Что вдохновило мунка на фильм крик. Крик

Известная картина Эдварда Мунка “Крик” сегодня впервые предстала перед глазами лондонцев. Долгое время картина норвежского экспрессиониста находилась в частной коллекции земляка Эдварда Мунка предпринимателя Петтера Олсена, отец которого был художнику другом, соседом и заказчиком. Интересно, что используя различную художественную технику, Мунк написал четыре варианта картины под названием «Крик» .

Отличительной особенностью картины «Крик», которая представлена в Лондоне, является оригинальная рама, в которую помещено произведение. Рама расписана самим Эдвардом Мунком, что подтверждает авторская надпись, поясняющая сюжет картины: «Мои друзья пошли дальше, я остался позади, дрожа от беспокойства, я ощущал великий Крик Природы». В Осло в «Музее Эдварда Мунка» находятся еще два варианта «Крика» - один из них выполнен пастелью, а другой - маслом. Четвертая версия картины находится в норвежском Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна. «Крик», принадлежащий Олсену - первая картина в ряду, написан пастелью, и отличается от трех других картин необычно яркой цветовой палитрой. Картина Эдварда Мунка «Крик» воплощает изоляцию человека, отчаянное одиночество, потерю смысла жизни. Напряжение сцене придает драматический контраст между одинокой фигурой на первом плане и чужими людьми в отдалении, которые заняты сами собой.

Если Вы хотите иметь качественную репродукцию картины Эдварда Мунка у себя в коллекции, то закажите репродукцию картины «Крик» на холсте. Уникальная технология печати репродукций на холстах передает оригинальные цвета, благодаря использованию красок европейского качества с защитой от выцветания. Холст, в качестве основы для репродукции картины Мунка «Крик», передаст естественную структуру художественного полотна, и Ваша репродукция будет выглядеть как настоящее произведение искусства. Все репродукции оформляются на специальный галерейный подрамник, что окончательно придает репродукции сходство с оригинальным произведением искусства. Закажите репродукцию картины Эдварда Мунка на холсте, а мы гарантируем Вам лучшую цветовую передачу, хлопковый холст и деревяный подрамник, которые используют профессиональные картинные галереи.

Отчего кричат? Да еще с перекошенным лицом, хватаясь за голову, зажимая уши? От ужаса, от безысходности, от отчаяния. Вот это Мунк и хотел передать в своей картине. Искаженная фигура на ней - это воплощение страдания. Вдохновило его на эту картину закатное солнце, окрасившее небо в кровавые цвета. Красное, огненное небо над черным городом породило в Мунке ощущение крика, пронзающего все вокруг.

Надо бы добавить, что крик в своем творчестве он изображал неоднократно (есть другие варианты "Крика"). Но крик природы в действительности являлся отражением его собственного внутреннего крика. Кончилось это все лечением в клинике (есть данные, что Мунк страдал маниакально-депрессивным психозом).

Но что касается кровавого неба, то тут ему ничего не привиделось, в этих словах нет никакой метафоры. По сведениям астрономов в 1883 произошло извержение вулкана Кракатау. В течение нескольких месяцев вулкан выбрасывал огромные облака пыли, что и стало причиной "кровавых" закатов в Европе.

А еще существует совершенно фантастическая версия об этой картине. Ее сторонники считают, что Мунку довелось вступить в контакт с внеземным разумом (видимо, фигура на картине кому-то напомнила инопланетянина). Вот свои впечатления от этого контакта он и изобразил.

Картина это детище Эдварда Мунка , которое является одним из самых известных произведений искусства в истории, привлекающее широкую аудиторию и сегодня. На самом деле существует четыре различных оригинальных версий «Крика». Полотно создано с использованием различных художественных сред, включая масляные краски, темперы и пастель. Крик является частью более крупной художественной коллекции, серии, которую сам художник называет «Фризе жизни».

Вне времени, изображенное на картине «Крик» существо – это бесполый человек с бледным лицом, стоя рядом с оградой, с экспансивным взглядом в хаотической среде. Что же так захватывает его, что он видит перед собой по ту сторону картины? Человек кричит, его рот является широко открытыми, с прижатыми руками по бокам к лицу. Вы можете видеть, что крик отражается в интенсивно – кровавой, красной, оранжевой, синей и черной цветовой гамме фона. Два человека стоят, повернуты спиной, недалеко от кричащей фигуры, с черными силуэтами на самом краю нашей зрительной сцены. Вдали есть тень небольшого города, почти полностью потеряна в закрученном небе.

