Какая василиса премудрая. Описание Василисы Премудрой

В давние времена сказки писались совсем не для детей. Они создавались для взрослых; имели поучительный смысл и передавали все те образы, которые были характерны для представителей разных народов. В русских сказках одной из главных героинь, воплощением женственности и мудрости, всегда выступала Василиса-Премудрая или Василиса-Прекрасная. В популярном произведении «Царевна лягушка» именно в образе Василисы-Премудрой показаны все те лучшие черты, которыми обладала русская женщина.

Характеристика героини

(Образ русской красавицы )

Кто такая Василиса-Премудрая в сказке «Царевна лягушка»? Это дочь Кощея Бессмертного, который не смог пережить того, что дочь сумела превзойти его в искусстве волшебства и колдовства. За непослушание он превращает ее в лягушку на целых три года. И только поцелуй Ивана-Царевича способный превратить ее снова в красивую женщину.

Какими качествами наделяется Василиса-Премудрая? Она умная, ловкая, хозяйственная, гордая, заботливая, добрая, скромная. Настоящая поддержка и советчица для мужа. Нет ничего такого, с чем бы не смогла справиться. Любое задание царя ей «по плечу». Захотел Царь-батюшка хлеб-коровай к утру от невестки получить? Не беда: пока муж отдыхает, она не просто создает вкуснейшую выпечку, но и украшает ее изысканными декорациями: замками с башнями, птицами и садами цветущими. Нужно ковер соткать за ночь из шелка, золота и серебра? И с этим заданием ловко справляется. Да такой ковер у нее получается, что только по большим праздникам расстилать можно.

(Образы Василисы-Прекрасной и Ивана-Царевича в палех миниатюре )

Когда же царь дает задание прибыть всем невесткам на пир, дабы убедиться в их умении танцевать, опечалился Иван-Царевич: как его лягушонка справиться с этим? Но доверие превыше всего. А мудрая жена умеет поддержать и успокоить мужа. В назначенное время прибывает на пир Василиса-Премудрая в образе чудесной принцессы. Все гости диву даются ее красоте.

На торжестве ведет себя скромно: вино не допивает, еду не доедает. А вот в танцах - нет ей равных. Даже тут она проявляет себя мастерицей-волшебницей: из вина озера создает, а из пищи- лебедей.

Образ героини

(Не только красивая, но и умная, от того Василису-Прекрасную еще и называют Василисой-Премудрой )

Интересно, что в сказке только дважды упоминается вскользь описание внешних качеств Василисы-Премудрой. Один раз она характеризуется как «ясное солнышко», второй - «красной девицей». И это не случайно. Таким образом народ хотел подчеркнуть, что не внешняя красота является основной для женщины. А внутренние качества, умение поддержать и быть надежной «соратницей» мужу, умелой хозяйкой и хранительницей домашнего очага.

Почему был выбран образ именно лягушки? Исследователи считают, что это «игра» на противоположностях: очаровательная девушка и некрасивое земноводное. Да и само имя «Василиса» означает «возвышенная». Лягушка же является земным «болотным» существом.

Также через образ Василисы-Премудрой и ее взаимоотношению с Иваном-Царевичем показано, что только вместе, при общей поддержке друг друга, возможно преодолеть любые препятствия. И не красота или богатство являются залогом счастья. Настоящий идеал женщины - это умная, понимающая, хозяйственная и добрая жена.

Раз уж вспомнил про Василису Премудрую. Действительно очень загадочный сказочный персонаж. Откуда сей образ вообще взялся в русском фолклёрё? С Еленой Прекрасной вроде как понятно. Это довольно известный персонаж античной мифологии, видимо знакомый древнерусским книжникам (про гиперборейские истоки слишком уж фантастично). А вот Василиса? В переводе с греческого означает "царица". Но вот кто был её прообразом?

Оригинал взят у iov75 в Русская сказка - Тайны Василисы Премудрой

Все мы с детства знакомы с Василисой Премудрой. По другой версии - Прекрасной.
Нашел тут материал и захотелось поделится с вами.
Мне он показался интересным.

