Культура молдавии. Восточная Европа (Украина, Белоруссия, Молдавия): общая характеристика региона

Основным видом молдавской литературы являлось устное художественное творчество. Вековое рабство не сломило жизненных сил молдавского народа, не убило в нём воли к борьбе и победе, не задушило его творческого дара. Героические народные песни из цикла борьбы с турецкими феодалами проникнуты идеей защиты родины от врагов-захватчиков. Тяжёлое историческое прошлое молдавского народа наложило свой отпечаток на его песни (дойны), которым нередко присущ грустный, протяжный напев. Широко известен национальный танец молдаван жок или хора.

Из фольклора других народов Молдавии останавливает на себе внимание фольклор болгарских колонистов. Болгарские певцы-импровизаторы в XIX в. хранили в своей памяти большой, разнообразный и интересный репертуар героических песен из эпохи турецкого ига и болгарских войн за независимость.

Из городов Молдавии наиболее важное культурное значение в первой половине XIX в. получил Кишинёв - центр Бессарабской области. Основную массу населения города составляли молдаване и болгары. Но тут же жили греки, турки, украинцы, сербы, караимы, немцы, французы, итальянцы и др.

Общий культурный уровень молдавского боярства начала XIX столетия был невысок. Но накануне национального движения в придунайской Молдавии и Валахии (в начале 20-х годов) в Кишинёве наблюдалось заметное пробуждение культурно-общественной жизни. В доме М. Кацика была устроена масонская ложа, связанная с тайным обществом декабристов; главным мастером ложи одно время являлся русский генерал-майор декабрист П. С. Пущин. Он же учредил в Кишинёве дивизион­ную ланкастерскую школу. Наиболее образованная и передовая часть кишинёвского общества 20-х годов XIX в. собиралась в домах князей Александра и Георгия Матвеевичей Кантакузенов, членов греческой гетерии и участников национально-освободительного движения 1821 г. К числу постоянных посетителей Кантакузенов принадлежали будущие руководители греческого восстания, оба брата Ипсиланти.

Большое значение для культурной жизни Кишинёва в 20-х годах XIX в. имело пребывание там штаба 16-й пехотной дивизии, принадлежавшей к 6-му корпусу второй русской армии. Командиром 16-й дивизии в июле 1820 г. был назначен декабрист М. Ф. Орлов. Он уделял большое внимание вместе с декабристом В. Ф. Раевским организации ланкастерских школ. Кишинёвский дом Орлова сделался средоточием культурной жизни и центром передовой политической мысли Кишинёва. Его постоянным посетителем был отбывавший в Кишинёве ссылку А. С. Пушкин. В Кишинёве бывал и П. И. Пестель.

Значительным событием в культурной жизни Бессарабии было трёхлетнее (1820-1-823 гг.) пребывание там А. С. Пушкина. В ряде своих произведений великий русский поэт воспользовался мотивами молдавского фольклора. Песня молодой молдаванки Мариулы легла в основу стихотворения Пушкина «Чёрная шаль». В кишинёвских боярских домах пользовались большой популярностью и приглашались на все балы хоры крепостных цыган боярина Варфоломея. Поэт наблюдал быт цыган, прислушивался к цыганским песням и воспроизвёл их в своей поэме «Цыганы». Исследователи считают, что в поэме «Братья-разбойники» в какой-то мере отразились впечатления Пушкина от молдавской действительности и от личности знаменитого Урсула; по просьбе поэта для него было переписано полностью судебное дело об Урсуле.

Знакомство с передовой русской литературой имело благо­приятное значение для деятельности молдавских писателей К. Негруци, А. Донича, К. Стамати.

На культурно-идеологическую жизнь болгарских колоний в Молдавии оказало серьёзное влияние пробуждение национального самосознания среди болгарской интеллигенции. Одним из крупных и наиболее ранних деятелей болгарского возрождения был известный учёный, близкий по своему мировоззрению к славянофилам, Ю. И. Венелин. Сын украинского священника из Галиции, он учился в Львовском университете, а в 20-х годах XIX в. переехал в Кишинёв, где близко ознакомился с бытом болгарских колонистов. Результатом этого знакомства явилась выпущенная им в 1829 г. книга «Древние и нынешние болгары в политическом и религиозном отношениях», вызвавшая сильный интерес к болгарскому вопросу в России.

Развитие культуры Молдавии тесно связано с историей. На неё повлияли романские корни, уходящие ко II веку нашей эры, к периоду римской колонизации Дакии. Вследствие чего большая часть населения современной Молдавии, молдаване, будучи потомками переселенцев в этот регион из-за Прута (начиная с XIV в.), имеют общую этническую принадлежность с румынами. Становление молдавской культуры произошло в Средние века с возникновением Молдавского княжества . Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским (древнерусским) населением, а далее в условиях владычества Османской империи. В 1812 г. территория современной Молдавии была освобождена от османского господства и включена в Бессарабскую губернию Российской империи, что оказало большое влияние на развитие культуры региона. После Октябрьской революции в 1918 г. Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР, вследствие чего некоторое время развитие культуры в них складывалось по-разному.

В годы существования МССР началось бурное развитие культуры, была создана киностудия «Молдова-фильм», развивалось образование и т. д. Распад СССР и обретение независимости привели к усилению национальной молдавской составляющей в современной культуре Молдавии.

Средние века

Местное население стало идентифицировать себя широко под названием «молдаване» к четырнадцатому столетию. Одним из старейших источников, удостоверяющих появление этнонима «молдаванин», является пасторальная баллада «Миорица». Другим примером молдавского средневекового творчества является легенда об основании Молдавского княжества. Были распространены дойны, колинды , урэтуры, сноавы , многие из которых сохранились и по сей день. Большинство населения средневековой Молдавии исповедовало православие, что обусловило культурные связи другими православными народами, проживавшими на территории современной Румынии и Украины. Византийско-южнославянская письменность повлияла на молдавско-славянские летописи , польская же историография оказало влияние на официальное летописание, осуществлявшееся под патронажем молдавских господарей.

Так как развитие культуры проходило в Молдавском княжестве в условиях феодального общества, можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшую отражение в фольклоре и устройстве быта. Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдавии проходило в два этапа. В первый, доосманский период (XIV - первая половина XVI вв.) в культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкого централизованного и независимого государства. Османский период характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретение независимости.

Музыка

Подробнее: Музыка Молдавской ССР

В 1940 году в Кишинёве были открыты государственная консерватория, филармония, музыкально-драматический театр, средняя музыкальная школа. В состав филармонии вошли симфонический оркестр, хоровая капелла «Дойна», и, кроме этого, группа эстрадных артистов. На годы войны пришёлся плодотворный период творчества молдавского композитора Штефана Няги. В жанре патриотической песни работали Давид Григориевич Гершфельд, С. Б. Шапиро и прочие.

