Чувашские дома в старину. Поселения и жилища чув

Мордва Эрзя Мокша Каратаи (татарское влияние) Терюхане (русское влияние) Шокша (русское влияние)

Происхождение названия Этноним «мордва» не является самоназванием народа. иранский язык («mord» - человек, мужчина). Первое письменное упоминание о мордве относится к середине VI века нашей эры. Готский историк Иордан в труде «О происхождении и деяниях гетов» («Getica») называет «морденс» в числе племен, покоренных готским королем Германарихом.

Пургасова Русь В Русских летописях первой половины XIII в. упоминается о мордовской о «Пургасовой Руси» , во главе которой стоял инязор («великий хозяин» - эрз.) Пургас, политика которого была ориентирована на болгар.

Поселения и жилища речной и приречный тип заселения водораздельный тип заселения редко встречается

Характер планировки По характеру планировки мордовские селения Заволжья подразделялись на рядовые, концевые, уличные, беспорядочные квартально-уличные.

Уличная застройка Улица состояла из одного ряда домов, перед окнами которых располагались хозяйственные постройки – мазанки, амбары и бани. Такая планировка одного из концов с. Малый Толкай (Похвистневский район), известного под названием трокспе.

Жилище мордвы Курная изба, котарая топилась «по-черному» Жилище мордвы было двухраздельное и трехраздельное.

Дом Он состоял из жилой избы (куд м. , кудо э.) и сеней (кудоньголь м. , кудыкелькс э.). Трехраздельный дом дополнялся горницей.

Технология строительства Срубы были невысокие - до 13 венцов. Ставили их обычно без фундамента или на невысокие деревянные столбики. Много домов было из самана. Иногда подобные дома строили с помощью опалубки - дощатых стенок.

Крыши Крыши жилищ бывали обычно четырехскатными, крытыми соломой. Солому часто обмазывали глиной, что защищало от раздувания ее ветром и в известной мере предохраняло от пожаров. В ряде районов крыли крыши болотным тростником. На домах самарской мордвы почти нет резьбы.

Внутренняя планировка Печь стояла в одном из углов при входе. У мокши встречался кершпель - дощатый настил перед печью высотой 25 -30 см. от пола. Но он встречался гораздо реже, чем у мокшанского населения коренной территории проживания.

Усадьба Сени, которые примыкали непосредственно к жилой избе были в основном тесовые, реже рубленые, встречались и плетневые сени с земляным полом. Двор (пирьф - м. , кардаз - э.) непосредственно примыкал к дому и имел форму прямоугольника или квадрата. Широко были распространены открытые дворы. В комплекс хозяйственных помещений входили помещения для скота, хранения инвентаря и домашнего имущества, постройки для обмолота и сушки хлеба. Бани обычно ставились на берегу водоема. А на улице напротив окон устраивали подвалы полуземляночного типа. В них хранили на случай пожара ценное имущество: зерно, одежду и т. п.

Антропологическая характеристика Наибольшее сходство чуваши имеют с горными марийцами. У северных чувашей заметно влияние монголоидных компонентов. Население южных районов обладает европеоидными чертами и тяготеет к мордве.

типы чувашских поселений Села и деревни. В северных и центральных районах республики чувашские деревни состояли из околотков – скоплений дворов, удаленных друг от друга на значительное расстояние. Околотки имели усложненную планировку и кучно расположенные усадьбы. Первые чувашские поселения Прикамья, Южного Приуралья и Самарской Луки представляли собой малодворные деревни с беспорядочно разбросанными усадьбами.

Жилище чувашей Курная избах хура пурт до конца 19 века. Наиболее архаичной постройкой сейчас является лась, которая используется как летняя кухня.

Дом чувашей Нары, стол, деревянные плахи каска пукан. Позже появились длинные скамейки и деревянные кровати.

Технология строительства В настоящее время сельское чувашское население строит бревенчатые и кирпичные дома. Как правило, это четырех- или пятистенки. В приволжских районах избы рубят из сосновых бревен, липы и других лиственных пород деревьев.

Крыши Двускатные, с высокими фронтонами, оформленные пропильной резьбой. Встречаются также дома с шатровой или полушатровой крышей. Наличники окон украшены резьбой. В архитектурном декоре применяется полихромная раска, в архитектуре преобладают строгие и прямые линии.

Усадьбы Открытый двор килкарти. Дом и хозяйственные постройки соединены Г-образно или П-образно. Многие постройки в усадьбе имеют традиционное место. К сеням пристраивают клеть или амбар. Более половины чувашских хозяйств имеют погреб нухреп. Баню мунча в целях противопожарной безопасности ставят в саду, в огороде или на улице.

Ворота Глухие, обильно орнаментированные так называемые русские ворота с двускатной крышей, установленные на трех или четырех массивных дубовых столбах.

Волго-уральские татары Субэтносы: казанские татары, касимовские татары и мишарей, субконфессиональную общность кряшен (крещеных татар) и нагайбаков.

Типы поселений Городские и сельские поселения. кучевая, гнездовая формы расселения, беспорядочная планировау, отличались теснотой застройки, неровностью и запутанностью улиц, зачастую кончавшихся неожиданными тупиками

Характер планировки поселений Деревни (аул) в основном располагались вдоль речной сети, немало было их при ключах, трактах, озёрах. Небольшие поселения в низинах, на склонах возвышенностей В лесостепных и степных ареалах преобладали крупные раскинутые вширь аулы на ровной местности

Аул В центре аулов были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян, духовенства, торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины, общественные хлебные амбары. В селитебной черте селений иногда находились школы, производственные сооружения, пожарные сараи. На окраине селения располагались бани наземного или полуземляночного типа, мельницы. В лесных ареалах, как правило, околицы селений отводились под выгоны, обносились оградой, а на концах улиц ставились полевые ворота (басу капка).

Технология строительства Основной строит, материал - дерево. Преобладала срубная техника строительства. Отмечалось и возведение жилых построек из глины, кирпича, камня, самана, плетня. Избы были наземные или на фундаменте, подклети

Дом Преобладал двухкамерный тип - изба - сени, местами бытовали пятистенки, избы с прирубом. Трёхкамерные избы со связью (изба - сени - изба). В лесных районах преобладали избы, соединённые через сени с клетью, жилища крестообразного плана, "круглые" дома, крестовики дома с полуподвальным жилым этажом, двух-, изредка трехэтажные. Состоятельные крестьяне ставили жилые срубы на каменные, кирпичные кладовые, размещали в нижнем этаже лавки, магазины.

Внутренняя планировка свободное расположение печи у входа, почётного места "тур" в середине нар (сэке), поставленных вдоль передней стены. Лишь у татар-кряшен "тур" помещался по диагонали от печи в переднем углу. Площадь избы по линии печи разделялась перегородкой или занавесью на женскую - кухонную и мужскую - гостевую половины. Интерьер жилища представлен длинными нарами, являвшимися универсальной мебелью: на них отдыхали, ели, работали. В северных ареалах и особенно у татар-мишарей применялись укороченные нары, сочетавшиеся с лавками, столами. Локальное же применение имели потьмар, коник, а в ряде ареалов полати, широкие дощатые полки укреплённые над дверью или вдоль стен полки, на которых хранились постельные принадлежности (в дневное время они складывались на сундуке или на спец. подставке, поставленных на нарах). Для сна использовались и деревянные кровати, помещавшиеся в углу у входа.

