Поурочные планы по изо - урок. Практическая работа учеников

1 класс, ИЗО, 1 четверть, учитель Третьякова Е.М., ШГ №95

Цель: создание условий для знакомства учащихся с видом изобразительного искусства – графика.

Проблема: можно ли в графике передать красоту окружающего мира? Каким образом?

Задачи :

- повторить жанры изобразительного искусства – натюрморт, пейзаж при путешествии в музей; познакомить учащихся в ходе беседы, игровых ситуаций, анализа произведений искусств с графикой, а также с выразительными средствами графики; выявить отличия между живописными и графическими изображениями; выполнить образы деревьев различными линиями, используя графические средства изображения;

- развивать внимание, познавательный интерес, фантазию, графические навыки; умение работать в паре, в группе;

- воспитывать эстетический вкус, стремление к красоте, коммуникативные навыки.

Ожидаемый результат – первичные знания о графике, графический рисунок деревьев.

1. Орг. момент.

2. Психологический настрой.

Приветствие.

Прозвенел звонок,
Начинаем мы урок.

Будем изобразительное искусство изучать

Творчество и фантазию развивать.

3. Ход урока.

Повторение , закрепление пройденного материала.

Мы с вами ребята живём в удивительном мире, мире добра и счастья, в мире ярких, различных цветов и оттенков, в мире красоты. Человеческое сердце и душа воспринимают эту красоту и отображают е в произведениях искусства – в музыке, литературе, живописи и тд. Вот сейчас мы с Художником – Живописцем отправимся в небольшой музей, для того, чтобы проверить наши знания. В нашем музее небольшая коллекция произведений художников. Внимательно посмотрите и найдите среди картин:

-Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина называется _______________ (пейзаж)

Найдите картины, изображающие пейзаж и прикрепите карточку с буквой «П». (репродукции картин художников разных жанров на доске)

Так что же такое пейзаж?

Какой может быть пейзаж? (ответы уч-ся)

Задание №2

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе.

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это _____________________ (натюрморт)

Давайте в нашем музее найдём картины художников, изображающие натюрморт. (работа учащихся у доски, прикрепить к репродукции карточку с буквой «Н»)

А кто помнит из вас, как называли художники давным-давно натюрморты? (завтраки)

Какой натюрморт мы рисовали на прошлом уроке? Что разместили мы на плоскости стола? (ответы уч-ся и показ работ)

4. Новая тема. Вводная беседа.

Сегодня к нам на урок пришёл ещё один художник. Посмотрите и поприветствуйте его. Чем, на ваш взгляд, он отличается от Художника – Живописца? (работа в группах, ответы спикеров)

Это Художник- График. Сегодня мы познакомимся, как он работает, какие изобразительные средства использует, и увидим результат его и вашего творчества.

А пока послушайте маленькую историю.

«Как-то раз вышел спор между красками, кто из них красивее и ярче всех. Стали они наперебой себя расхваливать. Рядом стоял и молчал Простой Карандаш. – А, что это ты молчишь? Нечем похвалиться? – стали посмеиваться над ним краски. Он обиделся и молча, отошёл от них.

- Неужели я такой не красивый, загрустил карандаш. Неужели я никому не нужен и никто не захочет рисовать мной?»

Ребята, а как вы считаете? Какой простой карандаш, если какая-то польза от него? (работа в группах, обсуждение в парах, выступление спикеров)

Вы хотели бы узнать, что же случилось дальше?

«Пришел Художник. И вдруг на глазах у ярких красок он взял простой карандаш. Он начал рисовать удивительные рисунки – портреты, пейзажи, животных, натюрморты. Окружили Художника краски и стали ахать: " Какая красота! Какие линии, какие интересные переходы и формы! Как мы раньше этого не замечали» А художник рисовал до самого вечера. Много замечательных работ создал он, используя только простой карандаш. (Показать детям на доске графические рисунки различных жанров)

Перестали больше хвастаться и зазнаваться краски. Они стали с уважением смотреть на своего скромного, простого друга.»

А рисунки, которые создал Художник, называются – Графикой.. Вот чем занимается наш Художник – График..

