Разговор андрея и пьера на пароме кратко. Лучшие минуты жизни

Болконский

Первый раз читатель встречает этого героя в Петербурге в гостиной Анны Павловны Шерер с беременной женой Лизой. После званого обеда он едет к отцу в деревню. Оставляет свою жену там на попечении отца и младшей сестры Марьи. Отправляется на войну 1805 года против Наполеона в качестве адъютанта Кутузова. Участвует в Аустерлицком сражении, в котором был ранен в голову. По приезду домой Андрей застаёт роды своей жены Лизы.

Родив сына Николеньку, Лиза умирает. Князь Андрей винит себя в том, что был холоден со своей женой, не уделял ей должного внимания. После длительной депрессии Болконский влюбляется в Наташу Ростову. Предлагает ей руку и сердце, но откладывает по настоянию отца их женитьбу на год и уезжает за границу. Незадолго до возвращения князь Андрей получает от невесты письмо с отказом. Причина отказа - роман Наташи с Анатолем Курагиным. Такой поворот событий становится тяжёлым ударом для Болконского. Он мечтает вызвать Курагина на дуэль. Чтобы заглушить боль от разочарования в любимой им женщине князь Андрей полностью посвящает себя службе.

Участвует в войне 1812 года против Наполеона. Во время Бородинского сражения получает осколочное ранение в живот. При переезде раненый случайно встречается с семьей Ростовых, и те берут его опеку на себя. Наташа, не переставая винить себя в измене жениху и осознавая, что всё ещё любит его, просит прощения у Андрея, в доме у Ростовых



Мечты и идеалы

Ищет свой Тулон; хочет всенародной славы и признания; его кумир - Наполеон.

Ради достижения своей цели готов принести в жертву

«...Отец, жена, сестра - самые дорогие мне люди... я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно».

Внешность

«Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами»

Лучшие минуты жизни

Что меняется в герое

Небо под Аустерлицем

Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял».

Князь осознал великую истину - жизнь есть абсолютная ценность. Ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего».

Открытие богатства мирной жизни

Вернувшись из французского плена, Болконский узнает о смерти жены. В его памяти навсегда останется «мертвое укоризненное лицо» маленькой княгини. С этого момента князь Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении, с которым относился к жене, поймет и осознает ценность семейного счастья, радости обыденной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька.

Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра.

Встреча с Пьером в Богучарове

«Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, а и вечную, в Бога.

Князь Андрей принимает некоторые из убеждений Пьера, которые оказывают на Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: "Господи, помилуй меня"».

Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном

Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром, людьми. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским.

Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя.

Любовь к Наташе Ростовой

Меняет свое отношение к Сперанскому, которого уже начал почитать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?».

Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова

Участие в войне 1812 года В армии князь становится заботливым и внимательным командиром. Он отказывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе. Солдаты называют его «наш князь».

Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его родную землю, его Лысые Горы.

Прощение Анатоля Курагина Увидев, как ампутируют ногу Анатолю Курагину, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Распустился... цветок любви весной, свободной, независимой от этой жизни...»

Возрождение любви к Наташе Ростовой После тяжелого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе Ростовой. Но это уже другое чувство: «...он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней».

Смерть Андрея Болконского

«Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило - никого не любить, значило - не жить этою земною жизнью».

Судьба Андрея Болконского – это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело – умер спокойно и достойно. И смерть стала «моментом истины» его жизни.

Этапы в развитии личности Андрея Болконского

Аустерлицкое сражение

Участие князя Андрея в войне 1805 года связано с его честолюбивыми мечтами о славе, о своём «Тулоне». Увлечение Наполеоном было свойственно многим представителям передовой дворянской молодёжи начала XIX века. Но Андрей жаждал не только личной славы, но и счастья для людей. Толстой выделяет его из толпы штабных карьеристов (таких, как Жерков и Друбецкой). Преодолением «наполеоновского» начала, стремлением стать выше окружающих его людей завершается этот этап в жизни Андрея. Небо Аустерлица помогло князю Андрею понять, что и преклонение перед Наполеоном, и его мечта стать спасителем русской армии – лишь заблуждение.

Встреча с Пьером и Наташей

Разочарованный в прежних идеалах, пережив горе утрат, раскаяние, князь Андрей уверен, что понял, в чём заключается счастье: в отсутствии болезней и угрызений совести. Но Пьер (в споре на пароме) доказывает ему, что надо верить в добро и высокое предназначение человека. А встреча с Наташей спасает князя Андрея от духовного кризиса, пробуждает в нём любовь и желание жить.

Бородинское сражение

В Отечественной войне 1812 года судьба князя впервые сливается с судьбой народа. Он возвращается в армию, охваченный тем же чувством оскорблённой национальной гордости, которое ведёт в бой простых русских солдат. В Бородинском сражении (в отличие от Аустерлицкого) князь совершает настоящий нравственный подвиг, достигает гармонии с самим собой и понимает, что главное предназначение человека – служить интересам родного народа.

