Слепой джазовый исполнитель. Дискография Рэя Чарльза

23 сентября 1930 года в маленьком городке Олбани штата Джорджия в семье Робинсонов родился мальчик Рэй Чарльз Робинсон. Когда ему было несколько месяцев, они переехали во Флориду, городок Гейнсвиль, где родился его младший брат. Когда отец ушел из семьи, мать стала воспитывать братьев в одиночку.

Молодой Рэй Чарльз

Детство

В 3 года юный музыкант напевал песенки, подражая музыканту из кафе, который учил его игре на фортепиано.

Когда Рэю было 5, у него на глазах утонул брат, а через год сам Чарльз ослеп. Врачи ставили глаукому в 1930-е годы она была неизлечима. Мать учила его обходиться без помощи окружающих. Рэй Чарльз говорил, что плохо помнит, как это видеть, в его памяти сохранился лишь образ мамы и цвета.


Рэй Чарльз без темных очков

Когда Рэю исполнилось 7 лет, в 1937 году, он поступил в школу для незрячих детей, где его учили читать слова и ноты по системе Брайля. Закончив ее в 1945 году, Рэй Чарльз играл на кларнете, тромбоне, органе, пианино и саксофоне.

Это были первые шаги музыканта к созданию своей музыки. Так и не окончив школу, после смерти матери, Рэй ездил по Флориде в поисках работы. К 16 годам он стал профессиональным тапером, выступал с группами музыкантов по всей Флориде.

Юношеские годы

В 1948 году Рэй переехал в Сиэтл, где он играл в кафе и клубах. Тут же он основал свой первый проект в стиле джаз-блюз The Maxim Trio. Он впервые попробовал наркотики. Сам он говорил, что относится к типу людей, которые осознают, что эта страсть приведет к гибели, но все же желают узнать, употребляя еще больше.


У Рэя Чарльза было много вредных привычек

Музыка была у него в крови. Он жил ею и записывался с 17 лет. Пусть первые его пластинки не стали популярными, Рэй создавал что-то новое, совмещал несколько направлений в музыке.

Спустя десяток лет песни гения стали популярны. В 1951 году им заинтересовались звукозаписывающие компании, и он выпустил свой первый хит . Рэй Чарльз изобрел новое направление соул.


Великий джазовый пианист Рэй Чарльз

Он быстро набирал популярность, но некоторые его песни запрещали прослушивать, утверждая, что они имеют сексуальный подтекст. Это не остановило его популярность, хотя сам он ушел в депрессию и начал употреблять тяжелые наркотики.

Пик популярности

В 1961 годы Рэй отменил концерт в родном штате Джорджия из-за расизма. Выступил он там спустя годы, когда закон уравнил права чернокожих с белыми людьми. Пик популярности Рэя Чарльза пришелся на 1960-е годы. Это был рассвет гения.


Рэй Чарльз и The Raelettes на студии, 1966 год

Он посвятил песню Busted Кеннеди после его смерти. Изменил року и соулу, увлекшись джазом и поп-музыкой. Это был тяжелый период реабилитации от наркозависимости и скандалов.


Рэй Чарльз с Нэнси и Рональдом Рейганами

Практически до самой смерти он писал музыку и пел. Его концерты были востребованы, а песни всегда в первых чартах. Он давал концерты во многих странах, в том числе и России, Японии и Германии.

Культурное наследие Рэя Чарльза

Многие музыканты, актеры и политические деятели заслуженно называют его королем соула и джаза. Он выпустил множество пластинок, некоторые из них вышли после его смерти. В течение 50-летней карьеры Рэй Чарльз получал «Грэмми» он единственный из исполнителей, кто удостоился такой чести на протяжении полувека.


Рэй Чарльз с сыновьями

Рэй был задорным и веселым человеком, который умел жить. За свою жизнь он дважды был женат и имел 12 детей от девяти разных женщин. Самые популярные рок-звезды называют его вдохновителем. Карлос Сантана, Майкл Джексон,

Культовый американский композитор и исполнитель, один из самых известных музыкантов XX века. Рэй Чарльз - автор более чем семидесяти студийных альбомов, обладатель 17 премий «Грэмми ». Скончался 10 июля 2004 года.

Биография Рэя Чарльза / ray Charles

Рэй Чарльз родился 23 сентября 1930 года в небольшом городе Олбани, штат Джорджия, в очень бедной семье. Отец будущего музыканта, Бэйли Робинсон , вскоре бросил семью, оставив Рэя и его младшего брата Джорджа на попечение матери Ареты и ее свекрови. В дальнейшем Бэйли не принимал особого участие в жизни своих детей. Мать музыканта умерла в 1945 году, отец - двумя годами позже.

В пять лет Рэй Чарльз стал свидетелем гибели Джорджа: мальчик утонул в лохани. Рэй пытался ему помочь, не смог вытащить. Вскоре после этого Рэй Чарльз начал терять зрение и к семи годам полностью ослеп. Предположительно, пережитое потрясение стало причиной недуга, по другой версии это стало следствием глаукомы.

Творческий путь Рэя Чарльза / ray Charles

Очень рано Рэй Чарльз стал проявлять интерес к музыке. Будучи учеником школы для глухих и слепых в Сент-Огустине , штат Флорида, он не только овладел азбукой Брайля, но и научился играть на пианино, тромбоне, кларнете, органе и саксофоне.

В 17 лет Рэй Чарльз отправился с Сиэтл, где основал свою первую группу. Довольно быстро он начал записываться в студии и сотрудничать с известным R&B исполнителем Лоуэллом Фулсоном . Первой успешной композицией Рэя Чарльза стала песня «Confession Blues », созданная в 1949 году.

Полное имя музыканта - Рэймонд Чарльз Робинсон (raymond Charles Robinson). Он сократил имя, чтобы избежать прямых ассоциаций с известным американским боксером Рэем Робинсоном , чей пик популярности пришелся на начало музыкальной карьеры Рэя Чарльза.