Национальная галерея в Осло, Норвегия владеет одной из серии картин «Крик».

Считается, что только одна версия «Крика» в пастели будет продаваться по цене около $ 80 миллионов долларов, что делает его одним из самых ценных художественных произведений, из когда-либо проданных с аукциона в истории.

Вдохновение на написание «Крика»

Мужчина норвежского происхождения, Эдвард Мунк, учился в Академии в Осло с известным норвежским художником Кристианом Крогом. Он создал первую версию «Крика» в 1893 году, когда ему было около 30 лет, и сделал четвертый и окончательный вариант «Крика» в 1910 году. Он описал себя в книге, написанной в 1900 году, как почти сходящего с ума человека, как и его сестра Лаура, которая была положена в психиатрическую больницу в этот период времени.

Лично он обсуждал толкающие на предельные действия эмоции. Мунк переживает очень темной момент в его жизни в тот период.

Картина «Крик» была основана на реальном, фактическом месте, расположенном на холме Экеберг в Норвегии, на пути к предохранительны м ограждениям. Слабый городской пейзаж передают мнение об Осло и Осло-фьорде.

В нижней части холма Экеберг был сумасшедший дом, где сестра Эдварда Мунка была положена на лечение, а рядом была также бойня. Некоторые люди описывают, что в те времена вы могли фактически услышать крики животных, которых убивают, а также крики, страдающих психическими нарушениями с псих. больницы. В этих условиях, Эдвард Мунк, скорее всего и был вдохновлен криками, что в сочетании с его личной внутренней трагедией и смятением породило идею для создания «Крика» . Эдвард Мунк написал в своем дневнике, что его вдохновение для картины пришло, когда он шел на закате с двумя друзьями, когда он начал чувствовать себя очень глубоко усталым и физически и морально. Он остановился, чтобы отдохнуть, прислонившись к перилам. Он чувствовал тревогу и испытал крик, который, казалось, проходит через всю природу. Остальное остается за бесконечным спектром интерпретаций.

Сюжет

На мосту под багряным небом стоят люди. В пейзаже угадывается вид фьорда с холма Экеберг в Осло (которое во время Мунка называлось Христианией).

Сущность центрального образа остается загадкой. Художник не стремился к прорисовке это фигуры. Мунк пишет сам звук, состояние. Посмотрите, как согласованы линии, которыми написаны пейзаж и кричащий. Они словно в резонансе. Человек слышит крик природы и реагирует на него, и природа не может не отозваться на состояние человека. По сути, это идея вселенского единения.

В природе вы не найдете ни одной идеально прямой линии. И Мунк пишет окружающее именно в том виде, в каком оно было создано. «Я рисую не то, что вижу, а что увидел», — говорил он.

Существует 40 экземпляров «Крика» Мунка

О том, что легло в основу «Крика», сам художник написал в своем дневнике: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

Как выглядела изображенная на картине местность

Образ, который родился у Мунка, — это синтез того, что он чувствовал в то время, тех настроений, которые витали в Норвегии, детских страхов, бесконечной депрессии и одиночества.

Не исключено, что багряный цвет неба не преувеличение. Мунк действительно мог видеть такой цвет. В 1883 году в Кракатау произошло мощнейшее извержение вулкана. В атмосферу было выброшено огромное количество пепла, из-за чего в течение нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты.

Вполне возможно, что и тот крик, который слышал Мунк, не некая идея или галлюцинация. Рядом с Экебергом располагались крупнейшая скотобойня Осло и психиатрическая клиника. Крики забиваемых животных вместе с воплями душевнобольных были невыносимы.

Контекст

Всего «Криков» существует около сорока. Четыре из них — живописные картины (они появились в период между 1893 и 1910 годами), остальные работы — графические (включая печатную графику и рисунки). Картина задумывалась как часть «фриза» — серии о любви, жизни и смерти.

«Крик» — часть цикла картин о любви, жизни и смерти

Впервые «Крик» был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года. Конечно, никто ничего не понял, критика ополчилась на Мунка, а в галерею даже пришлось пригласить полицию, чтобы разъяренные люди не устроили погром.


Фрагмент фриза

Публика недоумевала, как столь приятный молодой человек может писать такие ужасные картины. Однако именно эта работа стала программной для экспрессионизма. Она принесла в искусство пронзительное одиночество и отчаяние. Нам, знающим, что ждет мир в XX веке, волей-неволей хочется назвать Мунка прорицателем.

