Чем электрогитара отличается от акустической. Отличие классической гитары от акустической

«Чем отличается классическая гитара от акустической гитары» - именно на этот вопрос часто хотят найти ответ пользователи Рунета. Если ввести это словосочетание в строку поиска, мы получим множество ссылок на сайты, где разъясняют разницу между этими гитарами. Так и на нашем сайте можно увидеть две категории - и .

Справедливо заметить, что классическая гитара является акустической. В свою очередь, гитара представляет собой самый распространенный инструмент в большой группе щипковых акустических инструментов. Следует отличать акустические гитары от электронных гитар по способу преобразования энергии струны в воспринимаемый человеческим ухом звук. Электрогитары оснащены адаптерами, которые преобразуют колебания струны в электрический сигнал, который преобразуется затем в звук. Акустические же гитары представляют конструкцию, которая позволяет преобразовать энергию колебания струны в звук, воспринимаемый ухом, способную усилить этот звук и донести в нужной форме до слушателя.

Совокупность деталей конструкции называют акустическим аппаратом. Акустический аппарат гитары включает в себя корпус с декой (мембраной), струнную одежду и устройство фиксации струн (гриф и механизм натяжения струн).

Группа акустических гитар очень большая. Можно различать гитары по голосу, по строю, по количеству струн. В зависимости от размеров и строя гитары можно разделить на примы , терциевые , квартовые , квинтовые . По количеству струн акустические гитары чаще всего встречаются 6-ти, 7-ми и 12-ти струнные. Акустическая бас гитара имеет обычно 4 струны. 4 струны имеет очень модная сейчас гавайская гитара - укулеле .

И все-таки, при всем разнообразии мы привыкли к устойчивым словосочетаниям «классическая гитара » и «акустическая гитара », под которыми подразумеваются гитары определенного назначения.

Так принято называть современную акустическую гитару, которую используют для исполнения классического репертуара в качестве сольного, ансамблевого либо аккомпанирующего инструмента. Мы не ошибемся, если назовем ее испанской гитарой или концертной гитарой . Современная классическая гитара родилась в Испании, изобретению современной конструкции гитары мы можем быть благодарны известному испанскому гитарному мастеру Антонио де Торресу . Торрес усовершенствовал конструкцию гитары до такой степени, что это позволило инструменту выйти на передовые роли сольного инструмента. Историческое значение слова концерт заключается в музыкальном произведении сложной формы, основанном на состязании солирующих инструментов и оркестра. Величайший испанский гитарист Андрес Сеговия привнес в мир гитары новые приемы звукоизвлечения и техники игры, кроме того расширил привычный репертуар гитары своими переложениями классических произведений. Сеговия добился мирового признания гитары в области академической музыки. Классическая гитара оснащена синтетическими струнами, щипки гитарист производит ногтями или подушечками пальцев. Металлические струны на классическую гитару устанавливать нельзя, ее конструкция не рассчитана на давление струн из металлических сплавов. Гитара имеет элегантный корпус, в форме восьмерки.

Или фолк гитара приспособлена для использования металлических струн. Она имеет более жесткую конструкцию способную выдержать напряжение стальных струн. Гриф гитары усилен металлическим анкером, а колковая механика оснащена валиками из твердого сплава. Разные по конфигурации и размеру корпуса гитары, такие как дредноут , гранд аудиториум , джамбо относят к акустическим гитарам. Дредноут и джамбо гитары родились в Северной Америке и очень популярны среди исполнителей кантри, поэтому часто их называют вестерн гитарами . Звук на такой гитаре извлекается медиатором или кончиками пальцев. Форма вестерн гитар может отличаться от классической, дредноут гитара имеет более прямоугольную форму, а нижняя часть корпуса гранд аудиториум или джамбо напоминает окружность.

Научившись играть на классике, хочется бороздить другие просторы.

Но какой инструмент выбрать и какая разница между разновидностями? Читайте описания видов, а также чем отличается акустическая гитара от классической.

В первую очередь классика – это универсал. Исполнять на ней можно произведения любых жанров: от менуэта до босса нова.

С таким инструментом можно выйти во двор и петь песни у костра. Но на акустике не сыграешь произведения Баха.

Однако у вестерн гитар (так еще называют их) есть одно преимущество – разновидности.

