Важнейшими компонентами культурной картины мира являются. Понятие культурной картины мира

менталитет культурный конфликтный архетип

Культура - это продукт совместной жизнедеятельности людей, это система согласованных способов их коллективного сосуществования, упорядоченных норм, правил. Данная система формируется в результате совместного длительного проживания людей на определенной территории, их хозяйственной деятельности, обороны от внешних врагов. Все это формирует у людей общее миропонимание, единый образ жизни, манеру общения, специфику одежды, особенности кулинарии и т.д.

Но каждая этническая культура не является механической суммой всех актов жизнедеятельности людей соответствующего этноса. Ее ядро составляет «набор правил», сложившихся в процессе их коллективного сосуществования. В отличие от биологических свойств человека эти «правила игры» не наследуются генетически, а усваиваются только посредством обучения. По этой причине невозможна единая универсальная культура, объединяющая всех людей на Земле.

Уже древние мыслители (Геродот, Фукидид), занимавшиеся историческими описаниями, замечали, что каждая культура имеет специфические черты, отличающие ее от культур других народов. Вырастая в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых и т.д.), культура разворачивает свою историю, вырабатывает свой язык, формирует свое мировидение. Все богатство бытия культуры, вся целостность существования народа определяет способ осознания мира и бытия в нем. Результат этого специфического видения мира, в котором обитает человек, и есть культурная картина мира.

Культурная картина мира - совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов, система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем.

Культурная картина мира находит свое выражение в различном отношении к явлениям культуры, включает в себя представления о личности, о ее отношении к обществу, о свободе, равенстве, чести, добре и зле, о праве и труде, о семье и сексуальных отношениях, о ходе истории и ценности времени, о соотношении нового и старого, о смерти и душе. Культурная картина мира передается из поколения в поколение, трансформируется в ходе развития общества, она неисчерпаема по содержанию и служит основанием человеческого поведения.

Особенности культуры того или иного народа могут проявляться в различных аспектах человеческой жизни: в удовлетворении биологических, материальных или духовных потребностей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д.

Культурная картина формируется в зависимости от значения мира для человека, живущего в нем. И даже самые примитивные жизненные потребности и побуждения человек удовлетворяет строго определенным образом.

Серьезные культурные отличия у разных народов наблюдаются в процессах приема пищи, ее количества, поведения за столом, форм проявления внимания к гостю и т.д. Утоляя голод или жажду, человек следует устоявшимся традициям, характерным для его культуры: он использует определенную утварь, определенные процедуры приготовления и ритуалы приема пищи. Трапеза, таким образом, обретает для человека особое обрядовое и символическое значение.

Так, русские, по традиции сразу ведут приглашенного гостя к столу, что удивляет американцев, поскольку у них ужину обычно предшествует светская беседа с бокалом вина и легкими закусками. За столом русские кладут каждому гостю на тарелку разнообразные закуски и горячее, в то время как в США блюда передаются по кругу, чтобы каждый гость смог положить себе нужное количество еды. Русские хозяйки усиленно пытаются накормить гостя, что непривычно для американцев, поскольку в их культуре это не принято.

Все жизненные проявления человека как субъекта определенной культуры фиксируются теми или иными обрядами, ритуалами, нормами, правилами, являющимися значимыми компонентами культуры, регулирующими временные и пространственные процессы человеческой жизнедеятельности.

Часто народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставят дома к улице торцом, а русские южане располагают свои жилища вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству. Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые двухэтажные, а третьи - деревянные дома.

Человеческая жизнь неисчерпаемо богата, разнопланова и многослойна. Некоторые из ее моментов, особенно те, что связаны с первичными ощущениями, первыми попытками рождающегося человечества реализоваться в этом мире, не подлежат рациональному контролю и возникают неосознанно. Поэтому и понятие «культурная картина мира» употребляется в широком и узком смысле слова.

В узком смысле в культурную картину мира обычно включают первичные интуиции, национальные архетипы, образный строй, способы восприятия времени и пространства, «самоочевидные», но недоказанные утверждения, вненаучные знания. В широком смысле, наряду с перечисленными элементами, в культурную картину мира включают и научные знания.

Культурная картина мира специфична и отличается у разных народов. Это обусловлено целым рядом факторов: географией, климатом, природными условиями, историей, социальным устройством, верованиями, традициями, образом жизни и т.п. Кроме того, каждая историческая эпоха имеет свою картину мира, причем все они не похожи одна на другую.

В то же время можно выделить универсальную картину мира, свойственную всему человечеству, правда, она будет слишком абстрактна. Так, для всех людей, по-видимому, характерна бинарная оппозиция белого и черного, но у одних групп белое будет соответствовать положительному началу - жизни, а черное - отрицательному началу - смерти, а у других, например, китайцев, наоборот. У любого народа будет свое представление о добре и зле, о нормах и ценностях, но у каждого народа эти представления будут различными.

