Кто такой патриот сообщение. Кто такие патриоты и зачем они нужны

Определение понятий «патриот» и «патриотизм»

Впервые слово «патриот» стало употребляться в период Великой Французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли защитников революции и врагов абсолютизма.

«Толковый словарь» В. Даля объясняет это слово так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его». «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова дает такое определение: «Человек преданный своему отечеству, своему народу». Современный «Словарь русского языка» дает такое толкование: «Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, родине».

На наш взгляд, в отличие от определений, данных в словаре С. Ожегова и в Современном словаре русского языка, в словаре В. Даля есть существенное уточнение - «ревнитель о благе его», т.е. человек, старающийся сделать что-то на благо своего Отечества.

С категорией патриот неразрывно связана категория патриотизм. Патриотизм обусловлен образованием государств и их длительной борьбой за свою независимость и самостоятельность. Поэтому «возраст» патриотизма исчисляется многими тысячелетиями и значительно превышает оседло-земледельческий «стаж» человечества . Согласно определению В.И. Ленина патриотизм - «одно из глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» .

В таблице 4 приведены различные определения понятия «патриотизм».

Таблица 4

Определение понятия «патриотизм»

Источник

Любовь к Отчизне.

Даль В.А. Толковый словарь живого великорусского словаря.

Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

Ожегов С.И. Словарь русского языка.

Любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

Словарь современного русского литературного языка.

Чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать её.

Психолого-педагогический

Любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Философский энциклопедический словарь.

Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Краткий словарь по философии.

Любовь к Родине, к своему народу.

Российская педагогическая энциклопедия.

Любовь к Родине, Отечеству и своему народу.

Большая советская энциклопедия.

Чувство любви к Родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы Отечества, выражающееся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов.

Советская историческая энциклопедия.

Любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Лихачёв Б.Т. Педагогика.

Существующие определения понятия «патриотизм»

Как видно из определений, патриотизм - это, прежде всего, любовь к Родине, к своему Отечеству. Чувство самое обычное, присущее каждому человеку. Как это можно не любить свою Родину, свою землю, людей, живущих и работающих на ней?

Как оказалось, очень даже можно. За перестроечно-реформенные годы в России появились многочисленные теоретики, утверждающие, что «патриотизм - это последнее убежище негодяев», что патриотизм - это синоним русского национализма, а в списках общечеловеческих ценностей такого понятия нет.

Следует заметить, что такая политика не нова. Ещё в 1863 году журнал «Колокол», издававшийся в Лондоне Герценом, проводил русофобскую политику. «Всю Россию охватил сифилис патриотизма!» - сокрушался Герцен, констатируя подъём духа, охвативший разные слои русского общества при наметившейся угрозе Запада. Следует оговориться, что «сифилисом» Герцен считал только русский патриотизм. Всякий другой - английский, французский, польский - он приветствовал, упрашивая иностранцев обратить гром и молнии на страну, бывшую ведь его родиной. Он подбодрял польских повстанцев истреблять проклятых русских офицеров, гнусных русских солдат и писал про русские войска те же небылицы, что и фридриховские «газетиры» 1 .

Заветы Герцена были в наше время продолжены Закаевым, Гусинским, Ковалёвым и ими подобными. Так, в одной из телепередач С.А. Ковалёв заявил, что великий русский писатель Л.Н. Толстой по поводу патриотизма высказался так: «Патриотизм - это последнее прибежище негодяев», хотя эти слова на самом деле принадлежат английскому писателю XVIII в. С. Джонсону и в них вкладывался совсем иной смысл - не негодяй является патриотом, а у негодяя есть последний шанс спасти себя. Впоследствии вся страна могла наблюдать, как тот же самый С.А. Ковалёв пособничал чеченским бандитам. В.А. Гусинский в своём интервью корреспонденту НТВ заявил: «Отечество там, где можно делать деньги». Как говорится, без комментариев. Сейчас этот «деятель» скрывается за границей от российского правосудия. О бандите Закаеве, объявленном Генеральной прокуратурой России в международный розыск, и говорить не приходится. И эти «светлые личности» считаются в глазах Запада «борцами за высшие идеалы».

Здесь уместно привести слова президента Российской академии образования Н.Д. Никандрова: «Есть одна ценность, которая во многом объемлет все другие ценности - это патриотизм. Никак не могу согласиться с теми, кто употребляет это слово синонимично с национализмом, для кого оно является чуть ли не бранным. Каждый, количественно даже самый малый народ в нормальных условиях всегда справедливо гордился делами своей страны, города, села, что не мешало ни критиковать недостатки, ни учиться у других народов... Человек, лишённый патриотизма, легко продаёт и силы и ум, и - если сможет - богатство страны тем, кто дороже заплатит, не думая ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках» .

