Слэм – что это такое.

Ура! Твоя любимая группа наконец-то собирается заглянуть с концертом в твой город, и ты, конечно же, настроен на серьезный отрыв. А чтобы слэм в мош-пите - это пятачок перед сценой на рок-концертах, где слушатели оголтело толкаются и скачут, - не нанес тебе травм, вооружись нашими правилами

1. Изучи репертуар

Опасность слэма зависит от жанра исполняемой музыки. Если ска более позитивный стиль, то метал и панк звучат гораздо жестче и провоцируют слушателей на более агрессивные танцы. Не помешает знать структуру музыкальных композиций: в лирических кусках толпа успокаивается, а на крещендо резко срывается в яростный слэм. Поэтому после концертов к врачам обращаются фанаты с рассеченными бровями и губами. Дмитрий Зубков, травматолог-ортопед, член Президиума РОО «Ассоциация травматологов-ортопедов Москвы» поясняет: «Все прыгают, бьются головами, налетают на выставленные локти, отсюда и переломы носа, и ушибленные травмы губ, бровей, и переломы ребер». В особо энергичном замесе недалеко и до сотрясений мозга и даже закрытых травм живота, что гораздо серьезнее.

2. Подбери правильную одежду

На экстремальные концерты стоит надевать те вещи, которые не жалко «убить»: два часа в диком слэме с толпой взмыленных и порой окровавленных парней не пройдут бесследно для твоего костюма. Кроме того, Дмитрий Зубков предупреждает: «Существует три жестких компонента теплового удара: высокая температура, высокая влажность, недостаток кислорода, и на любом концерте все они присутствуют». Поэтому врач советует периодически выходить на свежий воздух, пить много минералки и надеть просторную одежду из натуральной хлопчатобумажной ткани. Идеальным вариантом будет лен. Убедись, что твоя обувь надежно зашнурована, в противном случае ты рискуешь остаться без нее, да еще и с отдавленными ногами. Что касается, девушек, то им ни в коем случае не следует надевать туфли на каблуках. «Шпильками часто ломают плюсневые кости или пальцы на ногах, когда наступают на стопу соседу», - поясняет Дмитрий. Сними все браслеты с шипами, цепи, серьги и даже пирсинг, так как это может травмировать не только окружающих, но и тебя.

3. Оставь дома телефон и бумажник

Ценных вещей можно лишиться как по неосторожности, так и по злому умыслу. Барабанщик группы «Месть Монтесумы» Владимир Юрченко на концерте Anthrax лично убедился в этом. «Я не сразу понял, что это щипач, просто какой-то странный товарищ очень интенсивно толкал меня в плечо, - вспоминает музыкант. - А в паузе между композициями я понял, что у меня больше нет айфона, но вор уже успел скрыться. В тот день было украдено несколько телефонов, логично предположить, что в мош-питах действует преступная группа». Если ты видишь более-менее хорошо и без очков, иди без них. Опираясь на свой опыт, Дмитрий Зубков объясняет, что очки слетят еще до того, как парень до кого-нибудь долетит, ну а если их владелец успеет воткнуться лицом в чье-то крепкое плечо, то перелома носа или рассечения переносицы ему не избежать.

4. Будь осторожен со спиртным

Дмитрий вздыхает: «Почти все, кого я видел на концертах без сознания, явно налегали на крепкий алкоголь».

5. Не падай и поднимай других

На любом концерте к упавшим бросается сразу несколько человек, чтобы поднять и спасти от тяжелых увечий. Это правило спасло жизнь нашему экс-редактору Дмитрию Быкову.. «Воспоминания начинаются какими-то вспышками. Когда мы оказались у сцены, где уже шло адовое рубилово, я сказал, что нужно скорей попасть в самый центр замеса у сцены, и Сироткин со мной согласился, - рассказывает Дима Быков. - Ну, мы побежали, вломились в самую кашу, какое-то время я еще стоял на ногах, с удовольствием наблюдая, как мимо глаз вертятся маски, все эти рожи, а потом меня куда-то потащило и сбило с ног. По мне, конечно, побежали какие-то ноги. Было сначала неприятно, а потом уже и больно». К счастью, Дмитрия быстро подняли и вытолкнули за пределы мош-пита, да еще и вернули сумку и куртку, которые он успел потерять. Однако не всем так везет. Достаточно вспомнить двух фанатов, которые погибли в чудовищной давке на концерте Guns N’ Roses 20 августа 1988 года в британском Castle Donington.

