Пишу о чем хочу телеуты. Легенды и были телеутов

Внутреннее строение Земли

Недавно американский геофизик М. Херндон высказал гипотезу о том, что в центре Земли находится естественный «ядерный реактор» из урана и плутония (или тория) диаметром всего 8 км. Эта гипотеза способна объяснить инверсию земного магнитного поля, происходящую каждые 200 000 лет. Если это предположение подтвердится, то жизнь на Земле может завершиться на 2 млрд. лет ранее, чем предполагалось, так как и уран, и плутоний сгорают очень быстро. Их истощение приведет к исчезновению магнитного поля, защищающего 3емлю от коротковолнового солнечного излучения и, как следствие, к исчезновению всех форм биологической жизни. Эту теорию прокомментировал член-корреспондент РАН В.П. Трубицын: «И уран, и торий - очень тяжелые элементы, которые в процессе дифференциации первичного вещества планеты могут опуститься к центру Земли. Но на атомном уровне они увлекаются с легкими злементами, которые выносятся в земную кору, поэтому все урановые месторождения и находятся в самом верхнем слое коры. То есть если бы и эти элементы были сосредоточены в виде скоплений, они могли бы опуститься в ядро, но, по сложившимся представлениям, их должно быть небольшое количество. Таким образом, для того чтобы делать заявления об урановом ядре Земли, необходимо дать более обоснованную оценку количества урана, ушедшего в железное ядро. Следует также Строение Земли

Осенью 2002 года профессор Гарвардского университета А. Дзевонски и его студент М. Исии на основании анализа данных от более чем 300 000 сейсмических явлений, собранных за 30 лет, предложили новую модель, согласно которой в пределах внутреннего ядра лежит так называемое «самое внутреннее» ядро, имеющее около 600 км в поперечнике: Его наличие может быть доказательством существования двух этапов развития внутреннего ядра. Для подтверждения подобной гипотезы необходимо разместить по всему земному шару еще большее число сейсмографов, чтобы nровести более детальное выделение анизотропии (зависимость физических свойств вещества от направления внутри него), которая характеризует самый центр Земли.

Индивидуальное лицо планеты, подобно облику живого существа, во многом определяется внутренними факторами, возникающими в ее глубоких недрах. Изучать эти недра очень трудно, так как материалы, из которых состоит Земля, непрозрачны и плотны, поэтому объем прямых данных о веществе глубинных зон весьма ограничен. К их числу относятся: так называемый минеральный агрегат (крупные составные части породы) из природной сверхглубокой скважины - кимберлитовой трубки в Лecoтo (Южная Африка), который рассматривается как представитель пород, залегающих на глубине порядка 250 км, а также керн (цилиндрическая колонка горной породы), поднятый из глубочайшей в мире скважины (12 262 м) на Кольском полуострове. Исследование сверхглубин планеты этим не ограничивается. В 70-е годы ХХ века научное континентальное бурение производилось на на территории Азербайджана - Сааблинская скважина (8 324 м). А в Баварии в начале 90-х годов прошлого века была заложена сверхглубокая скважина КТБ-Оберпфальц размером более 9 000 м.

Существует много остроумных и интересных методов изучения нашей планеты, но основная информация о ее внутреннем строении получена в результате исследований сейсмических волн, возникающих при землетрясениях и мощных взрывах. Каждый час в различных точках Земли регистрируется около 10 колебаний земной поверхности. При этом возникают сейсмические волны двух типов: продольные и поперечные. В твердом веществе могут распространиться оба типа волн, а вот в жидкостях - только продольные. Смещения земной поверхности регистрируются сейсмографами, установленными по всему земному шару. Наблюдения скорости, с которой волны проходят сквозь 3емлю, позволяют геофизикам определить плотность и твёрдость пород на глубинах, недоступных прямым исследованиям. Сопоставление плотностей, известных по сейсмическим данным и полученным в ходе лабораторных экспериментов с горными породами (где моделируются температура и давление, соответствующие определенной глубине 3емли), позволяет сделать вывод о вещественном составе земных недр. Новейшие данные геофизики и эксперименты, связанные с исследованием структурных превращений минералов, позволили смоделировать многие особенности строения, состава и процессов, происходящих в глубинах Земли.

Еще в XVII веке удивительное совпадение очертаний береговых линий западного побережья Африки и восточного побережья Южной Америки наводило некоторых ученых на мысль о том, что континенты «гуляют» по планете. Но только три века спустя, в 1912 году, немецкий метеоролог Альфред Лотар Вегенер подробно изложил свою гипотезу континентального дрейфа, согласно которой относительное положение континентов менялось на протяжении истории 3емли. Одновременно он выдвинул множество аргументов в пользу того, что в далеком прошлом континенты были собраны вместе. Помимо сходства береговых линий им были обнаружены соответствие геологических структур, непрерывность реликтовых горных хребтов и тождественность ископаемых остатков на разных континентах. Профессор Вегенер активно отстаивал идею о существовании в прошлом единого суперконтинента Пангея, его расколе и последующем дрейфе образовавшихся континентов в разные стороны. Но эта необычная теории не была воспринята всерьез, потому что с точки зрения того времени казалось совершенно непостижимым, чтобы гигантские континенты могли самостоятельно перемещаться по планете. К тому же сам Вегенер не смог предоставить подходящий «механизм», способный двигать континенты.

Возрождение идей этого ученого произошло в результате исследований дна океанов. Дело в том, что наружный рельеф континентальной коры хорошо известен, а вот океанское дно, в течение многих веков надежно укрытое многокилометровой толщей воды, оставалось недоступным для изучения и служило неисчерпаемым источником всевозможных легенд и мифов. Важным шагом вперёд в изучении его рельефа явилось изобретение прецизионного эхолота, с помощью которого стало возможным непрерывно измерять и регистрировать глубину дна по линии движения судна. Одним из поразительных результатов интенсивного исследования дна океанов стали новые данные о его топографии. Сегодня топографию океанского дна легче картировать благодаря спутникам, очень точно измеряющим «высоту» морской поверхности: ее в точности отображают различия уровня моря от места к месту. Вместо плоского, лишенного каких-либо особых примет, прикрытого илом дна обнаружились глубокие рвы и крутые обрывы, гигантские горные хребты и крупнейшие вулканы. Особенно явственно выделяется па картах Срединно-Атлантический горный хребет, рассекающий Атлантический океан точно посередине.

Оказалось, что дно океана стареет по мере удаления от срединно-океанического хребта, «расползаясь» от его центральной зоны со скоростью несколько сантиметров в год. Действием этого процесса можно объяснить сходство очертаний континентальных окраин, если предполагать, что между частями расколовшегося континента образуется новый океанический хребет, а океаническое дно, наращиваемое симметрично с обеих сторон, формирует новый океан. Атлантический океан, посреди которого лежит Срединно-Атлантический хребет, вероятно, возник именно таким образом. Но если площадь морского дна увеличивается, а Земля не расширяется, то что-то в глобальной коре должно разрушаться, чтобы скомпенсировать этот процесс. Именно это и происходит на окраинах большей части Тихого океана. 3десь литосферные плиты сближаются, и одна из сталкивающихся плит погружается под другую и уходит глубоко внутрь Земли. Такие участки столкновения отмечаются активными вулканами, которые протянулись вдоль берегов Тихого океана, образуя так называемое «огненное кольцо».

Непосредственное бурение морского дна и определение возраста поднятых пород подтвердили результаты палеомагнитных исследований. Эти факты легли в основу теории новой глобальной тектоники, или тектоники литосферных плит, которая произвела настоящую революцию в науках о 3емле и принесла новое представление о внешних оболочках планеты. Главной идеей этой теории являются горизонтальные движения плит.