Судьба художника

Семья Мунка была крайне религиозной. Его мать умерла от туберкулеза, когда Эдварду было 5 лет. Позднее от той же болезни скончалась старшая сестра Софи. Сам Мунк чудом избежал той же участи.

Королевскую школу Дизайна Кристиании Эдвард не закончил — он был не согласен с принципами академизма и натурализма, изменить которые было невозможно. Мунк начал самостоятельные поиски средств выражения своих идей. Первый скандал не заставил себя ждать. Критики буквально высмеивали картину «Больная девочка», на которой художник написал умирающую Софи. Полотно называли выкидышем, недоделкой. Однако Мунк и не попытался передать обстановку, в которой умирала его сестра, для него было важнее перенести на холст свои впечатления, боль и утрату.


«Мадонна» (1894−1895). Эту картину называют воплощением искусства Мунка

Во второй половине 1880-х художник стал завсегдатаем собраний «Богемы Кристиании» — содружества философов, писателей, музыкантов, художников, существовавшего до смерти главного его вдохновителя — писателя-анархиста Ханса Егера. Под звон бокалов они обсуждали политику, социальные проблемы, нравственный кризис общества, идеи о сексуальном поведении и табу.

Картины Мунка называли выкидышами и дегенеративным искусством

В начале 1890-х Мунк много времени провел во Франции, где, безусловно, видел работы Ван Гога и Гогена. И то влияние, которое они на него оказали, заметно, в том числе, и в «Крике»: яркие цвета (которых раньше не было у Мунка), образы из перетекающих линий, более четкая прорисовка.


В мастерской Мунка, 1902

В дальнейшем стиль художника становится все более резким, размашистым, меняется тематика, настроение, уходит тот надрыв, который был в ранних работах. Постепенно к искусству Мунка начали привыкать, критика была уже не столь категоричны, у художника появляются даже обеспеченные покровители.

Последние 15 лет художник почти не работал — из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза у него начались проблемы со зрением. А когда в 1940 году Норвегия была оккупирована нацистской Германией, Мунк вновь впал в тревогу, на этот раз за жизнь и имущество, которое могли конфисковать нацисты. Скончался он в 1944 году.

Сложно найти картину, которая была бы настолько хорошо известна, как «Крик». Прошло больше века с момента ее создания, а до сих пор нет единого мнения о том, что на ней изображено. Более того, с годами картина только обрастает мистическими загадками. Например, есть страшилка, что «Крик» проклят: десятки людей после контакта с ним заболевали, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Что же таит в себе «Крик» Мунка?

Эдвард Мунк. Крик. 1893
Картон, масло, темпера, пастель. 91 × 73,5 см. Национальная галерея, Осло
Викисклад

Сюжет

На мосту под багряным небом стоят люди. В пейзаже угадывается вид фьорда с холма Экеберг в Осло (которое во время Мунка называлось Христианией).

Сущность центрального образа остается загадкой. Художник не стремился к прорисовке это фигуры. Мунк пишет сам звук, состояние. Посмотрите, как согласованы линии, которыми написаны пейзаж и кричащий. Они словно в резонансе. Человек слышит крик природы и реагирует на него, и природа не может не отозваться на состояние человека. По сути, это идея вселенского единения.

В природе вы не найдете ни одной идеально прямой линии. И Мунк пишет окружающее именно в том виде, в каком оно было создано. «Я рисую не то, что вижу, а что увидел», — говорил он.

О том, что легло в основу «Крика», сам художник написал в своем дневнике: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

Как выглядела изображенная на картине местность

Образ, который родился у Мунка, — это синтез того, что он чувствовал в то время, тех настроений, которые витали в Норвегии, детских страхов, бесконечной депрессии и одиночества.

Не исключено, что багряный цвет неба не преувеличение. Мунк действительно мог видеть такой цвет. В 1883 году в Кракатау произошло мощнейшее извержение вулкана. В атмосферу было выброшено огромное количество пепла, из-за чего в течение нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты.

На страницах своего дневника в записи «Ницца 22.01.1892», Мунк так описывает источник своего вдохновения:

"Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу."

Вполне возможно, что и тот крик, который слышал Мунк, не некая идея или галлюцинация. Рядом с Экебергом располагались крупнейшая скотобойня Осло и психиатрическая клиника. Крики забиваемых животных вместе с воплями душевнобольных были невыносимы.

Существует 40 экземпляров «Крика» Мунка.

Контекст

«Крик» — часть цикла картин о любви, жизни и смерти...

Всего «Криков» существует около сорока. Четыре из них — живописные картины (они появились в период между 1893 и 1910 годами), остальные работы — графические (включая печатную графику и рисунки). Картина задумывалась как часть «фриза» — серии о любви, жизни и смерти.