Патриотизм является нравственной категорией и неотделим от индивидуальных и гражданских качеств личности. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. В этом отношении П.М. Рогачёв и М.А. Свердлин в работе «Патриотизм и общественный прогресс» указывали: «Патриотизм, чувство любви к Родине, воплощен в служении её интересам, занимает важное место в системе движущих сил развития общества... Настоящий патриотизм означает не просто чувство любви к Родине, он есть, прежде всего, высокое сознание гражданской ответственности за судьбы Родины, глубокое убеждение в необходимости подчинять интересы каждого интересам всех».

Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества дела и поступки. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом» *, - писал В.Г. Белинский.

Действенную сторону патриотизма подчеркивал и П.Я. Чаадаев: «Я не умею любить своё Отечество с закрытыми глазами, с поникшим челом, с зажатым ртом... Я люблю моё Отечество, как Пётр Великий научил меня любить, ... я думаю, что если мы явились после других, то затем, чтобы действовать лучше других, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения, в их суеверия» .

Деятельный характер патриотизма, основанный на защите интересов Отечества, Родины, отмечен в определениях, данных в Психолого-педагогическом словаре, Философском энциклопедическом словаре, Кратком словаре философии, Советской исторической энциклопедии. Однако в существующих определениях не отмечена обратная связь Отечества и его граждан.

Исходя из вышеизложенного, дадим следующее определение понятию «патриотизм».

Патриотизм - это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество.

Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития нации и государства.

Само понятие патриотизм связано с множеством идей: национальной, исторической, культурной, географической и др. Особо эта связь проявляется в России. Россия - общий дом для множества народов и языков, культур и верований. Поэтому российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это гуманистическая направленность российской патриотической идеи; соборность и законопослушание; общность, как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

П.Я. Чаадаев. Статьи и письма. - М.: Современник, 1989. - С. 521.

Тест: Матвей Вологжанин


Патриотизм - одно из почти инстинктивных чувств человека. Наличие в нас этого качества, увы, как всегда, весьма пошло объясняется биологическими законами. Вот тигры были бы очень плохими патриотами, коровы - тоже, а из волков, напротив, получились бы прекрасные сыны отечества.

Дело в том, что человек изначально был приспособлен для существования в родственных стайных группах (не очень больших, вероятнее всего - по 6–10 человек: пары родителей с подросшими детьми). Наши способы питания и самозащиты идеально подходили именно для такой конструкции. При этом взаимная привязанность членов одной стаи у нас так велика, что человек готов идти на значительный риск во имя спасения сородичей. И такая стратегия для нас оказалась наиболее выигрышной.


Вот, например, у жвачных, которые пасутся большими стадами (бизоны, антилопы, газели), стратегия «умри, но защищай своих» оказывается проигрышной. Джеймс Гордон Рассел, долго исследовавший поведение антилоп гну в Серенгети, неоднократно отмечал случаи, когда отдельные животные, вместо того чтобы убегать от охотившихся на них львов, шли в лобовую атаку. Две-три антилопы, каждая весом в четверть тонны, вполне могли затоптать острыми копытами хищника и изранить его. Если же к действиям «неправильных» гну присоединилось бы все огромное стадо, от наглых кошек осталось бы разве что темное пятно на пыльной земле саванны. Однако стадо неслось со всех ног прочь от места схватки. И пусть даже смельчаки одерживали верх над львами, платили они за это слишком дорого. Рассел помечал антилоп-бойцов и видел, что полученные раны часто приводили потом к истощению животного, его смерти или, как минимум, к полному фиаско на любовном фронте. Трусливые же и быстроногие особи-эгоисты жили куда дольше и размножались не в пример обильнее. Поэтому патриотизм невыгоден жвачным, как не подходит он и крупным хищникам, которым для прокорма нужен большой участок для охоты в единоличном владении.

У нас же выживали и выигрывали те, кто умел сражаться плечом к плечу с членами своей стаи, готовые к риску и даже самопожертвованию. Группы росли, превращались в племена, в поселения, в первые протогосударства - и в конечном счете навыживались и навыигрывались мы до такой степени, что создали цивилизацию.

Тот, кто не с нями, тот плотив нас!

