Эпатажный неформал. Кто такие неформалы

Иногда на улицах встречаются люди, облик которых вызывает вопросы. Кто они? Почему они так тяготеют к ярким цветам, абсурдным формам и кричащим аксессуарам? Почему они так стремятся вырваться из норм приличия и морали? Их называют одним

общим термином - "неформалы", не разделяя на касты и группы. Кто такие неформалы и в чём смысл их бытия - неужели просто отличаться от других?

Серость окружающего мира

Никто не знает, когда человечество стало напрягать схожесть черт и поведения. Ведь было же время, когда люди довольствовались звериной шкурой в качестве одежды и вместе ели одного мамонта. Как бы отреагировало племя, если бы один из его членов вдруг выкрасил добытую шкуру охрой и повязал её по-новому? Наверное, сперва бы старейшины возмутились, а потом, осознав удобство или красоту новинки, взяли бы мысль на вооружение.

Чем отличаются сегодняшние дни от минувших? Также есть бунтари, не желающие походить на остальной мир. Для них китч в одежде - это способ самовыражения, этакий крик души, при помощи которого они заявляют о себе и своих правилах. В основном, подростки-неформалы воодушевляются идеей быть яркими, а на деле даже не догадываются о том, что каждая субкультура имеет свою историю и свои ценности.

Красота по-своему...

Каждый человек красив и неповторим. Поэтому нельзя приравнять человечество к серой массе. Но порой нам становится мало этих фактов, и мы стремимся раскрасить будни.

Неформалы "эмо" в сегодняшнем мире стали несколько ограниченными, хотя первоначальная идея их образования была поистине восхитительна. Сокращение "эмо" произошло от слова "эмоциональный", тем самым выражается суть субкультуры. Эмо не боятся выражать свои чувства. Они смеются, когда на душе хорошо, и плачут, когда напрашиваются слёзы. Такая открытость души вполне логично сосуществует рядом с внешней хрупкостью и нежностью. Но это не куколки в человеческом обличии, а настоящие романтические неформалы. Фото девушек, одетых в стиле "эмо", дают лишь приблизительную картину, а не руководство к действию. Действительно "эмо" любят розовый цвет и дополняют его чёрным, но это не значит, что они доводят общую картину до абсурда. Просто их главные ценности - яркость и сила мысли, а самый простой способ выразить это в одежде - это совместить самый нежный и самый грубый цвета. Если вам действительно интересна культура "эмо", не ограничивайте себя в цвете. В конце концов, кто такие неформалы, если не бунтари, нарушающие правила? Совмещайте в своём образе сочный зелёный и золотисто-рыжий, добавьте мягкости серого цвета или создайте образ в нежно-бирюзовом оттенке.

Мрак в окружающем мире

Хоть эмо и ценят чёрный цвет, но они стремятся разбавлять его, а вот истинные адепты мрака - это, конечно, готы. Изначально их приравнивали к панкам, а стиль характеризовался резкостью и циничностью. Постепенно к образу гота пришли и девушки. Приверженцев стиля можно легко узнать на улице. Длинные плащи, корсеты и чёрная кожа, ботинки на высокой платформе и чёрное кружево. Существует и готический макияж, который, кстати, наносят не только девушки. Мужчины с густо подведёнными глазами выглядят несколько странно, но при разумном подходе даже стильно.

Несколько в стороне от стиля готов отстоит стиль готической Лолиты. Помните такую героиню романа Набокова? Так вот её соблазнительность и кукольные черты дополнили нотками викторианской эпохи и готического мрака. В результате появились хрупкие девочки в кружевных нарядах и грубых ботинках с аксессуарами в виде крестов, черепов и прочих элементов темноты.

А был ли мальчик?

Разве представители мужского пола могут иметь слабости? Неужели им также хочется выразить себя во всём? Обеспокоенные родители, заметившие, как их чадо меняется,

начинают судорожно мониторить СМИ и искать ответ на вопрос, кто такие неформалы. Сказывается страх за своего ребёнка, стремление его опекать и контролировать каждый шаг. Но бунт - это естественная часть взросления, которая лишь говорит о том, что жизнь идёт своим чередом. Подрастающему мальчику важно знать, что у него есть собственный мир, где он может быть кем угодно, независимо от своего социального статуса.