Речь - про невесту главного героя. Будь он Иван-царевич или Иванушка-дурачок, ему непременно найдется Василиса Премудрая или Василиса Прекрасная . Девицу полагается сначала спасти, а потом жениться - все честь по чести. Вот только девица непростая. Она может скрываться в образе лягушки, обладать какими-то колдовским и способностями, уметь говорить с животными, солнцем, ветром и луной…

В общем, она явно непростая девушка. При этом еще и какая-то "засекреченная". Судите сами: найти сведения о ней намного труднее, чем о каком-либо другом сказочном персонаже. В энциклопедиях (как в классических, бумажных, так и в новых, сетевых) легко отыщутся пространные статьи об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о Кощее Бессмертном и о Бабе Яге, о русалках, леших и водяных, а вот про Василису почти ничего и нет. На поверхности лежит лишь коротенькая статья в Большой советской энциклопедии, которая гласит:

"Василиса Премудрая - персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая - дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из наиболее совершенных образов, созданных народной фантазией. Иной по своей природе является обездоленная сиротка - Василиса Прекрасная в уникальном тексте Афанасьева".

Начнем, пожалуй, с Василисы-старшей, с той, которую Горький отождествил с Марьей-царевной, Марьей Моревной и Еленой Прекрасной. И на то были все основания. Все эти персонажи очень похожи, например, тем, что ничего про них в сказках толком не сказано. Мол, красная девица, каких свет не видывал - и все. Ни подробного описания внешности, ни каких-то черт характера. Просто женщина-функция, без которой не получится сказка: ведь должен же герой завоевать принцессу, а кто она там - дело десятое. Пусть будет Василиса.

Имя, кстати, намекает на высокое происхождение. Имя "Василиса" можно перевести с греческого как "царственная". И эта царственная девица (иногда в сказках она так и называется - Царь-девица) начинает подвергать героя испытаниям. То есть порой это делает не она, а какой-нибудь сказочный злодей вроде Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, который похитил царевну и держит в плену (в лучшем случае) или собирается сожрать (в худшем).

Иногда в роли злодея выступает отец потенциальной невесты. В сказке, где Василиса предстает дочерью водяного царя, владыка морских вод чинит герою препятствия, чтобы погубить его, но проигрывает, потому что враг вдруг оказывается мил сердцу его дочери, и никакое колдовство не может его одолеть. Но тут все более-менее понятно: есть некая злая сила (дракон, чародей или злые родители девушки), и герой должен сразиться с неприятелем. Собственно, именно так он и становится героем. А принцесса, королевна или царевна (неважно) - награда для героя.

Впрочем, бывает и так, что Иван-царевич или Иван-дурак или еще какой-нибудь центральный сказочный персонаж вынужден проходить испытания не из-за драконов или колдунов - его мучает сама невеста. То герою нужно на коне допрыгнуть до окон ее светлицы и поцеловать красавицу в уста сахарные, то узнать девицу среди двенадцати подруг, выглядящих точь-в-точь как она, то нужно поймать беглянку - или продемонстрировать завидное хитроумие, чтобы спрятаться от царевны так, чтобы та его не отыскала. На худой конец, герою предлагается разгадывать загадки. Но в той или иной форме Василиса будет его проверять.

Казалось бы, что необычного в испытаниях? Испытывать мужчину - это вообще в женском характере: достаточно ли он хорош, чтобы связать с ним свою жизнь или родить ему потомство, обладает ли он силой и умом для того, чтобы быть достойным супругом и отцом? С биологической точки зрения все совершенно правильно. Однако есть одна маленькая деталь. Если несчастный Иван не выполнит задания, то его ожидает смерть - и это неоднократно подчеркивается в десятках русских сказок.

Спрашивается, почему прекрасная царевна демонстрирует кровожадность, которая скорее к лицу Змею Горынычу? Потому, что на самом деле она замуж совершенно не хочет. Более того, она враг герою, полагает знаменитый исследователь русского фольклора Владимир Пропп в своей книге "Исторические корни волшебной сказки":

"Задача задается как испытание жениха… Но эти задачи интересны еще другим. Они содержат момент угрозы: "Если не сделает - срубить за провинность голову". Эта угроза выдает еще другую мотивировку. В задачах и угрозах сквозит не только желанье иметь для царевны наилучшего жениха, но и тайная, скрытая надежда, что такого жениха вообще не будет.

