Кин дза назывался летательный аппарат. Что такое пепелац

Во время съёмок фильма "Кин-дза-дза!" было столько препятствий, неурядиц, недоразумений и катастроф, что некоторые члены съёмочной группы,по словам режиссёра Георгия Данелия, были уверены, что им пакостят инопланетяне, о которых снимали фильм. Они не хотят, чтобы на Земле о них знали правду

Главная декорация "Ракета Пепелац" при перевозке на съёмочную площадку оказалась не в Небит-Даге, куда мы ее отправили, а во Владивостоке. Декорацию "Корабль в песках" разнесло ураганом. Подземный Пепелац кто-то сжег. В декорацию эциха (тюрьмы) в день съемки въехал "лихтваген" (водитель был в стельку пьян). Ракета, которую сделало КБ авиационного завода, при запуске взорвалась. И еще! И еще!

Эскизов костюмов было предостаточно. Но когда сдавали постановочный проект, в производственном отделе "Мосфильма" сказали, что пошивочный цех перегружен и поэтому он ничего сшить не сможет. (В то время на "Мосфильме" снимался "Борис Годунов" и еще какие-то сложнопостановочные, важные картины)
Обратились в мастерскую художественного пошива при Большом театре. Там было очень дорого, и поэтому там сшили всего несколько костюмов. Больше смета не позволяла. А костюмов надо было много: в фильме есть кадры с тысячной массовкой. В итоге написали плакат и повесили его в кабинете режиссёра: "Превратим недостатки в достоинства!" А Света Кахишвили решила, что главным костюмом на планете Плюк будет теплое нижнее белье фирмы "Заря". Майки и кальсоны. Их обесцвечивали в хлорке, а ворс местами выжигали. Неоценимым вкладом оказались добытые Бицем летные костюмы. Один Данелия притащил домой и, когда разобрал, понял - это сокровище! Там оказалась масса изумительных деталей. Пружинки, подушечки, тесемочки, сеточки, металлические колечки, нейлоновые мешочки, молнии...

Пружинки носили во рту эцилопы, как боксеры капу. Подушечки прикрепили к задам инопланетянок, и выглядело это завлекательно. Нейлоновые мешочки надели на ноги пацаков и перевязали тесемками. На голову пацаков и чатлан надели лямочки, которые отпороли от летного костюма. Поскольку лямочки переплетались с резиновыми трубочками, Леонов с подозрением спросил: "А это не для того, чтобы летчики в них писали?" "Нет", - сказал Данелия, но трубочки на всякий случай срезал

В общем, ничего не пропало. Остальные детали инопланетных костюмов мы набрали в костюмерной "Мосфильма" и на помойках в пустыне Кара-Кумы, где снимали этот фильм.
Таким образом, на Уэфе оказались надеты - брезентовые матросские штаны, байковая майка фирмы "Заря", полусапожки из фильма "Тиль Уленшпигель". А перед самой съемкой режиссёр нашел на помойке блямбу непонятного назначения, он ее вымыл и приклеил клеем "Момент" к заду матросских штанов чатланина

На той же помойке он нашел покрышку из стеклоткани для повозки Цан. Время над ней поработало, и она была поразительной красоты. Данелия был в таком ажиотаже, что забыл, что там могут быть тарантулы и скорпионы.

На Яковлева еще в Москве решили надеть летный костюм и вязаную шапочку. Когда приехали в Небит-Даг, цвет костюма показался ярким, и режиссёр решил этот костюм перекрасить. Наполнил водой ванну, вылил бутылку чернил, положил туда костюм, а утром достал. Когда костюм высох, то оказался такого же цвета, какого и был.

Когда актриса Ирина Шмелева (она играла Цан) прилетела в Небит-Даг, оказалось, что костюма на нее вообще нет. Заказали, сшили, но деньги вовремя не перевели. И костюм не отдали. Костюмерша Света завернула актрису в кусок ткани, и получилось что надо!

