Лучшие композиции эннио морриконе. Эннио морриконе - лучшие саундтреки

10 ноября свое 86-летие отпраздновал легендарный итальянский композитор, подаривший свою музыку более чем 400 фильмам! С 1960-х и до наших дней Эннио остается настоящим профессионалом, сумевшим покорить весь мир. Начиная с незамысловатых музыкальных тем для вестернов своего однокласника Серджио Леоне, теперь Морриконе - лауреат премии "Оскар" за выдающиеся заслуги в кинематографе, 9-кратный лауреат национальной кинопремии Италии "Давид ди Донателло" за лучшую музыку к фильму, двукратный лауреат премии "Золотой глобус", 5-кратный лауреат премии BAFTA. “Хороший, плохой, злой” (1966) реж. Серджио Леоне
Культовый спагетти-вестерн Серджио Леоне с Клинтом Иствудом в главной роли. Сюжет повествует о трёх охотниках за потерянным золотом конфедератов во времена Гражданской войны в США. Картина входит в списки лучших вестернов и лучших фильмов всех времён. Лейтмотив фильма, стилизованный под вой шакала, считается одной из самых узнаваемых мелодий в истории кино. Композитор мастерски смешивает акустические (флейта, труба, акустическая гитара), электронные инструменты (электрогитара, орган) и вокал, используемый как инструмент. “Дни Жатвы” (1978) реж. Терренс Малик
Фильм, который по сей день называют визуальным шедевром. По окончании работы над лентой Малик на 20 лет отошёл от режиссуры. Картина повествует о двух любовниках Билле и Эбби, приехавших на плодородные земли Техаса в поисках лучшей жизни. Они выдают себя за брата и сестру, но когда фермер влюбляется в Эбби, любовники решают затеять с ним рискованную игру. Как известно, сотрудничество со скрупулезным Маликом стала испытанием для Морриконе. Малик хотел, чтобы отправной точкой музыкального ряда послужил “Аквариум” из сюиты “Карнавал животных”. Именно эта мелодия звучит в начальных титрах. “Однажды в Америке” (1984) реж. Серджио Леоне
Успешный опыт работы итальянца Леоне в Голливуде превратился в одну из лучших гангстерских картин в истории кино - “Однажды в Америке” с Робертом Де Ниро в главной роли. История дружбы и предательства нескольких гангстеров и бутлегеров, встретившихся в начале двадцатого века в еврейском квартале Нью-Йорка и разбогатевших во времена сухого закона в США, показана через прихотливое сплетение воспоминаний, сновидений и опиумных грёз главного героя. Эпичность картине создал звуковой ряд под руководством самого Морриконе. “Неприкасаемые” (1987) реж. Брайан Де Пальма
Продолжая совершенствовать музыкой жанр криминальных драм, Морриконе взялся за работу над картиной о противостоянии группы специальных агентов ФБР и подпольной империи гангстера Эла Капоне в 1930-е годы в США. Фильм был создан по мотивам реальных событий. “Неприкасаемые” - образцовое гангстерсоке кино, за саундтрек к которому Морриконе получил свою первую премию Британской киноакадемии. “Новый кинотеатр “Парадизо”” (1988) реж. Джузеппе Торнаторе
Фильм стал началом долгого сотрудничества Морриконе с молодым самобытным итальянским режиссером Джузеппе Торнаторе. Это рассказ о счастливых днях, когда итальянское кино еще не знало о том, что такое «кризис итальянского кинематографа». В центре разделенной как бы на три части картины - сицилийский мальчишка Сальваторе. Картина стала настоящим триумфом для режиссера и композитора, отхватив Оскар, Золотой Глобус, награду BAFTA, Сезар, а также большой приз жюри Каннского кинофестиваля. “Малена” (2000) реж. Джузеппе Торнаторе
Новый фильм Торнаторе о непростой жизни девушки Малены в маленьком итальянском городке вновь был озвучен Эннио Морриконе. Малена - красавица-вдова, наваждение мужчин и предмет зависти женщин. Жены распускают о ней грязные сплетни. Мужья преследуют ее по пятам и грезят о ней. Главную роль здесь сыграла Моника Беллуччи и начинающий итальянский актёр Джузеппе Сульфаро (которому на момент съёмок исполнилось 16 лет). За основу сценария режиссёр взял одноимённый рассказ сценариста Лучано Винцензоли. Картина получила номинацию на Оскар и Золотой Глобус как лучший саундтрек. “Бесславные ублюдки” (2009) реж. Квентин Тарантино
Действие картины, в которой снялись Брэд Питт, Майк Майерс, Элай Рот и Кристоф Вальц, происходит во время Второй мировой войны. В оккупированной немцами Франции группа американских солдат-евреев наводит страх на нацистов, жестоко убивая и скальпируя солдат. Саундтрек состоит из разных жанров музыки, начиная с композиций, свойственных спагетти-вестернам, и заканчивая R&B. Именно классическую составляющую саундтрека с жанровой вестерн-музыкой Тарантино доверил Морриконе. “Джанго освобожденный” (2012) реж. Квентин Тарантино
Снять настоящий красочный вестерн было давней мечтой Тарантино. После работы в “Бесславных ублюдках” Квентин пригласил в кресло композитора Эннио Морриконе, поскольку является большим фанатом его музыки к фильмам Серджио Леоне. Тарантино снял историю об охотниках за головами. Немец “Дантист” (Кристоф Вальц) и чернокожый раб Джанго (Джейми Фокс) промышляют отстрелом самых опасных преступников. Однако Джанго намерен вернуть свою жену Брумгильду и для этого готов убить ее хозяина - влиятельного и опасного землевладельца. Как и с “Бесславными ублюдками”, саундтрек состоит из микса жанров, где Морриконе ответственный за вестерн-баллады.