Картина мира у каждой личности тоже будет своя, и зависеть она будет прежде всего от характера: у сангвиника она одна, у флегматика - совершенно другая.

Следует также иметь в виду, что картина мира зависит от языка, на котором говорят его носители, и, наоборот, основные моменты картины мира всегда закрепляются в языке. Конечно, культурная картина мира полнее, глубже и богаче языковой картины мира. К тому же, культурная картина мира первична по отношению к языковой, но, именно в языке вербализуется, реализуется культурная картина мира, хранится и передается из поколения в поколение. Язык способен описать все, что есть в культурной картине мира: особенности географии, климата, истории, условий жизни и т.д.

Вот типичный пример из области взаимодействия языков. Как в разных языках обозначаются цвета? Известно, что сетчатка человеческого глаза, за исключением индивидуальных патологических отклонений, фиксирует цвет совершено одинаково, независимо от того, чей глаз воспринимает цвет - араба, еврея, чукчи, русского, китайца или немца. Но каждый язык установил свою цветовую систему, и эти системы нередко разнятся между собой. Так, например, в языке эскимосов для обозначения разных оттенков и видов снега существует 14-20 (по разным данным) синонимов слова белый. Говорящий по-английски человек не различает цветов голубой и синий, в отличие от говорящего по-русски, и видит только blue.

Но такие различия касаются, естественно, не только цветовой гаммы, но и других предметов и явлений окружающей действительности. В арабском языке существует несколько обозначений для слова верблюд: есть отдельные наименования для уставшего верблюда, беременной верблюдицы и т.п.

Язык навязывает человеку определенное видение мира. Усваивая родной язык, англоязычный ребенок видит два предмета: foot и leg там, где русскоязычный видит только один - ногу.

В русском языке, по вполне очевидным причинам, есть и пурга, и метель, и буран, и снежная буря, и вьюга, и поземка, и все это связано со снегом и зимой, а в английском это разнообразие выражается словом snowstorm, которого вполне достаточно для описания всех снежных проявлений в англоязычном мире.

Практически в каждой культуре есть подобные примеры. Так, в языке хинди существуют многочисленные наименования определенного вида орехов. Объясняется это той ролью, которую в общей культуре и субкультурах Индостанского полуострова играют плоды арековой пальмы (areca catechu), твердые орешки «супари».

Индия ежегодно потребляет более 200 тысяч тонн таких орешков: арековые пальмы произрастают в жарком влажном климате, прежде всего вдоль Аравийского моря, в Конкане. Плоды собирают недозрелыми, зрелыми и перезревшими; их высушивают на солнце, в тени или на ветру; отваривают в молоке, воде или поджаривают на масле, выжатом из других орехов, - изменение технологии влечет немедленное изменение вкусовых качеств, а каждый новый вариант обладает своим названием и имеет свое предназначение. Среди индусских ритуалов - регулярных, календарных и экстраординарных - не существует такого, где можно было бы обойтись без плодов арековой пальмы».

Наличие теснейшей связи и взаимозависимости между языком и его носителями не вызывает сомнений. Язык неразрывно связан с жизнью и развитием того речевого коллектива, который им пользуется как средством общения.

Общественная природа языка проявляется как во внешних условиях его функционирования в данном обществе, так и в самой структуре языка, в его синтаксисе, грамматике. Между языком и реальным миром стоит человек. Именно человек воспринимает и постигает мир с помощью органов чувств и на этой основе создает систему представлений о мире. Пропустив их через свое сознание, осмыслив результаты этого восприятия, он передает их другим членам своего речевого коллектива с помощью языка.

Язык как способ выразить мысль и передать ее от человека к человеку теснейшим образом связан с мышлением. Путь от реального мира к понятию и далее к словесному выражению неодинаков у разных народов, что обусловлено отличиями истории, географии, особенностями жизни этих народов и, соответственно, различиями развития их общественного сознания. Поскольку наше сознание обусловлено как коллективно (образом жизни, обычаями, традициями и т.п.), так и индивидуально (специфическим восприятием мира, свойственным данному конкретному индивидууму), то язык отражает действительность не прямо, а через два зигзага: от реального мира к мышлению и от мышления к языку. Культурная и языковая картины мира тесно взаимосвязаны, находятся в состоянии непрерывного взаимодействия и восходят к реальной картине мира, а вернее, просто к реальному миру, окружающему человека.

