В чем должен был раскаиваться свидригайлов. Свидригайлов

/ / / Смерть Свидригайлова (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»)

Федор Михайлович Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» выбрал оригинальный способ для раскрытия глубины характера главного героя – ввел систему двойников. Самым важным героем антиподом становится Аркадий Иванович Свидригайлов.

Человек этот отличается такими качествами, как порочность, циничность и жестокость. Он открыто объявляет, что все его поступки продиктованы сладострастием, доходящим до самой настоящей патологии. Свидригайлов не тяготится таким своим существованием, он даже будто гордится им. Аркадий Иванович совершенно не признает Бога и глумится над всяким проявлением нравственности. Он одинаково равнодушен как к добру, так и ко злу. И совершает одновременно и хорошие и плохие поступки.

С чем же связано его такое демонстративное поведение? Почему он выбрал именно такую жизненную позицию? Герой не принимает даже само понятие добродетели, считая, что все это лишь попытка обмануть других или самого себя. Кроме этого, он не занят никаким делом. Все его существование – это праздность. Разврат становится главным занятием его жизни. Если бы не было его, тогда все существование Свидригайлова было бы совсем утеряно.

Но все сказанное об этом человеке выше вовсе не говорит, что он глуп и примитивен. Напротив, натура Аркадия Ивановича сложна и многогранна. Этот мужчина умен. Для всех вокруг он кажется истинным злодеем, окруженным демоническим ореолом. Из-за него преследуют , его винят в смерти Марфы Петровны. Но это просто маска, под которой скрывается человек с большой душой, способный к развитию и совершенствованию.

Свидригайлов испытывает обычные человеческие чувства, знакомые каждому: он боится смерти, предполагая, что там придется за все отвечать, способен на жалость и сострадание и даже на любовь. Можно даже поразмышлять над тем, как бы отразилась на нем любовь к Дуне, если бы она была взаимной? Может быть, привела бы его к духовному и нравственному возрождению?!

А вот больше всего Аркадий Иванович испытывает муки совести, ему не дают покоя призраки прошлого, которые приходят даже уже наяву.

Но все же характерной особенностью этого героя является то, что он не верит в чудо и возможность воскресения. Он считает, что преступник не сможет очиститься нравственно.

При всей его боязни смерти, жить он уже не хочет. потерял смысл, перед ним тупик, из которого нет выхода. Поэтому Аркадий Иванович совершает единственный возможный поступок в этой ситуации – убивает себя. Он не видит возможность возродиться, да и вряд ли хочет этого.

Жизнью и смертью этого героя Федор Михайлович показывает, насколько трагичным может оказаться перешагивание через нравственную черту. Нахождение по ту сторону этой границы может уничтожить человека не только духовно, но и физически.

Встретившись с Дуней, Свидригайлов сказал, что дело касается Родиона Романыча, тайна которого находится сейчас в его руках, и что она должна выслушать не только его, но и Соню, которая ждет их у Капернаумова.

Девушка задумалась, а Свидригайлов с трудом справлялся с собой, сердце его отчаянно колотилось. Он нарочно говорил очень громко, чтобы скрыть нарастающее волнение. Дуня, которую задело его замечание, что она боится его, как ребенок, решилась подняться в квартиру. Там Свидригайлов показал ей пустую комнату, в которой он подслушивал разговоры Раскольникова с Соней, а потом провел девушку к себе, где и сообщил ей тайну Раскольникова.

Узнав страшную правду, Дуня никак не хотела поверить, что ее брат может быть убийцей. Свидригайлов отвечал, что по теории Родиона Романовича единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Затем он принялся излагать свою точку зрения на содеянное.
Причина данного преступления — непомерное тщеславие человека, решившего доказать себе, что принадлежит к людям необыкновенным, к тем, кому все позволено. Винить его за это нельзя.

Дуня пожелала получить подтверждение услышанного от Сони, но Свидригайлов заявил, что той не будет дома до ночи. Авдотья Романовна бросилась к выходу – дверь была заперта. Аркадий Иванович принялся успокаивать девушку.