Эннио Морриконе (Ennio Morricone) – итальянский композитор, аранжировщик и дирижер, известный преимущественно как автор музыки для кино и телевидения. Морриконе обладатель многочисленных наград, в том числе Золотого Глобуса, Грэмми и двух премий Оскар – за вклад в музыку для кино и, в частности, саундтрек к фильму Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка».

Эннио Морриконе родился в 1928 году в Италии в многодетной семье. Его отец, профессиональный трубач, стал первым учителем музыки. В 12 лет Эннио поступил в государственную римскую консерваторию Санта-Чечилии, и проучился там до 1954 года, получив 3 диплома по классам трубы, инструментовки и композиции. Параллельно с обучением юный гений играл в оркестре и писал классическую музыку.

В 1953 году Морриконе пробует себя в написании аранжировок в современном стиле для радио, а затем становится автором поп-аранжировок для итальянской общественной телерадиокомпании. В конце 50-х композитор начинает писать музыку для кино, однако в основном работает по заказу более популярных коллег, и его имя чаще всего не попадает в титры. Все меняется, когда Морриконе начинает сотрудничать со своим одноклассником, автором жанра Спагетти-Вестерн, известным режиссером Серджо Леоне. Из-за ограниченного бюджета при съемках «Долларовой трилогии», маэстро пришлось проявить фантазию и задействовать в записи звуки выстрелов и хлыста, свист, голоса, варган и электрогитару. Это стало фирменной карточкой Морриконе – классический оркестр в сочетании с новаторским подходом к разнообразию инструментов.

После успеха и высоких кассовых сборов «Долларовой трилогии» с Морриконе стали сотрудничать другие итальянские режиссеры - Бернардо Бертолуччи, Тинто Брасс, Пьер Паоло Пазолини, а выход трилогии в американском прокате стал отправной точкой его карьеры в Голливуде.

У Морриконе сложилось плодотворное сотрудничество с мэтрами кинематографа – он писал музыку для Брайана де Пальма, Оливера Стоуну, Барри Левинсона. Квентин Тарантино использовал ранние работы Морриконе почти в каждом своем фильме, а саундтрек написанный маэстро специально для фильма «Омерзительная Восьмерка» принес ему долгожданный Оскар. Также Морриконе писал для Романа Полански (знаменитый саундтрек к фильму «Неистовый», стилизованный под саундтреки к лентам Хичкока), стал автором музыки для скандальной «Лолиты» Эдриана Лайна.