Классификация ведется по жанровой направленности, для которой создавались инструменты. Американскую эстрадницу можно назвать бардовской гитарой.

С подробной сравнительной характеристикой можете ознакомиться в таблице:

Сравнительный критерий Классика Акустика
Виды Универсальный вариант, могут подразделяться по виду материала, из которого изготовлен корпус и гриф, есть вид фламенковых моделей Разделяется по форме корпуса, названия модели даны в честь стилей, для которых подходит акустика: джамбо, дредноут и вестерн
Размер деки Небольшой корпус Крупный размер деки
Струны Нейлоновые, мягкие Металлические
Гриф Широкий Узкий
Способ игры Используется щипковая техника, звукоизвлечение только пальцами Можно играть не только пальцами, но и медиатором
Качество звука Мягкий бархатный тембр, благородное звучание Звонкий звук с металлическим призвуком
Достоинства Легче освоить новичку, мягкие струны уменьшают травматичность подушечек пальцев, можно исполнять любые произведения и стоимость за гитару ниже Подходит для эстрадного выступления, можно играть разными приемами игры и приспособлениями, подключить некоторые виды инструментов легче
Недостатки Не подходит для создания определенного сценического образа певца Стоит дороже, нельзя исполнять классические произведения

Какие бывают разновидности гитар по количеству струн, размеру и стилю музыки

Любимую гитару можно сделать не только шестиструнной, но и из 7, 8, даже 12 проволок.

Инструменты такие предназначены для исполнения различных стилей музыки как фолк, бардовские произведения и т.д.

Важно! У каждого вида гитар свой строй и размер. Отличаются они по весу, стилю, количеству струн.

Для детей, которые занимаются в музыкальной школе и изучают классический репертуар произведений, приобретают обычные модели. Акустика в основном покупается взрослой аудиторией.

Видов и моделей инструментов огромное количество, рассмотрим основные из них:

  1. Классика. Предназначена для щипкового звукоизвлечения, на ней 6 струн, которые сделаны из синтетического материала.

    Диапазон и строй совпадает с акустическим инструментом. Такая гитара появилась в 18 веке, стиль произведений – от барокко до попсовых жанров.

  2. Акустика. Имеет несколько разновидностей: фолк, джамбо и дредноут. Каждому названию соответствует свой стиль музыки.

    Отличаются модели пропорциями. Гриф в акустике тоньше, деку можно подключить к звукоусилителю. Также к подвидам относят укулеле, 7 струнную и 12 струнную гитару.

  3. Электрогитара. Этот инструмент давно покорил сердца рок-музыкантов, ведь в большинстве случаев мы видим ее на сцене у Юрия Шевчука или Джона Майера.

    Классифицируются модели в зависимости от исполняемой партии: соло, бас, ритм-гитара и т.д.

Отдельной группой можно поставить электроакустическую гитару, которая является своеобразным гибридом между акустикой и электрогитарой. Модели фламенко можно отнести к группе классических моделей.

Разница между электроакустической и электрогитарой

Разница между этими инструментами есть – и существенная.

Электроакустическая гитара представляет собой эстрадную модель, к которой подключается джек и вставляется пьезосниматель. Звучать эстрада может и без подзвучки.

А электроинструмент подразумевает наличие комбика, на модели исполняются произведения не только за счет звучания, но и эффектов.

Отключить от акустики кабель, и она превращается в свою стандартную прародительницу.

Отличия между укулеле и классической гитарой

Маленькая гавайская гитара в руках у милой девушки звучит волшебно. Но не стоит надеяться, что взяв в руки укулеле, начинающий гитарист сможет исполнить свои любимые пьесы.

Есть несколько отличий, которые не позволят этого сделать:

  • Размер. Очевидное отличие. Маленькая гитара может быть в 2 раза меньше классики.
  • Количество струн. На укулеле их всего 4.
  • Строй. Но здесь могут быть варианты, в зависимости от модели: сопрано, баритон и т.д.
  • Количество ладов. На укулеле их меньше.
  • Стоимость. Купить маленькую модель можно почти в 2 раза дешевле.

Также стоит отметить, что самый высокий звук – это четвертая струна, а низкий – первая. У классики совершенно обратная ситуация, поэтому у гитариста возникнут проблемы при изучении маленького грифа.