Как рождалась земля

Согласно современным космологическим представлениям 3емля образовалась вместе с другими планетами около 4,5 млрд. лет назад из кусков и обломков, вращавшихся вокруг молодого Солнца. Она разрасталась, захватывая вещество, находившееся вокруг, пока не достигла своего нынешнего размера. Вначале процесс разрастания происходил очень бурно, и непрерывный дождь падающих тел должен был привести к ее значительному нагреванию, так как кинетическая энергия частиц превращалась в тепло. При ударах возникали кратеры, причем выбрасываемое из них вещество уже не могло преодолеть силу земного притяжения и падало обратно, и чем крупнее были падающие тела, тем сильнее разогревали они Землю. Энергия падающих тел освобождалась уже не на поверхности, а в глубине планеты, не успевая излучиться в пространство. Хотя первоначальная смесь веществ могла быть однородной в большом масштабе, разогрев земной массы вследствие гравитационного сжатия и бомбардировки ее обломками привел к расплавлению смеси и возникшие жидкости под действием тяготения отделялись от оставшихся твердых частей. Постепенное перераспределение вещества по глубине в соответствии с плотностью должно было привести к его расслоению на отдельные оболочки. Более легкие вещества, богатые кремнием, отделялись от более плотных, содержащих железо и никель, и образовывали первую земную кору. Спустя примерно миллиард лет, когда 3емля существенно охладилась, земная кора затвердела, превратившись в прочную внешнюю оболочку планеты. Остывая, 3емля выбрасывала из своего ядра множество различных газов (обычно это происходило при извержении вулканов) - легкие, такие как водород и гелий, большей частью улетучивались в космическое пространство, но так как сила притяжения 3емли была уже достаточно велика, то удерживала у своей поверхности более тяжелые. Они как раз и составили основу земной атмосферы. Часть водяных паров из атмосферы сконденсировалась, и на 3емле возникли океаны.

Что сейчас?

Земля - не самая большая, но и не самая маленькая планета среди своих соседей. Экваториальный радиус ее, равный 6378 км, из-за центробежной силы, создаваемой суточным вращением, больше полярного на 21 км. Давление в центре Земли составляет 3 млн. атм., а плотность вещества - около 12 г/см3. Масса нашей планеты, найденная путем экспериментальных измерений физической постоянной тяготения и ускорения силы тяжести на экваторе, составляет 6*1024 кг, что соответствует средней плотности вещества 5,5 г/см3. Плотность минералов на поверхности приблизительно вдвое меньше средней плотности, а значит, плотность вещества в центральных областях планеты должна быть выше среднего значения. Момент инерции Земли, зависящий от распределения плотности вещества вдоль радиуса, также свидетельствует о значительном увеличении плотности вещества от поверхности к центру. Из недр Земли постоянно выделяется тепловой поток, а так как тепло может передаваться только от горячего к холодному, то температура в глубине планеты должна быть выше, чем на ее поверхности. Глубокое бурение показало, что температура с глубиной увеличивается примерно на 20°С на каждом километре и меняется от места к месту. Если бы увеличение температуры продолжалось непрерывно, то в самом центре Земли она достигла бы десятков тысяч градусов, однако геофизические исследования показывают, что в действительности температура здесь должна составлять несколько тысяч градусов.

Толщина Земной коры (внешней оболочки) изменяется от нескольких километров (в океанических областях) до нескольких десятков километров (в горных районах материков). Сфера земной коры очень небольшая, на ее долю приходится всего около 0,5% общей массы планеты. Основной состав коры - это окислы кремния, алюминия, железа и щелочных металлов. В составе континентальной коры, содержащей под осадочным слоем верхний (гранитный) и нижний (базальтовый), встречаются наиболее древние породы Земли, возраст которых оценивается более чем в 3 млрд. лет. Океаническая же кора под осадочным слоем содержит в основном один слой, близкий по составу к базальтовым. Возраст осадочного чехла не превышает 100-150 миллионов лет.

От низлежащей мантии земную кору отделяет во вмогом еще загадочный Слой Мохо (назван так в честь сербского сейсмолога Мохоровичича, открывшего его в 1909 году), в котором скорость распространения сейсмических волн скачкообразно увеличивается.

На долю Мантии приходится около 67% общей массы планеты. Твердый слой верхней мантии, распространяющийся до различных глубин под океанами и континентами, совместно с земной корой называют литосферой - самой жесткой оболочкой Земли. Под ней отмечен слой, где наблюдается некоторое уменьшение скорости распространения сейсмических волн, что говорит о своеобразном состоянии вещества. Этот слой, менее вязкий и более пластичный по отношению к выше и ниже лежащим слоям, называют астеносферой. Считается, что вещество мантии находится в непрерывном движении, и высказывается предположение, что в относительно глубоких слоях мантии с ростом температуры и давления происходит переход вещества в более плотные модификации. Такой переход подтверждается и экспериментальными исследованиями.

В нижней мантии на глубине 2900 км отмечается резкий скачок не только в скорости продольных волн, но и в плотности, а поперечные волны сдесь исчезают совсем, что указывает на смену вещественного состава пород. Это внешняя граница ядра Земли.

Земное ядро открыто в 1936 году. Получить его изображение было чрезвычайно трудно из-за малого числа сейсмических волн, достигавших его и возвращавшихся к поверхности. Кроме того, экстремальные температуры и давления ядра долгое время трудно было воспроизвести в лаборатории. Земное ядро разделяется на 2 отдельные области: жидкую (ВНЕШНЕЕ ЯДРО) и твердую (BHУTPEHHE), переход между ними лежит на глубине 5156 км. Железо - элемент, который соответствует сейсмическим свойствам ядра и обильно распространен во Вселенной, чтобы представить в ядре планеты приблизительно 35% ее массы. По современным данным, внешнее ядро представляет собой вращающиеся потоки расплавленного железа и никеля, хорошо проводящие электричество. Именно с ним связывают происхождение земного магнитного поля, считая, что, электрические токи, текущие в жидком ядре, создают глобальное магнитное поле. Слой мантии, находящийся в соприкосновении с внешним ядром, испытывает его влияние, поскольку температуры в ядре выше, чем в мантии. Местами этот слой порождает огромные, направленные к поверхности Земли тепломассопотоки - плюмы.

ВНУТРЕННЕЕ ТВЕРДОЕ ЯДРО не связано с мантией. Полагают, что его твердое состояние, несмотря на высокую температуру, обеспечивается гигантским давлением в центре Земли. Высказываются предположения о том, что в ядре помимо железоникелевых сплавов должны присутствовать и более легкие элементы, такие как кремний и сера, а возможно, кремний и кислород. Вопрос о состоянии ядра 3емли до сих пор остается дискуссионным. По мере удаления от поверхности увеличивается сжатие, которому подвергается вещество. Расчеты показывают, что в земном ядре давление может достигать 3 млн. атм. При зтом многие вещества как бы металлизируются - переходят в металлическое состояние. Существовала даже гипотеза, что ядро Земли состоит из металлического водорода.

Чтобы понять каким образом геологи создали модель строения Земли, надо знать основные свойства и их параметры, характеризующие все части Земли. К таким свойствам (или характеристикам) относятся:

1. Физические - плотность, упругие магнитные свойства, давление и температура.

2. Химические - химический состав и химические соединения, распределение химических элементов в Земле.

Исходя из этого, определяется выбор методов исследования состава и строения Земли. Кратко рассмотрим их.

Прежде всего, отметим, что все методы разделяются на:

· прямые - опираются на непосредственное изучение минералов и горных пород и их размещении в толщах Земли;

· косвенные - основаны на изучении физических и химических параметров минералов, пород и толщ с помощью приборов.

Прямыми методами мы можем изучить лишь верхнюю часть Земли, т.к. самая глубокая скважина (Кольская) достигла~12 км. О более глубоких частях можно судить по вулканическим извержениям.

Глубинное внутреннее строение Земли изучается косвенными методами, в основном комплексом геофизических методов. Рассмотрим основные из них.

1.Сейсмический метод (греч. сейсмос - трясение) - опирается на явление возникновения и распространения упругих колебаний (или сейсмических волн) в различных средах. Упругие колебания возникают в Земле при землетрясениях, падениях метеоритов или взрывах и начинают распространяться с разной скоростью от очага их возникновения (очага землетрясения) до поверхности Земли. Выделяют два типа сейсмических волн:

1-продольные P-волны (самые быстрые), проходят через все среды - твердые и жидкие;

2-поперечные S-волны, более медленные и проходят только через твердые среды.

Сейсмические волны при землетрясениях возникают на глубинах от 10 км до 700 км. Скорость сейсмических волн зависит от упругих свойств и плотности горных пород, которые они пересекают. Достигая поверхности Земли, они как бы просвечивают ее и дают представление о той среде, которую пересекли. Изменение скоростей дает представление о неоднородности и расслоенности Земли. Кроме изменения скоростей, сейсмические волны испытывают преломление, проходя через неоднородные слои или отражение от поверхности, разделяющей слои.