5. И тема сегодняшнего нашего урока «Графика. Волшебная линия».

Так, что же такое графика?

Графика – это произведение искусства (рисунки), выполненные

графическими средствами.

Показ графических средств учащимся – простой карандаш, цвет. карандаши, восковые мелки, уголь, сангина, соус, сепия, тушь, перо, фломастеры и тд.

Посмотрите на доску, так чем же отличаются живописные картины от графических рисунков? Что может быть главным в живописи и в графике?

(работа в группах, ответы спикеров)

В переводе слово «графика» означает «пишу, черчу, рисую». Но почему именно это слово? Посмотрите на простой карандаш. Внутри деревянной оболочки – камень – графит, вот поэтому рисунки, выполненные графитом стали называть графикой. Но не всегда графика бывает черно-белой, она бывает цветной. Такой рисунок можно получить благодаря цветным мелкам, цветным карандашам и фломастерам. (показать цветные графические рисунки)

6. Закрепление.

А вот теперь попробуем среди произведений искусства на листке найти графические работы художников и отметить их линией. Сам. работа учащихся. (карточка с репродукциями художников живописи и графики)

Проверка хлопками.

А что дало нам выполнение этого задания? (ответы уч-ся)

7. Физминутка. Представим, что мы начинаем рисовать. Давайте рукой в воздухе нарисуем круг, квадрат, горы, озеро… Что мы проводили в воздухе?

Как выдумаете, с чего мы начинали рисовать? С линии.

8. Практическое задание.

Когда мы только начинаем рисовать, то мы проводим линию. Открыли альбомы и начинаем работать. Линия может быть разной, она словно волшебница, мгновенно может изменить свой облик, настроение. Посмотрите, что она умеет и какая бывает. Учитель рисует на доске, а ученики за ним.

Может быть: спокойной, плавной, вялой, ленивой, робкой, испуганной, ершистой, сердитой, игривой, весёлой.


Она любит путешествовать: по земле, поднимать в горы, нырять в море, загорать на песочке, свернуться в клубочек и покатиться по дорожке.

Линия может очертить форму любого предмета и это будет контур. (контурный рисунок показать) Она справиться с любым заданием, она может

4 –

всё! Недаром она волшебная. А вот художники называют её «живой». Как вы думаете, почему? (ответы уч-ся)

В графике линия живёт не одна. У неё есть друг – Штрих. С ним мы познакомимся на следующем уроке.

9. А сейчас нас приглашает в гости Художник – График. Посмотрите, в каком необычном доме он живёт. Какой он дом? Дайте ему характеристику.

(линейный, графический). Вот, что может линия, как она постаралась. Но как, то странно вокруг, пусто и одиноко во дворе у Художника-Графика. Чего здесь не хватает, как вы думаете ребята? (ответы учащихся)

Сада, деревьев, цветов.

Говорят, что каждый человек в своей жизни должен выполнить три дела: построить дом, посадить дерево и воспитать ребёнка. Вы пока ещё маленькие, но обязательно у каждого из вас будем свой дом, семья, дети. А вот посадить дерево вы можете и сейчас. Тогда во дворе Художника сразу всё изменится. Только скажите, а для чего люди сажают деревья, с какой целью? (ответы учащихся)

А теперь за работу. Каждый из вас сейчас получит саженцы. (бумажный, контурный макет дерева) Вам необходимо, используя различные графические линии, выполнить образ дерева, красивого, роскошного и посадить во дворе Художника.(прикрепить к доске рисунок)

Самостоятельна работа учащихся.

10. Подведение итога работы на уроке.

Какой сад великолепный появился у Художника–Графика. Благодаря чему он получился? Что вы узнали на уроке?

11. Рефлексия.

Посмотрите, появилось на небе солнышко. Оно улыбается вам. Вы хорошо постарались. Только как–то странно оно выглядит. Чего не хватает у нашего солнышка? – лучей. Они есть у меня. И сейчас наше солнышко засияет ещё краше. Пусть каждый из вас возьмёт лучик и проведёт внутри него цветную линию. Если вам сегодня на уроке было интересно, всё понятно, комфортно, то проведите красную линию. Если вам было немножко неуютно, что-то не получалось, но сердечко ваше пылало и рвалось вперед, то жёлтую линию. А если вы не получили для себя никаких знаний, вам было не интересно, то проведите линию простым карандашом для того, чтобы потом можно было подумать и что-то изменить. Если ваше настроение измениться, то вы всегда сможете превратить эту линию в цветную.

(прикрепить готовые лучики на доску к солнышку)

Солнышко готово, сад посажен, настроение у всех отличное, художник-График улыбается.

Волшебный графический мир.

Теперь знакомы мы с тобой!

В нём чувство радости живёт

И нас с тобой туда зовёт.

12. Возврат к проблеме. (ответы учащихся)

13 Пожелания учителя и ребят друг другу.

ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №95

РАЗРАБОТКА

урока изобразительного искусства

1 класс

Тема: «Графика. Волшебная линия».

Подготовила: Третьякова Е.М.

учитель ИЗО

Караганда

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Давайте проверим, все ли сегодня готовы к уроку?

У вас на партах должно лежать: краски, палитра, кисти, карандаш, резинка, альбом, стаканчик для воды.

Объяснение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы поговорим об одном жанре живописи – городском пейзаже. Познакомимся с репродукциями художников.

Вводная беседа.

Давайте для начала вспомним, что такое пейзаж? (Пейзаж – это картины, изображающие природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город)). А какие виды пейзажа вы знаете? (городской, морской и сельский). А теперь посмотрите на экран и, постарайтесь, определите вид пейзажа (дети смотрят репродукции и называют вид пейзажа).

Ребята, по каким признакам делятся пейзажи? Чем они отличаются друг от друга? (В городском изображены дома, дороги, люди, машины и т.д. В морском – море, берег, лодки и т.д. В сельском изображают деревянные дома, луга, проселочные дорожки и другое).

Мы с вами часто восхищаемся красотой природы. Мы легко можем изобразить великолепие просторов полей, лугов, озёр и рек, можем показать в рисунке красоту цветущего сада или величавость могучего дуба…. Многое можно изобразить в рисунке. Наша сегодняшняя задача – это показать красоту городского пейзажа. Города…. Большие и маленькие, с современными небоскрёбами и узкими улочками…. Они такие разные…. Давайте посмотрим фотографии разных городов. Что вы видите на фотографиях? Что находится на переднем плане, а что на заднем? (ответы детей).

Городской пейзаж - это картина, на которой художник

изобразил улицы и переулки, площади и маленькие дворики. Посмотрите репродукцию Константина Юон «Вид Лавры с Вокзальной улицы». Что изображено на репродукции? Какие цвета здесь преобладают? (ответы детей). Молодцы ребята.

В природе мы всегда чувствуем единую связь между предметами. Это выражается и в расположении предметов, и в их сочетании, и в их общем цветовом колорите, и в их идейном, смысловом содержании. Решая идею рисунка с изображением городского пейзажа, мы должны отметить самое характерное, самое главное и значительное. Должны выразить свое отношение к увиденному. Посмотрите на репродукцию Баженова Василия Ивановича «Итальянский пейзаж».

Эстетически законченным, эмоциональным и выразительным рисунком пейзажа будет такой, который ярко передает впечатления, мысли и чувства.

Перед началом работы давайте с вами посмотрим фильм о городском пейзаже. А потом вы мне ответите на вопрос, что вам больше всего запомнилось из фильма?

Поэтапное объяснение работы детям.

Мы с вами сегодня тоже побудем художниками. И наша задача нарисовать улицу современного города во фронтальной перспективе.

Чтобы правильно построить композицию рисунка, то есть, чтобы все успешно и правильно располагалось на листе, вспомним некоторые правила при рисовании пейзажа, в том числе и городского. Вначале расположим лист в соответствии с тем, что мы будем на нем изображать, а именно участок улицы (дети располагают лист бумаги). Представим, что мы стоим посредине и смотрим вдоль улицы. Что мы видим? Какие правила построения нам понадобятся? Давайте вспомним.

Надо вспомнить, что такое линия горизонта.

Линия горизонта образуется от пересечения с предметом воображаемой горизонтальной плоскости, проходящей на уровне глаз.

Если мы поднимаемся вверх или опускаемся вниз, то в соответствии с этим меняется и положение линии горизонта. В зависимости от того, где находится предмет: выше уровня глаз или ниже, - видимая его форма существенно меняется.

Линия горизонта делит зримый вид натуры на две части: то, что находится выше линии горизонта, выглядит иначе, чем находящееся, ниже линии горизонта.

У предметов, которые расположены выше линии горизонта, видны их основания, а у находящихся ниже -верхние стороны.

Горизонтальная линия, находящаяся на уровне глаз, совпадает с линией горизонта и изображается на рисунке горизонтально (то есть без наклона).

Теперь приступим к рисунку. Чтобы убедительнее и выразительнее передать в рисунке глубину (пространство), постараемся правильно установить горизонт (показ на доске), точку схода на линии горизонта и постараемся передать масштаб предметов - зданий, деревьев вдоль улицы.

Затем легко касаясь карандашом листа бумаги, намечаем перспективный вид каждого предмета, учитывая характер формы, а также границы падающих теней. Когда построение закончено, далее переходим к работе с красками.

Самостоятельная работа учащихся.

Приступаем к работе…

Подведение итогов урока. Выставка работ учащихся, их анализ и оценивание.

А теперь, ребята, давайте проведем выставку ваших работ и вместе с вами посмотрим.

Какие работы вам больше всего понравились?

Как вы думаете, у кого самая лучшая работа?

Тема: Закат

Цель: - научить создавать спокойный цветовой образ объектов и явлений природы.

Задачи: - способствовать актуализации представлений о выразительных возможностях цвета;

Содействовать формированию умений определять настроение произведения по его цветовой гамме;

Совершенствованию навыков передачи цветом спокойного эмоционального содержания художественного образа;

Создать условия для развития цветового восприятия, образного мышления

Содействовать воспитанию личности и трепетного отношения к родной природе.

Тип урока: комбинированный

Оборудование (для учителя):

Наглядные пособия и ТСО: методическая таблица, иллюстрации с изображением заката, магнитофон, презентация.

Художественные материалы и инструменты для работы : краски, кисточки, палитра, альбомные листы, баночки с водой,

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Улыбнулись все учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу: класс наш - хоть куда.

Мы начнем урок, друзья.

Дежурный ученик, отчитайтесь по подготовке всего класса к уроку.

- У всех на столах лежат: краски, белая бумага, кисточки, карандаши, ластик, палитра.

Что мы будем делать на уроке? (учиться, рассуждать, рисовать, оценивать, красиво говорить)

2. Вступительное слово

В каждой группе по 3 репродукции художников, разделите их по жанрам.

- На какие группы разделили?

1-я группа ваш натюрморт? 2-я группа ваш портрет? 3-я группа ваш портрет?

И у нас остались пейзажи.

Почему эти три картины отнесли к пейзажу?

Чем различаются эти три картины?

Что может быть изображено на сельском пейзаже? (Художник изображает поля, колосящие нивы, леса, деревенские дома.)

Итак, сделаем вывод: пейзажи отличаются временами года, временем суток, цветом (теплые и холодные, хроматические, ахроматические)

- Колоритом. Колорит – это сочетание цветов в картине. А сочетание цветов что передаёт? (настроение)

А теперь послушайте стихотворение и скажите, какое настроение оно у вас вызвало?

Солнце уходит в далекие страны,

В сумрак ночной, за леса и моря.

В темных лесах засинели туманы,

В море горит золотая заря.

День угасает. Дневные заботы

С тихой зарей забывает земля,

Пахарь усталый вернулся с работы,

В теплой росе засыпают поля.

Итак, какое же настроение оно у вас вызвало?

- Грустное, так как закончился день, нужно ложится отдыхать, день угасает, поля засыпают.

- Правильно, действительно очень грустно, когда заканчивается день, но как красиво когда солнце заходит. А как называется время, когда заходит солнце?

- Закат.

3. Сообщение темы и цели урока

Сегодня тема нашего урока «Закат». Мы с вами познакомимся с 1 из видов акварельной живописи по - сырому.

Сейчас у нас утро и возможности увидеть закат у нас нет, но я вас приглашаю в фото галерею посмотреть как красивы вечерние пейзажи и как изменяется цвет неба. - слайд-шоу на экране сопровождается поэтическими строками:

А где рождается закат нам сейчас расскажет Грейть Евгений

Закат рождается на западе. Каждое утро мы видим как солнце поднимается из – за линии горизонта с восточной стороны, а вечером заходит за линию горизонта на западе. На самом деле оно не поднимается и опускается, а это земля вращается вокруг своей оси. И днём подставляет солнцу одну сторону, а ночью отворачивается от солнца.

Красота заката почти не зависит от времени года. В теплое время года закат можно наблюдать чаще, чем зимой. Самый красивый закат над водой. Как вы думаете, почему?

- Вода – зеркало, где отражаются…

Ребята, мы с вами посетили фото галерею, а сейчас я вас приглашаю в картинную галерею.

Исаак Ильич Левитан. Сумерки. Стога

Аркадий Александрович Рылов. Закат

Станислав Юлианович Жуковский. Пейзаж. Лес

На картине белорусского художника «Осенняя симфония»

Какой колорит в картине?

Почему такие цвета он выбрал? Что хотел изобразить?

А если бы художник использовал серые цвета? Чтобы он передал?

4. Объяснение последовательности изображения рисунка

Ребята, сейчас я приглашаю вас в творческую мастерскую художника. Как вы поняли вы– художники и будете сами изображать закат.

Этапы изображения:

Вы как художники знаете с чего начинается работа?

-С наброска.

1. Тонкими линиями намечаем линию горизонта, дальний план, деревья, кусты.

2. Смачиваем кистью и водой лист.

3. Затем приступаем к заливке: ближе к горизонту светлее и теплые цвета, к краю – холодные и темные.

А что по тону будет светлее: земля или небо? (Небо светлее и прозрачное)

Физкультминутка

6. Практическая работа учащихся.

Приступаем, но помните, что когда немного подсохнет начинаем прорисовку деталей тоненькой кисточкой.

Звучит спокойная музыка. Произвожу контроль за деятельностью учащихся, даю индивидуальные консультации.

Физкультминутка (для глаз)

Художник всегда организует выставку своих работ. А мы сейчас в классе устроим Вернисаж. Пожалуйста, прикрепите свои работы на доске.

8. Подведение итогов урока, рефлексия

Вы были художниками, и я хочу узнать, какие у вас чувства после выполненной работы? Возьмите в руки круг и вырежьте ту часть, которая соответствует вашим чувствам от проделанной работы.

Я рада, что есть радость, восторг, грусть.

Молодцы, вы все хорошо потрудились. (Оценка работ учащихся)

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. План-конспект урока ИЗО [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

План-конспект урока ИЗО - это план процесса преподавания с разбивкой по структурным элементам. План-конспект предполагает постановку задач исходя из учебного плана и с учетом сложности занятия, а также содержит программу урока, примерный состав учеников, необходимое оборудование и условия урока.

Поскольку план-конспект урока составляется каждым учителем изобразительного искусства с учетом собственного опыта, то он является отражением творческого подхода учителя. План-конспект урока ИЗО - это структурная модель, создаваемая для того, чтобы помочь ученикам развить творческое усвоение приемов ИЗО. Школьный курс ИЗО содержит достаточно большой объем приемов и методов рисования, поэтому учителю нужно структурировать его в виде отдельных уроков.

План-конспект урока ИЗО состоит из основных разделов, характерных для всех план-конспектов. Как обычно, план урока содержит цели урока, оборудование, подробный ход урока и т.д. В расширенный план-конспект может входить также подробное описание того, что ученики должны делать по ходу урока. Зачастую план урока по изобразительному искусству не содержит домашнего задания, так как им обычно является задание закончить рисунок, начатый на уроке.

План-конспект урока изобразительного искусства отличается строгой структурой в отношении основных элементов. В остальном все зависит от методов преподавания конкретного учителя и его подхода к ученикам. Однако, не допускается тезисной модели построения, так как она отсутствует на уроках ИЗО.

Общая форма конспекта по ИЗО должна быть удобной для учителя, но обязательно содержать все основные элементы. При этом рекомендуется добавлять рекомендации общего характера, касаемо методики преподавания ИЗО. Из можно вынести за пределы традиционных элементов план-конспекта, который, однако, должен иметь продуманную структуру изложения материала.

Пример план-конспекта урока ИЗО

Тема урока ИЗО: "Люблю я Русь, за осень золотую. Рисование на заданную тему."

Цели урока:

Обратить внимание детей на особенности признаков осени в природе, на красоту форм и окраски растений;

Развивать у детей умения писать кистью, пользуясь разными приемами: широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти, примакиванием кисти к бумаге и мелкими мазками;

Прививать навыки пространственного расположения рисунка в месте;

Учить заполнять цветом весь рисунок.

Оборудование для урока ИЗО:

Для учителя:

Репродукция картины И.Левитана "Золотая осень":

Иллюстрации художника А. Белюкина на стихи А.Пушкина в книге "Уж небо осенью дышало":

Грамзапись "Октябрь" из детского альбома П. Чайковского "Времена года"

Большой лист бумаги и все необходимое для демонстрации последовательности выполнения работы красками.

Для учащихся:

Белая и цветная бумага (голубая, светло серая, желтоватая или бледно зеленая);

Кисти и все необходимое для выполнения работы красками.

Уроку предшествует наблюдение учащимися за деревьями в школьном саду.

Ход урока ИЗО.

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока.

После проверки готовности класса к уроку учащимся

Учитель говорит, что на уроке они будут рисовать осенние деревья. Но сначала им необходимо вспомнить свои наблюдения за природой, деревьями в школьном саду во время прогулки.

3. Беседа.

4. Вопросы учителя:

а) Какое время года?

б) Какие изменения произошли осенью в жизни растений?

в) Чем деревья отличаются друг от друга?

Ответы учащихся обобщаются:

Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде.

Листва на деревьях осенью очень разнообразна по цвету. Она имеет зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Листьев на деревьях становится все меньше. Они падают, кружатся на ветру, ложатся красивым ковром на землю.

Мы наблюдаем за деревьями различных пород. Они отличаются друг от друга по форме, цвету стволов и листьев. Ветки у них тоже располагаются не одинаково. Но у всех деревьев стволы толще внизу и тоньше к верху, ветки располагаются вокруг ствола, на больших ветках и маленьких веточках располагаются листья. Основание передних деревьев мы видим ниже, чем основания дальних, основания деревьев расположены на земле, а за деревьями видно небо.

Работа с иллюстративным материалом.

Затем внимание детей обращается на репродукцию картины И.Левитана "Золотая осень".

Нравится ли эта картина?

Объясните почему?

Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину?

Рассматривая картину, учащиеся обращают внимание на красоту природы изображенную художником, на яркость и разнообразие осенних красок, с помощью которых отражена эта красота.

Назовите деревья, которые вы видите на картинке?

Укажите, какие деревья на переднем плане и объясните, как они изображены на картине.

Почему мы сразу видим, какие деревья ближе расположены к нам, какие дальше?

На эти же особенности внимание детей обращается и при просмотре иллюстраций художника А.Белюкина на стихи А.Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса;

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото, одетые поля…

А так же на то, как поэт и художник передают свои чувства и отношения к природе осенью.

Затем учащиеся снова вспоминают свои наблюдения в школьном саду и стараются передать их в рисунке кистью и красками.

Учащиеся выполняют рисунок во весь лист, положив его по горизонтали.

5. Показ и объяснение учителя.

Учитель предлагает обозначить землю вдвое уже, чем небо. Затем показывает, как подобрать на палитре цвет неба и сверху вниз (слева направо) до горизонтальной линии нанести эту краску на бумагу, как нарисовать облака. Тем детям, которые работают на цветной бумаге, цвет неба заменит ее цвет.

Затем учитель показывает, как с помощью цвета обозначить землю. Для этого берет коричневую, желтую или зеленую краску.

После просыхания фона дети пишут деревья (сразу кистью без предварительного прорисовывания карандашом.)

Учитель объясняет, как надо писать кистью, чтобы было понятно, какие это деревья и что одни из них расположены ближе, другие дальше.

Сначала легкими линиями намечаем стволы деревьев. Делаем это быстрыми движениями снизу вверх, не забывая при этом, что внизу стволы шире, а кверху уже.

Потом рисуем ветки. Располагаем их не симметрично, как это обычно рисуют маленькие дети, вокруг стволов, так чтобы некоторые ветки загораживали другие, как это наблюдается в природе.

Цвет стволов пишем широкими мазками кисти.

Потом легкими плавными линиями намечаем ветки, веточки и листву на деревьях. При этом используем еще один работы - метод примакивания кисти к бумаге.

И, наконец, уточняем детали. Деталь прописываем кончиком кисти. Для работы используем разные краски, как в чистом виде, так и смешанные между собой.

После объяснения весь иллюстративный материал убирается, чтобы он не мешал детям использовать свои личные впечатления.

6. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

7. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся приступают к самостоятельной работе

Во время работы включается грамзапись пьесы "Октябрь" из альбома П.Чайковского "Времена года". Под звуки тихой музыки дети выполняют свои рисунки.

8. Выставка рисунков.

Проводится выставка работ и их анализ.

9. Итог урока. Чему учились на уроке?

Что вам больше всего понравилось на уроке ИЗО?

О чем вы расскажите дома?

Урок рисования для младших школьников. Снегири.

Автор : Хатипова Гульнара Кабировна преподаватель.
Место работы: МОУДОД ДХШ№2

Конспект урока по рисованию.

Цель: формирование способности видеть красоту реальной действительности путём наблюдения; развитие зрительной наблюдательности и изобразительной фантазии.
Задачи:
Образовательные: научить изображать снегиря;
знакомить с жанром анималистики;
передача в рисунках красоты линий, форм, окраски,их цветовой гармонии; определение пропорций.
Развивающие: научить видеть красоту птиц,
развивать у детей потребность в творчестве.
Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, эстетический вкус; бережное отношение к природе, воспитать умения видеть, понимать и замечать прекрасное в повседневной жизни, красоту природы;
формирование эстетических чувств;
формирование аккуратности в процессе работы.
Зрительный ряд: слайдовая презентация «Снегири», репродукции с изображением снегирей, образец работы, сделанный учителем, поэтапное изображение снегиря.

Материалы и принадлежности: гуашь, альбом, баночки для воды, кисточки, палитра, простой карандаш, резинка, цветной картон формата А4.

Литературный ряд: - стихи, (см. в конспекте «Ход урока»); - пословицы

Музыкальный ряд: голоса разных птиц.
План урока:
1.Оргмомент – 2мин.
2.Сообщение темы – 20 мин.
3.самостоятельная работа – 50 мин.
4.Подведение итогов – 10 мин.
5.Домашнее задание – 5мин.
Ход урока:
I.Оргмомент:
Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы урока:
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает.
Правильно зимой. Зимой в природе происходят разные изменения.
Какие изменения происходят в природе?
(Деревья сбрасывают свою листву, некоторые животные впадают в спячку, выпадает снег, приходят морозы).
Зимой к нам заглядывают гости…Кто?
(Птицы).
Узнаем, если нам помогут ребята. У некоторых на партах лежат буквы, возьмите их и выйдите к доске. Буквы перепутались, что ж за слово? Отгадаем его, если найдём ответ на загадку:
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь)
Правильно, это снегирь. Именно его мы сегодня будем рисовать на уроке.
Тема нашего сегодняшнего урока «Снегири».