Крыша Кровля стропильной конструкции, двускатной, местами четырёхскатной форм. При бесстропильной конструкции в лесных районах применялась самцовая, а в степных покрытие накатом из брёвен, жердей. Территориальные различия наблюдались и в материале покрытия кровли: в лесной зоне тёс, иногда применялась дранка, в лесостепной - солома, луб, степной - глина, камыш.

Татарская усадьба Усадьбы разделялись на две части: передний, чистый двор, где располагались жилище, хранилища, скотные помещения, задний - огород с гумном. Здесь находились ток, овин-шиш, мякинник, иногда баня. Наиболее старым планом двора являлся беспорядочный, с раздельным расположением жилых и хозяйственных сооружений. Преобладающий план - дворы, застроенные сгруппированными постройками "П"-, "Г"-образной, однорядной, двухрядной планировочными формами. Типичным обликом усадеб являлось размещение ворот в середине передней линии двора. Одна из сторон усадьбы занималась жилищем, др. - хранилищем (клетью, амбаром, кладовой), а в некоторых селениях периферийных ареалов - летней кухней (алачык).

Типы поселений деревни, села и слободы. Поздним типом поселения, появившимся в XIX веке вследствие малоземелья крестьян, следует считать выселки и хутора.

Характер планировки поселения Для русских селений характерной является уличная или линейная планировка: два порядка домов, расположенных по прямой (или почти прямой) линии, с проезжей частью между ними.

Изба Основным типом жилой постройки в среде русского населения Самарского края являлась деревянная срубная изба с подпольем

Планировка избы Для планировки жилища в прошлом было характерно трехкамерное деление: изба-сени-клеть. В начале XX века планировка домов начала изменяться. Чаще стали строить жилища по следующим типам: изба-сени (четырехстенок); изба-сени-изба, пятистенок. Последний тип представлял собой жилище из двух срубов с одной общей стеной. большая русская печь при входе, ее устье было обращено к передней стене дома с окнами. Направление к боковой стене – заимствование у местных поволжских народов. По диагонали от печи устраивался передний - красный - угол, в котором на определенной высоте, ближе к потолку, вешались иконы - образа. В переднем углу стоял большой стол, вдоль стен располагались широкие лавки. У печи, над входом, почти пол-избы занимали полати. Пространство за печью - бабий угол - отгораживалось занавеской или деревянной перегородкой.

Технология строительства Каркас такого жилища собирался из бревен, сложенных в четырехугольные горизонтальные венцы и скрепленных различными способами: «в чашку» (в угол), в обло (с выступающими концами), а также в крюк, в иглу, в охлуп. Сруб, состоящий в среднем из 12 -15 бревен-венцов, ставился на фундамент - стулья, в качестве которого могли выступать дубовые стойки, бутовый камень или известняк. Пол настилался на переводины, скрепляющиеся на уровне второго или третьего венца. Пазы сруба прокладывались мхом и паклей, а снаружи промазывались глиной. Одновременно оформлялись оконные и дверные проемы. Окна размером 40 х60 см вырубались в 5 -7 венцах и окаймлялись наличниками, реже ставнями - закроями. В степной зоне вместо леса в русском домостроительстве использовался саман. Стены жилой избы выкладывали из кирпичей, изготовленных в специальных формах из смеси глины, соломы и песка и высушенных на солнце. Щели между кирпичами заливали жидкой глиной.

Усадьба Усадьба огораживалась тесовой или плетневой изгородью. Из хозяйственных построек наибольший интерес представляют мазанка (летняя кухня, распространенная в южных, степных районах края) и калда (загон для скота). Бани обычно строили вблизи водного источника, на окраине селения. В степных районах края в XIX веке во многих селениях мылись и парились обычно в большой русской печи.

Планировка поселений Поселения располагались по течениям рек и ручьёв, по берегам озёр, в балках и оврагах, вблизи рощ и лесов, по большим трактовым дорогам, в предгорных долинах. Сёла обычно вытягивались в один ряд или улицу. В конце 19 - начале 20 вв. преобладали уличная, улично-квартальная, уличнорадиальная, улично-беспорядочная, уличногнездовая, рядовая планировки украинских селений.

Технология строительства Строились низкие продолговатые в плане побелённые хаты без подклета с земляным или глинобитным полом. Стены возводились из различных, материалов: дерева, глины, камня. В связи с удорожанием лесоматериалов в кон. 19 - начале 20 вв. срубная техника стала сочетаться, а нередко и вытесняться каркасной, саманной, глинобитной, кирпичной. Во всех районах стойко сохранялась древняя украинская традиция обмазывать глиной и белить срубные, каркасные и глинобитные стены.

Планировка хаты Традиционная планировка дома - двух- и трёхраздельная. Двухкамерный дом состоял из «хаты» и неотапливаемых сеней, В трехкамерном доме сенями соединились две хаты либо хата и холодная «комора» . Многокомнатные дома с усложненной планировкой были характерны для поселений городского типа, крупных украинских слобод с развитой промысловой деятельностью и для казачьих станиц. У всех украинских переселенцев бытовал внутренний план хаты, типичный для Украины. В заднем углу хаты стояла духовая печь, широко известная как русская печь с устьем, повёрнутым к боковой длинной стене дома. По диагонали от печи - передний угол («покут»), где висели иконы и стоял обеденный стол, вдоль фасадной и боковой стен - укреплённые в стены лавки («лави»), напротив устья печи ближе к двери - кухонная половина. Духовую печь, а иногда покут и переднюю стену расписывали разноцветной глиной, синькой, красками, передний угол украшали рушниками, искусственными и живыми цветами, колосьями ржи и пшеницы.

Украинская усадьба Украинские поселенцы стремились ориентировать большую часть окон на солнечную сторону, дом ставили несколько отступя от изгороди, где разбивался палисадник. Преобладает открытый тип двора со свободным расположением хоз. построек. От улицы и от соседней усадьбы отгораживались забором из плетня, частокола, жердей или досок. Ближе к дому и к улице группировались более «чистые» постройки - амбар или комора, сарай и навесы для с. -х. инвентаря, летняя кухня, погреб, кладовые. В глубине двора строили сараи для коров, конюшни, кошары для овец, навесы и открытые загоны для скота. Украинская усадьба завершалась довольно большим огородом, где значительная площадь отводилась под сад и «ливаду» (луг) с посадками вербы, акации, используемых для домашнего строительства. За огородом или в конце его устраивали гумно - ток для молотьбы хлеба и сарай («клуня») для хранения хлеба в снопах, его обмолота и просушки.

Большинство чувашей и теперь живет в деревнях (ял). В северных районах Чувашской АССР, более древних по заселению, поселки обычно расположены гнездами, включающими нередко до десятка деревень. В южной части республики, заселенной позднее, размещение деревень более равномерное. Наименования большинства северных деревень имеют приставку паса, что означает конец, или выселок. В южных районах названий с такой приставкой не встречается, но многие деревни представляют собой выселки из старинных северных селений. Здесь они носят названия старых деревень с добавлением - Новое, Полевое и т. п. Южные селения обычно крупнее северных (иногда до 500-800 дворов; в северных - 80- 100 дворов).

