Джимми пейдж образование в т ч музыкальное. Джимми Пейдж сейчас

В детстве Джимми слушал рок-н-ролл, часами просиживая возле радиоприёмника. Он вспоминает: «Когда я услышал запись “Baby, Let"s Play House” Элвиса, во мне проснулось . Помню, я услышал две гитары и бас и подумал: “Я тоже хочу так, как они”. В этой музыке было столько энергии и жизни!» Его первой гитарой была копия «Стратокастера». Джимми было 14, и он повсюду искал возможность учиться игре на гитаре. Благоприятным обстоятельством было то, что в его окружении оказались люди, любившие блюз, рок, ритм-энд-блюз. Они собирали эти волшебные записи и давали их слушать тем, у кого не было возможности покупать пластинки. Этот период жизни был важнейшим для Джимми. Его родители не были против гитары, скорее, были рады, что Джимми хоть чем-то занялся помимо изобразительного искусства. Он не расставался с гитарой, и в скором времени в его жизни появились первые группы и первые выступления.

Ему было 15, когда вместе со своей скиффл-группой он появился в телевизионной программе ВВС «All Your Own». В коротком интервью Пейдж заявлял, что в будущем хотел бы заняться… биологическими исследованиями. Из воспоминаний Джимми Пейджа: «Я ничего не умел сыграть как следует - только несколько фрагментов разных соло, и всё. Меня вдохновляли Скотти Мур, Джеймс Бёртон, чуть позже Джонни Викс. Потом я стал слушать блюзменов: Элмора Джеймса, Би Би Кинга и других. Из этого родилась некая смесь рок-н-ролла и блюза ».

Первым серьёзным испытанием для Джимми стала группа THE CRUSADERS. «Крестоносцы» гастролировали в ужасных условиях, и Джимми, заработав воспаление гланд, оставляет группу и приводит вместо себя своего друга Джеффа Бека, которого юные коллеги Пейджа забраковывают. А Джимми тем временем возвращается в художественный колледж в Южном Лондоне. Ему всего 18, и будущее представляется юноше весьма туманным.

В то время в лондонском «Marquee Club», в этой «блюзовой Мекке», были организованы джем-сейшны, становящиеся популярными среди музыкантов. Так начинался британский блюзовый бум. Именно там Пейдж привлёк внимание аранжировщика Майка Линдера, который пригласил Джимми в студию в качестве сессионного музыканта. Пейдж оказывается перед выбором: карьера музыканта или художника? Решение принято, Джимми бросает художественный колледж и идёт на студийные «галеры». Музыка поглощает его всецело.

Три года работы Джимми Пейджа в студиях переоценить невозможно. За это время он участвовал в сотнях записей (свыше 50% всех записей, вышедших в Англии), сотрудничая с такими группами, как THE WHO, THEM, THE ROLLING STONES, THE KINKS, DONOVAN, а также с выдающимися исполнителями: Томом Джонсом, Брэндой Ли, Лулу. Джимми научился играть всё что угодно, с первого дубля и в разных стилях: классику, блюз, рок, фолк и даже джаз. Джимми вспоминает: «Когда я впервые начал играть как сессионный музыкант, я не знал, как читать ноты, но в конечном счёте мне пришлось научиться. На первых сессиях продюсер говорил: “Играй что хочешь. Великолепно”. Но вскоре это уже не спасало. Чем больше сессий я проходил, тем больше им хотелось, чтобы я считал для них ворон на телеграфных проводах» (т. е. играл по нотам - Ю. П. ).

Джимми пришлось узнать, как делается музыка, как исполнители взаимодействуют между собой, как аранжировщики из ничего делают «конфетки» завершённых проектов. Работа с саксофонистом Табби Хейсом, с Бартом Бакара научила его фантастическому пониманию аккордов и гармонии. Джимми успевает делать многое одновременно: записывает саундтрэки к фильмам, пишет множество песен с Бобби Грэмом и Джеки де Шеннон, заводит своё музыкальное издательство («James Page Music»), становится штатным продюсером компании «Immediate», оставаясь при этом самым востребованным гитаристом во всём британском шоу-бизнесе. Студийная работа приучила его к дисциплине в творчестве и впоследствии помогла ему стать для LED ZEPPELIN тем, кем Джордж Мартин был для BEATLES. Но Джимми властно влечёт к себе Его Величество Рок-н-ролл. В феврале 1965 года Пейджа приглашают в THE YARDBIRDS заменить Эрика Клэптона. Он отказывается и снова прячется за Джеффа Бека, предлагая того вместо себя, как и в случае с THE CRUSADERS.

Наступает 1966 год. Джимми уже 21, и его не устраивает участь подневольного студийного раба. Он получает второе приглашение в группуTHE YARDBIRDS, где уже уверенно играет его друг Джефф Бек, и принимает это предложение. Джимми берётся то за бас, то за гитару. Вскоре группа едет в трёхнедельное турне по Великобритании, «разогревая» THE ROLLING STONES. Друзья немного «прикалываются», выступая в старых военных мундирах с немецкими железными крестами. Незадолго до этих гастролей группа THE YARDBIRDS c Беком и Пейджем снимается в фильме Антониони «Blow-Up», исполнив композицию «Stroll On». После тура по Великобритании группа отправляется на гастроли по США. Время, проведённое Джимми Пейджем в THE YARDBIRDS, стало для него ещё одной ступенькой «лестницы к небу», на котором судьбой или Богом начертано: LED ZEPPELIN. После ухода Бека из группы уходят и остальные музыканты. Пейдж решает создать свою собственную группу. Он набирает новый состав, названный THE NEW YARDBIRDS. Рядом с ним оказываются старый знакомый по сессионной работе, басист и клавишник Джон Пол Джонс, вокалист Роберт Плант и барабанщик Джон Бонэм. Вскоре название группы изменяется на LED ZEPPELIN (Свинцовый Дирижабль). Легенда гласит, что название придумал Кейт Мун из THE WHO ещё во времена THE YARDBIRDS, а Пейдж сократил слово lead до led . Кстати сказать, в 2003 году реанимированная группа THE YARDBIRDS выпустила альбом «Birdland», на записи которого в качестве гостей отметились Джефф Бек, Стив Вай, Джо Сатриани, Брайан Мэй, Слэш и Стив Люкатер.