Парни неформалы объединяются на почве общих музыкальных интересов, приобщению к особой социальной группе. Порой причиной интереса становится и влюблённость. Причём не обязательно в девушку, далёкую от принятых идеалов красоты. Кто такие неформалы, если не яркие птицы в массе? Девушки часто выделяют их хотя бы за яркость образа. А там уже недалеко до взаимного интереса (при правильном подходе). На подсознательном уровне парни стараются запомниться и выделиться из группы друзей, чтобы быть достойным внимания своей избранницы.

Внутренний кризис

К сожалению, часто примыкание к какой либо субкультуре является не частью самовыражения, а стремлением выдать себя за кого-то другого. Быть жёстким, как представители стиля "панк", не бояться своих чувств, как "эмо", радоваться жизни, как "хиппи". Порой это даже упрощает жизнь, ведь даже одинаковые причёски выбирают многие неформалы. Фото девушек в статье - яркий тому показатель.

Многие из них искренне переживают, завидев особу с похожей стрижкой, и стремятся выделиться за счёт новой укладки или способа окраски волос. А приверженцы одного стиля иногда просто копируют друг друга. Так где же суть этого отделения от массы? Получается, что из толпы привычно одетых людей выделяется толпа фриков, которые похожи друг на друга, как клоны. Поверхностное отношение к субкультуре даёт именно такой эффект, поэтому для ответа на вопрос, кто такие неформалы, придётся в первую очередь разобраться в себе.

Кто ты и кто они?

Кем ты хочешь себя видеть? Что тебя привлекает в субкультуре? Соответствует ли она твоему стилю жизни, и сможешь ли ты существовать внутри такого социума? Если ответы на эти вопросы утвердительные, то вперёд - к новым достижениям, но только стоит помнить про разумность подхода. Мало быть ярким, как попугай, надо быть красивым, как птица феникс. Направьте свой стиль к своему образу. Какие цвета вам идут? Не розовый, а жёлтый? Отлично, это ведь тоже эмоциональный оттенок! Это цвет солнца и радости, так сделайте свой образ соответствующим. Дополните жёлтый цвет синим - и получите гармоничную комбинацию. Но не забывайте про правила трёх цветов. Если в вашем ансамбле оттенков больше, то вы рискуете вызывать рябь в глазах.

Допускаемым властью. «Неформалами» в середине 80-х годов сотрудники органов внутренних дел и местных организаций КПСС называли самые различные неофициальные, самодеятельные сообщества молодых людей - группы социальной инициативы, клубы по ин­тересам и подростковые банды. Первоначально слово «неформал» носило достаточно ярко выраженную негативную окраску и не являлось самоназванием представителей субкультур.

В разговорной речи применяют и сокращённые формы - «нефоры», «ниферы» и прочее.

История

В СССР молодёжные субкультуры в целом не отличались большим разнообразием. Причинами этого, вероятно, были цензура, недоступность зарубежной музыки и периодики, невозможность создания неподконтрольных комсомолу молодёжных клубов. Наиболее массовым и заметным молодёжным движением с конца 70-х до начала 90-х годов XX века явилась так называемая «Система» - контркультурное , демонстративно-карнавальное движение, субкультура которого была осно­вана на двух контркультурных стилях: хипповском и панковском .

Главной характерной особенностью молодёжной субкультуры является её обособленность, отстранённость, часто демонстративная, эпатажная, от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодёжной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодёжная субкультура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством всё чаще ложно оценивается как контркультура. Другой характерной особенностью современной молодёжной субкультуры является преобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной культуротворческой деятельности. Третьей характерной особенностью молодёжной субкультуры можно назвать её авангардность, устремлённость в будущее, часто - экстремальность. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьёзного фундамента исторических и культурных традиций .

