Конспект ноод в подготовительной группе. тема "русские богатыри"

Марина Андреева
Конспект НОД в подготовительной группе «Богатыри земли русской»

Задачи:

Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях-защитниках Земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче;

Познакомить детей с репродукцией картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы);

Развивать мышление, умение делать выводы, обосновывать суждения.

Воспитать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Воспитывать интерес к истории России и своего родного края

Побуждать к коммуникативному деловому общению на основе общих интересов.

Предварительная работа: чтение произведений: «Былины», стихи о Родине, родном крае; рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова, иллюстраций.

Ребята, мы с вами живем в стране, имеющей очень красивое имя – Россия. Много разных стран на нашей планете, но Россия – самая лучшая, самая великая и самая необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Но не всегда наша Родина Россия была такой. Давным-давно много лет назад наше государство было много меньше и называлось оно Русь. А когда на Русь нападали враги, кто защищал русскую землю в те далекие времена? Конечно же богатыри.

О богатырях мы с вами сегодня и поговорим. Они славились необыкновенной силой, верностью отечеству, об их подвигах слагались былины и сказки.

А какие были богатыри? (Сильные, смелые, крепкие воины, герои, они были отважные, бесстрашные, храбрые)

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую!

Не затмить им солнце красное!

Век стоит Русь - не шатается.

И века простоит не шелохнется!

А преданья старины

Забывать мы не должны

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

Посмотрите на картину, которую написал известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь все мы представляем богатырей такими, как на картине В. М. Васнецова. Над этим исконно русским живописным шедевром художник трудился около двадцати лет.

Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые известные русские богатыри. Стоят они у богатырской заставы, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. В центре на черном вороном коне сидит крестьянский сын Илья Муромец. Славный богатырь, сильный и могучий. Богатырь серьезно вооружен: с правой руки свисает палица, сзади виден колчан со стрелами, а в левой руке щит и копье. Он одет в железную кольчугу, на голове металлический шлем. Зорко всматривается он в степную даль. Илья готов к бою. Любит богатырь свою отчизну и честно служит ей. По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет Добрыня богато и нарядно. Его щит украшен камнями, меч у него булатный, а взгляд у него пристальный. Сидит богатырь на белом длинногривом коне, конь ноздри раздувает, видимо, врага чует. Третий богатырь поповский сын Алеша Попович. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой мудрый, сильный и выносливый, как Илья или Добрыня, но ловкий, молодой, находчивый. Он те только воин, но и гусляр. И песни петь умеет, и воевать умеет. В левой руке Алеша держит лук, а в правой – гусли. Рыжий конь его опустил голову, щиплет траву, но уши навострил, всегда готов к бою. У богатырей одна цель – не пропустить врага, всегда крепко стоять на страже Руси.

Физкультминутка «Богатыри»

Дружно встали раз, два, три -

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.

И налево надо тоже посмотреть из-под ладошек

И на право, и еще через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо – получается на славу!

Игровое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай!»

Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький (Щит)

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Просмотр презентации «Доспехи и оружие русского воина»

Беседа о русских богатырях подошла к концу, и русские богатыри оставили нам с вами свой главный завет (правило) – защищать слабых, стариков, детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными и любить свою отчизну.

Публикации по теме:

Все роли в спектакле играют дети. ДЕЙСТВИЕ 1 (Под музыку «Былина. Русские гусли» Сказительница начинает свой рассказ): Сказительница:.

Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской» Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской» воспитатель Готчанина Г. Ю.

Конспект культурно-досуговой деятельности «Богатыри земли Русской» Цель: Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия; Физическое.

Конспект НОД с использованием ИКТ «Богатыри земли русской» Конспект НОД «Богатыри земли русской». Интеграция образовательных областей: ОО- познавательное развитие, ОО- социально – коммуникативное.

Тема:" Богатыри земли русской" Цель: расширить знания детей о героическом прошлом русского народа,о богатырях- защитниках Земли Русской.

О Т К Р Ы Т О Е З А Н Я Т И Е

в подготовительной группе.

«БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ».

Воспитатель:

ЦЕЛИ:

1. Воспитание мужественности у мальчиков.

2. Закрепление знаний о героях сказок и героях Великой Отечественной войны.

ОБОРУДОВАНИЕ:

аснецова «Витязь на распутье», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке», А. Бубнова «Утро на Куликовом поле», портреты героев ВОВ.

ПОДГОТОВКА:

Словарная работа: экскурсовод, экскурсанты, богатыри, витязь , застава, клинок, орден, гимнастерка, автомат, Герой Советского Союза.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель.

Сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в картинную галерею. Тема экскурсии – «Богатыри Земли Русской». У нас как в настоящем музее будет несколько залов. Экскурсоводом буду я, а вы, экскурсанты, будете мне помогать. А вот и наш первый зал. Выставлены картины В. Васнецова «Витязь на распутье», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке», и А. Бубнова «Утро на Куликовом поле».

Тихо звучит музыка, звон колоколов.

Экскурсовод.

Богатыри – слово древнее. Что оно обозначает?

Дети:

Богатырь – сильный, смелый, удачливый воин, счастливый в бою.

Экскурсовод:

Как еще называли богатырей?

Дети:

Экскурсовод:

Посмотрите внимательно на эти картины и скажите, кого из богатырей вы узнали?

Дети:

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Экскурсовод:

На какой картине они все изображены?

Дети:

«Богатыри».

Экскурсовод:

Кто написал эту картину?

Дети:

Васнецов.

Экскурсовод:

Остановились в поле три всадника. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почувствовали. Богатыри повернули головы. Они предвидят битву. Дети, опишите Илью Муромца, какое у него лицо, каков он сам? Что вы знаете о его характере, о происхождении?

Дети:

Илья Муромец – крестьянский сын. Он уже не молодой, добрый. Сильный, спокойный, рассудительный, степенный, умный. Он победил Соловья-разбойника, Чудо-Юдо. Служил он не за богатство, не за славу, защищал Землю Русскую, народ.

Экскурсовод:

Как имя второго богатыря?

Дети:

Добрыня Никитич.

Экскурсовод:

О чем говорит это имя?

Дети:

Добрыня – добрый, его любил народ.

Экскурсовод:

Кто может рассказать об этом богатыре?

Дети:

Ответы детей.

Экскурсовод:

Я дополню ваши ответы. Далеко о Добрыне шла слава: он и статен, и высок, и грамотен, и в бою смел, и на пиру весел. Добрыня и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный да ласковый. Никого он не заругает, никого зря не обидит. Недаром прозвали его Добрыня.

В славном городе Ростове рос Алеша, по прозвищу Попович. С малых лет копье держал, из лука стрелял, коней укрощал. На заставу взяли его старшие товарищи, чтобы учить его ратной службе, чтобы он стал богатырем. Каким вы видите Алешу Поповича?

Дети:

Сильный, красивый, задумчивый, любит играть на гуслях.

Экскурсовод:

Как стоят богатыри?

Дети:

Рядом, они дружны, плечом к плечу, не оставят в беде друг друга. Не пробиться врагу через богатырскую заставу.

Экскурсовод:

Когда есть такая защита – народ себя чувствует сильным, надежна защита молодецкая.

В картине художник воспел непобедимый русский народ. Васнецов говорил: «Мы не щадили себя, боролись и будем бороться за независимость нашей земли. Русские люди никогда не боятся того, что сулит им будущее. И в наши дни народ славит своих защитников. Слава богатырям Земли Русской!»

Переходим в следующий зал. Что вы здесь видите?

Дети:

Портреты мужчин, военных.

Экскурсовод:

Это, ребята, герои Великой Отечественной войны. Давайте рассмотрим несколько портретов.

Выставлены портреты героев ВОВ, не обязательно упомянутые, можно по выбору воспитателя.

Экскурсовод:

Вот портрет Сизова Бориса Ивановича. Что вы можете рассказать о нем?

Дети:

Сильный, храбрый, отважный, молодой. На нем гимнастерка с погонами и орден, в руке у него клинок.

Экскурсовод:

Обратите внимание на его лицо – какое оно мужественное, у него смелые глаза, решительный взгляд, он как бы зовет в бой своих товарищей.