6. Если падаешь - падай вперед

По словам Дмитрия Зубкова, чтобы не сломать копчик, падать следует вперед - как роллеры и конькобежцы. А девушкам вообще надо быть вдвойне осторожными: «При переломе и смещении копчика может перегородиться выход из таза, через который во время родов выходит плод, это во-первых. Во-вторых, ушибы молочной железы могут привести к гематоме, которая в свою очередь может со временем перейти в узел, уплотнение ткани молочной железы. А тупая травма живота может вызвать проблемы с маткой - она может сместиться относительно своего ложа, что грозит впоследствии рубцовыми процессами в ней и, как результат, бесплодием».

7. Не доводи до драки

Если ты случайно заехал кому-то по лицу, то стоит сразу же пожать руку парню или похлопать по плечу, так как из-за громкой музыки твоих извинений все равно никто не услышит. Получил сам? Терпи и будь внимательнее. Помни: если ты развяжешь драку, то сразу же будешь окружен и повергнут, ведь друзья твоего оппонента всегда готовы прийти к нему на помощь.

8. Не маши руками

По мнению врача-травматолога Дмитрия Зубкова, прыгать лучше всего, прижав локти к бокам - так ты и сам никого не травмируешь, и ребра свои от чужих локтей убережешь.

9. Не позволяй мошу захлопнуться

В особенности на больших концертах существует такая тенденция: окружающая толпа все плотнее охватывает мош-пит, и он постепенно схлопывается. Чтобы этого не произошло, у опытных мошеров есть специальные стратегии:

1) «крэк бэк» - это когда несколько человек с раскинутыми руками бросаются спиной вперед на окружающую толпу,

2) «рогатка» - когда ты используешь инерцию другого человека, чтобы броситься на толпу и оттеснить ее,

3) «сёркл пит» - бег по кругу, который не позволяет толпе задавить мош-пит.

10. И вот с этим поаккуратнее

Стейдждайвинг (ныряние со сцены) Лучший совет человеку, который собирается прыгнуть головой вниз со сцены: не делай этого. Если ты все же решился, убедись, что музыканты не против, а публика готова тебя поймать. Незнание этого правила очень печально обернулось для 19-летнего фаната группы Lamb of God. На одном из концертов группы парень забрался на сцену, вокалист Рэнди Блайт столкнул его обратно в толпу, однако молодой человек упал на бетонный пол и спустя две недели скончался от полученных травм. «Умереть можно и со стула упав, если человек удачлив не в меру, - предупреждает травматолог Зубков, - а падение со сцены может обернуться такими последствиями, как черепно-мозговая травма, влекущая за собой внутричерепную гематому, или тупая травма живота с возможным разрывом капсулы печени или отрывом селезенки или брыжейки». Если уж ты все-таки решил занырнуть со сцены, старайся сделать это не изящно «рыбкой», а «жабкой» - то есть распластавшись в воздухе, чтобы уж точно не провалиться на пол.

Краудсерфинг (скольжение по рукам толпы) Ты можешь осуществить его либо после стейдждайвинга, либо попросив закинуть тебя на руки соседей. И подвергнуть себя тем же опасностям, что и при стейдждайвинге.

Хедбэнгинг (тряска головой в такт музыке) Особенно эффектно это смотрится, если у тебя есть хотя бы челка, не говоря уж о длинных волосах. Но будь осторожен. Пару лет назад 50-летний фанат Motorhead обратился к врачам по поводу головной боли, не прекращающейся после посещения концерта любимой группы. Обследование показало наличие тромба и гематомы в правом полушарии мозга. Меломану пришлось лечь под нож хирурга, а его врач Ариян Пирайеш Исламиан резюмировал: «Мозг во время хедбэнгинга испытывает значительную нагрузку - попросту говоря, бьктся о череп, что для него крайне вредно». В некоторых случаях это может привести к инсульту, что и произошло в 2005 году с гитаристом группы Evanescence Терри Бальзамо. Из-за активного мотания головой у музыканта произошла травма шейной артерии, что повлекло за собой инсульт и паралич всей левой половины тела. Даже играть на гитаре ему пришлось учиться заново. К счастью, как замечают врачи, риск «натрясти» подобную травму ничтожно мал. Но тем не менее.

На стоячие концерты музыкальных групп люди ходят не только послушать любимые треки, увидеть живьем кумиров и помахать включенным на телефоне фонариком в вытянутой руке. Многих привлекает такое специфическое развлечение как слэм. Во время него люди намеренно толкаются и врезаются друг в друга – так они выпускают энергию и добывают адреналин.

Конечно, слэм продолжается не весь концерт, который обычно идет 1-1,5 часа. Для него у каждой группы есть несколько специальных песен, которые вставляются в разных частях выступления.