Характерными аксессуарами неформалов (по преимуществу хиппи) считались:

  • фенечки (браслеты из ниток или бисера),
  • рваные джинсы .

Кроме «Системы», к «неформалам» относили и близкие по духу движения - КСП (клубы самодеятельной песни), «Фэндом ». Неформалы вызывали жесткое неприятие у основной массы населения, что часто выливалось в стычки и драки. Основными врагами неформалов были люберы (подростки-«качки»). Неформалы старались избегать встреч с ними, даже будучи в численном превосходстве (самое крупное столкновение было в 1987 году на Крымском мосту , много народу с обеих сторон было скинуто в воду). Движение люберов просуществовало несколько лет и в 1990 г. распалось, уступив место нарастающим неформалам.

Неформальные субкультуры в СССР


В СССР молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера в целом были малоразвиты и имели крайне узкий круг адептов; широкое распространение имели субкультуры активно-созидательного, романтического и альтруистического направления. Причиной этого, вероятно, была высокая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала. В то же время косность официальной власти и идеологии приводила к возникновению протестных настроений также и в субкультурах позитивной направленности. Наиболее распространёнными в СССР молодёжными субкультурами были:

Образ жизни

Характерными элементами которого являлись:

  • сейшены (от англ. session ) - «квартирные» или подпольные концерты;
  • автостоп - путешествия;
  • сквоты - самовольный захват заброшенных зданий и создание коммун;
  • тусовки - традиционные места встреч.

См. также

Напишите отзыв о статье "Неформалы"

Литература

  • Здравомыслова Е. А. // Социология в России. - М., 1998. - С.545-568.
  • Анастасия Козлова // Вестник, Сургут, №21, 22.5.1998)
  • Розин М. В. // Вопросы психологии . - 1990. - № 4. - С. 91-99.
  • Игорь Пономарёв. // «Нева». - 2004. - №3
  • Тарасов А. Н. . // «Свободная мысль-XXI». - 2003. - № 3.
  • Тарасов А. Н. Молодёжь как объект классового эксперимента: , ,
  • Борис Фетисов // OCJ №11. Январь 1999 г.

Ссылки

  • // kompost.ru
  • Людмила Брус .
  • Светлана Амосова
  • Д. Саблин

Примечания

Отрывок, характеризующий Неформалы

«Это прежде была Соня», подумал Николай. Он ближе вгляделся в нее и улыбнулся.
– Вы что, Nicolas?
– Ничего, – сказал он и повернулся опять к лошадям.
Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями и всю иссеченную следами шипов, видными в свете месяца, лошади сами собой стали натягивать вожжи и прибавлять ходу. Левая пристяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: «начинать или рано еще?» – Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляющимся густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка Захара. Слышны были из его саней покрикиванье и хохот и голоса наряженных.
– Ну ли вы, разлюбезные, – крикнул Николай, с одной стороны подергивая вожжу и отводя с кнутом pуку. И только по усилившемуся как будто на встречу ветру, и по подергиванью натягивающих и всё прибавляющих скоку пристяжных, заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится.
Николай догнал первую тройку. Они съехали с какой то горы, выехали на широко разъезженную дорогу по лугу около реки.
«Где это мы едем?» подумал Николай. – «По косому лугу должно быть. Но нет, это что то новое, чего я никогда не видал. Это не косой луг и не Дёмкина гора, а это Бог знает что такое! Это что то новое и волшебное. Ну, что бы там ни было!» И он, крикнув на лошадей, стал объезжать первую тройку.
Захар сдержал лошадей и обернул свое уже объиндевевшее до бровей лицо.
Николай пустил своих лошадей; Захар, вытянув вперед руки, чмокнул и пустил своих.
– Ну держись, барин, – проговорил он. – Еще быстрее рядом полетели тройки, и быстро переменялись ноги скачущих лошадей. Николай стал забирать вперед. Захар, не переменяя положения вытянутых рук, приподнял одну руку с вожжами.
– Врешь, барин, – прокричал он Николаю. Николай в скок пустил всех лошадей и перегнал Захара. Лошади засыпали мелким, сухим снегом лица седоков, рядом с ними звучали частые переборы и путались быстро движущиеся ноги, и тени перегоняемой тройки. Свист полозьев по снегу и женские взвизги слышались с разных сторон.
Опять остановив лошадей, Николай оглянулся кругом себя. Кругом была всё та же пропитанная насквозь лунным светом волшебная равнина с рассыпанными по ней звездами.
«Захар кричит, чтобы я взял налево; а зачем налево? думал Николай. Разве мы к Мелюковым едем, разве это Мелюковка? Мы Бог знает где едем, и Бог знает, что с нами делается – и очень странно и хорошо то, что с нами делается». Он оглянулся в сани.
– Посмотри, у него и усы и ресницы, всё белое, – сказал один из сидевших странных, хорошеньких и чужих людей с тонкими усами и бровями.
«Этот, кажется, была Наташа, подумал Николай, а эта m me Schoss; а может быть и нет, а это черкес с усами не знаю кто, но я люблю ее».
– Не холодно ли вам? – спросил он. Они не отвечали и засмеялись. Диммлер из задних саней что то кричал, вероятно смешное, но нельзя было расслышать, что он кричал.
– Да, да, – смеясь отвечали голоса.
– Однако вот какой то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой то анфиладой мраморных ступеней, и какие то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких то зверей. «А ежели и в самом деле это Мелюковка, то еще страннее то, что мы ехали Бог знает где, и приехали в Мелюковку», думал Николай.
Действительно это была Мелюковка, и на подъезд выбежали девки и лакеи со свечами и радостными лицами.
– Кто такой? – спрашивали с подъезда.
– Графские наряженные, по лошадям вижу, – отвечали голоса.