Для старой чувашской деревни северных районов характерно деление на концы. Часто это обусловливалось тем, что рельеф сильно изрезан оврагами, и концами назывались части деревни, расположенные на отдельных межовражных пространствах. Нередко концы выделялись и: при ровном рельефе. Вероятно, эти концы представляли собой группы усадеб родственников. Для северных деревень характерны также искривленные улицы, как бы проложенные между отдельными, в беспорядке разбросанными гнездами усадеб. В наше время в связи с развернувшимся массовым жилищным строительством в подобных поселках прокладываются новые прямые улицы и производится перепланировка старых. В южных районах и раньше преобладала уличная планировка, без концов, чаще вдоль реки.

Усадьбы чувашей в большинстве случаев имеют форму вытянутого прямоугольника и отделены одна от другой проулком, обычно засаженным деревьями или кустарниками. Как правило, усадьбы делятся на две части: переднюю - собственно двор, на котором стоит жилой дом и расположено большинство надворных построек, и заднюю, где разбит огород, здесь же находится и баня. В прошлом в задней части усадьбы было гумно с мякинником, а нередко и амбар для хранения зерна. В новых усадьбах часто такого четкого деления усадьбы на две части не наблюдается, так как хозяйственных построек стало меньше (во многих из них отпала надобность), и они не отделяют переднего двора от задней части усадьбы.

Раньше при постановке жилого дома обязательно соблюдалась ориентировка на солнечную сторону. Его часто ставили внутри усадьбы со входом, обращенным на восток, и окном на юг вне зависимости от ориентировки усадьбы по отношению к улице. Теперь новые дома ставят, как правило, фасадом на улицу, окна в них прорубают в соответствии с внутренней планировкой.

Основным типом дома (пурт) как раньше, так и теперь является бревенчатый четырехстенок, рубленный в чашку. В последнее время все больше стал распространяться пятистенок, более отвечающий запросам колхозников. Сруб обычно ставят на дубовых стульях; пространство между стульями забирают короткими бревнами или плахами, которые подкладывают под нижний венец сруба поперек стены. В каждом доме имеется подполье глубиной около 1,5 м. Высота сруба от пола до матицы (мачча) варьирует от 2 до 2,3 м, а в новых больших домах достигает да- же 3 м. У четырехстенка чаще всего делают три окна в фасадной и два в боковой стене; у пятистенка окон больше, и они располагаются обычно с трех сторон дома.

В последние годы начали строить дома не только бревенчатые на кирпичном или каменном фундаменте, но и полностью кирпичные. В районе железнодорожных станций, где скопляется много шлака, нередко стали возводить и шлакобетонные дома.

Крыши у большинства домов двухскатные на стропилах. В южных районах чаще встречаются четырехскатные крыши, и только очень старые дома имеют крыши на самцах. Прежде большинство домов крыли соломой внатруску, укрепляемой поперечными слегами. Только немногие дома, у более зажиточных, покрывались дранкой или тесом. В наше время все крыши новых домов кроют тесом, железом или шифером. Фронтон двускатной крыши обычно зашивают тесом и нередко украшают фасонными дощечками.

После реформы 1861 г. чуваши стали применять украшение домов снаружи, чего раньше не делали. Наличники домов (особенно богатых крестьян) украшали долотной резьбой, а фриз - барельефной судовой резью. Фронтоны и наличники окрашивали иногда полихромно. Углы срубов зашивали продольными досками с резными планками под филенку.

В настоящее время украшение жилищ у чувашей получило значительное развитие. Если раньше дома украшали только зажиточные крестьяне, теперь у всех колхозников появилась эта возможность. Во внешнем оформлении жилых домов широко применяется пропиловочная резьба. Сохраняется и полихромная раскраска.

В XVIII - начале XIX в. чуваши не строили сеней. Дверь дома выходила наружу: в ее верхней части прорубали окно, чтобы лучи восходящего солнца сразу же могли проникать в избу. В середине XIX в. позади дома появилась клеть, а между ней и жилой частью дома - сени, перед которыми в дальнейшем стали делать крылечко с лестницей. Вход в клеть был не из сеней, как у русских крестьян, а отдельный. В результате чувашский дом получил трехраздельную структуру: изба - сени -клеть.

Отопливались старинные чувашские дома глинобитной печью с топкой по-черному (камака); над открытым шестком подвешивался котел. Вначале XX в. топка по-черному стала быстро исчезать, и теперь все сельские дома отапливаются русской печью, сбоку шестка которой сохраняется очаг с подвешенным котлом. У части населения южных районов Чувашии распространен очаг, пристроенный к печи сбоку, с вмазанным в него котлом, как у татар. В новых домах боковую сторону печи отделывают под голландку, без лежанки.

В старинных домах печь обычно клали в углу, близко к задней и глухой стенам дом"а, обращая топкой к передней стене. Вся передняя часть избы была занята широкими нарами, как в татарском жилище. Вдоль стен ставили подвижные скамьи, иногда - стол у боковой стены, в которой прорубали окно. Позднее чувашская изба приняла планировку и обстановку русской крестьянской избы. Появилась перегородка, отделявшая кухню: она шла по линии боковой стороны печи к передней стене. Нары исчезли или остались только в кухне. Вдоль передней и боковых стен пристраивались широкие неподвижные лавки, а у задней, рядом с входом,- помост типа русского коника. С введением топки по- белому появились полати (чаще в южных районах); постепенно стал выделяться передний угол избы с божницей и столом.

После коллективизации, когда материальное положение крестьян резко улучшилось, чуваши начали строить дома нового типа и перестраивать старые. Особенно широко развернулось жилищное строительство в послевоенный период. Строят, как и прежде, четырех- и пятистенки, но планируют их иначе. Новые четырехстенки часто делают несколько длиннее прежних. Печь кладут отступя от задней стены более чем на 1 м и обращают топкой к боковой стене с окном. Между печью и задней стеной образуется небольшая комната, иногда в нее прорубается окно в глухой стене. По линии боковой стороны печи ставят перегородку с дверью, отделяя чистую переднюю половину дома. Последнюю иногда также делят перегородкой, таким образом получаются большая комната и спальня.

Для отопления здесь ставят дополнительно небольшую кирпичную печь, имеющую общий дымоход с основной печью. Многосемейные колхозники, а также сельская интеллигенция строят себе чаще всего пятистенки, в которых обе жилые половины, как правило, соединены дверью.

Одна половина, в которую ведет вход из сеней, обычно используется как кухня и столовая; вторая половина, отапливаемая по большей части голландской печью, делится на две или три комнаты. Полы в новых домах обязательно красят, во многих домах окрашивают и стены.

В новых домах у чувашей уже современная обстановка. У многих колхозников книжные и платяные шкафы, радиоприемники, большое количество комнатных растений* тюлевые занавеси на окнах, вышитые коврики на стенах. Интерьер дома постепенно приобретает вид городской квартиры. Передний угол оформляется хорошей картиной или семейными фотопортретами. В кухне, хотя и остается обязательным подвесной котел, но на шестке часто устраивают плиту и пищу приготовляют в кастрюлях, которых раньше у чувашей не было.

Кроме жилого дома и клети, которая почти всегда была объединена с домом под одной крышей, на усадьбе у чувашей раслолагались бревенчатые постройки для скота, навесы, амбар для хранения зерна, иногда баня* а также лад - характерная для чувашей постройка, служившая летней кухней и местом для приготовления пива.

