Что такое отаку в аниме. Кто такой отаку

Как известно, любой человек, погрузившийся в мир аниме, так или иначе становится его любителем. А дальше больше. Но как можно определить, на какой стадии находится тот или иной любитель аниме? Точные рамки и строгие границы, конечно, найти вряд ли удастся, но примерно все же можно это выяснить.

Представим себе человека, абсолютно не знакомого с аниме (Знание Покемонов, Сейлор Мун и Трансформеров в расчет не принимаются). Проследим за тем, как он пройдет свой путь анимешника, и закончится ли этот путь вообще.

Стадия I. Новичок.

Представим, что наш подопытный попросил нас, или кого-либо еще, скинуть ему какие-нибудь фильмы на винчестер. Ему случайно (или намеренно) попадается среди кино то или иное аниме. Заинтересовавшись, он вновь обращается к своему другу, но на этот раз не за фильмами, а за аниме, обычно со словами "Что-нибудь типа этого аниме у тебя есть?" Это первый шаг. Он становится Новичком.

В этой стадии наш друг будет пытаться найти и просмотреть только те аниме, которые интересуют его по жанру и стилю. Также возможно, что после просмотра аниме он его тут же будет удалять. Слишком глубокого внедрения в атмосферу рисованной анимации ждать не следует. Обычно таких людей привлекает красивая графика, несложный логический сюжет и впечатляющие образы разносторонних жанров.

Постепенно этот человек будет менять свои взгляды. Если он не откажется от нового увлечения, то будет все глубже погружаться в этот, необычный для себя, мир. Осознанно или нет, он уже не сможет обходиться без того, чтобы смотреть аниме хотя бы время от времени. Он станет смотреть его все чаще и чаще. Таким образом, он будет постепенно продвигаться к следующему этапу.

Этап II. Анимешник.

Вскоре наш друг начнет осваиваться в новой для себя среде. Начнет разбираться в героях, чаще беседовать на темы, посвященные аниме, посещать соответствующие форумы и сайты. Фильмы для такого человека начнут отходить на задний план, в особенности западные - он начнет понимать несовершенство такого кино. Ну и, естественно, количество просмотренных аниме намного увеличится. Он начнет копировать себе понравившиеся наименования, пересматривать их, обсуждать с другими анимешниками, вступать в споры и т.д.

Затем дело дойдет до манги, связанной с любимыми аниме, или просто хорошо воспринимающейся. Однако, этот элемент может и не возыметь свою силу. Не всем анимешникам нравится манга, так же как и не всем любителям манги нравится аниме.

На этом этапе человек может и остановиться, но, если возникает чувство, что просмотра любимых аниме недостаточно, что хочется освоить не просто анимацию, как развлечение, а всецело понять этот рисованный мир, изучить, как культуру, то Анимешник становится на путь своего совершенствования - на путь "Отаку".

Стадия III. Отаку.

Как многим известно, в Японии "Отаку" - не очень вежливое, более того - просто оскорбительное выражение, означающее фанатичность к чему-либо. Но за пределами Японии, в России в частности, Отаку определяют как "фаната аниме". Но это весьма скромное объяснение, более того - немного неточное. Тут стоит учитывать рамки: Отаку - это не просто человек, активно просматривающий аниме, и не тот, кто сходит с ума от счастья, едва в его руки попадет незнакомое ему аниме.

Так чем же отличается "Отаку" от "Анимешников"? Отличий, на самом деле, очень много, и чтобы стать Отаку, не нужно стремиться к этому "званию". Оно само придет. Также стоит помнить, что быть "Отаку" - это далеко не всегда хорошо. Значительная часть личной жизни такого человека теряется в дебрях аниме-фильмов и сериалов.

После того, как наш друг стал полноценным Анимешником, он, как уже здесь писалось, может остаться на этом этапе, а может продвинуться дальше. Если Анимешник чувствует, что просмотра аниме ему уже не хватает, он будет совершенствоваться. Он уже не станет пренебрегать никакими аниме - будет смотреть все подряд. Анализ аниме во время его просмотра будет всплывать в голове сам по себе, строя примерное отношение, не зависящее от мнения других.

Возможно, Отаку станет изучать японский язык для более точного понимания героев своих любимых фильмов и сериалов, или хотя бы заведет японско-русский разговорник. Очень велика вероятность, что его рано или поздно захлестнет творческий порыв. Это может вылиться, например, в "додзинси" (рисование любительской манги), "фанфиках" (любительские произведения, продолжающие сюжеты любимых аниме/манги) или "фанарте" (любительская графика, изображающая заимствованных или оригинальных персонажей).

Со временем Отаку в той или иной мере увлекается японской культурой, бытом, жизнью. Аниме и все, что с ним связано становится неотъемлемой частью жизни такого человека. Становясь Отаку, стоит помнить об этом. К тому же, Отаку можно стать как при своем желании, так и независимо от него.