Как появился слэм

Слэму в его современном представлении предшествовал танец пого, который зародился в 1970-х годах на концертах панк-коллективов. Все начиналось с подпрыгиваний на месте, обычно с прямой спиной и прижатыми к туловищу конечностями. Название танца взято от пого-стика, или «кузнечика», устройства для выполнения прыжков, состоящего из ручки, педалей и пружины.

Говорят, что быстрые и ритмичные подпрыгивания придумал Сид Вишес на одном из концертов Sex Pistols. В тот момент он еще не был приглашен в состав группы. На выступлении Сид оказался далеко от сцены и начал прыгать, чтобы увидеть музыкантов. В 1980-е годы пого трансформировался в слэм, который стали практиковать на концертах хардкор-панков.

Изначально слэм был атрибутом исключительно рок-музыки. Сегодня активно слэмятся и на выступлениях EDM-коллективов, и на драм-н-бейс рейвах. Некоторые пытаются таким образом выплескивать свои эмоции и энергию даже на концертах инди-поп-групп, хотя это и смотрится довольно странно.

Этикет слэма

Слэмящаяся толпа радует большинство музыкантов – это показывает исключительно положительную реакцию на выступление. При этом нужно помнить, что слэм опасен для его участников. У него есть достаточно жесткие приемы и разновидности, участие в которых чревато получением травм. Чтобы минимизировать риски, нужно помнить и соблюдать определенные правила слэма.

  1. Слэм не надо путать с дракой. Его участники не стараются причинить друг другу вреда. В то же время за случайно нанесенные удары извиняться никто не будет. Если вы не желаете участвовать в слэме, то можно просто отойти в более спокойную часть толпы. Все присутствующие на концерте одновременно слэмиться никогда не будут. Этим занимаются только самые разгоряченные фанаты в местах наибольшего скопления людей – обычно рядом со сценой.
  2. Упавшего человека все находящиеся рядом стараются немедленно поднять. Сбить участника слэма с ног во время яростного танца несложно, особенно уступающего по комплекции или не рассчитавшего заряд алкоголя. Рядом с лежащим слэмиться никто не будет. Если человек не может встать, то ему помогут добраться до медиков – на организованных концертах всегда дежурит скорая помощь.
  3. Перед слэмом снимаются все элементы одежды, способные нанести травмы. Металлисты не будут вступать в контактный танец с шипованными наручниками и другими опасными атрибутами. Они оставляются для других моментов, например, для последующей фотосессии с музыкантами или посиделок в баре. Девушкам на высоких каблуках делать в слэмящейся толпе совершенно нечего. Такая обувь опасна и для них, и для всех находящихся рядом. Обувать лучше всего мягкие кеды, которыми не сломаешь кому-нибудь пальцы на ногах или плюсневые кости при приземлении во время особенно удавшегося прыжка. Одежду тоже нужно выбирать практичную. Лучше всего одеться в то, чего не жалко лишиться. Порванные и запачканные кровью вещи после дикого слэма – это вполне рядовое явление.
  4. Серьги и пирсинг тоже нужно снять. В процессе можно не только сломать или потерять украшения, но и травмировать ими себя и других.
  5. Мобильник, очки и прочие хрупкие предметы стоит оставить за пределами площадки для слэма. Потерять или сломать их в процессе массовой рубки под музыку ничего не стоит.
  6. Локти не принято поднимать выше живота и расставлять далеко от туловища. Это нужно для общей безопасности – и вашей, и окружающих. Отечественный рэп-хит 2013 года «Все танцуют локтями» подходит только для той обстановки, которая показана в клипе – когда человек на сцене один или между двигающимися людьми достаточно большое расстояние.
  7. Во время слэма не курят, чтобы никто не получил ожогов.
  8. Не все могут сохранять на концерте самообладание, особенно когда двигающуюся толпу перехлестывают волны адреналина. Некоторые в такой момент срываются в жесткий мош – так называется агрессивный танец, который достигает своего пика во время брейкдаунов, то есть в замедленных частях музыкальных композиций. Брейкдауны обязательно присутствуют в треках в жанрах металкор и дэткор. Они нужны для контраста с наиболее интенсивной частью песни.

Перед исполнением жесткого моша, связанного с опасными движениями руками и ногами, нужно предварительно предупредить или отодвинуть окружающих. Толпа в таких случаях создает кольцо свободного пространства – мошпит. В этом кругу сходятся только участники моша, выполняющие разнообразные удары руками и ногами. Мош бывает контактным и бесконтактным. В контактном танце участвуют только те, кто добровольно остался в мошпите. Желающих избежать его трогать не принято.