Важно! Укулеле – модель, предназначенная для исполнения песен. Классика имеет широкий репертуар.

Разница между басом и электрогитарой

Еще одни родственники, которые часто в джаз-бэнде стоят недалеко друг от друга – это электрогитара и бас.

Отличаются они в основном возможностями исполнения и предназначением.

Основная разница:

  • Количество струн и строй. На басу их всего четыре.
  • Приемы исполнения. Электрогитара – несомненный лидер по использованию технических средств.
  • Предназначения. Электрогитара обычно играет партию соло, а бас – аккомпанирующая педаль.
  • Внешний вид. Отличаются размерами грифа и корпуса.
  • Прародители. Отцом электроинструмента считается гитара, а бас произошел от контрабаса.
  • Толщина струн. Для баса нужен калибр больше.

Какая гитара импонирует вам больше? Выберите свою модель, чтобы осваивать большие музыкальные горизонты.

Полезное видео

Сравнение классической и акустической гитары.

В современном мире изготавливают большое количество струнных инструментов, и все они предназначены для разных целей, даже если с виду похожи друг на друга. Иногда отличий между двумя, внешне похожими инструментам, гораздо больше чем, к примеру, между лисицей и волком. Сегодня мы будем сравнивать два совершенно разных вида гитар. Итак, в чём же разница между акустической и классической гитарой? (На самом деле, и та и другая гитара являются акустическими по звуковым свойствам. Просто со временем за эстрадной гитарой закрепилось название “акустика”).

Внешний вид и строение

Иногда внешние сходства этих гитар заставляют новичков их путать, но первое впечатление обманчиво. Если осмотреть оба инструмента внимательно, можно найти следующие отличия:

1. У гитары вестерн (акустической) корпус немного больше и массивней, чем у классической (испанской).
2. Гриф классической гитары шире, для удобного передвижения пальцев левой руки. А у вестерн - уже, что способствует более лёгкой игре аккордами.
3. На «испанке» отсутствует пластмассовая накладка на корпусе (впрочем, акустика её тоже может не иметь, поэтому это не главное их внешнее отличие).
4. В грифе гитар классического типа нет металлического стержня (анкера), и это ещё одна из причин, по которой он гораздо шире и толще.
5. У акустики часто встречается вырез в корпусе, для удобной игры на последних ладах (высоких нотах).
6. Главное различие - материал, из которого изготовлены струны. На классических гитарах установлены нейлоновые струны, а на вестерн - металлические.

Способы извлечения звука. Звучание

«Испанка» предназначена для пальцевой игры, медиатор применяют крайне редко, так как мягкость нейлоновых струн не позволит сыграть, к примеру, переменным штрихом. В истории музыки встречаются гитаристы, использующие всё подряд, начиная от ногтей, заканчивая смычком, но всё это единичные случаи, на которые не стоит ровняться. Нейлоновые струны в сочетании с пальцевой игрой дают мягкий и приятный тембр.

Акустическая гитара, в плане методов извлечения звука, не ограничена. Играть на таком инструменте разрешено всем: пальцами, медиатором, фингерпиками, ногтями, монеткой, и всем, что удобно держать в руке. Металлические струны и объёмный корпус позволяют добыть яркий акустический звук.

Предназначение и применение

Акустики используют для игры разного жанра музыки, такой тип гитар популярен у рок-музыкантов, исполнителей шансона, блюза и других. Громкие металлические струны отлично подойдут для игры аккомпанемента аккордами, так и соло партий. Гитарист чаще всего предпочитает выступать стоя, поэтому под этот инструмент производят специальные ремни, которые поддерживают инструмент навесу.

Испанская гитара отлично подойдёт для исполнения классической музыки. Игре на таком инструменте обучают в высших музыкальных учреждениях и музыкальных школах. Применяется гитара в оркестрах и для эстрадного исполнения. В большинстве случаев игра на классической гитаре происходит в позе сидя. В этот момент гитарист держит инструмент на левом колене, а под этой ногой находится подставка для удобной посадки.

Техника

Для левой руки практически одинаковые техники исполнения, но у вестерн всё же больше применяемых приёмов. В случае правой руки всё гораздо иначе. Классические гитары чаще всего используют следующие техники: фламенко, пиццикато, барток, тамбор, кампанелла и другие. Все эти приёмы выполняются рукой (пальцами), без применений медиатора.