2.Гравиметрический метод основан на изучении ускорения силы тяжести Dg, которое зависит не только от географической широты, но и от плотности вещества Земли. На основании изучения этого параметра установлена неоднородность в распределении плотности в разных частях Земли.

3.Магнитометрический метод - основан на изучении магнитных свойств вещества Земли. Многочисленные измерения показали, что различные горные породы отличаются друг от друга по магнитным свойствам. Это приводит к образованию участков с неоднородными магнитными свойствами, которые позволяют судить о строении Земли.

Сопоставляя все характеристики, ученые создали модель строения Земли, в которой выделяют три главные области (или геосферы):

1-Земная кора, 2-Мантия Земли, 3-Ядро Земли.

Каждая из них в свою очередь разделяется на зоны или слои. Рассмотрим их и основные параметры суммируем в таблице.

1. Земная кора (слой А)- это верхняя оболочка Земли, ее мощность колеблется от 6-7км до 75км.

2.Мантия Земли подразделяется на верхнюю (со слоями: В и С) и нижнюю (слой D).


3. Ядро - подразделяется на внешнее (слой Е) и внутреннее (слой G), между которыми располагается переходная зона - слой F.

Границей между земной корой и мантией является раздел Мохоровичича, между мантией и ядром также резкая граница- раздел Гуттенберга.

Из таблицы видно, что скорость продольных и поперечных волн возрастает от поверхности к более глубоким сферам Земли.

Особенностью верхней мантии является наличие зоны, в которой резко падает скорость поперечных волн до 0.2-0.3 км/сек. Это объясняется тем, что наряду с твердым состоянием, мантия частично представлена расплавом. Этот слой пониженных скоростей называют астеносферой . Его мощность 200-300 км, глубина 100-200 км.

На границе мантии и ядра происходит резкое снижение скорости продольных волн и затухание скорости поперечных волн. На основании этого сделано предположение, что внешнее ядро находится в состоянии расплава.

Средние значения плотности по геосферам показывают ее возрастание к ядру.

О химическом составе Земли и ее геосфер дают представление:

1- химический состав земной коры,

2 - химический состав метеоритов.

Химический состав земной коры изучен достаточно детально - известен ее валовый химический состав и роль химических элементов в минерало- и породообразовании. Труднее обстоит дело с изучением химического состава мантии и ядра. Прямыми методами мы этого пока сделать не можем. Поэтому применяют сравнительный подход. Исходным положением является предположение о протопланетном сходстве между составом метеоритов, упавших на землю, и внутренних геосфер Земли.

Все метеориты, попавшие на Землю, по составу делятся на типы:

1-железные, состоят из Ni и 90% Fe;

2-железокаменные (сидеролиты) состоят из Fe и силикатов,

3-каменные, состоящие из Fe-Mg силикатов и включений никелистого железа.

На основании анализа метеоритов, экспериментальных исследований и теоретических расчетов ученые предполагают (по таблице), что химический состав ядра - это никелистое железо. Правда, в последние годы высказывается точка зрения, что кроме Fe-Ni в ядре могут быть примеси S, Si или О. Для мантии химический спектр определяется Fe-Mg силикатами, т.е. своеобразный оливино-пироксеновый пиролит слагает нижнюю мантию, а верхнюю - породы ультраосновного состава.

Химический состав земной коры включает максимальный спектр химических элементов, который выявляется в многообразии минеральных видов, известных к настоящему времени. Количественное соотношение между химическими элементами достаточно велико. Сравнение наиболее распространенных элементов в земной коре и мантии показывает, что ведущую роль играют Si, Al и О 2 .

Таким образом, рассмотрев основные физические и химические характеристики Земли, мы видим, что их значения неодинаковы, распределяются зонально. Тем самым, давая представление о неоднородном строении Земли.

Строение Земной коры

Рассмотренные нами ранее типы горных пород - магматические, осадочные и метаморфические участвуют в строении земной коры. По своим физико-химическим параметрам все породы земной коры группируются в три крупных слоя. Снизу вверх это: 1-базальтовый, 2-гранито-гнейсовый, 3-осадочный. Эти слои в земной коре размещены неравномерно. Прежде всего, это выражается в колебаниях мощности каждого слоя. Кроме того, не во всех частях наблюдается полный набор слоев. Поэтому более детальное изучение позволило по составу, строению и мощности выделить четыре типа земной коры: 1-континентальный, 2-океанский, 3-субконтинентальный, 4-субокеанский.

1. Континентальный тип - имеет мощность 35-40 км до 55-75 км в горных сооружениях, содержит в своем составе все три слоя. Базальтовый слой состоит из пород типа габбро и метаморфических пород амфиболитовой и гранулитовой фаций. Называется он так потому, что по физическим параметрам он близок базальтам. Гранитный слой по составу - это гнейсы и гранито-гнейсы.

2.Океанский тип - резко отличается от континентального мощностью (5-20 км, средняя 6-7 км) и отсутствием гранито-гнейсового слоя. В его строении участвуют два слоя: первый слой осадочный, маломощный (до 1 км), второй слой - базальтовый. Некоторые ученые выделяют третий слой, который является продолжением второго, т.е. имеет базальтовый состав, но сложен ультраосновными породами мантии, подвергшихся серпентинизации.

3.Субконтинентальный тип - включает все три слоя и этим близок к континентальному. Но отличается меньшей мощностью и составом гранитного слоя (меньше гнейсов и больше вулканических пород кислого состава). Этот тип встречается на границе континентов и океанов с интенсивным проявлением вулканизма.

4. Субокеанский тип - располагается в глубоких прогибах земной коры (внутриконтинентальные моря типа Черного и Средиземного). От океанского типа отличается большей мощностью осадочного слоя до 20-25 км.

Проблема формирования земной коры .

По Виноградову- процесс формирования земной коры происходил по принципу зонной плавки . Суть процесса: вещество Протоземли, близкое к метеоритному, в результате радиоактивного прогрева расплавлялось и более легкая силикатная часть поднималась к поверхности, а Fe-Ni концентрировалась в ядре. Таким образом, происходило формирование геосфер.

Следует отметить, что земная кора и твердая часть верхней мантии объединяются в литосферу , ниже которой располагается астеносфера .

Тектоносфера - это литосфера и часть верхней мантии до глубин 700км (т.е. до глубины самых глубоких очагов землетрясений). Названа так потому, что здесь происходят основные тектонические процессы, определяющие перестройку этой геосферы.



План:

    Введение
  • 1 Численность и расселение
  • 2 Язык
  • 3 История
  • Примечания
    Литература

Введение

Телеуты (самоназвание тадар , байат-пачат ) - народ монголоидной расы в России, традиционное место проживания - юг Западной Сибири (Кемеровская область).


1. Численность и расселение

Численность в РФ - 2650 человек (2002), из них в Кемеровской области - 2 534 чел. Телеуты являются преимущественно сельскими жителями. Около 2 тысяч человек живут в сёлах Беково, Челухоево, Верховская, Шанда, Ново-Бачаты на территории Беловского и Гурьевского районов Кемеровской области. Это так называемые «бачатские телеуты» по рекам Большой и Малый Бачат (бассейн Оби). Также телеуты живут в Новокузнецком районе Кемеровской области и Шебалинском районе Республики Алтай.


2. Язык

Телеутский язык относится к киргизско-кыпчакским (хакасским) языкам тюркской группы алтайской языковой семьи как отдельный язык или, по другой классификации, является диалектом южноалтайского (собственно алтайского) языка. В последнем случае распространён не только в Кемеровской области, но и в Республике Алтай (Шебалинский район вдоль рек Катунь и её притока реки Сема), Алтайском крае, Новосибирской области.


3. История

Наиболее яркий период истории телеутов - Раннее Средневековье. В 391 г. телеуты были покорены табгачами, в 403 г. - жужанями. В 480-х гг. телеутам удалось добиться военных успехов (взятие Гаочана, разорение Юебани) и создать союзное китайцам государство Гаогюй, но вскоре оно распалось, и телеуты были побеждены эфталитами. В начале VI в. телеуты во главе с князьями Мивоту и Ифу с переменным успехом вели войны с жужанями, убили хана Футу, однако были покорены тюркютами. В XIV в. телеуты приняли участие в создании Ойротского союза. В XVII в. они попали под влияние России, многие из них выехали в Томск.