Но язык - это не единственная составляющая культурной картины мира, она формируется также из тематически понятных, осознанных и несомненных содержаний артефактов и бессознательных смыслов и личностных значений, а также опытов, переживаний, оценок. Вследствие этого с содержательно-тематической точки зрения обычно выделяются научная, эстетическая, религиозная, этическая, правовая и другие аналогичные картины мира, с этой позиции картина мира сводится к набору сведений и данных. Появлению этих картин предшествует появление другой картины мира - картины интуитивных представлений, значений и смыслов как выражения особенностей жизнедеятельности данной культуры. При этом каждый смысл всегда особенным образом представляет универсальность мира, в котором живут люди.

Развитие связей между культурами приводит к исчезновению уникальных особенностей каждых из них. Так, в XX в. народы и страны начинают унифицироваться в быту и в мышлении. Об этом особенно наглядно свидетельствуют процессы компьютеризации, подчиняющие единому алгоритму логику мышления тех, кто работает с компьютером. И тем не менее в ядре каждой культуры сохраняется то, что «выкристаллизовано» под влиянием природы страны, ее климата, пейзажей, пищи, этнического типа, языка, памяти о своей истории и культуре. Тем самым культурная картина мира сохраняет свою уникальность в процессах универсализации культуры.

Исследование процесса культурогенеза однозначно показывает, что человечество, единое по своим корням, в процессе развития «разветвляется» на множество разнообразных, особенных культур. Поэтому, рассматривая культуру как сложную систему, следует помнить, что каждая из культур, вырастая в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых и т.д.), разворачивает свою историю, вырабатывает свой язык, формирует свое мировидение. Результатом этого специфического видения мира, в котором обитает человек, является культурная картина мира -- система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем.

Понятие культурной картины мира. Культура в самом общем виде представляет собой продукт совместной жизнедеятельности людей, систему согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей и т.п. Ее возникновение обусловлено тем, что при продолжительном совместном проживании людей на одной территории их коллективная хозяйственная деятельность, оборона от нападений формируют у них общее мировоззрение, единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды и т.д. Однако при этом каждая группа существует в своих специфических условиях -- климатических, географических, исторических и др. По этой причине становится невозможным существование единой универсальной культуры, объединяющей всех людей на Земле. В исторической практике культура предстает как множество культур разных эпох и регионов, а внутри них в виде культур отдельных стран и народов, которые принято называть локальными (или этническими) культурами. Одни локальные культуры похожи друг на друга в силу их генетического родства и сходства условий их возникновения. Другие культуры различаются настолько, насколько различаются породившие их условия. Во всем многообразии локальных культур нет ни одной «ничейной» культуры. Каждая отдельная культура воплощает специфический жизненный опыт какого-либо конкретного народа или сообщества людей. Этот опыт придает культуре каждого народа неповторимые черты, определяет ее уникальность.

Своеобразие культуры может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности -- в удовлетворении биологических, материальных или духовных потребностей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д. Так, по наблюдениям этнографов, народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, часто строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставят дома к улице горном, а русские южане располагают свои жилища вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству. Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые -- двух- этажные, а третьи -- деревянные. Раньше одна лишь тюбетейка узбека позволяла определить, из какой местности происходит ее владелец, а одежда русской крестьянки XIX в. точно указывала, в какой губернии она родилась.

Своеобразие любой локальной или этнической культуры получает свое завершение в культурной картине мира, которая является выражением того, что в различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, особое представление о мире. По своему содержанию культурная картина мира представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культурах других народов, включает в себя неосознанные значения, личностные смыслы, переживания и оценки. Культурная картина мира не является синкретической целостностью, а складывается из частных картин -- научной, эстетической, религиозной, художественной, этической, правовой и др. культура мир норма язык

Важнейшими компонентами культурной картины мира являются пространство и время, а также движение, изменение, свойство, качество, количество, причина, следствие, случайность, закономерность- онтологические категории культуры. Эти категории тесно связаны с социальными категориями, такими, как труд, собственность, власть, государство, свобода, справедливость и др.

Они вплетены в структуру языка, на котором люди разговаривают, охватывают все культурное пространство, образуя в совокупности своего рода «сетку координат», через которую носители той или иной культуры воспринимают окружающий мир и создают свои «национальные образы мира». На их основе складывается свойственная данной культуре ментальность -- общее умонастроение, склад ума людей, принадлежащих одной культуре. Ментальность включает в себя как осознанные моменты, так и неосознанные, поэтому понятия «ментальность» и культурная «картина мира» можно рассматривать как синонимы.

