Сравнительная характеристика евгений онегин и григорий печорин. Сравнительная характеристика евгения онегина и григория печорина

Коллекция сочинений: Cходство и различие образов Онегина и Печорина

Образы Печорина и Онегина похожи не только смысловым сходством. В. Г. отмечал духовное родство Онегина и Печорина: “Несходство их меж­ду собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин - это Онегин нашего времени».

Романы “Евгений Онегин» и “Герой нашего време­ни» написаны в разное время, и время действия этих произведений разное. Евгений жил в эпоху подъема национального и социального самосознания, вольнолю­бивых настроений, тайных обществ, надежд на револю­ционные преобразования. Печорин - герой эпохи безвременья, периода реакции, упадка общест­венной активности. Но проблематика обоих произведе­ний одна - духовный кризис дворянской интеллиген­ции, критически воспринимающей действительность, однако не пытающейся изменить, усовершенствовать устройство общества. Интеллигенции, которая ограни­чивается пассивным протестом против бездуховности окружающего мира. Герои уходили в себя, бесцельно растрачивали свои силы, сознавали бессмысленность своего существования, но не обладали ни обществен­ным темпераментом, ни социальными идеалами, ни способностью к самопожертвованию.

Онегин и Печорин воспитывались в одних условиях, с помощью модных французских гувернеров. Оба по­лучили достаточно хорошее по тем временам образова­ние, Онегин общается с Ленским, беседует на самые разнообразные темы, что говорит о его высокой образо­ванности:

…Племен минувших договоры,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь…

Печорин свободно обсуждает с доктором Вернером самые сложные проблемы современной науки, что сви­детельствует о глубине его представлений о мире|и широте интересов.

Однако оба они не имели привычки к самостоятельному систематическому труду - привычка праздности [развратила их души. Онегин, “преданный безделью, (томясь душевной пустотой… отрядом книг уставил полку, читал, читал, а все без толку: там скука, там обман и бред; в том совести, в том смысла нет». Печорин столь же рьяно взялся за книги и столь же легко оста­вил их: “Я стал читать, учиться - науки тоже надо­ели». Неспособность к целеустремленной, сосредото­ченной работе над собой, вызванной доступностью, лег­костью всего получаемого от жизни, отсутствие ясных представлений об общественных идеалах - все это привело их к отрицанию “света пустого» и глубокой не­удовлетворенности своей жизнью.

Но до отрицания светских удовольствий оба героя охотно предавались им, нисколько не смущаясь празд­ному времяпрепровождению. Оба весьма преуспели в “науке страсти нежной, которую воспел Назон». Онегин был холодно расчетлив в любовной игре:

Как он умел казаться новым,

Шутя невинность изумлять,

Пугать отчаяньем готовым

Приятной лестью забавлять…

Молить и требовать признанья,

Подслушать сердца первый звук,

Преследовать любовь, и вдруг

Добиться тайного свиданья…

Также предусмотрительно, в полном соответствии со светскими правилами обольщения, обходился с жен­щинами и Печорин: “…знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить… Я никогда не делался рабом любимой женщины, напро­тив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непо­бедимую власть… оттого ли я никогда ничем очень не дорожу…»

Однако, на мой взгляд, Онегин гораздо мягче, чело­вечнее Печорина. Осознав суетность светской жизни, он, встретив прекрасную девушку, благородно не вос­пользовался неопытностью, искренностью неискушен­ной души. Хоть “язык девических мечтаний в нем ду­мы роем возмутил», Онегин, душевно опустошенный светской жизнью, осознающий, что “мечтам и годам нет возврата» деликатно отвергает любовь Татьяны: “Я вас люблю любовью брата и, может быть, еще нежней».

Печорин же беззастенчиво пользуется любовью ми­лой, бесконечно преданной ему Бэлы, провоцирует лю­бовь безразличной ему княжны Мери, чтобы только досадить пустому и самонадеянному Грушницкому и лишний раз убедиться в своей власти над женщина­ми. Безжалостно растаптывая чужое чувство, Печорин вызывает уже не сострадание, а неприязнь.

Оба героя эгоистичны и неспособны к подлинной дружбе.

Онегин “поклялся Ленского взбесить и уж поряд­ком отомстить», поддавшись порыву минутной душев­ной слабости. Он сожалеет о дуэли, сознает ее бес­смысленность, но не может преодолеть ложного пред­ставления о дворянской чести. “Убив на поединке друга», Онегин мучительно страдает и, неприкаянный, пытается бежать от самого себя.