Стадия IV. "Crazy" Отаку

Казалось бы, что может быть выше звания "Отаку" для любителя аниме? Что является "потолком" в развитии анимешника? Четвертую стадию можно было назвать как угодно, но "Crazy" я взял не просто так. В этом слове чувствуется толика юмора, но лично я бы не стал смеяться над такими людьми. Их образ жизни напоминает жизнь сумасшедшего, однако истинный анимешник его поймет, но не факт, что поддержит.

Итак, возвращаемся к судьбе нашего испытуемого, успевшего пройти путь от "Новичка" до "Отаку". Он начинает замечать, что аниме действует на него, как наркотик. Он, едва на глаза попадется новинка, не задумываясь, покупает ее, прибегает домой и смотрит, не упуская ни единого момента сериала или фильма. Он способен просматривать аниме по нескольку раз, пока полностью не разберется в нем или пока оно ему не наскучит.

Вся его квартира уставлена фигурками героев аниме, на стенах приклеены соответствующие плакаты, комната не прибрана (на чистоту ему плевать), соседи/родственники, с кем он живет, недовольны, потому что из его запертой комнаты постоянно слышны голоса персонажей аниме.

Такой человек забывает о сне, для него нет иной реальности, чем мир аниме. Он запоем смотрит/читает столько аниме/манги, сколько сможет. На работе/учебе ему не просто скучно, он буквально спит при малейшей возможности.

Аниме для такого человека становится образом жизни, новинки - целью жизни. Всякие семейные, рабочие, финансовые, личные вопросы отходят на второй план перед аниме. Он ни за что не бросит сериал на полпути, как бы он не был ему отвратителен. Он будет записывать все аниме на болванки, постоянно задаваясь вопросом "Куда их девать?"

Из друзей у него будут только анимешники. С большинством из них он будет общаться через Интернет. Анимешные сайты и форумы станут для него средством общения и получения новостей этого мира. Он станет выкачивать огромное количество аниме, не заботясь о трафике и прочих незначительных, как ему будет казаться, проблемах.

Сам он становится либо чересчур эмоциональным, либо слишком замкнутым в себе и в мире аниме. Его лексика сведется сплошь к распространенным японским выражениям. Очень велика вероятность, что такой человек будет изучать японский язык всеми доступными средствами хотя бы на уровне начинающего. У него не будет друзей среди НЕанимешников, потому как он постоянно будет клонить любую беседу к анимешной тематике.

Можно долго обсуждать такого человека, но думаю, рассмотренного здесь вполне достаточно, чтобы понять, что к званию "Crazy Отаку" стремиться не только не стоит, но и лучше вообще избегать его. Возможно, что-то описанное здесь и утрировано, но, тем не менее, приближено к правде. Достигнув уровня "Отаку", нужно просто остановиться и наслаждаться тем, что есть. Помните, аниме, для большинства, должно оставаться развлечением, а не образом жизни,

В итоге хочется отметить, что, становясь на путь "Отаку", приносишь в жертву слишком многое. Стоит ли этого Аниме и все связанное с ним? У каждого человека свой взгляд на жизнь и, став Анимешником, каждый должен задуматься над этим и дать себе ответ. Исходя из этого ответа, и нужно решать, стоит ли продвигаться до уровня "Crazy Отаку" или попытаться остановить свое развитие и остаться на уровне простого "Анимешника" или "Отаку".

Сам я не являюсь поклонником японской мультипликации, хотя и признаю, что некоторые мультики являются достаточно толковыми в плане сюжета, однако графическая составляющая у них весьма далека от идеала. Впрочем, прежде чем продолжить, я хотел бы порекомендовать вам несколько статей на тему аниме, например, кто такая Яойщица , кого называют Яндере в аниме, кто такой Хикка , что значит Кудере и т. п.
Вообще в мире имеются множество особей, которые считают, что вся продукция, произведённая в стране восходящего солнца является самой лучшей, и не важно что это, комикс с мангой или японская электроника.

Такие люди убеждены, что их собственная культура не стоит и выеденного яйца по сравнению с утончённым искусством аниме . Некоторые слоупоки начинают даже ненавидеть свою страну, свою кухню, свой язык. Собственно, так и рождается пятая колонна, по крайней мере это один из методов.
Итак, слово "Отаку ", что оно значит для правоверных сектантов манги ?

Отаку - это японское слово, которое означает хобби или увлечённость чем-либо. Однако этот термин крепко связан с фанатами различных дорам, манги и аниме, японской музыки и фильмов. Впрочем, популярен не только на родине, но и далеко за её пределами


Если вам недостаточно информации об Отаку в этой статье, предлагаю прочесть большую и подробную статью по этой теме , .

Кроме того, известен аналог слова "Отаку" - "Виабу" (weeaboo ). Он происходит от английской фразы "wanna be Japanese ", что в переводе на русский означает "Хочу стать японцем".