Ментальность всегда отражает специфические особенности конкретной культуры, иными словами, она всегда культурно зависима, ее содержание целиком определяется культурой данного народа. Это исторически обусловленный феномен, поэтому ментальность, являясь в целом устойчивой и консервативной, все же меняется, хотя и очень медленно. Ментальность формируется у каждого человека в детстве, в процессе инкультурации, и входит в структуру индивидуальной психики, укореняясь в бессознательном. Можно утверждать, что менталитет народа -- это одновременно и ментальность отдельною человека. Поэтому ментальность личности определяется типом общества, особенностями этнической и национальной культуры, а также тех субкультур, в которые входит этот человек.

Таким образом, культурная картина мира - это совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культурах других народов. Эти знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличать одну культуру от другой.

Понятие «культурная картина мира» употребляется в узком и широком смысле слова. В узком смысле в культурную картину мира входят первичные интуиции, национальные архетипы, способы восприятия времени и пространства, очевидные, но недоказанные утверждения, вне научные знания. В широком смысле наряду с перечисленными элементами в культурную картину мира включают также и научные знания.

Известна история о японском солдате, обнаруженном несколько десятилетий спустя после окончания II мировой войны в непроходимых азиатских джунглях, где все эти годы он продолжал свою маленькую войну. По стечению обстоятельств его оставили там, в полном одиночестве. Возможно, ему было приказано оставаться на этом удаленном рубеже до дальнейших указаний, и поэтому он продолжал исполнять свой долг с поразительной преданностью Родине, либо он был просто слишком напуган для возвращения в более заселенные места. Но шло время, и никто не сказал ему, что объявили мир. Поэтому II мировая продолжала бушевать в его воображении.

Не стоит смеяться над этим солдатом. Видимо, он был неправ, но точно так же и мы постоянно заблуждаемся. Он был недостаточно информирован, но разве не то же самое происходит и с нами? Все в той или иной степени являются заложниками противоречивых представлений о том, что происходит за пределами того маленького, близкого мирка, о котором только и можно верно судить. Это не мешает формировать суждения о явлениях, порой настолько сложных, что для их понимания разум является, мягко говоря, ограниченным. Большая часть наших знаний не более чем представление о том, что мы знаем. Действия других людей понятны только в той степени, в какой мы действительно знаем, что они думают или знают. Это не всегда осознается. Несоответствие большинства знаний реальному положению вещей означает, что мы вечно продираемся сквозь дебри непонимания, а это дорого обходится.

Подобно японскому солдату, мы воспринимаем мир умозрительно. Мы вынуждены создавать у себя в голове многослойный фильтр, потому что мир слишком огромен и сложен, чтобы позволить себе бесконечно впитывать знание о нем без ущерба для здоровья. По этой причине мы живем в выдуманном мире, построенном на основе множества упрощенных моделей того, как этот мир выглядит или должен выглядеть. Чем сложнее ситуация, тем больше догадок мы вынуждены строить, и тем больше доля вымысла в нашем восприятии реальности.

Зависимость от собственных фантазий имеет порой драматические последствия не только для нас лично, но и для общества в целом. Важнейшие политические решения порой базируются на весьма шатком основании и имеют последствия, далекие от планируемых. Мы придаем большое значение результатам выражения общественного мнения, например в форме всеобщих выборов, которое лишь служит проявлением минимального знания о предмете.

Становиться информированным – взаимодействовать с окружающим миром - значит правильно представлять механизмы его функционирования. Изучавший психологию фондовых рынков имеет больше шансов на успех на этих рынках; хорошо знакомый с побудительными мотивами людей имеет больше шансов на успех во взаимоотношениях с ними, и так далее. Каждая наша ошибка лишь показывает, что мы не были проинформированы так хорошо, как думали или надеялись. Несоответствие между нашим восприятием реальности и восприятием других людей, а равно и между нашими собственными фантазиями и самой реальностью слишком велико. Люди учатся на своих ошибках: принимают их в расчет и, двигаясь вперед, соответствующим образом корректируют свое поведение. Другими словами, используют информацию.


Все богатство существования определенной культуры формируют определенный способ осознания мира и бытия в нем. Результат этого специфического видения мира, в котором обитает человек, и есть культурная картина мира - система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем.

Культурная картина мира – это целостный образ мира, который формируется в рамках исходных мировоззренческих установок. Картина мира выражает обобщенное представление человека о мироздании, содержит наиболее важные результаты познавательной, практической и социальной деятельности человека.

С тематико-содержательной точки зрения можно выделить следующие типы культурных картин мира: научную, эстетическую, религиозную, этическую, правовую и др.

Понятия о картине мира могут различаться в зависимости от объекта отражения или определяться особенностями сознания, характера и психологии человека как представителя эпохи, страны, культуры, нации или профессиональной группы.