Пелагея Даниловна Мелюкова, широкая, энергическая женщина, в очках и распашном капоте, сидела в гостиной, окруженная дочерьми, которым она старалась не дать скучать. Они тихо лили воск и смотрели на тени выходивших фигур, когда зашумели в передней шаги и голоса приезжих.
Гусары, барыни, ведьмы, паясы, медведи, прокашливаясь и обтирая заиндевевшие от мороза лица в передней, вошли в залу, где поспешно зажигали свечи. Паяц – Диммлер с барыней – Николаем открыли пляску. Окруженные кричавшими детьми, ряженые, закрывая лица и меняя голоса, раскланивались перед хозяйкой и расстанавливались по комнате.
– Ах, узнать нельзя! А Наташа то! Посмотрите, на кого она похожа! Право, напоминает кого то. Эдуард то Карлыч как хорош! Я не узнала. Да как танцует! Ах, батюшки, и черкес какой то; право, как идет Сонюшке. Это еще кто? Ну, утешили! Столы то примите, Никита, Ваня. А мы так тихо сидели!
– Ха ха ха!… Гусар то, гусар то! Точно мальчик, и ноги!… Я видеть не могу… – слышались голоса.
Наташа, любимица молодых Мелюковых, с ними вместе исчезла в задние комнаты, куда была потребована пробка и разные халаты и мужские платья, которые в растворенную дверь принимали от лакея оголенные девичьи руки. Через десять минут вся молодежь семейства Мелюковых присоединилась к ряженым.
Пелагея Даниловна, распорядившись очисткой места для гостей и угощениями для господ и дворовых, не снимая очков, с сдерживаемой улыбкой, ходила между ряжеными, близко глядя им в лица и никого не узнавая. Она не узнавала не только Ростовых и Диммлера, но и никак не могла узнать ни своих дочерей, ни тех мужниных халатов и мундиров, которые были на них.
– А это чья такая? – говорила она, обращаясь к своей гувернантке и глядя в лицо своей дочери, представлявшей казанского татарина. – Кажется, из Ростовых кто то. Ну и вы, господин гусар, в каком полку служите? – спрашивала она Наташу. – Турке то, турке пастилы подай, – говорила она обносившему буфетчику: – это их законом не запрещено.
Иногда, глядя на странные, но смешные па, которые выделывали танцующие, решившие раз навсегда, что они наряженные, что никто их не узнает и потому не конфузившиеся, – Пелагея Даниловна закрывалась платком, и всё тучное тело ее тряслось от неудержимого доброго, старушечьего смеха. – Сашинет то моя, Сашинет то! – говорила она.
После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры.
Через час все костюмы измялись и расстроились. Пробочные усы и брови размазались по вспотевшим, разгоревшимся и веселым лицам. Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых, восхищалась тем, как хорошо были сделаны костюмы, как шли они особенно к барышням, и благодарила всех за то, что так повеселили ее. Гостей позвали ужинать в гостиную, а в зале распорядились угощением дворовых.
– Нет, в бане гадать, вот это страшно! – говорила за ужином старая девушка, жившая у Мелюковых.
– Отчего же? – спросила старшая дочь Мелюковых.
– Да не пойдете, тут надо храбрость…
– Я пойду, – сказала Соня.