С начала XVIII в. большая часть телеутов кочевала в пределах Джунгарии. К 1760-м годам в силу ряда разрушительных внутренних и внешних причин, решающей из которых стала война Джунгарии и Китая, улусное объединение телеутов окончательно распалось и телеуты оказались рассеянными от Волги до Байкала. В одних случаях они полностью растворились в иноэтнической среде, в других - послужили важным компонентом в формировании новых этнических общностей. По мнению Л. П. Потапова, телеутам принадлежит исключительная роль в этногенетическом формировании всех групп алтайцев, как северных, так и южных.

Православные, сохраняются традиционные верования.

По культуре близки теленгитам и хакасам.


Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Всероссийская перепись населения 2002 года - www.perepis2002.ru/content.html?id=11&docid=10715289081463.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 19:27:52
Категории:

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

Цикл аудиолекций «Народы России» — Телеуты


Общие сведения

ТЕЛЕ‘УТЫ, теленгеттер, паяттар, татарлар (самоназвание тадар, байат-пачат) — народ в России, традиционное место проживания — юг Западной Сибири (Кемеровская область) (численность 3 тыс. человек), большинство (около 2,5 тыс.) живут в сельской местности и городах Беловского, Гурьевского и Новокузнецкого районов Кемеровской области. Небольшие группы - в Заринском и Кытмановском районах Алтайского края и Шебалинском районе Республики Алтай.

По данным Переписи населения 2002 года численность телеутов, проживающих на территории России, составляет 2,65 тысячи человек, по данным Переписи населения 2010 года - 2643 человека, из них в Кемеровской области — 2 534 чел. Телеуты являются преимущественно сельскими жителями. Около 2 тысяч человек живут в сёлах Беково, Челухоево, Верховская, Шанда, Ново-Бачаты на территории Беловского и Гурьевского районов Кемеровской области. Это так называемые «бачатские телеуты» по рекам Большой и Малый Бачат (бассейн Оби). Также телеуты живут в Новокузнецком районе Кемеровской области и Шебалинском районе Республики Алтай.

Телеутский язык относится к киргизско-кыпчакским (хакасским) языкам тюркской группы алтайской языковой семьи как отдельный язык или, по другой классификации, является диалектом южноалтайского (собственно алтайского) языка. В последнем случае распространён не только в Кемеровской области, но и в Республике Алтай (Шебалинский район вдоль рекКатунь и её притока реки Сема), Алтайском крае, Новосибирской области.

Основные этнографические группы в 19 веке - бачатская, томская, алтайская, чумышская. Говорят на одном из южных диалектов алтайского языка. Письменность на русской графической основе. Большинство верующих Телеутов - православные. Значительная часть придерживается традиционных представлений.

Древнейшие предки Телеутов - племена группы теле эпохи древних тюрков, к которым восходит этническое имя народа Телеутов. В русских источниках Телеуты ("белые калмыки") впервые упоминаются в 1601.

На территории расселения Телеутов сложилось два основных хозяйственно-культурных типа: кочевых скотоводов горно-степной зоны и пеших охотников таёжно-степной зоны. Под русским влиянием с 17 века среди коренного населения стали развиваться специфические формы оседлого земледельческо-скотоводческого хозяйства. В 17-1-й половине 18 веках для основной массы Телеутов ведущей отраслью хозяйства являлось кочевое скотоводство. Разводили лошадей и крупный рогатый скот. Традиционными промыслами являлись охота, рыболовство. Широкое распространение имело собирательство (кедрового ореха, сараны, черемши). Под влиянием русских крестьян многие Телеуты стали заниматься пасечным пчеловодством. Из домашних ремёсел наибольшее развитие получили обработка кожи, дерева, металла, ткачество, плетение, шитьё. Обработкой кож, прядением и ткачеством занимались женщины.

Наиболее распространённой формой семьи у Телеутов была малая моногамная семья, хотя имелись и неразделённые семьи.

Тип поселений Телеутов середины 19-20 века стационарный. Преобладала уличная планировка. В 19- начале 20 века характерными типами жилищ были постоянные каркасные наземные постройки конического типа из жердей и коры или берёсты; постоянные полуподземные жилища прямоугольного типа - каркасные или срубные - полуземлянки (высотой 1,5-2 м, с плоской или двускатной самцовой крышей); жилища по образцу русских крестьянских домов - большие четырёх-пятистенные избы или избы на две стопы (две каморы, разделявшиеся холодными или тёплыми сенями) с дву- или четырёхскатными крышами.

Комплекс традиционной мужской одежды к началу 20 века почти не сохранился, хотя отдельные элементы костюма: кафтан, тёплый стёганый халат, различные виды шуб, кожаная обувь без голенищ и подошвы (чарык) бытовали вплоть до 1960-х годов. Женская одежда включала шаровары из ситца или холста, длинное платье туникообразного покроя с накладным праздничным нагрудником, лёгкий кафтан из шерстяной или плотной ситцевой материи чёрного цвета, на подкладке, шёлковые праздничные халаты. Тёплая верхняя одежда - стёганый халат и шубы.

Головные уборы - шапки конической формы из стёганой материи с обшитым бархатом отворотом и кистью на макушке и зимние шапки из овчины с бобровой или собольей оторочкой, а также покупные ситцевые и шёлковые платки ярких цветов. Женщины носили накосные украшения, серьги из меди или серебра, кольца, перстни, браслеты, броши. Традиционная женская одежда в значительной мере используется до настоящего времени.

Традиционная пища Телеутов включала многие блюда из конского и бараньего мяса и молока. Значительное место в рационе занимали также продукты охоты, рыболовства и собирательства. До настоящего времени распространены традиционные блюда - тутмаш (бараний бульон с отваренным и мелко покрошенным тестом, луком, мясом), колбаса из овечьей или конской крови (кан) с добавлением лука или чеснока, тьёргом - овечьи кишки, начинённые кусочками сердца, печени, лёгкого и сала, бульоны и супы из сусликов, сурков, барсуков, вяленое конское мясо, засоленный подшейный жир лошади. Традиционным блюдом считаются также большие в форме полумесяца пельмени и многие мучные изделия, рецепты приготовления которых заимствованы у русских. Из молочных продуктов готовились традиционные напитки: айран, чегень, молочная водка - аракы, а также варенец, сыры, сметана и др.

Существенное место в духовной культуре Телеутов занимает фольклор. Наиболее монументальный жанр фольклора Телеутов - героический эпос ("Алтай Куучун", "Козийка и Баян-Слу" и др.). Исполнителями эпических произведений были сказители - "кайчы". Распространены исторические предания, освещающие события времён телеутско-джунгарских войн, и пр.

Многообразен музыкальный фольклор: исторические, обрядовые, плясовые песни, весенние игры с пением - табыр. Ритуальный фольклор включает благопожелания (алкыш), связанные с семейно-бытовыми (свадебными, родильными и пр.) обрядами. Древнейший жанр устного творчества, восходящий к древнетюркской эпохе, - похоронные плачи (сыгыт). Произведениями культового фольклора являются шаманские заклинания, обращения к семейным и родовым охранителям.

Е.П. Батьянова, Д.А. Функ

Очерки

Телеуты - народ Российской Федерации, живущий на юге Западной Сибири: в Кемеровской области, а также в смежных районах Алтайского края и Республики Алтай.Численность в России (2002г.) - 2650 человек, в том числе в Кемеровской области - 2534, Республике Алтай - 32, Алтайском крае - 15.Телеутский язык относится к киргизско-кыпчакским (хакасским) языкам тюркской группы алтайской языковой семьи. Письменность на основе русской графики.Религия - православие, шаманизм.

Сибирь покорилась, но не вся

На знаменитой картине Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» представлено взятие в октябре 1582 года казаками легендарного атамана Кашлыка - столицы Сибирского ханства. В ходе этого сражения горсткой храбрецов было разбито огромное войско хана Кучума, но окончательное присоединение к России богатейших земель за Уралом растянулось почти на полтора столетия. Проникновение русских отрядов в южную часть Западной Сибири происходило одновременно с продвижением на восток. В 1604 году на реке Томь, правом притоке Оби, была срублена деревянная крепость - Томский город. В 1618г. служилые люди, собирая дань с местного населения, заложили в верхнем течении Томи новое укрепление - Кузнецкий острог. Однако на этом экспансия на юг, в верховья Оби, приостановилась. К середине века казачьи отряды уже вышли на берега Тихого океана, но достичь устья Катуни и Бии так и не смогли: территория современного Алтайского края, часть Новосибирской и Кемеровской областей осталась за пределами Русского царства.

«И друг степей - калмык…»

Здесь обитали кочевые племена монголоязычных ойратов и тюркоязычных телеутов, признававшие власть хунтайджи (контайши) - верховного правителя мощного государства, расположенного между реками Или и Иртыш, которое получило название Джунгария от монгольского словосочетания «зун гар» - «левая сторона». Русские и тех и других считали калмаками или калмыками, что переводится с тюркского как «оставшиеся» (от Орды), но ойратов для различия называли «черными», а телеутов - «белыми», так как их знать, по выражению известного исследователя этих земель Григория Грумм-Гржимайло, имела внешность «почти европейскую». Свое происхождение белые калмыки ведут от притомских кыпчакско-кузнецких тюрок, загадочных баятов и средневековых воинственных кочевников-скотоводов теле, прославившихся изобретением повозки с огромными колесами, то есть - телеги. На протяжении своей истории они воевали с уйгурами, енисейскими киргизами, властителями Джунгарского ханства, но были единым народом, внутри себя делившимся на несколько родов. Казаки же часто принимали их за самостоятельные племена, которым давали отдельные названия. Так, в русских документах XVII века значатся и телеуты, и тау-телеуты, и алтай-кижи, и теленгиты, и телесы. Однако внимательным изучением и сопоставлением архивных документов современные этнографы доказали, что это деление несостоятельно, хотя род у южных алтайцев не представлял собой нечто единое и был раздроблен на независимые друг от друга общины (отоки), расселявшиеся почти по всему Горному Алтаю.

Телеутская землица

Сами же могущественные властители Верхнего Приобья именовали себя «теленгетами», что на русском звучало как «теленгуты», а чаще всего как «телеуты». Поэтому и страну их сибирские воеводы в документах называли «Телеутская землица». С ней единственной 31 марта 1609 года Московское государство после длительных переговоров, за время которых в Кремле Бориса Годунова сменил царь Василий Шуйский, заключило абсолютно равноправный военно-политический союз. Это содружество было непрочным: много раз договор нарушался, но всякий раз восстанавливался, потому что обе стороны были заинтересованы в нем. Хозяевам Телеутской землицы приходилось несладко: с одной стороны - московские казаки с пищалями, с другой - воинственные джунгары, государство которых к тому времени переживало расцвет. Теленгеты метались между теми и другими, но возможностей для маневра становилось все меньше. В целях безопасности резиденцию каана - властителя этой суверенной территории переносили несколько раз: с берегов Чарыша (Алтай) на реку Мереть (Мошковский район Новосибирской области), потом на место, где сейчас стоит город Камень-на-Оби (Алтайский край)… Но все понимали, что это агония, так как силы не равны, и в какой-то момент Телеутская землица должна стать частью либо Московии, либо Джунгарии.

Великое переселение народа

Вышло по-другому: белые калмыки приняли покровительство хана, а тот переселил новых подданных к себе в Джунгарию. Потребовалось несколько тысяч телег, чтобы вывезти отважных воинов и умелых мастеровых на территорию сопредельного царства. На встрече с российским посланником Чередовым владыка джунгар Цеван Рабдан объяснил свое решение так: «Русские власти теленгутам чинили многие обиды, им стало жить невозможно… и не хотя ссоры, теленгутов взял к себе». В 1718 году казачий пограничный разъезд, двигаясь вдоль разделительной линии - Телеутской межи, обнаружил, что на другой стороне заставы пусты: «белые калмыки» уехали, оставив Москве и своих былых кыштымов - данников, и могилы предков. Поэтому вхождение Телеутской землицы в состав Московского государства не сопровождалось церемонией передачи власти, а осуществлялось по факту свободного проникновения на ее территорию его подданных. Однако официальной датой присоединения Верхнего Приобья к России считается юридический акт образования Российской империи 22 октября 1721 года, которым по европейскому законодательству узаконивалось ее право включать в себя земли других народов и государств. В этот же день Петр I, по чьему приказу «теленгутам чинили многие обиды», принял от Синода и Сената титул Императора Всероссийского и Отца Отечества.

«Смирно жить станем - волосы забелеют, за железо примемся - кости забелеют…»

Эти строки из берестяного письма последнего телеутского каана Сала Табылова к воеводе Борису Синявину, доставленного в Кузнецк летом 1716 года, красноречиво свидетельствуют не только о философском складе ума вождя белых калмыков, но и о хорошем владении им русским языком. Вот цитата из следующего, более грозного послания: «Промеж двух царей живем, на средине. По указу ли государя пойманы наши люди? Худо зделали или ты зделал? Вину судом разыскать. Мир хочешь - моих людей отдай, воеватца хочешь - скажи…» К сожалению, эта последняя попытка вернуть центральные власти в русло дипломатических отношений не увенчалась успехом, а язык, на котором говорили хозяева Телеутской землицы, остался до конца неизвестным, поскольку его изучение началось только через два с половиной века после исчезновения их государства.

Телеутская аристократия

Не менее интересны имена князей и зайсанов (лучших людей) белых калмыков. В отличие от ойратских - Орус Цаган, Басанг Баатр, Бембян Инджа, они звучали так: Матай Табунов, Жиран Иурганов, Батай Кокин, Могулан Бейконов, Кумек Ентугаев, Торгай Басбейков, Читай Терев. Наиболее близкими к ним можно считать дохристианские, то есть языческие - «говорящие», прозвища суздальских славян. Так, Матай - от «мотаться», Жиран - от «жирный», Батай - от «батя», Могулан - от «могучий», Кумек - вероятно, от «кумекать», Торгай и Читай - по аналогии. Сами себя они называли «баятами» - от древнерусского «баять» (говорить, рассказывать). К тому же в отписках сибирских воевод на имя московского царя телеутская знать величается по фамилии, в то время как вожди других племен - просто по имени. А ведь в те времена так уважительно полагалось называть только бояр, дворян или казацких атаманов, состоящих на государевой службе…

В наследство - медицина

Современные телеуты на Алтае не знакомы в деталях с загадочной историей своих предков, но в их родовой памяти сохранились традиции народной медицины. Так, древние теленгеты знали о свойствах трав, минералов, целебных источников. Эти познания и практический опыт они закрепляли в виде норм и правил, которыми руководствовались во всех сферах повседневной жизни, будь то сооружение жилища, пошив одежды, создание семьи или воспитание детей. Они были наблюдательны и тонко понимали окружающую природу, умели приспосабливаться к ней. Болезни лечили минеральными водами, порошками из красной меди, отварами из лекарственных трав - полыни, конопли, золотого корня, использовали растительные и животные мази, панты молодых оленей. Им были известны целебные свойства бобового масла, медвежьего и барсучьего сала, крови животных. Лекари-шаманы делали отвары, настои или выжимки из можжевельника, подорожника, стародубки, брусники, березовых листьев, боярышника, бадана толстолистого, шиповника, черемицы, черники и других растений.

Родники здоровья

Заболев, алтайские жители всегда обращались к природе, точнее, к целебным источникам. В районе Телецкого озера - жемчужины Телеутской землицы - они сохранились до сих пор. Так, в устье Чолушмана из-под огромной каменной глыбы медленно течет волшебная вода Адышту, а в четырех километрах к югу от реки Кокши на горе Саратке бьет из скалы ключ, который с давних времен пользуется у местных жителей доброй славой. Пьют его воду от всевозможных болезней, а о чудесных исцелениях слагают легенды. Как и их предки, телеуты XXI века дважды в год: весной и осенью, во время обострения хронических заболеваний обращаются к источникам. Их посещение носит и профилактический характер, причем часто эта «профилактика» не столь необходима с медицинской точки зрения (т.е. болезни еще нет), но она обязательна как культурная традиция, образ жизни, который мудрые белые калмыки завещали своим потомкам.

Почему так названы?

У чудесного озера два имени: в русских исследованиях его именуют «Телецким», а горные алтайцы с древности считают его золотым. В книге Б. Бедюрова «Слово об Алтае. История, фольклор и культура» дается этому два объяснения. Первое, близкое к реальности, выглядит так: «Давным-давно на берегах горного озера, которое наполняют водой сотни рек и ручьев, сбегающих с ледниковых гор, поселились люди тюркского племени тёёлёс. Стали называть озеро по имени поселенцев Тёёлёс-Кёль - Озеро Тёёлёсов. Летом 1633 года из Аба-Туринского острога сюда прибыл отряд казаков под командованием боярского сына Петра Сабанского. Собрались к нему местные жители, впервые увидевшие русских. Спросил их Петр, как называется озеро. Ответили ему, что озеро Тёёлёс-Кёль называют. Записал в своих бумагах боярский сын «Телесское озеро». Со временем в русской речи превратилось это название в Телецкое озеро, только сами алтайцы зовут его Алтын-Кёль - «Золотым»

Притча о золотом самородке и чашке ячменя

Второе - больше похоже на сказку: «В далекие времена в долине реки Чолушман, единственной, что впадает в озеро, жил охотник Чокул. Однажды пошел он в тайгу на охоту. Много дней ходил по распадкам, выслеживал добычу на горных склонах, но удача от него отвернулась. Когда припасы закончились, поехал он домой. Вдруг конь его споткнулся, и мох с земли сковырнул копытом. Смотрит охотник - внизу что-то блестит. Спешился он и видит в земле золотой самородок. Выкопал он его и обмер. Был тот самородок величиной с конскую голову. Чокул схоронил свое богатство и думал, что теперь ему никакая беда не страшна. Однажды наступил год великой жары. На скудных делянках высохли колосья ячменя, на лугах травы пожухли и пожелтели, скот от бескормицы падал, в лесах ни кедровые орехи, ни грибы, ни ягоды не уродились. Звери и птицы ушли с берегов озера. Пришел великий мор, а беда - в юрту Чокула. Потускнели прекрасные глаза его красавицы-жены, отошли в мир иной родители, пухли от голода дети. Но охотник не отчаивался. Надеялся, что золотой самородок выручит его в лихую годину. Поехал он по аилам, чтобы сменять золото на еду. Долго ездил, но нигде не нашел он людей, которые согласились бы ему это сделать. Вернулся он в долину Чолушмана, зашел в юрту, а ни жены, ни детей в живых не застал - умерли голодной смертью. В отчаянии вскричал Чокул: «Если самородок величиной с конскую голову не могу я обменять на чашку ячменя, зачем мне это золото? Брошу я его в озеро, чтобы больше никого не смущало, надежд не вселяло». Из последних сил поднялся он на вершину горы, что над озером зависла. Бросил самородок и сказал: «Духи гор, приношу это золото в жертву вам. Прошу вашего благословения для моего народа, чтобы не золотом он был богат, а теми дарами, что приносят земля, леса и воды благословенного Алтая. А в память о том, что нет у золота той силы, что приписывают ему люди, отныне будет называться эта гора, с которой я самородок бросил, Алтын-Туу - Золотая гора, а озеро, что его в свои воды приняло, Алтын-Кёль - Золотое озеро»

ТОФАЛ‘АРЫ, тофа, тоха (самоназвание), карагасы (устаревшее название), народ в России, населяют горно-таёжную территорию Нижнеудинского района Иркутской области в бассейнах рек Уда, Бирюса, Кан, Гутара, Ия и др. Численность свыше 730 человек. По данным Переписи населения 2002 года численность тофалар, проживающих на территории России, составляет 1 тысячу человек, по данным переписи 2010г. - 762 человека.

Говорят на тофаларском языке тюркской группы алтайской семьи. Верующие Тофалары - православные. Сохраняется шаманизм.

Основу традиционного хозяйства Тофалар составлял охотничий промысел (белка, соболь, выдра, бобр, лисица, лось, марал, косуля и др.), сочетавшийся с оленеводством. В домашнем производстве известны кузнечество, обработка дерева, бересты, кожи и рога. Некоторые изделия Тофалар наряду с пушниной и кожами шли на продажу, в том числе подбитые камусами лыжи, курительные трубки, сёдла, некоторые берестяные изделия, меховые унты.

До перехода на оседлость основным жилищем Тофалар был конический шестовой чум, который летом покрывали полосами вываренной бересты, а с наступлением холодов (до весны) - полстями, сшитыми из выделанных шкур лося или марала при помощи сухожильных нитей. После перехода на оседлость в посёлках строили срубные дома.

Традиционная одежда Тофалар (мужская, женская и детская) существенных различий в покрое не имела. Зимнюю изготовляли из шкур копытных, главным образом лося, марала, оленя. Зимней традиционной одеждой служила шуба, сшитая мехом внутрь. Наиболее распространённым видом летней верхней одежды служил халат, который шили из изношенных оленьих шкур или косульей ровдуги. Зимним головным убором женщин была шапка из оленьих шкур мехом наружу, летом - платок из покупной ткани. Многие мужчины летом носили кафтан с суживавшимися внизу рукавами, сшитый из сукна или ткани. Традиционная одежда в последние десятилетия постепенно вышла из обихода.

Употребляли главным образом варёное мясо диких копытных - оленя, лося, косули, кабарги, а также медведя, зайца, белки, промысловых птиц. Молоко оленей пили в кипячёном виде, в основном добавляя в чай. Основной пищей служили лепёшки из ржаной муки, замешанной в горячей воде. Ели также мучную болтушку с солью.

Сохранялись некоторые черты родового быта, в том числе осознание своей принадлежности к одной из восьми различавшихся своей численностью родо-племенных групп. Вплоть до начала 20 века сохранялась память о кровных родах "нён", члены которых вели своё происхождение от общего мифического предка, имели родовое имя, общую территорию расселения.

Наряду с родом существовали патронимии, представленные группами родственных семей, главы которых вели своё происхождение от одного предка по мужской линии. Каждая патронимия состояла из отдельных малых семей, имевших в своей собственности оленей, орудия промысла, утварь, жилище и т.п. В последние десятилетия всё больше создаётся национально-смешанных семей.

Тофалары сохранили в своей устной традиции песни, сказки, легенды, пословицы и поговорки. Важную роль играли дохристианские культы, а также шаманизм.

Почти три века назад телеуты - коренные жители Кузбасса - кочевали из края в край, промышляли скотоводством и охотой, жили в юртах. Сейчас на территории Кемеровской области всего их проживает чуть более 2 тысячи человек.

Телеуты ведут своё происхождение от тюркоязычного населения. Своё название они получили от слова «тёль», что в переводе означает «семя». Для этого народа огромное значение имела семья, род, предки.

Хотелось бы верить, что на улицах Беково до сих пор можно встретить женщину в длинном цветастом платье, выходящую из юрты, или удалого телеута, летящего на коне. Но современный быт этого народа теперь практически не отличается от «нашего» - от быта пришлых людей.

Живут они в обычных домах, ухаживают за огородами, работают трактористами, инженерами, музыкантами - всё почти как у нас. Но всё же современные телеуты стараются не забывать своих традиционных промыслов. Пытаются возродить валяние из шерсти и пошив национальных кукол. Это работа не только взрослых, но и детей, которые с удовольствием посещают кружки в доме культуры: «Золотые ручки», «Рукодельницы», кружки изобразительного искусства.

Национальный костюм некоторые до сих пор носят в повседневной жизни. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

И хотя национальный костюм теперь по большей части - наряд для праздников и выступлений со сцены, некоторые бабушки носят его и в повседневной жизни. «После моего поколения вряд ли кто-то наденет кунек (платье), кроме как на праздник. Поэтому я чувствую ответственность. Ведь должна же наша молодёжь знать, что носили их предки!», - говорит жительница Беково пенсионерка Валентина Егоровна Шадеева .

Сила рода

По древней телеутской традиции, гостей встречать нужно песней. С её помощью ты открываешь своё сердце. И гость в ответ должен тоже спеть - сердце своё тебе открыть. Тогда вы оба - гость и хозяин - обязательно найдёте общий язык. Но из обихода песенная традиция уже давно вышла. Сохранилась лишь чайная церемония - горячий чай на травах и национальные блюда.

Телеуты считают, что с помощью огня можно очистить душу. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

Многие традиции уже забыты. Вряд ли встретишь традиционную телеутскую семью, которая живёт по строгим правилам домостроя. Как и русские, телеуты давно отошли от них. Оно и понятно - время другое, условия жизни другие. Раньше телеуты вели бесконечные войны, поэтому безусловным хозяином дома был мужчина, он занимался воспитанием сына, готовил его к битвам, тяжёлому труду. Воспитанием дочери занималась мать: учила девочку вести хозяйство и заботиться о муже. С изменением условий жизни потребность в домострое исчезла. Хотя некоторые видят в этом плохой знак, мол, слабеет род.

Интерьер юрты в деревне Шанда. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

Раньше его силу защищали небольшие деревянные куклы-обереги, но теперь их нет. А вообще телеутские куклы особенные. В отличие от других народов, телеуты оживляли своих хранительниц, вырезая им лица. Занимались этим исключительно люди посвящённые, обладающие сильной энергией. С куклами проводились целые обряды. Старший в роду раз в год кормил их саламатом из муки и масла при помощи огня, арчины и молока. Куклы передавались из поколения в поколение, оберегая род. Телеуты верят, что работать с энергиями - опасно, ведь можно попасть и к злым духам, поэтому-то сейчас вряд ли кто-то вырезает такие куклы.

Прошлое перед глазами

Иногда в Беково на площади дома культуры появляется хан со своей свитой, князь, вернувшийся с охоты, шаман, проводящий обряды с огнём. Так встречает своих гостей телеутский музей «Чолкой». Основал его Владимир Ильич Челухоев. Благодаря его стараниям, история народа и многовековые традиции не канут в Лету, а будут передаваться из поколения в поколение.

«Мы не имеем права забывать традиции своих предков, их законы чести и совести. Наши дети всегда с удовольствием приходят на экскурсии, разглядывают экспонаты, задают вопросы о традициях, анализируют свои поступки и оценивают их, оглядываясь на далёкое прошлое. Некоторые, увидев юрту, воодушевлённо восклицают: «Если наши предки так жили, то и мы сможем!» В такие моменты я понимаю, что всё было не зря!», - говорит Владимир Ильич.

Юрта. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

«Чолкой» - музей необыкновенный. Кроме нескольких залов на втором этаже дома культуры у него есть площадка под открытым небом, где стоят традиционные чадыр (в котором жили телеуты в тёплое время года), обо (каменная куча, украшенная ленточками) и другие строения XVII-XX вв., убранные внутри по всем правилам.

Экскурсия по музею превращается в увлекательнейшее путешествие! Хранители демонстрируют традиционный обряд очищения огнём. По поверью телеутов, он очищает душу. Посетители за считанные часы могут познакомиться с историей и традициями телеутского народа, увидеть, чем они ежедневно пользовались. На улице расположен целый посёлок. Можно войти в бревенчатую шестиугольную юрту, в которой телеут выживал в сибирские морозы.

Свои традиции телеуты хранят в коллективном творчестве. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

Гостей у музеев всегда много. Отправиться в путешествие желают не только кузбассовцы, но и туристы из соседних Томской и Новосибирской областей и даже иностранцы. Свои традиции телеуты хранят и в коллективном творчестве. Беково и Шанда славятся своими коллективами: фольклорный ансамбль «Солоны», который отметил своё семидесятилетие, танцевальные коллективы «Телекей» и «Аяс» и многие другие. Ежегодно они участвуют в районных и областных конкурсах. В мае 2011 года Шандинский дом культуры занял I место в номинации «Тяраен кыс» и II место в номинации «Лучший телеутский стан» в областном национальном празднике «Святой Никола».

Не забывает народ и о национальных праздниках. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

Помогают хранить культурные традиции ежегодные национальные праздники: зимний «Колодо», весенний «Табыр» и летний «Пайрам». «В моей семье праздники отмечаются традиционно. Мы поём национальные песни, готовим национальные блюда. Например, есть у нас праздник «Пельменей». К этому дню мы всей семьей лепим много-много пельменей в форме полумесяца. Пельмешки не простые, а с сюрпризом - с монеткой внутри. Монетка как символ удачи большой.

По традиции в этот день мы принимаем гостей и сами ходим в гости. Правда, сейчас больше ребятишки в гости бегают, а мы - взрослые - их встречаем. Сами в гости приходим только к родственникам. Я с молоком матери впитала и традиции, и родной язык и детям передала. Сейчас пытаюсь внуков научить. Они хоть и не могут говорить на родном языке пока, но многое понимают», - говорит жительница Шанды пенсионерка, постоянная участница праздничных выступлений Зоя Ивановна Торзунова.

Испокон веков телеуты не расставались с лошадьми. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

Без языка нет народа

На фестивалях и праздниках всегда звучат телеутские песни, смысл слов которых сегодня ясен далеко не всем. Ведь в основном только старшее поколение свободно общается на родном языке. «Главная задача любого народа - сохранить свой язык. Ведь пока он жив, есть надежда, что будет жить и народ. Поэтому мне больно видеть, когда дети не могут изъясняться по-телеутски. Конечно, в большинстве своём они знают некоторые слова и фразы, но нет целостного знания», - говорит Владимир Сатин , директор дома культуры в Шанде.

Но старшее поколение не позволяет мальчишкам и девчонкам совсем забыть свой язык. В школе и библиотеке есть книжки на телеутском, телеутские буквари. Да и сами дети не потеряли интерес к родному языку и к своей культуре, они с радостью участвуют в праздниках, разучивая национальные стихотворения. «Языка, к сожалению, не знаю, - говорит смущенно семнадцатилетний Владимир Тен . - Лишь несколько слов, услышанных на улице. И в традициях плохо разбираюсь, хотя считаю, что знать их нужно. В будущем обязательно выучу язык и изучу свою историю. Ведь от нас самих зависит возрождение национальной культуры!»

Старшее поколение не даёт младшему забыть о своих корнях и традициях. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

Звенящая гора

Есть у телеутов священное место - гора Шаанту в Шанде, или Звенящая гора. В 70-е годы прошлого века на ней поставили памятник матери, ждущей сыновей с войны. По легендам, здесь живут духи предков. Телеуты верят, что на горе сосредоточена сильнейшая энергия. «Здесь бывают не только пожилые люди, но и молодёжь. Правда, молодые ещё не совсем осознают великое значение этого места и частенько устраивают здесь свои гуляния. Но всё же и они гордятся своей горой. Это важно. Быть может, со временем мы вернёмся к предкам и будем все без исключения чтить это место», - надеется Владимир Сатин.

Памятник матери, ждущей сыновей с войны. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

Телеутский народ приходит сюда молиться и медитировать. Они верят, что гора - это место их силы. Верят, что если вести себя на ней правильно, не шуметь и облагораживать её, наступит благодать. А если вести себя кощунственно, то гора заплачет. И не будет будущего у народа.

На Шаанту есть небольшая впадина. По поверью, если в неё встать и загадать желание, то можно услышать звон, означающий, что боги тебя услышали. Владимир Сатин говорит, что не раз слышал его, но некоторые слышат и гром.

  • © АиФ / Наталья Исаева
  • © АиФ / Наталья Исаева

  • © АиФ / Наталья Исаева

  • © АиФ / Наталья Исаева

  • © Архив газеты "Знамёнка"

  • © АиФ / Наталья Исаева

  • © АиФ / Наталья Исаева

  • © Архив газеты "Знамёнка"

  • © АиФ / Наталья Исаева

  • ©

телеут одежда костюмный обувь

Шорцы и телеуты - это древнейшие жители Кузнецкой земли. По своему происхождению они относятся к кочевым тюркоязычным племенам. В наше время они расселены по всей Западной Сибири. Основная масса проживает в Кемеровской области. Шорцы в основном проживают в Таштагольском районе и Горной Шории. Телеуты наиболее распространены в Беловском и Гурьевском районах Кемеровской области.

Численность в РФ -- 2650 человек (2002), из них в Кемеровской области -- 2 534 чел. Телеуты являются преимущественно сельскими жителями. Около 2 тысяч человек живут в сёлах Беково, Челухоево, Верховская, Шанда, Ново-Бачаты на территории Беловского и Гурьевского районов Кемеровской области. Это так называемые "бачатские телеуты" по рекам Большой и Малый Бачат (бассейн Оби). Также телеуты живут в Новокузнецком районе Кемеровской области и Шебалинском районе Республики Алтай. Численность телеутов в населённых пунктах в 2002 г.:

Кемеровская область:

село Челухоево 505 чел.

город Белово 438 чел.

город Новокузнецк 303 чел.

село Беково 273 чел.

деревня Верховская 194 чел.

деревня Шанда 177 чел.

село Новобачаты 140 чел.

село Заречное 136 чел.

Живут в южной Сибири. Расселение - Кемеровская область, Алтайский край, Республика Алтай. Самоназвание - теленгеттер, пайаттар, тадарлар. Письменность - на русской графической основе.

Телеутский язык относится к киргизско-кыпчакским (хакасским) языкам тюркской группы алтайской языковой семьи как отдельный язык или, по другой классификации, является диалектом южноалтайского (собственно алтайского) языка. В последнем случае распространён не только в Кемеровской области, но и в Республике Алтай (Шебалинский район вдоль рек Катунь и её притока реки Сема), Алтайском крае, Новосибирской области.

Древнейшие предки телеутов - древнетюркские племена теле, расселившиеся в Центральной Азии, впервые упоминаются в литературных источниках в 1601 г. Их тогда называли "белыми калмыками". В XVII в. телеуты представляли крупное объединение кочевников Верхнего Приобья улус. В начале XVIII в. большая их часть была уведена западными монголами в Джунгарию, где кочевала свыше 50 лет.

В XIX - начале XX вв. сложились бачатская, томская, чумышская и алтайская этно-территориальные группы. Они отличались особенностями родового состава, диалектов, а также хозяйственного и культурного развития. Наиболее самобытной в этническом отношении остается бачатская группа.

Наиболее яркий период истории телеутов -- Раннее Средневековье. В 391 г. телеуты были покорены табгачами, в 403 г. -- жужанями. В 480-х гг. телеутам удалось добиться военных успехов (взятие Гаочана, разорение Юебани) и создать союзное китайцам государство Гаогюй, но вскоре оно распалось, и телеуты были побеждены эфталитами. В начале VI в. телеуты во главе с князьями Мивоту и Ифу с переменным успехом вели войны с жужанями, убили хана Футу, однако были покорены тюркютами.

B XVII--XVIII вехах телеуты кочевали в Верхнем Приобье и предгорьях Алтая, по обеим сторонам Оби. Таким образом, "телеутская землица" включала в себя основной массив земель между рекой Иртыш на западе и рекой Томь на востоке в верхнем и среднем течении. Судя по более поздним письменным источникам и свидетельствам путешественников, посещавших Сибирь, телеуты занимались полукочевым скотоводством, которое сочеталось с присваивающими формами хозяйства -- охотой (что подтверждают находки костей животных в местах стоянок), собирательством и рыбной ловлей. Известно им было и земледелие, хотя и примитивное. К XVII столетию, ко времени прихода русских в Сибирь, у телеутов сложились патриархально-феодальные отношения. Более сильные племена не только оттесняли и поглощали слабые, но в ряде случаев покоряли их с целью получения дани. Телеуты тоже имели зависимое от них население "кыштымы". У них были и рабы, захваченные во время столкновений с соседями.

В XVII в. телеуты попали под влияние России, многие из них выехали в Томск. Однако долгое время телеутская феодально-племенная знать, за спиной которой стояла Джунгария, оставалась главным противником русских властей в Верхнеобье и в Горном Алтае. "Телеутская землица" на протяжении всего 17 века играла роль своеобразного буфера между русскими уездами и владениями "черных калмыков" (западных монголов). До 80-х годов 17 столетия телеутские князья из дома Абаковичей (сам Абак, его сын Кока и внук Табун), лавируя между Россией и Джунгарией, ухитрялись сохранять независимость или значительную самостоятельность, и даже в той или иной степени подчиняли себе другие алтайские племена, облагая их данью (алманом). Телеутская знать упорно старалась сохранить свою монополию на эксплуатацию всего алтайского населения и поэтому всячески противодействовала проникновению русских в районы Верхнего Приобья и Горного Алтая.

С начала XVIII в. большая часть телеутов кочевала в пределах Джунгарии. К 1760-м годам в силу ряда разрушительных внутренних и внешних причин, решающей из которых стала война Джунгарии и Китая, улусное объединение телеутов окончательно распалось и телеуты оказались рассеянными. В одних случаях они полностью растворились в иноэтнической среде, в других -- послужили важным компонентом в формировании новых этнических общностей. По мнению Л. П. Потапова, телеутам принадлежит исключительная роль в этногенетическом формировании всех групп алтайцев, как северных, так и южных.

Православные, сохраняются традиционные верования.

По культуре близки теленгитам и хакасам.

Согласно этнографических исследований, в древности телеуты практиковали обряд воздушного погребения, который часто встречается среди народов, включённых Старостиным С. А. в гипотетическую синокавказскую макросемью языков.

У телеутов сложилось два основных хозяйственно-культурных типа: кочевые скотоводы горно-степной зоны и пешие охотники таежно-степной зоны. Благодаря влиянию русских с XVII в. стало активно развиваться оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство. Из хлебных злаков сеяли рожь, овес, ячмень, пшеницу, просо. От мотыг (абыл) и простейших сох (андазын, салда) перешли к сложным сохам. В XIX - начале ХХ вв. на севере Горного Алтая разводили табунных лошадей, крупный рогатый скот, держали свиней и коз. В наибольшей степени традиционные черты сохраняло коневодство. Коней метили тавром (меткой типа тамги).

Традиционным промыслом была охота: верхом на зайцев, лисиц, волков и на лыжах - на медведей, колонков, ласок, соболей, лосей, косуль, маралов, диких коз, рысей. Из птиц добывали уток, перепелок, рябчиков, глухарей, тетеревов, куропаток, куликов, из мелких зверьков v кротов, хорьков, сусликов, хомяков, сурков, барсуков. Рыболовство существовало в качестве подсобного вида хозяйства. Занимались пасечным пчеловодством. Из домашних ремесел широкое развитие получила обработка дерева, металла, а также ткачество, плетение, шитье.

Характерными типами жилища в это время были аланчык - наземная каркасная коническая постройка из жердей и коры или бересты. Внутри жилище делилось на мужскую и женскую части.

К блюдам традиционной кухни относятся тутмаш (бараний бульон с кусочками теста, луком и мясом), кан (колбаса из овечьей или конской крови с луком или чесноком), т`оргом (тонко нарезанные кусочки овечьих внутренностей, сала и т.п., перевязанные тонкой кишкой), а также супы из мяса сусликов, сурков, барсуков, вяленое конское мясо, засоленный подшейный жир лошади, большие пельмени в форме полумесяца (пелмен), пироги, блины, печенье, заимствованные у русских. Традиционными напитками и продуктами из молока можно назвать айран, чегень, аракы (молочную водку), сыры, варенец, сметану и др.

Общественным укладом телеутов до их вхождения в состав России служила кочевая улусная организация. Улусы XVII-XVIII вв. представляли объединения родов (сеоков). Власть в улусе наследовалась в рамках одного "княжеского" рода, при котором существовали особые привилегированные кланы (укту - "лучшие люди"), отличавшиеся от различных категорий населения.

Наиболее распространённой формой семьи у телеутов была малая моногамная семья, хотя имелись и неразделённые семьи.

Шаманизм, основой которого является анимизм, - традиционная религия народа. По представлениям шаманов (камов) Вселенная состоит из нескольких сфер. Небо имеет 16 слоев (кат), на которых живут духи-небожители (ульгени).

В приобщении народа к христианству большую роль сыграла Алтайская духовная миссия. В конце XIX в. миссионеры открыли в телеутских селениях первые школы, а в начале ХХ века сформировалась национальная интеллигенция: священники, учителя, краеведы.

Среди национальных обычаев интересны две формы брака: сговор (сватовство) и умыкание (похищение). Вплоть до 1920-х гг. практиковались браки несовершеннолетних: взрослую девушку выдавали замуж за 10-12-летнего мальчика. Свадебные церемонии, как правило, включали сватовство (куда), мирение (яраштык) и свадебный пир (той).

Телеуты считают покровительницей детей Май-эне - молодую, красивую, добрую женщину. Ритуал укладывания ребенка в колыбель совершался в новолуние в присутствии только старых людей. Похоронно-поминальный обряд во второй половине XIX v начале ХХ вв. в основном соответствовал православным нормам (кроме телеутов-мусульман). Православные исповедовались перед смертью, отпевали покойников, умерших хоронили обычно на второй день после смерти или же в день смерти.

С конца XIX в. в общественный быт прочно вошли христианские праздники. Традиционные телеутские ритуалы приурочивают к церковным датам. Обычай коллективных угощений по случаю осеннего забоя скота сохранялся вплоть до середины ХХ в.

Одним из наиболее ярких жанров фольклора является героический эпос (сказания "Алтай Куучун", "Козийка И Баян-Слу" и др.), исполняемый сказителями (кайчы) под аккомпанемент струнного инструмента шертме-комыс с резонатором из жеребячьей шкуры. Распространены также исторические предания и песни, освещающие события времен телеутско-джунгарских войн, принятия телеутами подданства России и пр.