Картина мира как явление культуры не просто объективно отражает реальность в ее сущностных проявлениях и связях, но благодаря активности человека обретает духовное, нравственное и ценностное значение, что выражает разнообразие его отношений к миру. Картина мира существует, может быть передана и усвоена в системе знаний, норм, образцов и знаков в различных отраслях науки, художественных произведениях и верованиях, языке, на котором общается та или иная группа людей. Таким образом, в сознании отдельного человека картина мира может существовать как некая разновидность виртуальной реальности .

Проблемами картины мира в разное время занимались виднейшие ученые. В эпоху античности древнегреческий мыслитель Платон (428/427-347) сформировал учение об эйдосах (видах, обликах), в которых раскрывается в сознании человека идеальная сущность действительности. В начале XX в. О.Шпенглер (1880-1936) в работе «Закат Европы» (1918) говорит о том, что «история - это образ, при помощи которого воображение человека стремится почерпнуть понимание живого бытия мира по отношению к собственной жизни». Не принимая традиционную историческую науку как набор отрывочных сведений о прошлом, а саму историю как линейнообразную внешнюю схему перехода от прошлого к настоящему, Шпенглер предложил разграничивать научную картину природы - упорядоченную систему естественных законов - и историю, которая для современного человека может существовать только как «некоторая излучаемая отдельным индивидуумом картина мира, в которой становление владычествует над ставшим». Для каждого человека «его мир есть осуществление духовной стихии», и историческая картина мира, с точки зрения Шпенглера, обязательно требует «поэтического творчества», использования различных видов художественного освоения жизненного материала. Эта картина мира представляет собой особую разновидность неточного знания, для которого «каждая греческая статуя есть образ настоящей минуты».

Свой вклад в современную трактовку проблем картины мира внес один из видных представителей европейского экзистенциализма М.Хайдеггер (1889-1976). Называя картину мира «полотном сущего в целом», он утверждал, что мир становится картиной только в Новое время, когда развивается индивидуализм и человек становится субъектом культуры. Создание картины мира означает, что весь этот мир отныне переходит в компетенцию человека, становится объектом приложения его способностей и сферой его деятельности. Именно потому, что в результате все стороны жизни превращаются в точку отсчета для собственно человеческой оценки окружающей действительности, «наблюдение мира и наука о мире превращаются в науку о человеке», т.е. в гуманизм. В целом для философской мысли XX в. понятие «картина мира» имеет актуальность благодаря постановке проблемы соотношения между реальностью и системой представлений о ней, характеризующих культурное сознание людей определенной эпохи как самостоятельное и самобытное явление.

Развитие связей между культурами приводит к «смазыванию» уникальных особенностей каждых из них. Так, в XX в. народы и страны начинают унифицироваться в быту и в мышлении. Об этом особенно наглядно свидетельствуют процесса компьютеризации, подчиняющие единому алгоритму логики мышления тех, кто работает с компьютером. И тем не менее в ядре каждой культуры сохраняется то, что выкристаллизовано под влиянием природы страны, ее климата, пейзажей, пище этнического типа, языка, памяти о своей истории и культур. Тем самым культурная картина мира сохраняет свою уникальность в процессах универсализации культуры.

Важнейшими компонентами картины мира являются культурные нормы и ценности .

Норма (лат. norma – руководящее начало, правило, образец) - категория, отражающая законы и стандарты социального бытия людей. Можно выделить несколько различных типов норм.

1. Нормы - система разрешений и запретов на совершение каких-либо действий или высказывание каких-либо суждений, оценок и т. п. Нормы, понимаемые в этом смысле, можно определить как институциональные , зафиксированные в каких-то официальных документах (политических, юридических, религиозных и иных) и поддерживаемые как с помощью авторитета власти, так и применением насилия в необходимых случаях. Классическим примером таких норм являются государственные законы и декреты, постановления церкви, уголовный кодекс и т. п.). Подобные нормы играют важную роль в поддержании общественного порядка и социокультурной устойчивости общества в целом, но особенно в той части бытия человека, которая поддается публичному контролю.

2. Статистические нормы , т. е. складывающиеся стихийно в виде массового обычая поступать так, а не иначе, оценивать и осмысливать нечто в этом ракурсе, а не в каком-то другом. Такие нормы можно условно назвать этнографическими, поскольку механизм их сложения и действия практически неотличим от иных этнографических правил, обычаев, образцов. Неофициальный характер этих норм вовсе не гарантирует либерального отношения к их нарушителю, который может подвергнуться и довольно жестокому наказанию. Пример этнографических норм – народные традиции (хотя только нормативной функцией социальная роль традиции не исчерпывается).