Дети - самые лучшие патриоты.
Наиболее восприимчивы к идеям пат­риотизма подростки 8–18 лет. В этом возрасте у человека уже появляется инстинкт защиты стаи, но еще нет ни семьи, ни детей, ответственность за которых заставляет родителей быть более осторожными и эгоистичными. Подросток куда сильнее взрослого склонен руководствоваться понятиями «свой» - «чужой». Интересное исследование на эту тему опубликовали американские социологи, изучавшие 10-миллионную аудиторию онлайн-игры World of Warcraft. В этой игре участники могут выбрать одну из двух фракций - «Альянс» или «Орда». Игроки разных фракций не могут общаться друг с другом в игре, зато могут нападать на представителей противоположной фракции. Согласно опросам, большинство игроков в возрасте до 18 лет оценивают тех, кто играет за противоположную фракцию, как «тупых, злобных, подлых, бесчестных и отвратительных», а игроков своей стороны - как «умных, дружелюбных, интересных, порядочных и хороших».
Чем старше были опрашиваемые, тем большую долю в числе их ответов занимали утверждения вроде «за обе фракции играют в общем-то одни и те же люди» и «поведение зависит от человека, а не от фракции».


Греческое начало

«Патриотизм» - слово греческого происхождения, «patria» буквально переводится как «оте­чество», и само понятие возникло как раз в эпоху греческих городов-государств. Почему его не существовало до этого, когда, как мы видели, само явление - штука столь же древняя, как род людской? Потому, что не было необходимости. До греков идею патриотизма тогдашние идеологи привязывали в основном к символам (обычно к символу своего бога или царя) как к официальному воплощению божества либо же при слабом влиянии религии на общественную жизнь, как у северных народов или в Китае, - к идее «крови», то есть к чувству общности с представителями своего племени, людьми, говорящими на том же языке и принадлежащими к тому же народу.


У греков, создавших цивилизацию городов-государств, отчаянно бодавшихся друг с другом, на этом идеологическом фронте был полный швах. Все они - и спартанцы, и афиняне и сибариты, и критяне - были греками. У всех был один и тот же пантеон богов (хотя каждый город выбирал себе одного-двух любимцев, считавшихся его особыми покровителями), и в результате греческая мифология превратилась в описание бесконечных стычек между богами: Аполлоном и Аресом, Афродитой и Герой, Афиной и Посейдоном и т. д. Что касается царей, то в большинстве городов их просто не было, а там, где все-таки были, демократически настроенные греки меньше всего были склонны их обожествлять.


Поэтому им пришлось искать иную идеологическую базу. И они очень быстро ее нашли, провозгласив первейшей доблестью человека патриотизм - готовность жертвовать своими интересами не во имя солнечного Митры, не во славу великого Ашшурбанипала, а просто во имя своих сограждан, своего города, своих ненаглядных солнечных Афин с их сереб­ристыми оливковыми рощами и старенькой мамой, сидящей в скромном хитоне за прялкой и ждущей сына с победой…

Этот вид патриотизма сейчас именуют «полисным патриотизмом». (Кстати, когда греки стали регулярно сражаться с персами, полисный патриотизм у них временно, но очень оперативно заменился патриотизмом национальным, и тогдашние ораторы, все эти Геродоты, Фукидиды и Ктесии, очень быстро выучили словосочетания вроде «великая Эллада», «смрадные персы» и «в единстве - наша сила».)


Величайшие патриоты - римляне

Эллинские античные нормы этики, как мы знаем, принимались римлянами порой более серьезно, чем к ним относились сами греки. С точки зрения грека, патриот - это тот, кто исправно платит налоги, участвует в общественной жизни, не нарушает законы и выставляет от своего дома конников и пеших воинов в армию на случай войны. В эпоху же Римской республики патриотизм был синонимом слова «слава» и почитался выше личной доблести.


Для римлян абсолютным героем были не Геракл или еще какой-нибудь Персей, который развлекался бы, проводя жизнь в разнообразных интересных подвигах, а Курций. Этот полумифологический персонаж был пятнадцатилетним юношей, который, узнав, что от дымящейся бездонной трещины, пересекшей Рим после землетрясения, можно избавиться, лишь бросив туда самое дорогое, что есть в Риме, с криком: «Самое дорогое в Риме - это его сыновья-патриоты!» - сиганул в расщелину вместе с конем (конь, если верить мифу, был патриотом так себе, ибо попытался слабохарактерно перед пропастью отпрянуть, но фокус у него не прошел). Слепое подчинение закону, отказ от собственного «я» и готовность отдать во имя Рима все, включая собственных детей, - вот идеальная программа римского патриотизма. Эта идеология оказалась максимально успешной для нации-агрессора: крошечный Рим подчинил себе всю Италию, а потом три четверти Европы, Средиземноморье и немалую часть Азии с Африкой. (И тут национальный патриотизм римлянам пришлось сменить на имперский, куда более слабенький и ненадежный.)