Акустика предпочитает: аккордовую технику, игру медиатором, пальцевую / фингерстайл, слэп, тэппинг, фортепианную технику, расгеадо и т. д.

Запись нот для гитары и табулатуры

Мои подписчики меня часто спрашивают подойдут ли мои табы и ноты песен для гитары на классику, если я исполняю их на акустической гитаре. В плане записи нот для гитары, обозначений, табов никакой разницы между акустической и классической гитарами нет. Всё так же. Отличия в первую очередь связаны со звуком. К примеру, в таких моих переложениях как Behind Blue Eyes или В последнюю осень и некоторых других, есть игра боем. Нейлоновые струны не предназначены для игры боем, соответственно звук будет менее ярким чем на металлических струнах.

Ещё один нюанс заключается в ширине грифа. На акустике гриф уже, и некоторые аккорды будет легче зажать чем на классической, т.к. струны расположены ближе друг ко другу. Но здесь есть и обратная сторона медали. На акустической гитаре из-за близости струн друг к другу, бывает такое, что пальцы заглушают звук соседней струны, задевая её. На классической гитаре этой проблемы нет. Вывод такой. Любые табы и ноты для гитары, которые есть на моём сайте, подойдут для любой гитары, кстати, даже для электро.

Давайте подытожим. Оба инструмента, представленных в сравнении, имеют свою историю возникновения, свои, особые методы исполнения, а также разницу в способе извлечения звука. Но в тоже время, эти две разновидности гитар имеют и много общего. И в некоторых случаях могут иметь взаимозаменяемость.
На этой вы сможете скачать как ноты песен для акустической гитары, так и классические переложения известных композиторов.

Многие начинающие гитаристы при выборе гитары не знают, какой именно выбрать инструмент. Они задаются вопросом - Чем отличается электрогитара от акустической ? Что лучше выбрать? В этой статье не будет никаких уроков, мы просто поговорим об отличиях этих инструментов.

Конечно, самое главное отличие электрогитары от акустики - звук. Электрогитара чаще используется для рок музыки (и ее многочисленных направлений).

Электрогитара и акустика происходят из одного инструмента - гитары. Но, не смотря на это, они имеют различное строение, различное предназначение.


Как превратить акустику в электрогитару?

Обычную акустическую гитару, при желании, можно превратить в электрогитару, хоть и не полностью. Начнем с того, что в музыкальных магазинах продаются полуакустические и электроакустические гитары.

Похожа на акустику, но она имеет специальный пьезозвукосниматель, с помощью которого такую гитару можно подключить к компьютеру.

Такая гитара по своему типу акустическая. Но ее применяют на концертах, ведь ее можно подключить к аппаратуре, поэтому звук будет громкий и будет слышен зрителям. При желании, с помощью аппаратуры на электроакустическую гитару можно повесить различные эффекты.

Полуакустическая гитара внешне больше похожа на электрогитару. Но звук в ней издается (как и в акустике) с помощью полостей внутри корпуса. Вместо розетки (круглое отверстие в акустической гитаре) в полуакустической используются отверстия, которые называются "эфами" (так назвали, потому что они похожи на английскую букву f).

Такую гитару обычно используют в таких направлениях музыки, как блюз, джаз, рон-н-ролл.

Отдельный звукосниматель на акустику

К аппаратуре (например, к компьютеру) можно подключить и обычную акустическую гитару. Для этого существуют специальные звукосниматели, которые крепятся к корпусу гитары в области розетки.

Почитать об этом подробнее можно в статье " ". Таким образом гитара подключается к компьютеру, а через специальные музыкальные программы на гитару можно повесить любой эффект, например, дисторшн (как в электрогитаре, когда играют рок или метал).

Какую гитару выбрать?

Конечно, прежде всего, если Вы задаетесь вопросом "Какую гитару выбрать - акустическую или электро?", то Вам нужно понять, для каких целей приобретается инструмент. Если Вы просто хотите простые песни, то приобретите акустическую гитару. Будет меньше хлопот, аппаратура никакая не понадобится, можно брать такой инструмент с собой куда угодно. Ну и, конечно, меньше денег потратите.