Впоследствии Джимми Пейдж рассказывал: «Пришло время создавать L ed Z eppelin, а все мои наработанные идеи уже были словно записаны в блокноте. В общем, огромную пользу принесла как работа в студии, так и в T he Y ardbirds. L ed Z eppelin во многом опирались на этот опыт».

А теперь давайте пробежимся по хронологической схеме истории LED ZEPPELIN со времени её первого выступления 15 октября 1968 года в университете графства Суррей и до трагического дня роспуска группы,отмечая вехи славного 12-летнего пути в виде выпущенных группой альбомов.

В январе 1969 года выходит дебютный альбом «Led Zeppelin I», на обложке которого изображён горящий немецкий дирижабль «Гинденбург». Альбом «Led Zeppelin II» (1969) считается лучшим. Он, по общему мнению, открыл новые пути для развития рок-музыки. Композиция «Whole Lotta Love» выражает, как сказали бы сегодня, новое мышление музыкантов.

27 сентября 1970 года авторитетный журнал «Melody Maker» признаёт группу лучшей в мире. В этом же году группа выпускает альбом «Led Zeppelin III» с преобладанием фолка и явным влиянием индийской музыки. Кстати, Пейдж был первым из гитаристов, кто приобрёл ситар , и сам Рави Шанкар любезно научил Джимми Пейджа настраивать этот экзотический инструмент.

В 1971 году выходит четвертый диск LED ZEPPELIN без названия на обложке. В этом альбоме записан суперхит ХХ столетия - рок-баллада Пейджа «Stairway To Heaven» с неразгаданными по сей день стихами Роберта Планта. Пятый альбом «Houses Of The Holy» (1973) был принят публикой с оговорками. Всем стало ясно, что музыканты находятся на перепутье.

В период записи двойного альбома «Physical Graffity» (1975) Пейдж и Плант путешествуют по Марокко. Оттуда они и привезли знаменитый восточный рифф для композиции «Kashmir». Новый альбом «Presence» (1976), построенный на тяжёлых гитарных риффах, появился в экстремальных условиях и стал любимым альбомом Пейджа. Гитарист вспоминает: «…запись была сделана через восемнадцать дней после того, как Роберт Плант попал в серьёзную автомобильную катастрофу. У Роберта был перелом ноги, и никто не знал, будет ли он снова ходить. Мы должны были уложиться в три недели, так как студийное время после нас было забронировано для R olling Stones». В альбоме «In Through The Out Door» (1979) преобладают клавишные. Хитами альбома стали «Hot Dog», «Fool In The Rain» и «All My Love» - песня-посвящение Роберта Планта своему умершему сыну. С каждым новым альбомом всем казалось, что успех группы будет только возрастать, что «лестнице в небо» не будет конца. Альбомы продаются, как горячие гамбургеры, на концерты группы собирается до 200 тысяч человек. Однако 25 сентября 1980 года неожиданно умирает Джон «Бонзо» Бонэм, уникальный барабанщик группы. И его коллеги по группе, понимая, что без Бонэма они вместе играть больше не смогут, решают группу распустить, о чём и было официально объявлено 4 декабря 1980 года.

В марте 1981 года Джимми Пейдж возвращается на сцену и участвует в шоу Джеффа Бека в «Hammersmith Odeon». В 1984 году Пейдж записывает с Робертом Плантом альбом «The Honeydrippers», а с Джоном Полом Джонсом - саундтрек к фильму «Scream for help». После распада легендарной группы её участники выступили вместе (в разных сочетаниях) несколько раз. Например, 13 июля 1985 года на «Live Aid» (с ударником Филом Коллинзом из GENESIS); 14 мая 1988 года на юбилее фирмы звукозаписи «Atlantic» (на ударных вместо покойного Бонэма играл его сын Джейсон). Спустя почти 20 лет 10 декабря 2007 года в лондонской «O2 Arena» состоялось благотворительное выступление воссоединённых музыкантов LED ZEPPELIN Джимми Пейджа и бас-гитариста Джона Пола Джонса (на ударных снова играл Джейсон Бонэм-младший). 1 июня следующего, 2008 года оба музыканта были приглашены выступить вместе с группой FOO FIGHTERS на стадионе Уэмбли. И старики показали молодым, что такое рок-н-ролл!

В творчестве супергруппы LED ZEPPELIN соединились блюз и хард-рок, классика и психоделика, английский фольклор и восточный мелодизм - и всё это было намертво сцеплено, скреплено жёсткими гитарными риффами и тяжёлыми припевами. Сам Пейдж определил этот стиль так: «Много цветов и оттенков, сочетание света и тени ». Неслыханное доселе сочетание разнородных элементов вкупе с загадочными текстами песен, виртуозностью и спонтанностью импровизаций Пейджа, необычайным «негритянским» вокалом и губной гармоникой Планта, плывущим звуком оргáна Джонса, катастрофическим грохотом барабанов Бонэма создавало неповторимую атмосферу звучания группы, новый саунд, новую форму и новое содержание. LED ZEPPELIN стали родоначальниками таких стилей, как хард-рок и хэви-метал. Их творчество, подобно «Большому взрыву», способствовало появлению на свет новых музыкальных галактик: DEEP PURPLE и BLACK SABBAT, URIAH HEEP и NAZARETH, QUEEN и IRON MAIDEN, METALLICA и многих других.