До сих пор патриотизм эпохи Римской республики считается товаром высочайшего сор­та, и немало идеологов государственности сегодня мечтают в глубине души о том, чтобы капризные, эгоистичные и ленивые идиоты, именуемые их народом, куда-нибудь делись, а взамен в их распоряжение поступили бы миллионы истинных римлян*.


« Наверное, я тоже идеолог государственности. Причем без миллионов римлян я бы вполне обошелся - первый пункт программы уже бы достаточно меня устроил. Хотя я, возможно, просто хандрю: зима, недостаток витаминов… »


Христианство антипатриотично

Поначалу христиане были активными противниками патриотизма в любой его форме. В лучшем случае они соглашались отдавать кесарю кесарево, то есть платить налоги, но все равно были глубоко убеждены в том, что нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни варвара, а есть только царство Божие, при наличии которого любые земные государства - прах и тлен. «Любая чужая страна для них отечество, а любое отечество - чужая страна». О том, чтобы христианину идти служить в армию, и речи не было, ибо любое убийство - грех, об этом совершенно ясно и четко сказано в Евангелии. Конечно, Римская империя как могла с христианством боролась, ибо такая зараза способна проточить самые железные основы государства за считанные годы.


Но, как выяснилось, христианство оказалось весьма пластичной штукой. Во-первых, оно распалось на несколько направлений, которым не грех было друг с другом повоевать; во-вторых, превратилось в прекрасное оружие для во­одушевления народов на борьбу с погаными нехристями, коих, слава богу, было еще в избытке во всяких Азиях, Африках и Америках. Что касается «не убий», то и этот вопрос сумели изящно обойти: в конце концов, нельзя же всерьез принимать идеальные, но недостижимые нормы (хотя любого первохристианина и хватил бы родимчик, если бы он увидел современного батюшку, деловито освящающего ракетно-зенитный комплекс). Что касается Православной церкви, изначально сделавшей ставку на близость к светским властям, то тут патриотизм является добродетелью не только не обсуждаемой, но и просто обязательной.


Критики и кокетливое государство

В паре «патриот - страна» последняя ведет себя как отъявленная кокетка. Ты обязан ее любить и быть готов принести себя в жертву во имя нее. Для нее же ты - пустое место. Причем чем более ничтожным винтиком ты себя ощущаешь, тем патриотичнее твоя сущность («Пусть я умру, но моя смерть ничто по сравнению с благоденствием родины»). Ты козявка, ты ноль, ты пустяк, «голос единицы - тоньше писка»*).

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Это Маяковский написал, когда сравнивал личность и партию. Говорят, что, когда он своим громовым басом впервые прогрохотал эти строки на поэтическом вечере, там народ со стульев посползал »


Отечество имеет полное право меланхолически тебя схрумкать, пережевать и переварить, и все остальные патриоты будут лишь приветствовать это, если сочтут, что съеденное пошло на пользу организму в целом. Этот перекос в отношениях очень ярко выразил Джеймс Джойс в своей знаменитой фразе: «Я не буду умирать за Ирландию, пусть Ирландия умрет за меня!» (За эту фразу сторонники ИРА Джеймса Джойса теперь очень не любят.)



Опаснее же всего патриотизм проявляет себя там, где власть в народном представлении является некой квинтэссенцией государства. Римлянам-республиканцам, которые воспринимали свое выборное начальство как нанятых слуг, в этом случае мало что грозило: они бесконечно полемизировали о том, что наиболее выгодно для Рима, и, в общем, держали власть в ежовых рукавицах. А вот там, где власть традиционно была наследственной, деспотичной, где царь-жрец являлся символом страны, там лояльный пат­риотизм большинства населения позволял случаться редким безобразиям, часто опасным не только для обитателей страны, но и для судьбы самой державы.


Поэтому еще со времен Просвещения находились мыслители, которые пытались видоизменить идею патриотизма - несомненно, полезнейшую для выживания общества, но чреватую неприятнейшими осложнениями. Кант, Монтескье, Вольтер, Гоббс, Генри Торо - десятки и сотни умнейших голов пытались разработать нормы нового патриотизма. И все они в результате пришли к выводу, что истинный патриот не только не обязан быть слепым и покорным, но первейшей его обязанностью должен быть поиск пятен на солнце. Для того чтобы привести свое отечество к идеалу, необходимо следить за ним строже, чем за девушкой-подростком, - мгновенно пресекая, пусть и с риском для жизни, любые его попытки вести себя опасно, глупо или ошибочно. Так возникло явление «критического патриотизма», при котором человек не только не восхваляет свою страну, но, напротив, придирчиво рассматривает ее под лупой и громким голосом орет, когда заметит какую-нибудь гадость. Одной из программных работ этого направления стал труд американского писателя Генри Торо «О долге гражданского неповиновения», в котором он называл первейшей обязанностью гражданина и патриота категорический отказ от выполнения «неправильных», «губительных» для страны законов.