Князь Андрей умирает от раны, полученной на Бородинском поле. Толстой примиряет его не только с Наташей, но и со всем белым светом, в том числе и с раненым Анатолем Курагиным. Писатель вложил в образ князя Андрея свою заветную мысль о том, что только любовью и добротой правится жизнь и без них невозможно ни истинное совершенство, ни избавление от мук и противоречий.

Учитель русского языка и литературы МБОУ Емельяновская средняя общеобразовательная школа №3

П. Емельяново

Красноярского края

Кузнецова Нина Владимировна

Урок-исследование по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Тема урока : Сопоставление описания пейзажа с нравственными переживаниями Андрея Болконского.

Цели урока :

Образовательная: исследование связи состояния природы с переживаниями героя;

Развивающая: понимание того, как Л.Н. Толстой используя приём психологического пейзажа, помогает читателю увидеть пути выхода героя из нравственного кризиса.

Воспитательная : формирование навыков контроля и самоконтроля.

Задачи:

1. Обучить сопоставительному анализу эпизода.

2.Закрепить навыки исследовательской работы с текстом.
3.Формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

Тип урока: урок закрепления новых знаний.

Вид урока: урок смешанного типа

Методические приёмы: исследовательская работа с текстом, составление сопоставительной таблицы, чтение по ролям.

Термин : психологический пейзаж.

Пейзаж (фр. местность) – картина природы в художественном произведении.

Эпиграф к уроку:

Самая чистая радость – радость природы.

Л.Н.Толстой

Ход урока.

1.Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

2. Слово учителя . Сын Л.Н. Толстого писал, « … отец, как очень немногие, любил и чувствовал красоту лесов, полей, лугов, неба. Он, бывало, говорил:

«Природа бесконечно разнообразна; каждый день отличается от предыдущего, каждый год бывает неожиданная погода».

Рассмотрим, какое значение имеет природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого:

Силу жизни, вечное обновление, красоту, поэтичность, величие, вечность и бесконечность, «мир и согласие» - вот что видит и ценит в природе писатель.

Природа помогает человеку найти своё место в жизни, учит «жить общей жизнью».

Использование писателем картин природы всегда обогащает произведение в идейном и художественном отношениях. Пейзаж может выполнять огромное число самых разнообразных функций: он незаменим для тонкого психологического анализа состояния героев, для усиления картин каких – либо событий, яркой характеристики обстановки, в которой развёртывается то или иное действие. Картины природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора или его чувств и переживаний, выполнять идейно-композиционную роль, то есть помогать раскрыть идею произведения. По созданию того или иного пейзажа можно судить об отношении автора к своим героям, о его взглядах на природу, о её роли в жизни общества и человека. Поэтому пейзаж является одним из средств психологического анализа. Изображение природы в романе «Война и мир» реалистично, точно, выразительно и поэтично. Она показана в развитии, в движении: осенняя (сцена охоты), зимняя (святки), весенняя (лунная ночь, пробуждающийся дуб).

Природа для автора эпопеи – это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек «естественный», близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе.

В романе «Война и мир» мы ни разу не видим Элен, Анну Павловну, Жюли Курагину, князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия. Они не любят природы, не понимают её высокого смысла. Духовно опустошённые, нравственно уродливые, они если и говорят о природе, то натянуто и фальшиво.

Но совсем иначе воспринимают этот гармоничный мир герои романа, близкие к идеалу писателя – «естественному человеку». Это люди духовно красивые, ищущие счастья, внутренне близкие к народу, мечтающие о полезной деятельности. Их жизненный путь – это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Богатство внутреннего мира, «диалектику души» этих героев Толстой раскрывает через их восприятие природы. Природа органично входит в жизнь «ищущих» героев Л.Н.Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже круто изменить её.

3.Презентация. Учащиеся обсуждают понятие: пейзаж. Психологическая функция пейзажа состоит в том, что картина природы помогает в раскрытии внутреннего мира героя, создавая мажорную или минорную эмоциональную атмосферу (иногда контрастную эмоциональному состоянию персонажа). Так, Тургенев помогает читателю понять, что сильная натура Базарова глубже его поверхностных рационалистических и нигилистических взглядов, сопровождая сцену признания Базарова в любви очарованием “темной ночи”.

В произведениях Толстого пейзаж становится важным компонентом в раскрытии “диалектики души” героев.

Нередко пейзаж выражает авторскую позицию, философские взгляды писателя. Таков образ высокого неба, открывшегося князю Андрею после ранения в Аустерлицком сражении. В финале рассказа И.Бунина “Господин из Сан-Франциско” вокруг гигантского корабля бушует вьюга с” траурными от серебряной пены” валами волн и гудящая, “как погребальная месса”. Этот пейзаж выражает мысль Бунина об обреченности современной цивилизации, зашедшей в тупик.

План анализа пейзажа в литературном произведении.

    Указать место пейзажа в композиции и сюжете произведения.

    Определить функцию пейзажа (место и время действия, средство раскрытия психологии героя, выражение авторского миропредставления).

    В чьем восприятии дана картина (безличного автора – повествователя, рассказчика, героя), способ соотношения с героем: как окружение или как кругозор.

    Степень развернутости или лаконизма, детализированности или обобщенности.

    Какова общая эмоциональная (тональность) пейзажа.

    Выявить отношение психологизма и изобразительности.

    Анализ пространства и времени: картина динамичная или статичная; локальная или замкнутая; цветовые и звуковые детали; детали – лейтмотивы или детали – доминанты.

Мастерство писателя в изображении природы: выразительные средства (эпитеты, метафоры, гиперболы и т.д.) и ритмико – интонационный рисунок (плавный, замедленный или, наоборот, сжатый, напряженный). Особенности синтаксического строя текста.

Соотнести характер и функции пейзажа с общей концепцией произведения, авторским мироощущением, с представлением писателя о гармонии или дисгармонии социального, вечного и исторически – конкретного, общечеловеческого и индивидуально - неповторимого, земного и небесного.

Слово учителя . Л.Н. Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрея в минуты его душевной подавленности или эмоционального взлёта.

Запишите в тетрадь вопрос: что такое психологический пейзаж?

Ответ на этот вопрос вы дадите в конце урока.

4.Что привело князя Андрея в подавленное состояние.

Сообщение учащегося

Жизненные ошибки, ошибочные мечтания, нравственный кризис Андрея Болконского:

1.Отправляется на фронт, мечтает о своём Тулоне (подвиг, слава). Разочаровывается в Наполеоне, Переживает смерть жены. Всё произошедшее повергает князя Андрея в кризис, из которого ему не помогают выйти ни заботы о сыне Николае, ни те преобразования, которые он производит в имении Богучарове (одним из первых в России он отменил крепостное право). Андрея Болконского преследует чувство вины.

Кто стал помощником и собеседником князя Андрея на поле брани перед лицом смерти?

2.Чтение и анализ текста учебника стр. 287-288

Вывод: Роль помощника и собеседника принадлежит небу. С небом связана вся его жизнь. Оно ему первый помощник и утешитель, оно помогает писателю показать всю мелочность и смехотворность мечтаний князя Андрея о славе, подвиге... На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. “Над ним не было ничего уже, кроме неба,- высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками... Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!” «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец»,- думает Болконский на поле Аустерлица. С этих пор открывшаяся ему истина о живой жизни, о ничтожестве наполеона стала его путеводной звездой. Князь Андрей не стремится больше играть важную роль в политике, не связывает свою судьбу с военной карьерой. Видя теперь так близко своего кумира - Наполеона, князь Андрей понимает всю ничтожность этого “маленького человека”, которому он подражал. Все это мелко и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье, воспитании сына. Князь Андрей считает, что его жизнь кончилась. Нет никакой надежды на счастье

5. Анализ эпизода «Разговор с Пьером на пароме».

Сцена разговора Андрея Болконского с Пьером на пароме помогает герою почувствовать, что жизнь просыпается в его душе. (ч.1 гл.12) Описание неба.

Что почувствовал князь Андрей?

(«…что-то лучшее, что было в нём, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе». « … во внутреннем мире его …новая жизнь…»)

Работа с учебником . (стр. 288-289)

Вывод: После разговора с Пьером в Богучарове князь Андрей вновь как бы советуется с небом. “В первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе. Небо открывается князю Андрею в момент нравственного кризиса, на переломах жизни, когда природа помогает ему выйти из тупика.

6. Слово учителя. Анализ эпизода ч. 3,гл.1

Исследуем: с каким настроением едет князь Андрей Болконский в Отрадное?

Описание дуба

(Состояние князя Андрея: не хотел видеть ни весны, ни солнца).

«Всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья.», «…обломанные, ободранные пальцы» «… не верю вашим надеждам и обманам». «…да, он прав, тысячу раз прав этот дуб…- наша жизнь кончена».

«…ему ничего было не надо начинать, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Работа по учебнику стр. 289.

Вывод: Как бы вторя его мыслям, старый мощный дуб стоит в распустившейся березовой роще. Его сучья-палки торчат в разные стороны, уродливые на фоне молодых березок. Дуб как бы говорит: “Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман!.. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья...” “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб,- думал князь Андрей,- пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь,- наша жизнь кончена!” Он решает жить тихо и спокойно, доживать свой век, никому не делая зла, заботясь о близких, выполняя свой отцовский долг.

ч.3, гл.2

8.Анализ эпизода. Чтение по ролям. Сцена «Лунной ночи» (ч.3, гл.2)

(Л.Н. Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение ею Наташи и равнодушие Сони. Для него одним из признаков настоящего человека является способность чувствовать и любить природу).

(«В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни»)

Сопоставительная таблица. Исследовательская работа с текстом.

Описание состояния Андрея Болконского

Описание дуба

Рассмотрим таблицу. Сопоставление состояния князя Андрея и состояния природы.

Что изменилось в состоянии героя во время второй встречи с дубом?

Вывод: Но как кардинально меняются мысли князя Андрея после посещения Отрадного, знакомства с Наташей. Ее ночной разговор с Соней, нечаянно подслушанный князем, раскрывает ему душу этой девушки. Ее восторженность и восхищение жизнью передаются невольно Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого ее мгновения. На обратном пути он видит тот же дуб, но какой! “Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно. “Да это тот самый дуб”,- подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления”.
Вся жизнь проносится перед мысленным взором князя. Он уверен, что не время “хоронить” себя. Он полон сил, ему только тридцать один год, он может принести пользу не только своим близким, что, безусловно, очень важно. Андрей понимает, что способен на великие дела, он может быть полезен Отечеству, нечего хоронить себя в деревне, надо ехать в столицу, где вершится политическая жизнь.
Жизнь просыпается в дубе, его ветки покрыты молодой и сочной зеленью. Просыпается интерес к жизни в душе князя Андрея. Природа возродила его, заставила жить, обновила, он понял смысл жизни, её цель.

8. Итог урока.

Скажите, что значит психологический пейзаж?

- Как Л.Н. Толстой, используя приём психологического пейзажа, помогает нам увидеть пути выхода героя из нравственного кризиса?

Домашнее задание: выучить наизусть: описание дуба;

определение психологический пейзаж, мини-сочинение

Организация работы в группах.

Задание 1-ой группе учащихся

    Сообщение на тему:

«Жизненные ошибки, ошибочные мечтания, нравственный кризис Андрея Болконского».

2. Прочтите эпизод и ответьте на вопрос: Что помогло понять князю Андрею небо?

3.Прочтите текста учебника стр. 287-288 со слов: « С высоты далёкого неба, куда устремилась его возвышенная душа…», до слов: «…князю кажется, что жизнь его кончена в тридцать один год».

Задание 2-ой группе учащихся

    Прочтите эпизод «Разговор с Пьером на пароме». (ч.1 гл.12)

Ответьте на вопрос: Что помогает почувствовать князю Андрею сцена разговора с Пьером на пароме.

2.Подготовьте выразительное чтение описания неба.

со слов: «Однако пойдём садиться…»

3.Работа с учебником . (стр. 288-289)

Со слов: « Из тяжёлого душевного состояния Андрея выводит Пьер…» До слов: « …вдруг радостно и молодо проснулось в его душе».

Задание 3 –ей группе учащихся.

1.Прочтите эпизода ч.3,гл.1

Особое мастерство Л.Н.Толстого проявляется в том, что один и тот же человек, может ощутить одну и ту же картину природы по-разному, будучи в разных настроениях. Писатель применяет приём сопоставления.

2.Исследуйте: с каким настроением едет князь Андрей Болконский в Отрадное?

Почему он обратил внимание на дуб?

Каково состояние Князя Андрея в момент первой встречи с дубом?

3. Заполните сопоставительную таблицу примерами из текста. Исследовательская работа с текстом .

В ходе анализа эпизода обучающиеся заполняют сопоставительную таблицу:

Описание состояния Андрея Болконского

Описание дуба

Работа по учебнику стр. 289.

Со слов: « И когда князь Андрей заезжает в Отрадное…» до слов: « … пробужден к возрождению свиданием с Пьером».
Описание дуба с «обломанными сучками и обломанной корой, заросшей старыми болячками» автор сопоставляет с настроением героя, который угнетён и печален.

7.Анализ эпизода. Первая встреча Андрея Болконского с Наташей Ростовой.

ч.3, гл.2

Обратите внимание на состояние и мысли князя Андрея.

(«…князь Андрей, невесёлый и озабоченный…», « И чем она счастлива…?»

Что почувствовал князь Андрей при виде счастливой и довольной Наташи?

Почему ему «вдруг стало отчего-то больно»?

Задание 4-ой группе

Особое мастерство Л.Н.Толстого проявляется в том, что один и тот же человек, может ощутить одну и ту же картину природы по-разному, будучи в разных настроениях. Писатель применяет приём сопоставления.

1. Подготовьте чтение по ролям. Сцена «Лунной ночи» (ч.3, гл.2)

2. Ответьте на вопросы:

Кто восхищается лунной ночью?

Кто остаётся равнодушным к красотам ночи?

Какую роль играет разговор Наташи и Сони лунной ночью?

Каково состояние князя Андрея?

Заполните примерами из текста сопоставительную таблицу. Что изменилось в состоянии героя во время второй встречи с дубом?

Исследовательская работа с текстом.

Описание состояния Андрея Болконского

Описание дуба

В своей эпопее «Война и мир» Л. Толстой сумел создать неповторимые образы, сосредоточившись в становлении героев как личностей, духовному развитию каждого. Толстой показал, как самые жизненные впечатления или события оказываются решающими, вызывают моментальные изменения в жизненной позиции героя, в его представлении о мире и самого себя в этом мире. Писатель сделал в литературе открытие, которое впоследствии назвали «диалектикой души» Толстого.

Толстой различает два основных состояния в человеческой душе: то, что делает человека человеком, моральный ее сущность, устойчивое и неизменное, и ненастоящее, то, что накладывает общество (светский этикет, желание карьерного роста и соблюдения внешних приличий). «История души» — так называется процесс, в течение которого человек проходит взлеты и падения и, избавившись от лишней «возни», в результате становится настоящим. Такой герой наиболее важный для автора, поэтому Толстой стремится ощутить и показать человека в самые ответственные моменты его жизни.

Например, таким переломным этапом для Пьера Безухова является 1812 год, особенно его пребывания в плену. Именно тогда, потерпев различных лишений, Пьер научился ценить по-настоящему жизнь. Там же, встретившись с Платоном Каратевим, он приходит к выводу, что все несчастья человеческие возникают «не из-за недостатка, а из-за избытка». Каратаев живет в полном согласии со всем миром. Ему присуще стремление изменить окружающую среду, переделать его в соответствии с каких-то абстрактных идеалов. Он чувствует частью единого природного организма, живет легко и радостно, что в значительной степени влияет и на мировосприятие Пьера Безухова. Благодаря Платону и другим солдатам Пьер присоединяется к народной мудрости, достигает внутренней свободы и покоя.

Из всех героев романа «Война и мир» именно Безухова, по моему мнению, можно назвать правдоискателем. Пьер — человек интеллектуальный, ищет ответы на главные нравственные, философские, социальные вопросы, стремится выяснить, в чем же заключается смысл человеческого бытия. Герой Толстого добрый, самоотверженный, бескорыстный. Он далек от материальных интересов, ведь у него есть удивительная способность не «заражаться» подлостью, корыстолюбием и другими пороками общества, окружавших его. И все же лишь чувство причастности к народу, осознание общего национального бедствия как личного горя открывает перед Пьером новые идеалы. Вскоре Безухов находит долгожданное счастье рядом с Наташей, которую втайне даже от самого себя любил всю жизнь.

Глубокое внутреннее перерождение происходит с Андреем Волконским. Разговор Андрея с Пьером на пароме, встреча со старым дубом, ночь в Отрадном, любовь к Наташе, второе ранение — все эти события вызывают резкие перемены в его духовном состоянии. Подобные изменения происходят и с Наташей Ростовой, и с ее братом Николаем, и с Марией — все любимые герои Толстого проходят долгий путь, прежде чем избавиться от всего искусственного, что у них было, найти наконец себе.

По моему мнению, не случайно в романе все любимые герои автора допускают трагических ошибок.Очевидно, писателю важно видеть, как они искупают свою вину, как сами осознают эти ошибки.

Князь Андрей идет на войну 1805 года, потому что устал от светской болтовни, он ищет чего-то настоящего. Волконский, как и его кумир Наполеон, очень хочет найти «свой Тулон». Однако мечта и реальная жизнь заметно различаются, особенно когда князь Андрей оказывается на поле боя. Андрей Волконский, как и Наполеон в битве у Арколи, подхватил знамя на поле Аустерлица и повел за собой войска. Но флаг этот, в его мечтах так гордо трепетал над его головой, на деле оказался лишь тяжелой и неудобной палкой: «Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном». Толстой отрицает и понятие красивой смерти, поэтому даже описание ранения героя дано в очень резкой форме: «Будто с размаху крепким кием кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного больно это было, а главное, неприятно … »Война бессмысленна, и стремление уподобиться Наполеона, человека, который ее решила, автор не принимает. Наверное, именно поэтому, уже раненый князь Андрей, лежа на поле боя, видит над собой высокое, чистое небо — символ истины: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И какой же я счастливый, что узнал его наконец. Так, все обман, все обман, кроме этого бесконечного неба ». Князь Андрей отказывается избранного пути, славы и символа этой славы — Наполеона. Он находит другие ценности: счастье просто жить, видеть небо — быть.

Герой выздоравливает и возвращается в семейное имение. Он едет к семье, к своей «маленькой княгини», от которой он когда-то бежал и которая вот-вот должна родить. Однако Лиза умирает во время родов. Душа Андрея в смятении: он страдает из-за чувства вины перед женой. Князь Андрей признается Пьеру: «Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол ». Под Аустерлицем герой понял великую истину: бесконечная ценность — это жизнь. Но несчастьем в жизни могут быть не только болезнь или смерть, но и беспокойная совесть. Перед битвой князь Андрей готов был за минуту славы заплатить любую цену. Но когда умерла жена, он понял, что ни Тулон не стоит жизни близкого человека. После разговора на пароме с Пьером Везухова о смысле бытия, о назначении человека Андрей наконец чувствует, что он открыт для людей. Видимо, поэтому и появляется в его жизни Наташа Ростова, чья естественная внутренняя красота способна возродить душу Волконского в новых чувств.

Как ни странным может показаться, но в композиции романа Толстого просматривается определённая схематичность. В частности, одним из композиционных оснований романа, своеобразным костяком сюжета являются встречи двух друзей – князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Более того, жизненные пути этих двух главных героев и их пересечения можно без особого труда изобразить математически с помощью синусоид, в которых события, вызывающие душевный подъём каждого из героев, будут последовательно и достаточно равномерно чередоваться с моментами душевных кризисов. При этом каждая новая встреча друзей происходит в момент, когда один из героев находится на вершине душевного подъёма (вершина синусоиды), а другой – на самом дне кризиса (основание синусоиды); и с новой встречи всякий раз начинается у каждого движение в обратном направлении – у одного от подъёма к кризису, у другого от кризиса к подъёму.

Первая встреча друзей в романе – в салоне Шерер. В этот момент Пьер находится в состоянии воодушевления, полон новых надежд, а Болконский по-онегински разочарован в свете и глубоко скучает. Взаимовлияние при общении, духовные поиски и превратности судьбы после этой встречи медленно и верно ведут Пьера к разочарованию и ошибкам, а Андрея – к надеждам. У Пьера – кутежи в Петербурге вплоть до высылки его из города, сближение с Элен, женитьба, история с Долоховым и – полное опустошение после дуэли с ним. У Андрея – зарождение и развитие патриотического и вместе амбициозного желания спасти русскую армию в Европе, прощание с отцом, Шенграбен и Аустерлиц и, наконец, вершина философского открытия в этот период жизни – бесконечное аустерлицкое небо с маленьким и ничтожным недавним кумиром Наполеоном на великом фоне этого неба – символа вечности и бессмертия.

Другая встреча – на пароме. Пьер пришёл к ней через опустошение и следовавшими за этим опустошением встречу с масоном и увлечение масонством. В момент беседы с князем Андреем Пьер вновь на вершине надежд, веры и творческого подъёма. Андрей же после разочарования в недавнем кумире проходит через ещё одно тяжёлое потрясение – смерть жены – и к моменту разговора на пароме крайне разочарован и замкнут в своём светско-эгоистичном пессимизме. И вновь происходит «взаимозаражение», и после этой встречи у Андрея начинается очередной подъём, связанный со сближением с Наташей и работой в комиссии Сперанского, а у Пьера – очередной спад, вызванный разочарованием в масонстве и удалением от него.

Очередная высшая точка на пути исканий князя Андрея (новая вершина синусоиды) будет в момент его объяснения с Наташей, но измена Наташи приведёт к очередному стремительному падению в бездну скептицизма и разочарования. В это же время у Пьера – вновь с точностью до наоборот – путь к подъёму: сближение с Наташей, любовь к ней. Высшая точка подъёма – выступление в Дворянском собрании.


В 1812 году друзья встречаются перед Бородинским сражением. Теперь Пьер находится в мрачном расположении духа, он ищет и никак не может найти себя, а князь Андрей вновь движим патриотизмом и уже более зрелым пониманием того, что успех сражений зависит от духа народного, а не от численности войск, их расположения или искусства командующих. Теперь патриотизм князя Андрея, в отличие от состояния накануне Шенграбена и Аустерлица, очищен от примеси тщеславия и потому стал, по мнению Толстого, истинным.

В итоге исканий оба героя достигают вершин своих поисков. Но вершины эти совершенно разные. Князь Андрей пройдёт через физические страдания, душевное просветление от прощения Курагина и Наташи и возвысится над земным существованием , постигнув высшую евангельскую правду любви ко всем через физическую смерть. Пьер же пройдёт Бородино, занятую французами Москву, плен, потрясения от близкой казни, знакомство с Платоном Каратаевым и откроет высшую земную правду – правду служения народу. Князь Андрей находит высшую правду бытия, а Пьер – высшую земную правду.

Почему Толстой приводит одного из самых любимых своих героев к смерти? После счастья открытия князем Андреем высшей неземной истины жить дальше на земле уже нельзя. В отличие от булгаковского мастера, Болконский уходит в свет, а не в покой, и из света на грешную землю обратного пути нет. Какому из двух счастий – счастью Болконского или счастью Безухова – отдаёт предпочтение Толстой? Точно ответить на этот вопрос нельзя, но, по всей вероятности, Толстой будто говорит читателю, что каждый достойный человек заслуживает своего счастья – земного или неземного.

Читайте также:
  1. В-третьих, составной частью культуры являются духовные ценности: нравственные, религиозные, эстетические и др. Это представления людей о добре, истине, красоте и т.п.
  2. Духовные принципы, которые взяты из «потерянных» глав Большой книги
  3. Жанр романа в литературе русского символизма: «Мелкий бес» Ф. Сологуба и «Петербург» Андрея Белого.
  4. Культурно-исторические и духовные предпосылки возникновения философии
  5. Преобразования Петра I: социально-экономические, политические, духовные предпосылки, сущность, результаты, последствия.
  6. Символическая власть и механизмы легитимации власти в творчестве Пьера Бурдье. Работа Бурдье «Социология политики» 1993г.

«Война и мир» Л. Н. Толстого – героическая эпопея, рассказывающая о всенародном подвиге в войне 1812 года. Исторические судьбы русского народа, прежде всего дворянства и крестьянства, составляют главное содержание произведения. Одновременно автор повествует о жизненном путиотдельных героев , что определяет жанровую специфику «Войны и мира» как романа .

Любимые герои Толстого Андрей Болконский и Пьер Безухов – проходят сложный, противоречивый путь духовных исканий .

Герои Толстого ищут смысл жизни и счастье . Смысл жизни , по убеждению писателя, состоит в обретении человеком духовного единства с другими людьми, в глубокой, искренней вере в Бога. Однако обретение смысла жизни немыслимо в представлении Толстого без личного счастья. Земное счастье писатель видит в любви, в создании семьи, в воспитании детей.

Далеко не все герои Толстого способны к духовным исканиям . Этим качеством обладают личности незаурядные , стремящиеся к нравственному совершенствованию . Поэтому способность к духовным исканиям является важным критерием оценки личности у Толстого.

Писателю важно показать не только конечную цель духовных исканий героев, но и сложный, противоречивыйпуть этих исканий : от обретения смысла жизни к его утрате, от счастья к несчастью и наоборот.

С Андреем Болконским мы впервые встречаемся в Петербурге, в салоне Анны Павловны Шерер . Затем Толстой показывает героя в момент беседы с Пьером в петербургской квартире князя. Андрей объясняет другу, почему отправляется на войну. Герой не удовлетворен светской жизнью. Он не чувствует и семейного счастья . О главной же причине отъезда Андрея Болконского в армию мы узнаем позже. Князь Андрей мечтает о славе . Он хочет стать таким, как Наполеон , обрести свой «Тулон».

Оказавшись на войне, Андрей Болконский постепенно разочаровывается в своих мечтах о славе. Так, настоящий герой Шенграбенского сражения капитан Тушин чуть было не попадает в немилость к начальству. Во время Аустерлицкого сражения Андрей Болконский совершает подвиг , возглавив атаку со знаменем в руках. Будучи тяжело ранен, князь Андрей лежит на поле Аустерлица и видит на фоне бесконечного неба ничтожную фигурку Наполеона. Мечты о славе оказываются призрачными . Небо Аустерлица напомнило князю Андрею о вечном . Однако, вспомнив об образке, подаренном ему княжной Марьей, Андрей сознает, что он еще далек от истинной веры, от Бога , от той тайны, о существовании которой напомнило ему бесконечное небо.

Рождение сына и смерть жены – события радостное и скорбное – открылиновый этап духовных исканий героя. Князь Андрей решил отныне «жить для себя », для своих близких. Однако тихая, спокойная жизнь не может удовлетворить героя.

Первым шагом к духовному пробуждению князя Андрея становится его встреча с Пьером в Богучарове , их последующий разговор на пароме . Для Пьера, увлеченного общественной деятельностью под влиянием масонства, приоткрылась вера в Бога. Андрей сочувствует вере Пьера, но все же не находит пока места для нее в своем сердце. И тем не менее перелом в сознании Андрея Болконского начался . Толстой пишет об этом: «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Следующий важный момент в жизни Андрея Болконского – встреча с Наташей Ростовой в Отрадном. Этой встрече предшествует эпизод со старым дубом . Андрей Болконский, рассматривая старый и корявый дуб, с грустью думает об ушедшей молодости, о бессмысленности теперешней свой жизни.

В Отрадном герой невольно подслушал ночной разговор Наташи с Соней, проникся радостью жизни, оптимизмом , исходившим от Наташи. По дороге домой князя Андрея охватывает весёлое чувство при виде преобразившегося старого дуба. В душе героя возрождается вера в возможность земного счастья.

Приехав в Петербург, Андрей Болконский принимает активное участие в реформаторской деятельности Сперанского . Поначалу эта деятельность увлекает героя.

Вновь встретив Наташу на балу и влюбившись в нее, князь Андрей разочаровывается в деятельности Сперанского , а сам Сперанский кажется ему пошлым и ничтожным. Любовь к Наташе наполняет жизнь Андрея Болконского радостью и светлыми надеждами .

Счастье любви продолжалось недолго. Измена Наташи вновь ввергает Андрея Болконского в состояние душевного кризиса . В горестных чувствах герой встречает 1812 год.

Необходимость защищать родину постепенно выводит князя Андрея из душевного оцепенения. Отказавшись служить при штабе, он командует полком, заслуживает любовь и уважение солдат и офицеров. князь Андрей говорит Пьеру о своем духовном единстве с простыми солдатами . В результате, не найдя собственного предназначения в честолюбивых амбициях, Андрей Болконский приходит к истинному пониманию смысла жизни , который открывается ему в единении с народом . Данный момент можно назвать кульминационным в духовных исканиях героя.

Смертельно раненный князь Андрей по воле Провидения снова встречает Наташу и прощает ее. Перед смертью герой чувствует отчужденность от всего земного. Одновременно ему открываются наконец глубокая вера в Бога и всеобъемлющая любовь.

Сын Андрея Болконского, Николенька , изображенный в эпилоге, наследует лучшие черты своего отца: ум, честность, душевное благородство, высокие порывы.

С Пьером мы также впервые встречаемся в салоне Анны Павловны Шерер. Из эмоциональных высказываний героя мы узнаем, что он защитник идей Просвещения . В Наполеоне он видит великого человека, выдающегося государственного деятеля, обуздавшего крайности французской революции. Слова Пьера шокируют посетителей салона.

Одновременно герой ведет разгульную жизнь в холостой компании Анатоля Курагина и Долохова.

Затем в жизни Пьера наступает перемена . После смерти отца он становится богатым наследником, его женят на Элен Курагиной. Жена Пьера оказывается пустой и развратной женщиной. После дуэли с Долоховым иразрыва с женой Пьер оказывается в состоянии душевного кризиса.

По дороге из Москвы в Петербург на станции Торжок Пьер встречает масона Осипа Алексеевича Баздеева. Выясняется, что Пьер не верит в Бога . Баздеев стремится пробудить в нём веру.

Вскоре Пьер вступает в масонскую ложу . Затем он едет в свои имения в Киевской губернии, пытается освободить крестьян. И хотя героя обманывают и положение крестьян остается прежним, важно само стремление героя делать добрые дела. Ему открывается смысл жизни.

По дороге домой Пьер заезжает к князю Андрею в Богучарово. Происходит их разговор на пароме . Искренняя вера Пьера, стремление делать добро производят неизгладимое впечатление на Андрея Болконского.

Вскоре Пьер охладевает к масонству , видя в нем такие же фальшь, лицемерие, корыстные интересы, как и в опостылевшей ему светской жизни. Пьер порывает с петербургскими масонами . Он вновь ведет рассеянное существование , вновь не удовлетворен жизнью.

Участие в судьбе Наташи после попытки похищения ее Анатолем и разрыва ее с князем Андреем пробуждает Пьера. Он сознает свою любовь к Наташе, но понимает при этом, что их совместное счастье невозможно.

В состоянии душевного смятения Пьер наблюдает комету – предвестницу великих потрясений в жизни России и в его собственной судьбе.

С началомОтечественной войны 1812 года Пьера охватывает патриотический порыв . Он принимает деятельное участие в формировании ополчения. Затем сам устремляется к месту решающих событий.

Накануне Бородинского сражения Пьер наблюдает всеобщий духовный подъем . В действиях солдат и ополченцев, в словах Андрея Болконского о предстоящей битве Пьер ощущает «скрытую теплоту патриотизма». Во время сражения Пьер оказывается на батарее Раевского , наблюдает подвиг солдат-артиллеристов, ощущает себя причастным великому событию, чувствует духовную связь с народом . После сражения, на постоялом дворе в Можайске, Безухов сознает, что он хочет быть «таким, как они», хочет быть простым солдатом. Бородинское сражение становится одним из кульминационных моментов в духовных исканиях Пьера.

Ощущение сопричастности «общей жизни», сознание необходимости подчинить свою свободу Божественной воле отразились в сне героя , который он видит в Можайске . Пьером овладевает идея сопряжения всего сущего в нравственном бытии человека.

По возвращении Безухова в Москву им овладевает идея, что именно ему предначертано убить Наполеона . Пьер остается в захваченном французами городе. Убить Наполеона герою не удается, однако он совершает благородные поступки: на пожаре спасает ребенка , защищает от надругательств французов женщину .

Пьер попадает в плен . От расстрела его спасает встреча с маршалом Даву . Пьер и Даву обменялись взглядами, по-человечески поняли друг друга, и Безухов был спасен от гибели.

В плену Пьер встречает Платона Каратаева . Благодаря Каратаеву герой приобщается к духовной жизни народа , ощущает единение с другими людьми. Однако в отличие от Каратаева Пьер не утрачивает собственной индивидуальности . Он обретает гармонию личного и общего.

Важным моментом в духовной жизни Пьера становится еще один сон героя – о чудесном глобусе . В этом сне он приходит к ощущению того, что жизнь есть Бог . Смысл человеческого существования состоит в том, чтобы любить жизнь, любить Бога. Таинственныйобраз глобуса, явившийся во сне Пьеру, символизирует таким образом единство отдельного человека с миром и с Богом.

В конце романа мы узнаем, что Безухов обрел не только смысл жизни, но и земное счастье . Любовь Пьера и Наташи увенчалась счастливой семейной жизнью.

В эпилоге Пьер предстает перед нами как член тайного общества . Он возмущается реакционной политикой правительства и аракчеевщиной. В полемике с Николаем Ростовым герой отстаивает гражданские идеалы . Отныне его жизненный принцип«деятельная добродетель».

Всне ,который видит в конце романа Николенька Болконский , образ Пьера сливается в детском представлении с образом покойного отца . В этом сне Пьер предстает как борец за справедливость , носитель высоких нравственных идеалов.

Сделаем выводы. Любимые герои Толстого – Андрей Болконский и Пьер Безухов – проходят долгий и сложный путь духовных исканий .

Поиск смысла жизни для этих героев – это прежде всего процесс постижения ими духовных связей с другими людьми, со своим народом . Одновременно это и преодоление индивидуализма , замкнутости в пределах собственного «я», путь познания истинной любви к Богу и к ближнему.


| | | | | 6 | | | |