Слэм нужен далеко не всем, даже многие музыканты не поддерживают его, а организаторы концертов пытаются запретить. Однако остановить решившую слэмиться большую толпу сложно, поэтому желающие всегда смогут дать выход своей энергии, а остальные – понаблюдать за этим со стороны с безопасного расстояния. Главное – уважать людей, с которыми вы слушаете одну музыку и ходите на одни мероприятия.

Не все сегодня знают значение слова «слэм». Между тем этот термин заслуживает внимания, так как в настоящее время это довольно распространенное явление. Что же он собой представляет, почему реакция на него бывает столь неоднозначной, как его танцуют, для чего это необходимо?

Слэм как проявление веселья и хорошего настроения

Слэм возможен только при достаточно большом скоплении людей. Поведение фанатов в клубе либо на стадионе можно назвать термином «экшн», взятым из области кинематографа. Он наблюдается, естественно, не всегда. Однако без экшна веселье не назовешь полноценным. Одно из его проявлений - экстремальные танцы, которые принято называть слэмом. Слэм распространен как у меломанов, так и у футбольных фанатов. Как именно он будет происходить, зависит от самой публики. Чем больше эмоций у собравшихся, тем интереснее получится слэм. Что это такое, известно многим молодым людям.

Слэм в среде футбольных фанатов - явление достаточно опасное. Он представляет собой их бурную реакцию, когда они готовы все громить и крушить.

Слэм на концертах

Слэм в среде меломанов бывает разным. Все зависит от музыкального стиля, который нравится этим людям. Существует рэперский, панковский (он получил наименование «пого»), хардкоровый, а также скинхэдовский слэм. Последний весьма опасен, нередко танцующие вступают в настоящие потасовки. Тот, кто не знает, что такое слэм на концертах, может быть в шоке, когда это начнется. Неподготовленному человеку там лучше не оказываться.

Внутри каждой меломанской тусовки слэм подразделяется на определенные стили. Возьмем, например, хардкоровый слэм. В нем выделяются следующие стили: stage diving (когда человек прыгает со сцены на стоящих внизу), circle pit (его суть - бег по кругу, при котором следует отталкиваться от стен и окружающих людей), необычный gorilla stile (подражание горилле) и многое другое. Стороннему наблюдателю может показаться, что танцующие дерутся, однако не следует думать, что они подвергают свою жизнь риску. Очень редки случаи, когда кто-то при этом ломал конечности или ребра. Как правило, все ограничивается ссадинами и отдавленными ногами и обувью, но серьезно пострадать не представляется возможным. Слэм обычно происходит в клубах, и нужно понимать, что это, все-таки, не стадион - там может поместиться ограниченное количество людей. Они не могут слишком сильно разбушеваться. Возможен лишь небольшой слэм. Что это такое, вы теперь знаете.

Отношение музыкантов к слэму

Сами музыканты, как правило, хорошо относятся к данному явлению. Посредством слэма люди дают понять артистам, что они стараются не зря. Это наглядная демонстрация того, что музыка пришлась по душе, что она заряжает энергией.

Слэм-данк в баскетболе

Существует также термин «слэм-данк». Он относится к баскетболу и означает один из способов подкидывания мяча. При этом баскетболисту необходимо подпрыгнуть так, чтобы оказаться выше кольца, после чего отправить мяч в него прямо с высоты. Как делать слэм-данк? Сначала нужно развить в себе способность к впечатляющим Для того чтобы этому научиться, следует выполнять несколько простых упражнений.

  1. Развивайте икроножные мышцы. Не ленитесь делать всевозможные упражнения. Именно этот участок ноги отвечает за высоту прыжка. Не забывайте об этом. Тренируйтесь на скакалке: сначала на одной ноге (то на левой, то на правой), потом на обеих. Также полезен Данные упражнения рассчитаны на 3-5 минут. Попробуйте подъемы на носки. Выпрямьтесь, обратите внимание на ваши ноги - они должны находиться на ширине плеч. Вставайте то на носки, то снова на всю стопу. Выполняйте это упражнение 45-60 раз. Чтобы добиться лучшего результата, воспользуйтесь каким-нибудь грузом, к примеру, положите на голову большую книгу. Если вы занимаетесь в тренажерном зале, можете выполнять приседания, держа при этом на плечах штангу. Проявите упорство - и вскоре вы научитесь делать баскетбольный слэм. Что это такое, знает каждый любитель спорта.
  2. Найдите специализированный список упражнений, развивающий способность к прыжкам, обратите внимание на программу под названием Air Alert. Вы должны будете регулярно заниматься на протяжении трех месяцев. Если вы ответственно отнесетесь к тренировкам и окончите весь курс, то вас ожидает приятное открытие: высота вашего прыжка увеличится как минимум на 20 см.
  3. Не забывайте и о самом простом и очевидном. Прыгайте в высоту. Выровняйтесь, поставьте ноги так, чтобы они оказались на ширине ваших плеч. Немного согните их, а затем подпрыгните вверх - чем выше, тем лучше. Попытайтесь отрываться от земли очень быстро. Продолжительность нахождения на ногах должна быть весьма короткой - доля секунды. Примите аналогичное исходное положение. Затем начинайте прыгать с ровными ногами, следите за тем, чтобы они не сгибались, выполняйте упражнение быстро. Можно немного отдыхать, только время до следующего подхода должно составлять максимум 3 минуты.