Клеть строили из толстых бревен, на стульях, как жилые дома, с хорошим полом и потолком, но без окон. Крыша выступала над срубом* образуя навес. Перед входом в клеть имелось широкое крыльцо высотой до 0,5 м, иногда с двумя ступеньками.

Амбары часто делали близкими по типу к клети, но делили их бревенчатой перегородкой на два помещения с отдельными входами. В одном из них в сусеках и кадках хранили запасы зерна, в другом - хозяйственную утварь, сбрую и т. п.

Лась - небольшое строение из тонких бревен или горбылей, без потолка и окон. Крыша двускатная, из дранок или теса, причем зачастую один скат делали выше другого, чтобы получались щели для выхода дыма. Пол земляной. Внутри - открытый очаг с подвесным котлом. Вдоль стен - низкие земляные нары, обшитые с лицевой стороны досками или брусьями. На нарах и полках хранилась различная хозяйственная утварь. У некоторых семей в одном из углов стоял низкий дощатый стол, за которым летом ели, сидя на нарах. Это строение, по-видимому, представляло собой пережиток древнего жилища чувашей, подобно «кудо» у мари и «куала» у удмуртов.

Как уже отмечалось, в новых усадьбах количество надворных построек резко уменьшилось, исчезает даже клеть, заменяясь чуланом в сенях дома*

В каждой деревне имеются школа, изба-читальня, медпункт, а во многих деревнях - сельский клуб или дом культуры, больница, один или несколько магазинов, в некоторых - общественные бани. Хозяйственные постройки колхоза большей частью расположены на окраине; это помещения для скота, хранилища для хлеба, силосные башни, зерносушилки и пр. Во многих деревнях построены водокачки, подающие воду из колодцев и других водоемов, установлены водоразборные колонки, в больших селениях имеются водонапорные башни. Все это значительно изменило облик поселений.

В ряде селений работают хлебопекарни,столовые, пошивочные мастерские, организован ремонт обуви, открыты парикмахерские, фотографии и другие предприятия бытового обслуживания населения. В крупных поселках стали делать тротуары, около общественных зданий устраиваются цветники. Чувашские деревни отличаются обилием зелени.

В последние годы во многих совхозах и укрупненных колхозах началась перестройка поселков по генеральному плану. Новое строительство связано с перепланировкой старых поселений или их расширением. В районных центрах, где много населения, не связанного непосредственно с сельским хозяйством (служащие, рабочие), строят многоквартирные дома городского типа, чаще двухэтажные.

По переписи 1959 г., 26% населения Чувашской АССР (267 749 человек) живет в городах и поселках городского типа. Городов в настоящее время семь, из них Чебоксары, Алатырь, Цивильск и Ядрин были основаны еще в XVI в., а Канаш и Шумерля превратились в города уже в советское время в связи с развитием промышленности. Теперь в Чувашии шесть поселков городского типа: Козловка, Киря, Вурнары, Ибреси, Буинск, Урмары.

За советское время особенно вырос г. Чебоксары - столица республики. До Октябрьской революции в нем было всего около 5 тыс. жителей, а по переписи 1959 г., в Чебоксарах числится более 104 тыс. человек. Теперь Чебоксары - современный город с многоэтажными домами и различными коммунальными предприятиями. Недалеко от Чебоксар строится город-спутник. Большое строительство ведется также в Канаше, Шумерле и Алатыре, хотя в них еще много зданий сельского типа. Остальные города и рабочие поселки состоят в основном из небольших одно- и двухэтажных домов и внешне напоминают крупные селения. Среди жителей новых городов много чувашей, преимущественно недавних крестьян, ставших теперь рабочими.

Пища

В пище чувашей, как и у всех древних земледельцев, преобладали растительные продукты: мука, крупы, овощи, масла из семян масличных культур. Меньшее значение имели молоко и молочные продукты: масло, пахтанье, творог, сыр и др. Сравнительно мало потреблялось, даже средним крестьянством, мяса. Большинство чувашских крестьян было вынуждено продавать более ценные продукты (мясо, масло, яйца), чтобы свести концы с концами в своем хозяйстве.

Хлеб пекли почти всегда кислый, из ржаной муки и только для праздничных печений употребляли пшеничную муку, большей частью покупную, которая была доступна лишь более зажиточным семьям. Оладьи и блины пекли из полбенной, гречневой, реже ячменной, овсяной или гороховой муки. Помол зерна и его обдирку производили на водяных и ветряных мельницах и крупорушках, но небольшие количества зерна почти до последних десятилетий мололи на деревянных ручных мельницах, а обдирали в деревянных ступах.

В большом количестве употребляли овощи - капусту, лук, репу, редьку, морковь, хрен, а также дикорастущие травы: щавель, борщовник, крапиву и др., которые вместе с овощами служили приправой к кушаньям, начинкой для пирогов и т. д. С середины XIX в. большое место в питании чувашей занял картофель.

Мясо чувашский крестьянин-середняк имел возможность употреблять лишь по большим праздникам, преимущественно осенью, когда кололи скот. Только богатый чуваш мог есть мясо - говядину и баранину, если не постоянно, то часто. Свинину стали больше употреблять в пищу только в последнее столетие. В прошлом, особенно низовые чуваши, охотно ели конину, но чаще она служила обрядовой пищей во время молений. Мясо домашних птиц ели редко. Только осенью резали петухов, курица же представляла слишком большую ценность. Гусей и уток, как отмечалось, разводили только зажиточные крестьяне.

Рыбы ели мало, и то преимущественно в приволжских и присурских поселках. Чуваши, жившие в отдаленных от рек местах, покупали рыбу только в тех случаях, когда приходилось им приезжать в город.

Из яиц готовили ряд блюд, но только для почетных родственников или гостей. Яйца употреблялись в пищу очень редко. Их продавали, чтобы купить различные необходимые предметы у разъездных торговцев.

Широко использовались в питании крестьян молоко и молочные продукты. Молоко в свежем виде давали только детям, взрослые же его почти не пили. Масло продавали. Обрат, или пахтание (;уйран), употребляли как приправу к жидким кушаньям или запивали им кашу. Из снятого молока делали творог и своеобразный сыр чакат. Для приготовления кислого молока (турах) заквашивали снятое, реже цельное молоко. Прибавляя в турах воду, получали освежающий напиток турах уйранё.

Кроме животного масла, чуваши приготовляли в большом количестве растительное масло из семян льна, конопли, мака. В качестве приправы к каше употребляли маковое «молоко».

Основным первым блюдом был обычно суп (ягика, или шурпе) с картофелем и другими приправами из муки, овощей, трав и пр. Иногда его варили без мяса, приправляя лишь животным или растительным маслом или пахтаньем (уйраном). Верховые чуваши нарезали вареное мясо мелкими кусочками и клали в суп; низовые чуваши вынимали мясо из супа и подавали как второе блюдо с вареным картофелем.

Постоянным блюдом были каши - полбенная, гречневая, пшенная, чечевичная. Часто ели и горох. Густые каши ели как второе блюдо, приправляя животным либо растительным маслом или запивая их уйраном, реже молоком. На второе часто подавали картофель, сваренный в кожуре, или очищенный, мятый, который ели с маслом или молоком. Нередко, особенно в поле, заваривали толокно, которое также сдабривали маслом или уйраном. Из овсяной и гороховой муки варили кисели, кислые и пресные.