Это русский, гвардии старший лейтенант Сизов. В марте 1945 года гитлеровцы появились в районе штаба дивизии. Сизов возглавил сводный отряд. Но силы были не равны. Когда кончились патроны, он выхватил клинок и бросился в рукопашную схватку, увлекая за собой товарищей. Раненый Сизов сражался до последней капли крови. Ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

А вот портрет Героя Советского Союза Асанова Даира Асановича. Он по национальности киргиз. В годы войны был наводчиком оружия. В одном из боев он уничтожил 8 танков, 6 бронемашин и 40 автоматчиков противника. Когда орудие вышло из строя, он отстреливался из автомата. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать об этом человеке?

Дети:

Он сильный, храбрый, у него открытый смелый взгляд.

Экскурсовод:

Каким бы храбрым ты ни был, но один в поле не воин. А когда мы вместе – мы сила.

На войне бойцы сложили много пословиц и поговорок. А знаете ли вы их?

Дети:

Умелый боец везде молодец.

Хорош в строю – силен в бою.

Солдатское дело – воевать храбро и умело

Русский солдат – не знает преград.

Красна девушка косами, а солдат – орденами.

Друг за друга стой – и выиграешь бой.

Экскурсовод:

Наш народ перенес страшную и тяжелую войну и вышел победителем. Только сильные, умелые, ловкие воины смогли победить в этой войне.

Ребенок:

За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда-то.

Спасибо дедам и отцам!

Экскурсовод:

Вы так же будете защищать свою Родину от врагов? Какими должны стать наши мальчики?

Давайте перейдем в следующий зал. Он еще пустой, но мы его украсим рисунками. Вы сейчас сами будете художниками. Мальчики нарисуют картины на тему «Я будущий защитник», а девочки могут нарисовать картины на тему «Какими мы хотим видеть наших мальчиков, когда они станут взрослыми».

Ребята за партами рисуют под песню «Богатырская сила».

Рисунки используются для оформления групповой книги по проекту «Земной поклон, солдат России, за ратный подвиг на войне».

Конспект НООД на тему: «Русские богатыри»

Цель: дать детям представление о богатырях - защитниках Руси, формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси.

Задачи: воспитывать в детях гордость за своих предков; дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа, желание подражать богатырям.

Предварительная работа : чтение сказки «Никита Кожемяка», сказки А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях», просмотр мультфильмов «Алёша Попович и Тугарин змей», «Сказка о царе Салтане».

Используемые материалы: картины и иллюстрации с изображением богатырей, оружия и доспехов; карта России, белые листы, простые карандаши, цветные карандаши и мелки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно, ребята, мы с вами живём в России. Много разных стран на нашей Земле и везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина - значит родная, как папа и мама, это то место где вы родились. Давайте подойдём к карте и посмотрим, какая она - наша Родина? (ответы детей).

Дети: Большая, огромная, красивая.

Воспитатель: А ещё наша страна богатая. А богатая, она потому что есть в нашей стране океаны, моря, озёра и реки - в которых водится много разной рыбы; много лесов - где живут разные звери и птицы; много полей - где колосятся и растут золотые хлеба. Более 1000лет назад появилось на зеле Русское государство и называлось оно - Русь. Давным-давно на месте наших городов и деревень, были непроходимые леса и топкие болота. Жить в таких условиях могли только сильные, храбрые и выносливые люди. И звали их - русичи. Богатство нашей земли привлекало много врагов - хотели они завладеть нашими землями. В давние времена приходили враги на русскую землю - жгли и разоряли города и села, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное богатство. Как вы думаете, кто же в далекие времена защищал наше отечество? (ответы детей).

Дети: Русские богатыри.

Воспитатель: А кто из вас может нам сказать какие они были? (ответы детей)

Дети: Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, храбрые, доблестные.

Воспитатель: А каких вы знаете богатырей? (ответы детей)

Дети: Алеша Попович, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Илья Муромец.

Воспитатель: Откуда вы узнали о богатырях? (ответы детей).

Дети: Читали сказки и былины, смотрели мультфильмы, рассматривали картины.

Воспитатель: Богатыри жили 1000 лет назад, а вот слава их подвигов, как о защитниках земли русской дошла до наших дней. А вы хотели бы стать богатырями?

Воспитатель: И я вам помогу в этом. (проводится физ. минутка)

Физкультминутка:

Богатырь - вот он каков.

Он силен, он здоров (показывают силу).

Он из лука стрелял, (показ).

Метко палицу бросал. (показ).

На границе стоя (стойка смирно).

Зорко - зорко наблюдал (показ).

Подрастем мы и смотри (поднимаются из положения сидя).

Станем, как богатыри! (показ)

Воспитатель: Еще, ребята, на наших занятиях мы с вами много читали про богатырей и даже выучили стихотворения про них. Кто хочет рассказать стихотворение?

Дети: читают стихи.

1.Силен, как вольный ветер 2. Славный молодец Добрыня

Могуч, как ураган. Взмылил конские бока,

Он защищает землю, Прямоезжую дорогу

От злобных басурман! Одолел в четыре дня.

Он силой доброю богат, О его победах слава

Он защищает стольный град. На Руси давно гремит;

Спасает бедных и детей, Налетел, ударил справа,

И стариков и матерей. Под огонь подставил щит.

Воспитатель: Мы с вами также знаем очень много пословиц и поговорок о доблести и любви к Родине. Давайте вспомним их и назовем.

Дети: Сам погибай, а товарища выручай.

С родной земли - умри, не сходи!

За край свой насмерть стой!

За правое дело стой смело!

Жить Родине - служить.

Не тот герой, кто награду, ждет - а герой, кто за народ идет.

Родимая сторона мать, чужая - мачеха.

Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.

Человек без Родины - что соловей без песни.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

Кто к нам с мечом придет - от меча и погибнет.

Воспитатель: Молодцы, вот сколько вы много знаете пословиц и поговорок. А чтобы побеждать в боях и сражениях у русских богатырей были помощники. А какие? (ответы детей).

Дети: Конь, оружие и доспехи.

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадки про оружие и доспехи, а вы внимательно слушайте и постарайтесь их отгадать.

  1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (кольчуга).
  2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (шлем).
  3. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну, что, догадались? Конечно же….(меч).
  4. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит - тяжелый, блестящий и кругленький….(щит).

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. И я теперь вижу, что вы много знаете о русских богатырях. У богатырей была одна цель - не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину. А сейчас я вам предлагаю по желанию нарисовать богатырей, оружие или доспехи. А потом из ваших рисунков мы сделаем книжку, которая будет называться «Русские богатыри».

Формировать представление и углублять знания детей о прошлом Руси, о ее защитниках- богатырях; вспомнить, что такое былина и кто такие былинные герои – Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич; воспитывать нравственные основы, опираясь на образы старинных героев; продолжать знакомить с богатым языком былин и народных песен-сказаний; воспитывать чувство гордости и уважения к героям, воспетым народом и не забывающим их; закрепить и расширить знания детей о творчестве великого художника В.М.Васнецова по картине «Богатыри»;обогащать словарный запас детей: стольный град, летописец, сказитель, гусляр, старец, басурман, былина, сказание, булава, колчан,палица, лук, шлем, ратник, снаряжение, доспехи, кольчуга; учить последовательно, связно и выразительно рассказывать о богатырях, подбирать точно слова, описывая их внешний вид.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -
ДЕТСКИЙ САД № 1888

Тематическое занятие «Сильна Россия богатырями!»

(подготовительная группа)

Воспитатель: Колыданова Г.А.

МОСКВА 2013 Тематическое занятие в подготовительной группе «Сильна Россия богатырями!»

Воспитатель ГБОУ ЦРР д/с № 1888 Северное Медведково г. Москвы .

Колыданова Г.А.

Цель: Формировать представление и углублять знания детей о прошлом Руси, о ее защитниках- богатырях; вспомнить, что такое былина и кто такие былинные герои - Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич; воспитывать нравственные основы, опираясь на образы старинных героев; продолжать знакомить с богатым языком былин и народных песен-сказаний; воспитывать чувство гордости и уважения к героям, воспетым народом и не забывающим их; закрепить и расширить знания детей о творчестве великого художника В.М.Васнецова по картине «Богатыри»;обогащать словарный запас детей: стольный град, летописец, сказитель, гусляр, старец, басурман, былина, сказание, булава, колчан,палица, лук, шлем, ратник, снаряжение, доспехи, кольчуга; учить последовательно, связно и выразительно рассказывать о богатырях, подбирать точно слова, описывая их внешний вид.