Впервые «Крик» был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года. Конечно, никто ничего не понял, критика ополчилась на Мунка, а в галерею даже пришлось пригласить полицию, чтобы разъяренные люди не устроили погром.


Фрагмент фриза

Публика недоумевала, как столь приятный молодой человек может писать такие ужасные картины. Однако именно эта работа стала программной для экспрессионизма. Она принесла в искусство пронзительное одиночество и отчаяние. Нам, знающим, что ждет мир в XX веке, волей-неволей хочется назвать Мунка прорицателем.

Судьба художника

Семья Мунка была крайне религиозной. Его мать умерла от туберкулеза, когда Эдварду было 5 лет. Позднее от той же болезни скончалась старшая сестра Софи. Сам Мунк чудом избежал той же участи.

Королевскую школу Дизайна Кристиании Эдвард не закончил — он был не согласен с принципами академизма и натурализма, изменить которые было невозможно. Мунк начал самостоятельные поиски средств выражения своих идей. Первый скандал не заставил себя ждать. Критики буквально высмеивали картину «Больная девочка», на которой художник написал умирающую Софи. Полотно называли выкидышем, недоделкой. Однако Мунк и не попытался передать обстановку, в которой умирала его сестра, для него было важнее перенести на холст свои впечатления, боль и утрату.


«Мадонна» (1894−1895). Эту картину называют воплощением искусства Мунка
Эдвард Мунк. Мадонна. 1894
Холст, масло. 90,5 × 70,5 см. Музей Мунка, Осло
Викисклад

Во второй половине 1880-х художник стал завсегдатаем собраний «Богемы Кристиании» — содружества философов, писателей, музыкантов, художников, существовавшего до смерти главного его вдохновителя — писателя-анархиста Ханса Егера. Под звон бокалов они обсуждали политику, социальные проблемы, нравственный кризис общества, идеи о сексуальном поведении и табу.

В начале 1890-х Мунк много времени провел во Франции, где, безусловно, видел работы Ван Гога и Гогена. И то влияние, которое они на него оказали, заметно, в том числе, и в «Крике»: яркие цвета (которых раньше не было у Мунка), образы из перетекающих линий, более четкая прорисовка.

В мастерской Мунка, 1902

В дальнейшем стиль художника становится все более резким, размашистым, меняется тематика, настроение, уходит тот надрыв, который был в ранних работах. Постепенно к искусству Мунка начали привыкать, критика была уже не столь категоричны, у художника появляются даже обеспеченные покровители.

Последние 15 лет художник почти не работал — из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза у него начались проблемы со зрением. А когда в 1940 году Норвегия была оккупирована нацистской Германией, Мунк вновь впал в тревогу, на этот раз за жизнь и имущество, которое могли конфисковать нацисты. Скончался он в 1944 году.

Картины Мунка называли выкидышами и дегенеративным искусством

Версии «Крика» и их местонахождение

Мунк создал четыре версии «Крика», используя различные техники:

* В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом, и одна пастель.

* В Национальном музее Норвегии выставлена наиболее знаменитая, вторая по счёту версия (илл. справа). Она написана маслом.

* Единственная версия сюжета, остающаяся в частных руках, выполнена пастелью. Она принадлежала норвежскому миллиардеру Петтеру Олсену, который выставил её на аукцион 2 мая 2012 года. В итоге картина была продана Леону Блэку за 119 млн 922 тыс. 500 долларов, что на то время представляло рекорд для произведений искусства.

«Крик» не раз становился мишенью злоумышленников:

* В 1994 году картина была украдена из Национальной галереи. Несколькими месяцами позже она была возвращена на своё место.

* В 2004 году «Крик» и другое известное произведение художника «Мадонна» были украдены из музея Мунка. Обе картины были возвращены в 2006 году. Они получили некоторые повреждения и снова были выставлены на показ в мае 2008, после реставрации.

Это живописное полотно эксперты называют вторым по популярности после непревзойденной «Джоконды». Только Леонардо да Винчи оставил нам в наследие тайну улыбки, а вот Эдвард Мунк поделился более мрачными эмоциями. Картина «Крик» считается квинтэссенцией человеческого отчаяния, одиночества, страдания. Шлейф реальных и надуманных трагических историй лишь подкрепляет мрачную ауру полотна.