3. Конвенциональные нормы , т. е. рожденные в процессе общественного договора, но не имеющие силу закона. Такие нормы занимают промежуточное положение между институциональными и этнографическими, в каждом конкретном случае тяготея к одному или другому полюсу. Примеры: правила соседского поведения, нормы дружеских или любовных взаимоотношений, где границы разрешенного, запрещенного и оставляемого на усмотрение каждого, с одной стороны, интуитивно и культурно более или менее ясны, с другой стороны, не подвержены жесткой регламентации. Исполнение конвенциональных норм по преимуществу отдано на усмотрение каждого человека и является делом его приватной жизни (в отличие, скажем, от этнографических норм, соблюдение которых обычно контролирует вся община или малый социальный коллектив).

4. Эталонные нормы - специально созданные в качестве образца для подражания. В этом смысле влияние искусства на людей посредством демонстрации им тех или иных эталонных норм поведения, суждения, мировоззрения, образа жизни и т. п. является наиболее сильным.

Изменение норм является одним из механизмов изменения характера и направленности человеческой деятельности. Нормы имеют два способа своего закрепления: знаковый (кодексы, законы, своды и правила) и социальный (встроенность как схем в деятельность, поведение, общение).

Нормы могут носить достаточно жесткий характер (особенно «табу»), а выражение непосредственных социальных потребностей и интересов – быть достаточно мягкими (прежде всего дозволения).

Существует дифференциация норм по сферам их применения: этические, социальные, культурные, эстетические, правовые и т.д..

В целом норма – это средство духовно-практического освоения мира, способы познания и действия субъектов, необходимое условие установления взаимодействия между собой.

Культурная картина мира включает в себя ценностные суждения. Ценности возникают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных объектов (материальных или духовных). Каждая сфера культурной деятельности человека приобретает двойственное ей ценностное измерение. Существуют ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. В каждом типе культуры возникает своя иерархия ценностей и ценностных изменений. Так, в античности из всех ценностных измерений на первое место выдвигается эстетический подход к миру, в средние века - религиозно-нравственный, в Новое время - научный и стоимостный. Процесс развития культуры всегда сопровождается переоценкой ценностей.

Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности). Различают ценности:

Терминальные (ценности цели),

Инструментальные (ценности средства),

Ситуативные.

Все разнообразие ценностей можно условно классифицировать на основании выделения тех сфер жизни в которых они реализуются:

Витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасности, качество жизни;

Экономические ценности: наличие равных условий товаропроизводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг, цели и смысл экономической деятельности;

Социальные ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

Политические ценности: патриотизм, гражданская активуность, гражданские свободы, гражданский мир;

Моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим;

Религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание;

Эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т.п.

Под культурными ценностями имеют в виду сумму наиболее выдающихся по своему качеству произведений (шедевров) интеллектуального, художественного и религиозного творчества. В этот перечень входят также выдающиеся архитектурные и иные сооружения, уникальные произведения ремесла, а также весь набор археологических и отчасти этнографических раритетов уже в силу их древности и уникальности каждого экземпляра. Это археолого-искусствоведческий подход к проблеме.

Культурологи понимают под культурными ценностями некоторую квинтэссенцию социального опыта общества, в рамках которой собраны наиболее оправдавшие себя и показавшие наибольшую социальную эффективность принципы осуществления жизнедеятельности: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, образцы, оценки, образы, мнения, интерпретации и т. п., то есть принципиальные нормы поведения и суждения, которые ведут к повышению социальной интеграции сообщества, к росту взаимо­понимания между людьми, их комплиментарности, солидарности, взаимопомощи и пр. Культурные ценности, трактуемые в этом смысле, представляют собой некоторое «ядро» социальной культуры сообщества, квинтэссенцию народной мудрости и высоких интеллектуальных откровений, содержащихся в разнообразных «культурных текстах», за века «наработанных» сообществом. Точно так же и шедевры искусства и литературы являются «ядром» соответствующих специализированных областей культуры.

Ценности могут быть:

Признанными, причем к ним могут как стремиться, так и не стремиться;

Непризнанными, но действительными;

Потенциальными.

Культурная ценность не является ни обязательной к исполнению нормой, ни теоретически преследуемым идеалом. Она, скорее, некоторый «резерв» уже обретенного и накопленного социального опыта, лежащий в основе исторической и социальной устойчивости данной культуры.

Культурная картина мира

Культурная картина мира - это условный термин, объединяющий систему культурных миропредставлений исследуемого общества (2, с.252-253), наиболее общее, целостное понятие о мире и месте человека в нем. Картина мира складывается на уровне отдельного народа, сообщества, культуры. Картина мира формируется, исходя из рациональной, мифологической, политической либо другой системы представлений о мировой целостности.

Картина мира - это логико – словесный конструкт, который выстраивается в процессе осознания человеком, сообществом, народом окружающей действительности. В методологической литературе бытует понятие «физическая картина мира», можно говорить о «математической» или «мифологической», или иных картинах мира.