К семейным и общественным праздникам приготовляли хуран купли- сваренные в котле пирожки с начинкой из творога с яйцом, мятого картофеля с маслом или сметаной, иногда из мяса с луком. К столу подавали чашку растопленного масла, куда обмакивали хуран кукли. К праздничному столу подавали несколько видов яичницы. Особенно лакомым блюдом считались сваренные вкрутую яйца, разрезанные пополам и поджаренные на сковороде с маслом.

Лакомым кушаньем считался и тултармаги - кишки, начиненные жирным мясом с ячменной, полбенной или пшенной кашей, которые варили в котле, а затем слегка поджаривали. Свежую кровь животных вместе с мелкими кусочкали сала запекали в жаровне и подавали в горячем виде.

Оригинальным кушаньем была чувашская колбаса шарттан: очищенный желудок животного, чаще бараний, начиняли мелкими кусочками мяса и сала, затем зашивали и ставили на сковороде в печь на 3- 4 часа. Остудив, его нарезали тонкими ломтиками и подавали гостям как лакомое блюдо. Иногда шарттан приготовляли с целью консервирования мяса, для этого его сильнее солили, затем подвешивали. В таком виде он мог храниться долго. Летом из него варили суп.

Из теста, преимущественно кислого, в праздничные дни, а также для вечеринок пекли лепешки, пышки; мелкие шарики из сдобного теста (йава) или маленькие лепешки (юсман) в прошлом служили ритуальным блюдом при молениях.

Пекли также пирожки с различной начинкой и пуремеч - типа ватрушек с творогом или картофелем. Иногда пекли такие же, как у русских, закрытые пироги. Особенно характерным для чувашей был хуплу или пелёш: пресную лепешку клали в глубокую сковороду так, чтобы она закрывала всю внутреннюю поверхность сковороды; на нее накладывали толстый слой мелко изрубленного сырого или слегка сваренного мяса, а поверх него - тонко нарезанные ломтики свиного сала, и все это закрывали другой лепешкой. Хуплу запекали в печи и на сковороде подавали на стол. Старший разрезал верхнюю корку по числу едоков и раздавал каждому по куску. Затем все ложками ели начинку вприкуску с верхней коркой. Потом съедали пропитавшуюся салом нижнюю корку, которую тоже предварительно разрезали на куски по числу едоков. Иногда хуплу начиняли кашей с изюмом, обильно сдобренной маслом.

В чувашской кухне было немало вкусных и питательных блюд, но их приготовляли только по праздникам и для гостей. Семьи же, даже середняков, питались весьма скудно, в основном хлебом, яшкой с уйраном, кашами и киселями.

Немало продуктов чуваши расходовали не для потребления семьи, а на жертвоприношения. Во время общественных молений в каждом населенном пункте резали значительное количество скота, птицы. Много зерна расходовалось на приготовление обрядового пива. На семейные моления и жертвоприношения расходовали яйца, чакат, кашу и другие продукты.

Из напитков наиболее распространенным было пиво (сара), которое приготовляли почти в каждом дворе, за исключением бедняцких хозяйств. В небольшом количестве пили русский квас.

В советское время в связи с резким подъемом материального и культурного уровня чувашей изменилось и их питание. Продукты в основном остались прежними, но наиболее ценные из них (мясо, масло) стали употребляться в больших количествах и всеми чувашами. В рацион вошли фрукты, сахар и кондитерские изделия, которые раньше, и то в минимальных количествах, употребляли только богатые. Наряду со многими сохранившимися от старой кухни кушаньями стали обычными гуляш, тушеное мясо с картофелем, жареный картофель с маслом или мясом и другие блюда, перешедшие преимущественно из русской кухни, частично через общественное питание. Изменилась сервировка стола: исчезла деревянная посуда, стали подавать каждому отдельные тарелки и столовые приборы. Питание чувашей становится все калорийнее, разнообразнее, улучшаются способы приготовления блюд и сервировка.

По одной из гипотез чуваши являются потомками болгар. Также и сами чуваши считают, что их далекими предками были булгары и сувары, которые когда-то населяли Булгарию.

Другая гипотеза гласит, что данная народность принадлежит к объединениям савиров, которые в далекие времена откочевали на северные земли из-за того, что отказались от общепринятого ислама. Во времена Казанского ханства предки чувашей входили в его состав, но были достаточно самостоятельным народом.

Культура и быт чувашского народа

Основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие. Историки отмечают, что этот народ преуспел в земельном деле намного больше, чем русские и татары. Это объясняется тем, что чуваши жили в небольших деревнях, поблизости которых не было городов. Поэтому работа с землей была единственным источником пропитания. В таких деревнях просто не было возможности отлынивать от работы, тем более что земли были плодородны. Но даже они не могли насытить все деревни и избавить людей от голода. Основными взращиваемыми культурами были: рожь, полба, овес, ячмень, пшеница, гречиха и горох. Также здесь выращивался лен и конопля. Для работы с сельским хозяйством чуваши использовали сохи, косули, серпы, цепы и другие приспособления.

В давние времена, чуваши жили в меленьких деревнях и поселениях. Чаще всего они воздвигались в речных долинах, рядом с озерами. Дома в деревушках выстраивались в ряд или кучевым способом. Традиционной избой была постройка пурт, которая ставилась в центре двора. Также встречались избы под названием лась. В чувашских поселениях они играли роль летней кухни.

Национальным костюмом были одежды типичные для многих поволжских народов. Женщины носили туникообразные рубахи, которые украшались вышивкой и различными подвесками. И женщины и мужчины поверх рубахи надевали шупар, кафтанообразную накидку. Женщины покрывали головы платками, а девушки носили шлемообразный головной убор - тухъю. Верхней одеждой служил холщевый кафтан - шупар. В осенний период чуваши одевались в более теплый сахман - поддевку из сукна. А зимой все носили приталенные овчинные шубы - кёрёки.

Традиции и обычаи чувашского народа

Чувашский народ бережно относится к обычаям и традициям своих предков. Как в древности, так и сегодня народы Чувашии проводят старинные праздники и обряды.

Одним из таких праздников является Улах. В вечернее время молодежь собирается на вечернее собрание, которое устраивают девушки, когда их родителей нет дома. Хозяйка с подругами садились в круг и занимались рукоделием, а в это время парни усаживались между ними, наблюдали за происходящим. Они пели песни под музыку гармониста, танцевали и веселились. Изначально целью таких встреч был поиск невесты.

Другим национальным обычаем является Саварни, праздник проводов зимы. Этот праздник сопровождается весельем, песнями, плясками. Люди наряжают чучело, как символ уходящей зимы. Также в Чувашии принято в этот день наряжать и лошадей, запрягать их в праздничные сани и катать детей.

Праздник Манкун - это чувашская Пасха. Этот праздник является самым чистым и светлым праздником для народа. Перед Манкуном женщины убирают в своих избах, а мужчины прибирают во дворе и за двором. К празднику готовятся, наполняют полные бочки пива, пекут пироги, красят яйца и готовят национальные блюда. Манкун длится семь дней, которые сопровождаются весельем, играми, песнями и танцами. Перед чувашской Пасхой на каждой улице ставились качели, на которых катались не только дети, но и взрослые.

(Картина Ю.А. Зайцева "Акатуй" 1934-35 гг. )

К праздникам, связанным с земледелием относятся: Акатуй, Синсе, Симек, Питрав и Пукрав. Они связаны с началом и окончанием посевного сезона, со сбором урожая и приходом зимы.