После войны возобновили свою деятельность музыкальные коллективы, началось бурное развитие музыки. Приобретают известность такие композиторы, как Л. С. Гуров, С. М. Лобель, В. Г. Загорский, С. В. Златов, В. Л. Поляков, Г. С. Няга, П. Б. Ривилис, Н. И. Маковей, А. П. Люксембург, Т. В. Кирияк. В жанре инструментального концерта работают Д. Г. Гершфельд, Д. Г. Федов, А. Б. Муляр, З. М. Ткач, Е. Д. Дога. Молдавские композиторы советского периода создают многочисленные рапсодии, сюиты, баллады, обработки молдавских народных песен, музыку для детей, романсы. Большое внимание уделяется развитию хорового искусства.

Известность приобрели оперы «Грозован» Давида Гершфельда, «Сердце Доминики» А. Г. Стырчи, «Клоп», «Революцией призванный», «Дракон» Э. Л. Лазарева. Признание публики получают балеты «Рассвет» В. Г. Загорского (1959), «Сломанный меч» (1959), «Призраки» (1959), «Антоний и Клеопатра» (1965), «Арабески» (1970) Э. Л. Лазарева, «Радда» Д. Г. Гершфельда (1975), «Перекрёсток» В. Г. Загорского (1974).

В советский период большое внимание уделялось развитию музыкального образования. В 1963 году был создан государственный институт искусств имени Г. В. Музическу, работали три музыкальных училища, более 50 детских музыкальных школ, средняя специальная музыкальная школа-интернат.

Большой популярностью пользовались академический ансамбль народного танца «Жок», оркестр молдавских народных инструментов «Флуераш», ансамбли «Кодру», «Лэутарий», группы «Норок», «Контемпоранул», «Оризонт», «Плай».

Культура и традиции молдаван с.Сырково MD, Rezina .

Культура и традиции молдаван с.Сырково MD, Rezina . О культуре и темпераменте молдавских общин в условиях...
6:52 мин.

Группа крестьян7белорусов на сенокосе. Поднепровье. Фото 1904 г .

вытеснять плуг с железным лемехом, который тянули за собой волы или лошади. После вспашки почву разрыхляли, очищали от травы, корней, выравнивали поверхность боронами . Зерновые жалисерпами . Теперь землю обрабатывают современной техникой.

Важнейшими культурами на территории Белоруссии оставались зерновые - озимая рожь (жито ), овес, ячмень. Просом, гречихой, горохом, кукурузой засевались небольшие площади, которые стали расширяться только в ХХ в.

Из технических культур в Белоруссии исстари культивируются лен и конопля, которые давали материал для производства одежды, мешков, веревок, а также для получения растительного масла. В XVIII-XIX вв. значительно увеличилось производство картофеля, подсолнечника, свеклы.

Рыболовство, охота, собирательство, пчеловодство, огородничество, садоводство служили хорошими подспорьями в хозяйстве. Как и домашние промыслы и ремесла: кузнечное, гончарное, столярное и плотницкое, бондарное, кожевенное и сапожное, прядильное, ткацкое, портняжное. Все они обеспечивали крестьян орудиями труда, предметами домашнего обихода, одеждой, обувью. А искусно вытканные белорусскими ткачихами вышитые полотенца (ручники ) и скатерти (абрусы ) были и остаются важной частью интерьера белорусского жилья.

Поселения. Наиболее распространенным типом сельского поселения у белорусов до сегодняшнего дня остаетсявёска, илисело, с преобладающим уличным типом застройки. Дома, окнами на улицы и входом со двора, строились вдоль дорог, а за ними размещались огороды и сады. Статус села получали сельские административные центры с волостным управлением, школой и церковью. Относительно мелкие поселения, территориально тяготеющие к селу,

назывались деревнями . Они имели широкое распространение в северных и севе- ро-восточных районах. В начале XX в. в западных областях Белоруссии появилисьхутора .

Города на территории Белоруссии возникли еще в IX-X вв. К числу таких древнейших центров относятся Полоцк, Брест, Гродно, Витебск, Пинск, Орша, Минск. В облике белорусских городов соединились черты разных исторических эпох. Старые белорусские города имели узкие кривые улицы с булыжным (брукаваным ) мощением. В их центрах располагались рыночная площадь, ратуша, церковь (или костел), кирпичные дома -каменицы, а окраины имели деревянную застройку, окруженную обширными палисадниками.

Предшественниками многих городов в Белоруссии были местечки - центры кустарного ремесла, домашних промыслов, торговли. Название это происходит от польского място и украинскогомисто , что означает «маленький городок».

В ХХ в. многие местечки стали крупными селами, районными центрами, городами.

В течение ХХ в. в Белоруссии выросли старые и появились новые города, поселки городского типа. В годы Великой Отечественной войны почти все белорусские города подверглись сильному разрушению. Заново отстроенные, они во многом изменили свой облик и планировку. После Второй мировой войны произошли заметные изменения в расселении белорусов, выразившиеся в перемещении их из сельских поселений в города. Ныне удельный вес горожан в населении республики составляет около 80%. Население крупных городов характеризуется пестрым этническим составом - при преобладании белорусов (70% в среднем по стране).

Свойственная для урбанистических процессов тенденция к унификации особенно заметна в материальной культуре, на изменение которой влияет науч- но-технический прогресс, распространение изделий фабричного производства.

В городской среде в целом меньше, чем в сельской, сохраняются элементы традиционной культуры.

Материальная культура. Традиционное белорусское жилище -хата - возводилось из бревен, внутри ее обмазывали глиной, крышу, как правило, двускатную чаще всего покрывали соломой, камышом или дранкой. Фасады часто украшали богатым орнаментом. На юге Белоруссии по сей день распространены жилища, оштукатуренные и выбеленные снаружи.

Планировка хаты могла быть однокамерной (состоящей только из избы ), двухкамерной (изба и небольшая пристройка для хранения предметов домашнего обихода -сени ) или трехкамерной (изба ,сени икамора - еще одно хозяйственное помещение).

В унифицированном городском жилище лишь некоторые элементы интерьера и художественного оформления содержат этнические черты. Индивидуальные дома отчасти сохраняют приверженность традиции - в конструкциях построек, декорации фасадов (украшении фронтонов, наличников).

Типичной пищей населения былквасной (кислый) хлеб из ржаной муки. Из зерна готовиликашу ,крупник (суп из пшеничной или ячменной крупы),затирку (жидкое блюдо из пшеничной муки),кулеш (жидкую кашу-суп из крупы),жур (овсяный кисель). Из ячневой, овсяной, гречневой, ржаной, пшеничной муки пеклиблины .

С рубежа XVIII-XIX вв. в состав основных продуктов питания белорусов вошел картофель, из которого они готовят, как утверждают, более двухсот блюд. Это исалоники (очищенный вареный картофель), идраники (блины из сырого тертого картофеля), ибульен (картофельный суп), и многое другое. К блюдам, приготовленным из зерновых или картофеля, обычно добавляли молоко.

Летом и осенью в пищу употребляли огурцы, лук, груши, яблоки, вишни, сливы, арбузы. Поздней осенью и зимой ко многим блюдам добавляли кусочки жареного сала с луком. Зимой по праздникам к столу подавали жареные свиные колбасы, студень .