В структурно - семиотической школе для реконструкции культурной целостности используется прикладное понятие – модель мира (ММ )1. Оба понятия (картина мира, модель мира), условны и относительны как абстрактный исследовательский или познавательный прием.

Так, для архаических и традиционных обществ характерна мифологическая картина мира. Наскальнальная графика палеолитического периода повествует о самой древней картине мира. Она показывает трехмерное членение мира на верхний, средний и нижний (подземный). Верхний мир наполнен знаками птиц и светил; в среднем расположены люди и животные; в нижнем: земноводные и рыбы. Такое разделение мирового пространства показывают нам древнерусские вышивки, изображения трех ярусов мирового пространства, или «дерева мира», на прялках, росписи на дереве, использовавшиеся в российском обиходе вплоть до середины двадцатого века.

Картина мира в средневековье оформляет мировое пространство вокруг Божества, подчиняет его Богу, обосновывает «тварность» и самого мира, и человека. Совершенно по - иному выстраивает картину мира человек Нового времени. Для него светила, земля и человек на ней – это своеобразные механизмы, подчиненные физическим законам, познаваемым и разумным (соответственно, классическая, рациональная, неклассическая, пост - неклассическая картины мира).

В исторических реконструкциях культурных эпох, наряду с понятием картина мира или модель мира , применяются понятия программа жизни , или сценарий жизни . Программа и сценарий жизни, как правило, вписаны в соответствующую картину мира или модель мира.

Программа жизни, соответствующая мифологической картине мира средневековой Руси – это традиционные действия, соответствующие рождению – отрочеству – зрелости – старости. Каждому этапу этого биологического в своей основе ряда соответствует свой сценарий, нарушать который нельзя. Последовательность программы жизни на основе соответствующей традиции, вписана в мировую целостность (картину илимодель мира ).

Современные общества европейского типа предполагают определенную самостоятельность в формировании программы жизни, её сценариев, вписывании их в соответствующую картину мира. Так, европейская культура предполагает длительной период социализации (отрочества), возможно отсутствие старости (затянутая зрелость, юность, детство). Общества классического модерна допускают оформление собственной картины мира, внутри которой пребывает субъект культуры (индивид или группа). Современный европейский город предполагает наличие множества культурных сообществ, каждое из которых оформляет свои программы и сценарии, взаимодействующие внутри городского пространства в процессе межкультурной коммуникации.

Картина мира сословий, групп, сообществ прошедших эпох, не оставивших пространственных культурных текстов, может быть реконструирована с большой долей условности на основании археологических данных (картина мира кочевых народов).

Литература:

1. Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Н. Петрухинцев. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 400с.

2. Флиер А.Я. Культурология для культурологов [Текст]: учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии / А.Я. Флиер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.- 492 с.

8.4 Менталитет культуры

В культурологической литературе теперь часто используется понятие «менталитет» («ментальность»). Говорят о ментальности разных эпох, разных народов, разных культур. Что же означает это понятие? Менталитет (от латинского mentalis – умственный, духовный, психический) – это духовный облик, способ мышления, совокупность психологических и поведенческих установок, определяющих своеобразие и самобытность мировосприятия, образа жизни людей данной культуры. По определению П.С. Гуревича, «ментальность (или менталитет) – это относительная целостность мыслей, верований, навыков духа, которая создаёт картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого нибудь сообщества» .

Менталитет формируется на психическом уровне в глубинах подсознания под воздействием природной среды обитания, традиций, социального опыта и соединяет развитые формы сознания с полуосознанными культурными шифрами. Он отражает «глубинный уровень массового сознания, коллективные представления людей, их образ мира, ценности и установки. определяющие действия, мысли и чувства людей» . Словом, фиксирует не только осознаваемые людьми типы собственного мышления и чувствования, но и процессы, протекающие бессознательно, существующие на уровне социальной психологии.

Таким образом, ментальность – это то общее целостное мироощущение, которое рождается из единства природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, общественного и индивидуального и раскрывает представление о жизненном мире людей данной культуры, присущий им способ восприятия действительности. А.Я. Флиер определяет ментальность как «душевный склад, духовный облик, типичный для людей данной культуры, психологические особенности, лежащие в основе обычаев и нравов» .

Ментальности обнаруживаются в вырабатываемых веками эмоциональных психических реакциях, доведенных до автоматизма, т.е. исполняются людьми почти механически. Не случайно, что первыми исследователями природы ментальностей были специалисты по исторической психологии (корифеи известной французской школы «Анналов» и их последователи). Ими же и было введено в обществознание понятие «менталитет».