Нити тянутся из детства

Действительно, многое объясняется детством самого художника. Назвать его счастливым вряд ли получится. Мать будущего норвежского классика экспрессионизма умерла в то время, когда малышу Эдварду было пять. Следующая смерть переживалась четырнадцатилетним подростком даже более глубоко. От чахотки угасла его сестра. Боль, отчаяние, неспособность спасти любимого человека - этими эмоциями пропитаны детские воспоминания Мунка. Они же потом наполнят и картины художника. Свой отпечаток наложит также душевное расстройство - маниакально-депрессивный психоз.

История картины «Крик»

Мунк почти всегда описывал события, мысли и чувства, что предвосхищали создание очередного живописного полотна. Есть и вполне конкретные сведения о написании знаменитой картины. Художник в своем дневнике рассказывает, как шел с двумя своими друзьями на закате и вдруг небо, ставшее кроваво-красным, будто придавило его. Мунк подробно описывает чувство почти смертельной усталости, обуявшей его. Ему показалось в тот миг, что бесконечный крик отчаяния пронзил его и окружающую природу. Отсюда собственно и самое первое название холста: «Крик природы».

При этом некоторые исследователи творчества норвежского мастера трактуют жест бесполого существа, изображенного на полотне, как защитный. Так человек прикрывает уши, дабы не слышать сильного шума, рвущего душевное спокойствие. Кроме того, эффект кровавого неба, что наблюдал художник, мог быть следствием извержения Картина «Крик» демонстрирует тот красный жуткий оттенок неба, который был характерен для Европы с ноября 1883 года и по февраль 1884. Все это время в атмосфере висел покрывалом вулканический пепел.

Описание шедевра

Полотно узнаваемо во всем мире, но стоит спросить у случайного посетителя музея, что на нем изображено, как в ответ получишь напоминающий персонажа из одноименного фильма ужасов. Кстати, его внешность позаимствована с шедевра Мунка, чего создатели фильма и не скрывали.

Давайте все же рассмотрим подробное описание картины «Крик». Её композиция проста и лаконична. Прямая диагональ моста и две реалистичные фигурки мужчин в отдалении контрастируют с человекоподобной плавно изогнутой фигуркой в центре полотна. Окружающее пространство: небо, река - также будто извиваются и скручиваются. Существо на холсте можно лишь с трудом назвать человеком, потому как оно сильнее всего смахивает на безволосую иссохшую мумию с провалами глазниц и рта. Существо зажимает голову длиннопалыми ладонями и безмолвно вопит. Только вот никто не реагирует на его крик. Фигуры уверенно удаляются вдаль по мосту, не чувствуя отчаяния и ужаса. Их спокойствие неспособно поколебать даже жуткое небо, словно горящее в кровавом пожаре.

При этом по манере написания картина «Крик» кажется почти наброском, яростным и небрежным. Но на самом деле ни о какой спешке и речи не идет. Мунк творил выверенно и продуманно. Он настолько увлекся сюжетом, что создал несколько вариантов полотна.

Немного мистики

Как упоминалось выше, за картиной тянется недобрый шлейф. Некоторые полагают, что это своего рода проклятие. Действительно, несколько трагических инцидентов с владельцами полотна или несчастными, вступившими в непосредственный контакт с картиной, наводят на неприятные размышления.

И если случаи с тяжелыми депрессиями, психическими расстройствами ещё можно объяснить излишней впечатлительностью, то как объяснить самый известный случай с музейным служащим, неясно. Служитель музея получил задание перевесить полотно, но в процессе он случайно уронил его. Проклятие настигло жертву спустя неделю. Служащий угодил в жуткую автомобильную аварию. Картина «Крик» не пощадила и другого бедолагу, что не удержал её в руках. Этот служащий начал страдать невыносимыми мигренями, которые довели несчастного до самоубийства.

Всемирная слава

Но даже эта не самая добрая аура не погасила интерес к холсту. Наоборот, все те ужасы, что рассказывали о полотне, лишь подогрели интерес к нему.

Данный факт наглядно подтверждается аукционом, состоявшимся весной 2012 года. На нем был выставлен один из вариантов «Крика». Он ушел в рекордные 12 минут торгов за рекордные почти 200 миллионов долларов. Будущего владельца не отпугнула незавидная участь предыдущих хозяев полотна.

Кроме того, растиражировала образ, созданный Мунком. Известные (и не очень) современные художники выдают свои интерпретации, в которых узнается картина «Крик». Описание знаменитого вопящего существа угадывается в уже упоминавшемся фильме ужасов. В даже засветился знаменитый папаша мультяшной звезды Барта Симпсона - Гомер Симпсон.