Инструкция

Термин «неформалы» официально употребляется в качестве общего названия представителей тех или иных субкультур, молодежных течений. Неформалы – это определенные группы людей, возникшие еще в СССР в 80-х годах в ответ на «формальные» объединения (например, комсомольские организации). В середине 80-х под понятие «неформалы» стали попадать различные подростковые банды, клубы по интересам, неонацистские сообщества (например, ). Любопытно, что первоначально термин «неформалы» носил довольно яркую экспрессивную окраску и негативное значение. Тогда под это понятие не попадали различные молодежные субкультуры типа готов, эмо, панков, хиппи, рокеров и т.д.

В настоящее время неформалом называют любого человека, как-либо отличающегося от общей массы людей. Дело в том, что свою приверженность к тому или иному молодежному течению или субкультуре неформалы демонстрируют своей манерой одеваться. Подмечено, что в большинстве случаев внешний вид неформала абсолютно не соответствует его истинным интересам, а всего лишь является отражением данного увлечения, которое может пройти так же быстро, как и возникло. Чтобы еще больше подчеркнуть свою привязанность к какому-либо течению или субкультуре, неформалы эпатируют не только своим внешним видом, но и поведением.

Тем не менее, внешний облик для неформалов – это основной показатель их приверженности тому или иному течению. Ярким примерами являются , панки и . Стили их одежды близки и напоминают друг друга: это и балахоны, и футболки с изображениями любимых музыкальных групп или с символикой. Например, металлисты предпочитают изображения и байков, а панки – черепа. Кроме того, для представителей этих течений характерно повседневное ношение так называемых косух – кожаных курток с огромных количеством замков. Основной замок расположен с правой стороны куртки, отсюда и ее название.

Еще одной отличительной особенностью внешнего вида неформала является кожаный напульсник на руке, оснащенный цепями или металлическими шипами. Любопытно, что панки не притязательны к одежде и могут носить штаны цвета хаки (камуфляжные). В настоящее время широкое распространение получили такие неформальные течения как эмо и готы. Для приверженцев данных социальных групп важно не скрывать собственные эмоции, естественно реагируя как на счастье и радость, так на боль и печаль. Крайне необычен и стиль их одежды. Эмо придерживаются в своем стиле одежды всего лишь двух цветов: розового и черного, а готы и того меньше – только черного.

Кто такие неформалы?


Проходя по улице мимо очередной тусовки молодых людей, мы невольно обращаем внимание на ярко одетых, татуированных или особым образом причесанных людей. "Вот уж молодежь!" - думаем мы. Однако мало кто из обычных людей представляет, что такая одежда, прическа и татуировки могут значить многое. Для нас, конечно, они значат мало. А вот для молодых людей, которые переживают сложный период своей жизни в связи с возрастом такая одежда - это символ чего-то особенного. Чего же? Попробуем разобраться.

Неформалы - кто они?