Печорин же сознательно провоцирует Грушницкого на вызов, и почти не сожалеет о загубленной жизни пустого, суетного, не очень порядочного, но все же до­статочно безвредного человека. Он признается: “Я лгал, но мне хотелось его победить. У меня врожденная страсть противоречить…»

Впоследствии Онегин оказывается способным на настоящее чувство. Он казнит себя за то, что боялся потерять свою “постылую свободу» и отказался от большой любви:

Я думал: вольность и покой Замена счастью.

Боже мой! Как я ошибся, как наказан…

Евгений страстно и самоотверженно влюблен, и от­каз Татьяны воспринимает как жизненную трагедию, крах своих надежд на обыкновенное человеческое сча­стье.

Печорин же непреклонен, заявляя: “…двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам».

И Онегин ‘и Печорин, растрачивая себя впустую, терпят жизненную неудачу. Не видя перед собой об­щественных целей, они так и не находят смысла в жизни. Оба сожалеют о загубленной молодости. Это мыслящие, страдающие, хоть и эгоистичные ге­рои.

Онегин безнадежно устал от жизни и восклицает:

Зачем не пулей я пронзенный,

Зачем не хилый я старик?..

Печорин называет себя “нравственным калекой», осознав, что “лучшие мои качества, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца». Оба героя, повторим, тер­пят жизненную неудачу и оба осознают это. И все же Печорин более активный, деятельный, а Онегин более человечный, отзывчивый. Печорин ищет смерти и по­гибает; Онегин с мятущейся душой безрадостно смот­рит в будущее. Недюжинные силы этих героев не на­ходят себе применения, их страдающий, эгоизм не поз­воляет им открыться другим, посвятить свою жизнь обществу.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОНЕГИНА И ПЕЧОРИНА

(Передовые люди XIX века)

Жизнь моя, ты откуда идешь и куда?

Отчего мне мой путь столь неясен и таен?

Для чего я не ведаю цели труда?

Почему я влеченьям своим не хозяин?

Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал в своей статье "Евгений Онегин" это произведение "энциклопедией русской жизни". Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русской жизни: и высшего света, и мелкопоместного дворянства, и народа - Пушкин хорошо изучил жизнь всех слоев общества начала XIX века. В годы создания романа Пушкину пришлось много пережить, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России. Роман был для поэта, по его словам, плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". На широком фоне русских картин жизни показана драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов.

Без Онегина был бы невозможен "Герой нашего времени" Лермонтова, потому что реалистический роман, созданный Пушкиным, открывал первую страницу в истории великого русского романа XIX века.

Пушкин воплотил в образе Онегина многие из тех черт, которые потом развернуты в отдельных персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова. Евгений Онегин и Печорин очень похожи по характеру, оба они из светской среды, получили хорошее воспитание, они стоят на более высокой ступени развития, отсюда их тоска, хандра и неудовлетворенность. Все это свойственно душам более тонким и более развитым. Пушкин пишет об Онегине: "Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена". Светское общество, в котором вращался Онегин, а позднее и Печорин, испортило их. Оно не требовало знаний, достаточно было поверхностного образования, важнее было знание французского языка и хороших манер. Евгений, как все, "легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно". Свои лучшие годы он тратит, как большинство людей его круга, на балы, театры и любовные увлечения. Такой же образ жизни ведет и Печорин. Очень скоро оба начинают понимать, что эта жизнь пуста, что за "внешней мишурой" не стоит ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Мелкая суета, пустопорожние разговоры "необходимых глупцов", душевная пустота делают жизнь этих людей однообразной, внешне ослепительной, но лишенной внутреннего "содержания Праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. День похож на день, трудиться незачем, впечатлений мало, поэтому самые умные и лучшие заболевают ностальгией. Своей Родины и народа они по существу не знают. Онегин "хотел писать, но труд упорный ему был тошен...", в книгах он тоже не нашел.ответа на свои вопросы. Онегин умен и мог бы приносить пользу обществу, но отсутствие потребности в труде является причиной того, что он не находит себе занятия по душе. От этого он и страдает, понимая, что верхний слой общества живет за счет рабского труда крепостных. Крепостное право было позором царской России. Онегин в деревне попытался облегчить положение своих крепостных крестьян ("...ярем он барщины старинной оброком легким заменил..."), за что был осужден соседями, которые считали его чудаком и опасным "вольнодумцем". Печорина также многие не понимают. Для того, чтобы глубже раскрыть характер своего героя, Лермонтов помещает его в самые различные социальные сферы, сталкивает с самыми разнообразными людьми. Когда вышло в свет отдельное издание "Героя нашего времени", то стало ясно, что до Лермонтова русского реалистического романа не было. Белинский указал, что "Княжна Мери" - одна из главных повестей в романе. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу. Здесь сильнее всего проявились особенности "Героя нашего времени" как психологического романа. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки: Здесь дана разгадка его характера и объяснение его поступков. Печорин - жертва своего тяжелого времени. Характер Печорина сложен и противоречив. Он говорит о себе; "Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, - другой мыслит и судит его". В образе Печорина видны черты характера самого автора, но Лермонтов был шире и глубже своего героя. Печорин тесно связан с передовой общественной мыслью, но он причисляет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убеждений и гордости. "Мы не способны к более великим жертвам ни для блага человечества, ни для собственного счастья", - говорит Печорин. Он потерял веру в людей, его неверие в идеи, скептицизм и несомненный эгоизм - результат эпохи, наступившей после 14 декабря, эпохи нравственного распада, трусости и пошлости того светского общества, в котором вращался Печорин. Основная задача, которую поставил перед собой Лермонтов, - это зарисовка образа современного ему молодого человека. Лермонтов ставит проблему сильной личности, столь непохожей на дворянское общество 30-х годов.