Традиционным праздником чувашей является Сурхури. В этот день девушки гадали - ловили в темноте овец, чтобы повязать им веревочку на шею. А утром приходили посмотреть на цвет этой овцы, если она была белой, то у суженого или суженой будут светлые волосы и наоборот. А если овца будет пестрой, то пара не будут отличаться особой красотой. В разных районах Сурхури отмечается в разные дни - где-то перед Рождеством, где-то в Новый год, а некоторые празднуют в ночь под Крещенье.

ЖИЛИЩЕ – построенное в соответствии с природ. и социально-экономич. условиями жизни, уровнем развития зодчества сооружение для удовлетворения потребностей в жилье, компонент культуры, в том числе связан. с этнич. спецификой. В индивидуал. Ж. – технике, планировке, интерьере – отразились традицион. элементы культуры. Исстари известно функционал. разделение Ж. на зимнее и летнее, истоки к-рых восходят к стабильному, постоянному Ж. и переносному, разборному. Материалы чуваш. лексики, фольклора, предания, узоры вышивки свидетельствуют, что древним Ж. предков чувашей являлась юрта. В письмен. источниках у волж. болгар, наряду с деревян. домами и глинобит. Ж., зафиксированы также войлочные юрты. Однако у чувашей традиции организации юрты не сохранились. Возможно, рудиментом древнего Ж. – шатра-кибитки (основного типа жилья в зоне степей) – являются покрытая кожей туй к™ми (свадебная кибитка) и кибитка для ночлега на сенокосе и жатве хлеба (её покрывали кожей или грубым холстом). С древности стационарным Ж. служила полуземлянка, к-рая господствовала в лесостеп. и степ. полосах у оседлого населения салтово-маяцкой культуры; во 2-й пол. 1 тыс. она появляется также в южных районах Прикамья, но бытовала и в позднее средневековье. В частности, в связи с неспокойной обстановкой во 2-й пол. 14 – 15 вв. население Закамья в основном строило полуземлянки, стены к-рых укреплялись деревянными плахами. Наземные гли-нобитные дома круглой или овальной формы с конической крышей бы-ли типичными у болгар и, возможно, предшествовали срубному Ж., к-рое в Сред. Поволжье известно со 2-й пол. 1 тыс. н.э.

Чуваш. крестьян. зодчество восходит к тому времени, когда основным строител. материалом было дерево (сер. 1 тыс. н.э.), в то же время корни орнаментал. мотивов лежат глубже. Срубная изба у чувашей длител. время была однокамерной, в 17–19 вв. строилась с навесом у входа, с крыльцом и реже с сенями. В 18 в. или ранее встречалось трёхкамер. Ж. изба+сени+изба (одна из изб служила чистой половиной). Во 2-й пол. 19 в. однокамерное жильё уступило место двухкамерному (изба с закрытыми сенями), характерному более для лесостеп. зоны, и трёхкамерному (изба с сенями и клетью), более бытовавшему в лесной зоне. Внедрение этих типов Ж. было связано как с развитием строител. техники, так и перепланировкой поселений – заме-ной кучевого плана уличным. Состоятел. крестьяне строили так наз. круглые до-ма – широкой стороной к улице, с сенями коридор. типа вдоль длинной стены. Дома ставились фасадом на улицу по одной линии (в старину располагались в середине двора или по периметру гнёзд дворов). В трёхкамерной связи изба+сени+клеть (двух-этаж. амбар) клеть или второй этаж амбара использовались в качестве летнего Ж. (клеть-спальня). В лесной зоне (в частности, в Козьмодемьян. у.) дома строились с высоким подызбьем, подклетью, полуподвал. этажом. Пятистенок, появившийся во 2-й пол. 19 в., распространяется с сер. 20 в.; для лесостеп. зоны (этнотерриториал. групп) более характерна изба с прирубом. Пятистенок с прирубом и дом-крестовик представляют собой варианты многокамер. деревян. домов, имевших незначител. долю в общем массиве домов.

В нач. 20 в. Ж. имело деревян. фундамент (столбы), срубы (10–15 венцов) рубили в угол («в чашу») из брёвен хвойных пород или липы, окладной венец – из дубовых. Стропил. крыша вытеснила самцовую, преобладавшую до сер. 19 в. В лесной зоне основным материалом для покрытия служило дерево (дрань, луб, дранка, тёс), в лесостеп. – солома. Четырёхстенок имел 3–6 окон с одно- или двустворчатыми ставнями (в сер. 19 в. – 1–2 небольших косящатых окна без рам и волоковые окна). Старые традиции ориентации дома, к примеру, на восток, уже не соблюдались. в кон. 19 – нач. 20 вв. претерпел ряд изменений.

На рубеже 19–20 вв. увеличилось потребление строител. материала. Состоятел. крестьяне нанимали плотников, резчиков, столяров, каменщиков; в крестьян. строительную технику внедряются новшества. В нач. 20 в. в развитии крестьян. зодчества появился новый тип Ж. – чул ®урт (каменный дом), сооружавшийся из кирпича, включавший в архитектурное оформление элементы классики. В 1920-е гг. появились за-мечательные образцы внешнего убранства при распространении новых типов Ж., как пятистенок, «круглый» дом, каменный дом. Разви-валось искусство орнаментал. резьбы элементов фасада дома: наличников, карниза, фронтона, па-рад-ного крыльца, ворот. Политич. обстановка в 1930-х гг. привела к замедлению развития архитектуры Ж.

Развитие Ж. во 2-й пол. 20 в. происходило на унаследован. традициях и их сочетании с инновациями. Пятистенки и дома с прирубами стали основными типами Ж., это положение сохраняется и в нач. 21 в. Срубные до-ма – более характер. признак для зоны, примыкающей к лесным массивам; срубная техника повсеместно находит применение при строительстве модернизирован. домов больших размеров и летних домиков в кон. 20 – нач. 21 вв. Внедряются новые прогрессив. и рационал. способы кирпичной кладки. Доля кирпичных домов составляет 40–50%. Возводятся дома крупных размеров с большим числом окон, улучшен. архитектур. обликом – с мансардой, балконом, крыльцом, башней, новыми формами крыши (мансард., асимметрич., многосостав.), фигурной кладкой стен, карниза и наличника, пропильной резьбой. С 1980-х гг. наметилась тенденция к постройке жилых и др. помещений под одной крышей. Строятся двухэтаж. дома.