Но иногда выделяют различия. Под слэмом понимают более активные действия, которые включают, например, размахивание руками, в то время как мош более медленный и усложнённый (информация 1999 года). Однако, в современной культуре понятия слэм и мош приобрели более явные отличия. А именно, под слэмом понимаются хаотичные действия по расталкиванию участников слэма , тогда как под мошем - хаотичные действия по нанесению ударов локтями, реже кулаками, и ещё реже - ногами в сторону участников моша .

Хотя слэм воспринимается как положительная реакция аудитории на музыку , он опасен для участников. Считается, что участвующие не стремятся причинить вред друг другу и соблюдают т. н. этику слэма , которая включает в себя определённые правила безопасности. Например, если человек падает, другие участники как можно скорее помогают ему подняться, чтобы его не затоптали.

История

Предшественником слэма считается танец «акуки» - разновидность пого , возникшая на панк -концертах 1970-х , трансформировавшийся в слэм на хардкор-панк-концертах 80-х . Считается, что слэм появился в Орэндж Каунти , штат Калифорния , на концертах первой волны американского хардкора в начале 80-х . Толпа слэмилась под такие группы из Лос-Анджелеса , как Black Flag и Circle Jerks . Их более ритмичную и тяжёлую разновидность панка позже назвали хардкором .

Виды

Слэм имеет свои отдельные течения и школы.

Slam

Существует привычный для большинства слэм, при котором участники толкают друг друга возле сцены. Разрешается толкать плечами, так как это является приемлемо безопасным и не ведет к увечьям (при условии соблюдения подобных правил остальными участниками), двигать участников локтями (на уровне туловища), прыгать, обнявшись с кем-нибудь за плечи или просто мягко расталкивать слэмящихся. Вариаций достаточное количество, основное правило - уважать других слэмеров.

Stage Diving

Прыжок со сцены в толпу (а не в слэм) спиной или головой вперёд. Как правило практикуется в больших клубах. Очень распространённый вид слэма.

Crowd Surfing

Этот стиль больше распространён на открытых фестивалях. Во многих клубах Crowd Surfing сложно провести, так как они слишком малы, и есть вероятность удара об стену. Способ заключается в следующем: участник концерта при помощи ближайших людей поднимается вверх, и толпа несёт его на руках. Лучше всего делать это в месте, где выше плотность людей. Обычно это место ближе к сцене.

Skanking

Самая мягкая и относительно бесконтактная разновидность слэма, которая традиционно имеет место на ска-панк-концертах. Поднимается левая нога, а вместе с ней правая рука, и наоборот, чередуя. Берущая свои истоки в ритмике стиля рэгги, техника сканка довольно интересна и своеобразна, и со стороны напоминает бег на месте или по кругу вприпрыжку.

Circle Pit

Участники начинают бегать по кругу, образуя своеобразный «хоровод». В центре круга может проходить слэм. Иногда движение может останавливаться, чтобы по сигналу все желающие ринулись в центр.

High Jump

Групповые прыжки в высоту. Для начала одновременно прыгать в такт музыке начинают несколько человек, остальные подхватывают и тоже прыгают все вместе синхронно. Нужно постепенно вовлечь в действие как можно больше людей.

Centre Slam

Разновидность Circle Pit. Когда группа слэмящихся оставляет «мошпит» пустым, один или несколько человек выходят в центр круга (обычно перед самым тяжёлым моментом в композиции) и по сигналу слэм-группа со всех сторон бежит в центр на тех кто стоит там.