Предварительная работа : Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри», знакомство с былинами: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей- разбойник», «Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Садко», рисование богатырей в доспехах; прослушивание отрывков из музыкальных произведений «Садко», «Сражение Ильи Муромца с Соловьем - разбойником».

Ход занятия:

Воспитатель:

«Отечество мое! Россия!

В тебе дух старины живет.

И не одна еще стихия,

Не победила твой народ!

Из тьмы веков ты восставала,

И становилась все сильней!»

Россия, Родина, Русь. Слово «Русь» пришло к нам из далекой древности и осталось с нами. Мы говорим: «Матушка - Россия!» Все в ней нам дорого. Поэтому мы ее бережем и защищаем. Ребята, кто такие защитники Отечества?

Ответы детей: Это воины, богатыри, которые охраняют и защищают Родину, любят ее и волнуются и делают все для того, чтобы был мир.

Звучит «Утро» Э. Грига.

Воспитатель :

« Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!»

Ребята, какие чувства у вас вызвало это стихотворение?

Ответы детей : Чувство гордости за свою Родину.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

В давние времена на Русь часто нападали, совершали набеги, нападения враги, которые разоряли села и деревни, грабили и увозили награбленное. Все то, что создал простой народ. И каждый раз на защиту Земли русской вставали ее воины - бесстрашные богатыри! Их народ и прозвал защитниками матушки- Земли русской за смелость и силу, ум и подвиг. Народ складывал о них песни, былины, сказки и все это дошло и до наших дней.

Звучит песня «Богатырская сила» А.Н. Пахмутовой. Входят « богатыри» - мальчики в костюмах и исполняют танец богатырей. Представляются, читают стихи:

«Три защитника, три брата, три богатыря!

«Русь на воинов богата!»- говорят не зря!

С поля боя нет возврата, за спиною Русь!

Мать- Земля, родные хаты…

Эй, смелее в бой, ребята!»

Меч и лук, копье, булава, щит и верный конь…

Враг! Не тронь родной державы!

Охраняет Русь по праву

Богатырь земли родной!»

Показ картины В. Васнецова «Богатыри».

Воспитатель :

Многие композиторы и поэты считают за честь говорить о русских богатырях. Не один Илья Муромец был богатырем на Русской земле. Их было много, из них трое были самые главные.

«Богатыри» — картина Виктора Васнецова . Распространённое название картины — « Три богатыря » является неправильным. Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи . Вот они, ребята, богатыри Земли русской.

Кто написал эту картину?

Кто может назвать, как зовут богатырей?

Как одеты богатыри?

Как называется одежда, одетая на богатырях?

Зачем богатырям такая одежда?

С кем сражались богатыри?

Какие кони под нашими богатырями? Опишите их.

Воспитатель: Молодцы!

Вот мы и познакомились с богатырями: сильными и смелыми, любящими свою Землю.

Послушайте, как я расскажу вам о славных богатырях Земли русской. Охраняют заставу от вражеских сил три богатыря, три силача, три удальца. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.

Все под стать: смелые и сильные. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец- славный богатырь. В нем чувствуется и сила, и мощь, и мудрость.У него мужественное и благородное лицо. Отличительной особенностью его облика является широкая борода с проседью. Он не молод. И конь, как хозяин, спокоен, только косит глазом в сторону врага да потряхивает бубенчиками под челкой. Конь силен, и кажется, если сдвинется с места, то загудит под ним наша Земля- матушка. Вот так сила! Илья Муромец отлично вооружен: одет в железную кольчугу, на голове- защитный шлем, а в руках у него булатная палица да щит с длинным копьем. А за спиной свисает колчан со стрелами. Внимательно и зорко всматривается богатырь в даль степную. Не видно ли врага? Он готов к бою, но напрасно проливать человеческую кровь не будет. Честно служит Илья Муромец. Для него главное - это спокойствие и мирная жизнь.

По правую руку от Ильи Муромца еще один богатырь земли русской - Добрыня Никитич. Известный и любимый народом воин. Одежда на нем богатая и добротная. Он сильный и умелый воин, отлично стреляет из лука, искусен в боях. Этим и заслужил всенародную славу и любовь. И если Илья Муромец был крестьянский сын, то самый молодой богатырь- Алеша Попович- сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как его товарищи, но он ловок и умен, быстр, и находчив. Этим и заслужил в народе славу. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь косит глаза да лук держит наготове. А конь его ему под стать: наклонил голову, уши навострил и сам смотрит в сторону врага. Три богатыря такие разные, но у них одна общая цель: охранять Родину.

Из былин, сказаний, песен, стихотворений, из книг мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами. А что такое Былина?

Ответы детей

Слово «былина» произошло от слова быль, было, то есть,то что было когда-то давно. Об этом и говорится в былинах.

Кто слагал Былины о богатырях? (Ответы детей)

Людей, которые сочиняли былины, называли сказителями. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Они рассказывали о том, как «было». О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказители так и говорили:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Богатыри очень много работали оттого и были они могучими и сильными. И каждый раз они вставали на защиту своей земли. Герои - богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине - Руси.

Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге. Послушайте и скажите, о ком можно так сказать?

«Он — рослый, прямой и упрямый,
В кольчуге. С шеломом стальным,
И конь его, тяжкий как мамонт,
Чугунно ступает под ним.

Какой же он сильный-пресильный!
А очи горят добротой.
Как будто бы взор его синий
Забрызгало волжской водой».

Воспитатель : Правильно. Так можно сказать только о богатыре .

А теперь поиграем. Игра «Подбери слова, близкие по смыслу»

Богатырь (защитник, силач, воин)

Храбрец (смельчак, герой, рыцарь)

Храбрый(смелый, ловкий, отважный, бесстрашный, мужественный)

Богатырский (храбрый, могучий, сильный)

Игра «Назови пословицу о богатырях и дружбе.

Воспитатель : Ребята, а какие пословицы подошли бы к нашим богатырям? Воспитатель бросает детям мяч, а дети называют пословицы.

Ответы детей:

Сам погибай, а товарища выручай.;

Трудно в учение, легко в бою.;

Жить - Родине служить.;

Богатырь на пирах не сидит, живот не растит.;

Слава не у того, кто ее ищет, а кто в бою добывает.;

Сражайся смело за правое дело.;

Доброе братство милее богатства.;

За правое дело стой смело.

Не родом богатырь славен, а подвигом.;

Кто смел, тот и на коня сел.

Воспитатель: Молодцы! Много знаете пословиц.

Познакомлю вас еще с одной пословицей: «Богатырь от напасти не бежит, друзей в беде не покидает». Как вы понимаете эту пословицу?

Ответы детей .

Воспитатель : Правильно. У богатырей одна цель - не пропустить врага и крепко стоять на страже Родины.

Кто такой богатырь?

Дети:

«Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган, Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей, И стариков, и матерей!

Храбры, честны, сильны

Богатыри Земли!»

Воспитатель :

Выберите слова, характеризующие человеческие качества богатырей:

Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный,

мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, черствый,

жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый.

Ответы детей.

Воспитатель:

А теперь мы станем богатырями и немного разомнемся.

Физкультминутка « Дружно встали»

(под музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота»)

«Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

(руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

(поворот вправо)

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

(поворот влево)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

(поворот вправо)

Через левое плечо.

(поворот влево)

Буквой Л расставим ноги,

(ноги расставить)

Точно в танце - руки в боки,

(руки поставить на пояс)

Наклонились влево,вправо

(наклоны влево, вправо)

Получается на славу!»

Воспитатель: А теперь, ребята, ответим на вопросы викторины по русским былинам, которые мы читали.

1. Почему Алешу называют Поповичем? (Поповский сын. )

2. Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца. (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем-Разбойником. )

3. Почему Илью прозвали Муромцем? (Он родом из города Мурома. )

4. Что обозначает слово «Муром»? (Древнерусское «мур» - стена каменная, защита, оплот. )

5. Кто из богатырей не мог ходить до 30 лет? (Илья Муромец. )

6. Назовите отрицательных персонажей былин. (Соловей-Разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич. )

7. Существует много опер на сказочные сюжеты. В основу какой оперы легла былина? (Оперы Н. Римского-Корсакова «Садко». )

Воспитатель : Вот как много интересного мы узнали о богатырях Руси.

А теперь, ребята, попробуем разгадать кроссворд.

7

1








2




3


6





4







5







По горизонтали:

1-оружие богатырей ввиде деревянной палки с шаром на конце.

2-оружие, из которого стреляют стрелами.

3-предохранительное вооружение богатырей.

4-древний музыкальный инструмент со струнами.

5-человек, рассказывающий былины и сказки.

По вертикали:

1-русская народная эпическая песня о подвигах богатырей.

6-чем обладают богатыри.

7-название посуды, из которой пили воду богатыри.

ОТВЕТЫ

По горизонтали 1. Булава 2. Лук. 3. Доспехи.4.Гусли. 5. Старец.
По вертикали: 1. Былина. 6. Сила. 7.Чаша.

Воспитатель : Молодцы! Вот и получилось у нас слово русское и могучее «Богатырь».

И наши мальчики, когда станут взрослыми, тоже станут охранять и защищать нашу Родину и не пускать на нашу святую Землю врагов.

«На лбу бывают шишки, под глазом - фонари.

Уж если вы - мальчишки, то вы - богатыри!»

А сейчас я каждому мальчику подарю на память о нашем занятии небольшие медальки, на которых написано «Богатырь». Спасибо за занятие.


Вера Склярова
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской»

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской »

Воспитатель : Склярова В. П.

Цель :

* Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси , великих русских богатырях .

Задачи :

*Развивать интерес к истории культуры Родины; воспитывать уважение к героям былин, защитникам народа; обогащение и активизация словаря па теме

*Учить составлять описательный рассказ на заданную тему;

*Развивать внимание, память, сообразительность

*Учить отвечать на поставленные вопросы связанно и последовательно;

*Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего народа;

Интеграция образовательных областей :

Познавательное, развитие речи, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное

Виды деятельности : коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная, двигательная, самообслуживание.

Предварительная работа : чтение былин о богатырях : «Илья Муромец и соловей разбойник» , «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» , «Алёша Попович и Тугарин Змей» , «Никита Кожемяка» , «Исцеление Ильи Муромца» , «На заставе богатырской » , проведение д/и «Снаряди богатыря в дорогу » , изодеятельность «Богатыри » , «Щит и меч» , просмотр мультфильмов по теме.

Ход занятия:

Воспитатель :

Сегодня к нам пришли много гостей, пожелайте им здоровья. А сейчас я вам предлагаю послушать внимательно стихотворение Феодосия Савинова и сказать о чём оно.

«Родина»

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье ,

Это русская земля !

Вижу горы – и долины,

Вижу реки и моря -

Это русские картины ,

Это Родина моя!

Воспитатель :

О чём стихотворение? Как называется страна в которой мы живём? (Ответы детей) .

Много чудесных стран на Земле , везде живут люди, но Россия, самая большая, богатая и необыкновенная страна.

Воспитатель :

Дети :

Потому, что здесь много городов, рек и морей.

Воспитатель :

Как ещё, мы можем назвать нашу Родину?

Дети :

Россия, Отчизна, Отечество.

Воспитатель :

Правильно. Произнесите эти слова с любовью и гордостью.

Давайте вспомним пословицы и поговорки про Родину.

Максим Дуров : Родина – мать умей за неё постоять

Алёна : Человек без Родины, что соловей без песни.

Полина Грязнова : За родной край и жизнь отдай.

Тимофей Кобыльский : Родина любимая, что мать родимая.

Настя : Для Родины своей – ни сил, ни жизни не жалей.

Воспитатель :

Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может . Это святое дело защитников нашей земли русской .

Воспитатель :-

Кто охраняет мирный труд людей, нас с вами, нашу страну?

Дети :

Наша Армия.

Воспитатель :

Кто служит в армии?

Дети :

Солдаты, офицеры.

Воспитатель :

Как по-другому можно их назвать?

Дети :

Защитники Отечества.