Колокольчики для пацаков купили в магазине «Рыболов-спортсмен» (это колокольчики для донок)

Пепелац, бандуру, на которой летают герои, "Мосфильм" тоже отказался делать. Делали его так: на свалке самолетов отрезали хвостовую часть от самолета Ту-104. Поставили этот цилиндр в коллекторе шестого павильона "Мосфильма", художник Теодор Тэжик одел его при помощи пенополиуретана и офактурил под ржавчину. А откидные двери, колеса и крутящийся винт смастерил Александр Семенович Батынков, умелец, мастер на все руки. Он же сделал повозку Цан

Когда закончился подготовительный период и все должны были выезжать в экспедицию, выяснилось, что ехать нельзя: многое не готово, а кое-чего и вовсе нет. И через год оказалось, что опять многое не готово и кое-чего как не было, так и нет! Тогда Данелия решил: "Делай что должно, а там - будь что будет!" И все выехали в экспедицию в Туркмению, в город Небит-Даг

Приехали. Главной декорации "Пепелац" - нет (как я уже писал, ее отправили во Владивосток). Колесо обозрения, которое где-то раздобыл замдиректора Сережа Сендык, еще не поставили. Декорация "Катер" не готова. Комбинированные кадры нельзя снимать - нет пультов управления. А на съёмку уже приехали: Станислав Любшин - ведущий актер МХАТа, Евгений Леонов - ведущий актер "Ленкома" и Юрий Яковлев - ведущий актер Театра имени Вахтангова. Главные режиссеры этих театров пошли навстречу и освободили артистов. Но только на месяц. Месяц кончается, все актеры здесь, а снимаются только проходы и пейзажи. Нужные и ненужные. Жара, градусов, наверное, шестьдесят

Наконец пришел Пепелац! (Пока разыскали и привезли, прошло несколько недель)
В первый же день, когда поставили Пепелац на точку и собрались снимать, Тэжик сказал, что Пепелац надо немного подкоптить, будет выглядеть достовернее. Зажег факел, начал коптить... и декорация загорелась! (Пенополиуретан оказался материалом легко воспламеняющимся.) Кинулись тушить. Песком. Брезентом. Затушили. Но один бок прогорел. Что делать? Через неделю актеры улетят. "Будем снимать так", - решил режиссёр.

Но Биц каким-то чудом раздобыл у военных компоненты А и В (составляющие пенополиуретана). Ночью Самулейкин с Тэжиком залатали Пепелац, и к утру его можно было снимать. Но Тэжик сказал, что теперь-то подкоптить его надо обязательно, потому что видны заплатки. Данелия согласился, но предупредил, чтобы ближе чем на десять метров к Пепелацу он не приближался.

Тэжик коптит, режиссёр с мегафоном в руке сидит метрах в сорока от декорации (настроились на общий план), видят: на шоссе посреди пустыни появилась "Чайка", а за ней две черные "Волги". Это из Красноводска приехали посмотреть, как снимается кино, секретарь обкома и несколько женщин из отдела культуры обкома. Встретили гостей любезно: поставили для них стулья, угостили зеленым чаем. (Зеленый чай на съемочной площадке всегда был)

Гости спрашивают, про что картина. Данелия начиет делать то, чему до сих пор не научился, - формулировать, о чем фильм. Старается. Говорит, что в современном мире отсутствие духовности ведет к разобщенности, отсюда и одиночество, потеря интеллекта, отсутствие коммуникабельности. Говорит, а сам одним глазом смотрю на Тэжика с факелом. И когда сказал про отсутствие коммуникабельности, увидел, что Тэжик подошел слишком близко к Пепелацу и сейчас его снова подожжет! Данелия завопил в мегафон на всю пустыню: "Тэжик! (Непечатное слово!) Отойди от Пепелаца! (Непечатное слово!) А то опять сожжешь его на... (Непечатное слово! Непечатное слово! Непечатное слово!)"