Белинский писал, что "Печорин - Онегин нашего времени". Роман "Герой нашего времени" - это горькое раздумье над "историей души человеческой", души, погубленной "блеском обманчивой столицы", ищущей и не находящей дружбы, любви, счастья. Печорин - страдающий эгоист. Об Онегине Белинский писал: "Силы этой богатой натуры остались без приложения: жизнь без смысла, а роман без конца". То же самое можно сказать и о Печорине. Сравнивая двух героев, он писал: "...В дорогах разница, а результат один". При всей разнице внешнего облика и различии характеров и Онегин; и Печорин, и Чацкий принадлежат к галерее "лишних людей, для которых в окружающем обществе не находилось ни места, ни дела. Стремление найти свое место в жизни, понять "назначение великое" составляет основной смысл романа лермонтовской лирики. Не эти ли размышления занимают Печорина, ведут его к мучительному ответу на вопрос: "Зачем я жил?" На этот вопрос можно ответить словами Лермонтова "Быть может, мыслию небесной и силой духа убежден, я дал бы миру дар чудесный, а мне за то - бессмертье он..." В лирике Лермонтова и раздумьях Печорина встречаем мы печальное признание того, что люди - это тощие плоды, до времени созревшие. Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает жизнь, и лермонтовские слова, "но судьбу я и мир презираю", поэтому в "Герое нашего времени" мы так явственно слышим голос поэта, дыхание его времени. Изображал судьбы своих героев, типичные для их поколения? Пушкин и Лермонтов протестуют против действительности, которая вынуждает людей даром растрачивать силы.

Евгений Онегин и Печорин - герои разных произведений двух знаменитых классиков русской литературы - Пушкина и Лермонтова. Первый работал над романом более семи лет. Свой труд сам Пушкин называл "подвигом" - из всех его произведений только "Борис Годунов" был удостоен такого эпитета. Знаменитый роман Лермонтова "Герой нашего времени" был написан в течение двух лет и впервые издан в Петербурге. Далее в статье будет проведено сравнение Онегина и Печорина, показаны черты, связывающие и отличающие их.

Произведение Пушкина. Краткое описание

Работу над романом Александр Сергеевич начал в Кишиневе, в 1823-м году. Пушкин в то время находился в ссылке. По ходу повествования можно заметить, что автор отказался от использования романтизма в качестве основного творческого метода.

"Евгений Онегин" - реалистичный роман в стихах. Предполагалось, что изначально произведение будет включать в себя 9 глав. Однако впоследствии Пушкин несколько переработал структуру романа, оставив в нем только восемь. Исключена была глава о путешествии главного героя - она стала приложением к основному повествованию. Кроме того, было изъято из структуры романа описание видения Онегиным недалеко от Одесской пристани и довольно резко выраженные суждения и замечания. Оставлять эту главу для Пушкина было достаточно опасно - за эти революционные взгляды его могли арестовать.