Виабу - так называют людей одержимых всем японским


Узнайте больше про тех, кого называют Виабу, а так же про Wapanese в этой статье .

Для справки, прямой перевод с японского языка слова "Отаку" означает "ваш дом ", уже хорошо, что не "Тихий дом ". В давние времена этот термин использовался для очень вежливого обращения к своему собеседнику, на русском языке эквивалентом может служить фраза "ваша честь", "ваша милость ". Понятно, что в современной Японии это слово долгое время оставалось не у дел, пока фаны жанра фантастики стали использовать его для общения между собой. Через какое-то время к таким особям накрепко пристало прозвище "Отаку-Дзоку ", что в переводе на русский язык означает "те, кто называет друг друга отаку ".

В наше время термин "Отаку" означает фанатика чего-либо, например интернет-отаку, компьютер-отаку, кино-отаку, манга -отаку и т. п. Кстати, в самой Японии это слово имеет негативный, а местами даже оскорбительный подтекст, и назвать так постороннего человека, это значит намеренно его оскорбить. Само собой, если этот гражданин сам не попросит его так называть.

Впрочем в России это слово имеет очень узкий смысл - "поклонник манги и аниме ". Правда иногда слово "Отаку" могут использовать в более широком смысле, как обозначение поклонников современной японской масс-культуры, такой как, фильмов, аниме, музыки, комиксов, манги и т. д. К слову, в России термин "Отаку" не имеет оскорбительной подоплёки, поэтому можете его использовать без страха задеть чьи-либо чувства.

У нас собрание людей обожающих аниме называют "анимка ", именно так происходит общение этих особей. По большей части встречаются, так называемые "анимки с просмотром ", то есть когда группа великовозрастных

В современном японском это выражение употребляется очень редко, а потому японские фэны научной фантастики позаимствовали это слово для своего особого обращения друг к другу. В дальнейшем их стали называть "отаку-дзоку", то есть "те, кто называет друг друга отаку". Сейчас в японском языке слово "отаку" обычно используется в значении "фанатик чего-либо". Бывают аниме-отаку, кино- отаку, компьютер-отаку и так далее.
Кстати, в Японии это слово имеет негативный оттенок и назвать так другого - это оскорбление, конечно, если ваш собеседник сам не просит называть его "отаку".
В других странах слово "отаку" постепенно начало обозначать "поклонник аниме и манги". Теперь это слово пришло и в Россию.
Часто термин "отаку" используется расширительно, в значении "поклонник современной японской массовой культуры: аниме, манги, кино, музыки, литературы и т.д.".
Большая часть отаку использует в общении псевдонимы. В сущности, это совершенно не обязательно, но псевдонимы есть даже у тех, кто ими практически не пользуется. Псевдонимы отличаются от прозвищ тем, что прозвища человеку изобретают другие, а псевдоним человек выбирает себе сам. Разумеется, девушка может пользоваться мужским псевдонимом, а юноша - женским.
В среде отаку обычно не практикуются популярные у поклонников Толкиена "испытания на имя", поскольку аниме-имен довольно много. Некоторые продолжают пользоваться псевдонимами, с которыми пришли из других "тусовок". Кстати, самый популярный в Москве псевдоним - Харука из ТВ-сериала "Bishoujo Senshi Sailor Moon". Это и понятно - в аниме сравнительно мало более-менее приятных лесбиянок, и выбирать практически не из кого.
В использовании псевдонимов есть большой смысл - использование фамилий слишком официально, а распространенных имен слишком мало, и с ними постоянно возникает путаница. Впрочем, обычно об этом мало кто задумывается. Обычно на анимках не принято знакомиться друг с другом, поскольку это требует слишком серьезной организации анимки. В результате некоторые знают друг друга только в лицо, но не по имени или псевдониму. Тем более, что неформальное общение на русском языке не требует обращений по именам ("Скажи,...").
Некоторые отаку рассматривают псевдоним как повод точно отыгрывать поведение соответствующего героя. Это допускается, хотя в общем случае сковывает общение, а потому непрактично. Более рациональной стоит считать тактику "быть самим собой": выбирать псевдоним, соответствующий характеру и своему желаемому поведению. Точное отыгрывание имеет смысл скорее как способ "не раскрываться" перед другими.
Почему отаку общаются? Потому что такова естественная человеческая потребность быть понятым и услышанным. Общение отаку почти полностью словесно-жестовое. Абсолютно недопустимы драки как друг с другом, так и с окружающими. Максимальная степень возможного насилия - броситься кому-либо на шею. Кстати, это не так безопасно, как некоторым кажется. Мне однажды так чуть не разбили губу. Важно соизмерять габариты и физические возможности друг друга.
Из этого не следует, что отаку не могут за себя постоять. Есть отаку, находящиеся в приличной физической форме и могущие защитить в случае настоятельной необходимости как себя, так и других, но необходимости начинать драку отаку никогда не чувствуют.
В рамках своего общения отаку приемлют практически все, что угодно. Того, кто рассказывает нечто неинтересное или повествует о чем-то особенно мерзком, просто не будут слушать, но вряд ли будут бить.
Особое приятие отаку обычно демонстрируют при обсуждении сексуальных извращений (не путать с реальным их практикованием). Это связано с аналогичным отношением к ним со стороны персонажей аниме. Периодически это используется как "тест" новых членов тусовки. Это доказывает, как далеко ушла анимешная тусовка от, скажем, тюрьмы или армии. В двух последних периодически проверяют готовность человека к занятию нестандартным сексом, в то время как в анимешной тусовке - готовность к разговору о нем. Кстати, как и в тюрьме и армии, проявлять эту готовность совершенно небязательно. Вполне допустимым считается уклониться от разговора об этом.
Общение отаку часто проходит на повышенных тонах. Это не результат жарких споров, это выражение переполняющей радости по поводу самого факта общения с понимающими людьми. Прохожие даже иногда сомневаются, действительно ли эти люди так уж трезвы (хотя обычно так и есть). Поэтому в случае анимки на открытом воздухе важно не вступить в неприятный контакт с сотрудниками милиции или с какой-либо местной охранной структурой. Прецеденты известны.
Также актуально быть в курсе окружающей криминальной ситуации и не пересекаться с организованными группами не проникнувшихся анимешным духом молодых людей (в смысле, с гопниками), а также с маньяками-убийцами.
Из числа значительных для отаку российских авторов стоит назвать Сергея Лукьяненко и Виктора Пелевина. Из иностранцев трудно называть кого-то конкретного, кроме Толкиена. Этим авторам не обязательно поклоняться, но желательно быть в курсе их творчества.
В среде отаку не поощряется "узкое" фэнство, когда человек является поклонником одного автора или одного произведения, а о других даже слышать не хочет. Такие люди могут быть полезны для конкретных консультаций, но мало интересны в менее серьезном общении.
Обычный способ общения отаку - это "гон", последовательность логически связанных высказываний, которые, по словам Ленина, "по форме правильны, но по сути - издевательство". Одни отаку гонят, другие, соответственно, слушают. Затем меняются местами. Гон должен быть интересен и увлекателен. Разновидностью гона является "правдивый гон", когда в форме парадоксальных и не всегда правдоподобных высказываний выражается более или менее чистая правда. "Правдивый гон" считается удачным, если оставляет в душе слушателей смутные сомнения в его соответствии действительности.
Отаку творят как на некоммерческой, так и на коммерческой основе. Они рисуют картинки и картины в аниме-стилях и в собственных, рисуют мангу, делают аниме, пишут рассказы и книги . Например, более или менее отаку являются известный московский художник-иллюстратор Anry, популярный фантаст Владимир Васильев, культовый фантаст Сергей Лукьяненко, набирающий популярность художник комиксов Богдан и некоторые другие. Существуют и проекты российских анимационных сериалов в стилях, схожих с аниме.