Помимо работы в кинематографе Морриконе писал камерную музыку для оркестра, и объездил в качестве дирижера весь мир.

Группа Metallica с 1984 года начинает выступления с кавер-версии композиции “Ecstasy Of Gold” Эннио Морриконе написанной им для фильма «Хороший, плохой, злой» который вышел в США в 1966-м год.

Эннио Морриконе (Ennio Morricone) – известный композитор, знаменитый режиссер и аранжировщик из Италии. Большинство знает его как автора музыкальных треков для кинофильмов и телепрограмм. Многолетний, плодотворный труд музыканта отмечен наградой «Ordine al merito della Repubblica Italiana». Девять раз он номинован на национальную премию кино «Ente David di Donatello» за музыкальные композиции к кинофильмам. Трижды номинован Голливудской ассоциацией прессы на премию «Золотой глобус» («Golden Globe Award»). Имеет множество других наград и премий.

Глава семейства Марио Морриконе (Mario Morricone) был джазовым трубачом, а мать Либера Ридольфи (Libera Ridolfi) занималась работой по дому.

Эннио в семье первенец, впоследствии родители решили родить еще четверых детей.

Образование

Профессия отца повлияла на выбор занятия старшего сына и в 12 лет мальчик поступает в государственную римскую консерваторию Санта-Чечилии (Conservatorio statale di musica «Santa Cecilia»), где его обучением занимается педагог Гоффредо Петрасси (Goffredo Petrassi). Обучаясь там в течение одиннадцати лет, молодой человек заканчивает три отделения.

Он получает дипломы по классу трубы, оркестра и композиции.

Первые работы

В 16-летнем возрасте в течение года юноша играет в музыкальном коллективе Альберто Фламини (Alberto Flamini), замещая отца, работавшего там до него. Музыканты зарабатывают деньги, выступая в римских казино, ресторанах и других общественных местах.

В 17 лет молодой человек начинает работать музыкантом в одном из , через год там же он становится театральным композитором.

Во время учебы в консерватории с 1950-х гг. Эннио пробует писать свои музыкальные произведения, также начинается работа по адаптации народных песен и песен модных композиторов для радио и телевизионных шоу. Правда, вначале его имя не упоминалось в титрах, где предпочтительнее было указывать более признанных композиторов.

В 33 года Морриконе начинает писать композиции к итальянским вестернам. Первой кинокартиной, в котором Эннио был полноправным композитором, стал «Фашистский вожак» («Il Federale», 1961 г.). В течение 3-х лет совместно с Морриконе было создано 24 фильма.

Трамплин к мировой славе

Однажды домой к композитору пришел человек и попросил Эннио подобрать музыку к его будущей картине. Внешность режиссера показалась хозяину дома знакомой и он поинтересовался, в какой школе тот учился. Оказалось, гость когда-то посещал вместе с Эннио начальную школу и звали его Серджио Леоне (Sergio Leone).

Фильмы Леоне впоследствии прославили талантливого музыканта на весь мир. Кассовые сборы его вестерна «За пригоршню долларов» («Per un pugno di dollari») с Клином Иствудом (Clint Eastwood) в главной роли достигли отметки в 3,5 миллиона долларов. В фильме звучали непривычные тогда электрические гитары, уличные колокольчики и флейта Пана.

Но и в этом фильме в титрах не было имени Морриконе, он взял себе псевдоним Лео Николс (Leo Nichols), а впоследствии поменял его на Дан Савио (Dan Savio).

