Как понять, что для портрета позировал покойник. Магия портретов и фотографий

Скрытые подводные камни крайне популярного поджанра портретной живописи. Ну и опять: какими фильтрами пользуются художники, предоставляя нам готовую картинку? Все ли лгут, и почему лгут?

Когда мы угадывали по портретам, какие люди женаты, про вот это изображение королевы кто-то написал, что можно было догадаться, что картина написана уже после ее смерти, по тому, какое у нее выражение лица и как она не встречается с мужем глазами. Это не железное доказательство, но оно породило во мне желание рассказать о том, как устроен жанр "посмертного портрета", и какие в нем есть нюансы.

И вот вам несколько портретов одних и тех же людей. Сможете ли вы угадать, какой из них написан с живого человека, а какой с покойника?

***
Что это такое?
"Посмертные портреты" (posthumous portraits) -- совершенно нормальные картины, изображающие совершенно нормальных "живых" людей. То есть это отнюдь не "портреты на смертном одре", когда художник изображал труп. Нет, просто это картина, необходимость в создании которой возникла, когда модель уже ушла из этого мира. Например, как я в прошлый раз , если человек решил, что в пандан к портрету папы нужен и портрет мамы. Или если дворец надо украсить великолепным портретом построившего его императора, а все имеющиеся -- какие-то мелкие. Важный нюанс: эти посмертные портреты пытаются сохранить портретное сходство, то есть основаны на реальном образце, портретике или зарисовочке, сделанном с натуры, при жизни. Если подобного нет, и новосозданные портреты целиком от балды нарисованы (как Рюрик и Олег в "Царском титулярнике" 17 века, или там Эль Сид в испанской портретной галерее предков 19 века), то это -- вымышленные, "ретроспективные портреты".

Иногда их легко можно определить, иногда тяжело (в большинстве случаев это просто копии картин, написанных при жизни; их не считаем, нам нужны оригинальные авторские концепции).
Давайте попробуем вычленить некоторые их черты.

Например, покойник на новом портрете, призванном его прославить, обычно более прекрасен, чем в картине, написанной с натуры. Поскольку художник уже знает, чем тот знаменит (и почему потребовалась картина), его будто окружает некий ореол славы. Кожа даже как-то по-другому может сиять. Мы явно видим, что тут ГЕРОЙ или Предок. Ну, либо покойная жена, написанная для опечаленного и до сих пор влюбленного вдовца.

1) Ж.М. Натье. "Портрет Петра I", 1717 год (прижизненный)
2) П. Деларош. "Портрет Петра Великого". 1838 (посмертный)


Еще картина может более вылизанной, парадной, наполненной говорящими атрибутами, превращаясь уже не в портрет, а некое историческое полотно практически с сюжетом.
У персонажа может быть чересчур задумчивое выражение лица (говорящее о том, что он уже не от мира сего). На картине могут быть атрибуты, свидетельствующие о смерти (например, душа = птица). Важный ключ (который сгодится только эрудированным в искусстве), если картина по стилю живописи не подходит к той эпохе, когда жил персонаж.

Иногда видно, что голову со старого, "настоящего" портрета будто вставили в новую картину.

Томас Салли. Портрет Джорджа Вашингтона. 1842

Вообще, если у вас есть шанс сравнить два портрета одного и того же человека, то более красивый, выигрышный, запоминающийся -- скорее всего будет именно посмертным, поскольку его автор будет вдохновлен исторической важностью персоны, и этого талантливого художника скорей всего нанимали специально для этого заказа, искали. А обычный портрет, изображающий современника, будет изображать просто "человека", и писал его не специально нанятый гений, а просто любой автор, который работал в том районе в те годы.

1) Джотто. "Портрет Данте" (фрагмент фрески), ок. 1335 (спустя 20 лет после смерти поэта)
2) Боттичелли. "Портрет Данте", 1495


Итак, приступим к игре! Какая из этих картин написана с натуры, живого позирующего человека, а какая -- уже после его смерти, на основе облагороженной старой картины?

1. Портрет Лоренцо Медичи Великолепного (годы жизни 1449-1492)





3. Портрет королевы Изабеллы Португальской (1503-1539)


Правильные ответы под катом:

1. Портрет Лоренцо Медичи Старого (1449-1492)
а) Посмертный . Худ. Дж. Вазари, 1533-4
б) Худ. Гирландайо. Фрагмент фрески в капелле Сассетти, ок. 1485

2. Портрет поэта Шелли (1792-1822)
а) А. Клинт с оригинала 1819 года
б) Посмертный . Худ. Джозеф Северн, 1845

3. Портрет королевы Изабеллы Португальской (1503-1539)
а) Посмертный . Худ. Тициан, 1548
б) Худ. Виллиам Скротс. 1530-е

4. Портрет художника Фредерика Базиля (1841-1870)
а) Автопортрет. Ок. 1867.
б) Посмертный . Худ. Ренуар. 1885

Как, получилось? Какие мысли возникли при анализе? Делитесь, пожалуйста, очень интересно мне пытаться понять, правильно ли я излагаю.

Как вообще - не слишком ли легкие задания? А объяснения в начале, не слишком ли я подробно разжевываю, может, надо больше интриги оставлять? или как, норм?

Многим приходилось видеть так называемые загадочные, как бы живые, портреты , которые всегда смотрят прямо на нас, следя за нашими передвижениями и обращая глаза туда, куда мы переходим. Эта интересная особенность таких портретов известна очень давно и многим всегда казалась непонятной. В давние времена такие портреты вызывали суеверный страх, и этим иногда пользовались служители культа, пугая людей изображениями богов и чудотворцев - иконами, умышленно написанными так, чтобы вселять «страх Божий».

Нервных людей такие портреты иногда буквально пугают. В повести Н. В. Гоголя «Портрет» приводится описание портрета одного злого и жадного петербургского ростовщика, погубившего своими действиями многих людей. Там приводится такое описание портрета:

«Два страшные глаза прямо вперились в него; на устах написано было грозное повеление молчать... Глаза вперились в него и, казалось, не хотели ни на что другое глядеть, как только на него... Портрет глядит мимо всего того, что есть вокруг, прямо в него,- глядит просто к нему во внутрь...».

Вариантом повести Н. В. Гоголя является повесть «Портрет» советского писателя А. Н. Толстого, где также описываются «чудесные свойства» глаз графа-крепостника, изображенных его крепостным художником.

Прогуливаясь по залам Третьяковской галереи, вы можете увидеть несколько портретов великих русских художников; это портреты, которые обладают свойством «оборачивать взгляд к зрителю» , что, конечно, ничего, кроме эстетического наслаждения, у вас не вызовет. К такого рода портретам относятся, например, портрет драматурга А. Н. Островского работы художника В. Г. Перова, его же автопортрет, портрет Л. Н. Толстого работы художника И. Н. Крамского и некоторые другие портреты.

Следовательно, загадочность таких живых портретов уже разгадана, а суеверные легенды, созданные по этому поводу, являются всего лишь досужим вымыслом.

Чем же объясняется такое свойство этих портретов? Во-первых , оно объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Именно такими мы видим глаза, смотрящие на нас, когда же глаза смотрят в сторону, мимо нас, то зрачок и вся радужная оболочка кажутся нам находящимися не на середине глаза, но смещенными вбок. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, конечно, своего положения не меняют - остаются посредине глаз, а так как все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам и кажется, что портрёт повернул голову и следит за нами.

В настоящее время иногда пользуются такими плакатами для агитационных и рекламных целей. Образец агитационного плаката времен гражданской войны, выполненного советским художником Д. Е. Моором, приведен на рис. 118.

Рис. 118.

Во-вторых , причиной появления иллюзии живого портрета, чаще всего в случае портретов - художественных произведений, оказывается особое расположение теней на верхней части лица и около глаз , которое скрадывает иногда и легкий поворот головы, и некоторое смещение зрачков к краям глаз, и взгляд кажется обращенным не в сторону, а непосредственно на нас.

На одной из лондонских выставок демонстрировался портрет В. Шекспира, на котором великий писатель был изображен так, что он не только не спускал глаз с посетителей, но и поворачивал вслед за ними голову. Оказывается, это была «скульпторама» Л. Погуэлла (рис. 119),

Рис. 119.

на которой барельеф был сделан не выпуклым, а вогнутым.

Следует заметить, что и глаза животных (лошадей, собак, оленей) можно изобразить так, что они будут всюду следить за нами. Этот эффект использовался когда-то при демонстрации первых «живых картин» в кино.

Есть еще особенности портретов, подмеченные впервые английским физиком У. Волластоном. Во-первых , о выражении лица мы судим не столько по самим глазам, сколько по линиям рта. Так, например, вопросительный взгляд, принадлежащий лицу на рис. 120 слева,

Рис. 120. О выражении лица мы судим не столько по глазам, сколько по линии рта.

превращается в насмешливый на лице, изображенном на рис. 120 справа, хотя положение глаз в обоих случаях остается неизменным. Во-вторых , о направлении взгляда во многих случаях мы судим не столько по самим глазам, сколько по повороту лица, по положению носа, рта и т. д. Этими свойствами портрета пользуются многие художники.

Наконец, на черном фоне рис. 121

Рис. 121. О положении корпуса тела человека можно судить по положению головы и кистей рук.

изображены два артиста, у которых художник не нарисовал ни рук, ни ног, ни туловища. Подсознательно вы как бы видите ноги и представляете себе положение рук, в особенности, если смотрите на рисунок на расстоянии 80 см. Очень часто художнику, для того чтобы вызвать в нашем сознании определенный образ, достаточно воссоздать какой-либо один из признаков этого образа: или очертание предмета, или же световое впечатление, которое он на него производит. Прочие признаки могут автоматически добавляться нашей рассудочной деятельностью вследствие привычки всегда видеть их в связи с другими. Бывает и так, что мы видим на полотне предметы, не изображенные на нем . При рассматривании некоторых картин легко убедиться, что мы различаем отдельные волоски на бороде или листья на деревьях там, где эти предметы отсутствуют. Художник же не писал ни волос, ни листьев, но воспроизвел известное действие света, отраженного от шероховатой поверхности полотна, а так как подобное освещение мы наблюдали на волосах или листьях, то наше сознание дает нам впечатление того, чего глаза вовсе не видят. Вот почему картина, верная во всем, что касается очертаний, перспективы, освещения и красок, вызывает у нас совершенно такое же зрительное впечатление, как и сами предметы, изображенные на картине.

Интересна игра, предложенная художницей Т. Я. Кобриной. Дается контур головы (рис. 122)

Рис. 122.

и предлагается на его основе изобразить несколько карикатур или шаржей, причем допускаются любые повороты контура так, что линия ОО" может образовать любой угол с горизонталью. И вот, скажем, два художника, соревнуясь между собой, дали по три карикатуры, изображенные на рис. 123.

Рис. 123.

Нетрудно убедиться, что можно дать еще несколько подобных рисунков в пределах того же контура, и это свидетельствует о том, насколько содружественны наше зрение и мышление.

Следующей разновидностью зрительной иллюзии, связанной с портретами, является иллюзия вторичного изображения . Она заключается в следующем. Если на темный (плотный) негатив смотреть внимательно, и по возможности не смещая взгляда с двух белых точек на нижней части лица в продолжение 10-15 сек, а затем быстро перевести взгляд на лист белой бумаги и также неподвижно смотреть на него, то примерно через 2-3 сек на листе появится позитивное изображение негатива. Это вторичное изображение будет видно примерно 6-8 сек (рис. 124, 125).

Рис. 124. Рассматривая длительное время, не мигая, негативный рисунок и переводя затем взгляд на белый фон, мы можем увидеть позитивное изображение.

Рис. 125. Рассматривая темный силуэт мальчика длительное время, не мигая, и переведя затем взгляд на белый фон, мы можем увидеть светлое изображение силуэта на сером фоне.