Тэжик всё понял, отошел на положенное расстояние и продолжил коптить свое детище.
Только тут Данелия сообразил, что все это слышал отдел культуры обкома. Извинился. Обкомовцы сухо сказали, что они ко всему привыкли, быстро попрощались и уехали. Больше режиссёр к ним за помощью не обращался

За одну экспедицию в Кара-Кумах все снять не успели, пришлось выезжать туда еще раз. А ещё надо было сделать спецэффекты. Ведь летательные аппараты должны летать, а повозки ездить. Но уже другая история...

«Кин-дза-дза!», 1986, СССР, режиссер Георгий Данелия


Как корабль назовешь...

Более всего зрителей беспокоил вопрос, откуда в принципе взялось это несуразное название - «Кин-дза-дза!». Георгий Данелия поведал публике следующее: «У нас поначалу в пепелаце висел гамак. В нем раскачивался Леонов. К нему подсел Любшин, поинтересовался: „Что у тебя в портфеле?« Леонов за ним, как эхо, повторяет: «Феле-феле-феле…» Дальше отвечает: «Зелень». - «Какая?» - «Кинза». И давай петь: «Кин-дза-дза-дза…» Всю дорогу пел. «Не можешь заткнуться?» Песня испепелилась. Название осталось».

Не подумай, что это какая-то исключительная абсурдная история, примерно так придумывались названия к половине великих книг, фильмов и рок-альбомов. Даже неловко вспомнить, что поначалу «Кин-дза-дза!» задумывался как космическая версия «Острова сокровищ» Стивенсона.


Человек за бортом

По разным причинам в фильме так и не смогли сняться ни Вахтанг Кикабидзе, ни Борислав Брондуков. Но самое феноменальное приключилось с , для которого была написана роль торговца космической пылью. Актер два раза приезжал на съемки в пустыню Каракумы, но в первый раз сгорели декорации для его эпизода, так что пришлось развернуться и отчалить. А во второй приезд Ярмольника в новую декорацию впечатался пьяный водитель передвижного дизель-генератора. В итоге роль Ярмольника убрали из сценария от греха подальше. Вместе с ним из фильма исчезло и само понятие космической пыли, а ведь кинокартину планировали назвать в честь ее: «Космическая пыль».


Какие брюки надеть к галстуку?

Социальный и кастовый статус обитателя планеты Плюк определялся цветом штанов. Чтобы ты не запутался, смотри эту схему. На самой вершине в голубых штанах - сам ПЖ, а внизу ошивается (и пошивается) всякое отребье. К примеру, обладателями желтых штанов могут стать зажиточные люди, имеющие капитал в один грамм КЦ, пацаки пред ними должны приседать и произносить «ку» целых два раза!


Космический хвост

Ты помнишь, что диковинный летательный аппарат, на котором герои проводят половину фильма, зовется «пепелац» (от грузинского «пепела», то есть «бабочка»). Декораторы и художники «Мосфильма» нашли на свалке самолет Ту-104, потратили много времени и сил, чтобы отпилить его хвостовую часть, затем покрыли пенополиуретаном и накидали сверху фактуры и цвета. Получился допотопный, но все равно потрясающий стимпанковый драндулет. Хотя не факт, что в тогда уже знали слово «стимпанк».


Небесный тихоход

На самом деле было сделано несколько пепелацев разного размера. Их отправили железной дорогой в Каракумы, но по пути груз затерялся. Что неудивительно, так как в сопроводительных документах он обозначался как «пепелацы». Естественно, что железнодорожники сбились с ног, но найти пепелацы оказались неспособны. Пришлось просить содействия у КГБ, после чего пепелацы были обнаружены где-то во Владивостоке, что перенесло съемки фильма на полтора месяца, то есть на самый жаркий сезон в пустыне.


Мама, мама, что мы будем петь?