Критические патриоты всегда выступают за максимальную свободу прессы. За неусыпный надзор общества над работой чиновников всех уровней. За честное преподавание истории, какой бы гадкой ни выглядела в отдельных случаях роль отечества, ибо только такое знание даст обществу иммунитет от повторения ошибок.

Обычно власти, да и большинство жителей страны, не любят критиков патриотов и называют их врагами народа. Они уверены, что любовь должна быть слепой и нерассуждающей и воспринимают критические замечания как унижение их идеалов, как предательство.

Надеяться, что оба эти вида патриотов когда-нибудь придут к согласию, не приходится.

Не патриот - значит, шизофреник

В СССР, где, как мы знаем, не было политических заключенных, психиатры разработали интереснейшую концепцию о том, что любой человек, критикующий свое государство, - психически больной. Эта теория была признана единственно правильной, и до сих пор остались еще психиатры, которые всячески разделяют эти убеждения. Вот как, например, объясняет ситуацию известный психиатр, представитель «старой школы» Татьяна Крылатова: «Любовь требует больших эмоциональных затрат. А у шизофреника с эмоциональностью большие проблемы. И они начинают отторгать то, что для них наиболее энергетически затратно, - любовь. Этот внутренний конф­ликт вызывает агрессию. То же самое происходит и по отношению к Родине. Тут опять-таки идет отторжение, человек перестает включать свой макросоциум в категорию «мое» и относится к Родине негативно».


Cовременные патриоты

В современном мире отношение к понятию «патриотизм» сильно поменялось со времен римлян. Уж больно близко к нему болтаются такие неприятные слова, как «шовинизм», «нацизм» и «ксенофобия». Тем не менее утверждать, что время патриотов прошло, не приходится: у них по-прежнему очень много дел на этой планете.

Даже в Европе, которую до сих пор трясет при воспоминании о Шикльгрубере, наблюдается рост патриотических настроений. То в Австрии к власти приходит Йорг Хайдер, то во Франции гордо вздымаются на выборах уши Ле Пена, то Пино Раути соблазняет италь­янцев обещанием очистить Милан и Парму от цыган и марокканцев. Это ответ Европы на два фактора: на глобализацию и на массовую эмиграцию туда жителей Азии и Европы.


«Иммигранты необразованны, они работают за копейки, они претендуют на наши пособия, они несут чужую нам устаревшую культуру, они насилуют наших дочерей и едят наших сыновей-младенцев!»

«Транснациональные корпорации душат мелких предпринимателей, они уничтожают нашу самобытность, они превращают наши поля и сады в залитые асфальтом площадки унылого прогресса, они лоббируют свои идиотские законы и кормят нас своим тухлым «макдоналдсом»!»


Космополит из бочки

Основные противники патриотов - космополиты, те, кто считает, что все человечество - единый народ, а эта планета целиком является нашей Родиной. Самым первым известным нам космополитом был греческий философ-киник Диоген. Увы, этот замечательный философ изрядно подпортил репутацию космополитизму тем, что, с жаром отрицая государственность, он также отрицал культуру, цивилизацию, семью и комфорт. В идеальном мире, считал Диоген, люди должны жить как животные, на природе, обходясь минимумом удобств, не имея ни жен, ни мужей, быть совершенно свободными и не выдумывать всяких глупостей вроде письма, чтения и прочих ненужных утомительных изобретений.

Национальный патриотизм как отторжение чуждого влияния, несомненно, уместен в мире, который хочет оставаться неизменно разнообразным. Поэтому, как бы ни морщились приличные люди, глядя на Тимошенко в пшеничных косах и на Хайдера в альпийской шляпке, стоит понимать: пока патриотизм такого рода остается в положении «снизу», пока его не поддерживают законы, пока он не призывает к людоедству и погромам - его роль нельзя назвать исключительно отрицательной. Куда опаснее, когда патриотизм национальный начинает шагать рука об руку с патриотизмом государственным.


В мире существует всего несколько стран, в которых государственный патриотизм является одной из обязательных составляющих идеологии, тщательно насаждаемой властями. Таковы, например, США, Россия и Япония.

В США, стране с исключительно разнородным населением, он выполняет роль цемента, удерживающего воедино всю ту разношерстную компанию, которая является американским народом. При этом патриотизм этнический в Штатах, как всем понятно, практически исключен.

В Японии патриотизм национальный и пат­риотизм государственный суть одно и то же. Для японцев он является способом сохранить свой специфический уклад жизни (тем не менее он год от года размывается: современные японцы уже куда ближе психологически к представителям постхристианских культур, чем их дедушки и бабушки). И так как в Японии живут почти исключительно японцы, а иных народов там крайне мало, то и вреда от «Япония для японцев!» немного. Конечно, для японцев! Пожалуйста, никто не против, кушайте свое тофу да будьте здоровы.