Сегодня мы можем говорить об итогах деятельности группы LED ZEPPELIN. Но деятельность самого Джимми Пейджа продолжается по сей день. Он так же бодр и энергичен, как и в юности. Его постцеппелиновская история ярка и разнообразна. Он выпустил последний, 9-й альбом LED ZEPPELIN «Coda» (1982), составленный из не издававшихся ранее студийных записей группы. В этом же году вышел его саундтрек к фильму «Death Wish II» (1982). Пейдж пытается создавать новые группы: THE HONEYDRIPPERS - альбом «Vol. 1» (1984); THE FIRM - альбомы «The Firm» (1985) и «Mean Business» (1986). В 1988 году Джимми Пейдж записывает сольный альбом «Outrider». В 1990 году он выпускает цифровой мастеринг 26 хитов группы LED ZEPPELIN (альбом «Remasters»). В 1993 году выходит его совместная работа с Дэвидом Ковердэйлом из WHITESNAKE - «Coverdale /Page», в 1994 году - с Джеффом Беком. Оставив Ковердэйла, Пейдж выступает с Робертом Плантом на MTV с программой «Unledded» и записывает с ним два альбома: «No Quarter» (1994) и позднее - «Walking Into The Clarksdale» (1998).

Новый век Пейдж встречает альбомом, записанным с Джоном Полом Джонсом - «Lovin’Up A Storm» (2000). В этом же году он реализует совместный проект с группой THE BLACK CROWES. Итогом этого союза стал альбом «Live At The Greek», записанный в 1999 году во время выступления в «The Greak Theatre» в Лос Анджелесе, и последующее турне. По итогам этого тура Джимми Пейдж получает награду «Grammy» «за лучшее хард-роковое выступление в 1999 году». В 2003 году Джимми выпускает альбом «The West Was Won», на котором записаны 18 треков из выступлений LED ZEPPELIN 1972 года во время турне по США. В 2005 году Джимми Пейдж получает Орден Британской Империи за благотворительную деятельность в Бразилии. Годом позже он становится почётным гражданином Рио де Жанейро и в этом же году получает музыкальную награду «Grammy». В 2006 году Пейдж почти одновременно был удостоен престижной шведской награды «Polar Music Prize» как «one of the great pioneer of music» и введён в Зал Музыкальной Славы Объединённого Королевства. В этом же году Джимми Пейдж выпускает альбом «Mothership» и участвует в записи альбома Джерри Ли Льюиса «Last Man Standing».

24 августа 2008 года миллиарды телезрителей всего мира в течение нескольких минут могли видеть и слышать своего кумира Джимми Пейджа. Он выступил на стадионе, на церемонии закрытия Пекинской Олимпиады—2008 в дуэте с Леоной Льюис, победительницей британского реалити-шоу «The X Factor». Они выступали, находясь на превращённой в сцену крыше двухэтажного лондонского автобуса, за рулём которого сидел футболист Дэвид Бэкхем. Музыканты исполнили классическую композицию LED ZEPPELIN «Whole Lotta Love» в новой аранжировке, и эта песня в глазах всего мира стала музыкальным символом, гимном будущей Олимпиады—2012 в Лондоне.

В январе 2009 года на кинофестивале «Sundance Film Festival» был показан документальный фильм об электрогитаре «It Might Get Loud» (реж. Дэвис Гаггенхайм), в котором участвуют трое легендарных гитаристов разных поколений: Эдж (U2), Джэк Уайт (THE WHITE STRIPES) и Джимми Пейдж, чьё имя неразрывно связано прежде всего с группой LED ZEPPELIN. Вскоре фильм прошёл по всему миру с триумфальным успехом.

Всё перечисленное - лишь малая часть того, что делает и в чём сегодня участвует гитарист Джимми Пейдж. Последние годы на него сходит лавина всяческих наград и почестей: ему вручают Орден Британской Империи, в очередной раз вводят в Зал Славы Рок-н-ролла; университет графства Суррей, где состоялось первое выступление LED ZEPPELIN, награждает его почётным званием Доктора honoris causa . Различные журналы и фонды награждают его премиями и званиями, вроде «Легенды рока» и т. п. И на фоне всей этой приятной суеты музыкант продолжает главное дело своей жизни: записывается, выступает и сочиняет новую музыку. Вклад Джимми Пейджа в мировую музыкальную культуру столь велик, что уже сегодня не кажется невозможной мысль: и через сто лет его гений будет восхищать людей.


С раннего детства Джимми увлекался рок-н-роллом, когда ему было 12, первой его гитарой была копия Fender Stratocaster. В его окружении были люди, любившие рок, блюз, ритм-энд-блюз и это было весьма кстати. Они собирали записи и давали их прослушать тем, у кого не было денег на покупку пластинок. Родители Джимми были рады, что их сын увлекся гитарой.

Первой группой для Джимми стала THE CRUSADERS, что в переводе означает «Крестоносцы». Их гастроли проходили в ужасных условиях, и вскоре заработав воспаление гланд Джимми, покидает группу. Ему было всего 18 и в то время в«MarqueeClub»(Лондон), проходили популярные среди музыкантов джэм-сейшны. Там Пейдж привлек внимание Майка Линдера, который предложил Джимми поработать в студии, сессионным музыкантом.

3 года работы в студиях не прошли даром. За это время он успел посотрудничать с такими известными группами, как THE ROLLING STONES, DONOVAN, THE KINKS . Джимми играл все что угодно: блюз, фолк, рок, классику, и даже джаз. Он много работает: пишет саундтрэки к фильмам, создает много песен с Бобби Грэмом, имеет собственное музыкальное издательство, так же является продюсером в компании «Immediate».

В 1966 году Джимми исполняется 21. Его приглашают в группу THE YARDBIRDS, где играет его близкий друг Джефф Бек. Он соглашается на предложение группы и берется то за гитару, то за бас. Вскоре их группа едет в турне по Великобритании, они выступают на разогреве у легендарных ROLLING STONES. Сразу после того, как Бек ушел из группы, ее покидают и остальные участники. Пейдж принимает решение создать свою, новую группу. Он собирает новый состав, они называют себя THE NEW YARDBIRDS. Вскоре название группы меняется на LED ZEPPELIN или "Свинцовый Дирижабль". В начале 1969 года появляется дебютный альбом “LedZeppelin I”, в скором времени выходит и следующий “Led Zeppelin II”, который по праву признается лучшим альбомом. 27 сентября 1970 года по версии журнала «MelodyMaker» LED ZEPPELIN признана лучшей в мире группой. Также в этом году выходит следующий альбом "LedZeppelin III”, в котором преобладает фолк и индийская музыка.