Работа со знаменитостями

На протяжении богатой творческой карьеры композитора, музыка Эннио Морриконе звучала не только в европейских, но и в голливудских фильмах. Он работал с режиссерами:

  1. Бернардо Бертолуччи (Bernardo Bertolucci) в картине «Двадцатый век» («Novecento», 1976 г.);
  2. Паоло Пазолини (Paolo Pasolini) в картине «Сало, или 120 дней Содома» («Salò o le 120 giornate di Sodoma», 1975 г.);
  3. Романом Полански (Roman Polanski) в картине «Неукротимый» («Frantic», 1987 г.);
  4. Оливером Стоуном (Oliver Stone) в фильме «Поворот» («U Turn», 1997 г.);
  5. Дамиано Дамиани (Damiano Damiani) в сериале «Спрут» («La Piovra», 1984 г.);
  6. Квентином Тарантино (Quentin Tarantino) в фильме «Омерзительная восьмерка» («The Hateful Eight», 2015 г.) и другими.

С 1964 г. Эннио Морриконе подписывает контракт на работу со студией звукозаписи «RCA», где работает с (Gianni Morandi), Марио Ланца (Mario Lanza), Мирандой Мартино (Miranda Martino) и другими исполнителями.

Лучшие фильмы с музыкой Морриконе

  • Список по праву возглавляет уже упомянутый выше фильм Серджио Леоне «За пригоршню долларов». Эта картина прославила Эннио как композитора во всем мире. Фильм положил начало многолетнему сотрудничеству двух бывших одноклассников.
  • В 1966 г. очередная работа Леоне-Морриконе «Хороший, плохой, злой» («Il Buono, il brutto, il cattivo») была внесена IMDb в список пяти лучших фильмов.
  • Одна из красивейших композиций Морриконе звучит в кинокартине Серджио Леоне и Тонио Валери (Tonino Valerii) «Меня зовут Никто» («Il mio nome e Nessuno», 1973 г.)
  • Леденящая кровь мелодия Эннио Морриконе сделала фильм Джона Бурмена (John Boorman) «Изгоняющий дьявола 2» («Exorcist II: The Heretic», 1977 г.) лидером кассовых сборов в 1977 г.
  • Музыкальное сопровождение Эннио Морриконе из фильма «Профессионал» (Le Professionnel, 1981 г.) режиссера Жоржа Лотнера (Georges Lautner) принесло славу и известность композитору у советских зрителей. За этот фильм с участием Жан-Поля Бельмондо (Jean-Paul Belmondo) Морриконе наградили национальной кинопремией Сезар (César).
  • В 1983 г. в финальной кинокартине Леоне «Однажды в Америке» (Once Upon a Time in America, 1984 г.) звучит еще один трек Морриконе, за который его номинировали на «Золотой глобус» («Golden Globe Award»). Но композитору досталась только «Серебряная лента» («Nastro d’argento»).
  • Музыка Эннио Морриконе из сериала «Спрут» стала популярной не только на родине итальянца, но и в Советском Союзе. Противостояние сицилийской мафии и полиции Италии долго удерживало внимание многочисленных поклонников сериала.
  • В 2000 г. композитор награжден «Оскаром» за композицию к картине Джузеппе Торнаторе (Giuseppe Tornatore) «Легенда о пианисте» («La leggenda del pianista sull’oceano», 1998 г.).
  • В 2001 г. Морриконе вручен «Оскар» за кинофильм Торнаторе «Малена» («Malеna», 2000 г.).
  • В 2016 г. композитор получает «Оскар» за музыкальное сопровождение фильма Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка».

Семья

В 1957 г. музыкант обвенчался со своей женой Марией Травиа (MariaTravia), которой всю свою последующую жизнь не уставал посвящать музыку.

Ближайшими родственниками музыканта являются его жена и дети. Старший Андреа (Andrea) продолжил музыкальную династию и сочиняет музыку для кинофильмов. Второй сын Марко (Marco) состоит в организации по защите прав авторов. Дочь Алессандра (Alessandra) выучилась в медицинском университете на хирурга. Младший Джованни работает режиссером в Universal.

  • Мэтр не знает количества написанных им композиций, он говорит, что их число приближается к 500, а число фильмов с его музыкой перевалило за четыре сотни.
  • В 1985 г. композитор отправился в турне по Европе в качестве дирижера с концертом камерной инструментальной музыки собственного сочинения.
  • Одно из давних увлечений Морриконе – шахматы. У него были турниры с Гарри Каспаровым и Анатолием Карповым.
  • Талантливый итальянец пишет не только музыку, но и книги. В 1996 г. его произведение «Наш Рим» («RomaNostra»), изданное совместно с Аугусто де Лука (AugustoDe Luca) было отмечено премией «Города Рима».
  • Огромное количество написанных композиций провоцирует некоторых недобросовестных музыкантов на откровенный плагиат. Так, Алексей Шелыгин использовал мотив из «Однажды на диком западе» («C’era una volta il West», 1968 г.) в культовом сериале «Бригада» (2002 г.) , а в сериале «Бандитский Петербург» (2000-2007 гг.) улавливается сходство музыкальной темы из фильма Жоржа Лотнера (GeorgesLautner) «Профессионал» («Le Professionnel», 1981 г.) с работами Эннио Морриконе.
  • В ноябре 2016 г. композитору исполнится 88 лет, но он прекрасно выглядит и отлично себя чувствует. Соблюдает режим дня и правильно питается. Встает в 4 утра, делает зарядку и в 8 часов приступает к работе. Он много времени проводит на свежем воздухе и совсем не употребляет спиртное.
  • Музыкант очень суеверен, боится 17 числа, пятниц и фиолетового цвета. Однажды он отказал в интервью журналисту, одетому в пиджак не любимой им расцветки.
  • Музыкальные пристрастия композитора весьма разнообразны. Он пишет музыку в стиле джаз, иногда авангард. Бывает, Эннио Морриконе лучшее видит в рок-н-ролле или в авангардной музыке. Так же у него много классических произведений.
  • В 2004 г. на российские экраны вышел военный фильм-драма режиссера Владимира Хотиненко «72 метра», повествующий о гибели подводной лодки. Музыку к фильму пригласили написать Морриконе и он не отказался. До этого композитором была написана музыка к фильму Михаила Калатозова «Красная палатка».

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Жан-Поль Бельмондо исполнил во французском триллере роль профессионального киллера, главным заданием всей жизни которого становится убийство президента одной из африканских республик. Картина пришлась как раз на расцвет эпохи французского кино, похоже, мальчиками всех стран она была засмотрена до дыр. Ведь помимо самых настоящих захватывающих приключений (герой в ходе выполнения задания попадает на африканскую каторгу и, сбежав оттуда, решается мстить обидчикам), через весь фильм тонкой нитью проходит любовный, лирический мотив. «Профессионал» - эдакая французская версия легендарного Бонда. Правда, в отличие от знаменитого разведчика, герою Бельмондо помимо сверх способностей всё-таки присущи вполне человеческие качества. Такие, например как любовь и некоторые слабости, которые непременно в кульминации истории дадут о себе знать.

«Однажды в Америке» , 1984

Это история о настоящей американской мафии, которая берёт свои истоки на Сицилии, ведь именно оттуда в США один за другим перебрались самые отчаянные мафиози. И если после выхода на экраны «Крёстного отца», все остальные кинокартины о жизни бандитов и гангстеров несколько померкли, то фильм «Однажды в Америке» вполне способен побороться за лидерство, не говоря уже о том, что одну из главных ролей исполнил неподражаемый Роберт де Ниро, которому роли горячих итальянцев удаются особенно хорошо. Здесь не будет никакого хронологического порядка, более того неподготовленный зритель может даже запутаться во времени и событиях ему сопутствующих, на деле же всё просто. В тесном контакте здесь прошлое и настоящее: друзья, которые теперь куда больше напоминают бродяг, чем отъявленных негодяев, когда-то поклялись отдать жизнь друг за друга, и вот теперь спустя много лет после бурной молодости такой случай им, наконец, представится.