Что касается России, то национальный великоросский патриотизм, раздувшийся как гриб под дождем после развала СССР, сейчас идет на смычку с патриотизмом государственным, который усерд­но распространяется официальной идеологией. Тут стоит задача сконцентрировать власть в руках правящей верхушки и удержать страну от воздействия центробежных сил. Историки по этому поводу опять принялись много врать, в телевизорах бесконечно рассказывают о злых буках, сидящих вокруг государственной границы, а молодежь по вечерам ходит резать калмыков и узбеков как осквернителей святой земли русской. О том, что национальный, этнический патриотизм в многоэтнической стране - явление самоубийственное, идеологи, конечно, догадываются, но пока не могут придумать ничего, чтобы и съесть государственно-патриотическую рыбку, и избежать всенародного исполнения «Хорста Весселя» под балалайку.


Так что время патриотизма далеко еще не прошло. Возможно даже, что не пройдет оно и в далеком будущем, когда вся планета будет представлять собой конгломерат маленьких атомизированных стран, объединенных в вольные союзы и населенных людьми, выбирающими себе гражданство не по факту рождения, а руководствуясь исключительно личными симпатиями. Все-таки, как мы уже писали выше, патриотизм - инстинктивное чувство человека, и каждый из нас испытывает потребность делить людей на «своих» и «чужих». Пусть даже на самом деле мы все - свои.

В статье рассказывается о том, что такое патриот, что значит патриотизм, чем он может быть полезен власть имущим и какие формы носит.

Древние времена

Еще в самом начале времен, когда наши предки стали вести более-менее социальный образ жизни и разделяться по племенам, многие понимали - держаться вместе гораздо выгоднее и безопаснее, чем вести разрозненный образ жизни. И, кстати, такие вещи, как взаимовыручка, доброта и забота о близких, в итоге сыграли огромное значение в эволюции наших предков.

Гораздо позже, когда были созданы первые прообразы государств, люди стали объединяться на основе своего происхождения и государственной, религиозной или иной принадлежности. Именно тогда, по предположению социологов, и возникли первые зачатки такого явления, как патриотизм. Так что такое патриот? Какими бывают и чем отличаются такие люди? В этом мы и разберемся.

Определение

Для начала разберемся с терминологией. Согласно словарю, патриот - это человек, который руководствуется нравственным или политическим принципом, смысл которого заключается в любви к своему отечеству или государству. Чувство это также заставляет патриотов защищать свою родину во время войны, всячески отстаивать ее интересы, а при необходимости поставить нужды отечества выше своих. Патриотизм - это способность отдать жизнь во благо своего народа, его дальнейшего процветания и независимости. Так что теперь мы знаем, что такое патриот.

Может быть основано не только на любви ко всему государству, но и к отдельно взятому региону, области или краю. Особенно это проявляется во где проживает множество народов со своей отдельной культурой, языком, традициями и обычаями. И одно из таких государств - Россия. Думается, что теперь понятно, что такое патриот.

Формы

Как и многие социальные или политические проявления и убеждения, патриотизм носит разные формы. Зависят они от конкретно взятого человека, его деятельности и характера.

Умеренный патриотизм характерен тем, что его носитель просто чувствует любовь к своей родине. При острой необходимости, к примеру, во время войны, идет ее защищать и отстаивать интересы своего народа.

К среднему можно отнести его более «агрессивный» характер, когда человек на основе своего патриотизма строит всю свою жизнь. К примеру, ставит себе целью работу в политических партиях патриотического направления, регулярно участвует в общественной жизни и акциях, цель которых - улучшение уровня жизни либо соответствующая агитация. Одним словом, патриот - это человек, которому не безразлична судьба своей страны.

Ну и последнее проявление - наиболее радикальное. Его характерные признаки в том, что патриоты часто ищут виноватых в бедах своей страны, низком уровне жизни народа и предлагают действовать радикальными, жесткими и даже жестокими методами, ставя превыше всего благосостояние государства и своих соплеменников. Постепенно убеждения такого рода перерастают в нацизм, и ничем хорошим это не заканчивается, достаточно рассмотреть пример той же Германии периода 1933-1945 годов. К счастью, почти во всех странах такая радикальная деятельность и нацизм запрещены, что в зародыше искореняет возможные негативные последствия.