Шлягер «Мама, что мы будем делать», постоянно звучащий в фильме, прошел долгую историю деформаций и издевательств, пока не превратился в то, что мы слышим в «Кин-дза-дза!». На самом деле песенка под названием «Одесситка» в первые годы обрела популярность в программе комических куплетов Утесова. Но ниже мы даем тебе видео из популярнейшего кинофильма «Котовский» 1942 года, откуда ту песню взяли герои и переложили ее на классический колыбельный мотив.


Больше хороших товаров

Режиссеру пришлось дважды перемонтировать фильм. А все потому, что первая версия картины была более лаконичной и динамичной и длилась 1 час 45 минут. Но тут выяснилось, что у «Мосфильма» обязательство перед государством: сдать двухсерийную картину. И в этом случае весь персонал студии остался бы без премий, да и без половины зарплаты тоже. Георгий Данелия снова заперся в монтажной и разбодяжил хронометраж вырезанными ранее сценами. Получилось то самое великое двухсерийное кино на 2 часа 15 минут, которое мы все увидели.


Второй раз «ку!»

Огромное количество сценарных идей и художественных красот так и не удалось перенести на экран, так как где-то тупо не хватало денег. А с костюмами, например, так и вовсе вышла анекдотичная, чисто советская история. Параллельно с фильмом Данелии готовились съемки эпика Сергея Бондарчука «Борис Годунов», так что пошивочный цех «Мосфильма» работал в авральном режиме и потому отказался делать задуманные для «Кин-дза-дза!» костюмы. «Вот что надето на Леонове: ботинки из картины «Тиль Уленшпигель». Костюм для Яковлева я самолично красил в пустыне в ванне с чернилами», - вспоминал Данелия.

Неудивительно, что режиссера долго преследовала мысль переснять фильм, пусть даже в нарисованном, мультипликационном виде. Его полнометражный мультфильм «Ку! Кин-дза-дза» вышел в 2013-м, был очень скверно принят и критиками, и зрителями: 25 миллионов рублей сборов при бюджете 140 миллионов. Однако ты не обращай на это внимания и просто его посмотри: это красивое, примечательное творение, пусть даже отклоняющееся от священного канона 1986 года.

Что это такое - гравицапа? Ответ на этот вопрос является тайной для кого угодно, но только не для преданных поклонников советского фильма «Кин-дза-дза!». Искрометная комедия режиссера Георгия Данелия подарила зрителям не только минуты смеха и пищу для размышления на философские темы, но и возможность существенно обогатить свой словарный запас. Что же известно о фантастическом устройстве?

Фильм «Кин-дза-дза!»

Фантастическая комедия, создателем которой стал Георгий Данелия, была представлена на зрительский суд в далеком 1986 году. Фильм «Кин-дза-дза!» повествует о невероятных приключениях прораба Владимира Николаевича Машкова. Однажды этот обыкновенный человек отправляется в магазин за макаронами и хлебом и встречает студента в кроличьей шапке. Молодой человек подходит к нему около булочной и представляется Гедеваном. Он и привлекает внимание дяди Вовы к подозрительной личности, утверждающей, что является гостем с другой планеты. «Инопланетянин» носит с собой маленькое устройство, которое называет «машинкой перемещения».

Устройство ожидаемо срабатывает, и несчастный прораб в сопровождении студента Гедевана отправляется в удивительное межгалактическое путешествие. Он практически мгновенно перемещается на пустынную планету Плюк, которая является частью галактики Кин-дза-дза. С одной стороны, она более технически развита, чем Земля. С другой - вся техника работает очень плохо, часто выходит из строя. Машкову предстоит узнать, что далеко не все обитатели неизведанной земли настроены дружелюбно, познакомиться с местными обычаями, а также совершить множество других открытий. Конечно же, больше всего на свете ему хочется вернуться на родную Землю, добиться чего чрезвычайно сложно. К счастью, с собой у курящего прораба оказываются спички, которые являются невероятной ценностью на планете Плюк.