С каждым новым альбомом успех группы только возрастает. Альбомы продаются с молниеносной скоростью, на их концерты собираются полные залы почитателей и преданных фанатов. Но к несчастью 25 сентября 1980 года умирает уникальный барабанщик группы Джон Бонэм. Его коллеги, понимая, что без Бонэма они играть больше не смогут, решают распустить группу (4 декабря 1980 года). Спустя 20 лет после распада, в 2007 году в Лондоне состоялось благотворительное выступление воссоединившихся музыкантов LED ZEPPELIN, уже успевшего стать легендой Джимми Пейджа и бас-гитариста Джона Пола Джонса (на ударниках выступил Джейсон Бонэм-младший).
Джимми Пейдж занимается своим любимым делом и по сей день. Он так же полон сил, как и в юности. В 1988 году в свет выходит сольный альбом “Outrider”, а в 1990 году Пейдж выпускает цифровой сборник 26 хитов LED ZEPPELIN.

Джимми Пейджа сделал поистине большой вклад в мировую музыкальную культуру, а это, в свою очередь, не ставит под сомнение мысль о том, что и через сто лет его талант будет восхищать людей во всем мире.


Джимми Пейдж - музыкант, имя которого навсегда останется легендой даже для тех, кто не является фанатом рок-музыки. Виртуозный гитарист, продюсер, композитор и аранжировщик - таланты Джимми Пейджа можно перечислять бесконечно. Однако главным достижением музыканта и делом всей его жизни стал, безусловно, культовый рок-коллектив , творчество которого до сих пор остается актуальным и популярным.

Детство и юность

Будущая рок-звезда родился 9 января 1944 года в Лондоне. Раннее детство музыканта прошло в Хестоне, лондонском пригороде, а в 1952-м семья Джимми переехала в город Эпсом. Как позднее признавался в интервью сам Пейдж, он рос замкнутым ребенком и до пяти лет не общался со сверстниками.

Эта добровольная изолированность, по мнению Джимми, сформировала его характер: музыкант не страшится одиночества и даже, напротив, чувствует себя гармонично, не общаясь с людьми.

Впервые Джимми попробовал играть на гитаре в 12 лет - на чердаке мальчик нашел старый отцовский инструмент. Расстроенная акустика не впечатлила юношу, однако через некоторое время Пейдж, вдохновленный песней , захотел научиться играть. Школьный товарищ показал Джимми несколько аккордов - так начался путь Пейджа к вершинам славы.


Вскоре молодой человек уже начал ходить в музыкальную школу и усердно заниматься самостоятельно. Как признавался сам Джимми, лучшими учителями для него в то время стали Скотти Мур и Джеймс Бертон - гитаристы, выступавшие вместе с Элвисом Пресли, а любимой песней навсегда осталась «Baby Let’s Play House».

В 14 лет Джимми получил в подарок от родителей первую электрогитару. С тех пор юноша практически не выпускал инструмент из рук: школьным учителям даже приходилось забирать гитару Пейджа до конца занятий. Примерно в тот же период у Пейджа появились товарищи по увлечению.


Молодые люди пробовали создавать музыкальные коллективы, сочиняли песни и перепевали популярные хиты. После школы Джимми поступил в художественный колледж, однако времени на учебу у юноши совершенно не оставалось: концерты и выступления отнимали все силы и внимание Пейджа. В итоге молодой человек окончательно бросил учебу, отдав предпочтение карьере музыканта.

Музыка

Началом профессиональной музыкальной биографии Джимми Пейджа принято считать его появление в группе The Yardbirds, где артист стал бас-гитаристом. Первые концерты и поклонники музыканта связаны именно с этим коллективом. К сожалению, в 1968 году группа распалась. Тогда-то Пейдж и решил основать собственный коллектив - это позволило бы ему воплотить все идеи, которые не прижились в The Yardbirds.


Первым составом новоявленной группы Led Zeppelin стали вокалист , басист Джон Пол Джонс и ударник Джон Бонэм. Первый же альбом, названный именем группы, быстро завоевал популярность, подарив музыкантам долгожданную славу. Пейджа начали называть лучшим гитаристом эпохи - настолько виртуозная игра Джимми покорила слушателей.

Тогда же, в 1969-м, в дискографии коллектива появился и второй альбом, названный «Led Zeppelin II», который вновь поразил меломанов. На этот раз поводом для восхищения стала оригинальная «смычковая» техника игры Джимми: музыкант играл на гитаре смычком для струнных, добиваясь неповторимого эффекта единения рока и блюза.

Песня «Лестница в небо» (Stairway to Heaven)

В 1970-м и 1971-м поочередно выходят альбомы с порядковыми номерами III и IV. Этот период принято считать расцветом популярности коллектива - едва ли не каждая песня становилась хитом, а Stairway to Heaven - знаменитая «Лестница в небо» - до сих пор остается популярной. Эту композицию Джимми Пейдж называл самой личной песней, которая приоткрывает внутренний мир музыкантов.

Еще одним альбомом, музыка с которого стала отражением происходящего с музыкантами Led Zeppelin, стал «Presence», записанный в 1976 году. Это было тяжелое время для коллектива: работа в студии отнимала по 20 часов в сутки, а Роберт Плант, вокалист, в тот момент оказался на больничной койке, закованный в гипс.


Как признавался Джимми Пейдж позднее, группа находилась на грани распада. Композиции с этого альбома звучат очень резко и «тяжело», что было не свойственно Led Zeppelin. Тем не менее, эту пластинку Пейдж признал своей любимой.

Кроме того, на творчество Led Zeppelin во многом повлияло увлечение Джимми Пейджа оккультной литературой. В начале 1970-х музыкант даже купил магазин-издательство книг подобного толка и, судя по всему, всерьез уверовал в собственную миссию.