Wall Of Death

  1. Если кто-то из находящихся рядом участников был сбит с ног, ему следует немедленно помочь подняться. Это является одним из основных правил этики в слэме.
  2. Перед участием принято снимать все элементы одежды с травматическими деталями (всё, на чём есть шипы, к примеру: шипованные нарукавники, браслеты, куртки и т. д.).
  3. Уважайте людей, вы с ними слушаете одну музыку и пришли на один концерт.
  4. Если основная масса участников имеет значительно превосходящие габариты (тяжелее на несколько десятков килограммов), от агрессивного слэма стоит удержаться. Также не стоит участвовать в слэме в случае, если участники значительно превосходят Вас в росте (их локти на уровне вашего лица).
  5. В целях безопасности следует извлечь пирсинг . В процессе им можно травмировать окружающих или зацепиться и лишиться украшений, получив травму самому.
  6. Хрупкие вещи, такие, как очки или телефон, также стоит выложить.
  7. Слэм - не драка, и не следует стремиться причинить вред окружающим, но за случайные удары извиняться не принято.
  8. Если вы собираетесь исполнять жесткий мош предварительно стоит отодвинуть или привлечь внимание окружающих.
  9. Если кто-нибудь начинает совершать опасные движения руками и ногами (жесткий мош), участники расступятся, образовав кольцо пустого пространства.
  10. Не стоит поднимать локти выше живота и старайтесь не выставлять их далеко от тела, так вы обезопасите себя и не нанесете вреда окружающим.
  11. Участвующими в слэме считаются все, кто передвигается на расстоянии менее одного-двух метров от массы. Люди, которые не принимают участия в слэме должны держаться как можно дальше.
  12. По соображениям безопасности не следует также курить во время участия в слэме, это может быть чревато ожогами как самого курящего, так и других участников.

Отношение к слэму

На некоторых мероприятиях организаторы пытаются запретить слэм и смежные действия. Иногда охрана пытается остановить слэм (что при больших масштабах крайне сложно).

Исполнители также по-разному относятся к слэму. Из российских , украинских и белорусских исполнителей на своих концертах слэм провоцируют DISTEMPER , Noize MC , Jane Air Origami , СЛОТ , Tracktor Bowling , Louna , Maio , Мое сердце справа , Naraka , Макс Корж , Anacondaz , F.P.G. , Lumen , Дай дарогу! , AMATORY , Пурген (вокалист группы Руслан Гвоздев иногда сам советует со сцены как лучше слэмиться), Бригадный подряд, Азъ , Stigmata , Korea , ##### , Тараканы! , Психея , Кожаный олень , 7000$ , План Ломоносова , Ляпис Трубецкой , Тартак , Северный Флот ,Little Big , Элизиум.

Слэм в популярной культуре

Слэм часто упоминается в песнях, кинофильмах, мультфильмах. В одной из серий сериала South Park Кенни погиб в слэме . Также слэм фигурирует в одной из серий мультсериала Futurama .

См. также

Напишите отзыв о статье "Слэм"

Примечания

Ссылки

  • Berger, Tom (2004) - How to survive mosh pits and bodysurfing!
  • - Because ska is for skanking.

