"золотая роза" и писательский труд в рассказе "драгоценная пыль". Конкурс иллюстраций к книге

Корсунь Н.Сущность писательского труда (по «Золотой розе» К. Г. Паустовского)

НИНА КОРСУНЬ,
художник, писатель, руководитель детской студии изобразительного искусства «Жемчужина»
(город Смела Черкасской области)
СУЩНОСТЬ ПИСАТЕЛЬСКОГО ТРУДА
(по «Золотой розе» К.Г.Паустовского)

Как-то Стивена Кинга спросили, как стать писателем? И он ответил, что для этого нужен стол, бумага и ручка. Садись и пиши. Всё.
Всё ли? Да. Если ты наделён писательским талантом. Но и всё же необходимо ещё знание некоторых моментов. Их мы понимаем, прочитав «Золотую розу» Константина Паустовского.
Константин Георгиевич достаточно рано осознал себя как писатель. В восемнадцать лет он решил: «Я буду писателем» У него уже было несколько тетрадок, исписанных стихами и рассказами. В этом возрасте он догадался, что только тот человек может стать писателем, кто проживёт наполненную важными событиями жизнь. «Задумавшись над тем, о чём же я буду писать, я вдруг с ужасом понял, как беден мой запас жизненных наблюдений. Сознание того, что я до обидного мало знаю жизнь, заставило меня бросить писать и уйти в люди, в «горьковские университеты» . В «людях» он ходил десять лет, накапливая жизненный опыт.
Повесть «Золотая роза» положила начало целой серии книг о писательском труде – «Ни дня без строчки Ю.Олеши, «Почтовая проза» А.Бека, «Мой Дагестан» Р.Гамзатова, «Заметки литератора» В.Пановой, «Я читаю рассказ» С.Антонова и др.
«Главный герой повести Константина Паустовского – творческое воображение художника, способное разбудить фантазию читателя». . «Книга эта не является ни теоретическим исследованием, ни тем более руководством. Это просто заметки о моём понимании писательства и моём опыте. В этой книге я рассказал пока лишь то немногое, что успел рассказать. Но если мне, хотя бы в малой доле, удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда, то я буду считать, что выполнил свой долг перед литературой. .
По мнению Паустовского, среди всех творений разума и рук человеческих именно искусство слова бессмертно, потому как самоотверженно уходит в жизнь всеми своими корнями, жадно вбирает в себя все её краски, её надежды, страдания, борьбу и любовь. Наряду с грубой, неприкрашенной действительностью сверкает лёгкий романтический вымысел. Такова природа творчества.
«Писательство – это призвание. В призвании есть святое правило: пропускать всё через себя…
В море около посёлка лежит большой гранитный валун. На нём … надпись: «В память тех, кто погиб и погибнет в море». Когда я узнал об этой надписи, она мне показалась печальной, как все эпитафии. Но латышский писатель, рассказавший мне о ней, не согласился с этим:
– Наоборот. Это очень мужественная надпись. Она говорит, что люди никогда не сдадутся и, несмотря ни на что, будут делать своё дело. Я бы поставил эту надпись эпиграфом к любой книге о человеческом труде и упорстве. Для меня эта надпись звучит примерно так: «В память тех, кто одолевал и будет одолевать это море».
Я согласился с ним и подумал, что этот эпиграф подходил бы и для книги о писательском труде». .
Салтыков-Щедрин говорил, что если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа. «Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание. Слово «призвание» родилось от слова «зов». Человека никогда не призывают к ремесленничеству. Призывают его только к выполнению долга и трудной задачи. Что ж принуждает писателя к его подчас мучительному, но прекрасному труду? Прежде всего – зов собственного сердца. Голос совести и вера в будущее…».
В «Первом рассказе» автор поведал, «как поразила его трагическая история любви Йоськи и красавицы Христи. Но первая попытка рассказа была «вялой и бледной». Догадался: «Во-первых, … рассказ был написан с чужих слов; и, во-вторых… я увлёкся любовью Христи и оставил в стороне изуверский быт местечка». . Рассказ был переписан снова, но редактор журнала, куда он был послан, опять не принял работы. И только через год писатель понял: «… в рассказе не чувствуется автора – ни его гнева, ни мыслей, ни преклонения перед любовью». . И приходит к выводу: «… во время работы надо забывать обо всём и писать как бы для себя или для самого дорогого человека на свете». .

Примечания
1. Паустовский К.Г. Призвание и труд. // Вопросы литературы. 1961 № 1, с.167-168
2. Цитируем по изданию
Паустовский К.Г. Золотая роза. М.,1991
3. Петровский А.В. Предисловие // Паустовский К.Г.Золотая роза. М., 1991, с. 5.