Лучшее соло Джимми Пейджа

Главными книгами для Пейджа стали произведения , позиционировавшего себя магом и сатанистом. Под влиянием нового увлечения Джимми Пейдж даже начал выступать в костюме дракона, на котором был изображен знак зодиака музыканта - Козерог. Также на костюме нашлось место знакам Рака и Скорпиона.

С 1980-го, после смерти ударника группы Джона Бонэма, Джимми Пейдж продолжил записывать песни и клипы сольно, а также в соавторстве с другими музыкантами. Так появились совместные композиции с Джеффом Беком, Полом Роджерсом, Роем Харпером, Дэвидом Ковердэйлом (вокалистом коллективов и Whitesnake). По слухам, в это же время Джимми Пейджу удалось справиться с героиновой зависимостью, которой музыкант якобы страдал не один год.


С момента распада Led Zeppelin музыканты дважды пытались реанимировать коллектив, но дальше нескольких совместных концертов дело не продвигалось. Однако Джимми Пейдж продолжил давать концерты, а также выступать на благотворительных мероприятиях. Кроме того, музыкант записал несколько композиций для фильмов.

В 2008 году музыкант удостоился чести представлять родную страну на закрытии Олимпиады вместе с и Леоной Льюис.

Личная жизнь

Личная жизнь Джимми Пейджа складывалась не менее ярко, нежели музыкальная карьера. У музыканта были две жены. С первой, Патришией Екер, артист прожил 10 лет. Вторая супруга Пейджа - Химена Гомес-Паратча - завладела сердцем рокера на 13 лет. Однако ни один из браков не усмирил любвеобильности рослого красавца-музыканта (рост Джимми Пейджа - 180 см).


О многочисленных романах Джимми ходило множество слухов. Самой возмутительной, по мнению общественности, стала связь Пейджа с девушкой по имени Лори Мэддокс, которой на момент предполагаемого романа с музыкантом было только 14 лет.

По слухам, до знакомства с Джимми юная красавица уже была близка с Дэвидом Боуи, однако предпочла Пейджа, который был старше ее в два раза. Еще один скандал разразился в 2015 году, когда 71-летний Джимми Пейдж объявил о романе с актрисой Скарлетт Сабет, которой едва исполнилось 25 лет.

Также известно о пяти детях музыканта, рожденных тремя женщинами.

Джимми Пейдж сейчас

В 2018 году фото Джимми Пейджа, Роберта Планта и Джона Пола Джонса вновь появились на страницах новостных изданий. На этот раз поводом стала книга об истории группы, над которой сейчас работают бывшие участники Led Zeppelin.


Это будет первое иллюстрированное издание, посвященное культовому коллективу. Уже известно, что объем книги превысил 400 страниц. Презентация запланирована на октябрь 2018-го: она будет приурочена к 50-летнему юбилею Led Zeppelin.

Дискография

  • 1969 - Led Zeppelin
  • 1969 - Led Zeppelin II
  • 1970 - Led Zeppelin III
  • 1971 - Led Zeppelin IV
  • 1973 - Houses of the Holy
  • 1975 - Physical Graffiti
  • 1976 - Presence
  • 1979 - In Through the Out Door
  • 1982 - Coda

Один из величайших гитаристов планеты, Джеймс Патрик Пэйдж, более известный всему миру как Джимми Пэйдж родился 9 января 1944 года в местечке Хестон, графство Миддлсекс. Гитару он начал осваивать с 12 лет после того как услышал игру Скотти Мура и Джеймса Бертона из команды Элвиса Пресли . Самой любимой песней юного Пэйджа, которую он чаще всего наигрывал, была "Baby Let"s Play House". Впрочем, на становление музыкальных вкусов Джимми повлиял не только Элвис , но и фолк-исполнители Берт Янш и Джон Ренбурн, а также блюзмэны Элмор Джеймс и Би Би Кинг . После окончания школы Пэйдж намеревался стать лаборантом, но творческие устремления взяли свое, и после выступлений с поэтом-битником Ройстоном Эллисом он попал в группу "Red E Lewis And The Red Caps". Затем Джимми сманил Нил Кристиан в свой проект "The Crusaders". Именно с этой командой гитарист впервые познал все прелести гастрольной жизни. Намотав изрядное количество километров, Пэйдж несколько сменил ориентиры и поступил в художественный колледж. Будучи студентом, Джимми продолжал заниматься музыкой и частенько джемовал на сцене "Marquee" с Джеффом Беком , Эриком Клэптоном , "Cyril Davis All Stars", "Alexis Korner Blues Incorporated".

Также он помог записать несколько синглов для группы "The Silhouettes". Любительский период в жизни гитариста закончился, когда ему предложили работу на "Decca". За годы, проведенные на этом лейбле, Пэйдж переиграл с множеством исполнителей, среди которых было достаточно известных имен: "Tremeloes ", "Rolling Stones ", Марианна Фэйтфул, "Kinks ", "Them ", "Who ". Кто-то даже подсчитал, что 60 процентов музыки, произведенной в Англии с 1963 по 1966 год, было записано с участием Джимми.

Кстати, Пэйдж не только играл на гитаре, а еще с подачи менеджера "Роллингов " Эндрю Олдхэма занялся продюсированием. В 1965-м Джимми дебютировал как сольный артист с синглом "She Just Satisfies", на котором исполнил и вокальные партии. В том же году он получил приглашение от "Yardbirds " заменить Эрика Клэптона . Сначала Пэйдж ответил отказом, но когда в 1966-м ангажемент пришел повторно, все-таки согласился. Несмотря на творческий потенциал этой группы, внутренние конфликты быстро привели ее к распаду, и вскоре Джимми обнаружил, что все его партнеры куда-то исчезли. Гитариста это не остановило и, набрав новый состав под вывеской "New Yardbirds", он стал основателем величайшей рок-команды. Пэйдж был главной движущей силой "Led Zeppelin " (так стали называться "New Yardbirds") - помимо своих прямых обязанностей он сочинял материал и продюсировал все альбомы группы. Он одинаково легко управлялся с дисторшированной и зафузованной гитарой, слайд-гитарой, педал-стил-гитарой, акустической гитарой, а его манера игры стала хорошим примером для многих музыкантов.

Однако с 1976 года, когда Джимми начал принимать героин, креативность его стала снижаться. После смерти Бонзо и распада "Led Zeppelin " Пэйдж долгое время не мог оправиться от удара. К деятельности он вернулся только в 1982-м, когда получил предложение записать саундтрек к фильму "Death Wish II". Здесь Джимми пришлось сотрудничать с симфоническим оркестром, однако на одноименный диск попало и несколько по настоящему роковых песен: "Who"s To Blame", "City Sirens", "Hypnotizing Ways".

В 1984 году Пэйдж воссоединился с Плантом для выпуска ритм-энд-блюзового альбома под вывеской "Honeydrippers", а затем с Полом Роджерсом организовал хардовый проект "The Firm". Группа просуществовала недолго, и Джимми вернулся к работе сессионщика. В 1988-м Пэйдж выпустил первый полноценный сольный альбом "Outrider". Программа явно уходила корнями в творчество " " и хотя на треть состояла из инструменталов, в записи ее принимали участие целых три вокалиста – Роберт Плант , Крис Фарлоу и Джон Майлз . Также гитарист успешно объединялся с Дэвидом Ковердэйлом ("Coverdale-Page") и "Black Crowes " ("Live At The Greek"), а кроме того, пару раз ему удалось уговорить Планта на совместное творчество. В результате цеппелино маны получили два альбома: "No Quarter" (1994) и "Walking Into Clarksdale" (1998), первый из которых имел успех не меньший чем пластинки "Zeps ".

Заслуги Джимми как музыканта дважды были отмечены его введением в Зал Славы Рок-н-Ролла (как участника "Yardbirds " и "Led Zeppelin "). В нулевых прославленный гитарист также занимался благотворительной деятельностью, за что в 2005 году был представлен к Ордену Британской Империи. В 2007-м Пэйдж в интервью BBC заявил, что намерен записать свежий материал, однако планы так и не были реализованы. В дальнейшем Джимми выступал сопродюсером фильма "It Might Get Loud", рассказывающем об истории электрогитары, занимался изданием автобиографии, а в 2012 году выпустил диск "Lucifer Rising And Other Sound Tracks" с музыкой, сочиненной им еще в начале 70-х для фильма "Восход Люцифера".

Last update 26.03.12

Английский музыкант, аранжировщик и выдающийся рок-гитарист, стоявший у истоков Led Zeppelin и до самого конца остававшийся музыкальным «мозгом» группы. До этого был известен как сессионный гитарист и участник The Yardbirds (c конца 1966 до 1968 года).


Джеймс Патрик Пэйдж родился 9 января, 1944 года в Хестоне, западном пригороде Лондона, в семье менеджера и секретарши доктора. В 1952 году семья переехада на Майлз-роуд в Эпсоме. В 12 лет Пейдж впервые взял в руки гитару: старую испанскую акустику, найденную им на чердаке своего дома. Получив первые уроки игры в музыкальной школе (в Кингстоне), он приступил затем к усиленному самообразованию. Первыми гитаристами, оказавшими влияние на его стиль игры, были Скотти Мур и Джеймс Бёртон (игравшие с Элвисом Пресли). «Baby Let’s Play House» была одной из любимых вещей юного Пейджа. Постепенно вокруг одаренного гитариста стало собираться настоящее музыкальное общество, члены которого впоследствии стали, как и он сам, легендами (Эрик Клэптон, Джефф Бэк).

Начало карьеры

На 14-летие родители подарили Джеймсу первую электрогитару, Stratocaster Grazioso. К этому времени относятся и его первые успехи: так, он выступил на Би-би-си, сыграв со своей (очевидно, безымянной) группой каверы некоторых кантри- и скиффл- песен. В 1959-60 годах Пейдж достаточно окреп музыкально для того, чтобы отправиться на первые гастроли, и был приглашен в группу Neil Christian & The Crusaders. Покинув ансамбль по состоянию здоровья, Пейдж поступил в художественный колледж, но занятий музыкой не прекратил. В начале 60-х годов, бросив учёбу, но начал карьеру сессионного музыканта, накапливая опыт и оттачивая техническое мастерство. В числе групп, с которыми он записывался, были The Kinks. Более того, именно он (что Дэйвом Дэвисом не оспаривалось) записал гитарные партии для песен «You Really Got Me» и «All Day and All of the Night»: это позволило журналу Guitar World заявить, что «…Джимми Пейдж собственноручно создал тяжелый гитарный рифф».


В феврале 1965 года вышел сольный сингл Пейджа She Just Satisfies/Keep Moving. В 1966 году Пейдж предпринял решительный шаг: вернулся на рок-сцену, в качестве басиста (!) группы The Yardbirds, где ведущим гитаристом был его старый знакомый Джефф Бек , с которым спустя год он разделил место лидера уже в качестве второго гитариста. В итоге Бек покинул состав, оставив его на попечительство Пейджа, а в 1968 году группа распалась окончательно. Права на её название сохранили Пейдж и менеджер Питер Грант . Чтобы выполнить оставшиеся концертные обязательства, Пейдж взялся за формирование нового состава: в этот момент свои услуги ему и предложил Джон Пол Джонс , бас-гитарист, клавишник и аранжировщик, с которым он познакомилcя во время работы над альбомом Донована.Состав, доукомплектованный вокалистом Робертом Плантом (которого порекомендовал Терри Рид) и барабанщиком Джоном Бонэмом (его, в свою очередь, привел Плант), провел турне по Скандинавии под названием The New Yardbirds, а затем - по предложению Кейта Муна - изменил название на Led Zeppelin.

Led Zeppelin

Все идеи, которые не удалось реализовать в Yardbirds, Пэйдж перенес в Led Zeppelin, собственными усилиями создав уникальный стиль группы, в котором каждый из участников сумел реализовать свои самые сильные качества. Практически каждый трек первых четырех альбомов группы считает гитарной классикой. Джонни Рамоун говорил, что свой стиль выстроил на основе одного риффа - «Communication Breakdown». То же значение для Эдди Ван Хэлена (по его собственному признанию) имел «Heartbreaker» из второго альбома. Гитарное соло Пэйджа в «Stairway to Heaven» возглавило списки лучших гитарных соло журналов Guitar World и Total Guitar. Журнал Creem признавал его лучшим гитаристом мира в течение пяти лет подряд.

В процессе работы над первым альбомом Пэйдж использовал 1958 Telecaster, 10-струнный Fender 800 а также педал-стил-гитару. Начиная со второго альбома и далее его основным инструментом стал Gibson Les Paul с набором усилителей Marshall. Позднее он не раз возвращался к Фендеру - в частности, на нем исполнил соло в «Stairway to Heaven». Для партий слайд-гитары Пэйдж использовал Danelectro DC-59. В числе эффектов, использовавшихся им в студии, были Vox AC30, фуззбокс Sola Sound Tone Bender Professional MKII («How Many More Times»), терменвоксом и педаль wah-wah (с последней он обращался не как это делали Джими Хендрикс и современники, а по-своему: каждый раз вжимая ее в дальнее положение для получения более заострённого звука).

Сенсацию произвела использованная Пэйджем в «Dazed and Confused» и «How Many More Times» техника смычковой игры на гитаре, которой он овладел в бытность свою сешшнменом. До Пэйджа так играл Эдди Филипс, гитарист The Creation, но гитарист Led Zeppelin (в MTV Rockumentary) рассказал о том, что перенял эту технику у другого сессионного музыканта, Дэвида Маккаллума-старшего.

Пэйдж говорил (в интервью Guitar World 1993 года), что сознательно менял звукоинженеров для работы с альбомами группы (Глин Джонс, Эдди Крэймер, Энди Джонс и др.), чтобы у тех не появилось повода позже заявить, что это они создали звучание группы.

1980 -

После смерти барабанщика Джона Бонэма в 1980 году Джимми Пэйдж занялся сольной карьерой и начал выступать с разными исполнителями на многочисленных благотворительных мероприятиях. В марте 1981 года он дал концерт с Джеффом Беком в Хаммерсмит Одеон, после чего провел серию концертов в поддержку фонда A.R.M.S. (Action Research for Multiple Sclerosis) - после того, как стало известно о болезни Ронни Лэйна из The Small Faces. Две композиции Пэйджа (записанные при участии Стива Уинвуда, Джеффа Бека и Эрика Клэптона) вошли в звуковую дорожку к фильму «Death Wish II» (три года спустя и третий фильм этой серии вышел с музыкой, написанной и записанной гитаристом).

На концерте в Мэдисон Сквер Гарден к Джимми Пэйджу присоединился вокалист Пол Роджерс , c которым они позже образовали The Firm. Пэйдж, по свидетельству очевидцев, выглядел крайне истощенным, поскольку незадолго до этого полностью избавился от пристрастия к героину - после семилетней зависимости.

В 1981 году Пэйдж, басист Крис Сквайр и ударник Алан Уайт (оба из Yes) образовали супергруппу XYZ (аббревиатура расшифровывалась как «экс-Yes-Zeppelin»). Проведя несколько репетиций, музыканты решили отказаться от дальнейшей совместной деятельности, но некоторые записи были выпущены бутлегом, из которого явствует, что часть подготовленного здесь материала позже вошла в репертуар The Firm («Fortune Hunter»), а также Yes («Mind Drive», «Can You Imagine?»). В 1984 году Пэйдж сыграл на концерте Yes в Дортмунде, Германия, - в песне «I’m Down».

С Роем Харпером Пэйдж записал альбом «Whatever Happened to Jugula?» и дал несколько концертов - в основном на небольших фолк-фестивалях, под псевдонимами The MacGregors и Themselves. В том же году гитарист возобновил сотрудничество с бывшими коллегами: с Робертом Плантом он образовал краткосрочный проект The Honeydrippers (выпустив одноименный альбом), с Джоном Полом Джонсом создал звуковую дорожку к фильму «Scream for Help». С Полом Роджерсом (экс-Bad Company, Free) Джимми Пэйдж образовал The Firm, группу, записавшую два альбома: «The Firm» (#17 Billboard Pop Albums Chart) и «Mean Business» (1986).

В числе музыкантов, с которыми Пэйдж сотрудничал в середине 80-х, были Грэм Нэш , Стивен Стиллз , Box of Frogs, Rolling Stones (сингл «One Hit (to the Body)» 1986 года), и Дэвид Ковердэйл (проект Coverdale-Page). В эти годы Пэйдж работал в основном в собственной студии The Sol в Кукхеме, которую он купил у Гаса Данджена в начале 80-х годов. Здесь же им был записал первый сольный альбом «Outrider».

В 1985 году трое участников Led Zeppelin реформировали группу (пригласив к участию Фила Коллинза и Тониа Томпсона - за ударными) для выступления на Live Aid (1985). Качество выступления участников группы не удовлетворило, и они оказались единственной из участников мероприятия, кто попросил не включать запись их сета в юбилейный DVD, посвященный 20-летию cо дня проведения концерта.

В 1986 Пэйдж вместе с бывшими участниками Yardbirds принял участие в записи альбома «Strange Land» группы Box of Frogs.

Два года спустя Led Zeppelin собрались вновь для выступления на концерте, посвященном 40-летию Atlantic Records, который состоялся 14 мая 1988 года. В 1990 году Пэйдж и Плант выступили на благотворительном концерте в поддержку Nordoff-Robbins Music Therapy Centre, исполнив «Misty Mountain Hop», «Wearing and Tearing» и «Rock and Roll».

В 1994 году Пэйдж и Плант записались для MTV Unplugged: полуторачасовой сет вышел под заголовком Unledded и его премьера получила рейтинг величайший в истории MTV. В октябре того же года вышел CD No Quarter: Jimmy Page and Robert Plant Unledded, а в 2004 году - DVD «No Quarter Unledded». После успешного турне в поддержку «No Quarter», Пэйдж и Плант записали альбом Walking into Clarksdale (1998).