Этот блог называется Nippon-otaku и это неспроста. В этой статье я попытаюсь объяснить кто такие отаку и что это за явление.

Кто такие отаку?

К сожалению, средний отаку выглядит не так.

В России и Японии понятие отаку (タク) имеет разные значения. Для японцев отаку — это человек, который чем-то очень сильно увлекается. Мне нравится такое определение отаку:

«Отаку - человек, тратящий на какое-либо своё увлечение времени больше, чем может себе позволить.»

Существуют разные виды отаку: анимэ-отаку, манга-отаку, отаку-геймеры, отаку-поклонники поп-идолов, музыкальные отаку и даже отаку боевых искусств. Большая часть отаку — это замкнутые, малообщительные люди, которые живут в своём собственном мире. Их волнует только их увлечение (анимэ, или что-то другое), а все остальные аспекты жизни отходят на второй план. Хотя, отаку всегда готов говорить о предмете своего увлечения. Иногда отаку собираются в группы по интересам и организуют клубы.

В принципе, люди, похожие на отаку, существовали в любые времена. Даже когда не было телевидения и компьютерных игр, люди могли «жить» в мирах, созданных писателями.

Кто-нибудь ещё сомневается, что отаку — самые лучшие люди?

Интересный вопрос: насколько отаку расположены к творчеству. Думаю тут дело обстоит так же, как и у обычных людей. Количество отаку, способных создать что-то новое крайне ограничено. Конечно, творчество отаку связано с предметом увлечения.

Слово отаку в Японии носит скрорее негативный оттенок, хотя в последние годы ситуация постепенно начинает меняться, потому что появились звёзды, которые называют себя отаку.

В России и во многих других странах отаку называют поклонников анимэ и манги, а иногда и более широко: поклонников современной японской массовой культуры. Сейчас в России анимэ стало очень популярно и многие называют себя «отаку», хотя на самом деле просто следуют моде. Прежде чем называть себя отаку, подумайте являетесь ли вы им на самом деле, достойны ли вы такого звания?