В Ж. чувашей развитие строител. техники и архитектур. элементов имели те же тенденции, что и у др. народов Поволжья и Приуралья. В сер. 19 в. являлись почти единствен. выразителем декоратив. оформления строений. Жилой дом, в отличие от ворот, не обращённый к внешнему пространству, резьбой украшался мало; замет. перемены во внешнем облике Ж. стали происходить с постановкой избы фасадом на улицу. Изменение конструктивно-морфологич. признаков касалось устройства крыши, окон, камерности, интерьера. Элементами художествен. оформления, распространившимися в кон. 19 в., являлись слуховое отверстие и слуховое окно с наличником, причелины (доски, прикрывающие передний торцовый скат крыши), накладные узоры на поле фронтона, карниз, наличники и ставни, обшивка углов и стен. Наряду с долблёной и скульптур. резьбой внедрялась пропильная и накладная резьба. Накладные фигуры – квадраты, ромбы, круглые розетки – использовались вместо розеток старой резьбы. Новые традиции за-креплялись в 1920-е гг. Образцы орнаментировки этого периода были зафиксированы , они свидетельствуют о значительном уровне мастерства чуваш. резчиков. Во внешнем оформлении Ж. во 2-й пол. 20 в. использовались пропильная (ажур., силуэт., наклад.) резьба, мозаич. обшивка стен тёсом, просечное железо, штукатурка, побелка и окраска, лепнина, резьба по сырой штукатурке, фигур. кладка из кирпича. Выработано множество вариантов декора Ж., отражающих количествен., качествен. и локал. особенности. Обилие декоратив. элементов, крупноузорчатые штучные наборы, широкая карнизная доска с наклад. узорами, малые архитектур. формы (мансарды летних домиков, ворот), яркая полихром. окраска являются особенностью характеристики Ж. в юго-запад. районах Чувашии. В северо-запад. части особенностью декора является, в частности, мелкоузорчатая резьба, напоминающая филигран. вышивку верховых чувашей, ворота с резными и расписными украшениями столбов по старин. стилю и т.д. Чёткий декоратив. ансамбль составляют жилой дом, летний домик и ворота. Для этнотерриториал. групп чувашей лесостеп. зоны (Самар. и Саратов. обл., Башкортостан) характер. элементом является отделка наруж. стен домов – обмазка, штукатурка, побелка. В ряде районов, особенно восточ., получила распространение сюжет. роспись в эмали и масляных красках.

С возникновением городов строилось город. Ж., к-рое вначале было деревян. и практически не имело отличий от сельского. Позже появились каменные Ж. зажиточ. торговых людей, представлявшие собой 2-этаж. палаты, в к-рых жилой этаж располагался над подклеточным хозяйственным. В нек-рых купеческих домах кон. 19 в. на первом этаже размещались магазины, рестораны и трактиры.

В нач. 20 в. в связи с развитием промышленности в городах появился новый тип Ж. – наёмное, характер. особенностью к-рого являлся ряд более или менее одинаковых жилых ячеек, объединён. общими коммуникациями: коридором или лестницей. В 1920–30-х гг. в городах Чувашии строились 2-этаж. 6–8-квартир. деревян. дома и бараки. Острота жилищ. проблемы потребовала внедрения индустриал. методов строительства и унификации типов Ж. С этой целью в 1929–31 гг. в Козловке построен завод по выпуску деталей для каркас. домов американ. типа на 8 квартир. В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. стали возводиться многоквартир. дома из кир-пича по индивидуал. проектам (напр., 18-квартир. «Дом профессуры» по ул. К. Маркса в Чебоксарах, 1932), затем, с развитием строительства экономич. секцион. домов, – по типовым.

С сер. 1960-х гг. началось массовое сооружение 5-этаж. домов из сборных железобетон. панелей по серии типовых проектов. Дома имели 1-, 2- и 3-комнат. квартиры, полезной площадью от 31 до 57 м2 с полным инженер. благоустройством. В нач. 1970-х гг. освоено строительство новой серии крупнопанел. домов, имеющей широкую номенклатуру блок-секций с более комфортабел. квартирами, что позволило живописно и нетрадиционно решать планировку микрорайонов. В них одновременно с жильём сооружались детские дошкол. учреждения, школы, предприятия торговли и коммунально-бытового обслуживания, учреждения культуры. Первый 9-этаж. жилой дом этой серии построен в Новочебоксарске в 1974. В кон. 1970-х – нач. 1980-х гг. проведена работа по унификации изделий крупнопанел. домостроения и улучшению планировоч. решения квартир, в результате чего создана регионал. серия типовых проектов жилых домов и внедрён блок-секцион. метод их проектирования и строительства (премия Совета Министров СССР, 1983). В квартирах увеличены жилая площадь, размеры кухонь, передних, ванных.

В нач. 1980-х гг. внедрено строительство жилья из монолит. бетона. Первый монолит. жилой дом на 79 квартир (1-, 3-, 4-комнат. квартиры, общей площадью от 36 до 87 м2 ) возведён в Чебоксарах в 1984. Наряду с крупнопанел. и монолит. домами стро-ятся дома из кирпича как по типовым, так и по индивидуал. проектам, с учётом особенностей конкрет. семьи и планировки уча-стка.

Качество Ж. оп-ре-деляется государствен. нор-ма-тивами. Совре-мен. город-ское Ж. проектируется с учётом засе-ления квартиры одной семьёй. Квартиры в домах государствен. и муниципал. жилого фонда имеют жилые комнаты и подсоб. помещения: кухню, пе-ред-нюю, ванную комнаты, уборную, кла-довую; квартиры в домах других форм владения, кроме того, – дополнител. помещения (детская, столовая, кабинет и т.д.).

Для создания наиболее благоприят. условий для жизни сел. населения в 1960-х гг. начаты работы по . Наряду с традицион. Ж. стали строиться 2–3-этаж. секцион. дома город. типа, оборудован. централизован. водопроводом, канализацией и отоплением. Проводились эксперименты по выбору наиболее рационал. типов сел. Ж. (см. ). Строител. индуст-рией Чуваш. Респ. был освоен выпуск изделий для полносбор. домов усадеб. типа на 1–2 квартиры и секцион. домов на 12, 18 и 27 квартир. Произошли существен. изменения и в традицион. Ж. Дома стали возводиться из кирпича в 1–2 этажа с большим набором хозяйствен. построек. Изменился архи-тек-тур. образ сел. Ж. Все дома электрифицированы, газифицированы ок. 90% (2006).

Развитие строител. базы и индиви-дуал. строительства позволило довести к 2005 жилищ. фонд республики до 26,1 млн м2 , обеспеченность жильём – до 20 м2 на 1 чел.

Чувашская народность сложилась на стыке территории лесных массивов и степей. Географические условия оказали свое влияние на характер устройства поселения. Чувашские селения ял располагались, как правило, вблизи водных источников: рек, ключей, вдоль оврагов чаще всего, были скрыты от посторонних глаз в лесах или зелени посаженных у домов деревьев. Излюбленными деревьями чувашей были ива, ольха (сирек), не случайно многие деревни, окруженные зарослями ольхи получили название Cирекле (Ерыкла).

В северных и центральных районах Чувашии селения располагались скученно, кустами: дочерние селения - выселки касы группируются вокруг материнского, образуя целое гнездо поселений. На юге же, у низовых чувашей, проживающих в открытой местности наблюдается приречный тип расселения при котором селение вытянуто в цепочку вдоль реки. Селения такого типа более крупные по своим размерам, чем при гнездовом расселении.

Поселения чувашей до середины XIX века не имели четкой планировки, а состояли из отдельных околотков, заселенных родственниками. Поэтому чужому человеку трудно было сразу найти нужную усадьбу. Скученность домов и построек также увеличивала возможность бедствий при пожаре.