Воспитатель :

Кто охраняет границы нашей Родины? (моряки, лётчики,танкисты,пограничники)

А сейчас послушайте отрывок из песни и скажите, как раньше называли людей, которые защищали Родину? (Прослушивание отрывка из песни и ответы детей) «Богатырская наша сила »

Воспитатель :

Да, богатыри . Раньше на Руси наши предки называли защитников Родины – богатырями . О них слагали былины.

А что такое былина?

Дети :

Правда, о том, что было раньше.

Воспитатель :

Ребята, богатырями называют людей сильных, смелых, готовых встать на защиту Родины. А чтобы такими стать надо с детства готовиться, заниматься спортом, закаляться, тренироваться, вести здоровый образ жизни и любить Родину

Воспитатель :

А вы хотите стать богатырями ? (ответы детей)

Давайте, удобнее встанем. И представим, что мы богатыри .

Физкультминутка.

Дружно встали 1-2-3

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Ноги шире, руки в бок

Защищать пойдем народ.

Воспитатель : Ой, у нас в группе так много богатырей . А сейчас ребята, давайте обратим внимание на знакомую репродукцию картины. Кто написал эту картину?

Дети : Васнецов.

Воспитатель : Как называется эта картина?

Дети : Три богатыря .

Воспитатель : Кому посвящается эта картина?

Дети : Русским богатырям .

(Рассматривание картины)

Воспитатель : Вам нравится эта картина? Какой пейзаж окружает богатырей ?

Дети : Здесь все красиво нарисовано – и облака, и небо, и даже елочки под ногами коней. Здесь все, как настоящее.

Воспитатель : Обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие?

Дети :Природа спокойна, когда у нее есть такие защитники.

Воспитатель : Что делают в поле богатыри ?

Дети : Смотрят вдаль. Нет ли там впереди опасности или врагов.

Воспитатель : Кто из богатырей вам больше нравится ?

Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех. Он хорошо вооружён : с правой руки у него свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке у него щит и длинное копьё.

Воспитатель : Илья Муромец-крестьянский сын. Он могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Мощь, сила, мудрость чувствуется во всём облике. Одет в железную кольчугу, на голове шлем.

Настя Т.:А мне нравится Алеша Попович – он молодой, но смелый и товарищ хороший. Врага побеждает не богатырской силой , а хитростью да ловкостью.

Воспитатель : Алёша Попович-сын попа. Он и воин и гусляр. И песни петь умеет и воевать. В левой руке у него лук, а по правую руку гусли.

Виталик : Мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин, даже Змея Горыныча победил. Он красивый, у него русые кудри, зоркие глаза.

Воспитатель : Добрыня Никитич-сын рязанского князя. Добрыня известный и любимый в народе воин. Исскусен в боях, плавании и стрельбе из лука. Одет богато и нарядно .

Лера : А мне все богатыри нравятся . Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут.

Воспитатель : Чем схожи и чем отличаются богатыри ?

Дети : Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи.

Они разные по возрасту, имеют разных коней, разное оружие.

У них разные лица и характеры. Они разные по происхождению

Воспитатель :Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри . Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской , мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

Воспитатель : Давайте вспомним с вами стих о богатыре (Полина Г.)

Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат ,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков и матерей!

Воспитатель : Всегда наши богатыри вместе , потому что вместе легче врага победить. Так как вы тоже богатыри , вам предстоит преодолеть трудности на пути : пройти через болото, через глубокий ров, чтобы узнать какие герои пришли к нам в гости.

Д /и (из частей собрать картинки богатырей )

Воспитатель : За вашу смелость, ловкость, быстроту, выносливость богатыри приготовили вам подарки, а какие мы узнаем, отгадав загадки :

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Воспитатель :

Вот вы и получили воинские доспехи, а теперь я вам предлагаю пройти присесть за столы и раскрасить наших богатырей .

Воспитатель : Ребята, понравилось вам занятие ? О ком мы сегодня говорили (ответы детей) . А теперь станьте в круг и, передавая мяч, назовите какими качествами обладает богатырь (смелый, ловкий,выносливый,сильный,отважный. ,храбрый,бесстрашный,решительный,героический)

Выставка работ.