Гравюра на металле – благородный и отличный подарок на все случаи жизни! Глубокая гравюра на металле.

В отличие от ксилографии, в которой «печатающий» рисунок бывает выпуклым, рисунок на металлической доске состоит из углубленных штрихов, либо прорезанных резцом, либо вытравленных кислотами. Поэтому такого рода гравюры называются «углубленными».

Существует несколько разновидностей гравюры на металле.

1. РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА

Самым ранним типом гравюры на металле, изобретенной в середине XV века, была так называемая резцовая гравюра. Рисунок в ней процарапывался или вырезался глубокими линиями на медной доске с помощью специальных резцов -- штихелей. Острые выступы, образовывавшиеся по краям прорезанных бороздок, счищались гладилкой. После этого доска была готова к печати. Краска наносилась на всю доску с таким расчетом, чтобы она плотно забивалась в бороздки, в углубленные штрихи рисунка. Затем доска насухо протиралась, и краска оставалась лишь в углубленных ее частях. Прижимая под сильным давлением к такой доске влажную бумагу, втягивающую краску, получали на ней оттиск.

Отсутствие волокнистости, затруднявшей работу над деревянной гравюрой, позволяло делать в металлической гравюре штрихи в любых направлениях и любой толщины. Самая сетка штрихов могла быть сколь угодно густой. Поэтому, несмотря на трудоемкость этой техники, она открывала по сравнению с деревянной обрезной гравюрой неизмеримо большие возможности в передаче объемов, светотени, перспективы. А это и было одним из тех завоеваний, к которым стремилось изобразительное искусство так называемой эпохи Возрождения.

Крупнейшим мастером репродукционной гравюры на меди был итальянец Маркантонио Раймонди. В своих гравюрах он воспроизводил картины великих итальянских художников -- Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, а также других живописцев.

Однако очень скоро резцовая гравюра перестала быть только средством воспроизведения живописи и приобрела характер самостоятельного вида искусства.

Первым великим художником, большую часть своего творчества отдавшим искусству гравюры, был Альбрехт Дюрер (1471-- 1528).

Он жил в эпоху, когда в Германии начиналось широкое движение народных масс, которое потребовало от искусства более активного вмешательства в общественную жизнь.

Изобретение и развитие книгопечатания способствовало осуществлению этой задачи. Художники получили теперь возможность обращаться к более широким кругам народа.

В своих произведениях Дюрер, сохраняя традиционные религиозные и аллегорические, сюжеты, образно воплощает явления окружавшей его действительности. Так, например, в гравюре «Отдых на пути в Египет», используя евангельскую легенду, Дюрер изображает современную ему немецкую деревню. Мария и Иосиф выглядят как простые крестьяне, отдыхающие среди хорошо знакомого художнику типичного немецкого деревенского пейзажа с домами под высокой» остроконечной кровлей, с забором из жердей. Вся сцена исполнена большой лирической теплоты, чему немало содействует тонкая передача света, мягко окутывающего все предметы. Эта гравюра выполнена на дереве. Но Дюрер здесь значительно обогащает технику обрезной гравюры. Не ограничиваясь одними контурными линиями, он дополняет их кое-где тонкой штриховкой, создающей иллюзию светотени. Благодаря этому места, оставленные чистыми, воспринимаются не просто как белая поверхность листа, а как прозрачная и светлая воздушная среда.

Дюрер в своем искусстве опирается нереальные свойства натуры. Он изучает анатомию и старается вывести математически точные, совершенные пропорции человеческого тела; изучает перспективу, помогающую с научной достоверностью изображать пространство и объем. Будучи живописцем, он, однако, особенно много работал как гравер. Ему принадлежат самые совершенные из обрезных гравюр на дереве, но лучшие его создания относятся к области металлической резцовой гравюры. Таковы его непревзойденные по мастерству исполнения «Святой Иероним» (Приложение 6), «Рыцарь, смерть и дьявол» и «Меланхолия».

В гравюре «Святой Иероним» Дюрер опять использует библейский образ. Но вместо святого, по традиции изображаемого в пустыне, Иероним Дюрера -- мудрый и спокойный старик, который сидит в комнате, полной множества живых деталей, характерных для немецкого дома XVI века. При этом вместо чтения священного писания ста- рик занимается... гравированием. Это произведение представляет собой замечательный образец использования всех возможностей резцовой гравюры. Здесь не только точно очерчены и выполнены в объеме все предметы, но и с большой убедительностью передан теплый солнечный (именно солнечный!) свет, вливающийся через окна в комнату.

В гравюрах «Рыцарь, смерть и дьявол» и «Меланхолия» художник говорит совсем другим языком. В бурный период начала Реформации, рыцарских восстаний и приближения Крестьянской войны 1525 года Дюрер как бы высказывает в сложной аллегорической, порою зашифрованной форме свои размышления о судьбах Германии.

Резцовая гравюра технически очень трудоемка. Она требует длительной работы над доской, но зато дает особенно большую точность и ясность в передаче пространства и объема предметов. Поэтому резцовая гравюра не случайно достигла наибольшего расцвета именно в эпоху Возрождения, когда перед искусством стояла задача познания и отражения реального мира, когда и в живописи господствовало стремление к ясным и четким формам, законченности и определенности композиции и рисунка.

Позднее, начиная с XVII столетия, резцовая гравюра все больше превращается лишь в средство репродукции живописи.

В XVIII веке она особенно успешно выступает в качестве иллюстраций в научных и художественных книгах и альбомах. В России резцовая гравюра возникает на рубеже XVII и XVIII веков при Петре I как техника создания географических карт, чертежей в научных книгах, больших листов с изображениями битв на суше и на море, празднеств и портретов. Ее признанными мастерами были в это время братья Алексей и Иван Зубовы.

Позднее, в XVIII веке, русское искусство выдвинуло замечательных граверов-портретистов Е. Чемесова и Г. Скородумова. Они стремились подчеркнуть черты живого человека, внести в портрет психологизм, живость и простоту образа. Поэтому их творчество вырывалось из тесных рамок официальных портретов. В особенности это присуще гравюрам и офортам Е. Чемесова, которые отличаются также редким мастерством и разнообразием штриха. «Автопортрет» (Приложение 7) -- одна из лучших работ Чемесова.

Гравюра на металле как вид искусства возникла в эпоху Возрождения. Множество знаменитых художников работало в технике гравюры. Известны работы не только на пластинах, но и на кинжалах, мечах, браслетах. Существует множество техник, каждая из них имеет свою эстетику и язык.

Сегодня гравюра на металле переживает второе рождение. Благодаря использованию новых технологий можно по заказу сделать ни на что похожий шедевр.

Гравюра на металле

История и техники

В гравюре легче приживались новые жанры и веяния, чем в живописи, поэтому многие художники Возрождения охотно обращались к этому виду искусства. Свои работы можно было растиражировать в сотнях экземпляров, они становились доступны широким слоям населения. К тому же гравюры приносили неплохой доход.

Первые гравюры несли сугубо практическую цель: с их помощью печатали изображения святых и игральные карты.

Самой первой возникла резцовая гравюра. Она требовала усилий со стороны художника. Штихелем (резцом) мастер создавал штрихи, преодолевая сопротивление металла. Характеризуется чеканностью и одновременно экспрессией фигур. В этой технике работал Альбрехт Дюрер. Три его произведения «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия» считаются шедеврами граверного искусства и до сих пор вызывают споры искусствоведов.

Офорт

Был изобретён в XVI веке. Этот метод мало похож на работу штихелем. Художнику не приходится прилагать так много усилий. Игла в офорте с лёгкостью царапает плёнку, что обеспечивает плавность, лёгкость линий. Офорт имеет схожесть с рисунком, тогда как резец скорее ассоциируется со скульптурным барельефом.

В этой технике выполнялись пейзажи, портреты, наброски. В жанре офорта работал Ван Дейк - он создал портреты современников. Известны работы учеников Рубенса-Снайдерса и Йорданса. Ряд шедевров создал Рембрандт.

Расцвет гравюра на металле в жанре офорта пережила во Франции в ХVIII веке. Франсуа Буше был не только художником, но и выдающимся офортистом в жанре рококо. Известны серии мастера с изображением интимных, уличных сценок, жизни народов Востока. Ряд гравюр он сделал по рисункам Ватто. Работы Буше - это изящество, изысканность и свобода композиции.

В России в жанре офорта работало не так много мастеров. Расцвет этого жанра пришёлся на XIX век. Иван Шишкин, Андрей Сомов, Тарас Шевченко работали в этой технике.

Гравюра на мече

Акватинта - разновидность офорта - позволяет создавать гравюры с тональностями большего диапазона. Очень много для развития этого жанра сделал Франциско Гойя. Он известен как изобретатель системы приёмов в этой технике. Акватинта остаётся одной из самых сложных техник и в наше время. Она требует наличия мастерской и ряда инструментов.

Другие методики

  1. Меццо-тинто - еще один вид гравюры на металле - позволяет получить особую глубину и бархатистость тонов. Эту технику также используют для получения цветной печати. Технику изобрели в XVII столетии. В ней работали художник Иоганн Пихлер, Джон Фарбер и выдающийся художник XX ст. Мауриц Корнелиус Эшер.
  2. Сухая игла, в отличие от офорта, не требует гравировки и травления. Штрихи наносятся не только стальным, но и алмазным резцом. Мягкость и необычность оттиску придаёт барба - борозда с заусенцами. В этой технике работали Рембрандт и Дюрер (наряду с другими жанрами гравюры). Многие художники ХХ столетия занимались техникой сухой иглы: Макс Бекман, Милтон Эйвери, Дэвид Милн и др.
  3. Медерит - гравюра на металле, получившая известность в Белоруси XVII-XVIII веках. Металл вытравливался азотной кислотой. Медерит использовался в картографии и книгоиздательстве.
  4. Известно ещё несколько техник, например, мягкий лак, лавис, резерваж. Некоторые художники работают в смешанной технике, что позволяет создать свой неповторимый стиль.

Гравюра продолжает привлекать художников и в наше время. Сегодня распространены лазерная, электромеханическая гравировки. Существует ряд мастерских, которые специализируются на выполнении работ в этой технике.

Гравюра “в металле”. Чеканка металлопластика.

Хотя скорее моё творчество стоит назвать металлографикой . Но обозначу так “металлографика и металлопластика” . В обиходе просто - чеканка . Хотя, к сожалению, сей вид древнейшего и священного искусства был нивелирован в центральном Черноземье в последней четверти двадцатого века до уровня пошлости, глупости и примитива. Всякий кому не скучно хватал гвоздь молоток и заявлял, что он уже чеканщик. “TOREUTA” и “TOREUFICE” превратились в “девочек со свечками” или “с цветочками”. Традиции были размыты. Но сохранились.

Обыватель “наелся” чеканкой, сытно отрыгнул и перешёл к “десерту”- китайскому ширпотребу. Приятного аппетита! Я считаю себя художником- медиевистом, поэтому в основном обращаюсь к средневековой тематике и формам, и способам изображения этой эпохи. Порой я нарочито использую в своих работах элементы, эпизоды композиций классиков (в основном северного возрождения), чтобы придать уже своим композициям “дух времени” и чтобы ни в коем случае не скатится до клише “фэнтэзи”.

В средние века не было мировоззрения, но было мироощущение через религию и оно запечаталось в линии и графике того времени. И я обязан максимально сохранить его и перенести через века на нашу почву. Мне приходилось много копировать, (если слово копировать будет здесь правильным), переводить в металл гравюры старых мастеров, я жил той эпохой и стал попирать “ткань” их творчества.


П. Брейгель "Большие поедают малых", 62*65 см, листовая медь 0,5 мм

Я перевожу средневековую гравюру в металл. В священный металл. И она начинает жить по- новому, сохраняя все свои тайны. Тайны времени в половину тысячилетия.

Гравюра (от французского слова “GRAVER”- вырезать) - вид графического искусства, где рисунок сначала вырезается или вытравливается на доске (деревянной, металлической или другого материала), а затем оттискивается с доски на бумагу при помощи печатной краски. Гравюрой называют также оттиск с доски и саму гравированную доску (печатную форму).

Гравюра может быть высокой или выпуклой, если чёрные (печатающие) штрихи рисунка оставляет на доске нетронутыми, а промежутки между ними вырезают. Если же печатающие штрихи прорезают (или протравливают) вглубь, а промежутки оставляют нетронутыми- гравюра называется глубокой или углублённой. В первом случае печатную краску наносят на поверхность доски, во втором- забивают внутрь штрихов, а с поверхности доски стирают.

К высокой гравюре относятся гравюра на дереве и на металле: резковая гравюра, офорт, сухая игла и другие.

Гравюра принадлежит столько же искусству, сколько и печатному делу, полиграфии. Из двух разновидностей гравюры развились два основных способы печати: высокая или типографская печать (включающая наборный шрифт) и глубокая или металлографическая печать. Позже к ним присоединился третий способ- плоская печать, к которой относится литография. Печатающие штрихи и промежутки между ними лежат здесь в одной плоскости, на поверхности литографского камня, и печатание основано на химическом принципе. Высокая печать- старейший способ печати, наиболее распространённый и сейчас. Самым ранним видом высокой печати была гравюра на дереве , или ксилография (название происходит от греческих слов “ксюлон”- дерево и “графо”- пишу, рисую).