Планировка усадьбы, ограждение ее забором, постановка дома внутри усадьбы чувашей, отмечал А.П.Смирнов, имеет полное сходство с планировкой усадьбы в Суваре. Усадьба чувашского крестьянина состояла из дома и хозяйственных построек: клети, амбара, конюшни, хлева, летней кухни, бани. У богатых крестьян нередко были и двухэтажные постройки. Вот как описывал этнограф Г.Комиссаров чувашскую усадьбу XIX века: На дворе строятся: изба, за ней сени, затем амбар, затем сарай, куда складывают дрова и ставят телеги и сани; с другой стороны двора, на переднем плане, считая от улицы, строится погреб, потом кладовая, потом опять сарай. На заднем плане устраивают повет, сеновал, конюшню и загороженные заборами помещения для загона скотины, называемые "выльах-карти". Несколько отдельно строят лачугу, которая в старину служила летним жилищем, а теперь в ней варят пищу и стирают белье. В огороде ставится другой амбар (хлебный), баня тоже строится в овраге." 40



Дома в старину строили по-черному, дверями на восток. Дом состоял как правило, из избы и сеней, крытых двускатной соломенной, либо тесовой крышей.

С начала нынешнего столетия экстерьер жилища начали украшать деревянной резьбой. Основным мотивом орнамента до сегодняшнего дня остаются солярные знаки - круги, кресты.

Позже появились длинные скамейки и деревянные кровати. Жилища, оборудованные печами и дымоходом, получили распространение среди зажиточной части чувашского крестьянства со второй половины XIX века. Конечно, современный облик чувашских жилищ несравним с тем, что запечатлели этнографы в начале XX века сегодня в доме можно увидеть современную бутовую технику и мебель, однако тяга к традиционному все же сохраняется, хотя и проявляется в стилизованном виде - применения вышитых и тканных изделий и деревянной резьбы в национальном стиле для украшения внешнего вида и интерьера жилища.

Деревянная посуда. У народов лесной полосы, в том числе чувашей, была сильно развита обработка дерева. Почти вся домашняя утварь изготовлялась из дерева. Инструментов по деревообработке было много: бурав (пăра), коловорот (çаврам пăра) служат для сверления отверстий и ямок в сплошном материале; долото, стамеска (ăйă) – инструменты для выдалбливания отверстий, гнезд, пазов (ыра); долото большое (кăра) применяется для выборки пазов бревен, досок, при изготовлении ступ, корыт, кадушек и других долбленых изделий.

По способу изготовления и характеру использования деревянную утварь можно разделить на несколько групп: 1) утварь долбленая с цельным дном; 2) долбленые сосуды со вставным дном; 3) клепаные изделия; 4) посуда из бересты, луба, коры; 5) плетеная утварь из лозы, лыка, дранки, корней.

Столовую посуду изготовляли из мягких (липа, ветла, осина) и твердых (дуб, береза) пород деревьев, из цельного куска дерева или корневища. Из крепкого корня делались лучшие образцы больших ковшей – братин (алтăр), малых ковшей для пива (курка). Они имеют форму ладьи. Носо­вая сторона большого ковша поднята кверху и, переходя в узкую шейку, расчленяется, образуя завершение в виде двух конских голов (ут-курка). Интересны своеобразные двух- и трехвыемочные ковши «тĕкелтĕк» и «янкăлтăк». В них одновременно наливали мед и пиво, а в трехсекционный ковш еще и «пылсем» (бальзам) из разнотравья. Эти «парные ковши» (йĕкĕрлĕ курка) предназначались только молодоженам. Красивой причудливой резьбой украшались малые ковши, которые являлись гордостью семьи. Они также часто имеют ладьевидную форму. Рукоять высокая с прорезной петлей, заканчивающейся крючком для подвешивания. Узоры на рукояти бывают разные: это солярные мотивы, жгут, выемка, желобки, скульптурные формы.

В быту чуваши широко пользовались посудой из бересты – сшивными туесами и кузовками (пурак) цилиндрической формы.

Для хранения и переноски продуктов и разных вещей применялась плетеная тара; широкий набор плетенок из лыка известен под общим названием кошель (кушел). В кушел – аккуратно сделанную плетеную сумку с крышкой – укладывали продукты и мелкий скарб на дорогу. Пестерь (пушăт, такмак, пештĕр) являлся кое-где сумкой распорядителя свадебного поезда (туй пуçĕ). В эту сумку клали обрядовые блюда – хлеб (çăкăр) и сыр (чăкăт). Наряду с сумками в употреблении было плетеное лыковое ведро шăпаня для воды и пива. В плетеных чашках расстаивались хлеба перед выпечкой, плетеные коробки использовали в качестве солонки. Сосуд для воды (шыв савăчĕ) и туесок для пороха брали с собой на охоту.

Многие предметы утвари плели из лозы. Из черемуховых или ивовых прутьев изготовляли корзину для ложек (çăпала пĕрни). Бытовали сосуды, плетенные из дранки, лозы и полосок бересты, лыка, пучков травы. Так делали, например, чаши для хлеба. Из ивовой лозы плели сенной кошель (лăпă), различные корзины (çатан, карçинкка), кузовки, курманы, сундучки, мебель, рыболовные снасти.

Глиняная посуда. Изготовлением глиняной посуды люди занимались издревле. Ее производство в Волжской Булгарии стояло на высоком уровне. Однако с XVI в. местные традиции в изготовлении высокохудожественной керамики постепенно забываются. После присоединения к Русскому государству потребность в гончарных изделиях удовлетворялась в основном продукцией городских ремесленников.

Глиняную посуду изготовляли из заранее заготовленной глины. Глину клали в деревянный ящик и основательно мяли ногами, руками, чтобы она была мягкой, эластичной и при скручивании из нее жгута не разрывалась. После этого из глины делали заготовки различных размеров в зависимости от величины посуды. Заготовки – это небольшие куски глины, скатанные в толстый и короткий жгут.

Формовка сосуда производилась на ручном или ножном гончарном круге. Изготовленная посуда после просушивания покрывалась глазурью, что придавало ей прочность и блеск. После этого она обжигалась в специальной печи.

Чувашские гончары изготовляли разнообразную посуду: горшки, корчаги (чÿлмек, куршак), кувшины для молока (мăйлă чÿлмек), для пива (кăкшăм), плошки (çу плашки), миски (тăм чашăк), жаровни, рукомойники (кăмкан).

Они были самых разных форм и стилей. Абашевские, именьковские, булгарские и другие стили различались видами и формой, орнаментом.

В домашнем хозяйстве чувашей использовалась и металлическая посуда (чугунная, медная, жестяная).

Одним из древних сосудов, без которого не могла обходиться ни одна семья, являлся чугунный котел (хуран). В хозяйстве имелось несколько видов котлов различных размеров.

Котел, в котором готовили обед, висел над очагом в избе. Котел большого размера для варки пива, пищи во время больших праздников, подогрева воды подвешивался над очагом лачуги (летней кухни). Чугун в чувашском хозяйстве появился сравнительно поздно. К числу старинной посуды относится сковорода (çатма, тупа).

Наряду с чугунной посудой использовали медную: медный жбан (чăм), рукомойник (кăмкан), ендова (янтал), сосуд для питья медовки и пива, по форме напоминавший в некоторых случаях коня-инохода (çурхат). В составе кухонного инвентаря были и другие металлические предметы – кочерга (турчка), ухват, косарь (кусар), ножи (çĕçĕ), треножник (такан).

В зажиточных семьях приобретали самовар. С конца XIX в. под городским влиянием в деревне появляются железные ведра, стеклянные бутылки. Металлические ложки, половники, чашки, кастрюли, тазы, корыта получили распространение уже в советское время.