Как нарисовать хитрый взгляд. Как нарисовать реалистичный глаз карандашом поэтапно

Создано в: Adobe Photoshop

Давайте будем честны, рисовать лицо не так просто, особенно, если нет опыта! Это не то же самое, что рисовать пейзажи, где не важно, сдвинуто дерево вбок на сантиметр, или изменило ли оно свою форму. Когда вы рисуете реалистичное лицо, все должно быть на своих местах, иначе оно получится нелепым. И дело не только в этом, каждая часть лица обладает своей уникальной анатомией, которую необходимо учитывать – как минимум в качестве основы, на которой потом можно что-то строить!

В этом уроке я покажу вам, как рисовать глаза. Надеюсь, что этот урок будет полезен не только для новичков, но и для тех, кто уже давно в области рисования, но будет рад научиться еще чему-то новому и развить свои навыки еще больше – или, возможно, просто попробовать что-то новое.

ВСТУПЛЕНИЕ

Говорят, глаза – зеркало души, и без сомнения они являются самой экспрессивной частью лица. Я слышала, что, если вы правильно нарисовали глаза, то вы на полпути к хорошему портрету, и это в какой-то степени правда. Глаза также часто являются элементом лица, который делает портрет безжизненным, и это обычно происходит, когда художник не до конца учитывает их анатомию.

Итак, прежде чем начать рисовать реалистичные глаза, давайте посмотрим на линейный рисунок, демонстрирующий то, как глаз выглядит в действительности. Конечно, глаза бывают разной формы и размеров, но общая форма будет всегда неизменной. Глазное яблоко так называется неспроста – оно имеет сферическую форму, и его линии видны даже тогда, когда мы не видим глазного яблока целиком. Если посмотреть сбоку, то это становится еще очевиднее. Далее, во внутреннем уголке глаза находится слезный канал, ну и, конечно же, верхнее и нижнее веко. Упущение какого-либо из этих деталей ведет к неадекватному результату!

Чтобы добиться более полной картинки, я покажу вам, как рисовать глаз в двух перспективах – вид спереди и в развороте на ¾, т.к. эти две перспективы наиболее часто встречаются в портретах.

ИТАК, НАЧНЕМ!

Дня начала откроем новый файл и выберем цвет кожи для заливки фона – что-нибудь среднее, не слишком яркое и не слишком темное. Добавляем новый слой и делаем набросок глаза, не забывая все те мелочи, о которых было сказано выше. Наш источник света будет располагаться справа, так что мы уже сейчас можем добавить его отражение на эскизе.

Первым делом давайте придадим форму прилегающей зоне глаза. Можете рисовать прямо на фоне или (как наиболее удобный вариант при создании реалистичного портрета) просто добавьте новый слой под слоем с эскизом и рисуйте на нем. Возьмите стандартную круглую кисть с Непрозрачностью (Opacity) в режиме Нажима Пера (Pen Pressure), подберите оранжево-коричневый тон для теней и желто-бежевый для световых пятен, чтобы можно было начать затенение. Проводите кистью по естественным изгибам глазниц и век.

Продолжая работать с круглой кистью, мы прорисовываем тени и световые пятна, а также добавляем немного серо-фиолетового для вариации цвета, пусть даже этот цвет не будет особо заметен. Чтобы немного сгладить линии кисти, я обычно использую инструмент Размывание/Палец (Smudge tool) в режиме Рисование Пальцем (Finger Painting), кончик кисти в режиме Рассеивание (Scatter) и Непрозрачность (Opacity) в режиме Нажима Пера (Pen Pressure). Экспериментируйте с настройками; данные параметры – мой личный выбор, но, возможно, вам подойдут совершенно другие!

Чтобы получить более ясную картину того, как глаз будет выглядеть, давайте закрасим глазной белок. Самой распространенной ошибкой здесь является выбор чисто белого цвета для белка. Помните, мы должны брать во внимание круглую форму глазного яблока, так же как и отражения источника света. Используйте сероватый оттенок, – он наилучшим образом сюда подойдет – степень его светлоты будет зависеть от общей освещенности рисунка. Вкраплением в глазной белок немного тона кожи (или оттенка света, если он достаточно яркий) можно добиться большей реалистичности. И что касаемо слезного канала – за его основу можно взять бежево-розовый оттенок.