Ближайший родственник снегиря- воробей. Живёт снегирь в хвойных таёжных лесах. На зиму значительная часть птиц перебирается к югу, именно поэтому мы можем его видеть в наших садах и лесах.
Длина тела (около 18 см, весит около 35 г.)
Какого цвета оперение?
Верх головы, крылья и хвост чёрные.
Задняя часть шеи и спина светло-серые.
Надхвостье и подхвостье чисто-белые.
Нижняя часть тела красная.
Вот парочка птиц - это снегири. Самец и самочка.


Как вы думаете кто из них – кто?
(У самки красный цвет замещён буровато-серым.)
Представьте себе 100- 150 лет назад в России была традиция обучать снегирей пению. Птенцов, вынимали из гнезд, выкармливали и обучали различным мелодиям. Обученные птицы были довольно дороги, но радости от такого питомца – тоже немало. Сейчас традиция обучения снегирей пению, а также секреты этого мастерства утеряны. Может быть, это и к лучшему. Птицы должны жить на воле, а не в клетке. У русского народа есть много пословиц, поговорок, загадок посвящённых этой птице. Например по старинной солдатской примете снегирь поет к победе.
У вас на парте в конверте лежит пословица, разрезанная на части, составьте её и объясните её смысл. КРАСНА ПТИЦА ОПЕРЕНЬЕМ, А ЧЕЛОВЕК – УМЕНЬЕМ . Если птицу расхваливают за её красоту. То человека судят по его делам, умениям. И вы сегодня увеличите свои умения, научившись рисовать птиц.
Снегиря очень любят в России. В подмосковье находится единственный в мире «Музей снегиря». В нем собраны все виды снегирей, картины, скульптуры и другие произведения искусства посвященные снегирю. Туда приходят люди посмотреть на птиц, и узнать об их жизни.
Художники очень любят изображать снегиря. Посмотрите на картины где изображена эта птица.



А кто знает, как называются художники, которые рисуют животных?
Художники, которые в своих картинах рисуют животных (а также птиц, насекомых, рыб) называются анималистами.)Потому что «animal» - по – английски «животное».) А жанр - анималистическим.
Как вы думаете, на что художники обращают внимание при рисовании птиц?
Прежде чем рисовать птицу, нужно обратить внимание на её внешний вид. Это:
1) размер самой птицы и ее туловища; кто это? (Пингвин- это птица ребята!)
2)длинные или короткие ноги; Посмотрите как отличаются ноги у цапли и снегиря
3)длинная или короткая шея; По сравнению с лебедем шея снегиря почти не видна
4)форма, размер хвоста и крыльев; Это тоже самец. Видите, они выделяются не только окраской, но и шикарным хвостом.
5) форма клюва, лапок и когтей;
6) вид оперения и его окраска;
Я предлагаю каждому из вас выполнить рисунок снегиря. Посмотрите на мою работу здесь показано как нужно правильно, построить птицу. Основа туловища любой птицы – это овал (яйцо), голова – окружность, крылья – треугольник, хвост – трапеция. После построения всех геометрических форм нужно плавно соединить по построенным линиям. Построив снегиря в карандаше нужно его выполнить в цвете. Верх головы, крылья и хвост чёрные. Задняя часть шеи и спина светло-серые. Надхвостье и подхвостье чисто-белые. Нижняя часть тела красная.
Последовательность выполнения работы:
1. Выбрать формат
2. Наметить размер снегиря.
3. Нарисовать детали птицы.
4. Выполнить в цвете.
Ваша работа должна получиться - найти характер снегиря, аккуратно выполнена.

III.Самостоятельная работа учащихся:
Учащиеся приступают к выполнению задания. В процессе практической работы учитель помогает ученикам.

IV.Подведение итогов:
15 января самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц. В этом году суровая зима. Птицам страшнее голод, чем холод. Мы можем им помочь.
А как нам расскажут ребята.
МОРОЗЫ
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших всех снегирей, воробьёв и синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Хором:
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко пережить холода.
Е. Благинина
Отлично каждый запомнит, что вы пообещали птицам.
Итак, чему вы научились сегодня на уроке?
Что нового узнали сегодня?
Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились!

V.Домашнее задание:
Рассказать родителям и друзьям о том, что вы узнали на уроке. Принести материал для следующего урока.
Спасибо за урок!