Языку и профессии писателя - об этом пишет К.Г. Паустовский. "Золотая роза" (краткое содержание) именно об этом. Сегодня мы поговорим об этой исключительной книге и её пользе как для обычного читателя, так и для начинающего писателя.

Писательство как призвание

"Золотая роза" - особенная книга в творчестве Паустовского. Она вышла в 1955 году, на тот момент Константину Георгиевичу исполнилось 63 года. Эта книга может называться "учебником для начинающих писателей" только отдалённо: автор приоткрывает завесу над собственной творческой кухней, рассказывает о себе, источниках творчества и роли писателя для мира. Каждый из 24 разделов несёт в себе частичку мудрости умудрённого опытом писателя, который размышляет о творчестве исходя из своего многолетнего опыта.

В отличие от современных учебников "Золотая роза" (Паустовский), краткое содержание коей мы рассмотрим дальше, имеет свои отличительные черты: здесь больше биографии и размышлений о природе писательства, а упражнения отсутствуют совсем. В отличие от многих современных авторов Константин Георгиевич не поддерживает идею всё записывать, а писатель для него - не ремесло, а призвание (от слова "зов"). Для Паустовского писатель - голос своего поколения, тот, кто должен культивировать самое лучшее, что есть в человеке.

Константин Паустовский. "Золотая роза": краткое содержание первой главы

Книга начинается легендой о золотой розе ("Драгоценная пыль"). Она рассказывает о мусорщике Жане Шамете, который хотел подарить розу из золота своей знакомой - Сюзанне, дочке полкового командира. Он сопровождал её, возвращаясь домой с войны. Девочка выросла, влюбилась и вышла замуж, но была несчастлива. А по легенде, золотая роза всегда приносит счастье своему владельцу.

Шамет был мусорщиком, у него не было денег на такую покупку. Но он работал в ювелирной мастерской и додумался просеивать пыль, которую выметал оттуда. Прошло много лет, прежде чем крупиц золота стало достаточно для того, чтобы изготовить маленькую золотую розу. Но когда Жан Шамет пошёл к Сюзанне, чтобы вручить подарок, то узнал, что она переехала в Америку...

Литература словно эта золотая роза, считает Паустовский. "Золотая роза", краткое содержание по главам коей мы рассматриваем, полностью проникнута этим утверждением. Писатель, по мнению автора, должен просеять очень много пыли, найти крупицы золота и отлить золотую розу, которая сделает жизнь отдельного человека и целого мира лучше. Константин Георгиевич считал, что писатель должен быть голосом своего поколения.

Писатель пишет, потому что слышит зов внутри себя. Он не может не писать. Для Паустовского писатель - самая прекрасная и самая сложная профессия на свете. Об этом рассказывает глава "Надпись на валуне".

Рождение замысла и его развитие

"Молния" - это глава 5 из книги "Золотая роза" (Паустовский), краткое содержание которой в том, что рождение замысла подобно молнии. Электрический заряд очень долго нарастает, чтобы позже ударить со всей силой. Всё, что писатель видит, слышит, читает, думает, переживает, накапливается, чтобы в один день стать замыслом рассказа или книги.

В следующих пяти главах автор рассказывает о непослушных персонажах, а также о зарождении замысла повестей "Планета Марц" и "Кара-Бугаз". Для того чтобы писать, нужно иметь о чем писать - главная идея этих глав. Личный опыт для писателя очень важен. Не тот, что создан искусственно, а тот, который человек получает, живя активной жизнью, работая и общаясь с разными людьми.

"Золотая роза" (Паустовский): краткое содержание глав 11-16

Константин Георгиевич трепетно любил русский язык, природу и людей. Они восхищали и вдохновляли его, заставляли писать. Писатель придаёт знанию языка колоссальное значение. Каждый, кто пишет, по мнению Паустовского, имеет свой писательский словарь, куда выписывает все новые слова, которые впечатлили. Он приводит пример из своей жизни: слова "глухомань" и "свей" были ему неведомы очень долгое время. Первое он услышал от лесника, второе нашёл в стихе Есенина. Значение его долго оставалось непонятным, пока знакомый филолог не объяснил, что свей - это те "волны", которые оставляет ветер на песке.

Нужно развивать чутье слова, чтобы мочь передать его смысл и свои мысли правильно. Кроме этого, очень важно грамотно расставлять знаки препинания. Поучительную историю из реальной жизни можно прочесть в главе "Случаи в магазине Альшванга".