"Надеюсь только на себя." Вариация гравюры А. Дюрера "Риноцерус", 60*45 см

Долгое время существовала только продольная гравюра , которая режется на досках, выпиленных вдоль волокна дерева. Она называется также “обрезной”, если штрихи рисунка обрезаются только ножом. Продольная гравюра насчитывает более одиннадцати веков своего существования. Гораздо позже появился другой вид гравюры на дереве- торцовая гравюра. Она выполняется на досках, распиленных поперёк волокна.

Свойства материала, инструменты, приёмы гравирования и художественные средства у этих двух видов деревянной гравюры различны. Гравюру и литографию разделяют на оригинальную (авторскую) и репродукционную. В первом случае художник- гравёр вырезает на доске свой собственный рисунок, во втором он воспроизводит изображение, выполненное другим художником в ином материале (напр. Живопись, рисунок)


"Рыцарь зелёной часовни". Вариация гравюры Н. Кошкина 76*52 см, листовая медь 0,8 мм

Оригинальную гравюру часто называют также “творческой”, как бы подчёркивая её художественное превосходство над репродукционной. Но не всегда такое противопоставление оправдано, особенно когда речь идёт о прошлых эпохах в развитии гравюры. Пока не появились современные способы репродуцирования, гравюра была единственным средством воспроизведения изображения. Она главным образом обслуживала смежные области искусства- рисунок, живопись. Но это не мешало художникам- гравёрам, не ремесленникам, творчески подходить к своей задаче, передовая чужие оригиналы, создавать произведения, имеющие самостоятельную художественную ценность. Об этой важной исторической роли гравюры превосходно сказал Э. Делакруа: “Гравюра есть в действительности не что иное, как перевод, то есть искусство переносить идею, выраженную в одном искусстве, в другое, подобно тому, как переводчик делает это с книгой, которая написана чужом языке и которую он переводит на свой. Своеобразие языка гравёра- здесь именно и проявляется его гениальность- состоит не только в том, чтобы подражать при помощи средств своего искусства эффектам живописи, являющейся как бы чужим языком: он обладает, если можно так выразится, своим собственным языком, который кладёт особый отпечаток на его работы и позволяет в точной передаче вещи, которой он подражает, обнаружиться его собственному чувству.”

В деревянной гравюре материал имеет гораздо большее значение, чем в других видах гравюры. Если в офорте рисуют на металле, лишь заменяя карандаш иглой, а в литографии приёмы рисования на камне те же, что и на бумаге, то здесь изображение создаётся совершенно иным способом- штрихи его не рисуются, а реально вырезаются.

А. П. Журов, Е. М. Третьякова “Гравюра на дереве”.


"Трансмутация. Иллюстрация великой имагинации", 60 x 57 см, листовая медь 0,8 мм

Гравюра… представляет собой , как и рисунок, лист бумаги с написанным на него изображением, но возникает это изображение совершенно иным путём. В силу сложности, поэтапности его создания (разработка в рисунке эскиза гравюры, создание печатной формы, процесс печати) Художник лишён в гравюре той свободы, которую он имеет в рисунке.

Гравюра - это условный мир, построенный из своего особого материала. В отличие от рисунка, в гравюре возникает именно самостоятельный мир, ибо здесь изобразительные средства слиты с изображёнными объектами и по отношению к ним безусловны как их материя, их плоть. В этом смысле гравюра сближается с картиной, но если в картине возникает мир, равноправный с реальным по своим зрительным компонентам, то в гравюре- условный в силу свойств её материалов.



"Механизм действия", 82 x 59 см, листовая медь 0,8 мм

… в гравюре - в отличие от рисунка- отдельные элементы художественной условности оказываются чертами первичной условности, что делает вообще обращение к художественной условности в гравюре более органичным, чем в рисунке. Обращение к той или иной манере изображения диктуется прежде всего, конечно, конкретной задачей, решаемой художником: наброски, предварительные эскизы исполняются в свободной манере, этюды и окончательные эскизы часто создаются в завершённой манере. В самостоятельных рисунках характер исполнения отражает подход художника к освоению мира. Свободная манера говорит о стремлении сохранить ощущение непосредственности, выразить остроту впечатлений, переживаний, рождённую непосредственным восприятием. Она отражает личную сопричастность художника происходящему, в ней как бы реализуется “эффект присутствия”. Напротив, завершённая манера свидетельствует о желании художника отлить свои впечатления, представления, переживания в завершённую, окончательную форму, сообщить им значительность, миру, “отделить” его от себя, устранить своё присутствие”. Поэтому завершённая манера чаще всего используется при создании композиционных рисунков. Работая в такой манере, художник иногда имитирует внешнюю форму картины, гравюры и даже чеканки, приближая к ним рисунок также и по характеру замысла, композиции. И тогда возникают произведения, которые можно назвать рисованными картинами.

Гравюра резцом - одна из основных разновидностей углублённой гравюры на металле.

Технология создания резцовой гравюры следующая: в металлической пластине (медь, латунь, цинк, железо) механическими или химическими способами углубляется рисунок в виде комбинаций линий и точек.

Затем в углубления тампонами вбивается краска,

Доска покрывается влажной бумагой и прокатывается между валиками печатного станка.

Резцовая гравюра появилась в первой четверти XV века. Первая датированная гравюра резцом относится к 1446 году. Долгое время считалось, что изобретателем этой техники был флорентийский ювелир Мазо Финигуэрра, первая гравюра которого датируется 1458 годом; но эта теория была опровергнута. На сегодняшний день, древнейшей резцовой гравюрой на меди считается «Бичевание Христа», выполненная неизвестным немецким мастером в 1446 году. При выполнении резцовой гравюры мастер берёт ровно прокованную и тщательно отполированную металлическую доску, на которую посредством ювелирного пунсона наносит рисунок,

Который затем проходит уже более основательным инструментом - резцом или штихелем.

После этого в доску втирается краска, снимаются её излишки, и печатается лист.

Этот способ позволяет работать только комбинациями чистых линий. Резцовая гравюра на металле - сложнейшая техника, она требует точности, внутренней дисциплины, значительных физических усилий и многих часов работы. Так, свою знаменитую гравюру "Рыцарь, смерть и чёрт" сравнительно небольшого формата (24,7×18,9 см) А. Дюрер гравировал более трёх месяцев, не считая времени, затраченного на предварительное изготовление эскизов.

Чтобы проверить эффект рисунка, художники часто делают так называемые пробные отпечатки до полного окончания работы. Пробные оттиски выдающихся мастеров высоко ценятся прежде всего за их редкость, но, может быть, не меньше за их свежесть, за возможность проникнуть в процесс работы художника. В процессе работы над гравюрой художник часто меняет рисунок и композицию, уничтожает одни линии и заменяет их другими, иначе распределяет свет и тени и т. п., причем фиксирует эти последовательные перемены в ряде оттисков. Такие оттиски (их бывает до десяти и даже больше), которые как бы констатируют эволюцию гравюры, называют «состояниями». Различают также отпечатки «до подписи» (художника) и «до адреса» (издателя). Отличие цены первого и последнего отпечатков может быть очень большим. Кроме того, в ходе работы некоторые художники делают на полях легкие наброски (нечто вроде «пробы пера», фиксирующей внезапно мелькнувшее видение фантазии). Эти «ремарки», зафиксированные в пробных отпечатках, потом уничтожаются.


Печатная форма резцовой гравюры. Портрет Уолта Уитмена. 1860 г.

Самым замечательным мастером XV столетия является немецкий гравер Мартин Шонгауэр, работавший в Кольмаре и Брейзахе. Его творчество, соединяющее в себе позднюю готику и ранний Ренессанс, оказали значительное влияние на немецких мастеров, в том числе Альбрехта Дюрера. Среди мастеров первой половины XVI века стоит отметить уникального голландца - Луку Лейденского. Из итальянских мастеров XV столетия наиболее значительны Андреа Мантенья и Антонио дель Поллайоло. В Италии в XVI веке возникло направление, предопределившее важную веху в развитии европейской гравюры - это было репродуцирование произведений живописи.

Возникновение репродукционной гравюры связано с именем Маркантонио Раймонди, который, работая до конца первой трети XVI столетия, создал посредством резца несколько сотен воспроизведений с работ Дюрера, Рафаэля, Джулио Романо и других. В XVII веке репродукционная гравюра была чрезвычайно распространена во многих странах - во Фландрии, где было воспроизведено множество полотен, особенно Рубенса. А во Франции в это время Клод Меллан, Жерар Эделинк, Робер Нантейль и другие способствовали расцвету искусства репродукционного классического гравированного портрета.