…зачем вам Разумихин? Я вас также люблю… Я вас бесконечно люблю. Дайте мне край вашего платья поцеловать, дайте! дайте! Я не могу слышать, как оно шумит. Скажите мне: сделай то, и я сделаю! Я все сделаю. Я невозможное сделаю. Чему вы веруете, тому и я буду веровать. Я все, все сделаю! Не смотрите, не смотрите на меня так! Знаете ли, что вы меня убиваете…

Он говорил, что поможет Раскольникову бежать за границу, что спасение брата зависит только от нее, признавался ей в любви, но тут Дуня вскочила и стала кричать, но в доме они были одни. Она отбежала в угол комнаты и стала обвинять Свидригайлова в насилии.

Тот с насмешкой отвечал, что ни один здравомыслящий человек не поверит, будто молодая девушка просто так пришла на квартиру к одинокому мужчине. Тогда Дуня вынула из кармана револьвер и взвела курок. Свидригайлов медленно начал приближаться к ней, говоря, что она сама в свое время была к нему неравнодушна. Дуня выстрелила. Пуля скользнула по волосам Свидригайлова и ударилась в стену.

…Авдотья Романовна! Да где это вы револьвер достали? … Да револьвер-то мой! … Наши деревенские уроки стрельбы, которые я имел честь вам давать, не пропали-таки даром…

Он остановился, засмеялся и вынул платок, чтобы обтереть кровь, стекавшую по виску. Дуня смотрела на него в каком-то оцепенении, потом снова взвела курок и выстрелила. Осечка. Он был уже в двух шагах от нее, и страстный взгляд его был полон решимости. Дуня поняла, что он скорее умрет, чем отпустит ее, приготовилась выстрелить еще раз и … вдруг отбросила револьвер.

Свидригайлов подошел и обнял ее за талию. Девушка не сопротивлялась, только глядела умоляющими глазами и просила отпустить. Он спросил, сможет ли она когда -нибудь полюбить его, н, получив отрицательный ответ, вынул из кармана ключ, положил его на стол и велел ей уходить. В его глазах было что-то страшное, Дуня схватила ключ, открыла дверь и, как безумная, выбежала на улицу.

Свидригайлов Взял револьвер — оставалась еще одна пуля — подумал, положил оружие в карман и вышел.

Весь этот вечер Свидригайлов провел по разным трактирам и кабакам, переходя из одного в другой. Он не выпил ни капли вина, только где-то попросил стакан чаю, да и то больше для порядка. Вечер был душный, к десяти часам надвинулись тучи И началась гроза. Лил дождь, сверкали молнии, гремел гром.

Весь промокший. Свидригайлов вернулся домой, хотел переодеться, но передумал, засунул в карман все свои деньги, взял шляпу и зашел к Соне. Ей он сказал, что, вероятно, уедет в Америку и хочет проститься. дети теперь пристроены, деньги, причитавшиеся им, выданы, а ей он хочет подарить три тысячи рублей.

Деньги ей понадобятся, особенно если Родиона Романовича осудят на каторгу и она пойдет за ним. На растерянное замечание Сони, как же это он в такой ливень уезжает, Свидригайлов усмехнулся и сказал, что тем, кто собирается в Америку, дождя бояться уже не следует. Затем он вышел, оставив Соню в изумлении, испуге и каком-то неясном тяжком подозрении.

Часу в двенадцатом он сделал еще один визит: поехал на квартиру родителей своей невесты, сообщил им, что на время должен отбыть из Петербурга по важным обстоятельствам, и подарил пятнадцать тысяч серебром. Невесте
он сказал, что скоро приедет, потрепал ее по щечке, поцеловал и ушел.

Свидригайлов отправился на Петербургскую сторону, снял номер в какой-то захудалой гостинице, спросил чаю и холодной телятины, зажег свечу и осмотрелся. Комнатушка была очень маленькая, с грязной постелью, обшарпанными обоями, на которых уже не видно было рисунка.

Принесли заказанное. Он выпил стакан чаю, чтобы согреться, но съесть не смог ни кусочка. Сняв пальто, Свидригайлов завернулся в одеяло и лег в постель. Не спалось. а когда наконец он стал забываться, что-то вдруг пробежало под одеялом по его руке. Оказалось, это мышь. С отвращением он стал ловить ее и — проснулся.

Было ещё темно. Свидригайлов сел на кровати, решил совсем не спать, но опять впал в полудрему. Ему представилась красивая зала, посреди которой стоял гроб с девочкой, и все усыпано было цветами. Эта четырнадцатилетняя девочка утопилась, не вынеся оскорбления и незаслуженного стыда. На ее мокрые волосы надели венок из роз. На губах ее застыла улыбка, полная какой-та недетской
беспредельной скорби и великой жалобы …

Свидригайлов очнулся, встал с постели. Отворив окно, он услышал пушечный выстрел — сигнал о наводнении. Часы пробили три. Скоро светает. Самое время … Он взял свечу и пошел искать коридорного, чтобы расплатиться и уйти из гостиницы.

В темном углу коридора он вдруг заметил девочку лет пяти, в мокром платье, плачущую и дрожащую. Девочка сказала, что разбила мамину чашку и спряталась, потому что боится наказания. Он взял ее на руки, раздел, положил на кровать и накрыл одеялом. Она тотчас заснула, а Свидригайлов досадовал на себя, что связался с ней, ведь ему пора уходить.

Через некоторое время он заглянул ей в лицо и увидел, что она совсем не спит, а лукаво, как-то не по-детски подмигивает ему из-под полуопущенных ресниц.

Вот она совсем перестала притворяться и начала смеяться, а глаза смотрели на него огненным бесстыдным взглядом. что-то бесконечно безобразное и оскорбительное было в этом смехе и этих глазах, это было лицо разврата. Девочка потянулась к нему, и Свидригайлов уже занес было руку …


1. Свидригайлов был преступником. Его спасла женщина, которой он в последствие был обязан. Он был ее мужем, но не любил ее. Свидригайлов является циничным и грубым человеком, очень пошлым. Герою скучно, он не любит "нравственные" законы. Его жизнь не имеет смысла; ест, спит, живет, но без смысла. Она пуста. Когда Свидригайлов узнает о раскаянии Раскольникова в преступлении, он впадает в депрессию, потому что осознает всю свою никчемность, но боится признаться себе в этом.

Возможно, именно это послужило причиной для самоубийства.

2. Лужин - человек, который любит только себя и деньги.

Он очень, корыстный, расчетливый. Несмотря на все это, Лужин - примитивный человек. Он чем-то схож со Свидригайловым, ищет во всем личную выгоду, у него сбиты ориентиры добра и зла.

В нашем современном мире таких людей очень много, потому что человек, не обремененный моралью, способен добиться высот в достижении статуса и прибыли.

3. После первого сна Раскольников задумался, способен ли он на убийство и стоит ли это делать.\ - раскрывается истинное "я" героя.

Второй сон напомнил герою о его бедственном положении, ему приснилась мечта, что могло послужить толчком к совершению убийства. \ - сон рассказывает о глубокой проблеме персонажа - бедности.

Третий сон воплощает страхи Раскольникова и о том, что он в безысходности (сидит сложа руки), не пытается ни сбежать, ни сдаться. \ - раскрывается страх наказания.

Четвертый сон иллюстрирует тот стыд, который испытывает Раскольников перед своими родными, а пятый, который сниться уже на каторге, - душевное очищение. Отбывая срок, Раскольников эмоционально разгружается, приводит мысли в порядок, ощущает искупление своего греха и начинает мечтать о новой светлой жизни.

Эти сны являются как бы скелетом, каркасом, романа. Они раскрывают внутренние душевные переживания человека, на которых строятся поступки.

Обновлено: 2018-05-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Почему Лужина и Свидригайлова называют «двойниками» Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Аркадий Иванович Свидригайлов - один из центральных героев романа. «…Лет пятидесяти, росту повыше среднего, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид. Широкое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые». Раскольников заметил, что его лицо похоже на маску и в нем есть что-то чрезвычайно неприятное.

Свидригайлов - дворянин. Служил два года в кавалерии. Потом, по его словам, «шлялся» в Петербурге. Был шулером. Женившись на Марфе Петровне, которая выкупила его из тюрьмы, семь лет жил в деревне. На его совести ряд тяжких преступлений: самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней оскорбленной им девочки, возможно, и отравление жены.

В отличие от Раскольникова, Свидригайлов уже не испытывает сомнений. Он свободен, нравственный закон уже не властен над ним, но это не приносит ему радости. Ему остается только мировая скука и пошлость. Свидригайлов развлекался как мог, пытаясь одолеть эту скуку. Неразличимость добра и зла порождает дурную бесконечность, обессмысливает жизнь.

И тем не менее тянет к нему Раскольникова, как бы ищет он чего-то у Свидригайлова, объяснения, откровения какого-то.

Это и понятно. Свидригайлов - двойник Раскольникова, его оборотная сторона. «Мы одного поля ягоды», - заявляет по этому поводу и сам Свидригайлов. К нему идет Раскольников накануне той роковой ночи разгула и борьбы стихий - на небе, на земле, в душах героев Достоевского, - ночи, проведенной Свидригайловым перед самоубийством в грязной гостинице на Большом проспекте, а Раскольниковым - над притягивавшими, звавшими его черными водами каналов.

Свидригайлов совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова. Он не видит здесь никакой трагедии. Беспокойного, тоскующего, измученного своим преступлением Раскольникова, он, так сказать, подбадривает, успокаивает, на «путь истинный» направляет. И тогда-то обнаруживается самое глубокое различие этих двух «частных случаев» и в то же время истинный, сокровенный смысл раскольниковской идеи. Свидригайлова удивляют трагические метания и вопросы Раскольникова, совершенно лишняя и просто глупая в его положении «шиллеровщина»: «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственности, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку: зачем они вам теперь-то? Хе, хе! Затем, что все еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться». Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову - «не преступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин» и «человек».

Свидригайлов же преступил, человека и гражданина в себе задушил, все человеческое и гражданское побоку пустил прахом. Отсюда - тот равнодушный цинизм, та обнаженная откровенность, а главное, та точность, с которыми формулирует Свидригайлов самую суть раскольниковской идеи. Свидригайлов признает эту идею и своей: «Тут… своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». Просто и ясно. И нравственные вопросы, вопросы «человека и гражданина», тут лишние. «Хорошая» цель оправдывает злодейство, ради достижения ее совершенное.

Однако если нет у нас «вопросов человека и гражданина», то как же мы, с помощью каких критериев определим, хороша ли цель наша? Остается один критерий - моя личность, освобожденная от «вопросов человека и гражданина», никаких преград не признающая.

Но оказывается, есть нечто, что не в состоянии перенести эта «личность без преград», есть то, что пугает и унижает зло, - это явная или тайная над собой насмешка. У героев Достоевского волосы поднимаются дыбом от смеха жертв их, которые приходят к ним во сне и наяву: «Бешенство одолело его: изо всех сил он начал бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота. Он бросился бежать…» Раскольников бросился бежать - ничего иного не остается, ибо это - приговор.

Поступки Свидригайлова и Раскольникова не только ужасны; где-то в своей глубине они еще и смешны. «Переступившие черту» готовы выдержать многое, но это (и только это!) для них непереносимо. «И сатана, привстав, с веселием на лице…» Злодеи по-сатанински хохочут над миром, но кто-то - «в другой комнате» - смеется и над ними самими - невидимым миру смехом.

Свидригайлову снится «кошмар во всю ночь»: он подбирает промокшего голодного ребенка, и ребенок этот засыпает у него в комнате. Однако сновидец уже не может совершать добрые поступки - даже во сне! И сон демонстрирует ему эту невозможность с убийственной силой. Ресницы спящей блаженным сном девочки «как бы приподнимаются, и из-под них выглядывает лукавый, острый, какой-то недетски подмигивающий глазок… Но вот она уже совсем перестала сдерживаться; это уже смех, явный смех… «А, проклятая!» - вскричал в ужасе Свидригайлов…»

Этот ужас - едва ли не мистического свойства: смех, исходящий из самых глубин несмешного - неестественный, безобразный, развратный смех пятилетнего ребенка (словно нечистая сила глумится над нечистой силой!) - этот смех иррационален и грозит «страшной местью».

Видение Свидригайлова «страшнее» сна Раскольникова, ибо его искупительная жертва не принимается. «А, проклятая!» - восклицает в ужасе Свидригайлов. Он понимает, что разоблачен, - и смех, раздающийся ему вослед, есть самое ужасное (и позорное) для него наказание.

Как уже говорилось, Свидригайлов в произведении является своеобразным двойником Раскольникова, так как отчасти живет по теории главного героя - относит себя к людям, которым все позволено. И мы понимаем, что если бы Раскольников не признался в убийстве, то закончил бы свою жизнь так же, как Свидригайлов, поэтому трагическая гибель последнего вполне закономерна.

содержимое:

Мгла. Туман. Дым. Тьма и духота бедных петербургских кварталов, затхлый запах невской воды, черная, вязкая грязь улиц и площадей — вот общий колорит почти всех произведений Ф. М. Достоевского. Но на этом мрачном, удушающем фоне разворачиваются такие драмы! В этих низких «гробах-комнатах» беседуют и спорят о таких вопросах мироздания, что контраст миров сначала ошеломляет, а потом зачаровывает и затягивает — туда, вглубь, в самый омут. Вот и сейчас перед нами один из самых противоречивых, загадочных эпизодов, которые раскрывают нам сущность «подпольного человека», дьявола-искусителя или падшего ангела, самого удивительного и непостижимого героя «Преступления и наказания», — эпизод самоубийства Свидригайлова.

Ясно, что это — один из элементов развязки романа и еще один способ развязки стянутых в узел судеб героев. И тут необходимо вспоминать о «трех дорогах», символическое значение которых в произведении подчеркивается постоянно: религия — разврат — смерть. На этом перекрестке расходятся «двойники»: на первый ступает Раскольников, измученный, гневный, но которому все-таки «слишком хочется жить», на второй — Лужин. Какая же дорога суждена несчастному палачу Свидригайлову?

И вот он в «клетушке» желтого цвета, «обшарканной» и убогой. Кажется, что богач Свидригайлов, раздающий свои деньги без счета, нарочно идет в эту нищенскую, почерневшую от холода и дождей гостиницу, идет так же, как счастливый, обеспеченный человек ищет на окраинах города полуворовские притоны, повинуясь мучительному чувству непокоя и жажде жизни — жизни, ведущей перед ним бесконечный хоровод людских лиц и спрашивающей: «Это? Это ли то, что ты хотел видеть?» Но Свидригайлов, глянувший было в щелку из интереса, «безучастно» отходит.

Как видно, новая обстановка («душный и тесный нумер», «срезанные накось» стены и потолок) не только не прогоняет прежних раздумий, но еще более обостряет лихорадочное состояние будущего самоубийцы. Хороводом ходят воспоминания, воспаленный мозг цепляется за каждую мелочь. Здесь и деревья, шумящие за окном, и вода… Свидригайлов не любит воду, как не любит, верно, и всеотражающие зеркала; но вода, кроме того, ведь не только зеркало: вода — символ чистоты, может быть, прежней чистоты свидригайловского сердца, сильной души, которая превратилась затем в мутный петербургский поток, так манящий самоубийц…

А Марфа Петровна не придет. Слишком уж это было бы закономерно в такой момент, слишком банально. Придут образы, которые он, Свидригайлов, не звал, и вереница их будет настолько неожиданна в этой душной комнате, что мы сами перепутаем бред и действительность, переплетем правду и ложь, напряженно следя за свидригайловской «полудремотой». Чувствуется, будто грызет его что-то: «Фу, да это чуть ли не мышь!» Не то грязная суета, не то неосознанное предчувствие раскаяния, не то интуитивно грызущий страх перед выбранною дорогой.

В самом деле, «а что, если там пауки или что-нибудь еще в таком роде?» Напрашиваются догадки одна страшнее другой. Неужели эта «мечущаяся зигзагами» мышь пробралась сюда из той «тесной баньки», заплетенной по углам пауками? Да чем же, впрочем, отличается от свидригайловской модели вечности этот темный обшарканный нумер? Сам себя обрек на такую правду злой гений семьи Раскольниковых. Когда-то говорил с усмешкою: «Это и есть справедливо, и я бы непременно нарочно так сделал!», а теперь уже дрожит от «этакой мерзости». Дрожит и от воспоминаний о прошлом, от ослепительной белизны собственного бреда — белизны уже нездешней, уже загробной.

Все оттенки этого цвета играют в уме Свидригайлова: белое платье и увитый белыми розами гроб, мраморное лицо, бледные губы юной утопленницы, девочки, ставшей в свои четырнадцать лет жертвой жертвы. Этот сон, следующий за мечтою о Дунечке, стал только «прибывающей водой», не хлынуло еще наводнение, хотя сам Свидригайлов, говоря о «выплывающих подвальных крысах», возможно, и думал, усмехаясь, про... свою ненужную жизнь. И про смерть, такую же безрадостную, ибо не в просветлении раскаяния был спущен курок, а в холодном и трезвом расчете, что смысл бытия нынче — потерян…

Как и Свидригайлов, мы ждем с пронзительной тоской «лучшей минуты», но осекаемся, следя за новым кошмаром контраста, который кажется сперва былью, ирреальной, фантастической былью, и который вновь показывает Свидригайлова темного — и светлого, жертву — и беса. Случайно ли в грязном нумере гостиницы появляется девочка, ребенок, извечная его страсть, его наваждение, его преступление? «Он взял ее на руки, пошел к себе в нумер, посадил на кровать и стал раздевать…» Изверг? губитель? Нет, вовсе нет, напротив — что-то отцовское, заботливое есть в этих добрых движениях.

Но Свидригайлов стыдится своей доброты; «тяжелое и злобное ощущение» вызывает в нем это непривычное «благодеяние»; да к тому же, зачем себя в такой день связывать лишней заботой? О, он не знает, не знает еще, что все его пороки, все преступления воплотятся в этой уличной девочке, дочери притонов, где «пятилетний — развратен и вор». «Ты помог девчонке из жалости? — спрашивает жизнь. — И, «предлагая своему предмету бежать в Америку, самые почтительнейшие чувства при сем питал, думал обоюдное счастье устроить»? А теперь — не того ли ты ждешь?» И пятилетняя, с «лицом продажной камелии из француженок», тянет к Свидригайлову руки, желая и ожидая его, соблазняя продолжением той жизни, какую он вел. Может быть, это и есть ад? То самое наказание, которое всегда с тобой, всегда настигнет, от которого только в Америку и уехать?

Придет рассвет, и Свидригайлов, осознав свое преступление, отправится принимать наказание от собственной души, блуждая взглядом по сырым промозглым улицам и пытаясь найти тот куст, под который встанешь — «и миллионы брызг обдадут всю голову…» Он еще не сдается, он думает об «эстетике и комфорте» и хочет умереть красиво, а не смешно (ожидание насмешек толпы, «материала» и удержит его двойника Раскольникова от полного покаяния), и ему это удается. «Да вот и место!» Да, вот и все…

Свидригайлов, случайный попутчик Всех, кто жжет пред собою мосты, — Не скажу, что ты лучший из лучших, Но и худший из худших — не ты…

Абсурден и дик диалог Свидригайлова с «Ахиллесом» — последний диалог в его жизни:

— Я, брат, еду в чужие краи.

Что за подтекст вкладывает в это слово, в это географическое название самоубийца? В Америку уеду, в Новый Свет. Стало быть, теплится еще в его сердце надежда на светлую истину, на иную далекую жизнь? Кто знает. Крылатыми станут эти слова Свидригайлова, и через много лет, ерничая, бросит верному наперснику Шуре Балаганову главный герой «Золотого теленка»: «Я все понял, Шура. Заграница — это миф о загробной жизни. Кто туда попадает, обратно не возвращается…»

…Дунечка, Дуня! Сжалось ли ее чуткое сердце в то утро от предчувствия непоправимой потери, вспомнила ли она хоть раз о том, чья любовь стала главным поворотом и странной трагедией в ее жизни, легла ли эта смерть грузом на ее душу, и сдавит ли ее сердце когда-нибудь этот груз? Или суждено Свидригайлову навечно скрыться в темной бане с пауками по стенам, тронув лишь одну струну в больном сознании Раскольникова и на шаг приблизив его к решению? Нет ответа. Нет ответа, но именно в это утро Раскольников остается один. Не была ли гибель Свидригайлова искуплением страданий этого «наполеона» — искуплением частичным и бессознательным, но отрезавшим Родиону Раскольникову все другие пути и желания, кроме «новой истории, истории постепенного перерождения человека и перехода из одного мира — в другой».