Кто такие неформалы? Прежде всего, неформалы - это социальная группа. Как правило, термин относится к тем молодым людям, которые стремятся каким-либо образом выделиться из общества окружающих их людей. Стремление к неформальным культурам возникает у человека обычно в подростковом возрасте. Однако существует большое количество случаев, когда люди надолго остаются неформалами. Это связано с глубоким осознанием идей неформального движения. Впоследствии такие люди становятся некими духовными вдохновителями молодежи. Они постоянно находятся в кругу молодых людей и занимаются тем, что прописано в неформальном "своде правил" своей культуры. Естественно, свод правил не подразумевает под собой наличие юридического документа. Скорее, это просто воззрения и традиции определенной неформальной культуры.

Пожалуй, наиболее частая причина для возникновения неформальной группы - это музыкальное направление. На этих дрожжах образованы основные неформальные культуры. Например, хиппи, металисты, рэперы, инди и так далее. Музыка обладает каким-то магическим влиянием на молодых людей. Известные музыкальные группы должны ощущать огромную ответственность за то, что они передают со сцены. Для того чтобы понять, кто такие неформалы или что значит быть, например, металистом, нужно любить музыку в стиле метал. Без осознания музыки и без ее принятия ни один человек не будет истинно принят в ту или иную неформальную культуру.

Другой популярной причиной возникновения неформальных культур является политическая и историческая ситуация. К примеру, нацизм в Германии тоже был неформальной культурой, которая переросла в машину для убийств мирового масштаба.

С этой точки зрения интересна история возникновения культуры хиппи. Первоначально существовало движение битников (от слова "beat" или "удар"). Их можно считать прародителями всех неформальных культур нынешнего мира. Движение зародилось в 50-х годах в Соединенных Штатах Америки. В ходе Второй Мировой Войны многие молодые люди потеряли родителей, после чего их поколение называли разбитым. Эти молодые люди выражали свою скорбь и протест, одеваясь в рваные джинсы, обвисшие свитера и старые кеды. На фоне остальных школьников в пиджаках и галстуках битники выглядели, как нищие. Такая одежда и часто вызывающее поведение неформалов были вызовом традиционным устоям общества. К концу 50-х годов по приказу правительства США был изобретен наркотик ЛСД, который был призван уничтожить малозащищенные слои молодежи. Согласно исследованиям, до 60% активно употреблявших ЛСД погибали от сердечных приступов. Но ситуация быстро вышла из-под контроля. Наркотик превратился в общенациональную беду. В той среде возникли такие величайшие музыкальные коллективы, как "The Doors", "Led Zeppelin" и "Rolling Stones". Музыканты активно принимали наркотики и писали песни под их воздействием. Группы были очень популярны, что привело к формированию движения хиппи. Эти молодые люди вели беспорядочный образ жизни, употребляли легкие наркотики, путешествовали из города в город по различным музыкальным фестивалям. Их девизом было известное выражение: "Make love, not war", что в переводе на русский звучит как "твори любовь, а не войну".

Можно с уверенностью сказать, что каждому человеку, а особенно подростку приходилось встречать людей, отличающихся своим внешним видом и поведением от остальных. У кого-то длинные черные волосы или розовая челка, корсеты или косухи, много браслетов, высокие платформы, многочисленные проколы на теле, вызывающий макияж. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур. Причем, большинство из них являются подростками, обучающимися еще в средних образовательных учреждениях. Одним из таких является МОУ СОШ №2, где обучаемся мы. На этом примере мы проведем свое исследование, обобщив собранные данные.

В современном обществе выделяют десятки субкультур, которые находятся всегда в движении, изменяются. Человеку, не относящемуся к субкультурам, отдельные публикации в прессе не позволяют получить единую картину, а иногда дают искаженные представление о тех или иных формированиях, поскольку рассматривают, как правило, лишь оду какую-то сторону их деятельности. В отношении неформальных групп сложилась нехватка объективной информации. Поэтому мы хотим в своей работе, исследовав многие источники, заполнить пробелы об этих течениях.