Также, если говорить об акустике, то существует два вида таких гитар: акустическая и классическая гитара . Это все акустические инструменты, но они имеют отличия. Почитать об этом можно тут: "

Когда со мной связываются потенциальные ученики, как правило, они рассказывают некую краткую предысторию о том, что именно их привело к преподавателю. Все эти истории достаточно разные, однако, за время своей профессиональной деятельности я стал замечать в них общие черты. В данной статье я бы хотел остановиться на одной из часто описываемых потенциальными учениками ситуаций: «Я очень хочу научиться играть на электрогитаре, но у меня есть проблема. Я никогда не играл на акустической (классической) гитаре, а многие говорят, да и я сам читал разные статьи о том, что прежде чем учиться играть на электрогитаре, надо освоить азы на акустике или классике. Но меня акустическая или классическая гитары вообще не привлекают, а вот электрогитара наоборот. Насколько критично отсутствие умения играть на акустической (классической) гитаре для того, чтобы начать обучение на электрогитаре?»

Дело в том, что классическая гитара, акустическая гитара и электрогитара — три абсолютно разных музыкальных инструмента, отличающихся не только по звуку, а еще и по своему функционалу. Следовательно, они различаются и по технике звукоизвлечения. Чтобы было понятнее, приведу в пример парочку аналогий. Если человек захотел научиться водить легковой автомобиль и с этой целью пришел в автошколу, вряд ли тамошние преподаватели будут ему предлагать пройти обучение езде на мотоцикле или на самосвале. Несмотря на то, что данные виды транспорта ездят по одним дорогам, они все-таки кардинально друг от друга отличаются. Точно так же люди, желающие заниматься боксом, скорее всего, не станут обращаться к тренеру по греко-римской борьбе, так как очевидно, что это два абсолютно разных вида единоборств. И если данные утверждения практически ни у кого сомнения не вызывают, то с гитарами, дело обстоит совершенно иначе.

К сожалению, достаточно большое количество людей действительно не понимают разницы между классической, акустической и электрогитарой. Конечно же, достаточно много людей отдают себе отчет в том, что вышеперечисленные инструменты мало чем пересекаются. Однако среди них есть убежденные в том, что нельзя приступать к обучению игре на электрогитаре, не научившись играть на акустике или классике. Со всей ответственностью смею заверить, что данные убеждения являются исключительно стереотипом и не представляют собой никакой информационной ценности. Следование этим необоснованным домыслам является грубой ошибкой, которая не приведет ни к чему, кроме как к потерянным впустую средствам и времени. Откуда берется данный стереотип, вопрос второй. Кто-то прочитал в интернете, кто-то догадался сам, кому-то это объяснял преподаватель, который либо некомпетентен и сам верит в эту чушь, либо просто мошенник, пытающийся продержать у себя ученика как можно дольше любой ценой.

На самом деле, ни малейшей связи между акустической, классической и электрогитарой нет, за исключением количества струн (и то не всегда). Как уже говорилось ранее, каждый из этих музыкальных инструментов имеет свои специфику и функционал, которые накладывают на него определенные особенности, выражающиеся в технике звукоизвлечения. То есть, если музыкант хорошо владеет, например, акустической гитарой, это отнюдь не означает, что он без подготовки сможет овладеть электрогитарой или классической гитарой.

Различия между гитарами по технике звукоизвлечения

Чем же электрогитара отличается от акустической и классической? Возьмем, к примеру, такой параметр как чистота звукоизвлечения. Электрогитара, в отличие от акустики или классики, по сути, представляет собой гиперчувствительный инструмент, так как в подавляющем большинстве случаев ее используют при игре на перегрузе. Она настолько чувствительна, что требует постоянного тотального контроля за глушением лишних струн. Ярковыраженная грязная игра на акустической или классической гитаре подразумевает прямую атаку лишних струн вместо/вместе с игровыми. С электрогитарой все гораздо сложнее. Даже если медиатор бьет по игровым струнам идеально точно, лишние струны в случае отсутствие глушения все равно будут резонировать, что мгновенно будет слышно из динамика комбика в виде кучи грязи и всевозможных призвуков. Именно поэтому одной из главных проблем, встречающихся на пути начинающих электрогитаристов является чистое звукоизвлечение. На акустической и классической гитарах возникновение таких ситуаций также возможно, однако оно не будет столь очевидным для людей с неразвитым слухом. Чтобы научиться слышать на акустике и классике резонирование соседних струн и наложение не созвучных (диссонирующих) нот, вызванное побочной вибрацией лишних струн, нужен определенный опыт игры на данных музыкальных инструментах, которого у новичков, конечно же, нет. Следовательно, руки при игре на разнотипных гитарах будут работать в совершенно ином режиме.