Теперь давайте окрасим радужку. Я выбираю цвет, переходящий от среднего к темному синему, и затем добавляю поверх этой основы легкий светлый слой. Это уже придает ощущение глубины. Далее добавляем зрачок. Обратите внимание, что на развороте в ¾ зрачок уже не круглой, а слегка овальной формы; это происходит из-за смены перспективы. Не забудьте маленькую яркую точку, иллюстрирующую блик от отраженного света, потому что в дальнейшем он поможет вам доработать радужку в деталях!

Мы уже практически получили вполне реалистичные глаза, даже не смотря на то, что рисунок пока сырой и не хватает многих деталей. Однако пока что мы будем прорабатывать основную форму глаза и придадим ему объем. Взяв круглую кисть, я выбираю достаточно насыщенный оранжево-коричневый цвет для глубоких теней между верхним веком и бровью. Я также использую этот оттенок, чтобы добавить немного тени на верхнем веке и немного на внутреннем уголке нижнего века. Слезный канал обретает красивый насыщенный оранжевый оттенок, который также слегка наносится на внешний уголок глаза. Чтобы усилить световые пятна на веках, можно одинаково использовать и светло-бежевый, и серо-зеленый оттенки. Также еще раз прорисовываем тени на самом глазном яблоке.

Далее с этого момента все завязано на дальнейшей обработке и добавлении деталей. Работаем все той же круглой кистью, варьируя (вручную) ее Непрозрачность (Opacity) и размер. У меня всегда складывается такое ощущение, будто я высекаю фигуру из камня как скульптор, а не просто рисую как художник; добавляя тени и блики, я как бы оживляю фигуру, и она становится объемной и реалистичной. Именно это мы и будем делать: углублять и прорисовывать тени. Добавление мягкой, но заметной тени на краю верхнего века, помогает добиться эффекта ресниц, и смягчает края там, где глазное яблоко исчезает под веком. Цвет радужки обыгрывается бледно-зеленым, а там, где на нее падает тень от века, мы добавляем очень сочный бирюзовый цвет.

Оставаясь на радужке, возьмите маленькую кисть – либо круглую, либо точечную – и можно приступать к нанесению шаблона линий. Такие линии есть на любых глазах, но иногда этот шаблон может быть таким темным, что его практически не видно. Тем не менее, на радужке всегда есть линии, идущие от зрачка к внешним краям самой радужки. В данном случае мы хотим, чтобы они были заметными и насыщенными. Выберем для этой цели бледно-зеленый и бирюзовый цвета, но используйте и светлый и темный оттенки того же или схожего тона. Время от времени отходите от рисунка и присматривайтесь к нему, так вы сможете заметить какие-то недочеты, над которыми следует еще поработать. Здесь я добавил чуть больше световых пятен на внешней стороне брови, на краю нижнего века и вокруг слезного канала. Затем можно переходить к бровям.

С помощью инструмента Палец (Smudge tool) с точечным кончиком кисти мы аккуратненько прорисовываем радужку. Обратите внимание, что двигаться надо от зрачка к краям радужки: мы же не хотим, чтобы все линии размылись! После этого мы подбираем очень яркий – но почти ненасыщенный – бледно-зеленый цвет и проходимся по радужке там, где на нее падает свет: в правой части, и немного в нижнем левом углу, куда попадает небольшой блик от света. Чтобы подчеркнуть линию глазного яблока, мы берем бело-голубой цвет и прорисовываем основной блик на глазу. Теперь я рисую его в виде арки, пересекая границу радужки и попадая немного на белок. Это придаст поверхности глаза влажный блеск.