"Герой нашего времени". Краткое описание

Лермонтов начал работу над произведением в 1838-м году. Его роман включает в себя несколько частей. В процессе чтения можно увидеть, что в повествовании нарушена хронология. Этот художественный прием автор использовал по нескольким причинам. Главным образом такая структура произведения показывает главного героя - Печорина - сначала глазами Максима Максимыча. Затем перед читателем предстает персонажа по записям его дневника.

Краткая Онегина и Печорина

Оба персонажа являются представителями столичной аристократии. Герои получили прекрасное Уровень их интеллекта выше, чем средний уровень окружающих их людей. Персонажей разделяет десять лет, однако каждый из них - представитель своей эпохи. Жизнь Онегина протекает в двадцатые годы, действие романа Лермонтова разворачивается в 30-е годы 19-го столетия. Первый находится под влиянием свободолюбивых идей в условиях расцвета передового общественного движения. Печорин живет в период жестоких политических реакций на деятельность декабристов. И если первый еще мог примкнуть к восставшим и обрести цель, придав таким образом смысл собственному существованию, то у второго героя такой возможности уже не было. Уже это говорит о большей трагичности лермонтовского персонажа.

Основные черты персонажа романа "Герой нашего времени"

Образ Григория Печорина явился одним из художественных открытий Лермонтова. Этот герой эпохален главным образом потому, что в изображении его были выражены особенности той последекабристской эпохи. Внешне для этого периода характерны только потери, жестокие реакции. Внутри же совершалась деятельная, беспрерывная, глухая и безмолвная работа.

Необходимо сказать, что Печорин - довольно неординарная личность, все в нем спорно. Например, герой может пожаловаться на сквозняк, а спустя некоторое время скакать на врага с шашкой наголо. Максим Максимыч говорит о нем как о человеке, способном переносить сложности кочевой жизни, смену климатов. Григорий был строен, рост его был средний, телосложение крепкое с тонким станом и широкими плечами. По мнению Максима Максимыча, сущность Печорина не была побеждена ни развратом жизни столицы, ни душевными терзаниями.

Что общего у персонажей?

Сравнение Онегина и Печорина следует начинать с анализа черт характеров героев. Оба персонажа весьма критичны по отношению к людям и жизни. Понимая пустоту и однообразие своего существования, они проявляют недовольство собой. Их угнетает окружающее положение и люди, погрязшие в клевете и злобе, зависти.

Разочаровавшись в обществе, герои впадают в меланхолию, начинают скучать. Онегин для удовлетворения своих духовных запросов пытается начать писать. Но его быстро утомляет "упорный труд". Чтение также ненадолго увлекает его.

Печорин тоже достаточно быстро утомляется от любого начатого им дела. Однако, попав на Кавказ, Григорий все же надеется, что под пулями скуке места не будет. Но и к военным действиям он привыкает очень быстро. Наскучили лермонтовскому персонажу и любовные приключения. Это можно увидеть в и Бэле. Добившись любви, Григорий быстро теряет к дамам интерес.

В чем еще сходство Печорина и Онегина? Оба героя эгоистичны по натуре. Они не считаются ни с чувствами, ни с мнениями других людей.

Взаимоотношения героев с окружающими

Не захотев лишаться свободы, Онегин отвергает чувства Татьяны. Чувствуя свое превосходство над людьми в целом, он принимает вызов Ленского и на дуэли убивает друга. Печорин приносит несчастье практически всем, кто его окружает или встречается. Так, он убивает Грушницкого, огорчает до глубины души Максима Максимыча, разрушает жизни Веры, Мери, Бэлы. Григорий добивается расположения и любви женщин, следуя исключительно желанию себя развлечь. Развеяв скуку, он довольно быстро охладевает к ним. Печорин достаточно жесток. Это его качество проявляется даже по отношению к больной Мери: он говорит ей, что не любил ее никогда, а только смеялся над ней.

Наиболее яркие черты персонажей

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина была бы незавершенной без упоминания о самокритичности героев. Первого терзают угрызения совести после дуэли с Ленским. Онегин не в силах оставаться в местах, где случилась трагедия, бросает все и начинает скитаться по свету.

Герой романа Лермонтова признает, что причинил за всю свою жизнь достаточно много горя людям. Но, несмотря на это понимание, Печорин не собирается изменять себя и свое поведение. И самокритичность Григория не приносит никому облегчения - ни ему самому, ни окружающим. Такое отношение к жизни, себе, людям изображает его как "нравственного калеку".