«Неприкасаемые», 1987

Роберт Де Ниро, Кевин Костнер, Шон Коннери – три имени, которые способны говорить сами за себя. И снова в центре событий – американские гангстеры, во главе с Аль Капоне, роль которого и исполнил Роберт де Ниро, – легендой бандитского мира, с которым борются отважные полицейские. И если сам фильм, возможно, не дотягивает до звания шедевра, то интерес зрителя создатели картины вполне смогли привлечь внимание своего зрителя тем, что в основе «Неприкасаемых» лежит вполне реальная история. Дело в том, что Аль Капоне славился в Америке не только своей жестокостью, но и изворотливостью, ведь посадить в тюрьму знаменитого гангстера, в итоге, удалось только как лицо, уклоняющееся от уплаты налогов.

«Легенда о пианисте», 1998

Несколько лет назад где-то в Европе на берегу моря был найден человек с роялем, который, безучастно рассматривая бушующие волны, исполнял какую-то необыкновенную мелодию. Впрочем, при выяснении обстоятельств, оказалось, что загадочный музыкант – неизлечимо болен, именно поэтому он не в состоянии вспомнить ничего кроме музыкальных произведений. Эта история могла бы стать достойным продолжением фильма Джузеппе Торнаторе о мальчике, который всю жизнь провёл на гигантском лайнере, развлекая публику игрой на рояле. Дэнни Будмен Т. Д. Лемон Тысяча-девятисотый так ни разу и не сошёл на берег, став ещё при жизни красивой легендой.

«Бесславные ублюдки», 2009

Фильмы Тарантино, не успев ещё выйти на экран, становятся классикой. Так же произошло и с его картиной «Бесславные ублюдки», которая повествует о периоде Второй мировой войны на территории Франции. Не смотря на то, что фильм из восьми премий «Оскар», на которые был номинирован, получил в итоге только одну, сегодня его признают одним из лучших произведений кинематографа начала двадцать первого века. Нацисты с неописуемой жестокостью уничтожают французов еврейского происхождения, а те, в свою очередь, сформировав подпольный отряд, с не меньшей изощрённостью уничтожают нацистов. Невидимая сторона войны, как она есть, море крови и философия понятная каждому.

«Джанго освобождённый», 2012

И снова Тарантино. За основу своего фильма американский режиссёр взял другую картину, которая вышла намного раньше, это итальянский вестерн «Джанго». Фильм обещал покорить миллионы ещё до его официального выхода на экраны. На этот раз Тарантино несколько отклонился от своей основной траектории, кровь в этой картине намного меньше, нежели во всех предыдущих, зато неожиданный поворотов – с лихвой. Короче говоря, классика приключенческого кинематографа: чудесным образом спасшись от жестоких хозяев, чернокожий раб Джанго попадает в руки к немецкому дантисту, который обещает освободить его, но за определённую услугу…

«Лучшая музыка в кино - это музыка, которую вы слышите. Музыка, которую не слышно, для фильма не годится, независимо от того, насколько она хороша». Это слова композитора, мелодии которого становились едва ли не популярнее культовых картин, где они звучали. Эннио Морриконе, ремесленник и гений, доказавший, что музыка в кино – не вспомогательный инструмент, а полноправный главный герой.

Краткая биография

Римлянин Эннио Морриконе появился на свет 10 ноября 1928 года. Его отец был известным джазовым трубачом, мама занималась воспитанием пятерых детей. У Эннио не было сомнений в своем предназначении, в 6 лет он начал сочинять музыку, а в 13 - стал студентом консерватории Санта-Чечилия. В первую очередь он учился игре на трубе, с 16 лет заменив отца в ансамбле, но параллельно изучал и композицию. Уже в студенчестве Морриконе начал подрабатывать композитором в театре и аранжировщиком на студиях звукозаписи, радио и телевидении. Его по праву называют отцом современной аранжировки. Благодаря своему трудолюбию Эннио закончил консерваторию как трубач, инструменталист и композитор, отдав учебе 12 лет. Музыку к своему первому фильму, «Смерть друга» он написал в 31 год. Первая известность пришла к нему в период работы над картинами Серджио Леоне.