Отрывок, характеризующий Слэм

– Да ну, будет, – говорил другой.
– А мне что за дело, пускай слышит! Что ж, мы не собаки, – сказал бывший исправник и, оглянувшись, увидал Алпатыча.
– А, Яков Алпатыч, ты зачем?
– По приказанию его сиятельства, к господину губернатору, – отвечал Алпатыч, гордо поднимая голову и закладывая руку за пазуху, что он делал всегда, когда упоминал о князе… – Изволили приказать осведомиться о положении дел, – сказал он.
– Да вот и узнавай, – прокричал помещик, – довели, что ни подвод, ничего!.. Вот она, слышишь? – сказал он, указывая на ту сторону, откуда слышались выстрелы.
– Довели, что погибать всем… разбойники! – опять проговорил он и сошел с крыльца.
Алпатыч покачал головой и пошел на лестницу. В приемной были купцы, женщины, чиновники, молча переглядывавшиеся между собой. Дверь кабинета отворилась, все встали с мест и подвинулись вперед. Из двери выбежал чиновник, поговорил что то с купцом, кликнул за собой толстого чиновника с крестом на шее и скрылся опять в дверь, видимо, избегая всех обращенных к нему взглядов и вопросов. Алпатыч продвинулся вперед и при следующем выходе чиновника, заложив руку зазастегнутый сюртук, обратился к чиновнику, подавая ему два письма.
– Господину барону Ашу от генерала аншефа князя Болконского, – провозгласил он так торжественно и значительно, что чиновник обратился к нему и взял его письмо. Через несколько минут губернатор принял Алпатыча и поспешно сказал ему:
– Доложи князю и княжне, что мне ничего не известно было: я поступал по высшим приказаниям – вот…
Он дал бумагу Алпатычу.
– А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас.
– Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая:
«Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.)
Народ беспокойно сновал по улицам.
Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот домов и ехали по улицам. В соседнем доме Ферапонтова стояли повозки и, прощаясь, выли и приговаривали бабы. Дворняжка собака, лая, вертелась перед заложенными лошадьми.
Алпатыч более поспешным шагом, чем он ходил обыкновенно, вошел во двор и прямо пошел под сарай к своим лошадям и повозке. Кучер спал; он разбудил его, велел закладывать и вошел в сени. В хозяйской горнице слышался детский плач, надрывающиеся рыдания женщины и гневный, хриплый крик Ферапонтова. Кухарка, как испуганная курица, встрепыхалась в сенях, как только вошел Алпатыч.
– До смерти убил – хозяйку бил!.. Так бил, так волочил!..
– За что? – спросил Алпатыч.
– Ехать просилась. Дело женское! Увези ты, говорит, меня, не погуби ты меня с малыми детьми; народ, говорит, весь уехал, что, говорит, мы то? Как зачал бить. Так бил, так волочил!
Алпатыч как бы одобрительно кивнул головой на эти слова и, не желая более ничего знать, подошел к противоположной – хозяйской двери горницы, в которой оставались его покупки.
– Злодей ты, губитель, – прокричала в это время худая, бледная женщина с ребенком на руках и с сорванным с головы платком, вырываясь из дверей и сбегая по лестнице на двор. Ферапонтов вышел за ней и, увидав Алпатыча, оправил жилет, волосы, зевнул и вошел в горницу за Алпатычем.
– Аль уж ехать хочешь? – спросил он.
Не отвечая на вопрос и не оглядываясь на хозяина, перебирая свои покупки, Алпатыч спросил, сколько за постой следовало хозяину.
– Сочтем! Что ж, у губернатора был? – спросил Ферапонтов. – Какое решение вышло?
Алпатыч отвечал, что губернатор ничего решительно не сказал ему.
– По нашему делу разве увеземся? – сказал Ферапонтов. – Дай до Дорогобужа по семи рублей за подводу. И я говорю: креста на них нет! – сказал он.
– Селиванов, тот угодил в четверг, продал муку в армию по девяти рублей за куль. Что же, чай пить будете? – прибавил он. Пока закладывали лошадей, Алпатыч с Ферапонтовым напились чаю и разговорились о цене хлебов, об урожае и благоприятной погоде для уборки.
– Однако затихать стала, – сказал Ферапонтов, выпив три чашки чая и поднимаясь, – должно, наша взяла. Сказано, не пустят. Значит, сила… А намесь, сказывали, Матвей Иваныч Платов их в реку Марину загнал, тысяч осьмнадцать, что ли, в один день потопил.
Алпатыч собрал свои покупки, передал их вошедшему кучеру, расчелся с хозяином. В воротах прозвучал звук колес, копыт и бубенчиков выезжавшей кибиточки.
Было уже далеко за полдень; половина улицы была в тени, другая была ярко освещена солнцем. Алпатыч взглянул в окно и пошел к двери. Вдруг послышался странный звук дальнего свиста и удара, и вслед за тем раздался сливающийся гул пушечной пальбы, от которой задрожали стекла.
Алпатыч вышел на улицу; по улице пробежали два человека к мосту. С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышными за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу, из ста тридцати орудий. Народ первое время не понимал значения этого бомбардирования.
Звуки падавших гранат и ядер возбуждали сначала только любопытство. Жена Ферапонтова, не перестававшая до этого выть под сараем, умолкла и с ребенком на руках вышла к воротам, молча приглядываясь к народу и прислушиваясь к звукам.
К воротам вышли кухарка и лавочник. Все с веселым любопытством старались увидать проносившиеся над их головами снаряды. Из за угла вышло несколько человек людей, оживленно разговаривая.
– То то сила! – говорил один. – И крышку и потолок так в щепки и разбило.
– Как свинья и землю то взрыло, – сказал другой. – Вот так важно, вот так подбодрил! – смеясь, сказал он. – Спасибо, отскочил, а то бы она тебя смазала.
Народ обратился к этим людям. Они приостановились и рассказывали, как подле самих их ядра попали в дом. Между тем другие снаряды, то с быстрым, мрачным свистом – ядра, то с приятным посвистыванием – гранаты, не переставали перелетать через головы народа; но ни один снаряд не падал близко, все переносило. Алпатыч садился в кибиточку. Хозяин стоял в воротах.
– Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали.
– Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку.
Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу.
– Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке.
В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки:
– Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!..
Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону.

Сознательная толкотня на концерте, когда люди врезаются друг в друга, пытаются задеть плечом, рукой, спиной. Тот, кого отбросил зачинщик слэма, отлетает и толкает другого фаната, тот толкает в ответ и цепная реакция охватывает большинство присутствующих на концерте. К слэму иногда относят также прыжки на месте, размахивание руками и прочие виды непрофессиональных танцев на концертах рок-групп.