Как самостоятельный феномен ментальность следует отличать от общественных настроений, ценностных ориентаций, идеологии. Общественные настроения переменчивы, зыбки. Ментальность выражает нечто более устойчивое, привычки, пристрастия, коллективные эмоциональные шаблоны. Черты, характеризующие ментальность, отличаются большой стабильностью и не изменяются столетиями, что позволяет определять этническое или национальное своеобразие культуры. Так, национальное своеобразие русской культуры узнаваемо и на стадии Крещения Руси, и в период монголо-татарского ига, и в царствование Ивана Грозного, и во время петровских реформ, и при советской власти, и в эмиграции, и на современном этапе развития России.



Ментальность включает в себя ценностные ориентации, но не исчерпывается ими. Ценности осознаваемы, они выражают жизненные установки, самостоятельный выбор святынь. Ментальность же характеризует собой глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, восходит к бессознательному. Носители ментальности далеко не всегда могут выразить её словесно, наглядно, поэтому она чаще всего обнаруживается исследовательским путем сопоставления с другой ментальностью.

Также различаются между собой ментальность и идеология. Идеология более аналитична, она формируется сознанием. Ментальность, как и идеология, мотивирует образ действий, но далеко не всегда предлагает отчетливые схемы поведения, опираясь в большей степени не на сознание, а на стихийные, полуосознанные схемы поведения.

Феномен ментальности специфичен также тем, что в отличие от других поведенческо-эмоциональных стереотипов культуры характеризуется отсутствием сословной дифференциации, т.е. это одна из немногих черт, объединяющая дворянина и крестьянина в качестве представителей одного этноса.

Исследователи по различным критериям выделяют различные типы ментальностей. В зависимости от исторической эпохи, в которой живет и действует человек, различают такие формы исторического менталитета, как первобытную ментальность (это понятие особенно активно использовалось при анализе архаических структур, мифологического сознания первобытности, а потом приобрело расширительный смысл при рассмотрении различных типов общностей), античную ментальность, средневековую ментальность, ментальность Нового и Новейшего времени.

Выделяют также этнонациональную ментальность – глубинные структуры, определяющие этническое или национальное своеобразие народа и являющиеся очень устойчивым и стабильным образованием.

На формирование этнонационального менталитета значительное влияние оказывают природные (ландшафт, климат) факторы, тип хозяйственной жизни, тип государственности, взаимоотношения с другими народами, а также архетипы (глубинные, устойчивые и неосознанные культурные установки «коллективного бессознательного»), выражающие основополагающие свойства этноса и в значительной степени определяющие особенности мировоззрения, характера, обычаев, традиций. Этот тип ментальности помогает проводить различие между европейской и американской, западной и африканскими культурами.

Кроме вышеназванных, ученые выделяют и другие типы ментальностей, характерных для различных эпох и народов. Понятие менталитета разрабатывается в настоящее время французской гуманитаристикой, активно используется в психоанализе, социологии.

Культурная картина мира

Культурная картина мира

система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем. Результат специфического видения мира, в котором обитает человек.

мир, представленный в смысловом значении для определенной социальной общности. Ее содержательной основой является система ценностных ориентаций данной социальной общности (понимание ею добра и зла, счастья, справедливости и т.п.), ее представление о времени и пространстве, мироздании и т.д. Ядром культурной картины мира является менталитет.

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .


Смотреть что такое "Культурная картина мира" в других словарях:

    НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ МИРА - НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ МИРА, на нач. 1985 (по данным ООН) составляло 4,8 млрд. ч., к рые живут в Европе, Азии, Америке, Африке, Австралии и Океании (площадь обитаемой суши 135,8 млн. км2). Всего в мире насчитывается 213 стран, имеющих постоянное нас.,… … Демографический энциклопедический словарь

    Возникновение и генезис саморефлексий культуры. Генезис истории мировой культурологич. мысли восходит к тому условному моменту, когда культура начинает рефлектировать свое движение, отмечая в себе содержат. изменения, смысловые сдвиги,… … Энциклопедия культурологии

    I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. География (значения). География: (др. греч. γεωγραφία, землеописание, от γῆ Земля и γράφω пишу, описываю) единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акц … Википедия

    - (парадигматика) условная смысловая конструкция, выработанная культурологической мыслью человечества для первичной типологии мировой культуры. 3. и В. парная категория, выражающая дихотомию поляризованного целого всемирной культуры … Энциклопедия культурологии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Наука (значения) … Википедия

    В культурологии (позднелат. verificatio доказательство, подтверждение верности или истинности чего либо; от лат. verus истинный и facio делаю) установление истинности тех или иных суждений (утверждений и отрицаний) о культуре в знании о… … Энциклопедия культурологии