Что такое пепелац

Итак, пепелац, гравицапа - слова, значение которых зрители узнали благодаря знаменитой комедии режиссера Георгия Данелия. Для начала стоит разобраться в том, что представляет собой пепелац. Так называется фантастический летательный аппарат, который специально для этого фильма изобрел талантливый художник Теодор Тэжик. Интересно, что первоначальные макеты были отвергнуты в пользу версии, которую зрители увидели в "Кин-дза-дзе". Устройство может иметь яйцевидную или цилиндрическую форму, масса его невелика. В высоту пепелац достигает 5-6 метров, его диаметр составляет 2.5-3 метра.

В верхней части летательного аппарата можно увидеть небольшую перекладину, которая вращается во время полета. Пепелац не предназначен для транспортировки по земле, однако существует возможность оборудовать его колесами, которой пользуются очень редко. Топливо, необходимое для полета устройства, получают из воды, называется оно луц. На планете Плюк оно продается в луцеколонках, которые могут обслуживаться людьми или быть автоматизированными. Первые предпочтительнее, так как продавец всегда может сделать скидку. Стоимость одного заряда составляет десять чатлов, его хватает для того, чтобы преодолеть минимум 160 км.

Пепелац пригоден как для космических полетов, так и для передвижения в атмосфере планеты. В первом случае ему необходима гравицапа, тогда как во втором можно обойтись без этого устройства.

Что такое гравицапа

Выше рассказывается о том, что представляет собой пепелац. Ну а тогда что это такое - гравицапа? Так называется фантастическое устройство, которое устанавливается в двигатель космического корабля. При его отсутствии пепелац становится непригодным для мгновенных межгалактических перелетов, путешествовать на нем можно лишь в атмосфере планеты.

Художник Вячеслав Колейчук - создатель механического предмета, который в комедии "Кин-дза-дза" изображает гравицапу. Данное устройство было придумано специально для фильма режиссера Георгия Данелия.

Внешний вид

Что известно о внешнем виде, устройстве гравицапы? В комедии Георгия Данелия зрители увидели металлический корпус яйцевидной формы. Размер устройства не выходит за рамки 10-15 см. Гравицапа состоит из двух подвижных элементов, которые легко поворачиваются друг относительно друга.

Нижняя часть устройства изготовлена из желтого металла, верхняя - из светлого. Верхний элемент гравицапы оборудован цилиндром, длина которого составляет 10-15 мм, а диаметр - около 1 см. Толщина нижней части не превышает 5 мм.

Что еще можно рассказать о загадочной гравицапе? Фильм дает зрителям понять, что фантастическое устройство издает своеобразный звук при раскрытии и повороте. Те, кто об этом не знает, могут испугаться от неожиданности.

Полет без гравицапы

Гравицапа - что это такое? При ее отсутствии космический корабль становится непригодным для межгалактических странствий. Его владельцам доступно лишь банальное передвижение в атмосфере с низкой скоростью. Перелет осуществляется на небольшой высоте (до ста метров), которую транспорт набирает за две-три секунды.

Скорость пепелаца без гравицапы не превышает 150 км/ч. Выше ста метров подниматься нет нужды, так как на планете Плюк отсутствуют горы. Именно отсутствие гравицапы не позволяло прорабу Владимиру Николаевичу и студенту Гедевану покинуть негостеприимную планету с непонятными и опасными обычаями и вернуться на Землю.

Полет с гравицапой

Теперь, надеемся, понятно, что это такое - гравицапа. Это фантастическое устройство, благодаря которому на пепелаце можно практически мгновенно перебраться в любую точку Вселенной. Перемещение можно сравнить с телепортацией, так как затрачиваемое время не превышает пяти секунд.

Подготовка к полету зависит от того, как далеко должен будет отправиться пепелац. Исходя из продолжительности межзвездного или межпланетного путешествия выбирается время, нужное для предварительного разогрева космического корабля. Нельзя забывать и о том, что даже оборудованный гравицапой пепелац способен перемещаться лишь между галактиками, которые находятся в тентуре. Те, которые расположены в антитентуре, ему не доступны.

Как воспользоваться гравицапой? Двигатель пепелаца устанавливается в так называемую цапу. Внешне она напоминает обыкновенную ржавую гайку. Именно на цапу необходимо нажать для того, чтобы двигатель космического транспорта запустился. Также ее используют, когда проверяют гравицапы при покупке.

Экономическая ценность

Есть еще один вопрос, который никак нельзя оставить без внимания. Сколько стоит гравицапа? К счастью, ответ также можно узнать из фильма режиссера Георгия Данелия. Стоимость фантастического устройства, которое необходимо для межгалактических путешествий, составляет 2200 чатлов. Именно за такую цену готовы расстаться с ним обитатели планеты Плюк. Расходы на приобретение устройства можно слегка сократить, если покупатель умеет торговаться.

Ценность гравицапы едва ли удастся преуменьшить. Среднестатистический житель планеты Плюк вынужден трудиться на протяжении нескольких лет для того, чтобы скопить сумму, необходимую для приобретения фантастического устройства.

Однако стать владельцем приспособления, необходимого для межгалактических странствий, может и владелец спичечного коробка. Спички являются большой ценностью на Плюке. За половину коробка можно купить гравицапу.

Культурное влияние

Комедия режиссера Георгия Данелия имела огромный успех у зрителей. Тысячи людей легко ответят на вопрос о том, откуда слово «гравицапа» взялось. Едва ли стоит удивляться тому, что это понятие быстро стало нарицательным. Слово используется для обозначения технического устройства, которое обладает небольшим размером, является сложным, имеет непонятный принцип работы. Конечно же, оно часто применяется в юмористическом ключе.

Термин «гравицапа» стал использоваться для обозначения глушителя ранних мотовелосипедных двигателей Д-4/Д-5. Это связано с тем, что внешне они весьма напоминают фантастическое устройство из «Кин-дза-дзы».

Гравицапа указана в качестве летательного аппарата в картине «Территория». Также есть российская студия архитектурного проектирования и дизайна, которая названа в честь этого устройства.

Конец фильма

Ближе к концу комедии прорабу Владимиру Машкову и студенту Гедевану все же удалось обзавестись пепелацем с гравицапой, пусть это и стоило им невероятных усилий. Однако на родную планету они вернулись благодаря помощи босоногого межгалактического странника, который в свое время и отправил их на Плюк. Сначала герои ничего не помнят о приключении, которое им довелось пережить вместе. Однако в последних кадрах к ним возвращаются удивительные воспоминания.

Устройство пепелаца

Пепелац представляет собой летательный аппарат цилиндрической или яйцевидной формы высотой 4-5 метров. В верхней части пепелаца находится небольшая, посаженная на ось перекладина, вращающаяся во время полёта, функция которой неизвестна. Для полёта используется изготовленного из воды , которое называется . В пепелаце также имеются две аварийных катапульты (для катапультирования нужно нажать на рычаг, называемый каппа ). Для остановки двигателя летящего в атмосфере пепелаца используются тормоза со тормозной жидкостью. Для транспортировки по поверхности планеты пепелац не приспособлен, но может быть оборудован небольшими колёсами.