В 1956 году композитор женился на Марии Травия, которая написала тексты ко многим его песням. У пары родилось четверо детей. Несмотря на то, что Морриконе на протяжении всей своей карьеры являлся крупнейшим автором музыки к фильмам двух континентов, ему катастрофически не везло с получением крупнейших международных кинематографических наград. Ему присудили 1 из 5 возможных «Грэмми», 3 из 9 возможных «Золотых глобусов». Свой первый «Оскар» он получил в 2008 году за вклад в киноискусство, после 5 безуспешных номинаций. А единственный соревновательный «Оскар» Морриконе дождался только на 88 году жизни – за картину «Омерзительная восьмерка».


В 2005 году Морриконе стал Великим офицером ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», главной награды страны, а 4 годами позже - кавалером французского Ордена Почетного легиона. Несмотря на тесные творческие связи с Голливудом, композитор работает исключительно в родном Риме и не говорит по-английски.

Интересные факты

  • Серджио Леоне снял всего 7 фильмов, в 6 из которых звучит музыка Морриконе. Не менее предан композитору и Джузеппе Торнаторе, пригласивший его сотрудничать в 12 из 14 своих фильмов. По общему количеству картин лидирует тандем маэстро с Мауро Болоньини, выпустивший 16 фильмов.
  • Д. Торнаторе сказал о Морриконе: «Он не просто великий кинокомпозитор. Он великий композитор».


  • Маэстро написал новую песню «Ancora Qui» для фильма Тарантино «Джанго освобожденный». Но после того как услышал обработку своей музыки в финальной версии песни, заявил, что впредь никогда не будет работать с режиссером. Однако, увидев сценарий «Омерзительной восьмерки», передумал, поскольку Тарантино дал ему полную свободу творчества. Композитор сознательно написал музыку, отличную по стилю от его предыдущих работ в этом жанре, поскольку история показалась ему больше приключениями, нежели классическим вестерном. Морриконе работал в сжатые сроки – вся музыка была создана за месяц, несколько композиций были взяты из материалов, не использованных в процессе работы над хоррором «Нечто» (1992).

Творческое портфолио


Перечислять фильмы Морриконе – все равно что приводить список звезд на небе – их более 500. Даже сам маэстро признается, что многих уже не помнит. Стартовал Морриконе как кинокомпозитор в конце 50-х, но уже к 1970 году число его фильмов перевалило за сотню. Среди них особняком стоят «Хороший, плохой, злой», «Однажды на Диком Западе» и другие картины С. Леоне, которые невозможно представить без музыки Морриконе. Они были знакомы с детских лет, и Леоне, в нарушение привычной практики, просил написать музыку к фильму до начала съемок. Он знал, что мелодии Морриконе настроят артистов на нужные эмоции, поэтому часто включал их на съемочной площадке. Впоследствии по такой же схеме композитор будет сотрудничать с Джузеппе Торнаторе. В 1964 году выходит первая работа с Бернардо Бертолуччи «Перед революцией», в 1966 – с Пьером Паоло Пазолини («Птицы большие и малые»).

Следующее десятилетие принесло сотворчество с такими режиссерами, как Дарио Ардженто («Кошка о девяти хвостах»), Терренс Малик («Дни жатвы»), братья Тавиани («Аллонзанфан», «Поляна»). Музыкой Морриконе заинтересовался и французский кинематограф: в 1974 году закончен фильм Робера Энрико «Секрет», в 1975 – «Страх над городом» Анри Вернёя, в 1980 – «Банкирша» Франсиса Жиро.