Используя маленькую круглую кисть с Непрозрачностью (Opacity) и Колебанием Размера (Size Jitter) в режиме Нажима Пера (Pen pressure), теперь можно нарисовать бровь. Выберите приятный темно-коричневый цвет, и еще один – обычный коричневый. Слегка пройдитесь по бровям инструментом Палец (Smudge tool). Возьмите цвет окружающего бровь кусочка кожи и используйте его, чтобы разбавить чрезмерную густоту волос. Подчеркните кожу вокруг, добавив несколько световых пятен, особенно с внешней стороны, где свет будет падать прямо. После этого можно переходить к ресницам. Добавим новый слой, чтобы не испортить общую картинку глаза. Выберите маленькую круглую кисть с Непрозрачностью (Opacity) и Размером (Size) в режиме Нажима Пера (Pen Pressure) и начните легкими движениями наносить реснички. Если они не прокрашены тушью или не завиты специальным прибором, они практически не загибаются вверх!

Можете продолжать добавлять еще больше ресниц на этом же слое, или можете создать новый, чтобы сделать их более густыми. Вы также можете сделать дубликат слоя с уже нарисованными ресницами и немного сдвинуть его вправо или влево, затем уменьшить немного Непрозрачность (Opacity), удалить ненужные элементы и пройтись по ним инструментом Палец (Smudge tool). Если вы довольны результатом, мы слегка размываем реснички в некоторых местах. Добавим несколько маленьких бликов между ресничками на нижнем веке, и получим красивый эффект блеска.

Последним этапом каждого рисунка является добавление тех самых мелких деталей, которые заставляют рисунок «ожить», сделать его более реалистичным, даже несмотря на довольно очевидное рисованное качество. Используя отдельные слои для этих деталей, вы только поможете себе, потому что в таком случае можно будет редактировать и экспериментировать с эффектами, не повредив при этом сам рисунок. Но прежде чем мы приступим к детализации, давайте еще немного поработаем над радужкой. Возьмите самый темный бирюзовый цвет и нарисуйте вокруг зрачка круг из линий, исходящих от центра к краям – некоторые заметнее и длиннее, некоторые чуть менее видимыми и более короткими. Это добавит зелени в глазах и придаст им блеска. Теперь мы добавим еще немного бликов на лазной белок, используя стандартную точечную кисть, затем размыв их с помощью инструмента Палец (Smudge tool). Взяв точечную кисть поменьше с Колебанием Угла (Angle Jitter) 50%, мы пройдемся по бровям, векам и уголку глаза ярко бело-желтым цветом. Все это делается на отдельном слое! Слегка размажем слишком заметные точки, некоторые из них, возможно, нужно будет убрать Ластиком (Eraser), чтобы способствовать лучшему смешению с окружающим участком кожи. Теперь продублируйте этот слой и установите режим смешивания слоев Наложение (Overlay), затем слегка сдвиньте этот слой, и вы получите прекрасную имитацию текстуры кожи.

Теперь осталось только взглянуть на свой рисунок последний раз, возможно, вы захотите добавить еще несколько штрихов на нижнее веко или на уголок глаза, или подкорректировать световые пятна или тени – и все! Готово!

Одним из важнейших элементов портрета карандашом являются глаза. Ведь недаром говорят «глаза зеркало души». Одно выражение глаз может сказать о человеке очень многое: грустен он или весел, зол, обижен, задумчив, счастлив, расстроен.

На начальных этапах обучения лучше использовать твердый или средний карандаш (мягкостью Н-F-НВ или Т-ТМ в русской маркировке).

Глаз человека имеет форму эллипса. Внутренний уголок глаза располагается на уровне осевой линии.

Внешний угол глаза может быть немного приподнят над центральной линией.

С внутренней стороны верхняя часть глаза чаще всего слегка вогнута.

Но следует помнить, что в зависимости от типажа лица, строение глаз так же может изменятся, колеблясь в незначительных пределах.

Рисуем основу, учитывая вышеперечисленные характеристики строения глаза.

Добавляем ресницы на верхней части века с внешней стороны.

В нижней внешней части глаза также прорисовываем ресницы, но уже более короткие, нежели верхние. Тонкой линией подчеркиваем толщину нижнего века.

Выбрав направление взгляда, рисуем контур радужной оболочки и зрачка.

Штрихуем радужку и зрачок, причем зрачок должен быть темнее. Меняя силу нажима карандаша мы можем менять тон штриховки, делая его более густым и темным или же легким и светлым. Цвет радужной оболочки зависит от физиологических характеристик глаз и яркости освещения.