В результате работы над проектом мы выяснили основные причины вступления молодежи в неформальные течения. Из них основные: а) борьба отцов и детей - противостояние взрослому миру, нежелание подростка прислушиваться к желаниям родителей; б) потерянность подростка, неопределенность самого себя, своих возможностей и стремлений; в) самовыражение, духовное и физическое обретение себя самого; г) влияние окружения и семьи на психику подростка; д) невнимательность к подростку, беспризорность, одиночество, запущенность, беззащитность; е) стремление познать необычное, что-то новое, получить новые эмоции и впечатления, развить свои интересы.

Мы считаем, что любой человек должен хотя бы немного, в общих чертах знать, что такое субкультура. Так как данное слово все чаще употребляется среди молодежи. Неформалы живут среди нас, и они такие же люди как мы, просто со своими увлечениями, может даже странностями. Но разве и у людей, не относящихся к неформалам, нет своих разных необычных интересов, просто они не так ярко их выставляют напоказ. В каждой субкультуре бывают разные люди. На самом деле субкультуры - это колоссальный красочный мир, открывающий нам все оттенки жизни.

В работе мы начали исследование, исходя из поведения и одежды различных неформалов, ссылаясь на то, что между представителями различных субкультур существуют как различия, так и определенное сходство в частности в их целях - быть индивидуальностью, быть услышанным, понятым и быть принятым.

Проект является связующим звеном между миром подростковых неформальных групп и окружающим обществом. Он может быть также интересен родителям представителей субкультур, учителям и другим взрослым, которые работают с ними, помимо самих подростков.

Субкультуры ли? Неформальные объединения молодежи - кто они?

Неформальные объединения не являются открытием наших дней. Они имеют богатую историю. Разумеется, сейчас они существенно отличаются от своих предшественников. Тем не менее, чтобы постигнуть натуру сегодняшних неформалов, обратимся к истории их появления.

Для начала мы решили заглянуть в толковый словарь русского языка Ожегова и посмотреть разъяснение слов. Так, определения «субкультура» вообще нет, а «неформал» означает представитель неформальной, официально не утвержденной организации, группы. Эти сведения означают, что эти слова являются до конца не исследованными.

Проанализировав научные книги, выделили современное определение культуры. Культура - это убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Культура любого общества пестра, поскольку в нем существуют различные социальные группы и подгруппы, разные нации и народности, у которых имеются свои ценностные традиции и свое понимание социальных норм, порядков. Такие культурные группы принято называть субкультуры. Выделяют различные субкультуры: этнические, классовые, религиозные, молодежные и др.

Субкультура с точки зрения культурологии - это объединение людей, которое не противоречит ценностям традиционной культуры, а дополняют её – вносят индивидуальность, яркие элементы, сопутствуют своими тенденциями стремительному развитию. Субкультуры также – своего рода «ростковые зоны» на теле «большой» (мэйнстримовской) культуры. Они необходимы как гарантия от культурного застоя, а введения новых направлений - для самовыражения. Они – своеобразный культурный передовик, который всегда «идет в ногу со временем».

Термин " неформальная группа " стал широко применяться в социологии после Хоторнских экспериментов, проведенных под руководством Э.Мэйо, в которых была выявлена сущность рабочей бригады как малой социальной группы: каждый работник ощущал себя не одиночкой, а членом спаянной социальной организации неформальной группы, спонтанно возникшей в формальной организации промышленного предприятия. Основная функция группы неформальной организации состояла в защите рабочими своих экономических интересов: сохранении неизменной нормы выработки, соответствующей неформальному групповому стандарту. Исследования показали, что индивидуальная производительность труда находится под сильным влиянием межличностных отношений в бригаде.

Так что слова имеют свою историческую справку, причем они имеют значение мало отличающееся от первоначального.

Словосочетание «неформальные объединения молодёжи» возникло в противопоставление «формальным» объединениям: комсомольской организации и других, допускаемых властью. В настоящее время термин «неформалы» часто употребляется в качестве самоназвания представителями различных субкультур, противопоставляющих себя окружающим. «Неформальный» сейчас обозначает необычность, яркость и незаурядность. В разговорной речи применяют и сокращенные формы - «нефоры», «ниферы» и др. Неформальный человек – это стремление показать свое «Я», сказать тусклой массе людей: «Я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Особенно, это касается нас – подростков, находящихся в вечных поисках своей неповторимой личности.