Очевидно, что рассчитывать на чистую игру на электрогитаре, обучаясь при этом только на классике или акустике, не стоит. Это абсолютно не означает, что электрогитара лучше акустической или классической — они просто разные. А вот какая из них лучше (вернее будет сказать, больше нравится), должен решать каждый сам за себя, опираясь при этом исключительно на вкусовые (музыкальные) предпочтения. По-другому ответить на столь субъективный вопрос невозможно.

Об универсальности преподавателей

Пример с чистым звукоизвлечением является лишь одним из множества параметров, так или иначе, по-своему трактующимся при игре на разнотипных гитарах. И каждый параметр вносит существенные коррективы в технику игры на данных инструментах. Значимость этих различий я лично прочувствовал на себе в 2003 году, когда, отучившись три года по специальности «классическая гитара» у одного из лучших преподавателей России Леонида Резника, я не смог совладать с электрогитарой, потратив уйму времени на тщетные попытки самостоятельного освоения этого музыкального инструмента. Впоследствии в период с 2004 по 2006 год мне удалось пройти полный курс обучения игре на электрогитаре у одного из лучших и самых востребованных преподавателей Москвы Юрия Сергеева.

В жизни я всегда стараюсь с осторожностью относиться к универсальным решениям. Какие бы ни были распрекрасные современные смартфоны, они никогда не будут записывать звук так, как это сделает отдельный хороший микрофон, никогда не сфотографируют так же качественно, как это сделает достойный зеркальный фотоаппарат, не зазвучат так, как это сделает адекватная акустическая система и т.д. Как бы ни цинично это прозвучало, на мой взгляд, со специалистами ситуация аналогичная. Чем универсальнее специалист, тем хуже он выполняет каждую из своих функций. Это относится и к музыкантам, и к преподавателям. Однако и в данном правиле могут быть исключения (и я знаком с людьми, продемонстрировавшими это на личном примере), но они возможны только при выполнении ряда определенных требований.

Конечно же, одним из необходимых требований является умение достойно играть на музыкальном инструменте. Но, как известно, хороший музыкант далеко не всегда является хорошим преподавателем. В моем понимании, компетентность преподавателя заключается, прежде всего, в наличии у него программы обучения игре именно на том музыкальном инструменте, уроки которого он предлагает. Напомню, что под программой обучения в моем понимании подразумевается целый комплекс учебно-методических элементов, выполнение которых направлено на достижение конкретных результатов в освоении определенного музыкального инструмента. Не трудно догадаться, что раз классическая, акустическая и электрогитара настолько сильно отличаются друг от друга, то и программы обучения игре на данных инструментах мало в чем будут совпадать.

Достаточно давно я принял решение связать свою профессиональную карьеру именно с электрогитарой. Несколько лет назад мне удалось составить и откатать свою программу обучения , которая является основой моей нынешней преподавательской деятельности. Разработка программы обучения в моем понимании представляет собой кропотливый труд, требующий определенного количества времени, преподавательского опыта, стабильного потока учеников, сбора статистических данных, систематического анализа полученных результатов, на основе которого программа будет модернизироваться и т.д. и т.п. По моему глубокому убеждению, чтобы преподавать на другом музыкальном инструменте, не превратившись при этом в очередного «универсального» в плохом смысле слова специалиста, необходимо будет пройти весь этот путь с самого начала.

Заключение

Не секрет, что труд разнорабочего оплачивается гораздо меньше, чем труд специалиста узкого профиля. Совпадение? Нет, скорей объективная закономерность. Обучать боксу должен боксер, ездить на легковом автомобиле — инструктор с правами категории «B»... Совершенно точно, музыка и уж тем более преподавательская деятельность исключением здесь не является. Поэтому если есть желание освоить акустическую гитару, настоятельно рекомендую обратиться к преподавателю по игре на акустической гитаре. Если есть желание познать классическую гитару, ищите преподавателя специализирующегося на классической гитаре. А если вы мечтаете научиться играть на электрогитаре, то я к вашим услугам!