

    Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"

  • РАНХиГС

    Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

  • ВАВТ

    Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития России

  • Дипакадемия МИД РФ

    Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации

  • МГТУ им. Н.Э. Баумана

    Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана

  • МГУ имени М. В. Ломоносова

    Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

  • Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина

    Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина

  • МГМСУ им. А.И. Евдокимова

    Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова

  • МГЮА им. О.Е. Кутафина

    Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина

  • РНИМУ

    Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова

  • Финансовый университет

    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

  • РГУП

    Российский государственный университет правосудия

  • ФГБОУ ВО МГЛУ

    Московский государственный лингвистический университет

  • РЭУ им. Г. В. Плеханова

    Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

  • ПМГМУ им. И.М.Сеченова

    Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова

  • РТА

    Российская таможенная академия

  • РГУНГ им. И.М.Губкина

    Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина

  • ВГУЮ (РПА Минюста России)

    Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)

  • РГГУ

    Российский государственный гуманитарный университет

  • МИСиС

    Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

  • ГАУГН

    Государственный академический университет гуманитарных наук при Российской академии наук

  • РАМ им. Гнесиных

    Российская академия музыки имени Гнесиных

  • МГАВМиБ им. К.И.Скрябина

    Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина

  • РУДН

    Российский университет дружбы народов

  • МГИК

    Московский государственный институт культуры

  • РХТУ им. Д.И. Менделеева

    Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева

  • ГУУ

    Государственный университет управления

  • АГП РФ

    Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации

  • МГК им. П. И. Чайковского

    Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского

  • МГПУ

    Московский городской педагогический университет

  • МИЭТ

    Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

  • МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ

    Московский технологический университет (МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ)