Чем прославился куприн. Краткая биография куприна самое главное для детей

Повесть М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» представляет собой цикл рассказов, не связанных между собой сюжетом или одними и теми же героями, но объединенных в одно произведение ввиду общей цели — сатирического изображения современного Салтыкову-Щедрину политического устройства России. «Историю одного города» определяют как сатирическую хронику. Действительно, истории из жизни города Глупова заставляют смеяться и нас, сейчас, более чем через век после смерти писателя. Однако этот смех — это смех над самими собой, так как «История одного города» — это, в сущности, сатирическая история русского общества и государства, изложенная в форме комического описания. В «Истории одного города» ярко выражены жанровые черты политического памфлета. Это заметно уже в «Описи градоначальников», особенно в описании причин их смерти. Так, один был заеден клопами, другой растерзан собаками, третий умер от обжорства, четвертый — от порчи головного инструмента, пятый — от натуги, силясь постичь начальственный указ, шестой — от стараний в преумножении народонаселения Глупова. В этом ряду стоит и градоначальник Прыщ, фаршированную голову которого откусил предводитель дворянства.
Приемы политического памфлета усилены такими средствами художественного изображения, как фантастика и гротеск.

Чуть ли не главной особенностью этого произведения, безусловно зас-луживающей внимания, является галерея образов градоначальников, не заботящихся о судьбе отданного им во власть города, думающих лишь о собственном благе и выгоде, либо вообще ни о чем не думающих, так как некоторые просто не способны к мыслительному процессу. Показывая образы градоначальников Глупова, Салтыков-Щедрин часто описывает настоящих правителей России, со всеми их недостатками. В глуповских градоначальниках можно без труда узнать и А. Меншикова, и Петра I, и Александра I, и Петра III, и Аракчеева, неприглядную сущность которого показал писатель в образе Угрюм-Бурчеева, правившего в самое трагическое время существования Глупова.
Но сатира Щедрина своеобразна тем, что она не щадит не только правящие круги, вплоть до императоров, но и обычного, заурядного, серого человека, подчиняющегося правителям-самодурам. В этой своей серости и невежестве простой гражданин Глупова готов слепо повиноваться любым, самым нелепым и абсурдным приказам, безоглядно веря в царя-батюшку. И нигде Салтыков-Щедрин так не осуждает начальниколюбие, чинопочитание, как в «Истории одного города». В одной из первых глав произведения глуповцы, еще именовавшиеся головотяпами, сбиваются с ног в поисках рабских оков, в поисках князя, который будет ими управлять. Причем ищут они не любого, а самого что ни на есть глупого. Но даже самый глупый князь не может не заметить еще большую глупость пришедшего поклониться ему народа. Таким народом он просто отказывается управлять, лишь благосклонно приняв дань и поставив вместо себя в градоначальники «вора-новатора». Таким образом Салтыков-Щедрин показывает бездеятельность русских правителей, их нежелание сделать что-либо полезное для государства. Сатира Салтыкова-Щедрина разоблачает приспешников государя, льстецов, разворовывающих страну и казну. С особой силой сатирический талант писателя проявился в главе, посвященной Брудастому-Органчику. Этот градоначальник день и ночь писал «все новые и новые понуждения», по которым «хватали и ловили, еекли и пороли, описывали и продавали». С глуповцами он объяснялся только при помощи двух реплик: «разорю!» и «не потерплю!». Именно для этого и был необходим порожний сосуд вместо головы. Но апофеозом начальственного идиотизма является в «Истории одного города» Уг-рюм-Бурчеев. Это самая зловещая фигура во всей галерее глупозских градоначальников. Салтыков-Щедрин называет его и «угрюмым идиотом», и «угрюмым прохвостом», и «тугохвостом до мозга костей». Он не признает ни школ, ни грамотности, а только науку чисел, преподаваемых на пальцах. Главная цель всех его «трудов» — превратить город в казарму, заставить всех маршировать, беспрекословно выполнять абсурдные приказы. По его замыслу даже женихи и невесты должны быть одного роста и телосложения. Налетевший смерч уносит Угрюм-Бурчеева. Такой конец идиота-градоначальника воспринимался современниками Салтыкова-Щедрина как очистительная сила, как символ народного гнева.
Эта галерея всевозможных прохвостов вызывает не просто гомерический хохот, но и тревогу за страну, в которой безголовый манекен может управлять огромной страной.
Конечно, литературное произведение не может решить политических вопросов, поставленных в нем. Но то, что эти вопросы заданы, означает, что кто-то над ними задумался, попытался что-то исправить. Беспощад-ная сатира Салтыкова-едрина похожа на горькое лекарство, необходимое для излечения. Цель писателя- заставить читателя задуматься о —льном неблагополучии, о неправильном государственном устройстве России. Остается надеяться, что произведения Салтыкова-Щедрина достигли цели, помогли хотя бы частично осознать ошибки, хотя бы некоторые из них больше не повторять.

Иван Бунин принадлежал к числу величайших писателей в русской литературе.

Детство писателя, родившегося в Воронеже, в 1870 году, прошло на хуторе Бутырки, под Ельцом. Из-за полной неспособности к арифметике и по общему нездоровью Иван не смог учиться в гимназии и просидев 2 года в 3-м классе, получает домашнее образование. Его преподавателем был обыкновенный студент Московского университета.

С конца 1880-х годов он начал печататься со своими провинциальными стихами. Первый же рассказ, посланный в журнал «Русское богатство», произвел восхищение на издателя Михайловского, автора одного из классических статей о Льве Толстом. Бунин опять обучается в гимназии, но в 1886 году его отчисляют за то, что он не успевал. Следующие 4 года он живет в своем поместье, где его обучает старший брат. В 1889 году судьба закидывает его в Харьков, где у него происходит сближение с народниками. В 1891 году публикуется первый его труд - «Стихотворения 1887-1891 гг.». И одновременно с этим начинаю публиковаться его произведения, которые приобрели огромную популярность. В 1900 году появляется рассказ «Антоновские яблоки», где изображены русские усадьбы со своим бытом. Это произведение стало шедевром новейшей прозы. Буквально через 3 года Бунин удостаивается Пушкинской премией Российской Академии наук.

Побывав неудачно 2 раза в браке, писатель встречает в Петербурге Муромцеву Веру Николаевну, которая была его супругой до последнего его вздоха. Свадебное путешествие, прошедшее в восточных странах стало итогом выпуска цикла очерков «Тень птицы». Когда Бунин в литературных кругах стал известным и состоятельным господином, он стал постоянно путешествовать и почти все холодное время года проводил в поездках по Турции, Малой Азии, Греции, Египту, Сирии.

1909 год для Ивана Алексеевича стал особенным Его избирают почетным академиком Российской Академии Наук. Через год на свет появляется его первая серьезная работа «Деревня», где писатель трагично говорил о катастрофической современности. Тяжело пережив Октябрьскую революцию, Бунины отправляются в Одессу, а затем эмигрируют в Константинополь. Поначалу жизнь у писателя складывалась не лучшим образом. Он постепенно испытывал нехватку денег. В 1921 году выходит в свет произведение «Господин из Сан-Франциско», где Бунин показывает бессмысленность материального человеческого существования. Но в его жизни были еще и светлые дни.

Литературная слава в Европе возрастала, и когда в очередной раз встал вопрос о том, кому из русских писателей предстоит первым войти в ряд нобелевских лауреатов, его имя всплыло само собой. 9 ноября 1933 ода Бунин удостоился этой награды. Проблема с финансами исчезла. Последовали переиздания. До войны писатель жил спокойно, но в 1936 году был арестован в Германии, и вскоре отпущен. В 1943 году выходят его знаменитые «Темные аллеи». Иван Алексеевич в последние годы своего жизненного пути работал над книгой «Воспоминания». Этот труд писатель так и не закончил. Скончался Бунин 8 ноября 1953 года В Париже.

Очень кратко

7 сентября 1870 г родился замечательны писатель Куприн Александр Иванович. Сразу после рождения, он остался без отца, который умер от страшной болезни. Через 4 года, мама вынуждена переехать в Москву. Несмотря на сильную любовь, она отдает его в училище для сирот, из за сложного финансового положения.

Позже Куприна принимают в военную гимназию, и остается он жить в Москве. Талант к писательству у него начал раскрываться в учебные годы, а первое произведение выпустил в 1889 году, под названием «Последний дебют», но не все одобрили его и он получает выговор.

В В 1890- 1894 гг. он уходит на службу под Подольск. Закончив начинает перебираться из города в город и останавливается на Севастополе. Работы у него не было, поэтому очень часто не чего было есть, не смотря на его службу и звание. Несмотря на это Куприн в это время формировался как писатель, благодаря хорошим отношениям с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким. И он пишет несколько повестей, пользующиеся огромным спросом и его награждают Пушкинской премией.

Когда началась война он не задумываясь отправился добровольцем. В 1915 г был вынужден уйти из-за плохого здоровья. Но и тут успел сделать полезное дело, организовав у себя дома госпиталь. После поддержал революцию в 1917 г и сотрудничает с партией эсеров. Но по непонятным причинам решает уехать во Францию и там продолжает свою деятельность. Потом возвращается обратно в СССР, где его встретили не так уж и хорошо. 25 августа 1938 г умирает в Ленинграде.

Для детей

Биография Куприна Александра Ивановича

Александр Куприн, один из самых известных писателей России, родился в отдаленной от литературы, от столицы семье. Его отец – мелкий чиновник – умер, когда сыну едва исполнился год. Вместе с матерью семья переехала в Москву, где прошло детство и юность будущего прозаика.

Петербургская слава Куприна

В Санкт-Петербурге Александр Куприн оказался слишком поздно, чтобы этот город разом пал к его ногам. Писателю было немного за 30. За плечами не слишком удачная военная карьера, закончившаяся в чине поручика, да семилетние мытарства в Киеве. Там Куприн, не имевший никакой гражданской специальности, перепробовал много профессий и остановился на литературе.

Куприн практически не писал крупных произведений по количеству страниц. Но ему всегда удавалось в рассказе из пары-тройки книжных листов изобразить целый мир. Сюжеты писателя оригинальны и драматургически крепко скроены: никаких лишних слов и персонажей. Читающая публика сразу заметила точность во всем: в описаниях, эпитетах, смысле. И Петербург мгновенно принял Куприна.

В начале XX века его звали всюду, лишь бы декламировал свои рассказы. А восторженная публика заваливала сцену цветами, где Александр Иванович читал свои рассказы. Куприн стал литературной звездой. Его Петербург кажется на вид простым и обыденным, но в купринских рассказах город – это всего лишь место действия. На первый план выступают люди, которые живут и действуют в северной столице.

Главный хит петербургских литературных салонов начала XX века – шпионский рассказ «Штабс-капитан Рыбников». Это произведение Куприн на бис читал повсюду: в салонах, ресторанах, студенческих аудиториях. Актуальные темы и безупречный драматургический сюжет приковывали внимание публики. Куприн был особенно рад. Именно в это время писатель, живший в Петербурге без году неделю, стал кандидатом в депутаты первой Государственной Думы Российской империи.

Отношения с властью Куприна

Куприн любил родину. Но мировая война, начавшаяся в 1914 году, изменила его. Теперь патриотизм стал смыслом всей его жизни. В газетах писатель агитировал за военные займы. А у себя, в гатчинском доме, открыл небольшой военный госпиталь. Куприна даже призвали на войну, но здоровьем он уже тогда был слаб. Вскоре его комиссовали.

Вернувшись с фронта, Куприн вновь стал много писать. В его рассказах стало больше Петербурга. Большевиков Александр Куприн не принял. Они со своим животным стремлением к власти и звериной жестокостью были ему отвратительны. По взглядам, Куприн был близок к эсерам: не к тем, что входили в боевые организации, а к мирным социалистам-революционерам.

Куприн работал журналистом в Гатчине, но часто наведывался в Петроград. Он пришел на прием к Ленину с предложением издавать специальную газету для деревни под названием «Земля». Однако, проблемы села интересовали большевиков лишь на словах. Газету не учредили, а Куприна посадили в тюрьму на 3 дня. Выпустив, включили в список заложников, то есть в любой день могли пустить пулю в лоб. Куприн не стал ждать и ушел к белым.

Эмиграция Куприна

Там он не воевал, а занимался журналистикой. Но и рассказы не переставал писать. Персонажей своих селил в близком ему Петрограде. Новую власть Куприн совершенно не принял, называл ее совдепией, и в конечном итоге вынужден был эмигрировать.

Советская пропаганда эмигранта Куприна изничтожала. Близкие к Кремлю политические литературоведы писали, что за границей некогда талантливый русский писатель опустился: только и делает, что беспробудно пьет и ничего не пишет. Это было неправдой. Куприн писал так же много, но петербуржских декораций в его рассказах становилось все меньше.

Через 15 лет он написал прошение, чтобы ему разрешили вернуться в СССР. Сталин такое согласие дал, и Куприн возвратился в те места, из которых он бежал во время гражданской войны. В 1937 году страдающий от рака Куприн вернулся на родину умирать. Его не стало через год, и власть страны советов начала посмертно делать писателя своим.

Это было не просто. Петербург Куприна с его людьми не накладывался как прозрачная калька на облик города трех революций с именем Ленина. Это были два разных города. Признал ли он советскую власть, определенно сказать трудно. Но жить без России Куприн не мог.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Христофор Колумб

    Сегодня около 6 итальянских городов пытаются доказать, что открыватель Америки родился именно в одном из них. До Колумб 1472 г. жил в Генуэзской республике, имевшей один из крупнейших торговых флотов того времени.

А.И. Куприн – яркий представитель русского критического реализма, чье творчество пришлось на сложнейшие пред- и послереволюционные годы XX в.

Писатель Куприн Александр Иванович (1870 - 1938).

Юные годы

Александр родился в небольшом городке Наровчате (сегодня это – Пензенская область) 26.08.1870 г. Он очень рано осиротел (отец умер, когда ребенку исполнился год; для матери с маленьким сыном наступил период немалых материальных затруднений). Мать сумела дать Саше образование: переехав в Москву, он учился в Московском Разумовском пансионе.

В 1887 г. Александр был принят в число учащихся Александровского военного училища. Годы учебы стали для него периодом накопления опыта и первых литературных трудов. В 1889 г. он опубликовал рассказ, которому дал название «Последний дебют».

Бурная молодость и начало зрелости

После учебы около 4 лет Куприн служил в Днепровском пехотному полку, а потом, выйдя в отставку, путешествовал по югу России и пробовал себя в различных профессиях: от грузчика до зубного врача. В это время он уже начинает активно писать. Выходят повесть «Молох», повесть «Олеся», ставшие впоследствии классикой рассказы «Суламифь» и «Гранатовый браслет». Из-под пера писателя вышла доставившая ему литературную славу повесть «Поединок».

В годы Первой Мировой Куприн открыл в собственном доме военный госпиталь, участвовал в боевых действиях. Интересовался политикой, по своим взглядам был близок к эсерам.

Эмиграция и возвращение на Родину

Октябрьскую революцию Куприн не принял, примкнул к Белому движению, в 1919 г. эмигрировал. В течение 17 лет жил в Париже, продолжая работать. Одно из самых значительных произведений этого периода – повесть «Юнкера», основанная на воспоминаниях. Болезни, нищета, ностальгия по России вынуждают писателя в 1937 г. вернуться в Советский Союз. Но ему оставался всего год жизни – Александр Иванович скончался 25 августа 1938 г.

Его произведения, герои которых – представители небогатой интеллигенции и простого народа – не потеряли актуальности и в наше время. Герои Куприна любят жизнь, пытаются выстоять, противостоять окружающему цинизму и пошлости. Они живут в естественном, меняющемся мире, где вечно переплетаются и ведут друг с другом нескончаемый спор Добро и Зло.

Информация о Куприне кратко.

Статья рассказывает о краткой биографии Куприна - известного русского писателя, признанного мастера прозы.

Биография Куприна: ранние годы

Александр Иванович Куприн родился в 1870 г. в небольшом провинциальном городе. Его отец был потомственным дворянином, что должно было предвещать успешную жизнь. Но вскоре после рождения Саши отец умер, и мать в поисках средств к существованию переехала с детьми в Москву, где после долгих просьб и унижений смогла пристроиться в специальном заведении - вдовьем доме. Саша научился читать в раннем детстве и отдавал этому занятию все свободное время.

Мальчик рано был помещен в пансион, затем в кадетский корпус и юнкерское училище. Таким образом Куприн практически не испытал радости домашнего очага и нормальной семейной жизни. Детские годы наложили отпечаток на формирование личности писателя, остро чувствующего страдания и унижение простых людей.
Особое значение для Куприна имели годы, проведенные в корпусе и училище. В этих заведениях царила атмосфера замкнутости и суровой военной дисциплины. Все время воспитанников было подчинено строгому распорядку, за малейшее нарушение полагалось суровое наказание. Куприн с особой болью вспоминал о том, как подвергся порке за незначительный проступок.

В училище Куприн написал свой первый рассказ "Последний дебют". Его издание стало причиной помещения юнкера в карцер.

После окончания училища будущий писатель прослужил четыре года в полку. За это время он в тонкости изучил бытовую жизнь царских офицеров, ее ничтожество и грязь. Провозглашаемые высшие идеалы оказались иллюзией, в армии процветала грубость и всевозможные пороки. Впечатления Куприна от армейской службы легли в основание многих последующих произведений. Наиболее известным и ярким из них является повесть "Поединок" (1905 г.), где нравы и поведение офицеров царской армии подвергнуты острой критике.

После увольнения со службы Куприн принимает решение посвятить свою жизнь профессии писателя. Поначалу это занятие не приносило дохода, и писатель сменил невероятное количество профессий от актера до летчика, пробуя свои силы в самых разнообразных видах деятельности. К тому же это давало писателю богатый опыт в наблюдении различных ситуаций и человеческих характеров.

Биография Куприна: расцвет творчества

90-е гг. оказались наиболее плодотворными в творчестве писателя. В это время им было написано одно из самых известных своих произведений - повесть "Молох". В повести Куприн с особой силой изобразил порочность и лживость нового общества, члены которого озабочены только личной выгодой и стремятся любыми средствами добиться этого. Личные чувства человека будут растоптаны, если встанут на пути таких устремлений. Особое место в повести занимает образ завода - "Молоха", всесокрушающей силы, олицетворяющей собой полное подчинение и ничтожество обычного человека.

В 90-е гг. Куприн знакомится с выдающимися русскими литераторами, которые высоко оценили его творчество. Издание повестей "Поединок", "Яма" и др. принесли писателю всенародную славу. Его творчество становится одной из главных и неразрывных частей русского реализма.
В своем творчестве Куприн уделял большое внимание детям, особенно тем, у кого было трудное детство, схожее с судьбой писателя. Им было написано несколько прекрасных рассказов о детях, основанных на историях реальных людей.

Куприн отнесся резко отрицательно к Октябрьской революции и в 1920 г. уехал во Францию. За рубежом писатель практически не занимался творческой деятельностью. Его, как и многих эмигрантов, тянуло на родину, но существовала опасность подвергнуться политическим репрессиям.
Куприн долгое время прожил за границей, но в конце концов любовь к России пересилила в душе писателя возможный риск. В 1937 г. в разгар сталинских чисток он вернулся на родину, мечтая написать еще множество произведений.

Мечте не суждено было сбыться, силы писателя уже были значительно подорваны. Куприн умер в 1938 г., оставив после себя огромное литературное наследство. Творчество писателя входит в золотой фонд русской литературы. Он является одним из величайших писателей-реалистов.

Куприн Александр Иванович (1870 — 1938)

"Мы должны быть благодарны Куприну за всё - за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нём способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и ле гко писать об этом".

К. Г. Паустовский



Куприн Александр Иванович родился 7 сентября в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус, п осле окончания которого продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище (1888 - 90) "Военная юность" описана в повестях "На переломе (Кадеты)" и в романе "Юнкера". Уже тогда мечтал стать "поэтом или романистом". Первым литературным опытом Куприна были оставшиеся неопубликованными стихи. Первы й рассказ "Последний дебют" былопубликован в 1889 году.



В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893 — 1894 в петербургском журнале "Русское богатство" вышли его повесть "Впотьмах" и рассказы "Лунной ночью" и "Дознание". Жизни русской армии посвящена серия рассказов: "Ночлег" (1897), "Ночная смена" (1899), "Поход". В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. ного странствовал по России, перепробовал много профессий, жадно впитывал жизненные впечатления, которые легли в основу будущих произведений.

В 1890-е опубликовал очерк "Юзовский завод" и повесть "Молох", рассказы "Лесная глушь", "Оборотень", повести "Олеся" и "Кэт" ("Прапорщик армейский"). В эти годы Куприн познакомился с Буниным , Чеховым и Горьким . В 1901 переехал в Петербург, начал работать секретарем "Журнала для всех", женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия.



В петербургских журналах появились рассказы Куприна: "Болото" (1902); "Конокрады" (1903); "Белый пудель" (1904). В 1905 вышло наиболее значительное его произведение — повесть "Поединок ", имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав "Поединка" стали событием культурной жизни столицы. Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк "События в Севастополе" (1905), рассказы "Штабс-капитан Рыбников" (1906), "Река жизни ", "Гамбринус" (1907). В 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения.

Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков "Листригоны" (1907 — 11), рассказы о животных, рассказы "Суламифь ", "Гранатовый браслет " (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века.

После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, "красный террор", он испытал страх за судьбу русской культуры. В 1918 пришел к Ленину с предложением издавать газету для деревни — "Земля". Одно время работал в издательстве "Всемирная литература", основанного Горьким.

Осенью 1919, находясь в Гатчине , отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию.

Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк "Москва родная". Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться.

О Александре Ивановиче Куприне писать довольно сложно и одновременно - легко. Легко потому, что его произведения знаю с детства. Да и кто из нас их не знает? Капризная, больная девочка, требующая в гости слона, чудесный доктор, накормивший в холодную ночь двух озябших мальчиков и спасший от смерти целую семью; бессмертно влюбленный в принцессу рыцарь из сказки « Синяя Звезда»…

Или пудель Арто, выписывающий в воздухе невероятные кубреты, под звонкие команды мальчика Сережи; кошка Ю - ю, грациозно спящая под газетой. Как памятно, из детства и с самого детства все это, с каким мастерством, как выпукло - легко написано! Будто на лету! По детски - непосредственно, живо, ярко. И даже в трагические моменты звучит в этих бесхитростных повествованиях светлые ноты жизнелюбия и надежды.

Что - то детское, удивленное, всегда, почти до самого конца, до смерти, жило в этом большом и грузном человеке с четко выраженными восточными скулами и чуть хитроватым прищуром глаз.

Светлана Макоренко


6 и 7 сентября в Пензе и Наровчате пройдет XXVIII Купринский литературный праздник и подведение итогов XII творческого конкурса «Гранатовый браслет».

ЗАПОВЕДИ КУПРИНА

«1. Если хочешь что-нибудь изобразить… сначала представь себе это совершенно ясно: цвет, запах, вкус, положение фигуры, выражение лица… Найди образные, незатасканные слова, лучше всего неожиданные. Дай сочное восприятие виденного тобою, а если не умеешь видеть сам, отложи перо…

6. Не бойся старых сюжетов, но подходи к ним совершенно по-новому, неожиданно. Показывай людей и вещи по-своему, ты — писатель. Не бойся себя настоящего, будь искренен, ничего не выдумывай, а подавай, как слышишь и видишь.

9. Знай, что собственно хочешь сказать, что любишь, а что ненавидишь. Выноси в себе сюжет, сживись с ним… Ходи и смотри, вживайся, слушай, сам прими участие. Из головы никогда не пиши.

10. Работай! Не жалей зачёркивать, потрудись в поте лица. Болей своим писанием, беспощадно критикуй, не читай недоделанного друзьям, бойся их похвалы, не советуйся ни с кем. А главное, работай, живя… Кончил переживать, берись за перо и тут опять не давай себе покоя, пока не добьёшься, чего надо. Добивайся упорно, беспощадно».

«Заповеди», по свидетельству В. Н. Афанасьева, были высказаны Куприным при встрече с одним молодым автором, а спустя годы, воспроизведены этим автором в «Женском журнале» за 1927 год.

Но, пожалуй, главная заповедь Куприна, оставленная потомкам, — это любовь к жизни, к тому, что есть в ней интересного и красивого: к закатам и рассветам, к запахам луговой травы и лесной прели, к ребёнку и старику, к лошади и собаке, к чистому чувству и доброй шутке, к берёзовым лесам и сосновым рощам, к птице и рыбе, к снегу, дождю и урагану, к колокольному звону и воздушному шару, к свободе от привязанности к тленным сокровищам. И полное неприятие всего, что уродует и пачкает человека.