Мы определились со значениями слов, теперь поговорим о грамотных названиях или более корректных.

Оказывается, что не всех людей, состоящих в подобных организациях, можно назвать неформалами. Так существуют в зависимости от направленности целей три названия: неформальные, любительские, самодеятельные. Участники самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают возрождать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по-своему борются с коррупцией. Бурно возникающие молодежные группы именуют по-разному. Поэтому употреблявшийся первоначально термин "неформалы" является не совсем точным и может быть использован только лишь относительно отдельных группировок. Им характерен, чаще всего, спонтанный, неорганизованный, нестабильный характер. "Любителями" же по традиции называют людей, посвятивших себя творчеству в непрофессиональной форме: сценическое или изобразительное искусство, изобретательство, общественная деятельность. Поэтому термин "самодеятельные организации" по отношению к таким объединениям кажется более оптимальным, и может быть отнесен ко всем видам и направлениям молодежной активности.

Характеристики субкультур, в общем. Разделение их по видам

Каковы же основные характеристики молодежной субкультуры? Ее главной характерной особенностью является ее обособленность, отстраненность, часто демонстративная, эпатажная, не зависящая от чужих мнений, культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодежная субкультура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством все чаще ложно оценивается как контркультура.

Другой характерной особенностью современной молодежной субкультуры является преобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому, что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной творческой деятельности.

Третьей характерной чертой молодежной субкультуры можно назвать ее чрезмерную устремленность в будущее, часто небезопасную. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьезного фундамента исторических и культурных традиций, познаний. Английский социолог М.Брейк отмечал, что субкультуры как "системы значений, способов выражения или жизненных стилей": развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, "в ответ на главные системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте". Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом. Все мы похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию моды, общественному мнению и подчиняемся порядкам. У неформала свой мир и свои правила: когда в моде мокасины, они одеваются исключительно, как хотят, или как принято в субкультуре: будь это кеды или гриндерсы.

Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа, первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми плюсами и минусами. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свой способ. Раньше при Советском Союзе было больше контроля над молодежью, существовали пионерская организация и комсомол, которые были обязательны, но большинство их членов были пассивными и вступали в них скорее потому, что «так полагалось». Сейчас же все изменилось, молодежи предоставлено больше, которая иногда несет и отрицательные черты, помимо свободного высказывания своего «Я».  

Но есть некоторые негативные стороны вступления подростка в данные организации. Во-первых, стихийное, неуправляемое общение молодых людей в группах опасно перерождением объединений в асоциальные. Во-вторых, в настоящее время в нашей стране наблюдается скачкообразный рост неформальных молодежных объединений. Участие подростков в неформальных молодежных объединениях может привести к различным последствиям в их дальнейшей жизни.

А тем более, что городские условия жизни создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры. Было множество попыток классифицировать неформальные движения. Сначала приведем все возможные классификации, которые нашли, а после предложить нашу.

Так существуют классификации по социально-правовому признаку, по направленности интересов (социолог М.Топалова), также структура профессора С.А.Сергеева, по неформальному самодеятельному движению молодежи (профессор З.В. Сикевич) и многие другие.

Мы полагаем, что молодежные организации можно распределить на следующие группы:

  • Спортивные: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры, сноубордисты.
  • Музыкальные: музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.
  • Игровые, включающие другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры
  • Мировоззренческие, идеологические: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы,эмо.
  • Компьютерные: хакеры, юзера, геймеры.
  • Асоциальные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.
  • Религиозные: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.
  • Эстетические, связанные с искусством: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.
  • Элитарные: мажоры, рейверы.
  • Антикварные: битники, роккабильшики, моды.
  • Контркультура: гопники, реднеки.
  • Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

Мы выделили самые известные из них, даже немного углубившись. При составлении характеристики, мы пользовались многими источниками информации и собственным наблюдениями.