Определение жанра пьеса. Что такое пьеса? Это самый сложный вид искусства слова

Значение слова ПЬЕСА в Словаре литературоведческих терминов

ПЬЕСА

- (от фр. piece - кусок, часть) - общее название литературных произведений драматургических жанров (трагедии, комедии, драмы, водевиляи т. д.). См. драма

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЬЕСА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПЬЕСА в Словаре музыкальных терминов:
    (от позднелат. pecia - кусок, часть). 1) драматическое произведение, предназначенное для представления в театре. 2) сольное или ансамблевое музыкальное произведение, …
  • ПЬЕСА в Литературной энциклопедии:
    [франц. pi?ce — «вещь», «кусок»] — как драматургический термин применяется для тех произведений, которые затруднительно отнести к каким-либо из уже …
  • ПЬЕСА
    [французское piece] драматическое или музыкальное …
  • ПЬЕСА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. 1. Драматическое произведение для театрального представления. 2. Небольшое музыкальное инструментальное произведение лирического или виртуозного характера (напр., ноктюрн, …
  • ПЬЕСА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы. ж. 1. Драматическое произведение для театрального представления. 2. Небольшое музыкальное инструментальное лирическое или виртуозное сочинение. Я. для …
  • ПЬЕСА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    пье"са, пье"сы, пье"сы, пье"с, пье"се, пье"сам, пье"су, пье"сы, пье"сой, пье"сою, пье"сами, пье"се, …
  • ПЬЕСА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ы, ж. 1) Драматическое произведение для театрального представления. [Треплев:] Она... против моей пьесы, потому что не она играет, а Заречная. …
  • ПЬЕСА
    Сочинение …
  • ПЬЕСА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    И драма, и …
  • ПЬЕСА в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. piece) 1) драматическое произведение; 2) небольшое инструментальное муз. сочинение лирического или виртуозного характера (напр. , ноктюрн, …
  • ПЬЕСА в Словаре иностранных выражений:
    [фр. piece] 1. драматическое произведение; 2. небольшое инструментальное муз. сочинение лирического или виртуозного характера (напр., ноктюрн, …
  • ПЬЕСА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. зрелище, игра, …
  • ПЬЕСА в словаре Синонимов русского языка:
    багатель, бурлеска, вокализ, дуэттино, зрелище, инвенция, интерлюдия, интермеццо, интрада, кампанелла, канцона, канцонетта, каприччио, кю, кюй, новеллетта, ноктюрн, парафраза, перпетуум-мобиле, попурри, …
  • ПЬЕСА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) а) Драматическое произведение, предназначенное для театрального представления. б) устар. Небольшое литературное произведение (обычно стихотворное). 2) Законченное музыкальное произведение …
  • ПЬЕСА в Словаре русского языка Лопатина:
    пь`еса, …
  • ПЬЕСА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    пьеса, …
  • ПЬЕСА в Орфографическом словаре:
    пь`еса, …
  • ПЬЕСА в Словаре русского языка Ожегова:
    небольшое музыкальное инструментальное лирическое или виртуозное сочинение П. для баяна. пьеса драматическое произведение для театрального …
  • ПЬЕСА в Словаре Даля:
    пиеса жен. , франц. сочинение драматическое, театральное или …
  • ПЬЕСА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    и (устар.) пиеса, пьесы, ж. (фр. piиce). 1. Драматическое произведение. Поставить новую пьесу. Переводная пьеса. В пиесах драматических... в нас …
  • ПЬЕСА в Толковом словаре Ефремовой:
    пьеса ж. 1) а) Драматическое произведение, предназначенное для театрального представления. б) устар. Небольшое литературное произведение (обычно стихотворное). 2) Законченное музыкальное …
  • ПЬЕСА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. Драматическое произведение, предназначенное для театрального представления. отт. устар. Небольшое литературное произведение (обычно стихотворное). 2. Законченное музыкальное произведение (обычно …
  • ПЬЕСА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. Драматическое произведение, предназначенное для театрального представления. отт. устар. Небольшое литературное произведение (обычно стихотворное) . 2. Законченное …

Чтобы понять, что такое пьеса, необходимо знать, почему и зачем существует само литературное слово в человеческой культуре, почему оно важнее того определения, которое сформулировано логично, точно и ясно. И почему эту голую и неопровержимую логику воспринимают единицы, а литературное измышление - миллионы, если не миллиарды.