Расцвет карьеры Морриконе пришелся на 80-е. «Миссия» Ролана Жоффе, «Неприкасаемые» Брайана де Пальмы, «Профессионал» Жоржа Лотнера, «Нечто» Джона Карпентера, «Однажды в Америке» Серджио Леоне, «Неукротимый» Романа Полански, «Новый кинотеатр «Парадизо» Джузеппе Торнаторе, «Свяжи меня» Педро Альмодовара, «Гамлет» Франко Дзеффирелли. Особняком стоит культовый телесериал «Спрут», к работе над которым маэстро подключился со второго сезона, сочинив для него потрясающие мелодии – передающие и накал криминальных страстей, и лирику личных драм с фирменным женским вокализом. Несмотря на столь яркие работы, это был и период сокращения количества фильмов. Морриконе стал больше внимания уделять концертной музыке и дирижерской деятельности. Всего им написано более 100 различных оркестровых произведений, в том числе для таких солирующих инструментов, как клавесин, тимпан, маримба, магнитная лента.

90-е – «голливудское десятилетие» композитора, в которое появились «Багси» и «Разоблачение» Барри Левинсона, «На линии огня» Вольфганга Петерсена, «Волк» Майка Николса, «Поворот» Оливера Стоуна, «Лолита» Эдриана Лайна, «Легенда о пианисте» и «Малена» Джузеппе Торнаторе.

В новом столетии Эннио Морриконе поработал и над российским фильмом – драмой Владимира Хотиненко «72 метра». Для него это был не первый опыт сотрудничества с кинематографистами нашей страны. В 1969 году он принимал участие в создании совместного итало-советского фильма «Красная палатка», где писал саундтрек для международной версии картины (советская вышла в ином монтаже и с музыкой А. Зацепина). Маэстро пишет музыку к подавляющему большинству новых фильмов Д. Торнаторе – «Незнакомка», «Баария», «Лучшее предложение», «Двое во вселенной». Сотрудничество с Квентином Тарантино в работе над «Омерзительной восьмеркой» не было гладким из-за творческих разногласий, однако именно этот фильм принес маэстро большинство официальных наград, включая «Оскар» и «Золотой глобус», а также стал новым обращением к жанру вестерн после 40-летнего перерыва. Для Тарантино «Омерзительная восьмерка» стала первой картиной с оригинальным саундтреком, до нее он использовал только ранее написанную музыку, в том числе и самого Морриконе.

С 2001 года маэстро ведет активную концертную деятельность, дирижируя своими произведениями. За это время было дано более 100 концертов на 5 континентах. В 2015 году в рамках концертного тура Морриконе посещал и Россию.


  • Chi mai…, «Профессионал» . Если бы Эннио Морриконе не написал ничего, кроме «Chi mai…», он все равно вошел бы в историю как величайший мелодист 20 века. Маэстро не раз использовал в своих фильмах музыку к менее удачным и известным предшественникам. Этот случай не стал исключением – мелодия «Chi mai…» была написана им десятью годами ранее для фильма «Маддалена». В «Профессионале» она появилась благодаря Жан-Полю Бельмондо, услышавшего ее по радио и убедившего всю творческую группу фильма включить ее в саундтрек.

«Chi mai» (слушать)

  • Il buono, il brutto, il cattivo, «Плохой, хороший, злой» . Все гениальное – действительно просто. Созданная на основе двух нот мелодия попадает в слушателя с первого знакомства за счет своей заразительности и необычных инструментов – окарины, сопрано-флейты и человеческого голоса. Сингл с этой темой, выпущенный в 1967 году, занял 2 место в чате Billboard Hot 100.

«Плохой, хороший, злой» (слушать)

  • Cockeye"s Song, «Однажды в Америке» . Скорбь и потеря, свет и надежда - незабываемая мелодия, сыгранная на пан-флейте.

«Cockeye"s Song» (слушать)

  • Le Vent, Le Cri, «Профессионал» . Мелодия начальных титров, из-за которой можно даже не перейти к просмотру фильма, прослушивая ее снова и снова.

«Le Vent, Le Cri» (слушать)

  • La morale, «Спрут» . В дебютном сезоне сериала над музыкой работал известный композитор Риц Ортолани. Но именно с приходом Морриконе «Спрут» обрел свое мелодическое лицо. Миллионы зрителей в разных странах мира к экрану приковывала не только лихо закрученная интрига, но и харизматичная заглавная тема.