Так бы, наверное, выглядела революция отаку.

Виды отаку

К какому бы виду не относился настоящий отаку, скорее всего, его ждёт полная нищета и одиночество:

— Манга-вота: собирают множество томов любимой манги, ходят на конвенты, чтобы достать наброски любимого мангаки, покупают артбуки, пытаются рисовать сами. Живут в полной нищете и одиночестве.
— Сэйю-вота: имеют чуткий слух и могут распознать любимую сэйю по голосу. Поскольку на Акибе постоянно происходят разные события с участием сэйю, то сэйю-вота проводят больше времени на улице. В нищете и одиночестве.
— Тэцудо-вота: делятся на два подвида — поездуны-ездуны, любящие кататься на синкасэнах и электричках различных моделей, и поездуны-фотографы, благоговейно запечатлевающие объекты своего обожания в полном одиночестве. И нищете.
— Фига-вота: как несложно догадаться, собирают фигурки любимых персонажей, которые нужно класть к себе в кровать и изображать, что ты не живешь в полной нищете и одиночестве.
— Айдору-вота: имеют нестерпимую дрожь в коленках от своих идолов. Полная нищета и одиночество должна русским айдору-вотаку даться особенно легко.
— Косплэй-вота: благодаря возникшему в середине 1990-х интересу к отаку-культуре, косплэй-индустрия пережила настоящий бум, и в результате мы имеем то, что имеем — полную нищету и одиночество.

—Пасокон-отаку : компьютерные задроты

—Гэйму отаку: так в Японии называют фанатов компьютерных игр. В России таких людей называют геймерами.

Внешние признаки отаку.

Это описание внешнего вида стереотипного японского отаку. Конечно, большинство современных отаку одеваются по-другому.

  1. Носит футболку с изображением героев анимэ
  2. На сумке тоже изображена анимэ-символика
  3. К сумке прикреплены анимэ-значки
  4. Носит длинные волосы
  5. На голове бандана или повязка
  6. Надевает рюкзак на оба плеча
  7. Носит старомодные очки с толстыми стёклами
  8. Заправляет футболку в штаны

Известные личности — отаку.

— красивая японская девушка, которая называет себя отаку. Она любит Сэйлор Мун, Dragon Ball и т. д.

Цутому Миядзаки — «отаку-убийца». Маньяк, педофил, некрофил и просто мудак Цутому Миядзаки сильно поспособствовал тому, чтобы японцы настороженно относились к отаку.

Отаку в кино, анимэ и манге

Анимэ про отаку:

Отаку но видео

Геншикен

Lucky Star

Nogizaka Haruka no Himitsu

Welcome to the NHK

Манга про отаку:

Драмакон

Ore no Imouto ga Konna ni Kawaii Wake ga Nai (Моя младшая сестра не может быть такой милой)

Японские фильмы про отаку: Игры

Акихабара@Deep

Densha Otoko (Парень из электрички)

Игры про отаку:

Это небольшая игра про хикикомори, который также является и отаку, подробнее читайте в статье.

Телешоу про отаку:

весёлое шоу про японскую культуру, есть там серия и про отаку.

Картинки (изображения) отаку: Как выглядят отаку

Девушка-отаку

Не самый удачный день для этого отаку

Так выглядели отаку в 1985 году.

Моё отношение к отаку

Я отношусь к отаку вполне нейтрально. В этом деле, как и во всём главное соблюдать меру и не доводить дело до зависимости и навязчивых идей. Плохо, когда люди становятся отаку, чтобы убежать от проблем. Хотя, это не самое худшее что может случиться в жизни.

Меня можно отнести к «отаку боевых искусств». Что касается Японии, анимэ и манги есть люди, которые знают об этом гораздо больше.

В буквальном переводе с японского "отаку" - это "ваш дом", очень вежливая форма обращения к собеседнику, близкая по значению к русскому "ваша милость".

В современном японском это выражение употребляется очень редко, а потому японские фэны научной фантастики позаимствовали это слово для своего особого обращения друг к другу. В дальнейшем их стали называть "отаку-дзоку" , то есть "те, кто называет друг друга отаку". Сейчас в японском языке слово "отаку" обычно используется в значении "фанатик чего-либо". Бывают аниме-отаку, кино- отаку, компьютер-отаку и так далее.

Кстати, в Японии это слово имеет негативный оттенок и назвать так другого - это оскорбление, конечно, если ваш собеседник сам не просит называть его "отаку".

В других странах слово "отаку" постепенно начало обозначать "поклонник аниме и манги". Теперь это слово пришло и в Россию.

Часто термин "отаку" используется расширительно, в значении "поклонник современной японской массовой культуры: аниме, манги, кино, музыки, литературы и т.д.".