В число любимых блюд белорусов входят яешня (яичница с салом или ветчиной),холодник - аналог русской окрошки,мочанка - густой жирный соус

с салом и т.п. Для северо-запада и юга Белоруссии, где промысловое значение имело рыболовство, в качестве повседневной пищи характерны блюда из рыбы. Из продуктов собирательства наибольшее значение имели и имеют грибы, щавель, дикие груши.

Традиционными напитками белорусов считаются березовый сок, медовый, хлебный и свекольные квасы.

Приверженность традициям проявляется и в способах заготовки мяса и овощей впрок, к которым относятся засолка, квашение, сушка, копчение.

Традиция бортничества, использования растений-дикоросов для питания и в народной медицине особенно пригодилась белорусским партизанам в годы Великой Отечественной войны.

Комплекс национальной белорусской кухни сравнительно устойчив. Белорусы, как и прежде, предпочитают ржаной хлеб и традиционные блюда; потребление картофеля у них почти в два раза выше, чем у русских и украинцев. Лучшие образцы традиционных рецептов сохраняются и распространяются через предприятия общественного питания. Впрочем, урбанизационные процессы, в том числе за счет миграции населения из других регионов, расширили употребление белорусами блюд других национальностей. Грожане наряду

с типично белорусскими блюдами употребляют украинский борщ, русские пельмени, грузинский суп-харчо, кавказский шашлык, узбекский плов и т.п. Общественное питание сглаживает различия в питании различных национальных групп.

Одежда. Белорусский национальный костюм (на основе комплекса крестьянской одежды) соединил в себе высокохудожественные элементы ткачества, вышивки, тканевого орнамента. Преобладающий цвет в нем - белый.

Традиционный мужской костюм состоял из домотканой полотняной туникообразной вышитой рубахи кашули , которая доходила до колен и подпоясывалась широким вышитым поясом,безрукавки из цветного сукна, белых полотняных штанов, черных сапог. По сей день сохраняют известность высокохудожественные украшенные золотом и серебромслуцкие пояса. Головным убором служила летом - соломенная шляпа с широкими полями (брыль ,капелюш ), зимой - меховая шапка (кучма ,аблавуха ).

Женский комплекс одежды состоял из туникообразной (с кокеткой или прямыми плечевыми вставками) рубахи ; разнофасонных юбок (андорак ,саян ,летник ); надеваемой поверх юбкипанёвы , сшитой из суконных полотнищ;фартуков , украшенных кружевами и цветными поясами, и цветнойбезрукавки .

Головной убор девушек состоял из узеньких орнаментированных ленточек (скидочка, шлячок ) ивенков с налобником, которые составляли единый комплекс со старинной девичьей прической - распущенными волосами. Замужние женщины убирали волосы под чепец (каптур ), носили полотенчатый головной убор (намитку ) и платки (хустки ).

И мужскую, и женскую верхнюю одежду шили из валяного некрашеного сукна (сярмяга ,бурка ,свита ) и овчины.

Обыденная обувь белорусов - лапти из липового лыка, кожаныепостолы , зимой -валенки . Праздничной обувью служили сапоги (боты ) и ботинки.

Еще и сегодня в некоторых районах Полесья можно встретить женщину в национальной одежде, однако чаще бытуют отдельные элементы традиционного костюма, вкрапленные в современную одежду (дубленые овчинные кожухи, не выходящая из моды мужская рубаха с вышитым орнаментом), а также традиции покроя, цветовой гаммы.

Тенденции к унификации материальной культуры в современном белорусском городе затронули и одежду белорусов. Однако, несмотря на повсеместное распространение фабрично-заводских изделий и европейского городского костюма, народные традиции и теперь живут в выборе тканей, комплектации составных частей одежды, приемах орнаментации.

Глава 27. БЕЛОРУССИЯ, УКРАИНА И МОЛДАВИЯ: СТРАНЫ, НАРОДЫ...

Своеобразный тип жилища, одежды

имеют белорусы-полещуки . Природно-гео-

графические условия Полесья способству-

ют сохранению в быту, материальной и

духовной культуре ряда архаических черт.

Семья. До конца XIX в. белорусские

крестьяне жили большими отцовскими и

братскими семьями . До начала XX в. в де-

ревнях сохранялись элементы общинной

организации: односельчане помогали друг

другу коллективным исполнением работы

(талока, сябрына ). Важнейшие дела реша-

лись на деревенских сходах, в которых

принимали участие главы семей (гаспада-

ре ). Здесь выбирали старосту, назначали

опекунов, обсуждали семейные конфликты.

Обряды. Фольклор. Календарный обря-

довый цикл белорусов отличается разнооб-

разием. Накануне Рождества устраивали

постный ужин с обязательной ячменной

кашей. Девушки гадали о своей судьбе.

Белорусский головной убор замужней

Святки проходили с участием ряженых с

женщины - хустка с намиткой.

На Масленицу пекли блины, катались на лошадях. На Пасху (вяликдзень ) дворы обходиливолочебники , пели волочебные песни с пожеланиями урожая, богатства в доме и т.п. Особые -купальские - песни сопровождали архаический праздник в ночь на Ивана Купалу (купалье ), когда парни и девушки жгли костры, прыгали через них, искали «цветок папоротника», купались, гадали.

Некоторые элементы семейных обрядов и сегодня являются частью ритуальной жизни белорусов. Среди них можно упомянуть сажание (пасад ) невесты (а иногда и жениха) надзяжу (квашню), постригание и прижигание волос молодых, «раздел» каравая. Важным моментом родильной обрядности остается выбор крестных родителей, «раздел» «бабиной каши».

Продолжают также бытовать народные гулянья: дажынки (праздник окончания жатвы, когда плетут дажинковый венок, украшают последний сноп и устраивают праздничную трапезу),дзяды (день поминовения усопших), уже упоминавшеесякупалье .

В городах и селах Белоруссии, а также в местах компактного расселения белорусов за пределами их этнической территории продолжают звучать народные песни, исполняться народные танцы («Бульба», «Ленок», «Янка», «Лявониха», «Крыжачок», «Юрачка» и др.). Помимо песенного наследия белорусами сохраняются навыки игры на музыкальных инструментах (гуслях ,дудках ,бубнах ). Для белорусов типичен многострунный ударный музыкальный инструмент

цимбалы.

В ХХ в. белорусскими композиторами (Н. Аладов, В. Войтик, Е. Тикоцкий,

А. Туренков) создано много ярких произведений оперной, балетной, симфони-

576 Раздел IV. НАРОДЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

ческой, камерной музыки, популярных песен. В современной белорусской музыке слышны фольклорные мотивы. Широко известны во- кально-инструментальные ансамбли «Песняры» и «Верасы».

Фольклор белорусов включает в себя также легенды, предания, волшебные сказки, былины, анекдоты. В народе бытуют яркие, характерные пословицы (приказки ) и поговорки (примоуки ).

В XIX-ХХ вв. сложилась национальная белорусская литература. Повсеместно стали известны имена белорусских писателей и поэтов: Франтишка Богушевича, Максима Богдановича, Янки Купалы, Якуба Коласа, Кондрата Крапивы, Петруся Бровки, Максима Танка, Алеся Адамовича, Василя Быкова.

Другие этнические группы в Белоруссии. Как

уже говорилось, Белоруссия - не моноэтнич-

ное государство. Кроме титульного этноса в

республике наиболее многочисленны русские,

поляки, украинцы и евреи (о последних расска-

Коза - элемент колядочного

зано особо в конце главы). Это характерно как

для городов, так и для сельской местности.

реквизита. Брестская обл.

Из небелорусов сегодня в республике боль-

ше всего русских (1142 тыс. человек). Русские стали селиться на территории Белоруссии со времен войны России с Речью Посполитой (1654-1667). Позднее стали возникать поселения русских-старообрядцев, искавших здесь убежище от религиозных преследований у себя на родине и живших обособленно. В годы советской власти численность русских постоянно возрастала за счет миграционного притока из различных районов РСФСР. Он особенно возрос после Великой Отечественной войны, так как восстановление народного хозяйства республики требовало значительного количества квалифицированных трудовых ресурсов.

Украинцы (237 тыс. человек) живут как в сельских местностях (прилегающих к украинской территории), так и в городах Белоруссии. Их поселения с давних пор существуют в южных районах - Полесской зоне. Сегодня большая часть украинского населения сосредоточена в юго-западных и юго-восточных районах Белоруссии.

Формирование польской общины в Белоруссии началось со времени вхождения белорусских земель в состав Польского государства. Массовое переселение поляков на белорусскую территорию имело место в 1921-1939 гг., когда западные районы Белоруссии находились под властью Польши. Сегодня поляки (396 тыс. человек) по преимуществу расселены в сельской местности на западе Белоруссии и в белорусско-литовском порубежье. Некоторые исследователи полагают, что большая часть жителей Белоруссии, ныне причисляющих себя к полякам, это в действительности ополяченные белорусы - те, чьи

предки во времена нахождения белорусских земель в составе Речи Посполитой перешли в католичество и восприняли польский язык.

Кроме перечисленных национальностей в Белоруссии проживает до 3 тыс. татар . Они стали селиться с конца XIV в. на западе белорусской территории,

в таких городах, как Новогрудок, Лида, Ошмяны; места их компактного расселения получали соответствующие названия - Татарская улица, Татарский конец.

В Двинском, Люцинском, Режицком уездах Витебской губернии Российской империи проживали латыши , что явилось основанием при заключении

в 1920 г. мирного договора между Советской Россией и Латвией для передачи их Латвии. Деревни с латышским населением до недавнего времени сохранялись на территории Витебской области Белоруссии.

К более малочисленным, по сравнению с перечисленными, национальным группам в составе населения Белоруссии относятся армяне (10 тыс. человек),

цыгане, литовцы, азербайджанцы, немцы, молдаване, грузины.

2. Украина и украинцы

Основная область расселения украинского народа в настоящее время - Республика Украина, где численность украинцев (самоназвание) составляет более 38 млн человек. Кроме Украины, представители этого этноса проживают в России (4,4 млн человек) и ряде государств ближнего и дальнего зарубежья: Казахстане (свыше 900 тыс.), Молдавии (около 600 тыс.), Белоруссии (более 200 тыс.), Киргизии (свыше 100 тыс.), Канаде (550 тыс.), США (535 тыс.), Польше (350 тыс.), Аргентине (120 тыс.) и проч. Общая численность украинцев в мире - около 46 млн человек.

Украинцы вместе с русскими и белорусами составляют группу восточных славян. В антропологическом отношении они, как и другие восточнославянские народы, относятся к европеоидной расе, точнее среднеевропейской малой расе переходной ветви европеоидной расы.

Говорят украинцы на украинском языке славянской ветви индоевропейской семьи. Различают северное наречие (левобережные, правобережные, волынскополесские говоры), юго-западное наречие (волынско-подольские, галицкобуковинские, карпатские, поднестровские говоры) и юго-восточное наречие (поднепровские и восточно-полтавские говоры). Последние в XVI в. стали основой староукраинского книжного языка, а среднеприднепровские говоры на рубеже XVIII-XIX вв. - современного украинского литературного языка. Письменность на украинском языке (на базе кириллицы) получила распространение с XIV в.

Сегодня на Украине распространенны также русский и отчасти польский языки.

Верующие украинцы в основном православные. На Западной Украине значительная часть населения - униаты, в основном византийского обряда (грекокатолики).

Этногенез и этническая история. Существует несколько теорий происхождения украинцев. В отечественной науке наибольшее распространение получила

концепция общевосточнославянской древнерусской этнической общности. Внутри древнерусской народности формировались общие для восточных славян свойства культуры, но само это этнокультурное образование оставалось неоднородным, сочетало в себе локальные варианты социальной жизни, что создало предпосылки для возникновения русской, украинской и белорусской народностей. Исторической основой для складывания украинского этноса стала часть восточнославянского населения, проживавшая в IX-XII вв. на юго-за- паде Киевской Руси, на территории по обе стороны среднего Днепра. Более конкретно речь идет о Киевском правобережье, землях Переяславского, Чер- нигово-Северского, Волынского и Галицкого княжеств.

Формирование украинской народности и государства осложняли - особенно начиная со времени феодального дробления Древней Руси - непрекращавшиеся попытки Венгрии, Литвы, Польши и Турции захватить украинские земли

и подчинить их население своей власти. К счастью, это не привело к ассимиляции этого населения.

В XV-XVI вв. этническая территория формирующейся украинской народности значительно расширилась за счет заселения ее юго-западных окраин беглыми крестьянами. В ту же эпоху сложилась Запорожская Сечь - организация казаков, которая, как полагают, сыграла немаловажную роль в формировании украинского этноса, его самосознания и культуры. Непрекращавшаяся в XVI-XVII вв. борьба с иноземными завоевателями существенно консолидировала украинскую народность.

В XVI-XVII вв. на Украине сложилось два разговорных литературных языка: славяно-русский и так называемаяпроста мова , илируська мова - украинская разговорная речь на основе древнерусского языка. В процессе формирования украинской народности украинский язык приобрел типические общеукраинские черты, соединив черты основных диалектов Украины.

С объединением Литвы и Польши в Речь Посполитую украинские земли (кроме Закарпатья, Буковины и Чернигово-Северской области) попали под власть польских магнатов. Брестская церковная уния 1596 г. объединила на территории Речи Посполитой украинскую и белорусскую православную церковь с католической в униатскую, что оказало влияние и на этнокультурное развитие украинцев.

В XVII в. произошло перемещение значительных групп украинцев с находившегося в составе Польши Правобережья, а также из Поднепровья на восток

и юго-восток, освоение ими пустующих степных земель и образование Слободской Украины (территории современной Харьковской и частично Сумской областей Украины, а также южной части Курской, Белгородской и Воронежской областей России), которая заселялась одновременно как украинцами, так и русскими. В середине XVII в. здесь возникли слободские полки (как административные подразделения): Харьковский, Острогожский, Сумской, Изюмский.

В январе 1654 г. на Переяславской раде состоялось провозглашение политического воссоединения Украины с Россией. К концу века с Россией воссоединились Левобережная Украина, Киев с прилегающими территориями, Запорожье

и Чернигово-Северская земля.

Победы России над Османской Турцией в войнах 1768-1774 и 1787-1791 гг. привели к включению в состав Российского государства Северного Причерноморья и присоединению к украинской этнической территории Новороссии и земель между Южным Бугом и Днестром. Привлекаемые льготами, сюда устремились потоки переселенцев. И хотя основную роль в заселении и хозяйственном освоении южноукраинских областей сыграли украинцы, изначально численно здесь преобладавшие, а также русские, значительным было и участие неславянских переселенцев - молдаван, греков, гагаузов, армян, немцев и отчасти южных и западных славян (преимущественно болгар).

В результате второго и третьего разделов Польши (1793 и 1795) к России присоединились вся Правобережная Украина и Левобережная Волынь. Это ускорило этнокультурную консолидацию украинцев, укрепление внутриукраинских экономических связей, включение Украины во всероссийский рынок, рост национального самосознания, развитие культуры, языка.

Название Украина, применявшееся еще в XII-XIII вв. для обозначения южных и юго-западных земель Древней Руси, к XVII-XVIII вв. закрепилось (в значении «краина», т.е.страна ) в официальных документах, получило массовое распространение и послужило основой для этнонимаукраинцы (наряду с этнонимами, употреблявшимися первоначально по отношению к юго-вос- точной группе рассматриваемого населения:козаки ,козацкий народ ,руськи ). В российских официальных документах XVI - начала XVIII в. украинцы Среднего Поднестровья и Слобожанщины часто именовалисьчеркасами , а позже -малороссиянами ,малороссами илиюжнороссами .

Судьба западных областей Украины складывалась по-разному. Восточная Галиция и Буковина после первого раздела Польши (1772) отошли к Австрийской империи. Земли Правобережной и Южной Украины с 90-х гг. XVIII в., а придунайские украинские земли - с первой половины XIX в. вошли в состав России.

Таким образом, складывание в современную нацию в XVIII-XIX вв. проходило для украинцев на фоне необходимости противостоять колонизации, в рамках сложной этносоциальной структуры, в которой слились их собственные господствующие социальные слои с высшими социальными слоями австрийцев, поляков, русских. На рубеже XVIII-XIX вв., на завершающем этапе формирования украинской нации, сложился современный новоукраинский литературный язык.

Аграрное перенаселение, политический и национальный гнет заставляли сотни тысяч украинцев покидать пределы своей этнической территории. Из украинских губерний в составе России переселение шло в восточные области империи - Сибирь, Среднюю Азию, Кавказ и Дальний Восток, а из Западной Украины, находившейся под властью Австро-Венгрии, - в страны американского континента. Тем не менее численность украинского населения в пределах этнической территории возрастала.

Во всех этих районах в быту, культуре и иных сторонах жизни украинцев, проживавших в тесном взаимодействии с представителями других этносов (главным образом с русскими), происходили многообразные взаимодействия и взаимовлияния. В 20-х и 30-х гг. ХХ в. на Украине, как и в других регионах

СССР, интенсивно осуществлялась «коренизация» (в данном случае - украинизация) административных кадров, что конечно же способствовало укреплению позиций украинского языка. В ту же эпоху происходило интенсивное развитие украинской советской литературы, театра, кинематографии и проч. Тем не менее все эти процессы носили противоречивый характер. Так, имело место некоторое сокращение численности украинцев, считавших украинский язык родным. Впрочем, оно не было значительным: в 1959 г. называли родным языком украинский 87,7% украинцев, а в 1970 г. лишь немногим меньше, а именно 85,7%.

Завершение воссоединения украинских земель было связано с событиями Второй мировой войны: 1 ноября 1939 г. была включена в состав СССР и воссоединена с Советской Украиной Западная Украина. В июне 1940 г. Румыния возвратила Советскому Союзу Бессарабию и передала ему Северную Буковину, после чего 2 августа 1940 г. в состав Украины были включены Северная Буковина и Хотинский, Аккерманский и Измаильский уезды Бессарабии. И наконец, по Советско-Чехословацкому договору от 29 июня 1945 г. в состав Украины вошло Закарпатье.

В 1960-1980 гг. наблюдался быстрый рост украинской научно-техниче- ской и гуманитарной интеллигенции. В 1991 г. Украина стала независимым государством, начался процесс политического стимулирования расширения сферы употребления украинского языка в общественной жизни при сокращении преподавания русского языка и сферы его функционирования. Согласно принятой в июне 1996 г. конституции, украинский язык признан единственным государственным языком. Активизировались контакты с украинской диаспорой. Часть украинцев из России, Казахстана и других государств бывшего СССР

переселилась на Украину. В последние годы после провозглашения независимости в культурной ориентации Украины определяющей становится западная составляющая. Проявились противоречия - главным образом по политическим причинам - между Украинской и Русской православными церквами, а также между украинцами западной и остальных частей Украины.

После получения Украиной государственной независимости (1991) при деятельном влиянии органов власти в широких массах стали распространяться националистические взгляды и идеи. Поставлены под сомнение общие истоки этногенеза белорусов, украинцев и русских; отрицается прогрессивное значение присоединения к России Украины под руководством Богдана Хмельницкого на Переяславской раде (1654); одобрительно трактуется измена гетмана И. Мазепы в период Северной войны (первая четверть XVIII в.); положительно оцениваются предательские действия против законных властей бандеровско-мельни- ченковского подполья в годы Великой Отечественной войны и после нее.

По сохранившимся до наших дней локально-бытовым признакам Украину можно разделить на центральный, северный и западный этнографические районы. Им примерно соответствуют три основные группы диалектов в составе украинского языка Население ряда регионов сохраняет более ощутимые отличия в культуре, быте, языке. Они обусловлены географическими и историческими условиями и этнокультурными контактами. Речь идет прежде всего

Первое, что приходит на ум при упоминании Молдавии, — великолепное вино и бесконечные виноградники. Даже взглянув на карту страны, можно увидеть очертания виноградной грозди. Здесь Праздник вина в начале октября — национальное торжество.

В этот день, который проводится под патронатом самого президента, проходят народные гуляния. Народ поет, танцует, смотрит выступления фольклорных коллективов, веселится и, конечно же, пьет вино с изумительным вкусом.

С виноградом и аистами (еще одним из символов Молдовы) связана красивая древняя легенда. Когда турецкие янычары пытались завоевать крепость Городешты, защитники родины стояли насмерть. Силы были на исходе, провизия и вода кончились, но гордые молдаване сражались до последнего. И вдруг в небе появились белые аисты, их было видимо-невидимо, и каждый нес в клюве виноградную гроздь.


Удивленные завоеватели замерли, а воины — защитники крепости — насытились виноградом и с удвоенной силой продолжили сражение. Крепость отстояли, а белокрылый аист с гроздью винограда в клюве превратился в символ свободы и счастья.

Молдова — аграрная страна, здесь на каждом подворье есть свой виноградник и подвальчик для хранения вина. Возделывание виноградников и изготовление вина — это и источник дохода, и сохраненная на протяжении многих веков традиция. Фетяска Албэ, Фетяска Регалэ, Рарэ Нягрэ — самые знаменитые сорта вина, которые страна производит на экспорт.


Песенные и танцевальные традиции Молдовы

Дойны и колинды — народные песни молдаван, необычайно красивые и мелодичные, до сих пор используются в проведении народных обрядов — свадеб, Крещения, Рождества и многих других. Лиричность и плавность дойн особенно выражаются в женском и ансамблевом пении. Изначально они были напевами пастушков, позже переродились в один из символов национальной культуры.

Зажигательные молдавские народные танцы — жок, молдовеняска, хора — известны всем. В советские времена блистал на мировых сценах танцевальный коллектив «Жок». Сейчас народными танцами можно полюбоваться на национальных праздниках и фестивалях искусства.


Неразрывно связано с Молдовой имя Евгения Доги — советского композитора, автора прекрасного «Вальса» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» и многих других произведений. Молдавская певица Надежда Чепрага, популярная в свое время исполнительница эстрадных и национальных песен, воспитывалась на народных напевах и уникальных традициях песенной культуры.

Песенные и танцевальные обряды молдаван бережно и с любовью хранятся как величайшая ценность. До сих пор их можно увидеть — например, на праздновании свадьбы. Народная музыка создает радостное, возвышенное настроение. И молодожены, и родители, и гости с удовольствием участвуют в пении, танцах под музыку, исполняемую на народных инструментах (флуер, най, цимбалы, кобза).

Одной из красивейших традиций Молдовы считается весенний праздник Мэрцишор. Отмечается он в первый день весны и также связан с народной легендой. Весна, вступая в свои права, расчищала землю от снега, чтобы помочь пробиться первому цветку — подснежнику. Зима, не желая уступать место, рассердилась и напустила метель на красавицу Весну. Та, защищая от ветра подснежник, оцарапалась о колючки терновника. Капли крови упали на снег.


Символом праздника считаются сплетенные из нитей красного и белого цвета украшения — мэрцишоры. Их в честь наступления весны дарят друг другу жители Молдавии. Эти нежные украшения носят целый месяц, а в конце марта развешивают их на деревьях в лесу, загадывая при этом заветные желания. Считается, что они всегда сбываются.


Народные ремесла

Древнейшее ремесло Молдовы — гончарное — заслужило признание во многих уголках Европы. Керамика ручной работы декорирована национальным орнаментом и рисунками с изображениями животных и растений. Горшочки и другая глиняная посуда широко применяются в молдавской кухне, запеченные овощи и мясо получаются особенно вкусными.


Молдавские мастера резьбы по дереву создают восхитительные узорные сувениры и предметы интерьера. Также распространено украшение резьбой деревянных построек. Особенно красивы дома в Каларашском, Резинском и Страшенском районах Молдовы.


Ковры и национальная вышивка — еще один вид рукоделия, которым гордятся жители страны. Ковры, украшенные цветами, на ощупь совершенно гладкие. Это говорит о высоком мастерстве молдавских рукодельниц. Вышитые изделия — настоящие произведения искусства. Полюбоваться на них можно в кишиневском музее краеведения.

Каждый народ имеет свои уникальные традиции и обычаи. Молдова — страна с особенным колоритом, ее культурное наследие отличается яркими красками и солнечным настроением.



План:

    Введение
  • 1 История
    • 1.1 Средние века
    • 1.2 XIX век
    • 1.3 Бессарабия в составе Румынии
    • 1.4 Молдавская АССР
    • 1.5 Молдавская ССР
      • 1.5.1 Музыка
  • 2 Современная Молдавия
    • 2.1 Исторический очерк
    • 2.2 Строительство церквей
    • 2.3 Кинематограф
    • 2.4 Музыка
    • 2.5 Языки
    • 2.6 Изобразительное искусство
    • 2.7 Юмор
    • 2.8 Пресса
    • 2.9 Праздники
    • 2.10 Национальная кухня
    • 2.11 Сказки
    • 2.12 Виноделие
  • 3 Известные личности в культуре, связанные с Молдавией

Введение

Культура Молдавии - культура Молдавского княжества, позднее Бессарабии и запрутской Молдовы, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Молдавская культура неразрывно связана с народами населяющими Молдавию (в первую очередь - с молдавским народом), с молдавским языком и другими языками Молдавии, находится во взаимодействии с культурами Румынии, Украины и России, а также других соседних с Молдавией стран.


1. История

Развитие культуры Молдавии тесно связано с историей. На неё повлияли романские корни, уходящие ко II веку нашей эры, к периоду римской колонизации Дакии. Вследствие чего большинство населения современной Молдавии, молдаване, будучи потомками переселенцев в этот регион из-за Прута (начиная с XIV в.), имеют общую этническую принадлежность с румынами. Становление молдавской культуры произошло в Средние века с возникновением Молдавского княжества. Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским (древнерусским) населением, а в дальнейшем в условиях владычества Османской империи. В 1812 г. территория современной Молдавии была освобождена от османского господства и включена в Бессарабскую губернию Российской империи, что оказало большое влияние на развитие культуры региона. После Октябрьской революции в 1918 г. Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР, вследствие чего некоторое время развитие культуры в них складывалось по-разному.

В годы существования МССР началось бурное развитие культуры, была создана киностудия «Молдова-фильм», развивалось образование и т. д. Распад СССР и обретение независимости привели к усилению национальной молдавской составляющей в современной культуре Молдавии.


1.1. Средние века

Церковь Св. Теодора Тирона (Чуфля), Кишинёв, Молдавия, 1858

Местное население стало идентифицировать себя широко под названием «молдаване» к четырнадцатому столетию. Одним из старейших источников, удостоверяющих появление этнонима «молдаванин», является пасторальная баллада «Миорица». Другим примером молдавского средневекового творчества является легенда об основании Молдавского княжества. Были распространены дойны, колинды, урэтуры, сноавы, многие из которых сохранились и по сей день. Большинство населения средневековой Молдавии исповедовало православие, что обусловило культурные связи другими православными народами, проживавшими на территории современной Румынии и Украины. Византийско-южнославянская письменность повлияла на молдавско-славянские летописи, польская же историография оказало влияние на официальное летописание, осуществлявшееся под патронажем молдавских господарей.

Церковь монастыря «Хынку»

Так как развитие культуры проходило в Молдавском княжестве в условиях феодального общества, можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшую отражение в фольклоре и устройстве быта. Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдавии проходило в два этапа. В первый, доосманский период (XIV - первая половина XVI вв.) в культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкого централизованного и независимого государства. Османский период характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретение независимости.

Из средневековых молдавских летописцев известны Григоре Уреке, Ион Некулче, Мирон и Николай Костин.

Первые книги (в виде религиозных текстов) появились в Молдавии в середине семнадцатого столетия при господаре Василе Лупу при участии митрополита Варлаама и с помощью Москвы, Киева и Львова, откуда были завезены оборудование для книгопечатания и бумага.


1.2. XIX век

Михай Эминеску, национальный румынский и молдавский поэт

После присоединения Бессарабии к России связь с запрутской Молдавией, оставшейся под османским владычеством, не была полностью прервана. Особенно это проявилось в художественной литературе. В XIX веке творили такие писатели, как Георге Асаки, Александру Донич, Константин Негруцци, Алеку Руссо, Михай Когэлничану, Василе Александри, Константин Стамати и многие другие. На молдавский язык были переведены произведения Державина, Жуковского, Лермонтова, Карамзина, Пушкина.

Начиная с девятнадцатого столетия, начинается офранцуживание румынской литературы и искусства, что обогатило культуру и приблизило её к западноевропейской. Данный процесс проходил и в Запрутской Молдове, входившей в состав Румынии, однако в Бессарабии он шёл в гораздо меньшей степени.

В течение 1812-1917 гг, когда Бессарабия в состав Российской империи, молдавская культура почерпнула многое из русской культуры. Если до 1812 года в Бессарабии не было широко распространено светское образование, то после 1812 года стала складываться государственная система образования: начали открываться начальные школы, уездные училища и гимназии во всех уездных городах. К 1858 году в Бессарабии действовало около 400 школ всех типов, где обучалось более 12 тысяч учеников. Несмотря на широкую сеть учебных заведений, грамотность в крае оставалась довольно низкой. К 1897 году насчитывалось только 15,6 % грамотных (22 % мужчин и 8,83 % женщин).

В Бессарабии были разработаны и изданы «Русско-молдавский букварь» (1814), «Краткая Российская грамматика с переводом на молдавский язык» (1819).

Во второй половине XIX века дебютируют Ион Крянгэ, Михай Еминеску, Богдан-Петричейку Хашдеу.


1.3. Бессарабия в составе Румынии

Основные статьи: Архитектура , Литература , Музыка .

После присоединения к Румынии образование было реорганизовано на основе румынской системы. С 1920 по 1940 год количество начальных школ выросло с 1564 до 2188, однако число средних школ напротив сократилось почти вдвое - с 76 в 1917 году до 39 в 1940 году. До середины 1930-х годов наблюдался рост профессиональных школ, но их число сократилось с 55 в 1932 году до 43 в 1940 году. В 1930 согласно румынской переписи неграмотными оставались более 72 % населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02 %), высшее - 10,8 тыс. (0,3 %).


1.4. Молдавская АССР

Основные статьи: Архитектура , Литература , Музыка .

На развитие культуры в левобережных регионах Молдавии, где была образована Молдавская АССР влияние оказывала как борьба между направлениями румынизаторов и самобытников, так и классовая идеология. Значительных успехов достигло народное образование. Грамотность увеличилась с менее чем 20 % до революции до 36,9 % к 1926 году. В 1930 году было введено обязательное начальное образование, а с середины 1930-х годов обязательное семилетнее образование. Была основана система профессионального образования, заложены основы науки, основывались высшие учебные заведения. Были открыты Тираспольский институт народного образования (1930), Тираспольский плодоовощной институт (1932), Балтский учительский институт (1939). Из отрицательных тенденций межвоенного периода следует отметить суровые репрессии (преследования части писателей, учёных и других деятелей культуры, объявленных буржуазными), закрытие церквей.


1.5. Молдавская ССР

Основные статьи: Архитектура , Литература .

Сразу после присоединения Бессарабии к СССР в июне 1940 года Советская власть взяла на себя ответственность за обеспечение всеобщего бесплатного образования. Была создана сеть учреждений народного образования, печати, книгоиздания, культпросветработы, физкультуры и спорта. К 1941 году в Молдавской ССР работало 1896 школ, в 70 % из которых обучение велось на молдавском языке. В 1940-41 гг. более 100 тысяч школьников получили бесплатно одежду и обувь. Количество учителей возросло за год почти вдвое. Осенью 1940 года были созданы союзы писателей, композиторов, архитекторов и художников, образована государственная филармония, созданы три новых театра, оперная студия. В 1940 году было издано 138 книг тиражом 1,5 млн, из которых 1,2 млн - на молдавском языке. Выходило 56 газет и 3 журнала.

Развитие культуры было прервано Великой Отечественной войной, однако после окончания войны началось бурное развитие, в результате чего культура стала достоянием широких масс населения.

Между тем советская власть не была заинтересована в сохранении тесных культурных связей региона с Румынией. Представители местной румынской интеллигенции, а также той части, что прибыла из районов старого королевства после 1918 г. вынуждены были эмигрировать. Оставшиеся высланы или даже были уничтожены , что безусловно не могло не отразиться на культурной ситуации в Молдавии. Для развития сферы культуры, образования и науки советская власть на первом этапе активно привлекала квалифицированных специалистов из других частей СССР. В дальнейшем с помощью подготовки кадров в крупных советских научных и образовательных центрах была создана национальная молдавская интеллигенция.

Во времена МССР началось становление кинематографа в Молдавии. Была создана киностудия «Молдова-фильм», выпускавшая несколько полнометражных художественных фильмов в год, не считая документальных и мультипликационных фильмов.

В советский период развивалась и культура гагаузов, компактно проживающих в южных районах Молдавии. Был создан алфавит на основе кириллицы, издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» (След легенд, 1974), «Узун керван» (Длинный караван, 1985), «Жанавар йортулары» (Праздники волка, 1990) и многие другие.

Премии комсомола Молдавии имени Бориса Главана.


1.5.1. Музыка

Основная статья: Музыка Молдавской ССР

В 1940 году в Кишинёве были открыты государственная консерватория, филармония, музыкально-драматический театр, средняя музыкальная школа. В состав филармонии вошли симфонический оркестр, хоровая капелла «Дойна», а также группа эстрадных артистов. На годы войны пришёлся плодотворный период творчества молдавского композитора Штефана Няги. В жанре патриотической песни работали Давид Григориевич Гершфельд, С. Б. Шапиро и другие.

После войны возобновили свою деятельность музыкальные коллективы, началось бурное развитие музыки. Приобретают известность такие композиторы, как Л. С. Гуров, С. М. Лобель, В. Г. Загорский, С. В. Златов, В. Л. Поляков, Г. С. Няга, П. Б. Ривилис, Н. И. Маковей, А. П. Люксембург, Т. В. Кирияк. В жанре инструментального концерта работают Д. Г. Гершфельд, Д. Г. Федов, А. Б. Муляр, З. М. Ткач, Е. Д. Дога. Молдавские композиторы советского периода создают многочисленные рапсодии, сюиты, баллады, обработки молдавских народных песен, музыку для детей, романсы. Большое внимание уделяется развитию хорового искусства.

Известность приобрели оперы «Грозован» Давида Гершфельда, «Сердце Доминики» А. Г. Стырчи, «Клоп», «Революцией призванный», «Дракон» Э. Л. Лазарева. Признание публики получают балеты «Рассвет» В. Г. Загорского (1959), «Сломанный меч» (1959), «Призраки» (1959), «Антоний и Клеопатра» (1965), «Арабески» (1970) Э. Л. Лазарева, «Радда» Д. Г. Гершфельда (1975), «Перекрёсток» В. Г. Загорского (1974).

В советский период большое внимание уделялось развитию музыкального образования. В 1963 году был создан государственный институт искусств имени Г. В. Музическу, работали три музыкальных училища, более 50 детских музыкальных школ, средняя специальная музыкальная школа-интернат.

Большой популярностью пользовались академический ансамбль народного танца «Жок», оркестр молдавских народных инструментов «Флуераш», ансамбли «Кодру», «Лэутарий», группы «Норок», «Контемпоранул», «Оризонт», «Плай».


2. Современная Молдавия

2.1. Исторический очерк

Распад СССР и обретение независимости сопровождались объявлением румынского языка в качестве единственного официального, переводом письменности на латинскую основу, введением курса «Истории румын» в школьную программу и другими подобными преобразованиями, частично послужившими причиной Приднестровского конфликта. В 1992 году был опубликован декрет президента, согласно которому в 1994 году предусматривалось проведение экзамена на знание государственного языка для госслужащих, причём экзаменаторам предоставлялось право решать вопрос об увольнении любого работника. Позже парламент Молдавии отложил языковую аттестацию. В 1994 году была принята новая конституция, согласно которой официальным языком страны объявлялся молдавский, а гражданам предоставлялось право выбирать язык обучения детей.

Най - продольная многоствольная флейта, национальный музыкальный инструмент Молдавии.


2.2. Строительство церквей

Конец XX - начало XXI века характеризуется массовым восстановлением храмов, соборов, церквей и монастырей: Каларашовский монастырь, Каприянский, Хынку, Кафедральный собор Кишинёва и многие другие. Одновременно с приходом к власти партии коммунистов были восстановлены и снесённые ранее памятники Ленину в ряде населённых пунктов страны, реставрирован и мемориал воинам, павшим в Великой Отечественной войне.

Большой най


2.3. Кинематограф

После распада СССР из-за недостатка средств деятельность киностудии «Молдова-фильм» резко сократилась. Новые фильмы после 1991 года практически не выпускаются. Если же и выпускаются, то обыкновенно это малометражные короткие фильмы. Вместе с тем, в 1989 году Александру Громовым была основана первая в республике специализированная киногазета «Lanterna magica», посвящённая вопросам как молдавского, так и мирового кинематографа.


2.4. Музыка

Основная статья: Музыка в современной Молдавии

Молдавская музыка имеет глубокие национальные традиции. Для неё характерно использование таких народных музыкальных инструментов как най, флуер и др. В последние десятилетия получают развитие современные музыкальные направления. В стране и за её пределами становятся известными музыкальные рок-коллективы «Zdob şi Zdub» и «Гындул Мыцей», а также поп-певцы Аура, Рики Артезиану и др. Клеопатра Стратан - дочь молдавского певца Павла Стратан, занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая молодая эстрадная певица. Начала выступать на сцене в 2006 году в возрасте трёх лет. В последние годы Молдавия участвует в конкурсе европейской песни - «Евровидении». В 2005 году за Молдавию выступала группа «Zdob şi Zdub», в 2006 - Наталия Гордиенко и Арсениум . Вслед за Россией и Украиной, в Молдавии стартовал второй выпуск проекта «Фабрика де старурь» (аналог «Фабрики звезд»).


2.5. Языки

Молдавский язык - государственный язык Молдавии.К распространённым в Молдавии языкам относятся также русский, украинский, гагаузский, болгарский.

Последствием Приднестровского конфликта явилась фактическая независимость Приднестровья, что привело к некоторому отдалению культур по разным берегам Днестра. В частности Приднестровье осталось на кириллическом алфавите, а основная Молдавия перешла на латиницу. Официальными языками в Приднестровье являются молдавский, русский и украинский.


2.6. Изобразительное искусство

Среди современных молдавских художников следует отметить Станислава Семёновича Бабюка и его сына - Станислава Станиславовича Бабюк . Они создали много картин разной тематики. Многие работы находятся в частных коллекциях Италии, Ирландии, США, России, Украины.

2.7. Юмор

В Молдавии юмор и смех органически слиты с национальным и можно говорить о веселье и веселости как о национальной черте. Молдавию, которая соседствовала с другими дунайскими княжествами и некоторое время входила в состав Румынии, ещё в большей мере чем саму Румынию, можно было бы назвать страной не столько смеха и юмора, сколько радости и веселья, так здесь на каждом шагу встречаешься с красивой шуткой и здоровым юмором, но главное - радушным весельем.

Традиционными персонажами молдавского юмора являются Пэкалэ и Тындалэ.


2.8. Пресса

В Молдавии издаётся множество печатных изданий (журналов, газет), главные представители:

  • «Комсомольская правда в Молдове»
  • «Маклер»
  • «Независимая Молдова»

2.9. Праздники

Среди официальных праздников Молдавии Новый год, Рождество Христово, День независимости, День национального языка. Известным молдавским и румынским народным праздником является Мэрцишор (рум. Mărţişor , от рум. martie - март) - традиционный праздник встречи весны, который отмечается 1 марта. Большинством населения отмечается ряд православных праздников, среди которых особенно широко Пасха, Родительский день, Троица. C советского периода сохранилась традиция отмечать праздники 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая. Из новых праздников надо отметить Национальный день вина, праздновавшийся впервые в 2002 году.


2.10. Национальная кухня

Молдавская кухня - национальная кухня Молдавии. Молдавия расположена в регионе богатых природных возможностей, винограда, фруктов и разнообразных овощей, а также овцеводства и птицеводства, что обуславливает богатство и разнообразие национальной кухни.

Молдавская кухня складывалась под влиянием греческой, турецкой, балканской, западноевропейской, а позднее - украинской и русской кухонь, и тем не менее она отличается самобытностью.

2.11. Сказки

Среди многочисленных молдавских сказок распространение нашли Безымянный воин и Кырмыза. Широко известны такие фольклорные персонажи, как Фэт-Фрумос, Иляна Косынзяна, Балаур, Баба Докия.

2.12. Виноделие

Довольно давно Молдавия славится своими многочисленными винами, которые потребляются не только в Молдавии, но и в других странах. В 90-е годы был налажен экспорт вин в Россию, на Украину, в Белоруссию, Румынию, Болгарию и другие европейский страны. В 2006 году из-за подозрения в том, что молдавские вина содержат вредоносные ядохимикаты, ввоз вин был запрещён в Россию. В настоящее время ведутся переговоры по возобновлению экспорта винодельческой продукции в Россию.


3. Известные личности в культуре, связанные с Молдавией

  • Пётр Могила (1597 -1647)- Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси
  • Дмитрий Кантемир (1673-1723)- молдавский и российский государственный деятель и историк.
  • Дога, Евгений Дмитриевич (род. 1937) - молдавский советский композитор.
  • Люксембург, Аркадий Петрович (род. 1939) - молдавско - американский композитор.
  • Чепрага, Надежда Алексеевна (род. 1956) - молдавская и советская певица.
  • Лотяну, Эмиль Владимирович (1936-2003) - советский, молдавский кинорежиссёр, сценарист, поэт.
  • Жереги, Валерий Исаевич (род. 1948) - молдавский, российский советский кинорежиссёр и сценарист.
  • Бернардацци, Александр Осипович (1831-1907) - русский архитектор.
  • Щусев, Алексей Викторович (1873-1949) - русский и советский архитектор.
  • Меднек, Валентин Петрович (род. 1910) - молдавский архитектор.
скачать .