Настоящее время

Сейчас все чаще можно встретить мнение, что патриотизм - это изжившее себя и вообще неразумное явление, которое на самом деле лишь мешает людям проявить себя и является своеобразным методом контроля со стороны государства. Проще говоря, нет смысла делать что-то для своей страны, выгоднее просто эмигрировать или жить по принципу «моя хата с краю».

Утверждение это спорное, и решать это должен каждый сам для себя. Люди - патриоты России - во времена мировых войн не единожды доказывали, как важно это чувство для общего блага.

Кто такой патриот? И что такое патриотизм? Эти вопросы сейчас очень актуальны, потому что тучи сгущаются над нашей страной уже совсем явно.

Президент Путин некогда заявил, что «национальная идея России - это патриотизм». Ну, Бог с ним, что не все знакомы с русским языком и его правилами, поскольку идея (национальная) и чувство (патриотизм) - это совершенно не одно и то же. Идея не может быть чувством. Но это, как говорится, их проблемы. А наша проблема и задача - точно понимать, что такое национальная идея и что такое патриотизм, и вызывать к жизни те силы народные, которые нашу страну на её изломе, на испытании, когда возникает просто-напросто грань жизни и смерти для нашей Родины, были бы способны её от этой грани отодвинуть и уберечь.

Патриотизм - это слово, означающее любовь к Родине. При этом надо понимать, откуда это понятие взялось и что оно означает по своей сути. Любовь к ближнему, любовь к женщине - это более-менее понятно. Но сейчас не об этом.

А что такое любовь к Родине? И почему это вдруг?

На самом деле это глубокое и фундаментальное свойство живой природы. Например, когда образцы биологической жизни (по Ч.Дарвину) жили и сражались в борьбе за выживание, в борьбе за существование, то одновременно с этим стали развиваться те формы организации жизни, которые были более эффективны для её жизнеспособности. Появились стая, рой, прайд и т.д. И в том же львином прайде взрослые львы охотятся не только для собственного пропитания, но ещё и для того, чтобы накормить и немощную львицу-старуху, и молодняк, пока ещё не способный охотиться. Т.е. в львином прайде зарождаются социальные отношения (и современные научно-познавательные фильмы всё это хорошо и подробно показывают). Получается, что даже в дикой природе появилось слово «МЫ», и это слово является ключевым по отношению к слову «Я». Получается, что слово МЫ - это фактор прогресса!

Я выживу в конкурентной борьбе по всем правилам социал-дарвинизма (или современного либерализма), если Я сильнее, наглее и безнравственнее других.

Но человеческая эволюция, особенно когда к человеку пришли разум и душа, стократно усилила фактор с помощью МЫ. С появлением МЫ появился народ, появилось наше государство, появилась память о земле предков, которую наши предки защищали и которая их кормила, кормит нас и будет кормить наших детей и внуков, появилось понятие Родина. МЫ - это ключевое понятие, которое связано с коллективностью, с общинностью, с соборностью, с социальностью, с социализированностью, с социалистичностью, и абсолютно противоположно индивидуализму, либерализму, переходящему в формы фашизма, расизма, социального расизма, превосходства, конкурентоспособности всех со всеми. «Все должны быть конкурентноспособны», - объясняют нам Греф и Путин. Все борются со всеми. Человек человеку - волк! И т.п. Поэтому, патриотизм - это не просто абстрактное и неведомое чувство любви к своей Родине. И Родина - это совершенно не абстракция.

Но ведь у кого-то Родина - это мешок с долларами за плечами и счета в швейцарских банках. А они всё вокруг берёзок ходят да говорят, что «национальная идея - это патриотизм». «Не верю», - говорил Станиславский.

Ну и что же мы имеем сейчас в нашей стране? Какова ситуация с патриотизмом?

А имеем мы казённый патриотизм и угар патриотизма.

Дают, например, команду из Администрации президента - и вот нам показывают подвиги наших журналистов в Славянске под миномётным обстрелом укрофашистов. Потом отдают другую команду - и ничего этого уже не показывают. А потому что «Донбассу ничего не обещали», а потому что «есть Минские соглашения», так что «идите в Украину», да и вообще «это внутриукраинский вопрос», да и «Россия не сторона конфликта». Всё! Ничего не показывают, никакого патриотизма не стало, никакого Русского мира не осталось. Куда он вдруг делся? А его и не было. Не было никакого Русского мира, никакой Русской идеи и никакого патриотизма. Мешки с деньгами и телевизор - есть, а русской идеи и патриотизма никакого ТАМ нет.

Вот мы сейчас «Исканде́ры» везём туда, «Исканде́ры» везём сюда, система «Бастион» там-то, мы объявляем, что у нас новые бомбардировщики, новые ракеты и т. д., грозим тем, грозим этим - грозим, якобы защищая нашу Родину. А что в итоге мы защищаем? Некую группку, контролирующую 70% богатств страны и сложившую эти богатства себе в карманы? Их замороженные в Швейцариях счета?