Несмотря на различия Печорина и Онегина, оба они имеют много общих черт. Особо выражена у каждого из них способность прекрасно разбираться в людях. Оба героя являются хорошими психологами. Так, Онегин выделил Татьяну сразу же, при первой встрече. Из всех представителей поместного дворянства Евгений сошелся только с Ленским.

Герой Лермонтова также правильно судит о людях, которые встречаются ему на пути. Печорин дает достаточно меткие и точные характеристики окружающим. Кроме того, Григорий превосходно знает женскую психологию, может с легкостью предсказать поступки дам и, пользуясь этим, завоевывает их любовь.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина позволяет увидеть истинное состояние внутренних миров персонажей. В частности, несмотря на все несчастья, которые каждый из них причинил людям, оба они способны на светлые чувства.

Любовь в жизни героев

Осознав свою любовь к Татьяне, Онегин готов на все ради того, чтобы только увидеть ее. Лермонтовский герой незамедлительно бросается вслед уехавшей Вере. Печорин, не догнав возлюбленную, падает в середине пути и плачет, будто ребенок. Пушкинский герой благороден. Онегин честен с Татьяной и не думает пользоваться ее неопытностью. В этом лермонтовский герой является прямой противоположностью. Печорин предстает личностью безнравственной, человеком, для которого окружающие его люди - лишь игрушки.

Идеалы и ценности

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина главным образом является сопоставлением внутреннего мира каждого персонажа. Анализ их поведения позволяет понять мотивацию тех или иных поступков. Так, например, различно у героев отношение к дуэли. Онегин накануне крепко спит. Он не воспринимает дуэль всерьез. Однако после смерти Ленского Евгения охватывает ужас и угрызения совести.

Лермонтовский герой, напротив, всю ночь перед дуэлью с Грушницким не спит. Григорий погружен в размышления, он думает о цели своего существования. При этом Печорин достаточно хладнокровно убьет Грушницкого. Он спокойно покинет дуэльную площадку, вежливо откланявшись.

Почему Печорин и Онегин - "лишние люди"?

Общество достаточно отрицательно относилось к героям. Окружающие не могли понять поведения персонажей. Точка зрения, взгляды и мнения Печорина и Онегина не совпадали с общепринятыми, посему воспринимались в штыки. Оба персонажа чувствуют свое одиночество в свете, среди толпы, чувствующей превосходство этих молодых людей. В образах Печорина и Онегина авторы выразили протест против гнусности и затхлости того времени, лишающего людей цели, вынуждающего растрачивать впустую свои силы, не найдя применения ни своим способностям, ни умениям.

В жизни не всегда всё складывается так, как хотелось бы. Это мы наблюдаем в реальном мире, этому нас учат великие книги. Предложенная тема понравилась мне, потому что я очень люблю А.С. Пушкина , а, читая роман «Евгений Онегин», можно изучить не только поэму, но и историю дворянского общества XIX века.

Главные герои обоих произведений – молодые люди. О чем же мечтало молодое поколение того времени? Евгений Онегин , являясь обаятельным, красивым дворянином, получил «французское» воспитание, однако автор подчеркивает не сильные способности к математическим наукам, иностранным языкам, а больше к «науке страсти нежной», жил обыкновенной разгульной жизнью молодого поколения: следил за модой, блистал на балах, проводил время в театрах в компании повес. Но, в конце концов, вся эта «мишура» жизни надоедает ему, он разочаровывается и в жизнях, и в людях. В душе у него – пустота, холод, безразличие. Он болен. И имя этой болезни – «хандра».
Онегин начинает сторониться общества, всех презирает, со всеми высокомерен. Так бы и продолжалось, если бы не смерть его дяди и его последующее знакомство с Ленским и семьей Лариных.

Ларины – чудесные, открытые, добрые и простые люди. Ленский – образованный человек, который учился в Германии, романтический поэт, имеющий высокие идеалы и романтическую душу и способный на большую любовь. Семья Лариных встретила Евгения Онегина с родительской заботой, как родного человека. Понемногу, душа его стала оттаивать, но в целом он остался тем же. Но ведь трагедия произведения – то, когда Татьяна Ларина влюбилась в Онегина, но была отвергнута и высмеяна им.