История отаку в России

Трудно сказать, кто был первым отаку в России. Судя по всему, первые отаку появились в СССР, поскольку аниме неоднократно попадало на экраны советских кинотеатров. К тому же, некоторые люди имели возможность бывать в Японии и в западных странах, в которых аниме начало активно появляться в конце 1980-х годов. Однако достоверной информации об этих людях практически нет, и если они и были, то известность их деятельность получила только в узком кругу знакомых.

Можно выделить четыре более-менее значительные группы отаку, которые ныне живут в нашей стране. Это отаку времен "Корабля-призрака" (прокат в России - середина 1980-х), "Роботека" (начало 1990-х), "Сейлор Мун" (вторая половина 1990-х) и Горбушки (конец 1990-х и начала 2000-х). Трудно говорить о том, кто здесь кого лучше - просто кто-то старше, а кому-то больше повезло.

Первый в России клуб поклонников аниме "R.An.Ma" появился во второй половине 1996 года. К тому же времени относится и появление первых аниме-страничек - сайта Алексея Дубинского о сериале "Роботек"/"Макросс" (ныне - http://macross.anime.ru), сайта Алексея Лапшина - странички клуба "R.An.Ma ", и личного сайта Николая Симкина (президента клуба). В то же время появляется и сайт Юрия Спиридонова (ныне - http://www.akira.ru). Любопытно, что три последних сайта изначально были личными страничками у модного в то время провайдера "N.S.P. Zenon" .

Общее было также и другое - все они были членами (нодами и поинтами) некоммерческой сети ФИДО , в которой и протекала значительная часть их общения. Здесь стоит упомянуть Евгения Медведева , чья страничка, возможно, была первой российской страничкой (правда, на английском языке), упоминавшей аниме. Из всех тогдашних членов клуба Медведев имел наименьший номер ноды в ФИДО (2:5020/207), поэтому именно он, после того, как русские отаку заполнили своими обсуждениями конференции RU.VIDEO и RU.TOON , создал специальную конференцию RU.ANIME . Это было в первой половине 1997 года.

В том же году у клуба появился и первый филиал - пермский, созданный Игорем Мериновым . Вторым филиалом был воронежский, третьим - питерский (не считая так и не возникшего минского).

Вскоре после создания RU.ANIME я, Борис Иванов , уже интересовавшийся аниме (независимо от клуба), подключился к ней, познакомился с клубом и начал просить меня в него принять. ^_^ В конце концов, это было осуществлено в конце 1997 года, когда у меня уже был доступ в Интернет. Тогда же я создал свою страничку, посвященную аниме (http://www.aha.ru/~hexer). Постепенно на ней начала собираться иерархия текстов, впоследствии перенесенная на этот сайт.

К 1997 году также относится осенний показ в московском кинотеатре "Ударник" в рамках Фестиваля японского кино аниме-фильма "Ghost in the Shell" и появления аниме-статуса у "палатки на Горбушке" - той же осенью в ней начали продаваться пиратские релизы фильмов "Akira" и "Street Fighter II " в красивых картонных коробках.

1998 год был весьма важен для истории отаку в России. Тогда появилась организация "AMD " (Anime Must Die ), провозглашавшая своей целью борьбу с аниме и отаку. Это значило, что нас уже было достаточно много (во всех смыслах этого слова), чтобы с нами бороться. ^_^

В начале свой истории клуб собирал аниме, которое бродило по стране на пиратских кассетах. Обычно это были переводы английских и американских дублированных версий. 1997 и 1998 годы прошли под знаком периодических закупок аниме с использованием кредитных карточек, что значительно расширило количество доступных нам фильмов. После кризиса 1998 года это значительно усложнилось, хотя и были изобретены обходные варианты - в том числе и закупки американских фэнсубов.

Наконец, 27 октября 1998 года на свет появилась первая версия этого сайта. Собственно говоря, домен anime.ru был зарегистрирован существенно раньше, но у его реального владельца не доходили руки до создания наполнения. Кстати, первым российским информационным аниме-доменом был http://anime.amberium.ru , созданный в Ростове-на-Дону Константином Грушей . Правда, по организационным причинам прожил он недолго (домен, а не Костя!).

Для истории - предложение вести домен anime.ru пришло мне 6 октября 1998 года. Честно говоря, поначалу я никак не мог придумать, о чем мне писать, поэтому первые проекты делали его чуть ли не двух-трехстраничным сборником ссылок. ^_^ Однако потом меня осенило, и структура, созданная тогда, фактически живет до сих пор, даже после нескольких масштабных редизайнов.

Жизнь российских отаку

В "нормальных" странах клубы отаку обычно создаются вокруг тех или иных учебных заведений: в Японии - средних и старших школ, в США и Европе - университетов. В России первые организованные отаку были, в основном, людьми, уже закончившими обучение и не поддерживающими связь со своими alma mater. Поэтому основным местом общения для них были компьютерные сети и личные встречи в квартирах и общественных местах (парках, кинотеатрах и так далее). Это тенденция сохранилась до сих пор.

Средний возраст отаку - около 20 лет, но в реальности он колеблется от 15 до 30 (не учитывая крайние случаи). Впрочем, для отаку большее значение имеет не физиологический возраст, а "возраст души". В настоящее время баланс между обоими полами практически достигнут.

Есть движение в сторону достижения баланса между "физиками" и "лириками" (по образованию), хотя первые пока что в большинстве регионов лидируют. Правда, это не столько результат большей любви к Японии со стороны "технарей", сколько "эффект Сети" - для получения информации об аниме нужно либо иметь постоянный доступ к загранице, либо общаться с отаку, либо активно пользоваться Интернетом. При этом последнее влияет и на результативность первого (что искать?), и на успешность второго (с кем и как общаться?).

Культовым местом для московских отаку является Останкинская телебашня, потому что в ней есть что-то общее с Токийской телебашней. Менее культовым, но также популярным является главное здание МГУ на Воробьевых горах. Оба здания сочетают масштабность и таинственность, делающие их важными частями московской мифологии. Наконец, третье культовое место - рынок возле ДК имени Горбунова (Горбушка) - место торговли кассетами, CD и DVD, в том числе аниме-содержания. Также популярен Центр международной торговли - первое место в Москве, в котором можно покататься на таких же лифтах, как в знаменитой сцене "первой встречи" в "Otaku no Video ". ^_^ Кстати, в Санкт-Петербурге аниме можно купить на рынке в Автово.

Основная форма общения отаку называется "анимка" . Это собрание трех и более отаку ("анимешников" ) на частной квартире или в общественном месте. Анимка часто бывает сопряжена с просмотром аниме или же вообще японского или анимационного кино, если речь идет об анимках в кинотеатрах во время фестивалей или коммерческих кинопоказов. Последний вид анимки называется "культпоход" .

По сложившейся традиции анимки редко бывают связаны с распитием спиртных напитков. Некоторые видные представители отаку-движения вообще их не пьют, некоторые их почти не пьют, некоторые пьют только пиво (кстати, анимки с пивом иногда практикуются в регионах, где безалкогольные напитки слишком дороги). Профессиональные алкоголики предпочитают пить в других местах и в других компаниях. Некоторые отаку любят в небольшой компании выпить саке, но после кризиса 1998 года это - удовольствие для богатых. К тому же, ничего особенного в саке нет.

В общем случае отаку предпочитают напитки, содержащие кофеин ("Кока-кола" и "Пепси-кола" ), а также более дешевые российские газировки. Из еды в случае квартирной анимки - лапша-рамэн, бутерброды, пицца. В таких случаях актуальным становится наличие трудолюбого отаку любого пола, склонного к готовке и/или к уборке квартиры после съедания результатов этой готовки.

Из вышеизложенного не следует, что отаку бедны. Кто как. В общем случае отаку-студенты - беднее, отаку-работающие - более состоятельны. У большинства отаку есть доступ к компьютерам, дома и/или на работе. У многих отаку (в Москве - почти у всех) есть домашняя видеотехника, позволяющая смотреть NTSC-записи. Это имеет значение, поскольку именно в этом формате существуют большинство оригиналов аниме. Что касается "домашних кинотеатров", то это, пока что, удел немногих счастливчиков.

В целом, аниме-фэнство - удел среднего класса, у которого есть кое-какие "лишние" деньги на развлечения, но нет денег на постоянные развлечения вроде "невылезания" из ночных клубов и переездов между Гавайями и Таиландом. С учетом потенциального расширения в будущем среднего класса в России (мы оптимисты, да?) у аниме есть перспективы. ^_^

Общение отаку

С точки зрения общения отаку находятся где-то между обычным российским "кухонным" общением, поклонниками Толкиена и фэнами научной фантастики. Собственно, опыт одной из этих тусовок есть у большинства анимешников.

Большая часть отаку использует в общении псевдонимы. В сущности, это совершенно не обязательно, но псевдонимы есть даже у тех, кто ими практически не пользуется. Псевдонимы отличаются от прозвищ тем, что прозвища человеку изобретают другие, а псевдоним человек выбирает себе сам. Разумеется, девушка может пользоваться мужским псевдонимом, а юноша - женским.

В среде отаку обычно не практикуются популярные у поклонников Толкиена "испытания на имя", поскольку аниме-имен довольно много. Некоторые продолжают пользоваться псевдонимами, с которыми пришли из других "тусовок". Кстати, самый популярный в Москве псевдоним - Харука из ТВ-сериала "Bishoujo Senshi Sailor Moon ". Это и понятно - в аниме сравнительно мало более-менее приятных лесбиянок, и выбирать практически не из кого.