Человек - эмоциональное существо

Природа человека, оказывается, такова: мысль, не окрашенная насыщенной эмоцией, не способна войти в информационное пространство большинства конкретных личностей. Ведь та же математика, как система неких знаний, даже чисто формально намного проще Тем не менее, Царицу всех Наук понимают по-настоящему единицы, а то, о чем повествует «Ромео и Джульетта», воспринимают все. И тогда нет необходимости объяснять, что такое пьеса.

Показательно в этом отношении творчество Льва Толстого. Как пример, характер той же Наташи Ростовой он четко и ясно описал на многих страницах, но это описание не задержалось в головах людей ни на миг. И вдруг мы видим ее, танцующую под гитару своего далекого родственника, восторженно взирающую на ночное родное и русское небо, впитывающую всем своим просыпающимся женским естеством взгляды мужчин, бросаемые на ее тело... И каждый человек мгновенно понял ее, потому как проснулось поэтическое восприятие мира. Вот что такое передача сгустка информации о чем бы то ни было через эмоциональные каналы человеческого сознания в его информационное поле.

Пьеса - это сочинение для сцены, радио- и телеспектаклей

Люди, которые не занимались никогда литературным творчеством, прочитав название данного раздела, даже и не заинтересуются смыслом сказанного. Они не вспомнят о том, что по сцене ходят актеры, и в каждом из них есть своей неповторимый внутренний мир; не задумаются, как тяжко работали над конкретным представлением режиссер, драматург, художник, бутафоры, технические работники сцены… А ведь это все - миры, миры, миры, которые сходятся вместе для того, чтобы создать искусственную Вселенную, в которой должны ожить важные мысли. И когда все получается, то ни один ответ на вопрос "что такое пьеса" не способен вместить того действа, которое разворачивается в течение двух-трех часов перед глазами зрителей.

Немаловажная формальность

И все-таки, что такое пьеса? термина весьма набор диалогов персонажей, которые они произносят по ходу развития сюжета. Но в том случае, когда автор, пусть и неосознанно, подгоняет речи выдуманных персонажей под свое понимание и видение того, что происходит в мире, в котором он живет, тогда умирает правда жизни, и слова звучат впустую. Через речи героев произведения нужно показывать именно то, что видит сам персонаж, а не автор. В пьесе нет места для того, чтобы что-то дообъяснить, дорассказать зрителю, как это делается в романах и поэмах. Именно поэтому написание драматических произведений и является самым сложным видом искусства слова.

Живее самой жизни

Как-то у Гоголя спросили, что такое пьеса «Ревизор». Сначала писатель помрачнел и замкнулся, а через час-другой, когда вопрошающий и думать забыл о своем вопросе, гений ответил, что это - то, что живее самой жизни, потому что течет не года, а минуты. И он бесконечно прав, ведь каждый сюжетный поворот, появление новых действующих лиц - это многомерная аллегория, и каждая отдельная фраза - как откровение. Именно в этом определении заключается суть того, что такое пьеса. Ведь зритель, даже неискушенный, мгновенно раскусывает обман, и написанный шедевр, не родившись, умирает. За все время в Российской империи было написано свыше 20 000 пьес, но живут на сценах мира по сегодняшний день очень немного - всего лишь 7. Мистическое число совершенства...

Пьеса это форма литературного произведения, написанного драматургом, которое, как правило, состоит из диалогов между персонажами и предназначено для чтения или театрального исполнения; небольшое по размеру музыкальное произведение.

Употребление термина

Термин «пьеса» относится как к письменным текстам драматургов, так и к их театрализованному исполнению. Редкие драматурги, например, Джордж Бернард Шоу, не отдавали предпочтений в отношении того, будут их пьесы прочитаны или исполнены на сцене. Пьеса представляет собой форму драмы, в основе которой – конфликт серьезного и сложного характера . Термин «пьеса» употребляют в широком значении – касательно драматического жанра (драма, трагедия, комедия и т. п.).

Пьеса в музыке

Пьеса в музыке (в этом случае слово походит с итальянского языка pezzo, буквально «кусок») – инструментальное произведение, часто небольшое по объему, которое написано в форме периода, простой или сложной 2-3 частной формы или в форме рондо. В названии музыкальной пьесы нередко определяется её жанровая основа – танец (вальсы, полонезы, мазурки Ф. Шопена), марш («Марш оловянных солдатиков» с «Детского альбома» П. И. Чайковского), песня («Песня без слов» Ф. Мендельсона»).

Происхождение

Термин «пьеса» – французского происхождения. В этом языке слово piece включает несколько лексических значений: часть, кусок, произведение, отрывок. Литературная форма пьесы прошла долгий путь развития с античных времен до современности. Уже в театре Древней Греции сформировались два классических жанра драматических представлений – трагедия и комедия. Позднейшее развитие театрального искусства обогатило жанры и разновидности драмы, а соответственно – и типологию пьес.

Жанры пьесы. Примеры

Пьеса – форма литературного произведения драматических жанров, среди которых:

Развитие пьесы в литературе

В литературе пьеса изначально рассматривалась как формальное, обобщённое понятие, которое указывало на принадлежность художественного произведения к драматическому жанру. Аристотель («Поэтика», V и XVIII разделы), Н. Буало («Послание VII Расину»), Г. Э. Лессинг («Лаокоон» и «Гамбургская драматургия»), И. В. Гёте («Веймарский придворный театр») использовали термин «пьеса» как универсальное понятие, которое касается любого жанра драматургии.

В XVIII в. появились драматические произведения, в названиях которых фигурировало слово «пьеса» («Пьеса о воцарении Кира»). В XIX в. название «пьеса» применяли для обозначения лирического стихотворения. Драматурги ХХ века стремились расширить жанровые пределы драмы путём применения не только разных драматических жанров, но и других видов искусства (музыка, вокал, хореография, в т. ч. балет, кино).

Композиционная структура пьесы

Композиционное построение текста пьесы включает в себя ряд традиционных формальных элементов:

  • заглавие;
  • список действующих лиц;
  • текст персонажей – драматические диалоги, монологи;
  • ремарки (авторские примечания в виде указания места действия, особенностей характера персонажей или конкретной ситуации);

Текстовое содержание пьесы разделяется на отдельные завершенные смысловые части – действия или акты, которые могут состоять из эпизодов, явлений или картин. Некоторые драматурги давали своим произведениям авторский подзаголовок, который обозначал жанровую специфику и стилистическую направленность пьесы. К примеру: «пьеса-дискуссия» Б. Шоу «Вступление в брак», «пьеса-парабола» Б. Брехта «Добрый человек из Сычуани».

Функции пьесы в искусстве

Пьеса оказала сильное влияние на развитие видов искусства. На сюжетах пьес основаны всемирно известные художественные (театральные, музыкальные, кинематографические, телевизионные) произведения:

  • оперы, оперетты, мюзиклы, например: опера В. А. Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный развратник» основана на пьесе А. де Саморы; источник сюжета оперетты «Труффальдино из Бергамо» – пьеса К. Гольдони «Слуга двух господ»; мюзикл «Вестсайдская история» – адаптация пьесы У. Шекспира «Ромео и Джульетта»;
  • балетные спектакли, например: балет «Пер Гюнт», поставленный по одноимённой пьесе Г. Ибсена;
  • кинематографические работы, например: английский кинофильм «Пигмалион» (1938) – экранизация одноимённой пьесы Б. Шоу; художественный фильм «Собака на сене» (1977) снят по сюжету одноимённой пьесы Лопе де Вега.

Современное значение

До нашего времени сохранилась трактовка понятия пьесы как универсального определения принадлежности к драматическим жанрам, которая широко используется в современном литературоведении и литературной практике. Понятие «пьеса» также применяют к смешанным драматическим произведениям, сочетающим признаки разных жанров (например: комедия-балет, введенная Мольером).

Слово пьеса произошло от французского piece, что в переводе означает кусок, часть.

Для начала пройдемся по основным определениям, с которыми вы столкнетесь, если решите написать пьесу.

Пьеса — это драматическое произведение, предназначенное для представления в театре. В зависимости от сложности и длительности воплощаемых событий пьеса делится на акты и действия. Обычно в первом действии дается экспозиция и происходит завязка, в последнем действии происходит развязка.

Авторизованная инсценировка — это пьеса, созданная на материале литературно-художественного произведения нетеатрального жанра: романа, повести, поэмы и пр.; и одобренная автором переработанного сочинения.

Акт — это законченная часть драматического произведения или театрального представления. Обычно в театре акты разделяются антрактами. В свою очередь акт может дробиться на более мелкие части: явления, эпизоды, сцены, картины.

Буфф — в драматургии — введение в ткань пьесы элементов скоморошества, шутовства или циркового представления.

Вымарка — в пьесе — часть текста, изымаемая режиссером при подготовке спектакля, по соображениям постановочного или другого характера.

Действие — законченная часть пьесы и спектакля, предполагающая развитие событий. Различают внешнее и внутреннее действия.

Внешнее действие — стремительное, сложное, запутанное развитие событий, не связанное с раскрытием характеров действующих лиц.

Внутреннее действие — изменения, происходящие в мировоззрении героев на фоне относительно простых событий.

Действующее лицо — персонаж, участвующий в пьесе.

Инсценировка — переработка повествовательного, прозаического или поэтического произведения для театра или кино. Инсценировка имеет форму пьесы с логично построенным действием.

Интрига — в драматургии — способ организации драматического действия при помощи сложных перипетий. Интрига создается сознательными условиями одной из борющихся сторон или возникает в результате случайного стечения обстоятельств. С помощью интриги драматург достигает особой напряженности действия, заинтересовывает зрителя его развитием.

Картина — в драме, опере, балете — законченная часть акта. Картины отделяются друг от друга коротким перерывом, во время которого опускается занавес, публика остается на местах, а на сцене происходит быстрая смена декораций.

Мелодрама — пьеса, отличающаяся: острой интригой; преувеличенной эмоциональностью; резким противопоставлением добра и зла; морально-поучительной тенденцией.

Одноактная пьеса — пьеса, все события которой укладываются в одно действие. Одноактные пьесы отличаются простотой экспозиции и простотой конфликта.

Пастушеская драма — в средневековой Европе — жанр небольших пьес, в которых идиллически изображалась условная сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных чувствами, манерами и языком придворных аристократов.

Переделка — приспособление иностранной пьесы к особенностям быта той страны, для которой предназначается переработанный текст. Переделка осуществляется путем перенесения места действия, изменения имен действующих лиц и пр.

Пролог — вступительная часть пьесы, картина, предваряющая основное действие. Пролог:
— либо имеет аллегорический характер;
— либо передает события, подготавливающие основное действие.

Пуассардский жанр — вид пьес 18 века, в которых использовался грубый, простонародный жаргон.

Радиопьеса самостоятельный род драматургических произведений, отражающих движение мыслей и чувств героев, их развитие и борьбу. Обычно развитие действия радиопьесы определяет ее ведущий. Часто радиопьеса представляет собой монолог, включающий действенные эпизоды.

Режиссерский экземпляр — экземпляр пьесы с пометками на полях помощника режиссера, ведущего спектакль. На режиссерском экземпляре фиксируется внешняя сторона спектакля: отмечаются реплики для выходов исполнителей, перемены света, декораций, моменты опускания занавеса, мизансцены спектакля, сценические эффекты, описания грима, костюма и т.д.

Ремарка — авторское примечание, пояснение или указание для читателя, постановщика и актера в тексте пьесы. Ремарка содержит краткую характеристику обстановки действия, внешности, манеры произношения и особенностей поведения персонажей.

Сцена — отдельная часть действия, акта, пьесы или спектакля.

Трагедия рока — жанр немецкой мелодрамы начала 19 века, в основе которого лежит идея о предопределении свыше, о неотвратимой судьбе, повелевающей жизнью человека. Для пьес этого жанра характерны: запутанный сюжет; мистические видения, преследующие героев; роковые предзнаменования; таинственные предчувствия.

Трилогия — три пьесы, объединенные общей идеей, сюжетной последовательностью, действующими лицами, единым замыслом автора. При этом каждая из пьес трилогии представляет собой самостоятельное законченное произведение.

Финал заключительная сцена, является кульминацией всего произведения. В оперных финалах чередуются сольные, ансамблевые и хоровые эпизоды.

Фольксштюк — жанр немецкой драматургии 18-19 веков; пьесы на сюжет из народной жизни, гротескно-комического или сатирического характера. Различают анонимные пьесы фольксштюк, ставившиеся непрофессиональными актерами и литературные драмы, ставившиеся на профессиональной сцене.

Эпизод — самостоятельная, законченная сцена драматического произведения, связанная с его основной темой.

Эпилог — сцена, завершающая пьесу и следующая после развязки. В драматургии эпохи Возрождения эпилог представляет собой обращение к зрителю в форме монолога, содержащее авторскую трактовку событий и резюмирующее идею пьесы. В драматургии середины 20 века эпилог часто помещается в начале действия.

Явление — часть акта, в котором происходит изменение в составе действующих лиц. Каждое явление обусловлено логикой развития действия.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТЕКСТА ПЬЕСЫ (как оформить пьесу):

Название произведения

количество действий (например, в двух действиях)

Действующие лица:

1-е Действующее лицо. (точка)

2-е Действующее лицо. (точка)

3-е Действующее лицо. (точка)

Действие первое
Картина первая

Начальная расширенная ремарка.

1-е Действующее лицо ((ремарка, оформляется курсивом, точка ставится за скобкой ).

Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, тоже оформляется курсивом, точка ставится внутри скобки. ) Продолжение текста действующего лица.

Расширенная ремарка.

2-е Действующее лицо. Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, курсивом .)

Продолжение текста действующего лица.

Расширенная ремарка.

Если после расширенной ремарки идет Продолжение текста говорящего действующего лица (то он оформляется без абзацного отступа) .

3-е Действующее лицо (ремарка, курсивом ). Текст действующего лица.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Между расширенной ремаркой и текстом говорящего действующего лица делается интервал.

Занавес (или Конец)

Драма - один из трех основных родов литературы, который одновременно соотносится с тремя видами искусства - литературой, театром и музыкой.

Драматургия главным образом связана с театром, как основным видом зрелищного искусства. На его подмостках реализуются все "три единства", лежащие в основе любого драматургического произведения. Их видовое понятие, предназначенное для исполнения со сцены, издавна принято называть пьесами. Само слово "пьеса" французского происхождения и буквально означает "отрывок", "часть", "произведение". Иначе пьесой можно назвать любое драматическое произведение, предназначенное для постановки в театре, а также для радио- и телеспектаклей.

В музыкальном искусстве под пьесой понимается прежде всего видовое наименование произведений инструментальной музыки. Однако, есть и другие значения, например, законченное музыкальное произведение или небольшое по объему инструментальное лирическое сочинение.

Построение пьесы

Нужно отметить, что само понятие пьесы - исключительно формально и не несет на себе никакой жанровой и стилистической нагрузки. Однако, как правило, в названии пьесы поясняется или указывается ее жанровое своеобразие: комедия, трагедия, драма, трагикомедия и т. д.

Любая пьеса в построении своей композиции подчиняется законам "трех единств", которые принадлежат еще перу Аристотеля - единство времени, места и действия.

Логическая последовательность действия всегда прописана следующим порядком элементов пьесы:

  1. Экспозиция - это ввод в действие пьесы. Она содержит в себе расстановку действующих лиц, описывает то, как складываются обстоятельства, раскрываются причины, по которым начинает развертываться сюжетная канва. Как правило, экспозиция находится перед завязкой действия.
  2. Завязка - здесь начинает развертываться основной конфликт пьесы.
  3. Нарастание действия - цепочка событий, берущих начало от конфликта пьесы.
  4. Кульминация - пик основного конфликта.
  5. Развязка действия - главным образом спровоцирована кульминацией, мы узнаем с чем в итоге остаются герои: кто-то проигрывает, побеждает, а кто-то умирает.

Структура пьесы представлена

  • диалогами и монологами героев;
  • авторскими ремарками, где автор хочет подчеркнуть, например, какие-то особенности поведения героя или обстановки;
  • списком действующих лиц, который дается в самом начале пьесы, с указанием профессии или родственных связей героев;
  • актами - смысловыми частями пьесы, которые в свою очередь делятся на более мелкие - эпизоды, картины, явления.

Особенности и жанровое своеобразие

Основным отличием пьесы от других драматургических произведений является то, что она создана исключительно для постановок в театре.

Также пьеса имеет определенную цепочку развития сюжета, о которой мы говорили чуть выше: экспозиция - завязка - нарастание конфликта - кульминация - развязка. Следует отметить, что такое положение вещей господствовало в европейском театре вплоть до середины 19 века, пока норвежский драматург Генрик Ибсен не реформировал каноны пьесы. С Ибсена драматургическая постановка стала носить идейный подтекст и там, где она обычно заканчивалась (развязка), у него все только начиналось. Реплики и диалоги героев стали играть более весомую роль в развертывании идеи и сюжета. Человеческий голос стал ведущим в пьесе, а психология героя стала отчетливее проступать в драматургии.

Пьеса, как уже говорилось ранее, не является особым видом или жанром драматургии, однако, она может быть поставлена в каком-либо жанре, например, в жанре комедии, где юмористический подтекст является движущей силой пьесы. Или, наоборот, постановка в жанре трагедии - где сюжет неминуемо движется к катастрофической развязке действия: кто-то гибнет или кого-то убивают. Жанровое своеобразие помогает зрителю войти в авторскую стилистику построения пьесы.

По данной теме вам также могут быть интересны следующие статьи.