В 1953 году музыкант выпустил успешные синглы «Mess around » и «It Should Have Been Me », а также аккомпанировал известному блюзмену Гитар Слиму в композиции «The Things That I Used To Do », разошедшейся миллионным тиражом.

Сингл «I Got a Woman», записанный в 1955 году, был первым в карьере Рэя Чарльза, достигшим первого места в хит-парадах.

Следующим супер-хитом музыканта стала песня «What’d I Say ». Считается, что Рэй Чарльз сочинил ее непосредственно на концерте, заполняя положенное по контракту время. К концу 50-х годов музыкант уже приобрел немалую популярность, а в 1959 году он получил свою первую «Грэмми» за блюзовую песню «Let the Good Times Roll ».

В следующие годы Рэй Чарльз создал немало хитов, в числе которых «Unchain My Heart », «You Are My Sunshine », «Hit The Road Jack ». Его влияние на музыку сложно переоценить: в своем творчестве музыкант выходил за пределы блюза и госпела, а его «I Got a Woman » считается первой композицией в стиле соул. Знаменитейший альбом Рэя Чарльза «Modern Sounds in Country and Western Music », вышедший в 1962 году, стал хитом в стиле кантри, что было в эти годы совершенно невероятно для чернокожего музыканта. Иногда к записям Рэй Чарльз привлекал целые оркестры.

На протяжении свей своей карьеры музыкант много гастролировал. Дважды он посетил с концертами Россию - в 1994 и 2000 годах. Последнее выступление Рэя Чарльза прошло 30 апреля 2004 года в Лос-Анджелесе.

Долгое время музыкант страдал от болезни. По всей вероятности, это был рак печени, начавший проявляться в 2002 году. Несмотря на то, что в последние месяце он не мог ходить и практически не говорил, он продолжал работать в студии.

10 июня 2004 года Рэй Чарльз умер в своем доме в Беверли-Хиллз, а спустя два месяца был выпущен его последний альбом, «Genius Loves Company ».

Личная жизнь Рэя Чарльза / ray Charles

Музыкант дважды был женат официально. Первый брак с Эйлин Уильямс длился всего год, с 1951 по 1952. От второго брака с Деллой Беатрис Говард Робинсон у Рэя Чарльза трое детей, их союз продолжался с 1955 по 1977 годы. У музыканта было еще девять детей от восьми разных женщин.

Рэй Чарльз начал употреблять наркотики в 16 лет и не раз эта зависимость ставила под угрозу его карьеру и личную жизнь. Несколько раз у него находили наркотики, но ему удавалось избежать тюремного заключения. В 1965 году музыкант был арестован за хранение марихуаны и героина и лишь после этого смог окончательно бросить наркотики.

Вскоре после смерти Рэя Чарльза на экраны вышел биографический фильм «Рэй », рассказывающий о жизни музыканта с 1930 по 1966 годы. Джейми Фокс , исполнитель главной роли в этой картине, удостоился премии Оскар за эту работу.

Дискография Рэя Чарльза / ray Charles

1956 The Great ray Charles {Atlantic}
1956 The Genius After Hours {Rhino}
1957 ray Charles {Atlantic}
1958 ray Charles at Newport {Atlantic}
1958 Yes, Indeed!!! {Atlantic}
1958 Soul Brothers {Atlantic}
1959 What’d I Say {Atlantic}
1959 ray Charles {Xtra}
1959 The Fabulous ray Charles {Hollywood}
1959 ray Charles {Hollywood}
1959 The Genius of ray Charles {Atlantic}
1960 ray Charles in Person {Atlantic}
1960 Genius + Soul = Jazz {DCC}
1960 Basin Street Blues {ABC}
1960 ray Charles Sextet {Atlantic}
1961 Dedicated to You {ABC/Paramount}
1961 ray Charles & Betty Carter {ABC/Paramount}
1961 The Genius Sings the Blues {Atlantic}
1961 The Do the Twist with ray Charles! {Atlantic}
1961 Modern Sounds in Country & Western Music {Rhino}
1961 Soul Meeting {Atlantic}
1962 Hit the Road Jack {HMV }
1962 The Original ray Charles London
1962 Modern Sounds in Country & Western, Vol. 2 {Rhino}
1963 Ingredients in a Recipe for Soul {ABC}
1963 I Can’t Stop Loving You {HMV}
1964 Sweet & Sour Tears {Rhino}
1964 Have a Smile with Me {ABC/Paramount}
1964 Ballad of ray Charles {HMV }
1965 Live in Concert {ABC}
1965 Country & Western Meets Rhythm & Blues {ABC/Paramount}
1965 Ballad Style of ray Charles {HMV }
1965 Swinging Style {HMV }
1965 Baby Its Cold Outside {HMV }
1965 Take These Chains {HMV }
1965 ray Charles Sings {HMV }
1965 Cincinnati Kid {MGM}
1966 Crying Time {ABC/Paramount}
1966 ray’s Moods {ABC/Paramount}
1966 Busted {HMV }
1967 A Man & His Soul {ABC/Paramount}
1967 ray Charles Invites You to Listen {ABC}
1968 Memories of a Middle Aged Man {Atlantic}
1969 I’m All Yours-Baby! {ABC/Tangerine}
1969 Doing His Thing {ABC/Tangerine}
196? Le Grand {Atlantic}
1970 My Kind of Jazz {Tangerine}
1970 Love Country Style {ABC/Tangerine}
1970 ray Charles {Everest}
1971 Volcanic Action of My Soul {ABC/Tangerine}
1972 A Message from the People {ABC/Tangerine}
1972 Through the Eyes of Love {ABC/Tangerine}
1972 Presents the Raelettes {Tangerine}
1972 The Original ray Charles Boulevard
1973 ray Charles Live {Atlantic}
1973 Jazz Number II {Tangerine}
1973 Genius in Concert L.A. {Bluesway}
1974 Come Live with Me {Crossover}
1975 Renaissance {Crossover}
1975 My Kind of Jazz, Vol. 3 {Crossover}
1975 World of ray Charles, Vol. 2 {Decca}
1975 Live in Japan {Crossover}
1975 ray Charles {Up Front}
1976 Porgy & Bess {RCA Victor}
1977 True to Life {Atlantic}
1978 Love & Peace {Atco}
1978 Blues {Ember}
1978 The Fabulous ray Charles {Musidisc}
1979 Ain’t It So {Atlantic}
1979 King of the Blues {Ampro}
197? Incomparable {Strand}
1980 Brother ray Is at It Again {Atlantic}
1980 I Can’t Stop Loving You {Pickwick}
1982 A Life in Music {Atlantic}
1982 I Give You My Love {IMS}
1983 Wish You Were Here Tonight {Columbia}
1984 Do I Ever Cross Your Mind? {Columbia}
1984 Friendship {Columbia}
1984 Jammin" the Blues {Astan}
1984 °C C Rider {Premier}
1984 ray Charles Blues {Astan}
1985 The Spirit of Christmas {Rhino}
1986 From the Pages of My Mind {Columbia}
1987 The Right Time {Atlantic}
1988 Just Between Us {Columbia}
1988 I Can’t Stop Loving You {Colorado}
1988 The Love Songs {Deja Vu}
1989 18 Golden Hits {SPA}
1989 Blues Is My Middle Name Object
1990 Would You Believe? {Warner}
1993 My World {Warner}
1995 It’s a Blues {Thing Monad}
1996 Strong Love Affair {Warner}
1996 Berlin, 1962 {Pablo}
1996 Berlin 1962 {Fantasy}
1998 In Concert {Rhino}
1998 Dedicated to You {Rhino}
2000 Sittin" on Top of the World {Pilz}
2000 Les Incontournables
2002 Thanks for Bringing Love Around Again
2004 ray OST
2004 Genius Loves Company
2005 Genius & Friends
2005 Genius Remixed
2006 ray Sings, Basie Swings
2009 Genius The Ultimate ray Charles
2010 Rare Genius:The Undiscovered Masters
2012 Extraordinary ray Charles

Этого выдающегося певца, пианиста и композитора называли Братом Рэем и Гением, но его настоящее имя Рэй Чарльз Робинсон, под которым он родился 23 сентября 1930 года. В самом раннем детстве мальчика поразила глаукома, и к семи годам он полностью лишился зрения. Учился Рэй во флоридской школе для глухих и слепых детей: там он освоил чтение методом Брайля, а также активно занимался музыкой. За несколько лет парень стал хорошо играть на различных инструментах, таких как классическое пианино, орган, труба, альт-саксофон и кларнет, а в дополнение начал сочинять собственные композиции. В 16 лет Рэй уже был профессиональным музыкантом и выступал с различными флоридскими коллективами. В 1948-м он перебрался в Сиэтл, где сперва основал джаз-блюзовый проект "The Maxim Trio", а потом начал сольную карьеру, взяв себе сценический псевдоним Рэй Чарльз. Несколько лет артист работал на "Swingtime Records", пытаясь копировать стиль Ната "Кинга" Коула и Чарльза Брауна. Первые его пластинки особого успеха не имели, но в 1951 году сингл "Baby, Let Me Hold Your Hand" прорвался в ритм-энд-блюзовые чарты и обратил на себя внимание крупных записывающих фирм.

Дело кончилось тем, что "Atlantic Records" выкупила контракт у "Swingtime" за 2500 долларов. Получив большую свободу действий, Рэй начал развивать свой собственный стиль и спустя некоторое время нашел нужную форму. Взяв за основу госпел "Jesus Is All The World To Me", Чарльз наложил на него мирские тексты, добавил немного танцевальности и получил свой первый значительный хит "I Got A Woman" (впоследствии эту песню назовут первой реальной записью в стиле соул). С этого момента популярность музыканта стала неуклонно расти, а в 1958-м он подтвердил звание восходящей звезды, с триумфом выступив на престижном "Newport Jazz Festival".

На протяжении 50-х Чарльз записал немало классных песен (среди них "This Little Girl Of Mine", "Drown In My Own Tears", "Hallelujah I Love Her So", "Lonely Avenue", "The Right Time"), но самой удачной его работой "атлантического" периода стала композиция "What"d I Say", угодившая в Топ 10 как в ритм-энд-блюзовых, так и в поп-чартах. В 1959-м вышел еще один намбер-уан сингл, "Georgia On My Mind". Изначально написанная для девушки Джорджия, эта композиция впоследствии стала официальным гимном штата с таким же именем. Кстати, Рэй Чарльз не замыкался на песенном жанре и мог параллельно альбомам с вокалом выпускать диски с джазовыми инструменталами типа "The Great Ray Charles". В начале 60-х музыкант перешел на "ABC Paramount Records", где ему пообещали дополнительную степень творческой свободы и дали создать собственный подлейбл "Tangerine Records". Одной из первых работ на новом месте стал альбом с прозрачным названием "Genius + Soul = Jazz". В "Billboard" пластинка заняла четвертое место, а спустя несколько месяцев Рэй выдал свой самый знаменитый трек "Hit The Road Jack". Еще один известный поп-хит "Unchain My Heart" вышел в 1962-м, после чего музыкант неожиданно (и очень удачно) свернул в сторону кантри с альбомом "Modern Sounds In Country And Western Music".

Диск побывал на самой верхушке "Billboard", продержался в чартах три месяца и принес Чарльзу "Грэмми" за песню "I Can"t Stop Loving You". Успех имел и сиквел "Modern Sounds In Country And Western Music Volume Two" (№2), да и два других альбома начала 60-х попали в горячую десятку, но в 1965-м карьера Рэя была приостановлена в связи с его арестом по обвинению в хранении героина. Тюрьмы, правда, удалось избежать, зато на лечение от дурной привычки у музыканта ушел целый год. Закончив с неприятными процедурами, артист вернулся к творчеству, однако пик его популярности уже миновал, и карьера покатилась под гору. В конце 60-х Чарльз сделал два удачных битловских кавера, "Yesterday" и "Eleanor Rigby", но его собственный материал оставлял желать лучшего. Рэй все больше тяготел к легкому оркестровому попу, иногда вторгался на территорию джаза и кантри, а его фирменный соул поклонники теперь могли услышать только на концертах.

И все же ранние заслуги артиста не были забыты: в 1976-м имя Чарльза занесли в "Songwriters" Hall Of Fame", в 1979-м – в "Georgia Music Hall Of Fame", а в 1986-м он стал одним из первых музыкантов, введенных в Зал Славы Рок-н-Ролла. Популярность его поддерживалась и некоторыми другими способами: например, появлением в фильме "The Blues Brothers", исполнением своей версии "America The Beautiful" на инаугурации Рональда Рейгана или участием в рекламе "Диет-колы". В 1973-м Рэй расстался с "ABC Records" и начал выпускать диски на собственной фирме "Crossover Records", а записанная в 1975-м обработка уандеровской "Living For The City" принесла ему очередную "Грэмми". Немного погодя возобновились отношения артиста с "Atlantic Records", однако к концу декады лейбл стал больше интересоваться рокерами, а для соулстеров оставалось мало внимания. Большую часть 80-х артист провел под крышей "Columbia", причем единственным относительно крупным достижением данного периода стал кантри-альбом "Friendship" (№ 75). Также в 1986-м Рэй основал именной фонд, нацеленный на поддержку молодых людей с нарушением слуха.

В начале 90-х Чарльз продолжал выпускать новые диски для "Warner Bros", однако более востребованным он оставался на концертах. Его последней студийной работой стал альбом дуэтов "Genius Loves Company", записанный с участием Би Би Кинга , Вэна Моррисона , Норы Джонс, Джеймса Тэйлора, Элтона Джона , Дайаны Кролл и рядом других известных личностей. Хотя пластинка вернула его на вершину "Billboard", сам Гений уже не увидел своего триумфа - за два месяца до релиза 10 июня 2004 года он умер в своем доме в Беверли Хиллз. В 2005-м и в 2006-м вышли еще два посмертных альбома: снова собранный из дуэтов "Genius & Friends" и "Ray Sings, Basie Swings" с записями середины 70-х, где Рэй Чарльз пел в сопровождении оркестра Каунта Бэйси.

Last update 24.03.15

Биография Рэя Чарльза (Ray Charles)

Настоящее имя: Рэй Чарльз Робинсон
Дата рождения: 23 сентября 1930 года в США, Элбани, штат Джорджия,
Инструменты: Пианино, саксофон, вокал, клавишные.
Жанр: Джаз, соул, ритм-энд-блюз.

Вклад Рэя Чарльза в современную музыку невозможно переоценить: не будь Рэя Чарлза, возможно, не появились бы такие исполнители, как Стиви Уандер, Джо Кокер, Манфред Мэнн, Эрик Клэптон и многих других, считающие слепого пианиста своим духовным отцом. В 1994 году на фестивале МИДЕМ в Монако Рэю Чарльзу был вручен специальный приз за вклад в современную музыку.

Рэй — личность из тех ударников музыкального труда, которым всегда было скучно довольствоваться тем, что есть, которым нужны были открытия и постоянное движение вперед . Один из главных основоположников соула, он успешно расширял границы ритм-н-блюза 50-х за счет госпел-вокала, современного джаза, блюза и кантри. Описывать его судьбу хочется в терминах из нашего полузабытого советского прошлого: передовик, стахановец и многостаночник. Его музыкальные достижения иначе и не оценишь: автор более 70 студийных и концертных альбомов, композитор с 50-летним стажем, обаятельный певец, прекрасный пианист, аранжировщик и руководитель ансамбля. И хотя самые интересные страницы его творческой биографии написаны уже давно и с конца 60-х ему редко удавалось поразить воображение публики, он десятилетиями остается в прекрасной исполнительской форме, продолжает ежегодно записываться и много выступать .

Рэй Чарльз Робинсон (Ray Charles Robinson) родился 23 сентября 1930 года в Элбани, штат Джорджия, в крайне бедной семье. Отца он никогда не знал, его с братом мать растила одна. К нищете скоро прибавилась и неизлечимая болезнь: глаукома год за годом отнимала у мальчика зрение, а к семи годам он совсем ослеп. Незадолго до этого маленькому Рэю пришлось пережить страшный шок, когда родной брат утонул у него на глазах. Читать и писать, а потом и записывать ноты, он научился по методу Брайля. Развивать свои несомненные музыкальные способности мальчик смог в школе Святого Августина для слепых и глухих детей. Здесь он изучал искусство композиции и осваивал музыкальные инструменты, его фаворитом, конечно, сразу стало фортепиано. Ему было всего 15 лет, когда умерла мать, и он остался на попечении первой жены своего пропавшего отца. Не закончив школу, несколько лет парень кочевал по Флориде в поисках любой работы. А скопив небольшую сумму, пересек Соединенные Штаты и обосновался в Сиэтле, где ему удалось устроиться аккомпаниатором в местных клубах и кафе.

К концу 40-х годов Рэй Чарльз уже сотрудничал с небольшими рекординговыми компаниями и записывал гладенькие композиции, смесь поп-стиля и ритм-н-блюза, которые больше всего напоминали Нэта «Кинг» Коула (Nat «King» Cole) . Он аккомпанировал себе на пианино и пел, подражая манере Чарльза Брауна (Charles Brown). В 1951 году его песня «Baby, Let Me Hold Your Hand» получила некоторую известность и засветилась в первой десятке R&B-чарта. Впрочем, ранние записи Чарльза мало чем могли привлечь к себе внимание. Неоднократно и вполне справедливо раскритикованные, они звучали холоднее, посредственнее и гораздо менее эмоционально, чем работы его лучшего периода, составившие золотой фонд современной музыки. Хотя сомневаться в мастерстве и исполнительской технике их автора поводов не было.

В начале 50-х звучание его музыки меняется, от подражательных по большей части записей он переходит к самостоятельному оригинальному творчеству. На изменение стиля игры и композиции повлияли гастроли с Лоуэллом Фалсоном (Lowell Fulson), участие в бэк-группе звезды ритм-н-блюза Рут Браун (Ruth Brown), но в первую очередь — студийная работа в Новом Орлеане вместе с Гитар Слимом (Guitar Slim). Рэй играл на пианино и аранжировал его известный ритм-н-блюзовый хит «The Things That I Used to Do». Слим, этот страстный до сумасшествия исполнитель, произвел на Чарльза неизгладимое впечатление.

С 1952 года творческими делами музыканта начинает заниматься лейбл Atlantic Records, и только теперь Чарльз находит свой настоящий голос . Подытоживая опыт прошлых лет и пользуясь лучшими наработками, он создает свой самый популярный и знаковый хит «I Got a Woman». В этой композиции 1955 года Рэй впервые нащупывает свою безошибочную жалобную вокальную манеру, близкую госпелу, которую прекрасно оттеняли упругие, приподнятые аранжировки духовых.

Стиля соул как такового в 50-е годы еще не существовало. Между тем вся работа, проделанная музыкантом в эти годы, как раз и была нацелена на создание более рафинированной разновидности ритм-н-блюза, в которой сохранялось бы все богатство эмоциональных нюансов . Целый ряд наиболее удачных песен Рэя Чарльза, записанных в 50-е, представлял собой именно этот утонченный вариант R&B, который вскоре получит название соула. Самые громкие из его тогдашних хитов — «This Little Girl of Mine», «Greenbacks», «Drown in My Own Tears», «Hallelujah I Love Her So», «Mary Ann», «Lonely Avenue» и «The Right Time». Среди фанов музыканта преобладали чернокожие слушатели, и все перечисленные композиции фигурировали в Тор 10 рейтинга «черных» синглов. Поклонникам поп-музыки понадобился не один год, чтобы оценить оригинальность звучания и мастерство Чарльза. Настоящий прорыв произошел в 1959 году, когда артист представил сингл «What’d I Say (Part I)», в котором скрестились церковная атмосфера, удачно передаваемая трогательным вокалом, и дух рок-н-ролла, донесенный с помощью электрического пианино. Песня «What’d I Say», давно признанная классикой, вошла в репертуар бесконечного количества групп и артистов, поющих на любых площадках, от стадионов до ресторанов. Это был первый в карьере Чарльза сингл, поднявшийся на шестую позицию национального поп-чарта. И один из последних релизов под эгидой Atlantic, с которым артист попрощался в конце 50-х, перейдя на лейбл ABC.

Теперь он был уже не начинающим мальчиком, а знаменитым исполнителем и зрелым автором, который мог диктовать компании АВС свои условия. Одним из них — правом контролировать художественный уровень своих записей — он особенно дорожил. Это моментально сказалось на качестве новых публикаций. Если до начала 60-х в дискографии музыканта не было ни одного по-настоящему популярного альбома, то уже в 1960 году картина резко меняется . Восемь пластинок, изданных в 1960-63 годах, поднимаются в Тор 20 поп-чарта, и это в то время, когда ритм-н-блюзовым альбомам крайне редко удавалось привлечь внимание массовой публики. Отличные лонг-плеи «Genius + Soul = Jazz» и «Ingredients in a Recipe for Soul» делают почти невозможное, покорив 4 и 2 строку национального чарта.

Дела с хитами обстоят так же великолепно. Предоставленный в свое распоряжение, Чарльз знает, как добиваться нужного результата и, лишь слегка отполировав свой ритм-н-блюзовый саунд, в котором достиг совершенства, он выдает на-гора серию хит-синглов, которые приносят ему огромную популярность. Вершинами его карьеры становятся знаменитые хиты «Georgia On My Mind», «Hit the Road Jack», «You Don’t Know Me». Они превратили Чарльза в мировую звезду.

В 1962 году он удивил и своих новообретенных фанов, и старую гвардию, решив углубиться в стиль кантри и вообще музыку американского запада. И углубился настолько успешно, что выпустил еще один хит номер один «I Can’t Stop Loving You», разошедшийся миллионным тиражом, а затем и замечательный альбом «Modern Sounds in Country and Western Music», который в том же году оказывается на вершине хит-парада. Роскошные аранжировки для этих композиций создавались при участии биг-бэнда, струнного оркестра и хора. Для тех, кто был близко знаком со всей творческой лабораторией музыканта (правда, таких тогда было меньше, чем хотелось бы), в этом «ренегатстве» Рэя Чарльза не было ничего удивительного. Неугомонный в своих поисках и открытый для экспериментов, он всегда был эклектичным артистом , и за время сотрудничества с Atlantic Records, например, неоднократно записывался с известными джазовыми музыкантами Дэвидом Ньюманом (David Newman), Милтом Джексоном (Milt Jackson) и другими.

Если еще раз позволить себе воспользоваться советской терминологией, то Чарльза можно смело назвать шестидесятником. Именно на 60-е пришелся расцвет его композиторского таланта, он проявил себя как исключительно привлекательный вокалист и грамотный аранжировщик. В его активе появились первоклассные хит-синглы «Busted», «You Are My Sunshine», «Take These Chains From My Heart», «Crying Time», «Love Me With All Your Heart», «Together Again». Как и многие его коллеги, он частенько записывал кавер-версии других артистов, среди которых особой популярностью пользовались Beatles. Его каверы песен «Yesterday» и «Eleanor Rigby» имели некоторый успех, добравшись до Тор 30 США.

На начало 60-х приходится и кульминация его взаимоотношений с распорядителями церемонии Grammy: семь раз за четыре года он становится лауреатом премии. Сингл «Georgia оn My Mind» был награжден за лучший поп-вокал и как лучший поп-рок-трек, награды удостоились и вокальные данные Чарльза на альбоме «Genius оf Ray Charles». А в номинации «лучшая R&B-запись» исполнитель побеждал четыре года подряд с песнями «Let the Good Times Roll», «Hit the Road Jack», «I Can’t Stop Loving You» и «Busted».

Стремительное развитие событий несколько замедлилось в 1965 году, когда музыканта арестовали за хранение героина. Это могло произойти гораздо раньше и в любой момент, потому что его героиновый стаж насчитывал без малого 20 лет . Почти год он провел в тюрьме, но вернулся в хорошей на удивление форме и сразу взялся за дело. Во второй половине 60-х музыканта меньше занимали рок и соул, приоритет получили поп-мелодии и джазовая стилистика. Он особенно полюбил струнные аранжировки, перекидывая мостик к лаунжу. Альбомов, равно сочетавших коммерческий и творческий успех, было немного. Среди лучших — диск 1966 года «Crying Time» (Тор 20 США) и финалист первой пятерки джазовых записей «A Portrait оf Ray». Рок-музыканты, как повелось уже давно, внимательно следили за творческими перипетиями Рэя Чарльза и охотно пользовались его находками. Джо Кокер (Joe Cocker) и Стив Уинвуд (Steve Winwood), например, никогда не скрывали, какое мощное влияние оказал артист на формирование их вкусов, стиля игры. Фирменная фразировка музыканта нашла своего продолжателя и модернизатора в лице другого харизматичного персонажа — Вана Моррисона (Van Morrison).

За первые двадцать лет своей профессиональной карьеры Рэй Чарльз достиг таких вершин, которые словно бы застраховали его от любых превратностей судьбы. Критиковать его как-то даже неприлично. Чарльз — легендарное олицетворение американской музыки, да и американской мечты, если уж на то пошло. Его артистизм с годами нисколько не поблек, характерный трогательный вокал сохранил все свои обертоны. Но факт остается фактом: как композитору за последние тридцать лет похвастаться ему было практически нечем. Миллионы его поклонников с восторгом отреагировали бы на его возвращение к соулу образца середины 50-х — 60-х годов. Но почему-то Чарльз больше уже не испытывал к соул-музыке той страсти, которая вдохновила его на создание лучших песен. Победило увлечение джазом, кантри и, конечно, поп-стандартами. Он продолжал записываться почти так же активно, но не вызывал уже былого интереса у пулики. Трек «Living for the City», победитель Grammy 1975 года за лучший мужской вокал в жанре ритм-н-блюза, был сделан как всегда очень качественно, но публику не покорил.

Достаточно успешно певец освоил стилистику кантри, его лонг-плей 1985 года «Friendship» даже лидировал в кантри-чарте. Напоминанием о настоящем масштабе таланта Рэя Чарльза стало участие в альбоме «We Are The World» (1985) в рамках программы «США для Африки». Такие же периодические удачи сопутствовали ему в его джазовых экскурсах, где больше других повезло альбому «Ray Charles» (1988). Музыкант неплохо справился и с дебютом в кино, сыграв небольшую роль в знаменитом фильме «The Blues Brothers». Наконец, его заслуги перед искусством были отмечены введением его имени в Зал славы рок-н-ролла.

В разных уголках мира у Рэя Чарльза находились преданные поклонники, которые заполняли тысячные залы, а в живых шоу он представал во всеоружии. Даже в свои 60 лет он оставался удивительным вокалистом. Чего не могли не признать и организаторы церемонии Grammy, которые в 1990 году наградили музыканта за лучший дуэт (трек «I’ll Be Good to You»), а в 1993-м — за лучший мужской вокал в жанре R&B (трек «Song for You», кавер песни Леона Рассела (Leon Russel)). Выполненная в неподражаемой манере Чарльза, песня «Song for You» была представлена на лонг-плее 1993 года «My World», одном из немногих релизов 90-х, записанных с настоящим вдохновением и азартом.

С наступлением эпохи компакт-дисков собрание сочинений Рэя Чарльза систематически проходило ремастеринг и переиздавалось в разных тематических и хронологических подборках, появлялись компиляции концертных записей, редкие и неизданные материалы — десятки дисков и бокс-сетов. В середине 90-х музыкант напомнил о себе американцам и другим способом, одним из самых действенных: записал вокал для нескольких рекламных роликов диетического «Пепси». Дискография его в эти годы редко пополнялась новыми релизами. В 1998 Рэй Чарльз выпустил неплохую блюзовую запись «Dedicated to You», а в 2000-м вернулся к джазу и подготовил интересный трибьют Стиву Тарру (Stive Turre) «In the Spur of the Moment».

В мае 2002 года Римский Колизей принял своих первых слушателей — после 2000-летнего перерыва (да-да!). Хозяином шоу, проходившего в защиту мира во всем мире, стал не кто иной, как Рэй Чарльз. Он исполнил свой классический хит «Georgia оn My Mind«. В мае 2003 года Чарльз отыграл в Лос-Анджелесе свой 10-тысячный концерт. То есть на протяжении 50 последних лет своей жизни он выходил на сцену в среднем 200 раз в год . Так продолжалось бы и дальше, но подкачало здоровье. После операции на бедре музыкант много месяцев восстанавливал форму. Ему пришлось отменить ряд выступлений, но совсем отказаться от работы было выше его сил . Поэтому музыкант продолжал готовить новый альбом, на этот раз подборку дуэтов с Элтоном Джоном (Elton John), Норой Джонс (Norah Jones), Джонни Мэтисом (Johnny Mathis) и другими вокалистами. Это последний альбом, изданный после смерти Рэя в 2004, просто пришел и взял почти все Грэмми 2005 года в соответствующих категориях.

«Отец соула», прошедший поучительную школу жизни, Рэй Чарльз испытывает искренние отеческие чувства к людям, в чем-то обделенным судьбой. В 1987 году он выделил миллион долларов для создания фонда помощи глухим и открыл специальную клинику для больных с нарушением слуха. Он не просто участвовал в борьбе за гражданские права, но и активно финансировал деятельность Мартина Лютера Кинга младшего. А в 2003 году спонсировал миллион долларов Университету Нью-Орлеана для разработку специального учебного курса, посвященного культуре, музыке, лингвистике и кулинарии черных американцев, их вкладу в жизнь современной Америки. Будет только логично, если одним из главных героев этого курса станет сам Рэй Чарльз Робинсон.

«Рэй, ты вечно будешь в наших сердцах!»

Дискография Рэя Чарльза:

  • 1956 The Great Ray Charles {Atlantic}
  • 1956 The Genius After Hours {Rhino}
  • 1957 Ray Charles {Atlantic}
  • 1958 Ray Charles at Newport {Atlantic}
  • 1958 Yes, Indeed!! {Atlantic}
  • 1958 Soul Brothers {Atlantic}
  • 1959 What’d I Say {Atlantic}
  • 1959 Ray Charles {Xtra}
  • 1959 The Fabulous Ray Charles {Hollywood}
  • 1959 Ray Charles {Hollywood}
  • 1959 The Genius of Ray Charles {Atlantic}
  • 1960 Ray Charles in Person {Atlantic}
  • 1960 Genius + Soul = Jazz {DCC}
  • 1960 Basin Street Blues {ABC}
  • 1960 Ray Charles Sextet {Atlantic}
  • 1961 Dedicated to You {ABC/Paramount}
  • 1961 Ray Charles & Betty Carter {ABC/Paramount}
  • 1961 The Genius Sings the Blues {Atlantic}
  • 1961 The Do the Twist with Ray Charles! {Atlantic}
  • 1961 Modern Sounds in Country & Western Music {Rhino}
  • 1961 Soul Meeting {Atlantic}
  • 1962 Hit the Road Jack {HMV }
  • 1962 The Original Ray Charles London
  • 1962 Modern Sounds in Country & Western, Vol. 2 {Rhino}
  • 1963 Ingredients in a Recipe for Soul {ABC}
  • 1963 I Can’t Stop Loving You {HMV}
  • 1964 Sweet & Sour Tears {Rhino}
  • 1964 Have a Smile with Me {ABC/Paramount}
  • 1964 Ballad of Ray Charles {HMV }
  • 1965 Live in Concert {ABC}
  • 1965 Country & Western Meets Rhythm & Blues {ABC/Paramount}
  • 1965 Ballad Style of Ray Charles {HMV }
  • 1965 Swinging Style {HMV }
  • 1965 Baby Its Cold Outside {HMV }
  • 1965 Take These Chains {HMV }
  • 1965 Ray Charles Sings {HMV }
  • 1965 Cincinnati Kid {MGM}
  • 1966 Crying Time {ABC/Paramount}
  • 1966 Ray’s Moods {ABC/Paramount}
  • 1966 Busted {HMV }
  • 1967 A Man & His Soul {ABC/Paramount}
  • 1967 Ray Charles Invites You to Listen {ABC}
  • 1968 Memories of a Middle Aged Man {Atlantic}
  • 1969 I’m All Yours-Baby! {ABC/Tangerine}
  • 1969 Doing His Thing {ABC/Tangerine}
  • 196? Le Grand {Atlantic}
  • 1970 My Kind of Jazz {Tangerine}
  • 1970 Love Country Style {ABC/Tangerine}
  • 1970 Ray Charles {Everest}
  • 1971 Volcanic Action of My Soul {ABC/Tangerine}
  • 1972 A Message from the People {ABC/Tangerine}
  • 1972 Through the Eyes of Love {ABC/Tangerine}
  • 1972 Presents the Raelettes {Tangerine}
  • 1972 The Original Ray Charles Boulevard
  • 1973 Ray Charles Live {Atlantic}
  • 1973 Jazz Number II {Tangerine}
  • 1973 Genius in Concert L.A. {Bluesway}
  • 1974 Come Live with Me {Crossover}
  • 1975 Renaissance {Crossover}
  • 1975 My Kind of Jazz, Vol. 3 {Crossover}
  • 1975 World of Ray Charles, Vol. 2 {Decca}
  • 1975 Live in Japan {Crossover}
  • 1975 Ray Charles {Up Front}
  • 1976 Porgy & Bess {RCA Victor}
  • 1977 True to Life {Atlantic}
  • 1978 Love & Peace {Atco}
  • 1978 Blues {Ember}
  • 1978 The Fabulous Ray Charles {Musidisc}
  • 1979 Ain’t It So {Atlantic}
  • 1979 King of the Blues {Ampro}
  • 197? Incomparable {Strand}
  • 1980 Brother Ray Is at It Again {Atlantic}
  • 1980 I Can’t Stop Loving You {Pickwick}
  • 1982 A Life in Music {Atlantic}
  • 1982 I Give You My Love {IMS}
  • 1983 Wish You Were Here Tonight {Columbia}
  • 1984 Do I Ever Cross Your Mind? {Columbia}
  • 1984 Friendship {Columbia}
  • 1984 Jammin’ the Blues {Astan}
  • 1984 C C Rider {Premier}
  • 1984 Ray Charles Blues {Astan}
  • 1985 The Spirit of Christmas {Rhino}
  • 1986 From the Pages of My Mind {Columbia}
  • 1987 The Right Time {Atlantic}
  • 1988 Just Between Us {Columbia}
  • 1988 I Can’t Stop Loving You {Colorado}
  • 1988 The Love Songs {Deja Vu}
  • 1989 18 Golden Hits {SPA}
  • 1989 Blues Is My Middle Name Object
  • 1990 Would You Believe? {Warner}
  • 1993 My World {Warner}
  • 1995 It’s a Blues {Thing Monad}
  • 1996 Strong Love Affair {Warner}
  • 1996 Berlin, 1962 {Pablo}
  • 1996 Berlin 1962 {Fantasy}
  • 1998 In Concert {Rhino}
  • 1998 Dedicated to You {Rhino}
  • 2000 Sittin’ on Top of the World {Pilz}
  • 2000 Les Incontournables
  • 2004 Genius Loves Company

Американец Рэй Чарльз - пианист, вокалист и автор песен в стиле джаз, блюз, рок-н-ролл и кантри, сплетающий эти стили в единое целое. Гениальность поставила Чарльза в один ряд с лучшими музыкантами ХХ века и превратила в один из символов американской культуры. Журнал Rolling Stone назвал его имя на десятом месте в «Списке Бессмертных» и на втором – в сотне лучших вокалистов всех времен.

Детство и юность

Родился Рэй Чарльз Робинсон 23 сентября 1930 года в семье Ареты и Бэйли Робинсонов. Но вскоре родители расстались, и Арета с сыновьями переехала из Джорджии в Южную Флориду, в крошечный поселок Гринвилл. Там она воспитывала сыновей, пытаясь выбраться из беспросветной нищеты. Когда Рэю было пять лет, утонул его младший брат Джордж. Старший брат не смог его спасти.

После этой трагедии Рэй начал терять зрение и к семи годам ослеп. С этим надо было учиться жить, и мальчика отправили в школу-интернат. Там Рэй развил свои музыкальные способности. Он пел в хоре, научился играть на пианино, органе, саксофоне, тромбоне и кларнете. После смерти родителей слепому юноше предстояло пробиваться в жизни самостоятельно. В семнадцать лет Рэй Робинсон создал группу MacSon Trio. В 1949 году впервые его песня стала хитом.

Музыка

В 50-е годы родился официальный псевдоним музыканта. Фамилия была отброшена во избежание путаницы с боксером Рэем Робинсоном. Рэй Чарльз ищет свой стиль, добиваясь уникального звучания композиций. Экспериментирует с голосом, включая в песни хрипы, крики и другие звуки, усиливающие эмоциональную окраску слов.


В 1955 году его сингл в стиле соул I Got a Woman поднялся на высшие позиции в R&B чартах. В это время Рэй пел госпелы и блюзовые баллады. Он исполнял традиционную «чёрную» музыку, открыв ее красоту всем.

Первая знаковая песня, написанная полностью Рэем, - What’d I Say - стала классикой рок-н-ролла. Рэй сотрудничал с крупными оркестрами, джазменами, экспериментировал с кантри. Итогом стало присуждение ему «Грэмми». Мощный и объемный экспрессивный голос вокалиста впечатлил музыкальных критиков и простых слушателей.

К началу 60-х певец зарабатывал столько денег, что смог не только пройти полное медицинское обследование у именитых врачей, но и приобрести роскошный особняк в "Золотом треугольнике" Беверли-Хиллз. Впрочем, вернуть хотя бы частично зрение Рэю не удалось.


Получив свободу творчества, певец расширил совместную работу с другими музыкантами. Песню Hit The Road Jack Рэй исполнил дуэтом с Маржи Хендрикс. Новое звучание на две недели вынесло композицию на вершину популярности. Слава была так велика, что докатилась и до России: советские джаз-бэнды включили ее в репертуар.

В этот же период записана «визитка» Рэя, Georgia On My Mind. Изначально автор песни Хог Кармайкл посвятил ее девушке с этим именем. Но исполнитель сделал песню хитом, а впечатленные его вокалом жители штата Джорджия объявили ее своим гимном.

После 70-х годов музыкант много выступал, уделял все больше внимания композициям кантри-направления. В последние десятилетия жизни Рэй Чарльз включал в свои мелодии звучание электронных инструментов. Сплетал в единое целое музыку разных народов, ставших к ХХ веку населением США. Классическая песня America the Beautiful родилась заново благодаря исполнению Рэя и аранжировке в стиле госпел/ритм-н-блюз.

Личная жизнь

Музыкант любил женщин, и девять из них стали матерями его детей. Но лишь с двумя женщинами Рэй заключил официальный союз: с Эйлин Уильямс (31 июля 1951 г) и Деллой Беатрис Говард Робинсон (5 апреля 1955 г). Первый брак распался через год, второй союз продержался 22 года, супруги воспитали троих сыновей: Дэвида, Рэя Чарльза и Реверенда Робинсонов.


Помимо них, Рэй признал еще девять внебрачных детей. Перед тем, как завершить жизненный путь, отец выдал каждому ребенку по миллиону долларов. Последней спутницей музыканта была Норма Пинелла.

Смерть

Последние два года жизни Рэй Чарльз боролся с онкологией. Он тяжело восстанавливался после хирургической операции. Тем не менее, даже лишившись возможности ходить, музыкант ежедневно ездил на собственную студию звукозаписи RPM, где работал над альбомом Genius Loves Company. Умер 10 июня 2004 года у себя дома. Похоронен на кладбище Инглвуд-Парк в Инглвуде, что в Калифорнии.


Осенью в Лос-Анджелесе концерт памяти Рэя Чарльза собрал в одном зале двадцать тысяч зрителей и знаменитых музыкантов, исполнивших его песни, ставшие культовыми.

Биография певца отражена в фильме «Рэй», вышедшем в прокат в октябре того же года. Сюжетом послужила автобиография «Брат Рэй», написанная в 1978 году. В процессе работы съемочная группа консультировалась с Чарльзом. В главной роли снялся , награжденный за нее «Оскаром». Иногда фото актера в этой роли путают с фотографиями музыканта.


Второй посмертный альбом включил в себя новые работы с современными поп- и соул-звёздами. Для записи третьего посмертного альбома использовались достижения компьютерной обработки звука. Отреставрированные вокальные записи певца удалось совместить с мелодиями в исполнении оркестра Каунта Бэйси.

Современные технологии позволяют певцу общаться со слушателем даже спустя десятилетие после ухода из жизни. Concord Records продолжает работу со старыми записями Рэя, возвращая поклонникам его композиции в новом звучании.

Дискография

  • 1956 - The Great Ray Charles
  • 1960 - Basin Street Blues
  • 1961 - Modern Sounds in Country & Western Music
  • 1962 - Hit the Road Jack
  • 1963 - Ingredients in a Recipe for Soul
  • 1965 - Country & Western Meets Rhythm & Blues
  • 1972 - A Message from the People
  • 2000 - Sittin" on Top of the World
  • 2004 - Genius Loves Company
  • 2005 - Genius & Friends
  • 2005 - Genius Remixed
  • 2006 - Ray Sings, Basie Swings
  • 2009 - Genius The Ultimate Ray Charles
  • 2010 - Rare Genius:The Undiscovered Masters
  • 2012 - Extraordinary Ray Charles