Накладываем тени от верхнего века на радужной оболочке по обе стороны от зрачка. На белок глазного яблока тоже может падать тень, но она более светлая и легкая, и видна непосредственно под веком, а порой практически не заметна.

Далее прорисовываем толщину верхнего века линией параллельной грани века. Подчеркиваем основание верхних ресниц, делая линию их крепления более четкой. Выделяем контуры внутреннего уголка глаза. Набираем тон на зрачке и радужной оболочке. Делаем ресницы гуще. И в завершении всего, добавляем блик, выбирая карандаш ластиком.

Глаза лучше всего рисовать попарно, постоянно сравнивая их. Но не забывайте, что не существует людей с совершенно одинаковыми левой и правой частью лица. Так что и глаза будут отличаться друг от друга.

Я уже говорил что глаза и губы это самые важные части которые нужно уметь рисовать начинающему художнику на лице человека. мы изображали уже, теперь я расскажу как нарисовать глаза человека поэтапно карандашом для начинающих. Помимо того что это всего лишь часть лица, нужно понимать что под каждую форму требуется изображать различные глаза. Нужно так же понимать что от полноты глаза и его цветопередаче вы можете выразить настроение и ум. На самом деле глаза рисовать сложней всего, так как в основном по ним складывается общая картина . Имеет большое значение зрачок, ресницы и уголки глаза, этим моментам мы уделим внимание и нарисуем более менее стандартный глаз, по этому рисунку обычно тренируются начинающие художники.

Мы рисуем обычным карандашом, если мы будем рисовать цветными красками то потрудиться придется еще больше, так как цветопередача это трудный момент в картине. Предоставляю вам мастер класс по поэтапному рисованию глаза человека.

Рисуем сразу нижнее веко, две линии, горизонтальную удлиненную и полу вертикальную небольшую.

Теперь много элементов нужно нарисовать. На обеих веках сразу рисуем немного ресниц, очень хорошо если они будут небрежно изображены, для естественности. Над правым веком рисуем полу дугу, для полноты глаза. И самое главное на этом шаге, обозначаем границы зрачка, справа вертикальная дуга и слева. Слева даже рисуем небольшую выпуклость, она нужна для разнообразия глаза и зрачка в частности.

Затем нам нужно изобразить зрачок. Слева делаем еще одну дугу, и получается как будто буква В. Рисуем окружность и в ней еще одну окружность, центральную зарисовываем. Так же зарисовываем верхнюю часть зрачка. А еще в самой центральной части оставляет миниатюрный овал не зарисованным. Очень важным является направление линий которыми мы зарисовываем части глаза, они должны быть направлены в разные стороны. К примеру в центре зрачка вертикально, в чуть выше линии смотрят по диагонали вправо вниз.

Слегка наводим все линии глаза и очень тонкими линиями зарисовываем пустую часть зрачка.

В этом уроке мы покажем Вам как с помощью карандаша можно нарисовать реалистичный глаз и придать коже текстуру.

Итак начнем:

Мягким карандашом рисуем контуры глаза.

∴ ∴ ∴ ∴ ∴

Мягкую кисть опускаем в графитный порошок и покрываем им рисунок в 2-3 слоя, делая тем самым тон. Кисть можно взять любого размера, главное что бы она была мягкая и хорошо заполняла зернистость бумаги. По интенсивности тона ориентируемся на радужную оболочку глаза — если тон получился сильно темный осветляем его с помощью мягкой резинки.

∴ ∴ ∴ ∴ ∴

Берем кисть меньшего размера и предаем цвет глазам, детально прорабатывая теневые области.

∴ ∴ ∴ ∴ ∴

Мягкой резинкой подтираем область бликов.

∴ ∴ ∴ ∴ ∴

Мягким карандашом (2B) прорисовываем наиболее темные области — тень в складке верхнего века и в верхней части радужной оболочки.

∴ ∴ ∴ ∴ ∴

С помощью очень жесткого карандаша (5H) прорисовываем радужную оболочку. Жесткий карандаш необходим для того, что бы в дальнейшем процессе рисования линии не размазались и не затерлись.

∴ ∴ ∴ ∴ ∴

Опять берем мягкий карандаш (2В) и прорисовываем им темные области радужной оболочки.

∴ ∴ ∴ ∴ ∴

Теперь нам опять пригодиться мягкая кисть — ее прорабатываем форму глаза: усиливаем и углубляем цвета, детализируем форму. Белок глаза тоже нужно затемнить, придав ему форму — для этого берем жесткий карандаш (5Н) и усиливаем линии перехода от века к белку.

∴ ∴ ∴ ∴ ∴

Самое время заняться фактурой кожи. Берем карандаш средней жесткости (НВ), легкими круговыми движениями добавляем тона верхнему веку и коже вокруг него — начинать следует с более затемненной областей, т.е. от складки века. Что бы сгладить шероховатости, используем растушевку и жесткую кисть.

∴ ∴ ∴ ∴ ∴

Аналогичные действия проводим и с нижним веком.

∴ ∴ ∴ ∴ ∴

Дополнительно усиливаем тени на всей поверхности глаза — для этого возьмем карандаш средней жесткости HB. Что бы проработать толщину нижнего века нам понадобиться карандаш 5H и наконец с помощью 2В проработаем тени все на том же нижнем веке.

∴ ∴ ∴ ∴ ∴

Что бы передать коже реалистичность — добавим сетку мелких морщинок. Для этого с помощью карандаша HB рисуем маленькие легкие линии, затем аккуратно с помощью резинки чуть осветляем маленькую область рядом с каждой морщинкой.Что бы все выглядело натурально и что бы скрыть артефакты следов резинки используем кисть и растушевку.Применим ту же методику и для детализации белка глаза и слезного протока. Тем же карандашом (HB) нарисуем брови — рисуем каждый волосок брови, уменьшая давление на карандаш по направлению к кончику волоска.

∴ ∴ ∴ ∴ ∴

Последним этапом будет прорисовка бровей. Когда кожа уже закончена — можно приступать! Верхние ресницы всегда темнее нижних, и так же темнее бровей. Используем карандаш 2В (можно и чуть мягче), рисуем ресницы следуя росту волос, уменьшая нажим на карандаш концу каждой волосинки. Не забываем нарисовать отражение ресниц на радужной оболочке глаза.

∴ ∴ ∴ ∴ ∴

Рисуем нижние ресницы карандашом 2В.

∴ ∴ ∴ ∴ ∴

Окончательные штрихи — при необходимости слегка осветляем нижнее веко резинкой.

∴ ∴ ∴ ∴ ∴

Если Вы сбились на определенном моменте или что-то не получилось с первого раза — не отчаивайтесь, а лучше попробуйте еще разок.
Надеемся этот урок по рисованию глаза карандашом оказался для Вас полезным!

Очень красивые получаются глаза в стиле аниме. Рисунок глаз в таком стиле немного искажен, зато очень эффектный. Глаза неестественно большие с длинными ресницами, именно о таких глазах и мечтают девушки. К сожалению, такие глаза бывают только нарисованными на картинках, в реальности глаза человека выглядят иначе. Впрочем, не обязательно иметь огромные глаза и длинные ресницы, у любого человека глаза очень красивые, особенно когда он улыбается. Любой портрет человека - это в первую очередь правильно нарисованные глаза. Однако нарисовать глаза правильно довольно сложно, поскольку очень трудно передать в рисунке взгляд человека. Давайте попробуем научиться рисовать глаза человека карандашом, поэтапно.

1. Вначале нарисуйте несложные контуры

Чтобы вам было легче нарисовать глаза человека, я решил нарисовать только один глаз. Но вы можете сразу нарисовать два глаза, разместив их рядом в зеркальном отражении. Для этого рисуйте на вашем рисунке сразу оба контура. Обратите внимание, что глаза должны быть одинаковыми, но в зеркальном положении по отношению друг к другу, иначе они будут выглядеть криво и косо, что естественно нежелательно для рисунка красивых глаз девушки.

2. Добавим на рисунке еще один контур

Пока урок, как нарисовать глаза, больше похож на урок геометрии. Но именно такими фигурами вам легче будет научиться рисовать правильно. Обратите внимание, что второй контур не квадрат, а прямоугольник, горизонтальные стороны его длиннее, чем перпендикулярные.

3. Рисуем общую форму глаза

Сейчас нужно будет нарисовать форму глаза, "растянуть" прежний контур и нарисовать внутри прямоугольника овал для роговицы глаза. Все это сделать несложно, важно лишь точно разметить, где будут располагаться уголки глаза. Учтите, что если угловые линии соединить слишком далеко, глаза будут узкими.

4. Глаз приобретает реальную форму

Рисуя глаза важно правильно нарисовать форму глаза, "выдержать" все пропорции и поэтому мы использовали геометрически фигуры. Но на этом шаге, они уже нам больше не понадобятся, и их нужно будет удалить. Но прежде нужно изменить форму глаза, точно как на моем рисунке. Левый уголок глаза (по отношению к вам) нужно вывести за общий контур и опустить почти на уровень нижней части овала роговицы. А правый уголок глаза, наоборот передвинуть внутрь контура на уровне горизонтальной разметочной линии. После этого плавными линиями соедините уголки в одно целое. Вот теперь можно удалить лишние контурные линии и на рисунке теперь уже настоящий красивый глаз. Это сложный шаг, уделите ему больше всего внимания.

5. Рисунок глаз почти закончен

Внутри роговицы глаза нужно нарисовать зрачок. Зрачки не нужно рисовать слишком большими. Глаза человека при нормальном освещении имеют небольшие зрачки. В левом уголке нарисуйте мешочек для слез, а сверху параллельную линию верхнего века. Вот теперь можно сказать, что вы смогли нарисовать глаз почти полностью. Осталось только нарисовать ресницы и немного затенить рисунок карандашом.

6. Как затенить глаза карандашом

Чтобы окончательно нарисовать глаза нужно добавить ресницы, но небольшие. Мы ведь рисуем обычные глаза человека, а не глаза фотомодели с журнала. Учтите, что ресницы могут дать неожиданный эффект в картинке глаза, и им надо пользоваться осторожно. Затем нужно затемнить некоторые участки век, как показано на рисунке. Нужно также добавить обводку вокруг глаза на месте ресниц, обвести радужную оболочку. Ну и конечно раскрасить радужную оболочку цветными карандашами.

7. Добавьте цвет на радужной оболочке

Вот теперь, рисуя лицо человека, вы уже сможете уверенно и правильно сделать рисунок глаза .


Рисунки лица, глаза человека, портреты - это самый сложный вид изобразительного искусства. Научиться нарисовать портрет человека, глаза человека, даже простым карандашом, требует не только времени на обучение, но и таланта. Сложность рисунка портрета человека состоит в умении передать эмоциональное состояние человека, его мимику, глубину взгляда и т.д. Самое важное в портрете это правильно нарисовать глаза человека.


Глаза в рисунке аниме - это основа данного стиля. Все картинки девушек нарисованных в стиле аниме отличаются огромными глазами - черными, голубыми, зелеными. Но обязательно огромными и выразительными. Чтобы нарисовать глаза правильно, обязательно нужно делать это поэтапно, поскольку глаза это самый важный и сложный элемент любого рисунка человека.


Рисуя человека вы должны видеть весь будущий образ из предполагаемых линий и вам лишь останется нарисовать их. В изобразительном искусстве самое главное не точность пропорций и линий рисунка, а изображение главного, самого важного. Очень часто для этого достаточно точно нарисовать глаза, которые передадут настроение и характер человека.


Урок, как нарисовать балерину, рассчитан на тех, кто уже умеет неплохо рисовать, поскольку рисовать человека не просто. Нарисовать картинку балерины особенно сложно, поскольку в рисунке нужно передать грацию и изящество танца балета. Но если вы хотите нарисовать балерину, попробуйте вместе с нами.


Картинки Человека-Паука привлекают своей динамичностью и яркостью. Глаза человека паука спрятаны под маской, с треугольными прорезями для глаз. Но если рисовать этого персонажа крупным планом, нужно будет рисовать глаза более детально. Для этого можно воспользоваться этим уроком и нарисовать глаза точно и правильно.


Давайте попробуем поэтапно нарисовать хоккеиста в движении, с клюшкой и шайбой. Возможно, вы даже сможете нарисовать своего любимого хоккеиста или вратаря.