Татьяна мечтала обрести в Онегине супруга, ждет от него возвышенной любви, будучи начитанной французских романов, сразу же видит в нем свою мечту» романтического героя, но ошиблась и, в конце концов, вынуждена была выйти замуж за «старика», богатого человека с высоким чином. Ленский мечтал о свадьбе со своей возлюбленной Ольгой, но погибает на глупой и бессмысленной дуэли от пули друга.

Старики Ларины мечтают о спокойной старости, о покое, о счастье их дочерей, но реальность противоречит мечтам. Евгений Онегин вынужден скитаться по разным странам после дуэли с Ленским, но жизнь опять преподносит сюрприз: на балу он встречает роскошную, светскую даму, законодательницу мод, которая, кроме всего прочего, находится в центре внимания всего высшего общества и блистает своей красотой, манерами, умом и в ней узнает Татьяну: «Ужель та самая Татьяна?» Он поражен, его сердце пронзило любовь, он был болен от любви!

Онегин мечтал о Татьяне, страдал, понял, какую большую ошибку он совершил, не оценив в ней её настоящих достоинств: доброту, чистоту души, внутреннюю красоту. Но Татьяна Ларина благородна и честна, она не может предать своего мужа, хотя до сих пор любит Евгения Онегина. Это произведение проанализировано тысячами критиков разных стран, так, оно остается актуальным и в наши дни. Не только как изучение высшего общества того времени и нравов Москвы, Петербурга, провинциальной России тех времен, но и как взаимоотношение между мужчиной и женщиной.

Таким образом, здесь появляется сторона Онегина, как «лишнего человека», никому не нужного.

Тот же мотив «лишнего человека» описан и в произведении Лермонтова «Герой нашего времени », где внутренний мир героя Печорина , живущего в другом поколении, похож на мир Онегина тем, что он тоже разочарован в жизни, мрачен, циничен, странен.

Печорин так же, как Онегин олицетворяет собой целое поколение своего времени, однако включает в себя такие стороны характера, как злобу, зависть, одновременно с великодушием и добром. Весь трагизм Печорина в том, что он не может любить, найти применение своим силам и талантам, он бы хотел служить Родине, но Россия находилась в состоянии реакции, любые свободные мысли карались, и он метался в поисках применения себя. Это объединяет его с Онегиным, так как он тоже мог участвовать в развитии России, а не метаться в суете жизни.

Это потенциальный герой, который мог бы принести много пользы обществу, но в этом не было нужды, и он свою энергию растрачивал на глупые, необдуманные, а также порочащие его поступки: дуэль с Грушницким, отношение к княжне Мэри и Бэле. Трагедия Печорина как и трагедия Онегина – это трагедия многих их современников, схожих с ними по образу мыслей, по положению в обществе. Это трагедия всех прогрессивно мыслящих дворян, вступивших в жизнь после поражения декабристов.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
М.Ю.Лермонтов

В романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» показана драматическая судьба типичных представителей дворянской интеллигенции первой половины XIX века. Главные герои этих произведений, Евгений Онегин и Григорий Печорин, относятся к типу «лишних людей» России, которые, не находя применения своим способностям, разочаровались в жизни и в окружающем их обществе. Героев А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова разделяет всего десять лет, но они принадлежат к разным эпохам в истории России. Между ними стоит знаменитая дата – четырнадцатое декабря тысяча восемьсот двадцать пятого года, восстание декабристов.
Онегин живет в двадцатые годы XIX века, в период расцвета общественного движения и свободолюбивых идей. Печорин же – человек другой эпохи. Действие романа «Герой нашего времени» разворачивается в тридцатые годы XIX века. Этот период отмечен жестокой политической реакцией, наступившей после выступления декабристов на Сенатской площади. Онегин еще мог бы уйти к декабристам, таким образом обретя цель в жизни и придав смысл своему существованию. Печорин же уже лишен такой возможности. Его положение гораздо трагичнее, чем положение пушкинского героя.
В чем же сходство между Онегиным и Печориным?
Оба они представители столичной аристократии, получили хорошее воспитание и образование, их интеллектуальный уровень выше среднего уровня окружающего их общества.
Оба героя критически относятся к жизни и к людям. Они недовольны собой, понимают, что их жизнь однообразна и пуста, что в свете царят клевета, зависть, злоба. Поэтому Онегин и Печорин начинают страдать от скуки и меланхолии.
Чтобы удовлетворить свои духовные запросы, развеять скуку, Онегин пытается писать, но «труд упорный ему был тошен», чтение книг также недолго занимает его.
И Печорина быстро утомляет любое начатое им дело, оно становится скучным для него. Попав на Кавказ, он надеется, что «скука не живет под чеченскими пулями». Но к свисту пуль он привыкает очень быстро. Любовные приключения также наскучили лермонтовскому герою. Это проявилось в его отношении к Бэле и Мери. Добившись их любви, он теряет интерес к ним.
Характерной чертой Онегина и Печорина является их эгоизм. Герои не считаются с мнением и чувствами других людей.
Онегин отвергает любовь Татьяны, не захотев терять свою свободу. Мелочное желание досадить Ленскому приводит к убийству друга.
Печорин же приносит несчастье почти всем, с кем он встречается: убивает Грушницкого, разрушает жизнь Бэлы, Мери, Веры, до глубины души огорчает Максима Максимыча. Он добивается любви женщин исключительно из желания развлечь себя, развеять скуку, а затем охладевает к ним. Печорин жесток даже к тяжело больной Мери, говоря, что никогда не любил ее, а лишь смеялся над бедной девушкой.
И Онегин, и Печорин самокритично относятся к себе. Онегин, терзаемый угрызениями совести, не может оставаться там, где совершено преступление. Он вынужден оставить спокойную деревенскую жизнь и скитаться по свету. Печорин признается, что за свою жизнь причинил людям немало горя, что он играет «роль топора в руках судьбы». При этом Печорин не собирается менять своего поведения. Его самокритичность не приносит облегчения ни ему, ни кому-либо другому. Такое поведение делает Печорина, как он сам себя охарактеризовал, «нравственным калекой».
Онегин и Печорин наблюдательны, хорошо разбираются в людях. Они тонкие психологи. Онегин при первой же встрече выделил Татьяну среди других женщин, а из всего поместного дворянства сошелся только с Владимиром Ленским. Печорин также верно судит о людях, встречающихся на его пути. Характеристики, даваемые им, точны и метки. Он прекрасно знает психологию женщин, легко может предсказать их поступки и пользуется этим, чтобы завоевать их любовь.
Но оба героя способны на глубокие чувства. Онегин, осознав, что влюблен в Татьяну, готов на все, чтобы хотя бы увидеть ее. А Печорин, узнав об отъезде Веры, незамедлительно бросается вслед за ней, но, не догнав, падает посреди дороги и плачет, как ребенок.
Светское общество отрицательно относится к героям А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Их поведение непонятно окружающим, их точка зрения на жизнь не совпадает с общепринятой, они одиноки в окружающем их обществе, которое чувствует превосходство этих «лишних людей».
При всем сходстве характеров и положения в обществе у героев А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова много различий.
Онегин не лишен благородства. Он честен по отношению к Татьяне, не желает воспользоваться ее неопытностью. Печорин же предстает перед нами человеком безнравственным, для которого люди являются лишь игрушками. Прекрасно осознавая последствия своих поступков, Печорин даже не пытается изменить свое поведение, жестоко разрушая судьбы других людей.
По-разному относятся герои и к дуэли.
Накануне Онегин крепко спит, не воспринимая предстоящую дуэль серьезно. А после убийства Ленского его охватывает ужас, начинают терзать угрызения совести.
Печорин же подходит к вопросу дуэли серьезно, тщательно выбирая место поединка. Перед дуэлью герой Лермонтова не спит и размышляет о вопросах, над которыми рано или поздно задумывается любой человек: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Совсем скоро Печорин хладнокровно убьет Грушницкого и, вежливо раскланявшись, уйдет с дуэльной площадки.
Онегин и Печорин глубоко разочарованы в жизни, устали от пустоты светского общества, отвергают его идеалы и ценности. При этом Онегин, страдая от своей ненужности, не способен сопротивляться тому обществу, которое он осуждает. Печорин же, в отличие от него, не плывет по течению, а ищет свой путь в жизни, свое призвание и предназначение. Он задумывается о цели в жизни, чувствуя в душе своей «силы необъятные». К сожалению, вся его энергия приносит лишь несчастье людям, с которыми он сталкивается. В этом заключается трагедия жизни Печорина.
Изображая судьбы своих героев, типичные для их поколения, Пушкин и Лермонтов протестуют против общества, которое лишает людей цели в жизни, вынуждает их даром растрачивать свои силы, не позволяет найти применение их уму и способностям. Это общество порождает «лишних людей», не способных обрести ни любви, ни дружбы, ни счастья. В разоблачении этого общества заключается историческое значение романов «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени».