Почему пьера называют наш барин. Урок литературы «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…

" data-image="http://detishka.ru/img/fbpicdefault.jpg">

  1. Литература

Цель: Развивать творческие способности учеников. С помощью заданий игрового характера повторить знание биографии и творчества И. С. Тургенева, содержания романа “Отцы и дети”, расширить представления учащихся о его героях.

Иван Сергеевич Тургенев. Мы сегодня обратимся к личности этого великого русского писателя и человека, попытаемся творчески осмыслить некоторые страницы его произведений.

Чтец 1: “Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений, спускаются отвесно, падают в те стеклянные ясные волны; листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти черную зелень…

Оканчивая собою тонкую ветку, неподвижно стоит отдельный листок на голубом клочке прозрачного неба”, – так пишет Тургенев в одном из своих произведений.

Чтец 2: В его словах – необъяснимая тайна. Удивительно легко, воздушно льется неповторимая мелодия тургеневской речи.

Звучит музыка: Чайковский, Первый концерт для фортепьяно с оркестром, II часть.

Демонстрируются портреты Тургенева: рисунки П. Виардо, А. А. Бакунина, Липгарта, А Бенуа, портреты Лами, Никитина, Репина, Перова, фотография Панова и др.

Чтец 1: Хотя портретов Тургенева множество и среди авторов – самые знаменитые русские художники: Репин, Перов, Харламов, Похитонов, К. Маковский и др. – тем не менее, по единодушному признанию современников, они не передают ни красоты и обаяния Тургенева, ни его аристократизма.

Поэтому столь важны воспоминания, рассказы и свидетельства людей, знавших Тургенева, его современников.

Чтец 2: “Великий, красивый и добрый… Таким он был как человек и как автор; таковы же были его ум, сердце и наружность”, – вспоминает Людвиг Пич.

Чтец 1 : “Тургенев, как греческий огонь, который и в воде нигде не гаснет, где ни пройдет – везде зажжет, он чудный, живой, одухотворяющий человек. В его присутствии все способности духа согреваются живым огнем… Как он рассказывает, чудо!” - восторженно восклицает в письме к брату Алексей Бакунин.

Чтец 2: “В Тургеневе сказывался Барин из центральной великорусской местности. Две трети жизни, проведённые за границей, совершенно не обесцветили его…В целой тысяче иностранцев он всегда выделялся не одной только огромной фигурой и живописной головой, а манерой держать себя, особенным выражением лица, интонациями голоса. Такому голосу при подобной фигуре у иностранцев трудно сложиться: он был бы непременно сильнее, гуще или жёстче, вообще гораздо эффектнее”, – рассказывает писатель и журналист П. Боборыкин, с которым Тургенев встречался в 60-80-е годы в России и за границей.

Чтец 1: А вот еще одно свидетельство. П. Антокольский, скульптор: “Юпитер! – было первое моё впечатление. Его величественная фигура, полная, красивая, его мягкое лицо, окаймлённое густыми серебристыми волосами, его добрый взгляд имели что-то необыкновенное, он напоминал мне льва, одним словом – Юпитер…”

Чтец 2: “Он чудесно рассказывал, сообщая самому незначительному факту художественную ценность и своеобразную занимательность, но его любили не столько за возвышенный ум, сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться. И он в самом деле был невероятно наивен, этот гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший всё, что только в силах прочитать человек, говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своём родном”, – пишет французский писатель Ги де Мопассан.

Сегодня у нас на уроке литературная игра, посвященная творчеству этого удивительного писателя. В игре участвуют две команды.

У каждой команды есть свои болельщики, которые тоже примут участие в соревнованиях.

Итак, мы начинаем.

Задание командам № 1.

Перед вами известный портрет И. С. Тургенева (автор Репин). Составьте по нему словесный портрет, передающий особенности внешности, личности, внутренней жизни писателя.

Ведущий: Пока работают команды, предлагаем болельщикам литературную викторину:

  1. Как называлось первое произведение Тургенева?
  2. Назовите первый напечатанный Тургеневым очерк из серии “Записки охотника”.
  3. К какому рассказу Тургенев взял эпиграфом слова Тютчева: “Край родной долготерпенья – // Край ты русского народа!” ?
  4. В каком произведении Тургенев особенно ярко отобразил черты своей матери-помещицы?
  5. Кто из помещиков в одном из рассказов Тургенева, узнав, что телега с поваром завалилась и что повару придавило живот, “испугался не на шутку и тотчас велел спросить: целы ли у него руки? Получив же утвердительный ответ, тотчас успокоился”?
  6. Какой лесник пожалел бедного крестьянина, рубившего барский лес, и отпустил его?
  7. Чьей памяти посвятил Тургенев свой роман “Отцы и дети”?
  8. Кто из персонажей произведений Тургенева “вступается за крестьян”, но, “говоря с ними…морщится и нюхает одеколон”?
  9. В каком произведении Тургенева один из персонажей дает другому такую характеристику: “Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки…Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич…”?
  10. У кого из героев Тургенева “на письменном столе…находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя”?
  11. Назовите рассказ, в котором Тургенев так рисует приближение ночи: “Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота…Побледневшее небо стало опять синеть, – но то уже была синева ночи. Звездочки замелькали, зашевелились на нем”.
  12. О ком так пишет Тургенев:“…привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником”?

Выступления команд по заданию № 1.

Ведущий: Мы вспомнили некоторые события из жизни Тургенева, обратились к его произведениям. А теперь попросим команды выполнить задания, связанные с содержанием романа “Отцы и дети”.

Задание командам № 2.

По описанию усадьбы определите, в чьём имении вы оказались. Какие детали этого описания соотнесены с характерами персонажей?

а) “Усадьба … стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от жёлтой каменной церкви с зелёною крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, представляющей “Воскресение Христово” в “итальянском” вкусе…К дому с обеих сторон прилегали тёмные деревья старинного сада, аллея стриженных ёлок вела к подъезду”.

б) “… на скате пологого холма открылась, наконец, небольшая деревушка…Рядом с нею, в молодой берёзовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей. У первой избы стояли два мужика в шапках и бранились”.

в) “Он построил дом, службы и ферму, разбил сад, выкопал пруд и два колодца; но молодые деревца плохо принимались, в пруде воды набралось очень мало, и колодцы оказались солоноватого вкуса. Одна только беседка из сиреней и акаций порядочно разрослась; в ней иногда пили чай и обедали”.

Ведущий: Пока команды работают, предлагаем задание болельщикам.

Время, встречи, окружение - всё это играет важную роль в формировании личности человека. Тургенев был знаком и дружил со многими деятелями отечественной и зарубежной культуры. Назовите имена и известные вам произведения, созданные этими людьми.

Задание командам №3.

Библиотека “Отцов и детей”: каждому герою выдайте ту книгу, которую он читает в романе. По какому принципу вы будете отбирать книги для каждого героя?

Николай Петрович - “Бюхнер “Stoff und Kraft”

Базаров - Пушкин “Цыгане”

Аркадий - труды Либиха

Кукшина - Пушкин “Евгений Онегин”

Арина Власьевна - статья Кислякова о женском труде

Василий Иванович - романы Жорж Санд Pelous et Fremy “Notions generales de Chimie”

Ситников - Мишле. “De l amour” Сочинения Горация, Дюкре-Дюминиль “Алексис, или Хижина в лесу”

Ведущий: Русское дворянское общество второй половины XIX века отличало стремление к духовной жизни. Музыка, искусство, литература – всё это составляло круг интересов людей, близких Тургеневу. В литературных и музыкальных салонах обсуждали новые литературные произведения, здесь читали стихи, здесь часто звучали любимые романсы.

Звучит романс Алябьева на стихи А. Дельвига “Соловей”.

Подводятся итоги задания №3.

Ведущий: Задание командам №4.

Напишите письмо от лица литературного героя. Представьте, в какой момент Базаров мог бы написать письмо. О чём было бы это письмо? В письме постарайтесь передать характер героя, особенности его чувства, его речь.

Ведущий: Мы прослушали письма, пережили ещё раз чувства главного героя, переосмыслили самые драматичные страницы романа и вновь убедились, что всё худшее и лучшее в своих героях Тургенев показывает через их способность любить. Оскорблённое чувство достоинства, соперничество в любви в XIX веке часто приводили к дуэли. Павел Петрович Кирсанов и Базаров были хорошо осведомлены о правилах дуэли, хотя в их время на дуэль вызывали не так часто.

Задание командам №5

Вспомните условия, на которых стреляются Базаров и Павел Петрович. В чем эти условия были нарушены? Какую роль это играет в раскрытии характеров главных героев?

Ведущий: Всех своих героев Тургенев испытывал любовью. Страницы его произведений, рассказывающие о любви, конечно же, навеяны тем, что пережил сам писатель.

Чтец 1: Осенью 1843 года Тургенев впервые услышал пение Полины Виардо и был буквально околдован ее необыкновенным голосом и артистизмом. С этой минуты вся жизнь Тургенева, его талант, богатство были положены к ногам этой женщины.

Звучит романс “В дороге” (“Утро туманное…”) на стихи Тургенева, музыка Абазе.

Чтец 2: Любила ли она его? В изяществе, уме, красоте молодого Тургенева было много привлекательного. Конечно, ей это нравилось. Ещё нравилась – его любовь к ней. Но она не болела им. Он не имел над нею власти. Она не мучилась по нём, не страдала, не пролила той крови сердца, которую требует любовь.

К чему твержу я стих унылый?
Зачем, в полночной тишине,
Тот голос страстный, голос милый,
Летит и просится ко мне, –
Зачем? огонь немых страданий
В её душе зажёг не я…
В её груди, в тоске рыданий
Тот стон звучал не для меня.
Так для чего же так безумно
Душа бежит к её ногам,
Как волны моря мчатся шумно
К недостижимым берегам?

Чтец 1: На 40 лет жизнь Тургенева переплелась с жизнью Виардо. Он влюблён. Она позволяет себя любить. Многие годы жизни он проводит во Франции. Он назвал Куртавенель – имение Виардо – колыбелью своей славы. Самые русские “Записки охотника” написаны во Франции. Пятая часть всех произведений Тургенева написана там же, под крылом Виардо. Любовь рождала вдохновение.

Звучит стихотворение в прозе “Как хороши, как свежи были розы…”

Чтец 2: Отношения Тургенева и Виардо были подтверждением житейского правила, определённого писателем:“Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать”. Страдания Тургенева были отражением огромной силы чувства преданности, любви бескорыстной, безответной, но красивой настолько, насколько может быть красива настоящая любовь.

Звучит стихотворение в прозе “Когда меня не будет”.

Подводятся итоги задания №5.

Итоги конкурса.

Заключительное слово учителя: Завершая урок, хочу пожелать вам дружбы с великим писателем, глубокого и непреходящего интереса к его творчеству, к идеалам, которым поклонялся Тургенев.

Литература, используемая при подготовке к уроку:

  1. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников: // В 2 т. – М., 1983.
  2. Зайцев Б. Жизнь Тургенева // Зайцев Б. К. Далекое. – М., 1991.
  3. Кучина Т. Г., Леденев А. В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9–11 классы.– М., Издательский дом “Дрофа”, 1997.

    Приложения.

    Предлагаем варианты выполнения учащимися заданий №1 и №4.

    Письмо Базарова (вариант первой команды)

    Бесценная Анна Сергеевна!

    Когда Вы будете читать это письмо, меня уже не будет. Судьба уготовила мне быстрый конец. Но я ни о чём не жалею, разве только о том, что наша последняя встреча была более чем холодна! Я не мог, а, может быть, не хотел излить перед Вами душу, раскрыть свои чувства. Что теперь, когда конец мой близок, я хочу, чтоб Вы знали, что Вы – единственная женщина, которая смогла вдохнуть в меня любовь, то чувство, которое я отрицал бескомпромиссно.

    Именно с такой женщиной, как Вы, я хотел бы делиться своими мыслями, взглядами. Именно Вас я хотел бы всегда видеть рядом с собой. Но, увы, Вы не разделяете моих чувств. Это судьба наказала меня за мою самоуверенность и отрицание всего и вся. Она послала мне испытание любовью. И я рад, что пережил это чувство. Теперь-то я знаю, что любовь есть и что она прекрасна. Она – счастье и трагедия, ибо обнажает в человеке всё то, что он тщательно скрывал многие годы от других и от самого себя. Оставаясь наедине с самим собой, я с негодованием осознавал романтика в самом себе.

    Если бы кто-нибудь хотя бы только намекнул мне на возможность того, что происходило во мне тогда, я бы разразился презрительном хохотом и уличной бранью. Да, я был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном назвал бы белибердой, непростительной дурью. Рыцарские чувства считал чем-то вроде уродства или болезни.

    Да, это – болезнь. Но прекрасная и светлая. И я любил Вас этой любовью. Даже тогда, когда говорил Вам, что перед Вами смертный, который давно опомнился и надеется, что и другие забыли его глупости, я всё так же любил Вас, глупо, безумно … как и прежде.

    Прощайте! Живите долго! И не лишайте себя любви.

    Евгений Базаров.

Письмо Базарова (вариант второй команды)
Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

Как это странно…Я никак не хочу поверить, что пишу эти строки. Я, который совсем недавно ругал и корил поэзию, не признавал искусств, вдруг обнаруживаю в себе какого-то жалкого романтика.

Теперь все стало ясно, как никогда. Вы сказали мне как-то, что в Вас нет охоты жить. Умоляю Вас, Анна Сергеевна, поверьте мне, как человеку, любившему только Вас, что жизнь – это чудесный дар, своеобразная форма, которую мы сами наполняем либо скукой и цинизмом, либо лицемерием и завистью, либо…

Вы никогда не любили меня, я знаю, но влюбили в себя легко, словно играя, просто из любопытства. Возможно, у Вас осталось даже некое ощущение вины. Оставьте это, право.

Я благодарен Вам за ту новую, полную гамму чувств, что Вы подарили мне. Все изменилось кругом – открылись глаза и увидели дивные краски в природе, я впервые заметил то, о существовании чего даже не подозревал.

Отчаянно больно прощаться с этой новой, вдруг поразившей меня своим многоцветием, жизнью, однако…Увы!

Я благодарю Вас. Я благословляю Вас. Я не жил без Вас…

Вариант выполнения задания№1.

Портрет Ивана Сергеевича Тургенева работы Репина 1874 года является одним из лучших изображений писателя. К этому времени Тургенев прожил уже долгую жизнь. Он достиг истинной славы, приобрел огромный жизненный опыт, пережил многие невзгоды, много лет носил в своей душе неразделённую любовь. И всё это наложило свой отпечаток не только на его внешность, но и на внутренний мир, что и отразил в портрете великий художник Илья Ефремович Репин.

Живописец сумел передать величие и человечность гениального писателя. Репин достигает этого средствами глубокой психологической характеристики, продуманной композиции и обобщенной живописно-пластической лепкой лица и рук. Монументальность образу Тургенева придаёт слегка пониженный горизонт, обобщённо, широкими мазками написан чёрный пиджак, подчёркивающий чёткую плавность силуэта фигуры, светлые пятна рук и головы придают уравновешенность и прочность композиции.

В самой величаво-простой позе Тургенева, в красивой голове с белой пышной бородой и седыми волосами, в “огромной маститой” фигуре чувствуется значительность его личности. Пенсне в правой руке подчёркивает аристократическую утончённость и артистизм. Его мягкое, “библейское” лицо, окаймлённое серебристыми волосами, величественная, сильная, широкая фигура, седая борода, добрый ласкающий взгляд - все эти черты напоминают нам Бога Юпитера. Очень выразительны и глаза писателя, в которых мы видим огромную тоску. Можно предположить, что это тоска по Родине. Выражение глаз Тургенева усталое и грустное. Наверное, мысли о Родине, о просторах Орловщины, о любимом Спасском переполняют его душу.

Вариант выполнения задания№ 2.

а) Усадьба Одинцовой. Идея размеренности и порядка, организующая всю жизнь Анны Сергеевны, зримо проявляется и в “рукотворном”, “упорядоченном” пейзаже – подстриженных елках и “по линейке” прочерченной аллее.

б) Дом родителей Базарова. Простота и непритязательность быта, следование естественному, природному распорядку жизни – своеобразная антитеза “организованной гармонии”, которой подчинена жизнь Одинцовой.

в) Усадьба Николая Петровича. Пафосу активного преобразовательства (Николай Петрович стремится не отставать от жизни и не чуждается хозяйственных нововведений) противостоит поэтическая натура самого преобразователя – и потому в облике его дома доминирует “лирика” (“бесполезные” акации и сирени), а не “практическая хватка” помещика.

Вариант выполнения задания№ 3.

Общий набор авторов у Базарова и Аркадия: труды ученых-химиков Либиха, которого намеревается также почитать и Кукшина, и Бюхнера(его книгу Базаров рекомендует дать Николаю Петровичу). Книгу французских ученых Т. Пелуза и Э. Фреми Базаров советует почитать Одинцовой – в качестве пособия для дилетантов. “Эмансипированная” Кукшина, кроме учёных трудов по химии, читает “Московские ведомости”, где ей и попадается на глаза “статья Кислякова о женском труде”, а Базарову и Аркадию она рекомендует книгу французского историка Мишле – судя по контексту, “об основах эмансипации”. В предпочтении романов Жорж Санд философским трактатам Эмерсона Кукшина уличает Ситникова.

Николай Петрович, встречая Аркадия, вспоминает строчки из романа Пушкина “Евгений Онегин”: “Как грустно мне твоё явленье,/Весна, весна, пора любви”), на досуге он читает “Цыган” ,но с поэмой Пушкина ему скоро приходится расстаться: Аркадий меняет её на брошюру Бюхнера.

Единственной книгой, которую в своей жизни прочла Арина Васильевна Базарова, был сентиментальный роман “Алексис, или Хижина в лесу”, отец же Базарова проявил интерес к Горацию.

Вариант выполнения задания№ 5.

“Стандартные” правила дуэли нарушаются в “Отцах и детях” с самого начала: между Павлом Петровичем и Базаровым не было никакой явной ссоры, которая могла бы послужить официальным основанием для дуэли, - просто Кирсанов ненавидел Базарова, а тот его презирал. Секунданты обеих сторон заменены общим свидетелем – Петром, к тому же лицом недворянского звания. По причине отсутствия секундантов о правилах дуэли Базаров и Павел Петрович договаривались лично. Каждый дуэлянт имел право на два выстрела. По условиям дуэли противники должны были драться на десяти или восьми шагах – точнее они не договорились, сцена самой дуэли насквозь пародийна: Павел Петрович пытается соблюсти все тонкости дуэльного этикета, Базаров снисходительно с ним соглашается (например, в эпизоде выбора пистолетов: “Соблаговолите выбрать”. – “Соблаговоляю”). Базаров отшучивается, а для Павла Петровича из мелочей складывается тот миропорядок, который он пытается защитить от вторжения Базарова.

Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Двадцать пять верст показались Аркадию за целых пятьдесят. Но

вот на скате пологого холма открылась наконец небольшая деревушка, где

жили родители Базарова. Рядом с нею, в молодой березовой рощице,

виднелся дворянский домик под соломенною крышей.

(И.С. Тургенев «Отцы

и дети»)

Индексальным знаком является

соломенная крыша.

Если перелистать

несколько страниц назад, то можно вспомнить, что соломенные крыши были

на крестьянских домах в усадьбе Одинцовой.

«Усадьба, в которой жила

Анна Сергеевна, стояча на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии

от желтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и

живописью al fresco над главным входом, предста&гявшею «Воскресение

Христово» в «итальянском» вкусе.

Особенно замечателен своими

округленными контурами был распростертый на первом тане смуглый воин в

шишаке. За церковью тянулось в два ряда длинное село с кое-где мелькающими

трубами над соломенными крышами».

Соломенная крыша является знаком

бедности. Родители Базарова были небогатыми дворянами. (И.С. Тургенев

«Очны и дети»)

Приведём ещё один пример культурно-маркированного индексального

знака.

«Между тем псы затвапкь всеми возможными гтосалм: один,

забросивши вверх голов}’, выводил так протяжно и с таким старанием, как будто за

это получал бог знает какое жалованье; другой отхватывал наскоро, как

пономарь; промеж: них звенел, как почтовый звонок неугомонный дискант,

вероятно молодого щенка, и все это, наконец, повершал бас, может быть,

старик, наделенный дюжею собачьей натурой, потому что хритл. как хрипит

певческий контрабас, когда концерт в полном разливе: тенора поднимаются на

цыпочки от сильного желания вывести высокую ноту, и все, что ни есть,

порывается кверху, закидывая голову, а он один, засунувши небритый

подбородок в гсастук, присев и опустившись почти до земли, пропускает оттуда

свою ногт>, от которой трясутся и дребезжат стекта».

(Н.В. Гоголь «Мёртвые

крепкого хозяйства: значит есть, что сторожить и чем кормить.

Символы выступают своеобразными ключевыми знаками культурной

парадигмы. Они в сжатой, компрессированной форме хранят программу той

или иной культуры. Например, романтическим символом является образ

моря. Этот образ фигурирует в произведениях потгов-ромашиков. например,

в стихотворении А.С. Пушкина «К морю». Море - необузданная стихия.

Данный образ лучше всего отражает философию романтизма: накал страстей,

свободолюбие

{...свободная стихия..),

одиночество

(...и блещешь гордою

красой...,

...Как

зов

его

в

прощальный

час,

Твой грустный шум, твой шум призывный..,),

нетипичпость обстоятельств,

непредсказуемость:

Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый.

«Отцы и дети» Тургенев И.С.

Вариант 1.

    По описанию усадьбы определите, в чьем имении вы оказались. Какие детали описания впрямую соотнесены с характером персонажа?

А) «Усадьба…стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от желтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, представлявшей «Воскресение Христово» в «итальянском» вкусе…»

Б) «…На скате пологого холма открылась, наконец, небольшая деревушка… Рядом с нею, в молодой березовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенной крышей. У первой избы стояли два мужика в шапках и бранились».

В) «Он построил дом, службы и ферму, разбил сад, выкопал пруд и два колодца; но молодые деревья плохо принимались, в пруде воды набралось очень мало, и колодцы оказались солоноватого вкуса. Одна только беседка из сиреней и акаций порядочно разрослась; в ней иногда пили чай и обедали».

    Одного из «продолжателей дела Базарова» - Ситникова «жена считает дурачком и …литератором». Сформулируйте три тезиса, которые Ситников – пародийная копия своего учителя – мог выдвинуть, сочиняя статью о Пушкине.

    Восстановите сюжетный маршрут Базарова и Аркадия. Какова композиционная роль странствий героев?

    Узнайте персонажей романа по фактам биографии. При помощи каких повествовательных приемов в роман вводится биография персонажа?

Пажеский корпус Страстное увлечение химией

Служба в гвардейском полку Изобретение мастики

Отставка Отъезд в Гейдельберг

Отъезд в Баден Изучение архитектуры

Приезд в имение

Отъезд в Дрезден

5.Каково значение слова «нигилист» на языке Аркадия, Базарова, Павла Петровича, Ситникова?

6. В чем, на ваш взгляд, проблематика романа «Отцы и дети»? Аргументируйте свой ответ.

«Отцы и дети» Тургенев И.С.

Вариант 2.

1.В двух «фотороботах» запечатлены наиболее примечательные черты разных персонажей романа. Назовите каждого из персонажей. Какими деталями должен быть дополнен его оригинальный облик?

А) В лице его длинном и худом, с висячими бакенбардами песочного цвета, сказывалось тревожное и тупое выражение, но особенно хороши были светлые черные, продолговатые глаза. Он одет был в английский сьют, на голове красовалась маленькая феска.

Б) Кругленькая, низенькая, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками, растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, она полулежала на диване. Спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели её светлые глаза.

2.Каждому герою «выдайте» ту книгу, о которой он упоминает на страницах романа. По какому принципу вы будете отбирать книги для каждого героя?

Николай Петрович Бюхнер «Stoff und Kraft »

Базаров Пушкин «Цыганы»

Аркадий труды Либиха

Кукшина статья Кислякова о женском труде

Ситников романы Жорж Санд

Василий Иванович Мишле «De lamour »

Арина Власьевна Pelous et Fremy

Сочинения Горация

Дюкре-Дюминиль «Алексис или хижина в лесу»

3.В сюжетах русской классики очень часто встречается дуэль. Вспомните условия, на которых стреляются Базаров и Павел Петрович. Насколько точно эти условия были соблюдены? Как распределяются у Тургенева традиционные функции участников поединка – дуэлянтов, секундантов, врачей?

Да зачем же я стану их признавать? Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и все.

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта…

б) Долой Маколея! Долой!...Да я их не отрицаю.

Возможность презирать и выражать свое презрение было самым приятным ощущением…

С двумя-тремя химиками, не умеющими отличить кислорода от азота, но исполненными отрицания и самоуважения,…толчется в Петербурге.

5.Вспомните контекстуальные антонимы в романе к слову «нигилист».

6.В чем трагедия Евгения Базарова? Аргументируйте свой ответ.

В итоге развития романа на протяжении двух томов, до той половины, которая посвящена событиям 1812 года, главные герои остаются обманутыми действительностью во всех надеждах. Преуспевают лишь ничтожества: Друбецкие, Берги, Курагины. Лишь эпоха 1812 года смогла вывести героев из их состояния неверия в жизнь. Андрей Болконский нашел свое место в жизни в героическом общенародном действии. Князь Андрей - этот рыцарь без страха и упрека - в итоге мучительных духовных исканий соединяется с народом, потому что отказывается от прежних своих мечтаний о командной наполеоновской роли по отношению к людям. Он понял, что история делается тут, на поле боя. Отечественная война разрушила преграды между Болконским и людьми. Нет более в нем высокомерной гордости, аристократической кастовости. Автор пишет, что в полку его называют “наш князь”, то есть солдаты почувствовали в нем “своего”. Так Пьера солдаты назовут “наш барин”. Всю свою жизнь Андрей Болконский искал возможности участвовать в настоящем, большом действии, важном для жизни, для людей, сливающем “мое” и “общее”. И он пришел к пониманию того, что возможность такого действия - только в единении с народом. Участие князя в поистине народной войне сломало его аристократическую замкнутость, открыло его душу для простого, естественного, помогло понять Наташу, понять свою любовь к ней и ее к нему. У Пьера, испытывающего те же мысли и чувства, что и князь Андрей, именно в бородинских главах возникает особенно острое сознание того, что они - солдаты, ополченцы, народ, - только они и являются истинными выразителями действия, Безухов восхищается их величием и самопожертвованием. “Солдатом быть, просто солдатом!” - вывод, к которому приходит герой. В “Войне и мире” речь идет о такой эпохе, когда человек находится на первом плане. Люди, сами непосредственно отвечающие за развитие действия, творящие ее (эпоху), становятся из “ма леньких” людей “большими”. Именно это и показано Толстым в картинах Бородинского сражения. Путь Пьера и князя Андрея - это путь ошибок, заблуждений, но все же путь обретения, чего не скажешь о судьбе Николая Ростова, чей путь- путь утрат. Так, он не смог отстоять в эпизоде с Теляниным свою правоту, когда последний украл у него кошелек. Когда ветераны полка обвинили Ростова в том, что он уронил честь полка, так как среди павлоградцев нет воров, то Николай признал за собой вину, исходя из ложно понятого чувства чести, хотя сердцем чувствовал: он прав. Потом тильзитские главы, торжество переговоров между императорами - все это странно воспринимает Николай Ростов. В душе героя поднимается бунт, возникают “странные мысли”. Но этот бунт заканчивается полной нравственной капитуляцией Ростова, когда он кричит на офицеров, осуждающих этот союз: “Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать”. Этими словами, по-моему, завершается духовная эволюция Николая Ростова. И этот герой отрезал себе путь к Бородину, будет из него верный аракчеевский рубака, “коль прикажут”. Толстой проверяет своих героев войной, ведь именно в экстремальных обстоятельствах наиболее ясно и открыто проявляются все качества человека.

На поиски смысла «настоящей жизни» направлены устремления главных героев «Войны и мира». Это Андрей Болконский и Пьер Безухов (Петр Лабазов по первоначальному замыслу).

Эти герои несут в романе основную смысловую и философскую нагрузку, продолжая череду толстовских интеллектуальных героев с аналитическим складом ума, отчасти напоминающим

идеями) и поколения 60-х годов XIX в., искания которого были отмечены большей глубиной и драматизмом стоявших перед ними жизненных вопросов.

Андрей Болконский - сын богатого, знатного и уважаемого светом вельможи екатерининской эпохи, воспитанный и образованный в лучших традициях рубежа XVIII-XIX вв. Это блестящий

молодой человек, делающий успешную служебную и светскую карьеру. За безукоризненной светской внешностью кроется умный, смелый, педантично честный, глубоко порядочный и гордый человек с сильной волей. Гордость князя Андрея - «родовая» чёрта Болконских, которая проявляется у него

еще и как «гордость мысли». Пьер Безухов отмечает в своем друге «способности мечтательного философствования». Жизнь князя Андрея наполнена напряженными интеллектуальными

и духовными исканиями, составляющими эволюцию его богатого внутреннего мира.

В начале романа, будучи вполне сложившимся семейным человеком, Болконский не удовлетворен своим положением, он мечтает прославиться, послужить общему благу. Ему кажется, что для этого, подобно его кумиру Наполеону, нужно найти удобный случай, «свой Тулон», который помог бы ему

проявить нераскрытые способности. Начавшаяся кампания 1805 г. побуждает Болконского вступить в действующую армию, где он участвует в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях.

«Свой Тулон» князь Андрей находит на поле Аустерлица, когда совершает подвиг, бросаясь вперед со знаменем в руках и пытаясь остановить бегущих солдат. Будучи тяжело раненным и глядя в бездонное небо над своей головой, князь Андрей понимает ошибочность прежних желаний и устремлений,

он разочаровывается в Наполеоне, который любуется полем сражения и рассматривает убитых. Андрей Болконский, как и Пьер Безухов, приходит к неприятию Наполеона, к отрицанию

самой идеи наполеонизма как выражению крайнего индивидуализма. Новое потрясение героя связано с рождением сына и смертью жены, перед которой он чувствует себя виновным за невнимание и холодность, его жизнь замыкается в тесных семейных рамках, однако, этот период становится временем первого серьезного духовного возрастания героя. Гордый Болконский впервые живет не для себя, а для других людей, хотя это всего лишь небольшой круг его семьи. Время деревенской жизни

оказывается чрезвычайно важным для внутреннего развития героя: он много читает, размышляет. Его вообще отличает рационалистически- рассудочный способ постижения жизни, аналитический подход к оценке людей и явлений. Под впечатлением встречи с Наташей Ростовой и возникшего к ней чувства

князь Андрей вновь возвращается к активной жизни, одно время работает у Сперанского, но разочаровывается в этой деятельности.

Участвуя в Отечественной войне, Болконский обретает общую со всем народом цель других понимает существо многих совершающихся перед его глазами событий, а в разговоре с Пьером накануне Бородинского боя говорит о своих наблюдениях над духом войска и его властной, решающей силе в сражении. Тяжелое ранение, полученное в Бородинской битве, влияние всего пережитого, примирение с Наташей решительно изменяют князя Андрея. Он начинает понимать людей, прощать их слабости, обнаруживает, что истинные связи между людьми строятся на любви к ближним. Это открытие

оказывается непосильным для гордого разума и гордой души героя: в нем совершается нравственный надлом. После вещего для него сна о безуспешной борьбе со смертью Болконский постепенно

угасает, несмотря на миновавшую физическую опасность, так как открывшаяся для него истина, движущая «живой человеческой жизнью», выше и больше того, что может

вместить его гордая душа.

Один из самых главных в творчестве Толстого и в «Войне и мире» - образ Пьера Безухова. В этом образе воплощены закономерности исторической действительности, авторское понимание

основных начал жизни, автобиографические черты самого писателя, отличающие его внутреннюю эволюцию как борьбу духовного и интеллектуального начал с чувственным и страстным. Образ Пьера отражает не только главное направление духовного развития самого писателя, он идейно соотносится

с персонажами русской литературы XIX столетия. В процессе интеллектуальных и духовных поисков героя характеризует слияние рационального, эмоционального и интуитивного начал, что приводит его к наиболее полному постижению жизни.

Пьер - мягкий и добродушный человек, доверчивый и увлекающийся, но в то же время страстный, подверженный вспышкам гнева, иногда поддающийся чужому влиянию. Пьер - незаконнорожденный сын знатного вельможи графа Безухова. После смерти отца наследование его титула и огромного состояния превращается в первое серьезнейшее испытание в жизни героя. Несчастная личная жизнь, склонность к философствованию приводят Безухова в ряды масонов, цели

которых кажутся ему верными, однако скоро он разочаровывается в идеалах и участниках этого движения. Новым увлечением Пьера становится благотворительная деятельность, направленная на переустройство и улучшение крестьянского быта, но его доверчивость и непрактичность вновь приводят к неудаче.

1812 г. - самая тяжелая и сложная пора в жизни Пьера. Именно в это время он понимает, что, не будучи свободным, он глубоко любит Наташу Ростову. Глазами Пьера читатели видят страшное предзнаменование наступающих бедствий - знаменитую комету 12-го года. Окончательное прозрение наступает для героя и в отношении его прежнего кумира Наполеона. На переоценку личности Наполеона во многом повлияли непосредственные впечатления Пьера от Бородинского боя

и событий в Москве. Перед началом Бородинского сражения происходит его последняя встреча с другом, Андреем Болконским, который делится с Пьером своими размышлениями о том, что настоящее понимание жизни там, где «они» - простые русские солдаты. В этом же герою помогает убедиться и участие в самом сражении, когда он, желая быть наблюдателем, оказывается вовлеченным в общее дело и переживает чувство подлинного единения с окружающими. Оставшись в Москве, Пьер намеревается убить Наполеона, который теперь представляется ему злейшим врагом всего человечества.

В плену, куда Пьер попадает как «поджигатель», начинается новый, важнейший период его жизни, во время которого герой впервые оказывается в общем со всем народом положений и сознает вначале, что пленили только его тело, но живую, бессмертную душу человека пленить нельзя. В плену же

он знакомится с сблдатом Апшеронского полка Платоном Каратаевым, сыгравшим главную роль в становлении его мировоззрения. В процессе общения с Каратаевым, образ которого имеет важнейшее значение для понимания философского смысла романа, для Пьера раскрывается суть народного мироощущения и понимания жизни. Платон живет так, как ему диктует внутреннее мироощущение: он не рассуждает о жизни, а «обживается» в любых условиях. Даже в его облике есть что-то символическое: теплое, круглое, пахнущее хлебом, ласковое, спокойное, доброе. В облике и поведении Каратаева выражается глубокая народная мудрость, та народная философия жизни, постижения которой мучительно добиваются главные герои романа. В разговорах Платона проходит мысль о том, что нужно смиряться, нужно любить жизнь, даже когда

невинно страдаешь.

Все важнейшие этапы жизни Пьера отмечены значительными для внутреннего мира героя переживаниями, связанными не только с интеллектуальным, но и эмоционально-образным осмыслением происходящего (сон о терзающих его собаках- «страстях»; сон после Бородинского боя, увиденный под впечатлением разговора с князем Андреем и созерцания звездного неба). В ночь после гибели Каратаева и перед освобождением из плена Пьер также видит символический сон, помогающий ему понять жизненную философию Платона. В этом сне герой видит «миръ» как живой шар, покрытый множеством капель воды, которые то сливаются, то вновь разделяются. Пьер

понимает, что чедовек есть только капля в людском море, что его жизнь имеет назначение и смысл только как часть и одновременно отражение целого. Встреча с Каратаевым заставила Пьера, не видевшего раньше «вечного и бесконечного ни в чем», научиться «видеть вечное и бесконечное во всем. И это вечное и бесконечное был Бог».

Согласно первоначальному замыслу, сюжетная линия Пьера должна была продолжиться в описании событий 1825 г., которые предваряет «открытый» эпилог «Войны и мира». Здесь Пьер показан возмужавшим человеком, счастливо женатым на Наташе Ростовой, образ которой также восходит к первоначальному замыслу. В черновых характеристиках, данных автором своим героям, Наташа отмечена как героиня, которая «не удостаивает быть умной». В этом замечании Толстого - ключ к пониманию образа одной из главных героинь романа.

Наташу отличают не разум, а чуткость и необыкновенная эмоциональность, обогащенная незаурядным музыкальным дарованием. В ее характере есть в то же время твердая основа, опирающаяся на нравственные и духовные ценности народной жизни. В силу этого Наташа неосознанно воплощает в себе истинное понимание жизни и способна на решительные и великодушные поступки, порою - на самопожертвование (эпизоды вывоза раненых из Москвы, спасения матери после гибели Пети). Ее же Толстой наделяет способностью чутко улавливать и верно понимать внутреннюю сущность человека: самые точные и емкие характеристики других героев принадлежат Наташе. В то же время она способна на безрассудные, эгоистические

поступки (увлечение Анатолем Курагиным и попытка побега с ним). Образ Наташи дан в романе в развитии: впервые читатели видят ее непосредственной тринадцатилетней девочкой, а в эпилоге это счастливая, поглощенная заботами о детях и муже женщина. Образ Наташи-матери полемически

заострен Толстым по отношению к широко обсуждавшимся в то время идеям женской эмансипации.

Более возвышенными, гармоническими и отчасти идеальными чертами отмечен другой центральный женский образ романа - княжна Марья. Во многом это объясняется тем, что прототипом этого образа для Толстого была его мать, которой он не помнил и даже не видел ни одного ее изображения. Княжна

Марья отмечена почти всеми качествами, свойственными семье Болконских: она умна, прекрасно образована и воспитана. Но героиня не отличается подчеркнутым рационализмом и холодноватой гордостью Болконских. Это кроткая и одновременно волевая женщина, которой свойственны способность к самопожертвованию (после смерти маленькой княгини она, как может, заменяет Николеньке мать), присутствие духа и глубокая религиозность. Выйдя замуж за Николая Ростова,

она полностью разделяет взгляды мужа «на долг и присягу».

Большое значение для понимания философского и нравственного смысла «Войны и мира» имеет то обстоятельство, что Толстой уделяет много внимания изображению семейной жизни

своих героев. Большинство значимых персонажей романа- эпопеи выступают в своем семейном окружении. Автором настойчиво подчеркиваются общие черты, характеризующие то

или иное семейство: радушие и открытость, эмоциональность и доброта, музыкальная одаренность и подлинное слияние с русским национальным духом Ростовых; утонченный аристократизм, ум, благородство, обостренные чувства долга и чести, образованность и гордость Болконских; безнравственность и корыстолюбие, эгоизм, подлость «проклятой курагинской породы». Семья в понимании писателя - маленькое подобие того «Mipa», частью которого является человек. Именно поэтому героев романа-эпопеи отличают не только индивидуальные черты, но и родовые. Семья, способность быть хранительницей домашнего очага и матерью - особое нравственное испытание

для героинь романа. Этого испытания не выдерживает Элен Курагина, но Наташа Ростова и княжна Марья - прекрасные жены и матери.

В одной из современных Толстому критических статей по поводу «Войны и мира» были написаны замечательные слова, вскрывающие существо художественной формы этого произведения:

«Какая громада и какая стройность!». Подобное сочетание могло возникнуть только на основе подлинно реалистического подхода автора к изображению событий и лиц, составивших правдивую картину мира той эпохи. Эпический характер произведения сложился как на основе изображения

переломных исторических событий в соединении с подробностями жизни одного человека, так и на основе широкого показа разных сторон русской общественной, политической и семейной жизни того времени. «Мысль народная» в «Войне и мире» равно выразилась в определении Толстым роли народа

как движущей силы истории, признания важности его духовного состояния для решения исторической судьбы и в изображении не отдельных героев, характеризующих определенные слои общества, а всего народа в целом в лице представителей азных сословий, возрастов, убеждений. При этом в числе второстепенных и эпизодических персонажей романа четко обрисованные характеры и типы с легко узнаваемой индивидуальностью.

Создавая образы главных героев, Толстой не отступает от принципов «диалектики души», давая эти образы в развитии, наделяя их не только богатством чувств, но и глубиной мысли. Существенно дополняют образы героев запоминающиеся портретные характеристики (при этом Толстой часто подчеркивает роль какой-то значимой детали, например, лучистых глаз княжны Марьи), индивидуальная манера поведения (стремительная походка и жесткость общения с окружающими князя Болконского; непосредственность и живость Наташи), своеобразие

Язык романа по-своему отражает правдивую картину жизни той эпохи, содержит большие включения текста, написанного автором на немецком и, главным образом, на французском языках, что передает реальную атмосферу жизни светского общества. Однако основной объем романа - великолепный по

точности изложения мысли русский литературный язык, обогащенный живыми образцами народной (крестьянской и солдатской) речи.

Осмыслению героями своих переживаний, чувств, их напряженной духовной работе часто помогает общение с природой. Вид неба под Аустерлицем и в Богучарове, встретившийся по дороге в Отрадное дуб помогают князю Андрею, например, полнее осознать совершающиеся в его внутреннем мире перемены. Охота, в которой участвуют Ростовы, служит своего рода прообразом будущего всенародного единения перед лицом опасности. Мастерство Толстого-баталиста обогащается своеобразным (восходящим, к древним традициям) использованием изображений природы: природа вместе с людьми как бы участвует в сражениях (туман, покрывший Аустерлицкое поле

и мешающий русской армии; дым и туман, бьющее в глаза солнце, мешающие французам при Бородине); природе Толстой передоверяет эмоциональную оценку войны (мелкий дождик,

накрапывающий над полем сражения, как будто говорит: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?»).

Цели урока:

Показать историческое значение Бородинской битвы, выявить истоки героизма русского народа;

Развивать навыки аналитической беседы по тексту произведения;

Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за русскую армию.

Оборудование урока:

Компьютер, проектор, экран;

DVD-проигрыватель;

Стенд «Герои войны 1812 года»;

Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир».(материал из ИИП "КМ-Школа")

Эпиграфы к уроку.

"Война - самое гадкое дело на земле." Л. Н. Толстой

"Военных дел недостаточно для спасения страны, между тем как защищаемая народом страна бывает непобедима." Наполеон Бонапарт

Ход урока:

1.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

Приветствие учащихся;

Сообщение учителем темы, целей урока.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

а) Вступительное слово учителя под звуки «Лунной сонаты» Людвига ван Бетховена : Толстого бы не было, если бы мы его не читали. Жизнь его книг – это наше чтение, наше существование в них. Каждый раз, когда кто-то берет «Войну и мир» в руки, жизнь этой книги начинается снова. Мы с вами тоже держим в руках эту великую книгу, в которой Толстой делится с нами своими мыслями о жизни и смерти, о любви, что спасает человека, о славе, чести и бесчестии, о войне, о том, как она переворачивает судьбы людские. Война – это гибель, смерть, кровь, ранения. Война – это страх. И неоднократно Толстой подчеркивает, что война – это преступление, ибо война – это кровопролитие, а любое кровопролитие преступно. Человек и война – одна из ведущих тем романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Сегодня мы поговорим о славной странице истории нашей Родины – о Бородинском сражении. Цель сегодняшнего занятия – доказать, что, действительно, недаром помнят потомки о Бородинском сражении, что Бородинское сражение имело огромное значение в Отечественной войне 1812 года. (Ученики записывают тему урока в тетради).

б) Выступление учащегося о двух полководцах: Кутузове и Наполеоне. Текстовый материал выступления: 1812 год.Отечественная война. Такого нашествия Русь не видела со времен монголо-татарского ига. 22 июня 1812 года Наполеон подписал воззвание своим солдатам: «Солдаты! Пойдем вперед, перенесем войну в пределы России, которая вот уже 50 лет оказывает влияние на дела Европы». Армия Наполеона – самая сильная и многочисленная в Европе. Он сам успешный полководец. Его маршалы – это исторический феномен. Наполеон сам их выбирал из народа там, где видел талант и мужество и не спрашивал бумаг о дворянском происхождении. Это был сильный соперник, и он мог рассчитывать на успех. 20 августа 1812 года русскую армию возглавил Кутузов. Ему 67 лет и жить осталось всего 8 месяцев. Его боевой опыт исчислялся в полвека. Нелегкая жизнь досталась этому человеку, но славная. Много позади боев и походов, трижды он был ранен, лишился правого глаза. Пора бы на покой. Но нет … не время. Именно Кутузов дал приказ отступать к Москве. Недовольны в войсках таким приказом. А Кутузов сказал, хитро прищурив свой единственный глаз: «Кто сказал отступление? Сие есть военный маневр».

в) Работа с текстом 19 главы части 2 тома 3 в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирования их.

Учитель: Отступая, войска подошли к Москве. Здесь, возле мало кому известной деревни Бородино, суждено было русским проявить свою доблесть и мужество.

1. Готовились ли русские к Бородинскому сражению? Были ли укреплены позиции? Каково было соотношение сил русских и французов?

2. Почему Кутузов решил дать сражение в таких невыгодных для русской армии условиях? Почему он не решался давать сражение до сих пор?

3. Что учитывал Кутузов, решаясь на сражение?

4. Найдите главную, на ваш взгляд, ключевую фразу в 19 главе, в которой содержится ответ на поставленные вопросы.

(Учащиеся находят нужную фразу, которая высвечивается на экране: «требование народного сражения». Делается вывод о том, что Кутузов, решаясь на сражение, учитывал настроение войска. Вывод записывается учениками в тетради).

г) Анализ эпизода «Пьер Безухов по дороге на Бородинское поле». Работа с текстом 20 главы части 2 тома 3.""

Учитель: Пережить события Бородинской битвы и передать читателю свои мысли и чувства по поводу Бородинского сражения Толстой доверяет некомпетентному в военных делах Пьеру Безухову.

1.Почему Пьер, сугубо гражданский человек, не уехал из Москвы, как другие, а остался и оказался под Бородином? В каком настроении он отправляется на Бородинское поле? (Пьер возбужден, радостен. Он чувствует, что здесь решается судьба Отечества, и, возможно, он станет свидетелем, а если повезет, то и участником грандиозного события).

2.Какую картину мы видим глазами Пьера по дороге на Бородинское поле? Что ему бросается в глаза? Кого он встречает? (Конный полк с песенниками направляется на позиции, навстречу ему – обоз с раненными во вчерашнем бою под деревней Шевардино. Старый солдат обращается к графу Безухову «землячок», и Пьер понимает, что сейчас не та минута, чтобы люди делились на господ и рабов. Происходит какое-то единение людей перед битвою, в которой решится судьба их земли).

3.Как ведут себя солдаты перед боем? Видит ли Пьер панику, страх? (Солдаты шутят, обсуждают завтрашнее сражение. Все торжественно, величественно. Страха нет ни у кого, поэтому нет его и у Пьера).

Учитель: Разнообразными средствами Толстой подчеркивает необыкновенную торжественность и важность наступающих событий. Показано единение людей перед боем: профессиональных военных, ополченцев, Пьера, который свои размышления об увиденном формулирует фразой («…всем народом навалиться хотят» (высвечивается на экране, записывается в тетради).

д) Просмотр фрагмента фильма « Война и мир» (эпизод «Беседа Андрея Болконского и Пьера Безухова накануне Бородинского сражения»). Обсуждение эпизода по вопросам:

1. От чего меньше всего зависит успех сражения, по мнению князя Андрея? (От позиций, численности войска, вооружения). А от чего тогда? (« от того чувства, которое есть в каждом солдате» , т. е. от морального состояния войска, от духа армии).

(Выделенные слова князя Андрея высвечиваются на экране, записываются в тетради).

2. Толстой утверждает: «Война – самое гадкое дело в жизни». Но какую войну устами князя Андрея оправдывает Толстой? (Войну за свою Родину, за землю, в которой лежат наши предки. Такая война справедливая! Она должна быть жестокой, чтобы никто не захотел ее повторения. Князь Андрей говорит: «Французы – враги мои, они преступники. Их нужно казнить», т. е.он утверждает, что к врагу, который пришел на твою землю, нужно испытывать ненависть. Чтобы победить, надо ненавидеть). (Выделенные слова князя Андрея высвечиваются на экране и вместе с выводами записываются в тетради).

е) Анализ эпизода «Пьер Безухов на батарее Раевского». Работа с текстом 31, 32 глав части 2 тома 3 в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирования их.

Учитель: Для Толстого война – это тяжелая, будничная, кровавая работа. Понимает это и князь Андрей. Попав на батарею Раевского, Пьер Безухов расстается со своим представлением о войне как торжественном параде.

1.В каком настроении находится Пьер, когда попадает на батарею Раевского? (В веселом, приподнятом, радостном).

2.Как отнеслись бойцы к Пьеру? (Вначале неодобрительно: парадная одежда Пьера совершенно нелепо смотрится среди всего происходящего. Затем, увидев, что он безобидный, солдаты начинают относиться к Пьеру ласково, шутливо, называют его «наш барин»).

3.Что из увиденного меняет настроение Пьера? (Он видит смерть. Первое, что его поразило, - одиноко лежащий мертвый солдат на лугу. А к десяти часам – «человек двадцать унесли с батареи». Но особенно Пьера поразила смерть « молодого офицерика» - «сделалось странно, пасмурно в глазах». )

4.Почему Пьер вызвался бежать за снарядами, когда те закончились? (Ему страшно. Он бежит с батареи не помня себя, подсознательно понимая, что никакие силы не заставят его вернуться к тому ужасу, который он пережил на батарее).

5.Что заставило Пьера вернуться на батарею? (Ящик со снарядами взорвался чуть ли не в руках у Пьера. Он в панике бежит туда, где люди, - на батарею).

6.Какую картину увидел Пьер, вернувшись на батарею? (Почти все солдаты мертвы, на его глазах русский солдат был заколот в спину французом, остальные солдаты взяты в плен).

Учитель: Пьер, схватившись за голову, в полуобморочном состоянии бежит, «спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги». А когда курган освободили, Пьеру еще раз суждено было побывать на батарее, и увиденное его поразило.

Страшную картину Бородинского поля после сражения рисует Толстой.

7.Толстой рисует картину смерти и не жалеет красок. Какую мысль он хочет донести до читателя? (Война – это преступление, кровопролитие. Сколько убитых! А ведь с каждым убитым уходит целый мир. Уходит безвозвратно! Навсегда! Вот что призывает понять Толстой и опомниться).

8.Какое определение дает Толстой победе под Бородином? (Учащиеся находят нужное определение, которое высвечивается на экране: «победа нравственная была одержана русскими под Бородином». Делается вывод о нравственном превосходстве русских солдат в Бородинском сражении).

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

а) Подведение итогов урока.

Учащиеся анализируют записи в тетрадях, которые высвечиваются также и на экране, и отвечают на вопросы:

1.Благодаря чему русская армия одержала победу?

2.Что главное для победы, по мнению Толстого?

3.От чего зависит успех сражения?

б) Заключительное слово учителя.

Армия Наполеона была сильнее. Все военные факторы были учтены, все он предусмотрел. Не учел он только одного обстоятельства, которое и решило исход войны, а именно, что вместе с армией поднимется на борьбу весь русский народ и будет отчаянно сражаться за свою землю, что это будет война не на жизнь, а на смерть. Войну 1812 года историки назвали Отечественной. Дважды в истории нашей страны войнам давали это название. И казалось бы, все враги наши должны были усвоить главный урок Бородинской битвы: не ходи на Москву! Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. Но все в истории повторяется. В ней есть знаковые даты. Тоже 22 июня 1941 года (через 129 лет!) Гитлер пожелал покорить Русь. Началась Великая Отечественная война.Отечественные войны… Это священные войны, когда все от мала до велика были объединены одним чувством и одним желанием. И тогда они становились непобедимыми и заставляли дивиться этому весь мир. Это был патриотизм самой высокой пробы. У Марины Цветаевой есть стихотворение «Генералам 12-го года», которое она посвящает всем героям Отечественной войны. Лишь малая часть их портретов находится на нашем стенде. Обратите на них свое внимание, они заслуживают этого. Совсем юные лица, но они знают, что такое Отечество, что значит защищать свою землю, что такое офицерская честь.

(Учащиеся рассматривают стенд, а в это время звучит фрагмент романса Настеньки из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово» на слова М. Цветаевой муз. А. Петрова).

в) Домашнее задание:

1.Анализ глав 22-38 из тома 3 части 2.

2.Подготовить сравнительную характеристику образов Кутузова и Наполеона.

г) Анализ ответов учащихся и выставление оценок.