Понятие слэма зародилось в панковской среде , но очень быстро распространилось и среди остальных субкультур. Сегодня без слэма не обходится ни один концерт рок-группы, особенно исполнителей альтернативы и панк-рока. Это активное и часто травматичное развлечение пришло к нам из 70-х годов ХХ века, когда на Западе распространились рок-концерты как форма досуга молодёжи.

Ещё до возникновения слэма на панк-концертах исполняли танец пого - это были простые подпрыгивания "солдатиком" - с прямой спиной и прижатыми к туловищу руками. Ноги также держались вместе. Но со временем народу надоело настолько простое и примитивное телодвижение и прыжки трансформировались в танец "акуки", когда руки и ноги уже не прижимали к корпусу и не сводили вместе, а разбрасывали по сторонам и поднимали вверх. Трудно сказать, на каком концерте с большой плотностью посетителей впервые произошло столкновение - но учитывая летающие в воздухе ноги и руки толчков в толпе фанатов было не избежать. Так и начался слэм .

На Западе всё то, что у нас объединяют термином слэм, называется двумя словами - мош и собственно слэм. Во время моша не толкаются, а делают отдельные махи кулаками, локтями и даже ногами в сторону соседей, но при этом пытаются их не задеть. Во время слэма же задевают как раз сознательно - чтобы потолкаться. В русскоязычной среде слэмом называют все активные действия в толпе на концерте, хотя в первую очередь - именно толчки.

У слэма есть определённые правила. Обычно его начинают выстроившиеся в круг перед сценой фанаты. Оно и понятно, ведь поближе к обожаемым звёздам собираются самые рьяные и безбашенные почитатели, которые не прочь немного похулиганить, потеряв голову от бьющей со сцены энергии.

Такой слэм в кругу называют "circle pit". Во время пита одного человека выталкивают в центр, он, в свою очередь, пытается "выбить" кого-то ещё.

Устраивать на концертах слэмы никто не запрещает - он считается позитивной реакцией на музыку группы, но определённую технику безопасности соблюдать всё же необходимо. По так называемой этике слэма человека, который упал от толчков на землю, нужно оградить и немедленно поднять, чтобы его не затоптали. Перед слэмом принято снимать все травмоопасные предметы - шипованные браслеты и ошейники, косухи с металлическими вставками и так далее. А для собственной безопасности лучше снять очки, убрать подальше мобильный телефон и приходить на концерт без пирсинга, который может сослужить плохую службу, зацепившись и порвав проколотое место.


Во время слэма стараются не наносить травм. Участвующие в толкотне не курят, чтобы горящая сигарета никому не оставила ожога. Парни, чьи габариты явно больше остальных участников, толкаются менее агрессивно и вполсилы. Но, тем не менее, болезненные удары и травмы во время слэма всё же случаются. Самые отъявленные любители забавы берут с собой на коцерт бинт и пластырь - на тот случай, когда толчки и махи руками и ногами заканчиваются дракой или случайными ссадинами.

Выйти из слэма достаточно трудно: единожды запущенная, волна толчков не прекращается ещё долго, распространяясь по всей территории. Выдержать слэм бывает физически трудно, поэтому девушки обычно предпочитают держаться от него подальше, оставляя слэм мужской забавой. Тех, кто удалился от участвующих в слэме на пару метров, принято не задевать по новой.

На рок-концертах устраиваются иногда родственные слэму развлечения. Исполнители в запале прыгают со сцены в толпу, которая подхватывает любимца публики и качает или подбрасывает на руках. Это возможно лишь на концертах с большим количеством посетителей - и, само собой, бросается исполнитель не в занятый своим делом кружок слэмящихся фанатов.

Также часто можно увидеть

crowd surfing - вид слэма, когда вылезшего вверх человека начинают на руках передавать по толпе, как бы катая его.

Такой сёрфинг часто устраивают спрыгнувшим со сцены звёздам или отличившимся участникам слэма, которые с помощью друзей смогли вылезти вверх.

Непосредственно сам слэм также бывает с вариациями.

Самая интересная и опасная из них - стена смерти. Она инициируется кем-то из исполнителей, обычно фронтменом группы. Он делит всех фанатов пополам, создавая проход, по обеим сторонам которого выстраиваются лицо друг к другу участники. По сигналу в виде начала песни рокеры бросаются друг на друга - "стенка на стенку".

Та команда, которая оттесняет другую дальше от середины, выигрывает. В этом виде слэма часто получают серьёзные травмы.
Слэм устраивается на большинстве рок-концертов, не зависимо от направления музыки и места проведения мероприятия - от закрытого помещения клуба до фестиваля на открытом воздухе.


Ната Зинкевич