Иллюзия вторичного изображения объясняется тем , что при рассматривании негатива более утомляются нервные волокна (колбочки) той части сетчатой оболочки глаза, на которые приходятся светлые (белые) места негатива; а те места сетчатки, на которые падает мало отраженного света (от темных мест негатива), утомляются меньше. Когда затем мы переводим взгляд на белую бумагу, на все участки сетчатки падает много света. Неуставшие нервные волокна сетчатки легко реагируют на этот свет, создавая в мозгу впечатление белого. Участки сетчатки с утомленными нервными волокнами еще не могут реагировать на свет в полную силу, и в нашем мозгу создается впечатление позитивного портрета.

Утомляемость нервных волокон сетчатки можно наблюдать также, рассматривая рис. 126.

Рис. 126. При длительном рассматривании белого квадрата нижняя белая полоска исчезнет.

Подобное же явление можно наблюдать, рассматривая ряд черных пятен на белой бумаге и фиксируя взгляд на одном из них; через короткий промежуток времени другие пятна начнут исчезать, но затем появляться вновь (опыт Троксера). Наконец, на рис. 127

Рис. 127. То, что изображено на этом рисунке, можно лучше увидеть с расстояния вытянутой руки.

представлена еще одна иллюзия, близкая по существу к приведенным в этом параграфе.

11.12.2015

Многие из нас слышали, что некоторые племена запрещают фотографировать своих соплеменников, так как считают, что портрет содержит частичку души изображенного. Оказывается, подобного мнения придерживаются и некоторые мировые религии, например, в исламе и иудаизме запрещено рисовать портреты. И есть некоторые факты, которые подтверждают правильность этого мнения, а именно печальная судьба многих натурщиков.

Рембрандт , величайший мастер светотени, очень любил рисовать свою жену и детей. Его супруга, Саския, изображена на многих известных полотнах: « », «Блудный сын в таверне» и другим. Саския умерла после 8 лет супружеской жизни, а из четырех совместных детей только один, Титус, смог покинуть колыбель, правда и он дожил только до 27 лет. Часто появлялась на портретах и вторая жена Рембрандта, Хендрике Стоффельдс, (например, «Флора»), нужно ли говорить, что и она не пережила художника. Похожая судьба постигла и близких другого известного голландского художника Питера Пауля Рубенса . Его первая супруга Изабелла и дочь часто появлялись на полотнах живописца. Изабелла не дожила до 35 лет, а дочь скончалась в 12-летнем возрасте.

Не стоит думать, что подобные совпадения - бич голландских живописцев их натурщиц. Известна печальная судьба одной из любимейших натурщиц прерафаэлитов - Элизабет Сиддал. Особенно часто она позировала Данте Россетти , самый известный ее портрет - «Беатриче Блаженная ». Элизабет умерла в 32 года от передозировки лауданума. Неизвестно, было ли это самоубийство или случайность. Широко известны нежные отношения и Камиллы Донсьё, также известны солнечные картины Моне, посвященные супруге: «Камилла в японском платье», «Дама в зеленом », «Дама с зонтиком ». Есть портреты Камиллы, принадлежавшие кисти других импрессионистов , например Ренуара , Мане. Камилла Мане скончалась, когда ей было 32, а супруг нарисовал ее посмертный портрет. Натурщицей для самых известных работ Амадео Модильяни была его студентка Жанна Эбютьен. Она покончила с собой в возрасте 21 года, выбросившись из окна.

Подобные печальные факты встречаются и в истории отечественной живописи. Так, известный писатель Всеволод Гаршин позировал И. Репину для его скандальной картины «Иван Грозный убивает своего сына Ивана… ». Известно, что писатель закончил жизнь суицидом, выбросившись в пролет лестницы, а произошло это после позирования Репину. Вообще, у И. Репина сложилась достаточно печальная репутация портретиста. Как минимум 11 героев его портретов постигла преждевременная смерть, вскоре после окончания работы художника, среди которых И. Пирогов, М. Мусоргского, П. Столыпин. Через три года после завершения портрета Лопухиной, работы В. Боровикова, знаменитая модель скончалась безо всякой причины. А об этом портрете еще долго ходили дурные слухи. Печальная судьба постигала и многих натурщиц русского импрессиониста В. Серова. Скоропостижно скончалась и натурщица К. Сомова («Дама в голубом»), по совместительству и его единственная любовь. Известны примеры и влияния портретов на зрителей. Так «

Если во сне вы оказались в портретном зале картинной галереи и видите в рамах сплошь изображения ваших знакомых – это предвещает для них долгие годы благополучного существования. Если вам во сне подарили портрет кисти известного живописца – будете счастливы в браке, а если какую-то халтурную работу – к измене мужа и постоянным загулам.