В использовании псевдонимов есть большой смысл - использование фамилий слишком официально, а распространенных имен слишком мало, и с ними постоянно возникает путаница. Впрочем, обычно об этом мало кто задумывается. Обычно на анимках не принято знакомиться друг с другом, поскольку это требует слишком серьезной организации анимки. ^_^ В результате некоторые знают друг друга только в лицо, но не по имени или псевдониму. Тем более, что неформальное общение на русском языке не требует обращений по именам ("Скажи,...").

Некоторые отаку рассматривают псевдоним как повод точно отыгрывать поведение соответствующего героя. Это допускается, хотя в общем случае сковывает общение, а потому непрактично. Более рациональной стоит считать тактику "быть самим собой": выбирать псевдоним, соответствующий характеру и своему желаемому поведению. Точное отыгрывание имеет смысл скорее как способ "не раскрываться" перед другими.

Почему отаку общаются? Потому что такова естественная человеческая потребность быть понятым и услышанным. Общение отаку почти полностью словесно-жестовое. Абсолютно недопустимы драки как друг с другом, так и с окружающими. Максимальная степень возможного насилия - броситься кому-либо на шею. Кстати, это не так безопасно, как некоторым кажется. Мне однажды так чуть не разбили губу. ^_^ Важно соизмерять габариты и физические возможности друг друга.

Из этого не следует, что отаку не могут за себя постоять. Есть отаку, находящиеся в приличной физической форме и могущие защитить в случае настоятельной необходимости как себя, так и других, но необходимости начинать драку отаку никогда не чувствуют.

В рамках своего общения отаку приемлют практически все, что угодно. Того, кто рассказывает нечто неинтересное или повествует о чем-то особенно мерзком, просто не будут слушать, но вряд ли будут бить.

Особое приятие отаку обычно демонстрируют при обсуждении сексуальных извращений (не путать с реальным их практикованием). Это связано с аналогичным отношением к ним со стороны персонажей аниме. Периодически это используется как "тест" новых членов тусовки. Это доказывает, как далеко ушла анимешная тусовка от, скажем, тюрьмы или армии. В двух последних периодически проверяют готовность человека к занятию нестандартным сексом, в то время как в анимешной тусовке - готовность к разговору о нем. Кстати, как и в тюрьме и армии, проявлять эту готовность совершенно небязательно. Вполне допустимым считается уклониться от разговора об этом .

Общение отаку часто проходит на повышенных тонах. Это не результат жарких споров, это выражение переполняющей радости по поводу самого факта общения с понимающими людьми. Прохожие даже иногда сомневаются, действительно ли эти люди так уж трезвы (хотя обычно так и есть). Поэтому в случае анимки на открытом воздухе важно не вступить в неприятный контакт с сотрудниками милиции или с какой-либо местной охранной структурой. Прецеденты известны.

Также актуально быть в курсе окружающей криминальной ситуации и не пересекаться с организованными группами не проникнувшихся анимешным духом молодых людей (в смысле, с гопниками), а также с маньяками-убийцами.

Из числа значительных для отаку российских авторов стоит назвать Сергея Лукьяненко и Виктора Пелевина . Из иностранцев трудно называть кого-то конкретного, кроме Толкиена. ^_^ Этим авторам не обязательно поклоняться, но желательно быть в курсе их творчества.

В среде отаку не поощряется "узкое" фэнство, когда человек является поклонником одного автора или одного произведения, а о других даже слышать не хочет. Такие люди могут быть полезны для конкретных консультаций, но мало интересны в менее серьезном общении.

Обычный способ общения отаку - это "гон" , последовательность логически связанных высказываний, которые, по словам Ленина, "по форме правильны, но по сути - издевательство" . Одни отаку гонят, другие, соответственно, слушают. Затем меняются местами. Гон должен быть интересен и увлекателен. Разновидностью гона является "правдивый гон", когда в форме парадоксальных и не всегда правдоподобных высказываний выражается более или менее чистая правда. "Правдивый гон" считается удачным, если оставляет в душе слушателей смутные сомнения в его соответствии действительности.

Творчество отаку

Не все известные отаку являются подлинно творческими личностями. Однако количество таковых среди отаку весьма велико.

Отаку творят как на некоммерческой, так и на коммерческой основе. Они рисуют картинки и картины в аниме-стилях и в собственных, рисуют мангу, делают аниме, пишут рассказы и книги. Например, более или менее отаку являются известный московский художник-иллюстратор Anry , популярный фантаст Владимир Васильев , культовый фантаст Сергей Лукьяненко , набирающий популярность художник комиксов Богдан и некоторые другие. Существуют и проекты российских анимационных сериалов в стилях, схожих с аниме. Некоторые из этих проектов описаны .

Из более фэнских занятий отмечу написание фанфиков и рисование фанарта, создание веб-сайтов, написание "документации" к известным аниме, составление списков и сборников рецензий.

Чрезвычайно важны отаку-восприятели. Даже легкое одобрение является мощным стимулом для дальнейшей работы. ^_^