А в это время остальное население беднеет, а кто-то уже и нищенствует, общество расслаивается, страна деградирует. Зато бушует угар и казённый патриотизм - «голосуйте за правящую партию», «голосуйте за действующее руководство страны», «видите, как они бьются со злобным Западом за то, чтобы нашу страну, нашу Родину защитить». Да за карманы свои они бьются! За счета в швейцарских и прочих банках они бьются! За свою недвижимость в виде дворцов они бьются! За оффшоры, куда они сотни миллиардов долларов вывезли, украв их у российского народа, у российского государства, у Родины нашей, они бьются! А обставляется дело так, что они, оказывается, патриоты, у них, оказывается, патриотизм.

Есть вопрос и о совместимости патриотизма с центральной идеологией правящей верхушки в нашей стране. На самом деле, есть всего три идеологии в мире и в природе человечества: либерализм, социализм (коммунизм) и фашизм. Так какая из этих трёх идеологий характерна для правящего клана в руководстве нашей страны? Ну, очевидно, что либерализм. Который потихоньку начинает трансформироваться в фашизм. И это кто-то хочет совместить с патриотизмом?

Либерализм - это Я. Я - индивидуалист, Я - конкурентоспособен, Я - сильный, Я всех победю и мне будет хорошо.

Патриотизм - это МЫ. МЫ - семья, МЫ - народ, МЫ поможем и не очень сильному, МЫ поддержим его. МЫ - это противоположность либерализма. Либерализм с патриотизмом несовместимы! Но есть и ещё вопрос. А совместим ли патриотизм с политической оппозицией? Нам говорят: «Что?! Вы против Путина? Так он же Крым присоединил! Так вы же не патриоты! Вы должны Путина поддерживать». «А заодно с ним надо поддерживать и его назначенцев: Медведева, Сердюкова, Силуанова, Кудрина, Набиуллину, т. е. всех тех, кто на самом деле страну уничтожает?» - хочется спросить в ответ. Так в чём патриотизм? Патриотизм не в том, чтобы чиновников поддерживать, и особенно тогда, когда на них тратятся миллиарды рублей. Именно так - объёмы грантов из Администрации президента на поддержку политических «штанов» составляют миллиарды рублей. И тут даже не овечью шкуру на волчью морду натягивают, тут другие слова напрашиваются.

Так вот, политическая оппозиция выдвигает обвинение путинизму - в том, как убивают нашу страну, в либерализме, в демонетизации экономики, в деформации и деградации культуры, науки, образования, здравоохранения в нашей стране, уродовании душ наших детей (и не только детей) в коммерциализированном кинематографе и других пропагандистских промывочных институтах и процедурах.

Настоящий патриотизм сейчас заключается, на самом деле, в осмысленной политической оппозиции путинизму и президенту Путину, ко всем его назначенцам, политическому режиму, их практике и результатам этой практики.

Я бы ещё соотнёс понятие настоящего патриотизма (который всегда был и всегда будет, и особенно в нашей русской российской версии) с, уж простите, умственной неполноценностью. С простотой какой-то запредельной. Приходится сталкиваться ну с таким жутким примитивом, ну с такой убогостью, ну с такими нелепостями, ну с таким попросту идиотизмом. И всё это под знаменем патриотизма. Причем высокие слова, высокие и важные ценности опускаются по формуле «простота хуже воровства» ниже плинтуса. «Советский Союз существует: вот Президиум СССР, вот главнокомандующий, вот президент». Причём уже и не одна версия Советского Союза на сегодняшний день существует. Так заявляя это утверждается, что нынешней нашей с вами России не существует? Той России, в которой надо строить власть в интересах народа? «Нет, - они говорят, - надо, чтобы все признали существование СССР». Где он есть, СССР, кроме как в воображении этих искренних, в принципе, людей? Но ведь настоящий патриотизм, профессиональный патриотизм, способность спасти и оздоровить нашу Родину, с одной стороны, и «простота», с другой стороны, - несовместимы.

Я - за патриотизм. За настоящий патриотизм.

Надо видеть и понимать, в какое болото нас заводят, используя это святое слово. Причём не только по причине нашей умственной неполноценности, что, конечно же, не соответствует действительности, но ещё и по причине очень высокого профессионализма противников нашего Отечества - как раз тех, кто слово патриотизм применяет не к нашей стране, а к другим государствам, откуда они получают и бабло, и виды на жительство, и гарантии, и задания. И из которых их ещё и проверяют, и контролируют, и пальчиком грозят. Таковы реалии нашей жизни. Их понимать надо.