Видеть во сне свое изображение на портрете – к болезни и тяжелым переживаниям. Если видите портрет своего жениха – к несостоявшейся свадьбе.

Дарить портрет юбиляру – тревожные предчувствия не оправдаются. Изрезанный портрет сулит покровительство влиятельных людей и защиту от рэкета. Сжигать портрет – наяву испытаете испуг.

Оборвавшийся и упавший с гвоздя портрет предвещает нехорошие вести от далеких друзей. Вешать его на место – в ответ за доброе дело вам сделают пакость. Застекленный портрет в небольшой рамке, стоящий на столе, означает, что вас ждет скромный достаток, которым вы вполне удовлетворитесь.

Вставлять портрет в рамку означает выгодное помещение капитала, ежели таковой у вас имеется. Женский портрет – возвышенные чувства от общения с прекрасным, мужской – вас не поймут и неверно истолкуют ваши намерения, групповой – будете приглашены на свадьбу или крестины.

Если во сне вы рисуете чей-то портрет – предстоит встреча, от которой зависит вся ваша дальнейшая судьба. Сон, в котором вы позируете художнику для собственного портрета, предвещает несчастье в доме.

Толкование снов из Сонника по алфавиту

Сонник - Кладбище

Гулять по кладбищу или церковному двору зимой – долгая и отчаянная борьба с бедностью; но если Вы замечаете какие-то признаки весны – приятная обстановка и наслаждение обществом друзей;

Для влюбленных - видеть себя на кладбище или на церковном дворе ­– Вы никогда не поженятся, но увидите своих возлюбленных под венцом с другими;

Видеть себя на красивом и ухоженном кладбище – неожиданные известия о выздоровлении кого-то, кого Вы уже оплакали, будет признано Ваше право на отнятую у Вас землю;

Старое, запущенное кладбище – Вы доживете до времени, когда все, кого Вы любили, покинут Вас и Вы останетесь на попечении чужих;

Для молодых людей - бродить по молчаливым аллеям мертвых – нежное и любящее отношение друзей, но Вас ждут также горести и печаль, в которых друзья будут бессильны помочь;

Для невесты – видеть, что свадебная процессия пересекает кладбище – Вы лишитесь мужа в результате несчастного случая;

Для матери - принести свежие цветы на кладбище – долгое хорошее здоровье всей семьи;

Для молодой вдовы - побывать на кладбище – скоро Вы смените траурные одежды на брачные;

Видеть себя печальной – заботы, сожаления;

Для старых людей - видеть кладбище – последнее путешествие в край вечного покоя;

Видеть маленьких детей, собирающих цветы и ловящих бабочек среди могил – благоприятные перемены. Тому, кто видит этот сон, здоровье позволит еще долго наслаждаться жизнью, и друзья не покинут его в середине жизненного пути.

Также см. Могила, Дети, Мать.

Толкование снов из

Почему-то в эти дни в моей ленте и моими друзьями в личных беседах очень часто поднимается тема заимствования в рисовании. Про этику, плагиат и прочее. А незнакомые люди спрашивают: «можно ли рисовать с фотографий?» и, в частности, «можно ли рисовать с фотографий, найденных в интернете?» .
Я же всё никак не могу приступить к ответу, поскольку же, да, можно. И вот тут вы радостно закрываете это окно и бежите обводить фотографии, а ведь за этим «да» идет довольно много «но» .


Почему это может быть не только можно, но и нужно:
Как бы там ни хотелось некоторым авторам и критикам внушить, что «настоящий художник обязан всё рисовать из головы», иначе он не художник, это не так. Не обязан художник знать, как выглядел костюм придворных при конкретном правителе и чем отличался от костюмов тех, кто чуть выше или чуть ниже рангом. А это строго регламентировалось. Да ладно, можно так сложно не ходить — чтобы нарисовать статую свободы, автомобиль, да даже правильно стоящую стопу — нужно изучить то, как это выглядит. Понятно, что в случае со стопой мы всегда можем попросить соседа, встать перед зеркалом или сфотографировать свою конечность для изучения.
Но частенько нужной натуры у нас просто нет под рукой. Для этого мы и берем книжки и гугл и изучаем. Много фотографий, чтобы посмотреть со всех сторон — размеры, пропорции, пластику линий, фактуру и прочее.
Да, ок, можно включить воображение, но на достоверности можно поставить крест. В итоге получается что-то совершенно условное. Да, авторское, но у зрителя не возникнет нужного узнавания. Даже если мы говорим о фантазийный сценах. Если наш персонаж идет по траве, не какой-то условной траве, а похожей на осоку, например, надо пойти и посмотреть, как выглядит эта осока.
Какую бы тему вы ни рисовали, источники всегда будто ощутимым подспорьем. Вы можете стилизовать, играть с деталями, но не имея этих деталей, нам нечем играть.

Аспекты, которые могут всех тут смущать:

Юридический.

Интернет создает иллюзию того, что раз можно скачать, оно теперь моё, но ежу понятно, что у любой картинки есть автор. И этот автор может вполне законно возмутиться. И тогда вам настучат по голове. Не здорово. Поэтому не срисовывайте одну картинку один к одному. Работайте с несколькими, работайте с композицией, стилем, цветом, деталями. Фотография — вспомогательный источник. Основные — ваш мозг, воображение и мастерство.

Этический.

Достоевщина, Ах, какой же я художник, если не могу изобразить все, что взбредет в голову? Всё — не можешь. Смирись. Что-то можешь — и это уже хорошо. Не хватает знаний? Получай! Это такой же образовательный момент.

Технический. Тот, что больше всего смущает меня.

Почему? Рисовать с использованием референсов — не значит обводить фотографии. И уж тем более, чужие рисунки.
Давайте, возьмем первую попавшуюся понравившуюся фотографию и обведем.
Что мы получим в итоге? Широкая грудная клетка, не понятно откуда растущие конечности. Без знания анатомии, без анализа и переработки увиденного не получится убедительно. Жанр «я красиво обрисовал фотку в векторе» оставим в двухтысячных, сейчас это никому не интересно. Как гиперреализм, созданный с помощью проектора.

Как это делать правильно?

— Думать головой
— Включать воображение. Идея вашей работы не в том, чтобы скопировать чужое. Задача — наполнить достоверными деталями своё.
— Изучать композицию, анатомию, перспективу, светотень, цветовые гармонии и прочее то, что маст.
— Качать мастерство с помощью живых зарисовок.
— Использовать нужную вам и вашей задумке степень условности. Не умеете рисовать анатомически верно? Стилизуйте! Упрощайте! Делайте плоским. Меняйте пропорции. Но опять же осознано, ваша цель — сделать убедительно.

Чего не надо делать?

— Не обводить фотографии. Оно по всем трем пунктам попадает — и юридически опасно, и этически сомнительно, и технически слабо выходит. Используйте фото как вспомогательный источник, а не основной.
— Не пользоваться только одним изображением в качестве источника. Знания это не даст, зато выдаст вас с потрохами.

Каждый рисунок, каждый проект может сделать нас лучше.
Тем более, что на стоках мы сами себе хозяева и можем сами ставить себе задачи.
Кто-то тут скажет, что у него цель сгрести побольше бабла, а не какое-то там мифическое развитие, а я отправлю таких подальше. В блоги тех, ко пишет, что стоки — это легко и для всех. Я же скажу, что именно качественно иной уровень сможет выделить ваши работы тиз океана прочих.

Хотела проиллюстрировать материал специальными картинками, но прямо сейчас хочется рисовать то, что рисуется, а не учебные материалы, простите.
Будет эскиз в цвете из рабочего проекта. С учетом того, что рисовала явно новогоднюю атмосферу, итог смогу показать не раньше ноября. А опыт рисования сториборда сложный, но офигенный. Будто за неделю перепрыгнула на следующую ступеньку)