О пользе воображения (главы 20-21)

Хотя писатель ищет вдохновение в мире реальном, воображение играет в творчестве большую роль, твердит "Золотая роза", краткое содержание коей было бы неполным без этого, переполнена упоминаниями о писателях, чьи мнения насчёт воображения сильно расходятся. Например, упоминается словесная дуэль с Ги де Мопассаном. Золя твердил, что воображение писателю не нужно, на что Мопассан ответил вопросом: "Как же Вы тогда пишете свои романы, имея одну газетную вырезку и неделями не выходя из дома?".

Много глав, в том числе "Ночной дилижанс" (глава 21), написаны в форме рассказа. Это история о сказочнике Андерсене и том, что важно сохранять баланс между реальной жизнью и воображением. Паустовский старается донести до начинающего писателя очень важную вещь: ни в коем случае нельзя отказываться от реальной, полноценной жизни ради воображения и жизни выдуманной.

Искусство видеть мир

Нельзя питать творческую жилу только литературой - главная мысль последних глав книги "Золотая роза" (Паустовский). Краткое содержание сводится к тому, что автор не доверяет писателям, которые не любят другие виды искусства - живопись, поэзию, архитектуру, классическую музыку. Константин Георгиевич высказал на страницах интересную мысль: проза - это также поэзия, только без рифмы. Каждый Писатель с большой буквы читает очень много стихов.

Паустовский советует тренировать глаз, учиться смотреть на мир глазами художника. Он рассказывает свою историю общения с художниками, об их советах и том, как он сам развивал своё эстетическое чутье, наблюдая за природой и архитектурой. Сам писатель когда-то прислушался к нему и достиг таких вершин владения словом, что даже стала перед ним на колени (фото выше).

Итоги

В этой статье мы разобрали главные моменты книги, но это не полное содержание. "Золотая роза" (Паустовский) - книга, которую стоит прочесть каждому, кто любит творчество этого писателя и хочет узнать о нем больше. Она будет полезна также начинающим (и не очень) писателям, чтобы обрести вдохновение и понять, что писатель - не узник своего таланта. Более того, писатель обязан жить активной жизнью.

Книга «Золотая роза» написана Константином Георгиевичем Паустовским в зрелом возрасте, когда каждый человек в большинстве случаев уже испытал самые прекрасные моменты своей жизни, когда остались позади глупые ошибки молодости, когда передуманы неверно произнесенные слова, пересмотрены необдуманные поступки, наконец, когда он просто может сказать: «Я познал жизнь!» Но в то же время в его голове проносится спасительная мысль: «Может, это еще не конец? Может, все самое лучшее еще впереди? А что, если сейчас начать новую жизнь?.. Жизнь, полную счастья, без ошибок и промахов…»

Что же нужно для этого? Надо просто оглянуться назад, переосмыслить все прожитое, взвесить все плюсы и минусы и обязательно сделать вывод, пусть даже для себя. Итог этого переосмысления у разных людей выражается по-разному: одни начинают жизнь заново, другие пишут мемуары, а кто-то размышляет о жизни вообще. Так, в своей прекрасной и удивительно глубокой по смыслу книге «Золотая роза» Паустовский не только раскрыл проблему идейного обоснования литературного творчества и выразил свое «понимание писательства», но и приоткрыл нам некоторый смысл жизни. Ведь именно в книгах мы жадно читаем о том, на что обращаем внимание в жизни. Давайте же познакомимся с произведением поближе. Я уверен, что каждый найдет в нем ответы на многие возникающие вопросы.

В одном из рассказов своей книги - «Драгоценная пыль» - автор рассказывает нам «историю о парижском мусорщике Жане Шамете». Но она вовсе не является начальным повествованием о нелегкой жизни нищего человека. Нет, такой рассказ вряд ли заинтересовал бы читателя, он вызвал бы только лишь чувство сострадания к тяжелой доле «маленького человека». Такое произведение и не создало бы особенной славы творчеству автора. Гениальность Паустовского заключается в том, что обделенного жизнью мусорщика, забытого всеми даже в свой предсмертный час, он изображает как творца человеческого счастья, пусть даже сказочно-суеверного, человека, способного любить и достойно жить, а не существовать.

Автор знакомит нас с Шаметом во время его службы в армии «Маленького Наполеона». Он подчеркивает, что это были лучшие времена его жизни, И удача была на его стороне: «не побывав еще ни в одной настоящей перестрелке», Шамет по состоянию здоровья был отправлен на родину. Ему поручили отвезти во Францию дочь полкового командира Сюзанну. Именно в процессе знакомства Шамета с Сюзи мы узнаем всю жизнь героя рассказа до мельчайших подробностей. И хотя она была не такая уж и сладкая, воспоминания бывшего солдата полны какого-то тайного воодушевления. Впрочем, никакой тайны в этом нет. Любой человек с некой искринкой в глазах и улыбкой на губах вспоминает свое золотое детство и многообещающую юность, когда он еще не ощутил на себе всю сложность жизни, не столкнулся с неизбежными разочарованием, горем и обманом. Чаще всего воспоминания связаны с отчим домом, родными краями, с их местными историями, былинами, легендами, сказками.

Одну из таких историй и рассказывает Шамет девочке. Это «смутное воспоминание о золотой розе», по поверьям, приносившей счастье своему обладателю, внесло в жизнь двух людей мечту о несбыточном благополучии, надежду на воплощение этой красивой легенды и в лучшее будущее, связало два существа воедино золотой ниткой веры в прекрасное. Золотая роза проходит через все произведение и является основной, если не сказать, важнейшей его деталью. На нем строится весь рассказ. Только благодаря ей история бедного парижского мусорщика предстает перед читателем. Золотая роза не является символом богатства и могущества. Она одушевляется и превращается в нечто вечное и светлое, олицетворяющее счастье. Ведь человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы стать счастливым. Смысл же жизни нашего героя не в жажде любви, хвалы, не в удовлетворении честолюбия и эгоистических потребностей, а в том, чтобы подарить Сюзанне счастье, создав его своими руками. Он соткал это хрупкое совершенство из мельчайших песчинок, воссоздал легендарную золотую розу из пыли. Из этой обыкновенной пыли, что окружает всех нас, но только некоторые способны разглядеть в ней те крупицы золота, из которых сотканы самые заветные мечты и светлые грезы. И только для них эта пыль будет носить название драгоценной. Обычно в категорию мастеров и ювелиров счастья входят только те, кто знает цену жизни, кто изначально не потерялся в этом мире, не заблудился во множестве дорог, а нашел свою единственную, наконец, кто вместо того, чтобы жаловаться на острые шипы розы, радуется тому, что среди этих шипов растет заветный цветок. Да, трудно среди тысячи заблуждений и разочарований найти истину. Но в этом и весь смысл жизни.

Почему же умирает Шамет? Неужели он, нашедший ту самую истину, не заслуживает лучшей доли? Вот проблема рассказа, Я уверен, что именно эти вопросы волнуют читателей, именно эта неожиданная смерть непонятна им. Давайте попробуем разобраться.

Жизненный цикл, по легенде древних, не случайно предполагает старость. Именно тогда, когда человек уже все знает, он становится неинтересен сам себе. Эта непривлекательность проявляется даже во внешности. Шамет не мог видеть себя в зеркале - «эту неуклюжую образину, ковыляющую на ревматических ногах». Когда цель, к которой так долго и тяжело шел Шамет, была достигнута, стало известно, что Сюзанна уехала навсегда в Америку. Мир вокруг разрушился окончательно и безвозвратно, и жизнь потеряла смысл. Но это не главная причина смерти героя рассказа. Шамет с улыбкой на губах покидает этот мир, он не нужен больше в земной жизни, Жан познал ее смысл, постиг тайну бытия. В этом его счастье. То, что он выковал не для себя, оказалось его навеки.

Разобранное нами произведение не имеет головокружительных и увлекательных приключений, запутанных интриг, романтического ореола борьбы. Но оно действительно побуждает высокие чувства и мысли, манит к себе своей чистотой. Кажется, выступая в роли рецензента, я должен был обязательно критически оценить произведение, найти отрицательные стороны работы Паустовского. Но удивительное дело: то ли я плохой человек, то ли я предвзято отношусь к рассказу, но мне он так понравился, что я не нашел в нем ни одного писательского промаха, ни одной неправильной писательской мысли. Да и могу ли я осуждать литературный труд писателя, может быть, всей его жизни, критиковать рассказ о просто человеческом счастье.

Константин Георгиевич Паустовский уже в юности понял, что настоящим писателем может стать человек, который хорошо знает окружающую жизнь. Он решил отправиться «в люди», год за годом пополнял запас своих жизненных наблюдений.

Представление о сути К.Г.Паустовский изложил в одном из своих поздних произведений, удивительно глубокой по содержанию повести «Золотая роза». Книга состоит из нескольких глав-рассказов, не связанных между собой сюжетом, но направленных для достижения одной цели.

Очень важным для осмысления идеи всей книги является рассказ «Драгоценная пыль» , начинающий произведение. Именно в этой главе писатель открывает тайну золотой розы, появление которой так напоминает рождение истинного произведения художественной литературы.

Главный герой рассказа – Жан Шамет, бывший солдат, принимавший участие в колониальных войнах, впервые увидел дочь своего полкового командира Сюзанну, когда она была еще восьмилетним ребенком. Возвращающуюся на родину девочку впереди ждала неизвестность, поэтому она чувствовала себя одинокой и «все время молчала».

Добрый, чуткий к чужим страданиям солдат с воодушевлением рассказывал Сюзи истории из своей жизни, многие из которых превращались в выдумку. От него девочка узнала о золотой розе, которая, по легенде, приносит счастье всем, кто до нее дотронется. «Найдется и для тебя какой-нибудь чудак», — ответил Шамет, когда маленькая спутница поинтересовалась, подарит ли ей кто-нибудь такую розу.

Голодной и однообразной была жизнь ставшего парижским мусорщиком Шамета, запах «пыли и помоек» он ощущал везде, даже «в охапках мокрых цветов», продаваемых «чистенькими старушками на бульварах». Но и в «желтой мути» дней он умел замечать прекрасное. По-прежнему пахла фиалками синяя лента, оставшаяся у Жана Шамета на память о Сюзи, в воспоминаниях «легким розовым облачком» появлялось старенькое платьице девочки.

«Пять дней над Парижем поднималось необыкновенное солнце», когда рядом с бывшим солдатом снова оказалась Сюзанна, теперь уже молодая женщина. И опять великодушный Шамет проявляет участие в ее судьбе. Прощаясь с девушкой, он напоминает ей о золотой розе.

Золотая роза в рассказе К.Паустовского символизирует мечту о счастье. Выковать для Сюзанны эту волшебную розу – такую цель поставил перед собой Жан Шамет, превратившийся из бедного парижского мусорщика в творца человеческого счастья. Чтобы подарить девушке счастье, «всю нежность, давно уже загнанную в глубину сердца», он готов прослыть чудаком, прятаться, добывая из ювелирной пыли золото.

И когда, наконец, драгоценная пыль превратилась в слиток золота, Шамет осознает, каким непривлекательным он стал: «неуклюжей образиной, ковыляющей на ревматических ногах». Достигнув цели, путь к которой был долгим, Жан узнает, что той, для кого золотая роза была предназначена, уже нет в Париже.

Ожидание встречи превратилось в боль и безысходность, в «колючий осколок», застрявший около сердца. Но созданная для счастья и благодаря вере в это счастье тончайшая золотая роза преобразила жизнь Шамета, изменила ее к лучшему.

История жизни Жана Эрнеста Шамета помогла задуматься купившему розу литератору о сущности труда писателя. Умение выбрать из всего многообразия мира только по-настоящему прекрасное и доброе, из того, что окружает человека в повседневной жизни, из «драгоценной пыли», создать поэму, повесть, роман – значит создать свою золотую розу. И, безусловно, каждое произведение К.Г.Паустовского – это лепестки розы, рожденной творчеством талантливого русского писателя.

Казалось бы, «Драгоценная пыль» - рассказ о простом счастье человеческом. Но у этого рассказа есть еще одна трактовка. В своем рассказе Паустовский ассоциирует золотую розу с видом искусства – литературой.

Итак, в новелле «Драгоценная пыль» автор описывает нам историю парижского мусорщика Жана Шамета. Мы встречаемся с ним во время его службы в армии. Не участвовав ни в одном бою, Жана Шамета, по состоянию здоровья, отправляют на родину. Его полковой командир, воспользовавшись случаем, поручает ему отвезти свою маленькую дочь Сюзанну во Францию. Желая развлечь девочку, главный герой рассказывает о себе, и мы узнаем о нем, о его жизни в мельчайших подробностях. С той же целью он сочиняет истории, и одна из них связана с золотой розой, приносившей счастье своему обладателю. Девочка оставила в душе Шамета глубокий след на всю его жизнь, и позже, после их случайной встречи, Шамет решил подарить Сюзанне на счастье золотую розу, о которой рассказывал в одной из своих историй.

Именно золотая роза является главным элементом рассказа, его идеей и основой сюжета.

Именно золотая роза является той драгоценностью, которой является литература для любого человека. Она возвышает нас над обыденностью и суетой, открывает нам мир красоты и душу человека, устремляет нас к высоким идеалам.