Начиная с 1990 года Пэйдж активно занимался ремастерингом бэк-каталога Led Zeppelin, время от времени появляясь в благотворительных концертах, в частности, в поддержку Children Trust - фонда, основанного его женой Хименой Гомес-Паратча.

В 1998 году Пэйдж исполнил гитарную партию в треке Паффа Дэдди «Come with Me» (здесь же был использован сэмпл «Kashmir»), включенном затем в саундтрек «Godzilla». Позже оба появились с этой песней в программе Saturday Night Live.

В 1999 году Пэйдж приступил к сотрудничеству с The Black Crowes, записав с группой альбом и проведя турне в его поддержку. В 2001 Пэйдж c участниками Limp Bizkit и Puddle of Mudd на церемонии вручения MTV Europe Video Music Awards во Франкфурте исполнили версию «Thank You».

В 2005 году Джимми Пэйдж был награжден Орденом Британской Империи (в качестве признания его благотворительной деятельности в Бразилии), а также стал почетным гражданином Рио де Жанейро. В том же году он получил «Грэмми». В ноябре 2006 года Led Zeppelin были введены в UK Music Hall of Fame, в ходе церемонии Пэйдж произнес краткую благодарственную речь, транслировавшуюся по телевидению, после чего группа Wolfmother исполнила в качестве трибьюта «Communication Breakdown».

10 декабря 2007 года трое участников Led Zeppelin вместе с барабанзщиком Джейсоном Бонэмом выступили на лондонской арене O2: концерт получил восторженные отклики и явился причиной многочисленных домыслов о возрождении Led Zeppelin.

20 июня 2008 года Пэйдж получил почетную докторскую степень Университета графства Саррей - за свои заслуги перед музыкальной индустрией

На церемонии закрытия Олимпийских игр 2008 года Джимми Пэйдж, Дэвид Бекхэм и Леона Льюис представляли Великобританию (где пройдет Олимпиада 2012 года): Бекхэм въехал на стадион в дабл-деккере, Пэйдж и Льюис исполнили «Whole Lotta Love».

Увлечение оккультизмом

В начале 70-х годов Джимми Пэйдж приобрел в Лондоне магазин-издательство оккультной литературы «The Equinox Booksellers and Publishers», располагавшийся на Кенсингтон Хай-стрит. О том, что владелец всерьёз относился к собственной миссии, свидетельствует хотя бы тот факт, что факсимильное издание «The Goetia» Алистера Кроули было перевыпущено здесь в суперобложке из верблюжьей кожи, повторявшей обложку оригинала.

Появление 4 символов на обложке четвертого альбома Led Zeppelin также связывалось с оккультными устремлениями гитариста группы. Принято считать, что каждый знак символизирует одного из участников группы. В ходе гастролей после выхода альбома Led Zeppelin IV Пэйдж стал появляться на сцене в так называемом «костюме Дракона», на котором были изображены зодиакальные знаки (Козерог, Скорпион и Рак) наряду с его персональным символом «ZoSo». Смысл последнего остается неясным, хоть и известно, что Пэйдж заимствовал его из книги «Ars Magica Arteficii» (1557) алхимика Дж. Кардана, трактовавшего это изображение как зодиакальный коллаж. Но есть мнение (отраженное, в частности, в словаре «Dictionary of Occult, Hermetic and Alchemical Sigils» Фреда Геттингса, 1982), что это стилизация «666», использованная Алистером Кроули в «Эквиноксе».

С увлечением Пэйджа оккультизмом многие связывают оформление обложки Led Zeppelin IV, в основу которого легла репродукция картины Баррингтона Колби, созданной по мотивам образов карты Таро «Отшельник». (Характерно, что именно в этот образ Пэйдж трансформируется в одном из фрагментов фильма «The Song Remains the Same».) Источником кривотолков явилась и эмблема Swan Song Records (лэйбла, запущенного Led Zeppelin 10 мая 1974 года), образ которой повторял сюжет картины «Evening: Fall of Day» (1869) художника Вильяма Риммера, изображавшей Аполлона, бог света и разума (в других трактовках - Икара, а также Люцифера).

В ходе слушаний, проводившихся в 1980 годах организацией PMRC (Parents Music Resource Center), созданной Типпер Гор , всплыли на поверхность и давние обвинения в адрес «Stairway to Heaven», текст которой, якобы содержит изнаночные сатанинские послания (так называемые «backwards masking») - в куплете, начинающемся со слов: If there’s a bustle in your hedgerow… К однозначному выводу инициаторы дискуссии так и не пришли.

Скандалом закончилось сотрудничество Пэйджа с кинорежиссером (и другим почитателем Кроули) Кеннетом Энгером, заказавшим ему звуковую дорожку к своему фильму «Lucifer Rising». Тот факт, что вместо полноформатного саундтрека Пэйдж произвел на свет за три года работы лишь «23 минуты электронного гула» (музыка создавалась на гитаре, пропущенной через синтезатор) возмутил Энгера, и тот обрушился на гитариста с многочисленными упрёками. Помимо всего прочего, он обвинил Пэйджа в том, что тот профанирует сатанизм и слишком предпочитает Люциферу «белую леди» (кокаин). Пэйдж выступил с опровержениями, указав, в частности, что позволял Энгеру снимать фрагмент фильма в подвале своего лондонского дома Тауэр-хаус. Это неоконченное произведение Джимми Пэйджа было выпущено компанией Boleskine House Records 19 июня 1987 года на синем виниле. Принято считать, что инструментальное вступление к треку «In the Evening» впоследствии перешло в песню именно отсюда.

При том, что Пэйдж был страстным коллекционером книг Кроули, он никогда не называл себя телемитом, не являлся участником O.T.O. и дистанцировался от оккультизма. Книжный магазин «The Equinox» как и особняк Болскин-хаус, были проданы в 80-х годах после того, как Пэйдж обзавелся прочной семьей и посвятил себя благотворительной деятельности.

Признание

По результатам опроса, проведенного в 2008 году американской радиостанцией «Chop Shop» среди музыкальных экспертов, Джимми Пэйдж был назван величайшим гитаристом всех времен.