Анализ барона на дне. Сатин и барон – бывшие интеллигентные люди (по пьесе м

В разделе на вопрос Характеристика Барона из пьесы "На дне" М.Горького заданный автором Ўлия Падерина лучший ответ это Барон (33года) - бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Некогда богатый аристократ, опустившийся до положения сутенера, Барон оставил далеко в прошлом сотни крепостных, кареты с гербами, кофе со сливками. .
Вот что он сам говорит: "Родился я в» золотой колыбели» С самого детства не испытывал нужды ни в чем.... Я был единственным ребенком в семье, и все внимание уделялось только мне. Вокруг постоянно находились слуги, и я не привык что-либо делать сам. Родители мои умерли, и все наследство досталось мне. Сам могу вести хозяйство… Вокруг столько же слуг, я ем все те же дорогие блюда все в тех же дорогих ресторанах, так же играю в игорных домах и салонах. Так я и промотал свое состояние"
.Он прекрасно понимает, что всего этого уже не вернуть. В пьесе Барон представлен полностью опустошенным, он ни во что не верит...

Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев общества. Это - одна из двух целей создания произведения. Глубинный смысл, который заложил в него автор - попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.

История создания пьесы

Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров - она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен - в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона - В. Качалов, Луки - И. Москвин, Насти - О. Книппер, Наташи - М. Андреева.

Основной сюжет произведения

Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это - внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.

Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику - она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.

Временной промежуток пьесы - несколько недель ранней весны. Время года - важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей - мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них - Актера.

Анализ пьесы

Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.

Сатин и Лука

Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука - носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.

Другие персонажи

Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча - появился и исчез.

Настя, продающая свое тело «на бульваре», верит в то, что есть светлая любовь, и она была в ее жизни. Клещ, муж умирающей Анны, верит, что он поднимется со дна и вновь станет зарабатывать на жизнь трудом. Ниточкой, которая связывает его с рабочим прошлым, остается ящик с инструментами. В конце пьесы он вынужден их продать, чтобы похоронить жену. Наташа надеется, что Василиса изменится и перестанет ее мучить. После очередных побоев, выйдя из больницы, она больше не появится в ночлежке. Васька Пепел стремится остаться с Натальей, но не может выпутаться из сетей властной Василисы. Последняя, в свою очередь, ждет, что смерть мужа развяжет ей руки и даст долгожданную свободу. Барон живет своим аристократическим прошлым. Картежник Бубнов, разрушитель «иллюзий», идеолог человеконенавистничества, считает, что «все люди лишние».

Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.

Главные герои

Светом для некоторых стал Лука. Горький дал Луке «говорящее» имя. Оно отсылает и к образу святого Луки, и к понятию «лукавство». Очевидно, что автор стремится показать несостоятельность идей Луки о благотворной ценности Веры для человека. Горький практически низводит сострадательный гуманизм Луки к понятию предательства - по сюжету пьесы бродяга уходит из ночлежки как раз тогда, когда те, которые ему доверились, нуждаются в его поддержке.

Сатин - фигура, призванная озвучить мировоззрение автора. Как писал Горький, Сатин не совсем подходящий для этого персонаж, но другого со столь же мощной харизмой в пьесе просто нет. Сатин является идейным антиподом Луки: он ни во что не верит, видит безжалостную суть жизни и того положения, в котором оказался он и остальные обитатели ночлежки. Верит ли Сатин в Человека и его силу над властью обстоятельств и совершенных ошибок? Страстный монолог, который он произносит, заочно споря с ушедшим Лукой, оставляет сильное, но противоречивое впечатление.

Есть в произведении и носитель «третьей» правды - Бубнов. Этот герой, как и Сатин, «стоит за истину», только она у него как-то очень страшна. Он человеконенавистник, но, по сути, убийца. Только гибнут не от ножа в его руках, а от ненависти, которую питает он к каждому.

Драматизм пьесы возрастает от акта к акту. Связующей канвой становятся утешительные разговоры Луки со страждущими его сострадания и редкие реплики Сатина, говорящие о том, что он внимательно слушает речи бродяги. Кульминация пьесы - монолог Сатина, произнесенный после ухода-бегства Луки. Фразы из него часто цитируют, поскольку они имеют вид афоризмов; «Все в человеке - все для человека!», «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!», «Человек - это звучит гордо!».

Заключение

Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.

Пьеса «На дне» живет уже более века и продолжает оставаться одним из наиболее сильных произведений русской классики. Пьеса заставляет задуматься о месте веры и любви в жизни человека, о природе правды и лжи, о способности человека противостоять нравственному и социальному падению.

А оно как зарычит! Как ногами застучит!

Да как вскочит со скамейки,

Да по-русски закричит...

Даниил Хармс

Среда обитания жителей костылевской ночлежки обозначена автором достаточно точно: дно, И даже несколько глубже, чем дно. К ним еще надо спуститься. Максим Горький, подчиняясь законам собственной эстетики, с присущим ему максимализмом создал галерею типических персонажей, наделил их именами и кличками, научил разговаривать и поселил в аду.

Вот типичный вор, типичный пропойца-рабочий, типичный мироед и типичный бывший интеллигентный человек. Таковых в пьесе трое. Актер - из актеров, Барон - из аристократов и, наконец, Сатин - из разночинцев. Однако нищета - великий уравнитель, всех подстригла, всех подравняла, построила, «все черненькие, все - прыгают».

Однако только два последних образа имеют в себе тенденцию внутреннего развития. Благодаря старцу-страннику Луке, они оживают, начинают шевелиться, мыслить, двигаться. Только векторы их движений направлены в противоположные стороны. Сатин в момент своего появления косноязычен, временами просто рычит, как зверь. Но знает умные слова. Например: «органон» или - «си-камбр» (надо полагать - каламбур). Уже в первом акте способен произносить афоризмы: «Труд - удовольствие, жизнь - хороша!» - и ругает Актера Сарданапалом.

Сразу заметно, что очень начитан. И Луке признается, что из телеграфистов. А в тюрьму сел, вступившись за честь сестры. Убил обидчика.

Барон другой, не похож на Сатина, не так умен и образован. Судя по всему - типичный оборванец, но твердит о вельможном семействе: «...Вояки! ...выходцы из Франции... Богатство... сотни крепостных... лошади... повара». Местами, и очень сильно, этот бред напоминает безумное вранье Хлестакова: «десятки лакеев... старая фамилия». Однако это может быть и правда. Часто на дно океана опускаются корабли, груженные золотом. Но обитателю дна по сути все безразлично.

Сатин старше Барона лет на семь. Он хорошо и умно говорит в конце пьесы. У Барона нет связи в мыслях. И сами мысли куцые, короткие. Между ними прорехи. Речь Сатина гладкая, а ночью. когда напивается, и в отсутствие Луки, говорит монологи. На что Барон меланхолически замечает: «Ты всегда добрый, когда выпьешь... И умный...» За это Сатин говорит ему знаменитый. монолог о человеке, о том, что «это - звучит гордо», что он выше сытости, что рождается для лучшего.

Сатин - игрок, карточный шулер. Когда-нибудь его побьют до смерти. Он это знает. Но смерти не боится. Не боится он и жизни. Старец Лука это замечает: «Легко ты жизнь переносишь!» У Барона нет сатинской ясности. Он признается, что трусит, боится будущего. Он жалуется на туман в голове «с той поры, как помнит себя, то есть всю жизнь. У него все существование дрянь и туман, и дела и мысли - сплошные куцые обрывки. То десятки лакеев, то какой-то серый пиджак, то деньги казенные растратил... тюрьма». Нет у человека прошлого, значит, нет и будущего. Барон не способен к высокому. Он и Луку не понимает. «Старик - шарлатан, - твердит он телеграфным своим языком, - старик - глуп». В Бароне и гордости нет человеческой. Он перед Васькой Пеплом готов собакой лаять и на четвереньках ходить. А все оттого, что прекрасно знает свое место. В этом ему нельзя отказать. Сатин другой. Ему предложи полаять - он глотку перегрызет.

Он все потерял: имя, работу - не потерял одного: ощущения ценности свободы. Он независим от обстоятельств... Ему легко. Он умеет смеяться. Он Барону пеняет: «Образованный человек, а карту передернуть не можете»... Сам передергивает постоянно. Но получается плохо, потому-то бьют часто и часто продувается в прах. И все-таки именно ему дарит Горький замечательную фразу, которую Сатин произносят, как тост, стоя: «Хорошо это... чувствовать себя человеком!..» Он имеет энергию жизни, энергию надежды.

Барон все потерял. Возможно, он предел распада и разрушения личности. Он ближе всех к смерти. Недаром именно он сообщает: «На пустыре... там... Актер... удавился!»

Образы Сатина и Барона знаковые в пьесе. Горький развел их на полюса. Несмотря на внешнюю их близость, они - антиподы. Сатин устремлен вверх. Он имеет надежду вынырнуть, он - личность. В нем живет острое чувство собственного достоинства и свободы. В Бароне ничего не живет. В нем все выгорело.

Образы Сатина и Барона очень важны. Они создают напряженность, особое поле, которое возникает между этими людьми. Благодаря их внутреннему противостоянию в пьесе образуется своеобразное игровое пространство, где реализуют себя остальные персонажи.

Если домашнее задание на тему: » САТИН И БАРОН – БЫВШИЕ ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЕ ЛЮДИ (По пьесе М. Горького «На дне») оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      1. Человек и правда в пьесе М. Горького «На дне». 2. Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма. 3. Проблематика добра 1. Связь с эпохой. В драме отразились противоречия русской жизни накануне первой русской революции, противоречия капиталистического мира и отношение Горького к
    • РУЧЕЙ стихотворение Физические свойства ниобия
    • Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Барон , ЗЗ года. — Барон — носящий звание, достоинство баронства, низшей ступени именитого (титулованного) дворянства. Из наследственных баронских родов в Российской империи большинство было прибалтийского и иностранного происхождения.

Из-за широкого распространения этого титула и увеличения числа его носителей (зачастую не имевших никаких имений) он потерял общественном мнении всякое уважение Тем более что баронство жаловалось иногда и купцам. Негативно насмешливо окрашенные выражения барон ские замашки, баронить уже в середине XI столетия имели значения «величаться, пускать пыль, корчить вельможу» . Отсюда — один шаг до пробаронить, пробарониться — разориться вчистую, спустил имение. Таким образом, прозвище этого персонажа отражает не только его прошлый социальный статус и не только одно из качеств его характера — стремление почваниться высоким происхождением.

Впрочем, кличка этого персонажа вызывает и ассоциацию со знаменитым вралем, увековеченным писателем Э.Распе — бароном Мюнхгаузеном. Подобная ассоциация заставляет отнестись ко всему, что рассказывает обитатель костылевской ночлежки, по меньшей мере с недоверием. его воспоминания о прошлом — слишком общие, из которых, кажется, самая запоминающаяся и чаще всего повторяемая деталь — кофе со сливками, который барон пил лежа в постели — следует признать плодом фантазии. На подобные размышления наталкивает и относительно бедная и грубая речь персонажа.

Обращает на себя внимание точно указанный возраст персонажа — 33 года. И это символично. Спаситель именно в 33 года принял крестную муку во имя искупления рода человеческого. Именно поэтому традиционно считается, что к этому моменту человек должен состояться как личность и как член социума, прославить свое имя. Между тем Барон к 33 годам окончательно потерял себя — даже имя, без которого «нет человека». Не случайно, конечно, что в акте IV он, задав себе страшный вопрос: «Ведь зачем-нибудь я родился … а?» — не может дать ответа.

В произведении Горького “На дне” есть множество интересных персонажей со своей уникальной историей становления тем, кем они являются на момент повествования в произведении. В ночлежке место себе нашли люди самых разных кровей и происхождений, одним из которых стал бывший помещик Барон.

Барон – взрослый мужчина, один из жителей ночлежки, по совместительству работающий сутенёром. К такой жизни, по его словам, его привела череда несчастий, из-за которой он оказался без гроша, после чего, ему пришлось отправиться искать себе крышу над головой. Именно этим он и оправдывает своё нынешнее состояние.

Барон, по его рассказам, вырос в очень богатой дворянской семье, где он был единственным и любимым ребёнком, которому ни в чём не отказывали, потакая каждой его прихоти, из-за чего он вырос весьма избалованным мальчиком, за которого всё всегда делали другие, из-за чего он также стал весьма несамостоятельной персоной.

Его несамостоятельность доходила до абсурдного, вплоть до того, что он не мог сам принять ванну, о чём вечно просил слуг, а слуги же в свою очередь, боясь перечить золотому мальчику, подчинялись ему беспрекословно, делая всё, что тот им прикажет. Поэтому о и вырос человеком, который не в состоянии жить самостоятельно без чьей либо поддержки. Из-за этого, после смерти родителей он не смог справится с хозяйством, и правильно распорядиться деньгами, из-за чего всё потерял, и теперь живёт в ночлежке, только лишь грезя о былых временах, когда он мог позволить себе всё что угодно, а на данный момент, едва ли может позволить себе проживание в этой самой ночлежке.

Однако, даже потеряв всё своё состояние, он так и не изменился. Данный случай его ничему не научил, он так и не смог научиться самостоятельности, даже проживая в ночлежке. Характером он так и остался всё тем же избалованным мальчишкой, за которого когда то всё делали слуги. Также в его характере ясно прослеживается надменность и высокомерие, так как он считает, что если он родился в богатой аристократической семье, то его положения на порядок выше всех окружающих его людей на момент повествования. Он один из самых низко павших персонажей в произведении, который даже со своим новым положением смириться не в силах, продолжая уповать воспоминаниями о прошлой богатой жизни. Именно в этом и весь образ данного персонажа в произведении Горького “На дне”.

Вариант 2

Произведение Горького “На дне” даёт нам полное разнообразие персонажей и образов, дабы мы могли целиком и полностью проникнуть смыслом и целью произведения, сделать для себя выводы, дать полную характеристику того, что же описывается в произведении. Одним из решающих характеризующих образов стал образ Барона.

Барон – мужчина средних лет, который по своей глупости и неспособности к управлению потерял всё, что у него имелось, соответственно он и стал обитателем ночлежки, в которой находятся все персонажи произведения. Только благодаря своей безответственности он потерял всё то, что имел, а имел он немало, соответственно, можно сделать вывод, что Барон весьма жалкий человек.

По характеру Барон очень высокомерен и очень высокого о себе мнения, что уже может дать нам его характеристику, как не очень хорошего человека, и так оно и есть. Всю свою жизнь Барон был под присмотром родителей и слуг, так как он из весьма знатного рода, то всё для него делали окружающие, и он не знает каково это, когда ты предоставлен сам себе и сам управляешь своей жизнью. Соответственно, из-за данной неспособности к самостоятельной жизни, он и потерял всё, оставшись совсем один после смерти своих родителей.

Также в его характере можно выделить несколько отдельных черт, например его надменность и принижение окружающих. С самых малых лет ему внушали то, что нет никого лучше или выше его по положению в обществе, говоря ему о том, что все окружающие обязаны выслуживаться перед ним, давая ему всё, чего он пожелает, что сделало его таким, каков он стал. Основная проблема его характера заключается в его плохом воспитании. Его родители попросту не занимались этим, отдавая всю ответственность за мальчика на слуг, а те в свою очередь весьма и весьма льстили молодому Барону, дабы получить от него или от его родителей похвалу.