Слова "пожалуй, я согласна, только выполни наперед три задачи" полны коварства. Жениха посылают на гибель... В некоторых случаях эта враждебность выражена совершенно ясно. Она проявляется наружу тогда, когда задача уже выполнена и когда задаются все новые и новые и все более опасные задачи".

Почему Василиса, она же Марья Моревна, она же Елена Прекрасная, против замужества? Возможно, в сказках, где она постоянно чинит козни главному герою, это замужество ей просто не нужно. Она или сама правит страной - и ей не нужен муж как конкурент у власти, или же она - дочь царя, который будет свергнут ее потенциальным супругом, чтобы захватить престол. Вполне логичная версия.

Как пишет все тот же Пропп, сюжет о кознях, которые герою чинит будущий тесть на пару с дочерью или наперекор ей, вполне мог иметь под собой реальные основания. По мнению Проппа, борьба за престол между героем и старым царем есть явление вполне историческое. Сказка здесь отражает переход власти от тестя к зятю через женщину, через дочь. И это лишний раз объясняет, почему в сказках так мало говорится о внешности и характере невесты - это персонаж-функция: или приз герою, или средство достижения власти. Грустная история.

Между тем, в русской традиции есть сказка, которая рассказывает о детстве, отрочестве и юности Василисы. Как раз о ней упоминал Горький, говоря, что она не похожа на обычный образ царевны, которую пробует завоевать герой. В этой сказке Василиса - девочка-сирота. Не факт, что это тот же самый персонаж. Тем не менее, эта Василиса, в отличие от других сказочных тезок, абсолютно полнокровная героиня - с биографией, характером и так далее.

Пунктиром набросаю сюжетную линию. У купца умирает супруга, оставив ему маленькую дочь. Отец решает жениться снова. У мачехи есть свои дочери, и вся эта новая компания начинает тиранить Василису, загружая ее непосильной работой. В общем, очень похоже на сказку про Золушку. Похоже, да не совсем, потому что Золушке помогла фея-крестная, а Василисе - жуткая ведьма из леса.

Получилось это вот как. Мачеха и ее дочери сказали, что в доме нет больше огня, и отправили Василису в лес к Бабе Яге, само собой, надеясь, что она не вернется. Девушка послушалась. Ее дорога через темный лес была страшной - и странной: она встретила трех всадников, одного белого, другого красного, и третьего черного, и все они ехали в сторону Яги.

Когда Василиса добралась до ее обиталища, то ее встретил высокий забор из кольев, усаженных человеческими черепами. Не менее жутким оказался дом Яги: например, вместо слуг у ведьмы было три пары рук, которые появлялись ниоткуда и исчезали неведомо куда. Но самым страшным в этом доме существом была Баба Яга.

Ведьма, однако, приняла Василису благосклонно и пообещала, что огня ей даст, если Василиса выполнит все ее задания. Выполнение тяжелых заданий - непременный путь героя. В отличие от сказок, о которых говорилось выше, в этой его проходит женщина, потому и задания у нее женские, просто их слишком много: и двор вычистить, и избу вымести, и белье перестирать, и обед приготовить, и зерна перебрать, и все - за один день. Само собой, если задания будут выполнены плохо, Баба Яга пообещала Василису съесть.

Василиса постирала одежду Яги, убирает ее дом, приготовила ей еду, потом научилась отделять здоровые зерна от зараженных, а мак - от грязи. После Яга позволила Василисе задать ей несколько вопросов. Василиса спросила о трех загадочных всадниках - белом, красном и черном. Ведьма ответила, что это ясный день, красное солнце и черная ночь, и все они - ее верные слуги. То есть Баба Яга в этой сказке - чрезвычайно могущественная колдунья.

После она поинтересовалась у Василисы, что же она не спрашивает дальше, про мертвые руки, например, и Василиса отвечает, что, мол, если много знать - скоро состаришься. Яга посмотрела на нее и, сощурившись, сказала, что ответ верен: слишком любопытных она не любит и ест. А после поинтересовалась, как это Василисе удается отвечать на ее вопросы без ошибок и как она умудрилась правильно выполнить всю работу.

Василиса ответила, что ей помогло материнское благословение, и тогда ведьма вытолкала ее за порог: "Не надо мне здесь благословенных". Но в придачу дала девушке огня - сняла с ограды череп, чьи глазницы полыхали пламенем. И когда Василиса вернулась домой, череп сжег ее мучительниц.

Жуткая сказка. А суть ее в том, что Василиса Прекрасная, выполняя задания Бабы Яги, многому у нее научилась. Например, стирая одежду Яги, Василиса в буквальном смысле увидела, из чего старуха сшита, пишет в своей книге "Бегущая с волками" известная исследовательница сказок Кларисса Эстес:

"В символике архетипа одежда соответствует персоне, тому первому впечатлению, которое мы производим на окружающих. Персона - нечто вроде камуфляжа, который позволяет показать другим только то, что хотим мы сами, и не больше. Но … персона - не только маска, за которой можно спрятаться, но присутствие, затмевающее привычную личность.

В этом смысле персона или маска - это знак ранга, достоинства, характера и власти. Это внешний указатель, внешнее проявление мастерства. Стирая одежду Яги, посвящаемая воочию увидит, как выглядят швы персоны, как скроено платье".

И так - во всем. Василиса видит, как и что Яга ест, как заставляет мир вертеться вокруг себя, а день, солнце и ночь - ходить у себя в прислужниках. И страшный череп, полыхающий огнем, который ведьма вручает девушке, в данном случае - символ особого колдовского знания, которое та получила, находясь у Яги в послушницах.

Колдунья, кстати, может, и продолжила бы обучение, не окажись Василиса благословенной дочкой. Но не сложилось. И Василиса, вооруженная силой и тайными знаниями, отправилась обратно в мир. В таком случае понятно, откуда у Василисы волшебные навыки, которые нередко упоминаются в других сказках. Так же понятно, почему она может быть и доброй, и злой.

Она по-прежнему благословенное дитя, но школу Бабы Яги тоже никуда не денешь. Потому Василиса перестала быть кроткой сироткой: ее враги погибли, а сама она вышла замуж за царевича и села на престол…

ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ (ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ)

Героиня русских народных сказок («Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка» и др.), мудрая красавица и волшебница.


В сказке «Василиса Прекрасная» героиня обладает волшебной куколкой, которая помогает ей справиться со злой мачехой и в конце сказки выйти замуж за царя .
В сказке «Царевна-лягушка» Василиса Премудрая превращена в лягушку злым волшебником Кощеем Бессмертным за то, что отказалась выйти за него замуж. Она поймала стрелу Ивана-царевича и становится его женой по велению царя. В ходе развития сказочного сюжета лягушка утешает мужа в печали и творит чудеса, помогая ему выполнять царские приказы: за одну ночь выпекает прекрасный белый хлеб , ткет шелковый ковер, появляется на царском пире в образе красавицы и волшебницы. Сжигая лягушачью кожу, Иван-царевич теряет Василису. Чтобы найти ее, ему приходится преодолеть много трудностей и, главное, убить Кощея Бессмертного.
По сказке «Царевна-лягушка» снят знаменитый детский фильм «Василиса Прекрасная» режиссера А.А. Роу. Фильм стал лидером кинопроката 1940 г. и до сих пор остается одним из лучших фильмов-сказок.
Имя Василиса в культурном сознании русских связано со сказкой, в быту встречается редко. Возможно, потому, что характерная для русского языка уменьшительная форма имени - Вася - в данном случае звучит как сокращенная форма мужского имени Василий .
В разговорной речи Василисой Премудрой с легкой иронией могут назвать молодую умную девушку, а Василисой Прекрасной - красавицу.
Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Художник И.Я. Билибин. 1899 г.:

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое "ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ (ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ)" в других словарях:

    Василиса Прекрасная (сказка) - У этого термина существуют и другие значения, см. Василиса Прекрасная. Василиса Прекрасная уходит с «подарком» от Бабы Яги (иллюстрация И. Я. Билибина, 1899 г.) Ва … Википедия

    ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ - (Прекрасная) персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Прекрасная дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи царевны, Марьи Моревны, Елены… … Большой Энциклопедический словарь

    Василиса Премудрая - (Прекрасная), персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Прекрасная дочь морского царя, наделённая мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи царевны, Марьи Моревны, Елены … Энциклопедический словарь

    Василиса - У слова «Василиса» есть и другие значения: см. Василиса (значения). Василиса греческое Род: жен. Другие формы: Василисса, Василина Производ. формы: Вася, Васюня, Васёна … Википедия

    Василиса Премудрая - персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них В. П. дочь морского царя, наделённая мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. М.… … Большая советская энциклопедия

    Василиса Премудрая - персонаж волшебной нар. сказки, во мн. текстах фигурирует под др. именами (чаще всего В. Прекрасная) или без имени. Дочь мор. (водяного) царя, чародея и др., волшебница; способна превращаться сама и превращать других в животных, птиц, в разные… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Народные русские сказки - Народныя Русскiя Сказки А. Н. Аөанасьева … Википедия

    Русские сказки - В Викитеке есть тексты по теме … Википедия

    Милляр Георгий Францевич - (1903 1993), актёр, народный артист РСФСР (1988). В 1927 38 в Московском театре Революции. В 1945 52 в Театре студии киноактёра. В кино с 1929. Острохарактерный актёр, мастер гротеска. Играл в фильмах сказках А. А. Роу: «По щучьему велению»,… … Энциклопедический словарь

    Чудесная невеста - Связать? … Википедия

Книги

  • Сказки старой Руси. Арт-блокнот. Богатыри и герои (Василиса Прекрасная), А 5, нелинованный , Папсуев Роман Валентинович. Уникальный арт-блокнот из цикла "Сказки Старой Руси" от известного художника-иллюстратора Романа Папсуева посвящен сказочным существам славянского фольклора. Внутри вы найдете стильный…

Имя: Василиса Премудрая (Vasilisa Premudraya)

Страна: Киевская Русь

Создатель: славянский фольклор

Деятельность: царевна

Семейное положение: замужем

Василиса Премудрая: история персонажа

Культура русских традиционных сказок, в которых народ пытался высказать свое национальное мироощущение, многообразна. Рассказчики, передающие истории из уст в уста, выдумали колоритных персонажей, которые окутаны ореолом таинственности.


Так, в национальных книгах встречаются летающая на метле , хозяин подземного царства и Василиса Премудрая, которая олицетворяет добро, заботливость и решительность. В основном эта девушка выступает как невеста главного героя, будь то или , но первоначально героиню предстоит спасти, а потом уже жениться.

Образ и характеристика

) предстает в русских народных сказках красивой девушкой, обладающей аналитическим складом ума. Например, она умудрилась выполнить задание, данное Морским царем: героиня за одну ночь построила церковь из чистого воска. Василиса наделена магическими способностями, о чем свидетельствуют эти строки из «Царевны-лягушки»:
«Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом - стало озеро, махнула правым - поплыли по озеру белые лебеди».

Правда, рассказчики не дают скрупулезного описания внешности и костюма этой девушки, обращая внимание слушателей на черты характера. К тому же в каждой сказке Василиса играет разную роль. В большинстве историй героиня приходится дочерью царю – повелителю морских вод и подводных обитателей, обладающему несметными богатствами.


Некоторые проводят параллель между Василисой и , так как у этих персонажей есть общие черты. Героиню ждал тяжелый каждодневный труд, коварная мачеха и злые сводные сестры, которые отправили девицу в заколдованный лес в услужение к Бабе-Яге. Но, вопреки ожиданиям недоброжелателей, старая ведьма, живущая в избушке на курьих ножках, не съела Василису, а оставила ее у себя.

Девушка вовремя выполняла поручения старухи с крючковатым носом. Дело в том, что красавице помогала кукла-оберег, подаренная покойной матерью. Здесь опять можно привести аналогию с девушкой, потерявшей хрустальную туфельку, ибо у нее тоже был магический помощник – крестная фея, обладательница волшебной палочки. В конечном итоге Баба-Яга отпустила Василису на свободу и, чтобы та не заблудилась в дремучем лесу, подарила ей светящийся череп, насаженный на шест. Эту иллюстрацию можно увидеть в работе художника .


«Царевна лягушка» – пожалуй, самая популярная сказка о Василисе Премудрой, однако подобный сюжет с использованием антитезы встречается и в других странах, например, Италии и Греции. Произведение рассказывает о царе, у которого было три сына. Когда пришло время искать даму сердца, братья пустили по стреле, дабы выбрать себе невесту. Ивану-царевичу повезло меньше всех, потому что его стрела оказалась у лягушки. Но знал бы молодой человек, что в кожу земноводного облачена Василиса, жертва колдовских чар Кощея Бессмертного!

Несмотря на столь плачевное положение, девушка умудрялась справляться (при помощи колдовства или «мамок-нянек») со всеми заданиями царя, чтобы показать себя с наилучшей стороны: выткала ковер, испекла вкусный хлеб. Когда подходит время пира, Василиса сбрасывает лягушачью шкурку и предстает писаной красавицей, от которой невозможно оторвать глаз.


Иван-царевич пожелал, чтобы его супруга осталась в таком облике навсегда, поэтому втайне сжег «одежду» девушки. Но царский сын сделал ошибку, из-за которой Премудрая обязана вернуться в Кощеево царство. Поэтому главный герой, вооружившись луком, отправляется на поиски злого колдуна, дабы освободить свою невесту.

Помимо прочего, Василиса умеет разговаривать с животными, Солнцем и Луной. А в сказке «Морской царь» главная героиня перевоплотилась в утку, а своего спутника превратила в селезня, чтобы спастись от неистового владельца трона, обитателя морского пространства.

Экранизации

Сказки о Василисе Премудрой не раз превращались в мультики и кинофильмы, а роль героини исполняли именитые актрисы. Рассмотрим несколько популярных фильмов.

«Веселое волшебство» (1969)

В 1969 году режиссером Борисом Рыцаревым была поставлена киносказка по мотивам пьесы Нины Гернет и Григория Ягдфельда «Катя и чудеса». Сюжет картины вращается вокруг Кати: девочка случайным образом нашла волшебную «кощееву траву», которая может расколдовать Василису Прекрасную.


Когда уборщица Акулина Ивановна, которая в прошлом была Бабой-Ягой, рассказала школьнице историю о Кощее, они отправились навстречу приключениям, чтобы одолеть злого волшебника и спасти заколдованную девушку. Роль Василисы досталась актрисе Светлане Смехновой, а других персонажей исполнили Марина Козодоева, Андрей Войновский, Елизавета Уварова, и другие актеры.

«Там, на неведомых дорожках…» (1982)

Режиссер Михаил Юзовский порадовал заядлых киноманов кроссовером по мотивам книги «Вниз по волшебной реке». Картина рассказывает о том, как мальчик Митя Сидоров окунается в сказочные приключения и встречается с культовыми русскими персонажами, например, с Бабой-Ягой, которая предстает в облике доброй колдуньи.


Василису Афанасьевну Премудрую сыграла , которая поработала на одной съемочной площадке с Романом Монастырским, и .

«Чудеса в Решетове» (2004)

Режиссер показал любителям кинематографа оригинальную концепцию, поместив сказочных героев в современный мир. Персонажи вынуждены скитаться по свету. Они не могут оставаться на одном месте подолгу, ибо нестареющая Василиса и говорящий кот – это как минимум странно. Когда герои переезжают в провинциальный городок Решетов, там начинают твориться чудеса: то волшебная водица появляется в колодце, то бабушка Ядвига ночью летает на стиральной машинке.


В Василису перевоплотилась актриса Мария Глазкова, а в роли ее коллег по съемочной площадке выступили