История

  • Слово «пепелац» (искажённое грузинское «пепела») означает «бабочка». Такое название для летательного средства уже использовалось в фильме Г. Данелия (1977), где герой Вахтанга Кикабидзе - грузинский вертолётчик Валико Мизандари по прозвищу «Мимино» - так называл свой вертолёт (В ответ на просьбу старухи перевезти корову на вертолёте, Мимино стучит по вертолёту и кричит: "Пепела! Пепела!").
  • Эскиз пепелаца нарисовал , когда он в вместе с Резо Габриадзе работал над написанием сценария к фильму. За несколько лет, в течение которых писался сценарий, всё много раз менялось, но именно такой пепелац появился позже в картине.
  • В фильме использовалось несколько пепелацев разного размера.
  • Пепелац, на котором летают герои фильма, делали и художник-постановщик картины Теодор Тэжик. На свалке самолётов был найден самолёт , от которого с большим трудом отрезали хвостовую часть. Затем поставили этот цилиндр в коллектор шестого павильона «Мосфильма», где Тэжик покрыл его пенополиуретаном и офактурил под ржавчину. А откидные двери, колеса и крутящийся винт смастерил А. С. Батынков - умелец с .
  • Штука, которая внутри пепелаца крутится под потолком - это втулка несущего винта .
  • Фильм должен был сниматься в , однако произошла ошибка, и груз пепелацев, отправленный туда по железной дороге, потерялся в пути. По накладным его не нашли, так как в них было написано «груз пепелацы». Соответственно, железнодорожники, не зная, что такое пепелацы, не могли их отыскать. В результате директору «Мосфильма» пришлось подключать . Пепелацы были найдены лишь спустя полтора месяца во . Из-за этого происшествия фильм вместо запланированных в пустыне съёмок весной, снимался там летом в самую жару.
  • В первый же день, когда пепелац, наконец, привезли на съёмочную площадку и собрались снимать, художник-постановщик картины Тэжик сказал, что пепелац надо немного подкоптить, будет выглядеть достовернее. Зажег факел, начал коптить… и декорация загорелась. (Пенополиуретан оказался материалом легковоспламеняющимся). Кинулись тушить. Песком. Брезентом. Затушили. Но один бок прогорел. Лишь к ночи Тэжик и второй художник-постановщик А. Самулекин нашли полиуретан и залатали пепелац. Чтобы заплатки не были видны, Тэжик его снова начал коптить. К счастью, в этот раз пепелац не загорелся.
  • Для съёмок пустыня должна была быть в абсолютно девственном виде, без следов людей и машин. Но без людей и машин при съёмках обойтись невозможно. Например, для транспортировки пепелаца использовался трактор и платформа. Трактор при транспортировке грузов на съёмочную площадку всегда ехал вдоль бархана, а потом прямо на камеру. Затем перед камерой ставили пепелац и он закрывал собой все следы.
  • Один из актёров фильма - (исполнитель роли скрипача) - после окончания съёмок взял себе на память 40-сантиметровый макет пепелаца, который до сих пор хранится у него дома.
  • В одном из телеинтервью Г. Данелия рассказал такую историю. Однажды на одном из кинофестивалей к нему подошёл один американский кинорежиссёр и сказал:
- Я видел вашу «Кин-дза-дзу!». Потрясающе! У нас в Америке такие спецэффекты очень дороги. Не могли бы вы нам помочь со спецэффектами? - Какие спецэффекты? У нас там не было никаких спецэффектов. - изумился Данелия. - Ну, как же. У вас же там огромная ржавая бочка летает. Разве это не спецэффект? - Нет, конечно же. Нам в министерстве обороны дали и поэтому пепелац у нас в фильме летает. Напишите письмо в наше министерство - может они и вам дадут гравицаппу.
В этом разделе нет .

Пепелац и авиация

Летательные аппараты, внешне похожие на пепелац:

  • Roton - многоразовый одноступенчатый космический носитель с вертолётным способом вертикальной посадки. Разрабатывался компанией Rotary Rocket . В 1999 г. экспериментальная модель-прототип Roton ATV совершила три испытательных полёта на малых высотах. Коммерческую эксплуатацию корабля планировалось начать в 2001 г., однако из-за банкротства компании проект был закрыт. См. тж. Roton SSTO (англ.) .
  • GoldenEye - в октябре 2003 года американская компания Aurora Flight Science провела испытания нового . Внешне эта машина похожа на большую металлическую бочку с двумя парами стабилизаторов (крыльев), на которых закреплены колёсики. Испытания конструкции завершились успешно. Турболёт смог подняться в воздух, а затем совершить мягкую посадку. По словам разработчиков, идея аппарата была заимствована из фильма «Золотой глаз» о Джеймсе Бонде.