Таким образом, мы видим, что автор пытался донести до читателя мысль о том, что воспитание крайне важно, наряду с самостоятельностью, ведь не всегда рядом может быть человек, который тебе поможет, поддержит, или же подаст руку помощи в ответственный момент, и поэтому стоит чаще полагаться на самого себя, а не на кого-то другого. Примером данной оплошности в воспитании как раз таки стал Барон. Я считаю, что именно через его образ автор пытался передать именно эту мысль своему читателю.

Сочинение про Барона

Действие происходит в ночлежке для нищих, которую содержат супруги Михаил Иванович и Василиса Карповна Костылёвы. Эти люди лишились абсолютно всего, а некоторые даже собственного имени, автор называет только их клички: Клещ, Актёр, Татарин, Барон. Мы подробно рассмотрим образ Барона.

Барон, наверное, один из самых жалких персонажей пьесы. Он выходец из знатной дворянской семьи, поэтому за ним закрепилось такое прозвище. Сам он говорит, что предки его были «дворяне… вояки!.. выходцы из Франции…», а дедушка занимал высокий пост при Николае Первом. Однако, в свои 33 года он уже успел промотать всё своё состояние. В прошлой жизни остались кареты, множество слуг, роскошные дома. Он говорит, что был единственным ребёнком, который никогда не испытывал нужды, которому ничего не позволяли делать самому, потому что для этого существовали слуги. Он неудачно женился, и в короткий срок растратил всё наследство на шикарные рестораны и азартные игры. Поступив на службу, он растратил казённые деньги, за что попал в тюрьму, а оттуда – в ночлежку.

Из пьесы становится ясно, что Барон сожительствует с Настей – ещё одной обитательницей ночлежки. Настя зарабатывает на жизни проституцией, но любит читать книги о любви, за что её постоянно высмеивает Барон. Он также позволяет себе обзывать её «дура», «дурёха», высокомерно относится к её низкому происхождению и образу жизни. Но это не мешает ему выпрашивать у женщины деньги на выпивку. Такое поведение показывает его гордость, высокомерие и неблагодарность.

Трудности жизни полностью опустошили Барона, причём не только материально, но и духовно. Конечно же, ему предельно ясно, что богатая жизнь осталась в прошлом, но он постоянно вспоминает о ней и рассказывает всем обитателям ночлежки, пропуская мимо ушей их насмешки.

Пьеса Максима Горького «На дне» была написана в начале 1902 г, после 20 лет наблюдений автором жизни «бывших людей». Ещё десятилетним мальчиком будущему великому писателю пришлось отправиться «в люди». С самого детства он видел жизнь настоящего «дна» общества, что впоследствии нашло отражение в его произведениях. Ранние работы Горького окружают ореолом романтики жизнь бродяг, ему нравилась независимость этих людей, не привязанных к материальным ценностям. Однако, пьеса «На дне» показывает уже совершенно другую позицию автора, пугает беспощадной правдой жизни социальных низов общества.

Несколько интересных сочинений

  • Как вы понимаете слова Конёнкова: «Мечта всегда крылата - она обгоняет время»? Сочинение
  • Анализ рассказа Шукшина Алёша Бесконвойный

    Наверное, каждый человек знает Василия Шукшина, который написал огромное количество разных произведений. Большинство произведений написано на тему деревни, а также жизни людей в этой деревне.

  • Сочинение Забавы осеннего ветра (4 класс русский язык)

    Осень – прекрасная пора. Она дарит нам незабываемые ощущения свежести, прохлады и напоминает об уходящих теплых деньках. Солнышко еще греет, но по-детски. Деревья одеваются в разноцветные яркие костюмы

  • Сочинение Учимся работать 7 класс

    Никогда ранее не задумывался о том, почему все взрослы нас заставляют трудиться. Буквально с малых лет, едва я стал хорошо стоять на ногах, меня стали брать на копку картофеля, давали маленькое ведерко и в шутливой форме предлагали помочь

  • Без имен существительных мы бы жили в другом мире. Мы не могли бы общаться и с трудом понимали друг друга. Не смогли бы объяснить куда идти, что принести или подать. Об этом обычно не задумываешся